11 марта В 1818 году родился Мариус Иванович ПЕТИПА (в Марселе), французский и российский солист бал...
11 марта
11 марта
В 1818 году родился Мариус Иванович ПЕТИПА (в Марселе), французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.
Француз по происхождению, он приехал в Россию в 1847 году и, прожив здесь 63 года, 60 из них посвятил петербургскому балету. Балет конца XIX века часто называют эпохой Петипа.
Общее образование Мариус получил в Брюсселе, куда были приглашены работать его родители. Одновременно с посещением колледжа учился игре на скрипке в консерватории и балетному искусству у своего отца, затем занимался в Париже со знаменитым «богом танца» XVIII века Огюстом Вестрисом.
Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания» (постановка Ж.А. Петипа по хореографии П. Гарделя). Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и Испании.
По приглашению российских властей Мариус Петипа в 1847 году приехал в Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России – сначала как солист балета и педагог, а с 1862 года – как балетмейстер. В период 1869-1903 годов занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское подданство.
В своих балетах он воспевал большое, готовое на самопожертвование чувство, утверждал непобедимость добра и света, напоминал об опасности, которую несут людям силы зла, говорил об аморальности предательства и измены. Эти качества Петипа как художника-мыслителя особенно ярко раскрываются в произведениях, родившихся в результате его творческого содружества с П.И. Чайковским («Лебединое озеро», совместно с Я.И. Ивановым; «Спящая красавица») и А.К. Глазуновым («Раймонда»). Работая с великими русскими композиторами, Мариус Петипа новаторски подошел к воплощению их гениальных партитур.
Оба композитора высоко ценили знания и опыт балетмейстера. Чайковский называл его «добрым другом и сотрудником», о чем свидетельствует их переписка. Глазунов также с большим уважением относился к мастеру, внимательно прислушивался в процессе работы над балетом к его указаниям и советам.
Скончался Мариус Иванович Петипа 14 июля 1910 года в Гурзуфе, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.
* * * * *
За свою долгую жизнь в искусстве он поставил свыше 60 оригинальных хореографических полотен (среди них – «Дочь фараона», «Баядерка», «Дон Кихот» и др.), не считая возобновлений произведений других авторов и постановок отдельных танцевальных сцен и эпизодов в оперных спектаклях.
Мариус Петипа сохранил для потомков балеты своих предшественников: постановки Ф. Тальони, Ж. Перро, Ж. Мазилье, А. Сен-Леона. Среди них: «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др.
Благодаря ему русский балет к началу XX века был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют «домом Петипа».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_марта #П__
В 1818 году родился Мариус Иванович ПЕТИПА (в Марселе), французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог.
Француз по происхождению, он приехал в Россию в 1847 году и, прожив здесь 63 года, 60 из них посвятил петербургскому балету. Балет конца XIX века часто называют эпохой Петипа.
Общее образование Мариус получил в Брюсселе, куда были приглашены работать его родители. Одновременно с посещением колледжа учился игре на скрипке в консерватории и балетному искусству у своего отца, затем занимался в Париже со знаменитым «богом танца» XVIII века Огюстом Вестрисом.
Первой исполненной им партией была роль мальчика из Савойи в балете «Танцемания» (постановка Ж.А. Петипа по хореографии П. Гарделя). Работал балетмейстером в Нанте. В молодости гастролировал с отцом, выступая во Франции, в США и Испании.
По приглашению российских властей Мариус Петипа в 1847 году приехал в Петербург. Его дебют состоялся на сцене Петербургского Большого (Каменного) театра. В том же году дебютировал в качестве балетмейстера. После этого работал в России – сначала как солист балета и педагог, а с 1862 года – как балетмейстер. В период 1869-1903 годов занимал должность главного балетмейстера. В 1894 году получил российское подданство.
В своих балетах он воспевал большое, готовое на самопожертвование чувство, утверждал непобедимость добра и света, напоминал об опасности, которую несут людям силы зла, говорил об аморальности предательства и измены. Эти качества Петипа как художника-мыслителя особенно ярко раскрываются в произведениях, родившихся в результате его творческого содружества с П.И. Чайковским («Лебединое озеро», совместно с Я.И. Ивановым; «Спящая красавица») и А.К. Глазуновым («Раймонда»). Работая с великими русскими композиторами, Мариус Петипа новаторски подошел к воплощению их гениальных партитур.
Оба композитора высоко ценили знания и опыт балетмейстера. Чайковский называл его «добрым другом и сотрудником», о чем свидетельствует их переписка. Глазунов также с большим уважением относился к мастеру, внимательно прислушивался в процессе работы над балетом к его указаниям и советам.
Скончался Мариус Иванович Петипа 14 июля 1910 года в Гурзуфе, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.
* * * * *
За свою долгую жизнь в искусстве он поставил свыше 60 оригинальных хореографических полотен (среди них – «Дочь фараона», «Баядерка», «Дон Кихот» и др.), не считая возобновлений произведений других авторов и постановок отдельных танцевальных сцен и эпизодов в оперных спектаклях.
Мариус Петипа сохранил для потомков балеты своих предшественников: постановки Ф. Тальони, Ж. Перро, Ж. Мазилье, А. Сен-Леона. Среди них: «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др.
Благодаря ему русский балет к началу XX века был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют «домом Петипа».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_марта #П__