9 мая В 1887 году родился Николай Андреевич ТЫРСА (в селе Аралых, Эриванская губерния; ныне Аралык, ...
9 мая
9 мая
В 1887 году родился Николай Андреевич ТЫРСА (в селе Аралых, Эриванская губерния; ныне Аралык, Турция), русский живописец, график, специалист прикладного искусства и педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Один из создателей ленинградской школы книжной графики.
* * * * *
Выходец из семьи офицера Кубанского казачьего войска, Николай с перерывами обучался на архитектурном отделении ВХУ при Императорской Академии художеств в Петербурге (1905-1909) и в частной Школе живописи и рисования Е.Н. Званцевой у Л. Бакста и М. Добужинского (1907-1910).
Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 году, представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.
В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства – копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков.
В 1920-х годах внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике – многочисленных рисунках и акварелях с натуры – он оттачивал свое мастерство. Промышленная графика была для него, прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью.
В графику книжную Тырса вошел в 1921 году, оформив «Комедию о царе Максимилиане», а иллюстрации к «Козлику» (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых: «Осада дворца» В.А. Каверина, «Республика ШКИД» Г.Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В.В. Бианки, «Военные кони» Н.С. Тихонова, «Детство» М. Горького. Чаще же всего он обращался к книгам Б.С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Николая Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.
В тот же период он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников. С середины 1920-х годов Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х годах.
Он исполнил прекрасные иллюстрации к «Пиковой даме» А.С. Пушкина (1936), «Анне Карениной» Л.Н. Толстого (1939) и «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова (1940).
Кроме того в 1940-41 годах он занялся еще и стеклоделием. Работая вместе с В.И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около 20 изделий – графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы, тонким ощущением природы стекла. Николая Тырсу можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла.
Его первая и последняя прижизненная персональная выставка произведений открылась 14 июня 1941 года в Русском музее в Ленинграде.
29 января 1942 года тяжело больной художник был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Скончался Николай Андреевич Тырса 10 февраля 1942 года в Вологде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_мая #Т__
В 1887 году родился Николай Андреевич ТЫРСА (в селе Аралых, Эриванская губерния; ныне Аралык, Турция), русский живописец, график, специалист прикладного искусства и педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Один из создателей ленинградской школы книжной графики.
* * * * *
Выходец из семьи офицера Кубанского казачьего войска, Николай с перерывами обучался на архитектурном отделении ВХУ при Императорской Академии художеств в Петербурге (1905-1909) и в частной Школе живописи и рисования Е.Н. Званцевой у Л. Бакста и М. Добужинского (1907-1910).
Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 году, представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.
В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства – копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков.
В 1920-х годах внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике – многочисленных рисунках и акварелях с натуры – он оттачивал свое мастерство. Промышленная графика была для него, прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью.
В графику книжную Тырса вошел в 1921 году, оформив «Комедию о царе Максимилиане», а иллюстрации к «Козлику» (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых: «Осада дворца» В.А. Каверина, «Республика ШКИД» Г.Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В.В. Бианки, «Военные кони» Н.С. Тихонова, «Детство» М. Горького. Чаще же всего он обращался к книгам Б.С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Николая Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.
В тот же период он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников. С середины 1920-х годов Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х годах.
Он исполнил прекрасные иллюстрации к «Пиковой даме» А.С. Пушкина (1936), «Анне Карениной» Л.Н. Толстого (1939) и «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова (1940).
Кроме того в 1940-41 годах он занялся еще и стеклоделием. Работая вместе с В.И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около 20 изделий – графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы, тонким ощущением природы стекла. Николая Тырсу можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла.
Его первая и последняя прижизненная персональная выставка произведений открылась 14 июня 1941 года в Русском музее в Ленинграде.
29 января 1942 года тяжело больной художник был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Скончался Николай Андреевич Тырса 10 февраля 1942 года в Вологде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_мая #Т__