3 мая 1870 года родился Александр Николаевич БЕНУА (в Петербурге), русский художник «серебряного века»...
3 мая
3 мая
1870 года родился Александр Николаевич БЕНУА (в Петербурге), русский художник «серебряного века», живописец, график, искусствовед, художественный критик, автор многочисленных литературных трудов, блестящий декоратор.
Основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Из семьи известных архитекторов Бенуа: сын Н.Л. Бенуа, брат Л.Н. Бенуа и А.Н. Бенуа и двоюродный брат Ю.Ю. Бенуа.
* * * * *
Обстановка в доме, среда, окружавшая юного Сашу, способствовали его художественному развитию, к тому же отец был академиком архитектуры.
С детства полюбил он «старый Петербург», пригороды столицы, а рано зародившуюся в нем любовь к сцене, Александр сохранил на всю жизнь. Он был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.
Учиться рисованию Саша начал еще в детском саду, и всю жизнь целиком был поглощен искусством. В гимназии, где учился в 1885-90 годах, он подружился с В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым. Впоследствии все они вместе с Сергеем Дягилевым стали организаторами группы «Мир искусства» и журнала того же названия, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства.
«Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем с интересными мыслями об искусстве и всегда содержательных.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город; здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии».
В творчестве Александра Николаевича особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»; над ними художник работал более 20 лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать Александру Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.
Он был также известным театральным, деятелем. Начинал работать с К. Станиславским, а после Октябрьской революции вместе с А. Горьким участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого создал ряд блестящих спектаклей. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России.
Жизнь художника окончилась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре «Ла Скала». Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, заботился об охране памятников старины, – всегда была для Бенуа драгоценнейшей в его жизни.
Один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с Дягилевым) гастролей русского балета в Париже, Александр Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г.». В последние годы жизни Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, он обращался к образам Достоевского, к русским темам. В музыке страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Скончался Александр Николаевич БЕНУА 9 февраля 1960 года в Париже, похоронен на кладбище Батиньоль.
1870 года родился Александр Николаевич БЕНУА (в Петербурге), русский художник «серебряного века», живописец, график, искусствовед, художественный критик, автор многочисленных литературных трудов, блестящий декоратор.
Основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».
Из семьи известных архитекторов Бенуа: сын Н.Л. Бенуа, брат Л.Н. Бенуа и А.Н. Бенуа и двоюродный брат Ю.Ю. Бенуа.
* * * * *
Обстановка в доме, среда, окружавшая юного Сашу, способствовали его художественному развитию, к тому же отец был академиком архитектуры.
С детства полюбил он «старый Петербург», пригороды столицы, а рано зародившуюся в нем любовь к сцене, Александр сохранил на всю жизнь. Он был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия.
Учиться рисованию Саша начал еще в детском саду, и всю жизнь целиком был поглощен искусством. В гимназии, где учился в 1885-90 годах, он подружился с В. Нувелем, Д. Философовым и К. Сомовым. Впоследствии все они вместе с Сергеем Дягилевым стали организаторами группы «Мир искусства» и журнала того же названия, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства.
«Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Кроме того, Бенуа успевал подготовить статью в журнал или газету, написать несколько писем с интересными мыслями об искусстве и всегда содержательных.
В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город; здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии».
В творчестве Александра Николаевича особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Высшим достижением книжной графики явились иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»; над ними художник работал более 20 лет. Уникальная по художественным достоинствам, темпераментности и силе, только одна эта работа могла дать Александру Бенуа имя крупнейшего художника начала XX века.
Он был также известным театральным, деятелем. Начинал работать с К. Станиславским, а после Октябрьской революции вместе с А. Горьким участвовал в организации Ленинградского Большого драматического театра, для которого создал ряд блестящих спектаклей. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России.
Жизнь художника окончилась в Париже. Он много работал в Милане в знаменитом театре «Ла Скала». Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, заботился об охране памятников старины, – всегда была для Бенуа драгоценнейшей в его жизни.
Один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с Дягилевым) гастролей русского балета в Париже, Александр Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г.». В последние годы жизни Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. Работая для кинематографии, он обращался к образам Достоевского, к русским темам. В музыке страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
Скончался Александр Николаевич БЕНУА 9 февраля 1960 года в Париже, похоронен на кладбище Батиньоль.