2 февраля 1883 года родился Михаил Фабианович ГНЕСИН (в Ростове-на-Дону), российский и советский к...
2 февраля
2 февраля
1883 года родился Михаил Фабианович ГНЕСИН (в Ростове-на-Дону), российский и советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Творческий дар, отсутствие боязни экспериментировать позволили ему не только возглавить композиторский отдел, но и ввести в учебный план свободное сочинение с 1-го курса. Это давало, в отличие от старой привычной системы, с первых месяцев обучения выявить и развить творческие способности учеников, их склонность к сочинению.
Свою методику в занятиях композицией с начинающими музыкантами Гнесин обобщил в учебнике «Начальный курс практической композиции». Эта система была введена в 1927 году в Московской консерватории и действует по сегодняшний день в Гнесинском училище.
* * * * *
Вся их семья была весьма музыкальной – его три старших сестры Елена, Евгения и Мария основали в феврале 1895 года в Москве частное музыкальное училище, ставшее в дальнейшем Российской академией музыки имени Гнесиных.
Михаил окончил Петербургскую консерваторию в 1909 году по классам композиции Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова. С 1908 года руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону в 1914-1921 годах организовал первую в России музыкальную школу и Народную консерваторию.
В 1914 и 1922 году ездил в Эрец-Исраэль, где познакомился с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на музыкальное творчество Гнесина, ставшего одним из зачинателей профессиональной еврейской музыки в России. Среди его творений на эту тему опера-поэма «Юность Авраама», сюита из музыки к пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» – «Еврейский оркестр на балу у городничего», вариации на еврейскую тему для струнного квартета, «Страницы из Песни Песней».
С 1923 года работал в Москве, преподавал в музыкальной школе. Профессор композиции в Московской, а потом и Ленинградской консерватории. Среди его учеников наиболее известны: Б.Л. Клознер, Т.Н. Хренников, А.И. Хачатурян, А.С. Леман, Г.А. Мушель. Начиная с середины 1920-х годов, Гнесин сочиняет симфонию-монумент «1905-1917», пишет кантату «Красной Армии», трио «Памяти наших погибших детей» (1943) и др. Для сочинений позднего периода характерно углубление философских мотивов.
Михаил Гнесин – автор около 50 романсов, музыки к спектаклям и кинофильмам, обработок народных мелодий. Его перу принадлежит «Начальный курс практической композиции», книга «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове», ряд статей.
С 1944 по 1951 год заведовал кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.
Скончался Михаил Фабианович ГНЕСИН 5 мая 1957 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
1883 года родился Михаил Фабианович ГНЕСИН (в Ростове-на-Дону), российский и советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Творческий дар, отсутствие боязни экспериментировать позволили ему не только возглавить композиторский отдел, но и ввести в учебный план свободное сочинение с 1-го курса. Это давало, в отличие от старой привычной системы, с первых месяцев обучения выявить и развить творческие способности учеников, их склонность к сочинению.
Свою методику в занятиях композицией с начинающими музыкантами Гнесин обобщил в учебнике «Начальный курс практической композиции». Эта система была введена в 1927 году в Московской консерватории и действует по сегодняшний день в Гнесинском училище.
* * * * *
Вся их семья была весьма музыкальной – его три старших сестры Елена, Евгения и Мария основали в феврале 1895 года в Москве частное музыкальное училище, ставшее в дальнейшем Российской академией музыки имени Гнесиных.
Михаил окончил Петербургскую консерваторию в 1909 году по классам композиции Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Лядова. С 1908 года руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону в 1914-1921 годах организовал первую в России музыкальную школу и Народную консерваторию.
В 1914 и 1922 году ездил в Эрец-Исраэль, где познакомился с религиозным и светским музыкальным фольклором еврейских общин, что повлияло на музыкальное творчество Гнесина, ставшего одним из зачинателей профессиональной еврейской музыки в России. Среди его творений на эту тему опера-поэма «Юность Авраама», сюита из музыки к пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор» – «Еврейский оркестр на балу у городничего», вариации на еврейскую тему для струнного квартета, «Страницы из Песни Песней».
С 1923 года работал в Москве, преподавал в музыкальной школе. Профессор композиции в Московской, а потом и Ленинградской консерватории. Среди его учеников наиболее известны: Б.Л. Клознер, Т.Н. Хренников, А.И. Хачатурян, А.С. Леман, Г.А. Мушель. Начиная с середины 1920-х годов, Гнесин сочиняет симфонию-монумент «1905-1917», пишет кантату «Красной Армии», трио «Памяти наших погибших детей» (1943) и др. Для сочинений позднего периода характерно углубление философских мотивов.
Михаил Гнесин – автор около 50 романсов, музыки к спектаклям и кинофильмам, обработок народных мелодий. Его перу принадлежит «Начальный курс практической композиции», книга «Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове», ряд статей.
С 1944 по 1951 год заведовал кафедрой композиции Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.
Скончался Михаил Фабианович ГНЕСИН 5 мая 1957 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.