17 июня 1898 года родился Мауриц Корнелис ЭШЕР (в Леувардене, Нидерланды), великий голландский худ...
17 июня
17 июня
1898 года родился Мауриц Корнелис ЭШЕР (в Леувардене, Нидерланды), великий голландский художник-график, выдающийся мастер графического представления отношений между пространством и плоскими поверхностями и между пространственными структурами.
Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта.
Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т.д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.
В то же самое время работы Эшера подчёркнуто относятся к элитарному искусству. Это даже вызывало критику его творчества как непонятного рядовому зрителю.
* * * * *
С детства Мауриц учился плотницкому делу и игре на пианино. В школе учитель рисования заметил талант у мальчика и научил его делать гравюры по дереву.
В 1918 году он стал брать уроки архитектуры в Техническом училище Делфта. Из-за плохого здоровья Эшер не справился с учёбой и был отчислен, но позже поступил в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме.
Он совершенно сознательно выбрал карьеру гравёра, а не художника (маслом). Эшера привлекала возможность получения множества оттисков, которую предоставляли графические техники, т.к. его уже в раннем возрасте интересовала возможность повторения образов.
В 1921 году семья Эшера посетила Ривьеру и Италию. Очарованный растительностью и цветами средиземноморского климата, Мауриц сделал детальные рисунки кактусов и оливковых деревьев. Он зарисовал много эскизов горных пейзажей, которые позже легли в основу его работ. Художник получил возможность познакомиться с искусством итальянского Возрождения, которое произвело на него сильнейшее впечатление.
Конец 1920-х годов оказался очень плодотворным периодом для Эшера. Его работы демонстрировались на многих выставках Голландии, а к 1929 году популярность достигла такого уровня, что за один год прошли 5 персональных выставок в Голландии и Швейцарии. Именно в этот период его картины впервые были названы «механическими» и «логическими».
Переходным в творчестве Эшера стал 1937 год, когда он сменил жанр пейзажа на создание произведений, воплощающих геометрические конструкции. В это время создана гравюра «Метаморфозы», где показано, как один из блоков города превращается в человека. На новой картине «Метаморфозы-2» представлена последовательность 10 трансформаций. Это самая большая картина Эшера размерами 19 см на 3,9 м.
В период оккупации Голландии и Бельгии художник с семьей в феврале 1941 года переезжает в Барну.
В 1950-х годах Эшер приобрёл большую популярность в качестве публичного лектора, а в 1950 году в Вашингтоне проходит его первая персональная выставка в США. После этого там резко увеличиваются продажи его произведений.
27 апреля 1955 года Маурица Эшера посвящают в рыцари и он становится дворянином.
После изучения статьи геометра Дональда Коксетера из Оттавы, который проиллюстрировал систему образцов, уменьшающихся по мере удаления от центра, Эшер создаёт ряд работ с уменьшением объектов при приближении к центру или при удалении от него.
В начале 1960-х годов вышла в свет первая книга с работами Эшера, в которой 76 работ прокомментировал сам автор. Книга помогла обрести понимание его творчества среди математиков и кристаллографов.
Математические и кристаллографические аспекты творчества Эшера становятся очень популярными. В 1965 году профессор Каролина МакГиллаври опубликовала книгу «Аспекты симметрии в творчестве М.К. Эшера».
Скончался Мауриц Корнелис ЭШЕР 27 марта 1972 года в Хилверсюме, похоронен в Барне.
1898 года родился Мауриц Корнелис ЭШЕР (в Леувардене, Нидерланды), великий голландский художник-график, выдающийся мастер графического представления отношений между пространством и плоскими поверхностями и между пространственными структурами.
Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта.
Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т.д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.
В то же самое время работы Эшера подчёркнуто относятся к элитарному искусству. Это даже вызывало критику его творчества как непонятного рядовому зрителю.
* * * * *
С детства Мауриц учился плотницкому делу и игре на пианино. В школе учитель рисования заметил талант у мальчика и научил его делать гравюры по дереву.
В 1918 году он стал брать уроки архитектуры в Техническом училище Делфта. Из-за плохого здоровья Эшер не справился с учёбой и был отчислен, но позже поступил в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме.
Он совершенно сознательно выбрал карьеру гравёра, а не художника (маслом). Эшера привлекала возможность получения множества оттисков, которую предоставляли графические техники, т.к. его уже в раннем возрасте интересовала возможность повторения образов.
В 1921 году семья Эшера посетила Ривьеру и Италию. Очарованный растительностью и цветами средиземноморского климата, Мауриц сделал детальные рисунки кактусов и оливковых деревьев. Он зарисовал много эскизов горных пейзажей, которые позже легли в основу его работ. Художник получил возможность познакомиться с искусством итальянского Возрождения, которое произвело на него сильнейшее впечатление.
Конец 1920-х годов оказался очень плодотворным периодом для Эшера. Его работы демонстрировались на многих выставках Голландии, а к 1929 году популярность достигла такого уровня, что за один год прошли 5 персональных выставок в Голландии и Швейцарии. Именно в этот период его картины впервые были названы «механическими» и «логическими».
Переходным в творчестве Эшера стал 1937 год, когда он сменил жанр пейзажа на создание произведений, воплощающих геометрические конструкции. В это время создана гравюра «Метаморфозы», где показано, как один из блоков города превращается в человека. На новой картине «Метаморфозы-2» представлена последовательность 10 трансформаций. Это самая большая картина Эшера размерами 19 см на 3,9 м.
В период оккупации Голландии и Бельгии художник с семьей в феврале 1941 года переезжает в Барну.
В 1950-х годах Эшер приобрёл большую популярность в качестве публичного лектора, а в 1950 году в Вашингтоне проходит его первая персональная выставка в США. После этого там резко увеличиваются продажи его произведений.
27 апреля 1955 года Маурица Эшера посвящают в рыцари и он становится дворянином.
После изучения статьи геометра Дональда Коксетера из Оттавы, который проиллюстрировал систему образцов, уменьшающихся по мере удаления от центра, Эшер создаёт ряд работ с уменьшением объектов при приближении к центру или при удалении от него.
В начале 1960-х годов вышла в свет первая книга с работами Эшера, в которой 76 работ прокомментировал сам автор. Книга помогла обрести понимание его творчества среди математиков и кристаллографов.
Математические и кристаллографические аспекты творчества Эшера становятся очень популярными. В 1965 году профессор Каролина МакГиллаври опубликовала книгу «Аспекты симметрии в творчестве М.К. Эшера».
Скончался Мауриц Корнелис ЭШЕР 27 марта 1972 года в Хилверсюме, похоронен в Барне.