1 февраля 1927 года родился Борис Петрович СВЕШНИКОВ (в Москве), русский живописец, график, книжный...
1 февраля
1 февраля
1927 года родился Борис Петрович СВЕШНИКОВ (в Москве), русский живописец, график, книжный иллюстратор. Относится к «неофициальному» советскому искусству – героическому движению художников-нонконформистов 1960-х годов.
Известен, прежде всего, своей «лагерной сюитой» (или «Гулаг-артом»), которая произвела сенсацию на одноименных выставках «творчества в лагерях и ссылках».
Мир живописи Свешникова – это обостренное чувство хрупкого состояния человеческого одиночества. Сказочно-мистичный, трагичный и вместе с тем неувядаемо-тонкий, созданный в изощренной технике пуантели, это мир отверженных обществом чудаков, бродяг, «зеков» – людей сложной судьбы. Его можно назвать последним русским романтиком ХХ века.
* * * * *
В феврале 1946 года во время учёбы в Московском институте прикладного и декоративного искусства, Борис вместе с группой студентов был арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде», отбыл восемь лет в лагерях (Ухта, Коми АССР), работал в одной бригаде со Львом Кропивницким, был на грани истощения («доходяга»).
Там Свешников писал там тайком, на обрезках холста, наволочках и простынях в мрачных тонах, напоминающих «черные» серии Ф. Гойи, работы А. Маньяско и поздний маньеризм Тициана. Для него лагерный срок был временем абсурдной независимости. «Это было абсолютно свободное творчество, – вспоминал он, – я получал свою пайку хлеба и писал что хотел. Никто не руководил мной. Никто не проявлял ко мне никакого интереса».
Главным же его произведением явился огромный цикл лагерных рисунков (в его излюбленной технике перового рисунка тушью). Тонким, каллиграфически-точным штрихом написаны снежные поля или мрачные залы, где маячат мелкие фигурки заключенных и стражников. Это некая потусторонняя «гофманиада», пребывающая в вечном магическом трансе и в то же время – в вечной мечте о недосягаемой свободе, воплощенной в безбрежных зимних просторах.
Выйдя из лагеря на свободу, Борис Свешников поселился в Тарусе, манера его письма изменилась, став более лиричной, на смену мрачным тонам пришли более светлые, воздушные. После реабилитации в 1956 году он переехал в Москву, как раз в то время, когда наряду с официальным искусством появилось искусство неофициальное, нонконформистское.
Мистические пространства картин живописца восхищали не только друзей по «лианозовской группе», но и более молодых художников-концептуалистов. Упорный и кропотливый труд, благородные и гармоничные образы Свешникова вывели его в ряд крупных мастеров.
В столице художник работал для Гослитиздата, где создал множество иллюстраций к книгам И. Гёте, Э. Гофмана, Х. Андерсена, братьев Гримм, М. Метерлинка, К. Паустовского, Я. Седерберга, Т. Мура, Я. Врхлицкого и других писателей. Многое роднит его книжную графику с таким представителем романтизма 1930-х годов, как М.К. Соколов. Тогда же, в 1950-1960-х годах, он создал графический цикл «Альбом для рисования», еще более фантастико-гротескный и в меньшей степени связанный с лагерной темой (издан в 1996 году).
Свешников стал одним из крупнейших и наиболее авторитетных представителей «неофициального» искусства 1950-1980-х годов. Он создал тысячи рисунков, его художественное наследие насчитывает более 20 графических альбомов.
Работы мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства, Музее современного русского искусства в Джерси-сити и Музее Циммерли университета Рутгерса (США) и других коллекциях.
Скончался Борис Петрович СВЕШНИКОВ 6 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
-------------------------------------------------
Смотри подробнее «Русский художник Свешников Борис Петрович. Инакомыслие» по ссылке: https://www.liveinternet.ru/community/3299606/post193687849
1927 года родился Борис Петрович СВЕШНИКОВ (в Москве), русский живописец, график, книжный иллюстратор. Относится к «неофициальному» советскому искусству – героическому движению художников-нонконформистов 1960-х годов.
Известен, прежде всего, своей «лагерной сюитой» (или «Гулаг-артом»), которая произвела сенсацию на одноименных выставках «творчества в лагерях и ссылках».
Мир живописи Свешникова – это обостренное чувство хрупкого состояния человеческого одиночества. Сказочно-мистичный, трагичный и вместе с тем неувядаемо-тонкий, созданный в изощренной технике пуантели, это мир отверженных обществом чудаков, бродяг, «зеков» – людей сложной судьбы. Его можно назвать последним русским романтиком ХХ века.
* * * * *
В феврале 1946 года во время учёбы в Московском институте прикладного и декоративного искусства, Борис вместе с группой студентов был арестован по обвинению в «антисоветской пропаганде», отбыл восемь лет в лагерях (Ухта, Коми АССР), работал в одной бригаде со Львом Кропивницким, был на грани истощения («доходяга»).
Там Свешников писал там тайком, на обрезках холста, наволочках и простынях в мрачных тонах, напоминающих «черные» серии Ф. Гойи, работы А. Маньяско и поздний маньеризм Тициана. Для него лагерный срок был временем абсурдной независимости. «Это было абсолютно свободное творчество, – вспоминал он, – я получал свою пайку хлеба и писал что хотел. Никто не руководил мной. Никто не проявлял ко мне никакого интереса».
Главным же его произведением явился огромный цикл лагерных рисунков (в его излюбленной технике перового рисунка тушью). Тонким, каллиграфически-точным штрихом написаны снежные поля или мрачные залы, где маячат мелкие фигурки заключенных и стражников. Это некая потусторонняя «гофманиада», пребывающая в вечном магическом трансе и в то же время – в вечной мечте о недосягаемой свободе, воплощенной в безбрежных зимних просторах.
Выйдя из лагеря на свободу, Борис Свешников поселился в Тарусе, манера его письма изменилась, став более лиричной, на смену мрачным тонам пришли более светлые, воздушные. После реабилитации в 1956 году он переехал в Москву, как раз в то время, когда наряду с официальным искусством появилось искусство неофициальное, нонконформистское.
Мистические пространства картин живописца восхищали не только друзей по «лианозовской группе», но и более молодых художников-концептуалистов. Упорный и кропотливый труд, благородные и гармоничные образы Свешникова вывели его в ряд крупных мастеров.
В столице художник работал для Гослитиздата, где создал множество иллюстраций к книгам И. Гёте, Э. Гофмана, Х. Андерсена, братьев Гримм, М. Метерлинка, К. Паустовского, Я. Седерберга, Т. Мура, Я. Врхлицкого и других писателей. Многое роднит его книжную графику с таким представителем романтизма 1930-х годов, как М.К. Соколов. Тогда же, в 1950-1960-х годах, он создал графический цикл «Альбом для рисования», еще более фантастико-гротескный и в меньшей степени связанный с лагерной темой (издан в 1996 году).
Свешников стал одним из крупнейших и наиболее авторитетных представителей «неофициального» искусства 1950-1980-х годов. Он создал тысячи рисунков, его художественное наследие насчитывает более 20 графических альбомов.
Работы мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства, Музее современного русского искусства в Джерси-сити и Музее Циммерли университета Рутгерса (США) и других коллекциях.
Скончался Борис Петрович СВЕШНИКОВ 6 октября 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
-------------------------------------------------
Смотри подробнее «Русский художник Свешников Борис Петрович. Инакомыслие» по ссылке: https://www.liveinternet.ru/community/3299606/post193687849