2 марта 1824 года родился Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (в Туле), русский педагог, основоположник...
2 марта
2 марта
1824 года родился Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (в Туле), русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
«Самая важная часть воспитания – писал Ушинский, – образование характера. Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».
Во времена, когда порка считалась неотъемлемой частью воспитания во многих дворянских семьях и гимназиях, Ушинский утверждал, что страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке.
И еще: расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
* * * * *
После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Т.Н. Грановский и профессор философии государства и права П.Г. Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор Ушинского занятия педагогикой.
В 1844 году после блестящего окончания университетского курса он был оставлен в университете для сдачи магистерского экзамена. В круг интересов Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также вопросы распространения грамотности и образованности среди простого народа.
В 22-летнем возрасте он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения.
Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении с учениками вызвали недовольство руководства лицея, что привело к конфликтам с начальством, доносам вышестоящему начальству на Ушинского и установления негласного надзора за ним. Всё это привело к тому, что в 1849 году он уходит в отставку.
Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург.
Благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому в январе 1854 года удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы.
В 1859 году его пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где Ушинскому удалось провести значительные прогрессивные изменения.
Но у него произошёл конфликт с начальницей института М.П. Леонтьевой, которая обвинила его в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института – на 5 лет он был направлен за границу для лечения и изучения школьного дела.
Педагог посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Изучал учебные заведения – женские школы, детские сады и приюты, школы, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово» (1864), а также книгу «Детский мир». Это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.
В середине 1860-х годов он с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время и второй. Третий том остался незавершённым.
Скончался Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ 3 января 1871 года в Одессе.
1824 года родился Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (в Туле), русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
«Самая важная часть воспитания – писал Ушинский, – образование характера. Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».
Во времена, когда порка считалась неотъемлемой частью воспитания во многих дворянских семьях и гимназиях, Ушинский утверждал, что страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью – самое отвратительное явление в человеке.
И еще: расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
* * * * *
После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Т.Н. Грановский и профессор философии государства и права П.Г. Редкин, который оказал немалое влияние на последующий выбор Ушинского занятия педагогикой.
В 1844 году после блестящего окончания университетского курса он был оставлен в университете для сдачи магистерского экзамена. В круг интересов Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также вопросы распространения грамотности и образованности среди простого народа.
В 22-летнем возрасте он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения.
Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении с учениками вызвали недовольство руководства лицея, что привело к конфликтам с начальством, доносам вышестоящему начальству на Ушинского и установления негласного надзора за ним. Всё это привело к тому, что в 1849 году он уходит в отставку.
Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург.
Благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому в январе 1854 года удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы.
В 1859 году его пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где Ушинскому удалось провести значительные прогрессивные изменения.
Но у него произошёл конфликт с начальницей института М.П. Леонтьевой, которая обвинила его в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского удалили из института – на 5 лет он был направлен за границу для лечения и изучения школьного дела.
Педагог посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Изучал учебные заведения – женские школы, детские сады и приюты, школы, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей Ушинский написал и издал учебную книгу «Родное слово» (1864), а также книгу «Детский мир». Это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.
В середине 1860-х годов он с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время и второй. Третий том остался незавершённым.
Скончался Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ 3 января 1871 года в Одессе.