9 августа В 1895 году родился Леонид Фёдорович Мясин (в Москве), танцовщик и хореограф. Окончив в 19...
9 августа
9 августа
В 1895 году родился Леонид Фёдорович Мясин (в Москве), танцовщик и хореограф.
Окончив в 1912 году Московское театральное училище, был зачислен в кордебалет Большого театра. Параллельно с большим успехом выступал в Малом театре. На него обратил внимание Сергей Дягилев, собиравший для своих «Русских сезонов» в Париже лучших артистов.
В январе 1914 года Мясин по приглашению Дягилева переехал в Париж, где вскоре занял положение первого танцовщика его труппы. В дягилевской антрепризе пришелец оказался единственным москвичом, его исполнительский стиль отличался праздничной театральностью и безудержным темпераментом. Он великолепно исполнил партию Иосифа в балете «Легенда об Иосифе» Михаила Фокина и покорил парижскую публику. Удалась ему и партия Петрушки в фокинском «Петрушке».
Дягилев рано распознал и хореографический талант своего подопечного, сделав молодого Мясина, едва перешагнувшего порог 20-летия, главным хореографом «Русских сезонов». Мясин дебютировал как балетмейстер в 1915 году балетом «Полночное солнце» на музыку Римского-Корсакова.
В 1917 году в Риме состоялась премьера балета Мясина «Женщина в хорошем настроении» на музыку Д. Скарлатти в декорациях Л. Бакста. Главные партии исполнили Э. Чекетти с супругой и сам Мясин.
В том же году Мясин поставил балет «Парад» на музыку экстравагантного французского композитора Э. Сати. Авторы отказались от традиционных балетных образов и сюжетов, зато использовали все самое передовое и неожиданное: в музыке это был рев самолета и треск пишущей машинки, в декорациях и костюмах – эксперименты Пикассо в стиле кубизма (для него это был дебют в балетном театре). «Парад» своей эпатажностью вызвал скандал.
Уже в Лондоне Мясин поставил балет «Треуголка» на музыку испанца Мануэля де Фалья. Оформление опять доверили Пикассо. На главную партию Дягилев пригласил испанского танцовщика Ф. Фернандеса. Для работы над балетом Мясин, де Фалья и Фернандес на 3 месяца уехали в Испанию. Но случалась беда – танцовщик сошел с ума. На премьере главную партию исполнил сам хореограф, его партнершей была Тамара Карсавина.
Кроме того, Мясин поставил балет «Волшебная лавка» на музыку неизданных пьес Россини. Благодаря роли пылкого мельника в «Треуголке» и роли канканиста в «Волшебной лавке» (прообразом этого персонажа стал известный танцор из «Мулен Руж» Валантен, прозванный за гибкость «Бескостным»), Мясин приобрел европейскую известность как выдающийся танцор.
В 1920 году Мясин поставил «Пульчинеллу» на музыку Дж. Перголези (в обработке И. Стравинского) и свою версию «Весны священной». А еще – женился на балерине Вере Савиной, что привело к разрыву с Дягилевым.
Оставшись без дягилевской поддержки, Мясин создал свою школу в Англии. В 1924 году он поставил балеты «Меркурий», «Салат», «Прекрасный Дунай», «Школа танца». А в 1925 году сотрудничество с Дягилевым возобновилось. Ненадолго – на 3 года, за которые были поставлены 3 балета, в т.ч. «Стальной скок» на музыку Прокофьева. Какое-то время Мясин работал с труппой Иды Рубинштейн, где поставил балеты «Давид» и «Амфион». В 1932 году поставил для Дягилева «Детские игры» на музыку Бизе.
После смерти Дягилева, в 1933 году Мясин возглавил труппу «Русский балет Монте-Карло», где собрались бывшие дягилевцы и молодежь. С ней он создал несколько балетов-симфоний – «Предзнаменования», «Хореартиум», «Фантастическая симфония» на музыку Чайковского, Брамса и Берлиоза. Он считал «балет-симфонию» своим собственным жанром, тяготеющим к обобщенным образам и отсутствию литературного сюжета. Огромное значение Мясин придавал костюмам. Развивая свои идеи, в 1938 году он поставил «Седьмую симфонию» на музыку Бетховена.
Он услышал в музыке движение почвенных пластов и водных масс, создание рек и долин, библейские мотивы – появление Адама, Евы, Змея-искусителя, Каина и Авеля, образы олимпийских богов, гибель мира в огне. Год спустя он попытался в балете «Красное и Черное» на музыку Первой симфонии Шостаковича передать идею через цвет: белый (солисты), черный (смерть), красный (материализм), желтый (злоба), синий (природа).
В 1939 году начался американский период в творчестве Леонида Мясина. Он сотрудничал с труппой Роберта Джоффри, работал над симфоническими балетами, привлекал к постановкам Сальвадора Дали, воспринимая сюрреализм как подсознательный источник искусства. Работы того времени – «Вакханалия» на музыку Вагнера, «Нью-йоркер» на музыку Гершвина, «Саратога» на музыку Вейнбергера и «Лабиринт» на музыку Седьмой симфонии Шуберта.
Американцы сравнивали его с Джорджем Баланчиным. Но симфонические балеты Мясина отличались от бессюжетных постановок Баланчина иллюстративностью. Один передавал дух музыки, другой расшифровывал ее образы. Ставя балет, Мясин ориентировался на эмоции, живописные картины и персонажей, которые рождала в его сознании музыка.
С 1947 года Мясин работал главным образом в Европе, его приглашали самые известные театры. В «Сэдлерс-Уэллс балле» он поставил «Симфонию «Часы» на музыку Гайдна, в «Балете Елисейских Полей» – «Художник и его модель» на музыку Орика. В Бостоне – премьера балета «Гарольд в Италии» на музыку Берлиоза, в Милане – балетов «Марио и волшебник» и «Дон Жуан»…
Мясину принадлежала хореография фильмов-балетов «Красные башмачки», «Сказки Гофмана», «Неаполитанская карусель». Он успел поработать балетмейстером в труппах «Опера комик» (Франция), «Балле тиэтр» (США), «Ла Скала» (Италия). В 1960 году он поставил балет «Человеческая комедия» по «Декамерону» Боккаччо на фестивале Нерви в Италии.
Отдыхая летом 1917 года недалеко от Неаполя, Мясин увидел необитаемый скалистый остров в нескольких милях от побережья. Мясин за бесценок приобрел целый архипелаг. Острова Ле Галли на полвека стали домом, убежищем для Мясина и его семьи, его творческой лабораторией, его кабинетом. Здесь он написал свои воспоминания «Моя жизнь в балете», здесь продумывал свои искрометные постановки.
В последние годы жизни Мясин создал балеты на религиозные темы. Проведя детство в монастырском городке Верхнем Посаде, в молодости увлекшись религиозной живописью итальянского Возрождения, он довольно рано обратился к этой теме. Замысел балета «Литургия», к сожалению, неосуществленного, относится к 1914 году. В тридцатых годах Мясин обратился к созданию балета о жизни святого Франциска Ассизского – «Достославное видение», а в 1952 году поставил балет «Laudes Evangelii», который имел грандиозный успех и исполнялся в течение 10 лет. Затем появился балет «Воскресение и жизнь» на аранжировку музыки Монтеверди и Габриели: в нём, хотя сюжет по-прежнему основывался на евангельских событиях, были отобраны другие, нежели в «Laudes Evangelii», эпизоды. В 1957 году был поставлен балет «Евангелисты» на старинную музыку.
Скончался Леонид Фёдорович Мясин 15 марта 1979 года в немецком городе Боркен.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_августа #М__
В 1895 году родился Леонид Фёдорович Мясин (в Москве), танцовщик и хореограф.
Окончив в 1912 году Московское театральное училище, был зачислен в кордебалет Большого театра. Параллельно с большим успехом выступал в Малом театре. На него обратил внимание Сергей Дягилев, собиравший для своих «Русских сезонов» в Париже лучших артистов.
В январе 1914 года Мясин по приглашению Дягилева переехал в Париж, где вскоре занял положение первого танцовщика его труппы. В дягилевской антрепризе пришелец оказался единственным москвичом, его исполнительский стиль отличался праздничной театральностью и безудержным темпераментом. Он великолепно исполнил партию Иосифа в балете «Легенда об Иосифе» Михаила Фокина и покорил парижскую публику. Удалась ему и партия Петрушки в фокинском «Петрушке».
Дягилев рано распознал и хореографический талант своего подопечного, сделав молодого Мясина, едва перешагнувшего порог 20-летия, главным хореографом «Русских сезонов». Мясин дебютировал как балетмейстер в 1915 году балетом «Полночное солнце» на музыку Римского-Корсакова.
В 1917 году в Риме состоялась премьера балета Мясина «Женщина в хорошем настроении» на музыку Д. Скарлатти в декорациях Л. Бакста. Главные партии исполнили Э. Чекетти с супругой и сам Мясин.
В том же году Мясин поставил балет «Парад» на музыку экстравагантного французского композитора Э. Сати. Авторы отказались от традиционных балетных образов и сюжетов, зато использовали все самое передовое и неожиданное: в музыке это был рев самолета и треск пишущей машинки, в декорациях и костюмах – эксперименты Пикассо в стиле кубизма (для него это был дебют в балетном театре). «Парад» своей эпатажностью вызвал скандал.
Уже в Лондоне Мясин поставил балет «Треуголка» на музыку испанца Мануэля де Фалья. Оформление опять доверили Пикассо. На главную партию Дягилев пригласил испанского танцовщика Ф. Фернандеса. Для работы над балетом Мясин, де Фалья и Фернандес на 3 месяца уехали в Испанию. Но случалась беда – танцовщик сошел с ума. На премьере главную партию исполнил сам хореограф, его партнершей была Тамара Карсавина.
Кроме того, Мясин поставил балет «Волшебная лавка» на музыку неизданных пьес Россини. Благодаря роли пылкого мельника в «Треуголке» и роли канканиста в «Волшебной лавке» (прообразом этого персонажа стал известный танцор из «Мулен Руж» Валантен, прозванный за гибкость «Бескостным»), Мясин приобрел европейскую известность как выдающийся танцор.
В 1920 году Мясин поставил «Пульчинеллу» на музыку Дж. Перголези (в обработке И. Стравинского) и свою версию «Весны священной». А еще – женился на балерине Вере Савиной, что привело к разрыву с Дягилевым.
Оставшись без дягилевской поддержки, Мясин создал свою школу в Англии. В 1924 году он поставил балеты «Меркурий», «Салат», «Прекрасный Дунай», «Школа танца». А в 1925 году сотрудничество с Дягилевым возобновилось. Ненадолго – на 3 года, за которые были поставлены 3 балета, в т.ч. «Стальной скок» на музыку Прокофьева. Какое-то время Мясин работал с труппой Иды Рубинштейн, где поставил балеты «Давид» и «Амфион». В 1932 году поставил для Дягилева «Детские игры» на музыку Бизе.
После смерти Дягилева, в 1933 году Мясин возглавил труппу «Русский балет Монте-Карло», где собрались бывшие дягилевцы и молодежь. С ней он создал несколько балетов-симфоний – «Предзнаменования», «Хореартиум», «Фантастическая симфония» на музыку Чайковского, Брамса и Берлиоза. Он считал «балет-симфонию» своим собственным жанром, тяготеющим к обобщенным образам и отсутствию литературного сюжета. Огромное значение Мясин придавал костюмам. Развивая свои идеи, в 1938 году он поставил «Седьмую симфонию» на музыку Бетховена.
Он услышал в музыке движение почвенных пластов и водных масс, создание рек и долин, библейские мотивы – появление Адама, Евы, Змея-искусителя, Каина и Авеля, образы олимпийских богов, гибель мира в огне. Год спустя он попытался в балете «Красное и Черное» на музыку Первой симфонии Шостаковича передать идею через цвет: белый (солисты), черный (смерть), красный (материализм), желтый (злоба), синий (природа).
В 1939 году начался американский период в творчестве Леонида Мясина. Он сотрудничал с труппой Роберта Джоффри, работал над симфоническими балетами, привлекал к постановкам Сальвадора Дали, воспринимая сюрреализм как подсознательный источник искусства. Работы того времени – «Вакханалия» на музыку Вагнера, «Нью-йоркер» на музыку Гершвина, «Саратога» на музыку Вейнбергера и «Лабиринт» на музыку Седьмой симфонии Шуберта.
Американцы сравнивали его с Джорджем Баланчиным. Но симфонические балеты Мясина отличались от бессюжетных постановок Баланчина иллюстративностью. Один передавал дух музыки, другой расшифровывал ее образы. Ставя балет, Мясин ориентировался на эмоции, живописные картины и персонажей, которые рождала в его сознании музыка.
С 1947 года Мясин работал главным образом в Европе, его приглашали самые известные театры. В «Сэдлерс-Уэллс балле» он поставил «Симфонию «Часы» на музыку Гайдна, в «Балете Елисейских Полей» – «Художник и его модель» на музыку Орика. В Бостоне – премьера балета «Гарольд в Италии» на музыку Берлиоза, в Милане – балетов «Марио и волшебник» и «Дон Жуан»…
Мясину принадлежала хореография фильмов-балетов «Красные башмачки», «Сказки Гофмана», «Неаполитанская карусель». Он успел поработать балетмейстером в труппах «Опера комик» (Франция), «Балле тиэтр» (США), «Ла Скала» (Италия). В 1960 году он поставил балет «Человеческая комедия» по «Декамерону» Боккаччо на фестивале Нерви в Италии.
Отдыхая летом 1917 года недалеко от Неаполя, Мясин увидел необитаемый скалистый остров в нескольких милях от побережья. Мясин за бесценок приобрел целый архипелаг. Острова Ле Галли на полвека стали домом, убежищем для Мясина и его семьи, его творческой лабораторией, его кабинетом. Здесь он написал свои воспоминания «Моя жизнь в балете», здесь продумывал свои искрометные постановки.
В последние годы жизни Мясин создал балеты на религиозные темы. Проведя детство в монастырском городке Верхнем Посаде, в молодости увлекшись религиозной живописью итальянского Возрождения, он довольно рано обратился к этой теме. Замысел балета «Литургия», к сожалению, неосуществленного, относится к 1914 году. В тридцатых годах Мясин обратился к созданию балета о жизни святого Франциска Ассизского – «Достославное видение», а в 1952 году поставил балет «Laudes Evangelii», который имел грандиозный успех и исполнялся в течение 10 лет. Затем появился балет «Воскресение и жизнь» на аранжировку музыки Монтеверди и Габриели: в нём, хотя сюжет по-прежнему основывался на евангельских событиях, были отобраны другие, нежели в «Laudes Evangelii», эпизоды. В 1957 году был поставлен балет «Евангелисты» на старинную музыку.
Скончался Леонид Фёдорович Мясин 15 марта 1979 года в немецком городе Боркен.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_августа #М__