20 июня 1615 года родился Сальватор РОЗА (в Ренелле, неподалеку от Неаполя), итальянский художник,...
20 июня
20 июня
1615 года родился Сальватор РОЗА (в Ренелле, неподалеку от Неаполя), итальянский художник, актер, литератор, представитель предромантических веяний в искусстве барокко.
Его искусство оказало большое влияние на формирование романтизма.
* * * * *
Был воспитан в монастыре и готовился принять духовный сан, но вскоре почувствовал непреодолимое влечение к искусству и стал учиться сначала музыке, а потом живописи.
Наставниками Сальваторе были сперва его шурин, художник Франканцоне (ученик X. Риберы), затем сам Рибера и, наконец, баталический живописец Аньелло Фальконе. Кроме этих художников, развитию таланта Розы в значительной степени способствовало написание им этюдов с натуры без чьей-либо помощи.
Восемнадцати лет от роду он пустился странствовать по Апулии и Калабрии, попал в руки тамошних разбойников и прожил некоторое время среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе.
Сальватор Роза проявил себя и как мастер религиозной и мифологической живописи, а также одаренный портретист и пейзажист.
В 1634 году он переехал в Рим, где приобрел известность изображениями характеристичных, полных жизни сцен из быта пастухов, солдат и бандитов, но, благодаря своим сатирам и в особенности двум картинам: «Скоротечность человеческой жизни» и «Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным», до такой степени восстановил против себя римское общество, что должен был удалиться в Неаполь. Когда там вспыхнула революция Мазаниелло, он принял участие в ней.
В период 1650-1660 годов работал во Флоренции, при дворе великого герцога Джан Карло Медичи, по временам посещая Рим. Наконец, снова поселился в этом городе.
В последние годы своей жизни Роза усердно занимался гравированием. Всего им исполнено 86 офортов собственной композиции, из которых многие могут быть причислены к лучшим созданиям художника и в хороших оттисках очень ценятся любителями эстампов, таковы, например, «Св. Вильгельм пустынник», «Платон и его ученики», «Воин, сидящий на холме» и др.
Саркастичный фантазер, Роза сделал собственную жизнь предметом искусства: так, во Флоренции он образовал из кружка друзей салон пародийных театральных импровизаций под названием «Академия ушибленных». Сам выступал (с масками пройдох Ковьелло и Паскарьелло) в домашних инсценировках в духе комедии «дель арте», активно участвовал в городских карнавалах.
Снискал известность Роза и как музыкант. Написал ряд стихотворных сатир («Поэзия», «Живопись», «Война», «Музыка», «Вавилон», «Зависть»); эти сочинения были изданы лишь посмертно, в 1695 году, и тут же внесены в Индекс запрещенных книг.
Скончался Сальватор РОЗА 15 марта 1673 года в Риме.
1615 года родился Сальватор РОЗА (в Ренелле, неподалеку от Неаполя), итальянский художник, актер, литератор, представитель предромантических веяний в искусстве барокко.
Его искусство оказало большое влияние на формирование романтизма.
* * * * *
Был воспитан в монастыре и готовился принять духовный сан, но вскоре почувствовал непреодолимое влечение к искусству и стал учиться сначала музыке, а потом живописи.
Наставниками Сальваторе были сперва его шурин, художник Франканцоне (ученик X. Риберы), затем сам Рибера и, наконец, баталический живописец Аньелло Фальконе. Кроме этих художников, развитию таланта Розы в значительной степени способствовало написание им этюдов с натуры без чьей-либо помощи.
Восемнадцати лет от роду он пустился странствовать по Апулии и Калабрии, попал в руки тамошних разбойников и прожил некоторое время среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе.
Сальватор Роза проявил себя и как мастер религиозной и мифологической живописи, а также одаренный портретист и пейзажист.
В 1634 году он переехал в Рим, где приобрел известность изображениями характеристичных, полных жизни сцен из быта пастухов, солдат и бандитов, но, благодаря своим сатирам и в особенности двум картинам: «Скоротечность человеческой жизни» и «Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным», до такой степени восстановил против себя римское общество, что должен был удалиться в Неаполь. Когда там вспыхнула революция Мазаниелло, он принял участие в ней.
В период 1650-1660 годов работал во Флоренции, при дворе великого герцога Джан Карло Медичи, по временам посещая Рим. Наконец, снова поселился в этом городе.
В последние годы своей жизни Роза усердно занимался гравированием. Всего им исполнено 86 офортов собственной композиции, из которых многие могут быть причислены к лучшим созданиям художника и в хороших оттисках очень ценятся любителями эстампов, таковы, например, «Св. Вильгельм пустынник», «Платон и его ученики», «Воин, сидящий на холме» и др.
Саркастичный фантазер, Роза сделал собственную жизнь предметом искусства: так, во Флоренции он образовал из кружка друзей салон пародийных театральных импровизаций под названием «Академия ушибленных». Сам выступал (с масками пройдох Ковьелло и Паскарьелло) в домашних инсценировках в духе комедии «дель арте», активно участвовал в городских карнавалах.
Снискал известность Роза и как музыкант. Написал ряд стихотворных сатир («Поэзия», «Живопись», «Война», «Музыка», «Вавилон», «Зависть»); эти сочинения были изданы лишь посмертно, в 1695 году, и тут же внесены в Индекс запрещенных книг.
Скончался Сальватор РОЗА 15 марта 1673 года в Риме.