28 апреля В 1874 году родился Александр Алексеевич ОСТУЖЕВ /наст. фамилия – Пожаров/ (в Воронеже), р...
28 апреля
28 апреля
В 1874 году родился Александр Алексеевич ОСТУЖЕВ /наст. фамилия – Пожаров/ (в Воронеже), русский и советский актер, представитель героико-романтической школы, трагик. Народный артист СССР.
Стал ведущим актёром Малого театра в 1898 году.
Полностью потерял слух к 1910 году, однако продолжал играть главные роли до 1952 года, в т.ч. признанные критиками Отелло 1935 года и Уриэль Акоста 1940 года.
* * * * *
Обучался в техническом училище, работал на железной дороге, сменил несколько специальностей. С 1894 года выступал в эпизодических ролях на сцене Воронежского театра. Гастролируя в Воронеже в 1895 году, артист Малого театра А. Южин, заметил юношу, игравшего с ним в спектакле маленькую роль. Оценив незаурядные способности Саши Пожарова, Южин помог ему в следующем году поступить на драматические курсы при Московском театральном училище.
Начиная с 1898 года творческая жизнь актёра была тесно связана с Малым театром, выдающимся представителем героико-романтического направления которого он стал. Юношеская пылкость, темперамент, искренность в передаче тончайших переживаний героев, редкий по красоте тембра голос способствовали его успеху. Его первые роли: Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира), Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Жадов, Незнамов («Доходное место», «Без вины виноватые» Островского) и др. Он начинал вместе с такими великими актерами, как Ермолова, Федотова, Лешковская, Ленский, Садовский, Правдин, сумев стать их достойным партнером.
В возрасте 34 лет, его, одного ведущих московских актеров, постигло несчастье. Вследствие болезни Меньера он начал терять слух и к 1910 году практически полностью оглох. Труд актёра превращается для него в подвижничество...
«Очень рано, в расцвете лет и таланта, Александр Алексеевич Остужев начал терять слух – вспоминает Е.А. Турчанинова. – Можно только представить себе его отчаяние, когда он впервые это обнаружил. Многие и очень многие на его месте растерялись бы, растворились бы в этом отчаянии, но Остужев «не опустил рук» и не опустился сам, а с удвоенной, утроенной силой и энергией начал работать над собой. Он не бросил сцены. Он не искал снисхождения. Он работал, запоминая наизусть роли своих партнеров, ловя реплики по губам партнеров во время спектаклей и, не слыша себя, умел соразмерять звук своего пленительного голоса. Зритель, зачарованный талантом Остужева, и не думал о том, какой героический подвиг происходит у него на глазах, когда глухой актер потрясает его своей игрой...
Бетховен, создававший великолепные симфонии, не слыша их, и Остужев – два ярких примера безмерного подвига в искусстве, огромной силы воли, неустанного, напряженного, вдохновенного труда и веры в жизнь».
Несмотря на произошедшее несчастье, Остужев продолжал работать. В период с 1910 до начала 1920-х годов он создает галерею театральных образов, составляющих славу Малого театра. Исполнял главные роли в спектаклях: «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Горе от ума», «Доходное место», «Уриэль Акоста», «Ревизор», «Стакан воды», «Собор Парижской Богоматери» и др.
Он увлекался слесарным делом, занимался фотографией и был страстным охотником.
Несмотря на популярность и огромное количество поклонниц, Александр Алексеевич не имел семьи. Он всегда все делал сам и никогда на это не сетовал. Любовь к жизни, к деятельности всегда давала ему возможность сохранить мажорное настроение.
В годы Великой Отечественной войны актер выступал на радио с чтением стихов и жертвовал средства в Фонд обороны.
Лауреат Сталинской премии он был награжден двумя орденами Ленина и медалями. Его имя носила улица в Воронеже. В Москве также некоторое время существовала улица Остужева (сейчас вернули название – Большой Козихинский переулок; здесь жил артист).
Скончался Александр Алексеевич Остужев 1 марта 1953 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
* * * * *
В конце 1940-х – начале 1950-х годов на Тверском бульваре можно было встретить статного пожилого человека с благородной осанкой и, как-то по-особенному красиво, седеющими волосами. Он всегда гулял один и почти не обращал внимания на прохожих.
Единственными его друзьями были дети: он угощал их конфетами, а они, взяв угощение и вежливо поблагодарив старика, разбегались по своим делам. Он снова оставался один…
Человек садился на скамейку, снимал шляпу и задумчиво смотрел на листву, на проезжающие автомобили, на шахматистов. Его фигура, чуть растрепанные седые волосы и внимательный взгляд серых глаз напоминали облик короля Лира, и возможно, поэтому никто не садился рядом с ним, не решаясь нарушить покой и пространство его глубокого одиночества.
Он был погружен в свои размышления, однако проходившие мимо люди зачастую приостанавливались, и женщины шепотом удивленно восклицали: «Кто это? Это Остужев? Правда – Остужев?.. »
Действительно, это был знаменитый Александр Алексеевич Остужев, актер Малого театра – герой и кумир нескольких поколений театральных зрителей…
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_апреля #О__
В 1874 году родился Александр Алексеевич ОСТУЖЕВ /наст. фамилия – Пожаров/ (в Воронеже), русский и советский актер, представитель героико-романтической школы, трагик. Народный артист СССР.
Стал ведущим актёром Малого театра в 1898 году.
Полностью потерял слух к 1910 году, однако продолжал играть главные роли до 1952 года, в т.ч. признанные критиками Отелло 1935 года и Уриэль Акоста 1940 года.
* * * * *
Обучался в техническом училище, работал на железной дороге, сменил несколько специальностей. С 1894 года выступал в эпизодических ролях на сцене Воронежского театра. Гастролируя в Воронеже в 1895 году, артист Малого театра А. Южин, заметил юношу, игравшего с ним в спектакле маленькую роль. Оценив незаурядные способности Саши Пожарова, Южин помог ему в следующем году поступить на драматические курсы при Московском театральном училище.
Начиная с 1898 года творческая жизнь актёра была тесно связана с Малым театром, выдающимся представителем героико-романтического направления которого он стал. Юношеская пылкость, темперамент, искренность в передаче тончайших переживаний героев, редкий по красоте тембра голос способствовали его успеху. Его первые роли: Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира), Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Жадов, Незнамов («Доходное место», «Без вины виноватые» Островского) и др. Он начинал вместе с такими великими актерами, как Ермолова, Федотова, Лешковская, Ленский, Садовский, Правдин, сумев стать их достойным партнером.
В возрасте 34 лет, его, одного ведущих московских актеров, постигло несчастье. Вследствие болезни Меньера он начал терять слух и к 1910 году практически полностью оглох. Труд актёра превращается для него в подвижничество...
«Очень рано, в расцвете лет и таланта, Александр Алексеевич Остужев начал терять слух – вспоминает Е.А. Турчанинова. – Можно только представить себе его отчаяние, когда он впервые это обнаружил. Многие и очень многие на его месте растерялись бы, растворились бы в этом отчаянии, но Остужев «не опустил рук» и не опустился сам, а с удвоенной, утроенной силой и энергией начал работать над собой. Он не бросил сцены. Он не искал снисхождения. Он работал, запоминая наизусть роли своих партнеров, ловя реплики по губам партнеров во время спектаклей и, не слыша себя, умел соразмерять звук своего пленительного голоса. Зритель, зачарованный талантом Остужева, и не думал о том, какой героический подвиг происходит у него на глазах, когда глухой актер потрясает его своей игрой...
Бетховен, создававший великолепные симфонии, не слыша их, и Остужев – два ярких примера безмерного подвига в искусстве, огромной силы воли, неустанного, напряженного, вдохновенного труда и веры в жизнь».
Несмотря на произошедшее несчастье, Остужев продолжал работать. В период с 1910 до начала 1920-х годов он создает галерею театральных образов, составляющих славу Малого театра. Исполнял главные роли в спектаклях: «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Горе от ума», «Доходное место», «Уриэль Акоста», «Ревизор», «Стакан воды», «Собор Парижской Богоматери» и др.
Он увлекался слесарным делом, занимался фотографией и был страстным охотником.
Несмотря на популярность и огромное количество поклонниц, Александр Алексеевич не имел семьи. Он всегда все делал сам и никогда на это не сетовал. Любовь к жизни, к деятельности всегда давала ему возможность сохранить мажорное настроение.
В годы Великой Отечественной войны актер выступал на радио с чтением стихов и жертвовал средства в Фонд обороны.
Лауреат Сталинской премии он был награжден двумя орденами Ленина и медалями. Его имя носила улица в Воронеже. В Москве также некоторое время существовала улица Остужева (сейчас вернули название – Большой Козихинский переулок; здесь жил артист).
Скончался Александр Алексеевич Остужев 1 марта 1953 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
* * * * *
В конце 1940-х – начале 1950-х годов на Тверском бульваре можно было встретить статного пожилого человека с благородной осанкой и, как-то по-особенному красиво, седеющими волосами. Он всегда гулял один и почти не обращал внимания на прохожих.
Единственными его друзьями были дети: он угощал их конфетами, а они, взяв угощение и вежливо поблагодарив старика, разбегались по своим делам. Он снова оставался один…
Человек садился на скамейку, снимал шляпу и задумчиво смотрел на листву, на проезжающие автомобили, на шахматистов. Его фигура, чуть растрепанные седые волосы и внимательный взгляд серых глаз напоминали облик короля Лира, и возможно, поэтому никто не садился рядом с ним, не решаясь нарушить покой и пространство его глубокого одиночества.
Он был погружен в свои размышления, однако проходившие мимо люди зачастую приостанавливались, и женщины шепотом удивленно восклицали: «Кто это? Это Остужев? Правда – Остужев?.. »
Действительно, это был знаменитый Александр Алексеевич Остужев, актер Малого театра – герой и кумир нескольких поколений театральных зрителей…
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_28_апреля #О__