7 марта 1914 года родился Алексей Михайлович ГРИЦАЙ (в Санкт-Петербурге), русский советский живопис...
7 марта
7 марта
1914 года родился Алексей Михайлович ГРИЦАЙ (в Санкт-Петербурге), русский советский живописец, педагог, профессор, один из известнейших пейзажистов нашей страны. Академик АХ СССР. Народный художник СССР (1974). Лауреат трех Государственной премий СССР.
* * * * *
Выходец из дворянской семьи (его дед и отец были учителями), Алексей еще в школе обращал на себя внимание умением точно скопировать фотографию или репродукцию в учебнике, и потому систематически получал заказы от учителей на исполнение портретов известных писателей и ученых. Впрочем, тяга к искусству жила в нем с юных лет.
В известной степени его художественным наклонностям способствовала окружающая обстановка – соседями по их коммунальной квартире были творческие люди. Осознать же разницу между любительским и профессиональным подходом к искусству Грицаю помогла встреча с молодым графиком П. Любомудровым – впоследствии профессором Минского художественного института. Увидев его рисунки, он буквально потерял голову, так ему захотелось рисовать по-настоящему, овладеть изобразительной грамотой.
Прозанимавшись 7 месяцев в частной студии С. Зейденберга, юноша в 1932 году поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИНЖСА), обучался у И. Бродского и В. Яковлева. Уже тогда его личные художественные пристрастия целиком лежали в области классического искусства, зарубежного и отечественного реализма.
Институт Грицай закончил в декабре 1939 года и уже в октябре 1940 года был призван в Красную Армию. Служба в армии, а затем Великая Отечественная война надолго отлучили его от избранной профессии, но вместе с тем явились серьезной жизненной школой, закалившей характер художника, сформировавшей в нем стойкие гражданские убеждения и нравственные позиции.
После окончания войны Грицай вновь обращается к пейзажу. В 1940-е – 1950-е годы он совершает поездки по Волге, пишет в тех местах, где создавались великие полотна Левитана: Плёс, Углич, Жигули… Алексей Михайлович открывает свою Волгу, пишет множество этюдов разных состояний, в разное время дня, с разным освещением.
Участие в крупных выставках сразу сделало молодого художника заметным. Кисти Алексея Грицай принадлежат картины: «Вручение Государственного акта на пользование землёй», «Электропечи», «В Жигулях. Бурный день», «Над Волгой», «Вечером», «Подснежники. Осинник», «Первая зелень. Стадо», «Туман. Телята», «Пора весны», «Чёрная вода», «Ледоход».
В последние годы художник писал преимущественно пейзажи Подмосковья.
Алексей Михайлович был выдающимся педагогом. Он преподавал, а затем руководил мастерской в Московском государственном институте имени В.И. Сурикова, возглавлял комиссию Академии художеств по работе с молодыми художниками, творческие мастерские Академии художеств. Десятки молодых художников, многие из которых ныне прекрасные мастера, были воспитаны им на протяжении десятилетий его педагогической деятельности.
Скончался Алексей Михайлович ГРИЦАЙ 6 мая 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
1914 года родился Алексей Михайлович ГРИЦАЙ (в Санкт-Петербурге), русский советский живописец, педагог, профессор, один из известнейших пейзажистов нашей страны. Академик АХ СССР. Народный художник СССР (1974). Лауреат трех Государственной премий СССР.
* * * * *
Выходец из дворянской семьи (его дед и отец были учителями), Алексей еще в школе обращал на себя внимание умением точно скопировать фотографию или репродукцию в учебнике, и потому систематически получал заказы от учителей на исполнение портретов известных писателей и ученых. Впрочем, тяга к искусству жила в нем с юных лет.
В известной степени его художественным наклонностям способствовала окружающая обстановка – соседями по их коммунальной квартире были творческие люди. Осознать же разницу между любительским и профессиональным подходом к искусству Грицаю помогла встреча с молодым графиком П. Любомудровым – впоследствии профессором Минского художественного института. Увидев его рисунки, он буквально потерял голову, так ему захотелось рисовать по-настоящему, овладеть изобразительной грамотой.
Прозанимавшись 7 месяцев в частной студии С. Зейденберга, юноша в 1932 году поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИНЖСА), обучался у И. Бродского и В. Яковлева. Уже тогда его личные художественные пристрастия целиком лежали в области классического искусства, зарубежного и отечественного реализма.
Институт Грицай закончил в декабре 1939 года и уже в октябре 1940 года был призван в Красную Армию. Служба в армии, а затем Великая Отечественная война надолго отлучили его от избранной профессии, но вместе с тем явились серьезной жизненной школой, закалившей характер художника, сформировавшей в нем стойкие гражданские убеждения и нравственные позиции.
После окончания войны Грицай вновь обращается к пейзажу. В 1940-е – 1950-е годы он совершает поездки по Волге, пишет в тех местах, где создавались великие полотна Левитана: Плёс, Углич, Жигули… Алексей Михайлович открывает свою Волгу, пишет множество этюдов разных состояний, в разное время дня, с разным освещением.
Участие в крупных выставках сразу сделало молодого художника заметным. Кисти Алексея Грицай принадлежат картины: «Вручение Государственного акта на пользование землёй», «Электропечи», «В Жигулях. Бурный день», «Над Волгой», «Вечером», «Подснежники. Осинник», «Первая зелень. Стадо», «Туман. Телята», «Пора весны», «Чёрная вода», «Ледоход».
В последние годы художник писал преимущественно пейзажи Подмосковья.
Алексей Михайлович был выдающимся педагогом. Он преподавал, а затем руководил мастерской в Московском государственном институте имени В.И. Сурикова, возглавлял комиссию Академии художеств по работе с молодыми художниками, творческие мастерские Академии художеств. Десятки молодых художников, многие из которых ныне прекрасные мастера, были воспитаны им на протяжении десятилетий его педагогической деятельности.
Скончался Алексей Михайлович ГРИЦАЙ 6 мая 1998 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.