Ваш день рождения

Ваш день рождения 11 ноября.

11 ноября 1901 года родился Евгений Иванович ЧАРУШИН (в Вятке; ныне Киров), советский график, скуль...

11 ноября
1901 года родился Евгений Иванович ЧАРУШИН (в Вятке; ныне Киров), советский график, скульптор и писатель, один из самых любимых детьми художников мира животных.
Его искусство, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц. Он был лучшим художником-анималистом, равных ему не было.
Мир животных посреди первозданной природы – родина Евгения Чарушина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.
В нем все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных.
На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный.
* * * * *
Выходец из семьи главного губернского архитектора, он с детства рисовал, обучаемый отцом.
В 1918 году окончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Отслужив практически всю гражданскую войну, Евгений вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Он поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался у А. Карева, А. Савинова, М. Матюшина, А. Рылова.
По окончании учёбы Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата. В те годы власть поставила перед художниками задачу – создать принципиально новые книги специально для маленьких граждан Советского государства. Книги должны были быть высокохудожественными и, в то же время, информативными и интересно-познавательными.
До Великой Отечественной войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли – птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать и других авторов – С. Маршака, М. Пришвина, В. Бианки.
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. Евгений Иванович занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных.
Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
Последней книгой Чарушина стала работа над произведением С. Маршака «Детки в клетке».
В 1965 году художнику посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. Евгений Чарушин был одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания.
Скончался Евгений Иванович ЧАРУШИН 18 февраля 1965 года в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.

11 ноября 1868 года родился Жан Эдуар ВЮЙАР (в Кюизо, департамент Сона-и-Луара), французский художн...

11 ноября
1868 года родился Жан Эдуар ВЮЙАР (в Кюизо, департамент Сона-и-Луара), французский художник-символист. Входил в художественную группу «Наби».
Сначала он писал в манере, близкой к голландцам XVII века и Ж.Б.С. Шардену, со временем включая в картины всё больше элементов импрессионизма. Испытал большое влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека и японской гравюры.
* * * * *
С детства Эдуар оказался, под влиянием женщин – матери, бабушки и старшей сестры. Его брат выбрал военную карьеру, а он остался в семье, и вместе с ней переехал в Париж.
Во время обучения в лицее Эдуар встречает тех людей, с которыми его впоследствии будут объединять похожие взгляды (Кер-Ксавье Руссель, Люнье-По, Морис Дени).
В 1889 году Вюйар поступает в Школу изящных искусств, где познакомился с Пьером Боннаром.
В дальнейшем он совместно с М. Дени и К.-К. Русселем основал группу «Наби».
Вначале своего творчества Эдуар Вюйар писал только интерьеры, потом стал вводить в них женщин. Постепенно его картины становились всё больше и больше, и наконец, выросли до размеров панно. Всё это время его творчество оставалось в достаточной степени фигуративным, но иногда он был уже на грани абстракции.
Искусство Вюйара, варьировавшее узкий круг тем, привлекательно свежей непосредственностью восприятия повседневной жизни, тонкой эмоциональностью, цветовой и ритмической выразительностью силуэтов, изысканной гармонией матовых, как бы вибрирующих красок преимущественно родственных друг другу переходных оттенков.
Эдуар жил с матерью до 60 лет. Она была портнихой, а потому с ранних лет его окружал мир тканей и нарядов. Излюбленными темами картин были интерьер и сады. Также Вюйар увлекался настенной живописью («Сад Тюильри», росписи в Пале-Шайо, панно в театре Елисейских полей), сценографией. В более поздний период он обращался к светским портретам, что давало ему средства к существованию.
В течение всей жизни художник много путешествовал, посещая Испанию, Лондон, Милан, Флоренцию, Венецию. Более всего его привлекали пейзажи Бретани и Нормандии.
Скончался Жан Эдуар ВЮЙАР 21 июня 1940 года в Ла Боле (департамент Атлантическая Луара).

11 ноября В 1761 году родился Платон Петрович БЕКЕТОВ (в Симбирске), русский издатель, книгопечатни...

11 ноября
В 1761 году родился Платон Петрович БЕКЕТОВ (в Симбирске), русский издатель, книгопечатник, историк, коллекционер из рода Бекетовых. Председатель Общества истории и древностей российских.
* * * * *
Выходец из семьи помещика, он обучался в местном пансионе и в Казани вместе со своим двоюродным братом, баснописцем Иваном Ивановичем Дмитриевым. Осенью 1773 года, в связи с приближением армии Емельяна Пугачёва семья Бекетовых переехала в Москву, где Платон стал учился в знаменитом московском пансионе профессора И.М. Шадена; там его товарищем был Николай Михайлович Карамзин, с которым он находился в дальнем родстве.
В 1776 году Бекетов вступил в Семёновский лейб-гвардии полк в звании сержанта, а в январе 1788 года ушёл в отставку в звании премьер-майора. Через 3 года он поступил в Герольдмейстерскую контору при Правительствующем сенате.
Живя в Москве, Платон Петрович увлёкся коллекционированием и изданием портретов и книг. В 1801 году он открыл собственную типографию, считавшуюся одной из лучших в городе. Здесь был напечатан целый ряд изданий русских авторов, среди которых М.М. Херасков, И.Ф. Богданович, Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский и др., причём тщательно отредактированных самим издателем. В 1801 и 1811 годах, несмотря на запрет, Бекетов издал сочинения А.Н. Радищева. В книгоиздании он стремился отчасти продолжать линию Н.И. Новикова. Типографии Бекетова печатала журналы «Друг Просвещения» и «Роспись книгам, напечатанным иждивением типографии Платона Бекетова».
Тем не менее, больше всего он интересовался иконографией. Загоревшись идеей издать сборник портретов выдающихся личностей России, Бекетов не жалел никаких средств на приобретение подлинных портретов, живописных и гравированных, и собрал в итоге огромную коллекцию из нескольких сотен экземпляров. Для их гравирования Платон Петрович организовал школу пунктирных гравёров, в которую вошли А.А. Осипов и находившиеся под его присмотром крепостные Бекетова: его собственные и выкупленные им у других помещиков.
Они выгравировали пунктирной манерой более 300 досок, весьма посредственных в художественном отношении, но крайне удачных в отношении иконографическом, чему способствовал сам Бекетов, отбиравший оригиналы. Издать их все ему так и не удалось.
В 1801 году он выпустил «Пантеон Российских авторов» (4 тетради по 5 портретов на лист, с текстом Карамзина) и только через 20 лет собрался издать «Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям, воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям или коих имена почему другому сделались известными свету, с приложением их кратких жизнеописаний» (1821-1824). Издание было разделено на 4 части по 50 портретов в каждой, но вышла только первая часть, посвящённая деятелям XVII – начала XVIII веков. Это издание не было воспринято читателями и в свет было выпущено очень малым тиражом. После кончины Бекетова его драгоценная коллекция из 306 медных досок была приобретена за 8,5 тысяч рублей братьями Киреевскими. Однако и они издали лишь малую часть этой коллекции.
Кроме портретов, Бекетов издал также «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых» (1810).
Занятия иконографией, предполагающие в известной степени знание истории и археологии, создали Платону Петровичу репутацию учёного, причём такую, что в 1811 году его избрали председателем Московского общества истории и древностей российских (занимал эту должность 12 лет). По словам академика П.М. Строева, для общества он был «душой и двигателем».
Скончался Платон Петрович БЕКЕТОВ 6 января 1836 года в Москве, похоронен был рядом с отцом в Новоспасском монастыре. Надгробие уничтожено после революции.
------------------------------------—
Смотри изданный П.П. Бекетовым в 1801 году «ПАНТЕОН РОССИЙСКИХ АВТОРОВ» по ссылке:
https://www.prlib.ru/item/436375
------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_ноября #Б__

11 ноября В 1911 году родился Роберто Себастьян МАТТА (в Сантьяго де Чили), выдающийся чилийский ху...

11 ноября
В 1911 году родился Роберто Себастьян МАТТА (в Сантьяго де Чили), выдающийся чилийский художник, скульптор, архитектор и график, оригинальный мастер-сюрреалист, друг и единомышленник Сальвадора Дали, лидер латиноамериканского арт-авангарда.
Его живописная манера – автоматизм свободного, неконтролируемого движения кисти – типична для сюрреализма; этими приемами увлекались Джексон Поллок, Аршил Горки и другие художники (Ханс Беллмер, Виктор Браунер, Вифредо Лам).
* * * * *
Архитектуру изучал в Католическом университете Чили. По окончании, в 1933 году переезжает в Париж, где 2 года работает в архитектурном бюро Ле Корбюзье. В это время художник близко сходится с Пабло Нерудой и Федерико Гарсиа Лоркой, которые в свою очередь знакомят его с Сальвадором Дали и Андре Бретоном.
Основоположник сюрреализма Бретон, под впечатлением рисунков Роберто Матты, приглашает его в 1937 году присоединиться к бурно развивающемуся движению сюрреалистов.
В 1939 году Матта эмигрирует в США, где знакомится со старшим поколением сюрреалистов и дадаистов. Начиная с 1946 года, из-под его кисти выходит серия полотен, навеянных темой II-й мировой войны – демонически-утопические видения с насекомоподобными фигурами в закрытых, изолированных помещениях – являясь одновременно стилизацией технической цивилизации.
В 1949 году художник возвращается в Европу, живёт попеременно в Англии, во Франции и в Италии. В пятидесятые и шестидесятые годы XX века его стиль становится более жёстким и реалистичным, мастер посвящает свои работы также и политической борьбе этой эпохи.
Последние годы жил уединенно неподалеку от итальянского города Тарквиния.
Однажды на вопрос журналиста итальянской газеты «Corriere della Sera» о том, с кем бы он мог сравнить себя в искусстве, Матта ответил «с Чаплином».
Скончался Роберто Себастьян МАТТА 23 ноября 2002 года в Чивиттавекии (Италия).
------------------------------------------------—
Смотри также работы Роберто МАТТЫ по ссылке:
https://www.wikiart.org/ru/roberto-matta
------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_ноября #М__

11 ноября В 1887 году родилась Екатерина Николаевна ГЕЙДЕНРЕЙХ /наст. отчество – Никодимовна/ (в Ки...

11 ноября
В 1887 году родилась Екатерина Николаевна ГЕЙДЕНРЕЙХ /наст. отчество – Никодимовна/ (в Киеве, Российская империя), артистка балета и педагог, основатель и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища.
В 2000 году балерине посмертно присвоено звание «Выдающийся деятель пермского балета XX столетия».
* * * * *
Обучалась с 1906 года на балетном отделении Петербургского театрального училища, в период 1915-36 годов танцевала в Мариинском театре Санкт-Петербурга.
Екатерина Гейденрейх исполняла сольные партии в классических балетах: фея Сирени, фея Золота в «Спящей красавице» П.И. Чайковского; Гамзатти и Уличная танцовщица в балетах Людвига Минкуса «Баядерка» и «Дон Кихот»; Повелительница нереид, Царица вод, Царь-девица в балете «Конёк-горбунок» и Рамзея в балете «Дочь фараона» композитора Цезаря Пуни и др.
Одновременно с артистической деятельностью она преподавала в Ленинградском хореографическом училище (1925-1941), была педагогом-репетитором (1936-1941) Ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне – Михайловский театр).
Жила в блокадном Ленинграде до 2 апреля 1942 года, когда была арестована по доносу, осуждена на 10 лет с поражением в правах сроком на 5 лет и этапирована на Урал, в Усольский лагерь, находившийся в Соликамске Молотовской области (со 2 октября 1957 года – Пермская область; ныне – с 2005 года – Пермский край).
Но как инвалид была освобождена 5 декабря 1942 года по Постановлению Верховного суда СССР.
В 1943 году Екатерина Николаевна возобновила преподавательскую работу в Ленинградском хореографическом училище, находившимся в эвакуации в Молотове (название уральского города Пермь с 1940 по 1957 год).
После снятия блокады, в 1944 году училище вернулось в Ленинград, а Екатерина Гейденрейх, лишённая права покинуть уральский регион, осталась в Молотове руководить созданной при городском театре оперы и балета хореографической студией. В 1945 году, когда студия была преобразована в хореографическое училище, она стала его первым художественным руководителем.
В декабре 1956 года Екатерина Гейденрейх была реабилитирована и вернулась в Ленинград.
За 12 лет работы подготовила свыше 50 учеников, среди которых: народная артистка РСФСР М.Б. Подкина, народная артистка СССР Л.П. Сахарова.
В 1957-62 годах работала педагогом-репетитором в Малом оперном театре, затем вышла на пенсию.
В 1958 году после перерыва более чем в четверть века она возобновила для труппы московского Большого театра балет Михаила Фокина на музыку Фредерика Шопена «Шопениана».
Скончалась Екатерина Николаевна ГЕЙДЕНРЕЙХ 28 января 1982 года в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_ноября #Г__

11 ноября 1863 года родился Поль СИНЬЯК (в Париже), французский художник-неоимпрессионист, автор...

11 ноября
1863 года родился Поль СИНЬЯК (в Париже), французский художник-неоимпрессионист, автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал.
Участвовал в создании (1884) «Общества независимых художников», где познакомился с Жоржем Сёра, с которым разработал живописную технику «пуантилизма», хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику «дивизионизма».
В 1899 году опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», ставшую сводом правил художников нового направления.
Будучи одним из интереснейших людей своего времени он уже при жизни стал признанным классиком.
* * * * *
Писать картины Поль Синьяк начал в 1882 году (в Париже и Бретани) под влиянием импрессионистов, главным образом Моне.
Его молодость пришлась на последнюю четверть XIX века – во Франции художественная жизнь тогда была ознаменована успехами импрессионистической живописи, зарождением символизма и признаками складывавшегося декоративного стиля модерн, «ар нуво», как его называли по-французски.
В этот период Синьяк много и успешно работал как живописец, пользовался авторитетом среди молодых художников и поэтов и путешествовал на своих яхтах по Сене и вдоль берегов Франции.
Его дебют на арене художественной жизни состоялся в 1884 году. Он участвовал в выставке «Группы независимых» и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра. До этого Синьяк не учился ни в каком художественном учебном заведении; он самостоятельно занимался живописью, подражая Клоду Моне.
Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка, посещал Школу изящных искусств, копировал произведения Энгра и античную скульптуру. Много времени он отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу. Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова «пуант» – точка).
Поль Синьяк увлекся художественными идеями Сёра и под его влиянием также стал писать мелким пуантилистическим мазком. К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники – среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.
В своей книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму» Синьяк так описывал новый метод: «Неоимпрессионист, следуя советам Делакруа, не начнет холст, не решив заранее, как и что на нем разместить... Доминирующая линия будет горизонтальной для выражения спокойствия, восходящей – для выражения радости и нисходящей – для выражения печали; все промежуточные линии будут выражать все другие чувства в их бесконечном разнообразии. С этой игрой линий соединяется не менее выразительная и разнообразная игра красок: восходящим линиям соответствуют теплые цвета и светлые тона; нисходящим линиям будут соответствовать холодные оттенки и темные тона...»
Весной 1886 года выполненные в новой манере картины Синьяка вместе с большой картиной Жоржа Сёра были показаны на 8-й выставке импрессионистов в Париже. Синьяк много лет спустя писал, что они назвали себя неоимпрессионистами «вовсе не потому, чтобы воспользоваться успехом импрессионистов... но для того, чтобы отдать должное усилиям предшественников и отметить, при различии способов, общность цели».
Неоимпрессионизм родился в переломный период развития французского искусства, когда передовое направление в живописи – импрессионизм – распадалось как целостное явление, каждый из импрессионистов стремился обрести индивидуальную манеру; в литературе тех лет символизм шел на смену натурализму.
В позднем своем творчестве Синьяк в реалистическом ключе пишет виды многих городов – Венеции, Генуи, Константинополя, Роттердама, виды портов Франции.
Всю свою жизнь художник сочетал творческую работу с активной общественной деятельностью. Он был председателем «Общества независимых художников», девизом которого было: «Ни жюри, ни премий».
Награждён Орденом Почётного легиона (1911).
Скончался Поль СИНЬЯК 15 августа 1935 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.

11 ноября В 1860 году родилась Мария Константиновна БАШКИРЦЕВА (в имении Гавронцы под Полтавой, Рос...

11 ноября
В 1860 году родилась Мария Константиновна БАШКИРЦЕВА (в имении Гавронцы под Полтавой, Российская империя), французская художница российского происхождения, автор дневника, ставшего впоследствии знаменитым и неоднократно переведённого на многие языки.
Дневник проникнут тонким психологизмом, романтической «жаждой славы» и вместе с тем трагическим чувством обречённости. В начале XX века эта книга была очень популярна в России, а самой известной поклонницей творчества и личности Башкирцевой была Марина Цветаева, посвятившая памяти Марии свой первый сборник стихов «Вечерний альбом».
Валерий Брюсов писал: «Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами».
Ежегодно, на День молодёжи, происходит международная ярмарка в Марииной долине, названной в честь Башкирцевой.
* * * * *
Мария воспитывалась блестяще образованным дедом, поклонником Байрона, англоманом, и двумя гувернантками – русская и француженка.
В 10-летнем возрасте болезненная девочка, сопровождаемая домашними и врачом, уехала за границу. Там и прошла вся ее сознательная жизнь. Рим, Ницца, Вена, Женева и, наконец, Париж, где окончательно оформился ее живописный талант. Лишь несколько раз Мария Константиновна возвращалась на Родину, но, тем не менее, сохраняла с ней связь и на расстоянии. Ее дневник, начатый в 12 лет (105 тетрадей), – тому доказательство.
Многочисленные таланты девочки проявились рано. За короткий срок почти без посторонней помощи она овладела четырьмя современными и двумя древними языками, что дало ей возможность знакомиться в оригинале с произведениями античных авторов и классиков мировой литературы.
С поразительной легкостью научилась Мария игре на гитаре, мандолине, арфе и рояле. Наделенная от природы удивительно сильным голосом редкого тембра и большого диапазона, она мечтала о сцене.
В возрасте 16 лет Мария узнала, что у нее туберкулёз. Теперь она проводит много времени на курортах и чувствует приближение скорой смерти. Тем не менее, девушка задумывается и о судьбе своего дневника, который решает издать.
В 17 лет, проживая в Париже, она начала обучение в мастерской художника Родольфа Жулиана, – самой серьезной в обучении женщин живописи.
С самого начала Жулиан заметил наличие таланта у его ученицы. И в итоге он оказался прав, уже в январе 1879 года, на конкурсе в школе, Лефевр, Бугеро, Буланже и Робер Флери присуждают Башкирцевой медаль. В 1880 году она, под именем Marie Constantin Russ, представила на Салоне портрет «читающей молодой женщины».
Продолжая совершенствоваться, Мария много ездила по городам Европы, проводила целые дни в картинных галереях, изучая творения старых мастеров. Во французской прессе появились первые отзывы о ее творчестве. Критики отмечали оригинальность и своеобразие работ, безупречное владение карандашом и кистью, а также душевную мягкость и теплоту в изображении персонажей. В последние годы жизни Мария Константиновна создала несколько крупных полотен, вызвавших большой интерес публики и коллег.
Но еще более знаменита Башкирцева своим «Дневником», который она писала на французском языке почти всю свою жизнь. Изданный на многих языках мира, он оказал большое влияние и на поэтессу Марину Цветаеву.
«Дневник Марии Башкирцевой» впервые был опубликован во Франции в 1887 году, а в 1893 году, выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя.
Скончалась Мария Константиновна Башкирцева 31 октября 1884 года в Париже на 25-м году жизни.
Мопассан, посетив её могилу, сказал: «Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_ноября #Б__

11 ноября В 1642 году родился Андре-Шарль БУЛЬ (в Париже), всемирно известный французский художник,...

11 ноября
В 1642 году родился Андре-Шарль БУЛЬ (в Париже), всемирно известный французский художник, краснодеревщик и резчик по дереву, гравер, рисовальщик, позолотчик.
Крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, творец особого стиля художественной мебели, придворный мастер Людовика XIV.
Особое место Андре-Шарля Буля в истории мебели обусловлено тем, что он оказался одним из первых, кто отбросил ряд принципов царившего в Европе итальянского барокко и обратился к новой парадигме – классицизму.
Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике «маркетри», получившая в его руках невиданное ранее разнообразие.
Коллекции его мебели можно увидеть в ряде музеев мира, среди которых: Лувр, Париж, Собрание Уоллеса, Лондон, Центр Гетти, Лос-Анжелес. Кроме того, мебель Андре-Шарля Буля украшает интерьеры ряда французских дворцов: Шантийи, Версаль, Во-ле-Виконт.
* * * * *
Первоначальное художественное образование он получил в мастерской отца, а с 1666 года уже возглавил собственную мастерскую, в которой трудилось до 40 человек.
Андре-Шарль Буль пробовал себя и в качестве живописца. Однако именно предметы мебели принесли ему мировую славу.
В своих работах мастер изящно сочетал разные сорта дерева, в т.ч. экзотические индийские и южноамериканские породы, панцирь черепахи, слоновую кость, перламутр, латунь, серебро, бронзу и другие материалы.
В 1672 году по рекомендации Кольбера, представившего его «самым искусным краснодеревщиком Парижа», Людовик XIV выделяет Булю помещение в галереях Лувра, в котором мастер прожил до конца своих дней, и назначает придворным столяром.
Несмотря на высокое признание и обилие заказов, Андре Шарль Буль постоянно нуждался в деньгах и даже был вынужден прибегнуть в 1704 году к заступничеству короля, предоставившего ему полугодовую отсрочку для урегулирования долговых конфликтов.
В значительной мере затруднения с деньгами были вызваны страстью художника к коллекционированию живописи. В 1720 году мастера ждал тяжелый удар: почти вся коллекция, а также цеха с инструментами, материалами и большим числом готовых изделий погибли в пожаре.
Стиль мастера нашел множество последователей и был назван «стилем Буля» по имени своего автора. Большое количество подражателей существенно затрудняют работу экспертов по определению авторства произведений Буля.
Скончался Андре Шарль Буль 29 февраля 1732 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_ноября #Б__

11 ноября В 1821 году родился Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (в Москве), великий писатель, философ и ...

11 ноября
В 1821 году родился Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (в Москве), великий писатель, философ и публицист, один из самых значимых и известных в мире русских писателей и мыслителей. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года.
Он является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.
Произведения Достоевского занимают достойное место в сокровищнице всемирной литературы, а «Братья Карамазовы» входят в число 100 величайших романов всех времён.
* * * * *
Он вырос в многодетной семье военного медика, который относился к своим детям очень строго. Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака.
В семье любили читать, выписывали журнал «Библиотека для чтения», который знакомил с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.
Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по настоянию отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь – внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим. Не перенося царивший в училище дух казармы, он находил себе отдушину в литературе.
В 1839 году отец Федора Достоевского был убит крепостными крестьянами. Это известие потрясло его и спровоцировало тяжелый нервный припадок – предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность. Впоследствии Достоевский отказался от наследственных прав на это имение.
Окончив училище в 1843 году, он был зачислен на службу в чертежную при Санкт-Петербургской инженерной команде. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание – литература.
В этот период Достоевский переводит на русский язык Бальзака и пишет свой первый роман «Бедные люди» (1846), который был похвально принят Некрасовым и Белинским, им понравилась изображенная в нем трагедия маленького человека. Роман принес автору популярность, его сравнивали с Гоголем. Тогда же произошло знакомство с Тургеневым.
Но удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 году за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной в последний момент на 4 года каторги и поселением в Сибири. Эти впечатления легли в основу одного из монологов князя Мышкина в знаменитом романе «Идиот».
В 1854 году Достоевский был отправлен рядовым Семипалатинскую крепость. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой. Период заключения и военной службы стал для него поворотным: из ещё неопределившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека.
После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Федор Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку он вышел (1859) уже в чине подпоручика.
В 1859 году писатель получает разрешение жить в Твери, а затем в Петербурге. В это время он публикует повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», роман «Униженные и оскорбленные». Почти 10 лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении.
В 1861 году он вместе с братом Михаилом основал журнал «Время», который запретили спустя 3 года, но в 1864 году они создают новое издание «Эпоха». Этот период биографии Достоевского является относительно спокойным, если не считать гонений со стороны цензуры. Им написаны произведения: «Записки из Мертвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях». Федору Михайловичу удалось попутешествовать – летние месяцы 1862-63 годов он проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др.
Но склонность к азартным играм вскоре разоряет писателя, а в 1864 году умирают сразу и жена, и брат. В 1865 году, будучи в курортном Висбадене, писатель начинает работу над романом «Преступление и наказание», в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.
Писателю грозила долговая тюрьма, поэтому летом 1866 года ему пришлось заключить кабальный договор с издателем Ф. Стелловским о продаже тому прав на публикацию полного трехтомного собрания своих сочинений и нового романа «Игрок», который требовалось представить в весьма ограниченные сроки. Чтобы уложиться, писатель берет в помощь стенографистку – молодую девушку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 году стала не только его второй женой, но и близким, преданным другом.
Публикация в 1866 году романа «Преступление и наказание» стала для Достоевского долгожданной мировой славой и признанием. Но из-за больших долгов и давления со стороны кредиторов он вынужден был покинуть Россию и уехать в Европу (1867-1871). В этот период писатель работал над романами «Идиот» (1868) и «Бесы», который закончил уже в России.
В мае 1872 года Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Руссу, где купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. Эти последние 8 лет стали самыми плодотворными в жизни писателя: 1872 год – «Бесы»; 1873 – начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических и страстных публицистических заметок на злобу дня); 1874-1875 годы – «Подросток»; 1876 – «Кроткая»; 1879-1880 – «Братья Карамазовы».
С 1873 года Достоевский стал ответственным редактором журнала «Гражданин», на страницах которого начал печатать «Дневник писателя», явившегося в то время учителем жизни для тысяч русских людей.
В конце жизни два события стали значимыми для Достоевского. В 1878 году Александр II пригласил писателя к себе, чтобы представить его своей семье, а в 1880 году Федор Михайлович приехал в Москву на открытие памятника А.С. Пушкину (в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Достоевский произнёс свою знаменитую речь, названную Аксаковым «гениальной, историческим событием».
Наступил 1881 год – Достоевский говорит о планах на будущее: собирается возобновить «Дневник», написать вторую часть «Карамазовых»... Но им не суждено было сбыться, здоровье писателя ухудшалось.
Скончался Федор Михайлович Достоевский 9 февраля 1881 года в Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_ноября #Д__

11 ноября В 1579 году родился Франс СНЕЙДЕРС (в Антверпене), фламандский художник, мастер натюрморто...

11 ноября
В 1579 году родился Франс СНЕЙДЕРС (в Антверпене), фламандский художник, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.
«Произведения Снейдерса отличаются монументальностью и декоративным размахом композиций, виртуозностью в передаче фактуры предметов, жизнеутверждающей силой образного строя».
* * * * *
Его отец был богатым бюргером, владельцем большой таверны, знаменитой среди местных гурманов. Будущий художник мальчиком мог видеть, там разнообразную снедь, ставшую для него впоследствии главным объектом изображения.
Способности к рисованию обнаружились у Франса очень рано, и уже в 13-14 лет он стал учиться живописи у знаменитого Питера Брейгеля (Младшего), а также у Генрика ван Балена, учителя Ван Дейка.
В 22 года Снейдерс был принят в гильдию Св. Луки – цеховую организацию, объединявшую художников Антверпена.
Картинам молодого живописеца присущи яркие пестрые краски, четкие, точные линии изображения («Птичий концерт», натюрморты с плодами и цветами и др.).
Чтобы совершенствоваться в своей профессии, 1608-09 годы Франс Снейдерс провел в Италии.
Поначалу основной темой его творчества были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 года приглашавший его к сотрудничеству для написания животных.
После возвращения в Антверпен художник очень сблизился с Рубенсом. Будучи уже зрелым мастером, Снейдерс пленился искусством этого великого живописца. Многие годы он работал в мастерской Рубенса как помощник, выполняя в его картинах изображения цветов, фруктов и животных.
Совместная деятельность с мэтром фламандской живописи способствовала тому, что в творчестве Снейдерса произошел решительный поворот.
Благодаря Рубенсу художник сумел найти те пути, на которых «со всей силой раскрылся его талант». От немного суховатых и перегруженных деталями натюрмортов в духе Брейгеля он перешёл к большому монументальному и декоративному стилю.
В 1619 году Франс Снейдерс был избран членом антверпенского Общества романистов, а в 1628 году стал его деканом.
Насыщенные жизнерадостным колоритом произведения знаменитого фламандца высоко ценились современниками. У Снейдерса никогда не было недостатка в заказчиках, стремившихся украсить свои городские дома и родовые замки его «аппетитными» картинами.
Созданные им огромные декоративные полотна украшали столовую во дворце епископа города Брюгге, известного мецената Антония Триста. Кроме того, Снейдерс был назначен главным художником герцога Альберта, губернатора Нидерландов.
Скончался Франс Снейдерс 19 августа 1657 года в Антверпене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_11_ноября #С__