17 июня 1818 года родился Шарль Франсуа ГУНО (в Париже), французский композитор, музыкальный крити...
17 июня
17 июня
1818 года родился Шарль Франсуа ГУНО (в Париже), французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист.
Основатель жанра французской лирической оперы.
* * * * *
Выходец из семьи художника и преподавательницы музыки и одарённой пианистки, Шарль в 11 лет поступил в лицей. За время обучения он солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Его желание сочинять особенно усилилось после посещений оперного театра.
Гуно стал изучать гармонию и контрапункт у Антона Рейха. В дальнейшем обучался в Парижской консерватории под руководством Ж.Ф. Галеви, Ж.Ф. Лесюэра и Ф. Паэра.
В 1839 году получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины (коммуна в Италии, располагается в провинции Рим).
По возвращении в Париж, в 1843-48 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения.
Шарль Гуно посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, одно время жил в кармелитском монастыре и носил сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.
Он обращается к опере, т.к. считал, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы – «Сафо» – состоялась в 1851 году. Заглавная роль в ней предназначалась для Полины Виардо-Гарсиа.
В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией.
В 1858 году композитор создал оперу «Лекарь поневоле», а через год – своё главное и лучшее произведение – оперу «Фауст» на сюжет первой части одноимённой трагедии И.В. Гёте (либретто М. Карре и Ж. Борбье; поставлена на сцене «Лирического театра» в Париже).
Именно «Фауст» явился тем произведением, в котором Гуно нашел свой стиль. Но зрители не сразу полюбили эту оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через 10 лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.
Следующие оперы композитора – «Филимон и Бавкида» (1860) и «Мирейль» (1864) – такого успеха уже не имели.
Вторым взлётом творческого вдохновения Гуно стала опера «Ромео и Джульетта». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом – в течение двух лет состоялось 90 спектаклей.
Написав ряд неудачных опер, он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений две оратории – «Искупление» (1881) и «Смерть и жизнь» (1884). В это же время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.
Во время франко-прусской войны композитор переехал из Парижа в Лондон, был дирижёром лондонского Королевского хорового общества.
В 1875 году вернулся на родину. Последние годы жизни он провёл, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.
Скончался Шарль Франсуа ГУНО 18 октября 1893 года в Сен-Клу под Парижем.
1818 года родился Шарль Франсуа ГУНО (в Париже), французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист.
Основатель жанра французской лирической оперы.
* * * * *
Выходец из семьи художника и преподавательницы музыки и одарённой пианистки, Шарль в 11 лет поступил в лицей. За время обучения он солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Его желание сочинять особенно усилилось после посещений оперного театра.
Гуно стал изучать гармонию и контрапункт у Антона Рейха. В дальнейшем обучался в Парижской консерватории под руководством Ж.Ф. Галеви, Ж.Ф. Лесюэра и Ф. Паэра.
В 1839 году получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины (коммуна в Италии, располагается в провинции Рим).
По возвращении в Париж, в 1843-48 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения.
Шарль Гуно посещал курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис, одно время жил в кармелитском монастыре и носил сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.
Он обращается к опере, т.к. считал, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы – «Сафо» – состоялась в 1851 году. Заглавная роль в ней предназначалась для Полины Виардо-Гарсиа.
В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией.
В 1858 году композитор создал оперу «Лекарь поневоле», а через год – своё главное и лучшее произведение – оперу «Фауст» на сюжет первой части одноимённой трагедии И.В. Гёте (либретто М. Карре и Ж. Борбье; поставлена на сцене «Лирического театра» в Париже).
Именно «Фауст» явился тем произведением, в котором Гуно нашел свой стиль. Но зрители не сразу полюбили эту оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через 10 лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.
Следующие оперы композитора – «Филимон и Бавкида» (1860) и «Мирейль» (1864) – такого успеха уже не имели.
Вторым взлётом творческого вдохновения Гуно стала опера «Ромео и Джульетта». Её премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом – в течение двух лет состоялось 90 спектаклей.
Написав ряд неудачных опер, он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений две оратории – «Искупление» (1881) и «Смерть и жизнь» (1884). В это же время Гуно занимается литературно-критической деятельностью.
Во время франко-прусской войны композитор переехал из Парижа в Лондон, был дирижёром лондонского Королевского хорового общества.
В 1875 году вернулся на родину. Последние годы жизни он провёл, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.
Скончался Шарль Франсуа ГУНО 18 октября 1893 года в Сен-Клу под Парижем.