10 февраля 1930 года родился Вадим Игнатьевич КРАЕВ (в деревне Полушнур, Кировская область), русски...
10 марта
10 февраля
1930 года родился Вадим Игнатьевич КРАЕВ (в деревне Полушнур, Кировская область), русский советский художник-график, излюбленным жанром которого был пейзаж, изображающий природу и людей Севера – речные пейзажи. Заслуженный деятель искусств Коми АССР. Народный художник Республики Коми.
* * * * *
Живописи он обучался в Уральском училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле. С 1953 года стал работать в Сыктывкаре (Республика Коми), преподавал черчение и рисование.
Творческую деятельность Вадим Краев начинал как художник-живописец, но уже с начала 1960-х годов стал заниматься графикой, в основном работая в технике линогравюры. Его излюбленным жанром был пейзаж, изображающий природу и людей Севера.
В 1957 году он перешёл в Коми отделение художественного фонда, где работал художником. Вадима Игнатьевича интересовали особенности пейзажа разных климатических зон и времен года; существует несколько циклов его гравюр, изображающих природу разных регионов Республики Коми: Печорский цикл (линогравюры «Верхняя Печора», «Тихая Печора», «Окраина деревни на Печоре»); два больших цикла работ о Вычегде (линогравюры «На Вычегде», «Вычегодские стражи», «Вычегодские просторы», «Деревенька на Вычегде»); серии работ о природе Урала, Тимана (линогравюры «На реке Унье», «Над Тиманом», «У водораздела», «Поселок буровиков», «На Щугоре») и др.
Краев всегда оставался верным принципам реализма, достоверности в передаче как внешних, изобразительных, так и психологических деталей. Как художнику, ему были свойственны такие особенности творческой манеры, как лиризм, тонкость художественного восприятия, и в то же время сильно развитое монументально-эпическое начало.
Работая в технике линогравюры, Краев стремился максимально использовать ее особенности (яркие контрасты белого и черного – и различные оттенки этих цветов; выразительность, экспрессивность – или мягкость и плавность линий и штрихов, эффектность и насыщенность пятен) для передачи тончайших нюансов состояния природы. Его пейзажам свойственны масштабность, постоянное ощущение эпической протяженности северных просторов. Этот мотив присутствует во многих работах художника, стремящегося дать панорамный охват полей, лесов, холмов – наиболее характерных примет нашего пейзажа.
Интересны работы Краева, выполненные пером и тушью («Весенний перелет», «Высокая вода», «Дорога на буровую», «Туманное утро» и др.). По сравнению с линогравюрами они производят впечатление большей легкости, свободы, проникнуты светом и поэзией, тонким лирическим чувством, что в значительной степени обусловлено техникой.
От пейзажей, воспроизводящих непосредственные натурные наблюдения, со временем художник переходит к произведениям обобщающего характера.
Последний и значительный цикл Краева был посвящен памятникам церковной архитектуры на территории Коми края («Ульяново», «Прошлое села Небдино»). Занимался он также и книжной графикой, сотрудничал с книжным издательством.
Скончался Вадим Игнатьевич КРАЕВ 13 февраля 1995 года в Сыктывкаре.
1930 года родился Вадим Игнатьевич КРАЕВ (в деревне Полушнур, Кировская область), русский советский художник-график, излюбленным жанром которого был пейзаж, изображающий природу и людей Севера – речные пейзажи. Заслуженный деятель искусств Коми АССР. Народный художник Республики Коми.
* * * * *
Живописи он обучался в Уральском училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле. С 1953 года стал работать в Сыктывкаре (Республика Коми), преподавал черчение и рисование.
Творческую деятельность Вадим Краев начинал как художник-живописец, но уже с начала 1960-х годов стал заниматься графикой, в основном работая в технике линогравюры. Его излюбленным жанром был пейзаж, изображающий природу и людей Севера.
В 1957 году он перешёл в Коми отделение художественного фонда, где работал художником. Вадима Игнатьевича интересовали особенности пейзажа разных климатических зон и времен года; существует несколько циклов его гравюр, изображающих природу разных регионов Республики Коми: Печорский цикл (линогравюры «Верхняя Печора», «Тихая Печора», «Окраина деревни на Печоре»); два больших цикла работ о Вычегде (линогравюры «На Вычегде», «Вычегодские стражи», «Вычегодские просторы», «Деревенька на Вычегде»); серии работ о природе Урала, Тимана (линогравюры «На реке Унье», «Над Тиманом», «У водораздела», «Поселок буровиков», «На Щугоре») и др.
Краев всегда оставался верным принципам реализма, достоверности в передаче как внешних, изобразительных, так и психологических деталей. Как художнику, ему были свойственны такие особенности творческой манеры, как лиризм, тонкость художественного восприятия, и в то же время сильно развитое монументально-эпическое начало.
Работая в технике линогравюры, Краев стремился максимально использовать ее особенности (яркие контрасты белого и черного – и различные оттенки этих цветов; выразительность, экспрессивность – или мягкость и плавность линий и штрихов, эффектность и насыщенность пятен) для передачи тончайших нюансов состояния природы. Его пейзажам свойственны масштабность, постоянное ощущение эпической протяженности северных просторов. Этот мотив присутствует во многих работах художника, стремящегося дать панорамный охват полей, лесов, холмов – наиболее характерных примет нашего пейзажа.
Интересны работы Краева, выполненные пером и тушью («Весенний перелет», «Высокая вода», «Дорога на буровую», «Туманное утро» и др.). По сравнению с линогравюрами они производят впечатление большей легкости, свободы, проникнуты светом и поэзией, тонким лирическим чувством, что в значительной степени обусловлено техникой.
От пейзажей, воспроизводящих непосредственные натурные наблюдения, со временем художник переходит к произведениям обобщающего характера.
Последний и значительный цикл Краева был посвящен памятникам церковной архитектуры на территории Коми края («Ульяново», «Прошлое села Небдино»). Занимался он также и книжной графикой, сотрудничал с книжным издательством.
Скончался Вадим Игнатьевич КРАЕВ 13 февраля 1995 года в Сыктывкаре.