12 ноября
1947 года в воздух поднялась первая машина знаменитого советского авиаконструктора Николая Камова – Ка-8 «Иркутянин».
Это событие стало началом эпохи вертолетов с соосной схемой расположения несущих винтов. Россия до сих пор остается единственным государством в мире, наладившим массовое производство этих сложных машин. Камовские вертолеты успешно трудятся на «гражданских должностях», а также служат в частях армейской и морской авиации.
* * * * *
Первый соосный летательный аппарат Ка-8 «Иркутянин» напоминает летающий мотоцикл (у него отсутствует фюзеляж). Вся конструкция состоит из стальных труб, закрепленных на двух надувных цилиндрических баллонах. Пилот сидит в открытом кресле. Взлетная масса – 320 кг, длина – 3,7 м, высота – 2,5 м. «Иркутянин» был способен подниматься на 250 м и разгоняться до 80 км в час.
Настоящим прорывом стали несущие трехлопастные винты, расположенные один над другим. Это конструктивное решение – визитная карточка практически всех вертолетов «Ка» КБ имени Камова.
Вертолет традиционной схемы в воздухе постоянно доворачивает в ту сторону, в которую вращается его несущий винт. Чтобы компенсировать этот момент, на хвостовую балку машины устанавливают дополнительный рулевой винт, который крутит машину в противоположную сторону.
Вертолетам же Камова такой дополнительный привод не нужен. Их несущие винты вращаются в противоположные стороны. Такое решение значительно упрощает механику машины, снижает ее уязвимость. Современный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» способен совершить посадку даже с отстреленным под корень хвостом.
Ка-8 в боях поучаствовать не довелось. Во-первых, он предназначен для связи и разведки. Во-вторых, эта машина была построена всего в трех экземплярах. Впервые широкой публике «Иркутянина» показали на параде в Тушино летом 1948 года. Вертолет поднялся в воздух прямо с кузова грузовика, сделал несколько проходов и благополучно приземлился. Именно тогда им заинтересовалось командование ВМФ, заказавшее Камову проект создания специализированной разведывательной машины. С тех пор вертолеты Ка долгое время оставались флотским «эксклюзивом».
Любопытный факт: само слово «вертолет» вошло в обиход именно благодаря создателям Ка-8. Перед тушинским парадом организаторы спросили Николая Камова, как представить его машину публике. Тот подумал и ответил: «вертолет». До этого момента винтокрылые летательные аппараты именовали американизмом «геликоптер».
Прямыми потомками Ка-8 стали вертолеты Ка-10 и Ка-15, созданные на его основе. В Ка-10 была предусмотрена система катапультирования, выбрасывающая пилота назад путем складывания спинки кресла. В 1951 году приняли решение о строительстве военной версии вертолета. К 1953 году в строю уже было 9 машин. Ка-10 удалось успешно посадить на палубу крейсера «Максим Горький» при сильном ветре, что лишний раз доказало преимущество соосной схемы: вертолет практически не болтает даже в шторм.
Ка-15 стал первым вертолетом, пошедшим в крупную серию (354 машины), и задумывался как противолодочный вертолет, но для нужд флота он получился недостаточно эффективным из-за малой грузоподъемности.
Важно подчеркнуть, что соосную схему очень сложно реализовать технически, в отличие от традиционного «одновинтового» подхода. Она требует большого объема научных расчетов, математики, глубокого знания аэродинамики. Винты на «камовых» располагаются близко друг к другу. Необходимо продумать, как они влияют друг на друга в полете, отработать все это на практике. С годами наши специалисты достигли очень высокого уровня. В других странах серийных машин такой конструкции просто нет – это наше «ноу-хау». На Западе строят лишь какие-то опытные экземпляры, беспилотники, зонды. До массового производства дело так и не дошло.
Всего для нужд ВМФ на сегодняшний день в КБ Камова разработали более десятка различных моделей вертолетов: многоцелевые Ка-27; поисково-спасательные Ка-27ПС; транспортно-боевые Ка-29; машины радиолокационного дозора Ка-31. Работу соосных винтов на данных машинах удалось «отполировать до блеска».
У соосных вертолетов выше грузоподъемность и на внешней подвеске, и внутри кабины, а кроме того, их габариты меньше. При соосной схеме управляемость вертолета выше, выше маневренность и лучше высотные характеристики; он симметричен, у него нет в полете дополнительных кренов.
Весь накопленный опыт использовали и при создании машин для армейской (сухопутной) авиации: Ка-50 «Черная акула» и его двухместная модификация Ка-52 «Аллигатор». Бронированные и вооруженные современными ракетами «летающие танки» показали себя грозной силой. Боевая эксплуатация Ка-50 в Чечне подтвердила, что вертолеты соосной схемы прекрасно себя чувствуют и в горах, где боковой ветер и сложные метеоусловия могут погубить даже опытного пилота.
«Черная акула» получилась очень живучей. Мощное бронирование кабины и наличие системы катапультирования, высокая автоматизация полета и отличная маневренность самым положительным образом влияет на боевой дух летчиков.
Все эти черты характерны и для двухместного Ка-52 «Аллигатор», дебютировавшего в Сирии. Обкатали там и палубную модификацию Ка-52К получившую обозначение «Катран».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_ноября
12 ноября
В 1727 году родился Иван Иванович ШУВАЛОВ (в Москве), русский государственный деятель, генерал-адъютант, фаворит императрицы Елизаветы I Петровны, меценат, основатель Московского университета и Академии художеств. Почётный член Императорской Академии наук, действительный член Императорской Российской академии, один из создателей Академического словаря.
Графского титула он (в отличие от своих двоюродных братьев) не имел.
* * * * *
Выходец из небогатой дворянской семьи, Иван получил домашнее образование. Благодаря покровительству двоюродных братьев, Александра и Петра Шуваловых, участников дворцового переворота 1741 года, он оказался при императорском дворе. В 1742 году Иван Шувалов начал придворную службу в качестве пажа. В 1749 году получил звание камер-юнкера, а вскоре сделался фаворитом императрицы Елизаветы I Петровны.
Вопреки надеждам своих братьев он не проявил ни жадности, ни наглости в хватании богатств, земель, титулов и должностей. Хотя возможности его были огромны – в конце жизни императрицы Иван Шувалов был единственным её докладчиком. Он готовил тексты указов и объявлял сановникам её решения. При этом для себя он никакой выгоды не извлек.
В 1750 году Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М.В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (он был её президентом до 1763 года).
В 1757 году Шувалов произведён в генерал-поручики, через 3 года – в генерал-адъютанты.
После воцарения Екатерины II он оказался в опале. В период 1763-77 годов Шувалов находился за границей (официально – в отпуске «по болезни»), выполнял ряд дипломатических и других поручений русского правительства. Попутно Иван Иванович занимался собиранием коллекции произведений искусства. Впоследствии передал её Академии художеств и Эрмитажу.
По возвращении в Россию ему был пожалован титул действительного тайного советника и получил должность сенатора. Вскоре Шувалов отойдет от публичной жизни. До конца своих дней он будет заниматься меценатством, покупая картины у русских художников.
Скончался Иван Иванович ШУВАЛОВ 26 ноября 1797 года в Санкт-Петербурге, похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_ноября #Ш__
12 ноября
В 1931 году родился Фолке Эйнович НИЕМИНЕН (в Петрозаводске, СССР), талантливый советско-финский живописец, портретист, один из ведущих художников Карелии, занимался натюрмортом. Заслуженный художник РСФСР. С 1960 года член Союза художников СССР.
* * * * *
Он был выходцем из семьи политических беженцев из Финляндии. Его родители, финские коммунисты (отец – коренной финн, мать – шведка), вынуждены были в 1930 году покинуть родину и эмигрировать в Советский Союз.
После смерти отца в 1933 году Фолке с матерью переехал в Ленинград, где обучался в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной.
В 1957 году после окончания училища он вновь приехал в Петрозаводск. В том же году выполнил одну из лучших своих работ – «Женщина в белом платье» (на берегу Онежского озера).
В 1972 году картину «Тяжбуммашевцы» (1969) и натюрморт «С Новым годом, Ван дер Вейден!» приобрёл Русский музей Ленинграда. А работа «Сумерки в старом доме» (1971) стала украшением постоянной экспозиции Художественного музея Новокузнецка. Работы Ниеминена пополнили в те годы коллекции музеев Свердловска, Ростова-на-Дону, Комсомольска-на-Амуре и многих других.
В период 1973-78 годов Фолке Ниеминен возглавлял Союз художников Карельской АССР. Лауреат премии комсомола Карельской АССР.
С 1983 года и до конца своих дней художник жил и работал в Финляндии. Первое время – в Хельсинки, чуть позже обосновался в городе Пори в Питторески, на родине отца.
За 25 лет жизни в Финляндии он написал более 300 произведений, большинство из которых выполнено по заказу и находится в частных собраниях Финляндии.
Являлся членом Финляндского союза художников.
Скончался Фолке Эйнович НИЕМИНЕН 23 июля 2010 года в Пори (Финляндия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_ноября #Н__
12 ноября
В 1929 году родилась Грейс КЕЛЛИ /полное имя – Грейс Патриша Келли/ (в Филадельфии), американская актриса, с 1956 года – супруга князя Монако Ренье III, 10-я княгиня Монако, мать ныне правящего князя Альбера II.
На её счету немногим более 10 фильмов, зато есть и один «Оскар», и слава самой кассовой актрисы своего времени.
Американский институт киноискусства поместил её на 13-е место в списке «100 величайших звёзд кино».
* * * * *
Выросшая в семье богатого промышленника, Грейс с детства получила доступ в высшее общество. Однако она стремилась добиться успеха в другом увлекательном мире, отличном от того, в котором существовали её родители.
В религиозном колледже Рейнхилл она получила строгое католическое образование. Именно там, в 6-летнем возрасте Грейс впервые вышла на сцену в роли Девы Марии в театрализованном рождественском представлении.
Перебравшись в Нью-Йорк, Келли стала работать фотомоделью и параллельно изучала актёрское мастерство в Американской академии драматического искусства. Она пробовалась на множество ролей в разнообразных пьесах, но получала лишь контракты на рекламу – от сигарет и пива до шляп и пылесосов.
Её дебют в спектакле на Бродвее состоялся в 1949 году – сыграла в пьесе Стриндберга «Отец». Келли стала часто появляться в разных телевизионных программах. В 1951 году её пригласили на эпизодическую роль в фильм «14 часов».
Главная женская роль в фильме «Ровно в полдень» (1952), и номинация на «Оскар» за роль второго плана в приключенческой драме Джона Форда «Могамбо» (1953) сделали её самой яркой восходящей звездой Голливуда.
Получила же она «Оскара», как и премию нью-йоркских критиков, в следующем году за главную роль в фильме «Деревенская девушка» (1954), в котором сыграла простую женщину – подругу озлобившегося певца-алкоголика, в исполнении Бинга Кросби.
За Келли утвердилась слава актрисы авантюрных фильмов. Альфред Хичкок увидел в ней свою идеальную героиню, совмещающую холодную аристократическую красоту со скрытой чувственностью, и снял её подряд в трёх фильмах. Во время съёмок третьего фильма «Поймать вора», действие которого происходит на французской Ривьере, Грейс познакомилась с князем Монако – Ренье III.
В 1956 году с ее участием вышло две кинокартины – «Лебедь» и «Высшее общество», ставшие последние в ее актерской карьере, так как 18 апреля 1956 года голливудская актриса Грейс Келли стала княгиней Монако и ушла из кинематографа.
Скончалась Грейс Келли 14 сентября 1982 года в Монте-Карло (Монако), от травм после автокатастрофы, в которую она попала накануне.
* * * * *
В 2014 году о жизни Грейс Келли была снята биографическая драма «Принцесса Монако». Роль Грейс исполнила австралийская актриса Николь Кидман.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_ноября #К__
12 ноября
В 1833 году родился Александр Порфирьевич БОРОДИН (в Санкт-Петербурге), выдающийся русский ученый-химик и медик, педагог и просветитель, общественный деятель, гениальный композитор, поэт и драматург.
Участник «Могучей кучки». Основоположник русского эпического симфонизма.
Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.
* * * * *
Александр получил прекрасное и разностороннее домашнее образование. Уже в детстве он обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение – польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах – вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет – на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение – концерт для флейты с фортепиано.
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. В 1856 году Бородин окончил петербургскую Медико-хирургическую академию, став в 1858 году доктором медицины.
С 1864 года – профессор, заведующий кафедрой химии (с 1874), в 1877 стал академиком Медико-хирургической академии. Один из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов.
Дружба с прогрессивными учёными – Д.И. Менделеевым, И.М. Сеченовым, Н.Н. Зининым (педагог Бородина) и другими, а также изучение статей В.Г. Белинского и А.И. Герцена способствовали формированию передовых общественных взглядов Бородина – просветителя-шестидесятника. Много времени он отдавал музыке, самостоятельно постигнув композиторское искусство.
В историю мировой музыкальной культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, автор оперы «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии», основатель эпического направления в русской музыке.
Первым серьёзным признанием его на этом поприще было приглашение войти в состав «Могучей кучки», объединения музыкантов (Милий Балакирев, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков), сыгравшего значительную роль в становлении русской классической музыкальной традиции. Бородину появление в составе «Могучей кучки» позволило выйти на тот уровень профессионализма, благодаря которому его дар воплотился в созданные им музыкальные шедевры.
Через все его творчество проходит идея осознания духовной мощи русского народа. Русское богатырское, эпическое и есть в первую очередь «бородинское» в музыке.
Опера «Князь Игорь», которую он писал 18 лет, не была закончена. И только благодаря его друзьям, хорошо знавшим готовившийся музыкальный материал и тщательно разобравшим его черновые записи, удалось её завершить. Поставленная в 1890 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга, опера имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров мирового оперного искусства.
Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Его вершиной считается написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.
К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.
Бородин – не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А.С. Пушкина.
Скончался Александр Порфирьевич Бородин 27 февраля 1887 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_ноября #Б__
12 ноября
1855 года родился Амандус Генрих АДАМСОН (на хуторе Ууга-Рятсепа, около города Балтийский Порт, Российская империя), российский и эстонский скульптор, живописец, академик, один из основателей эстонского национального искусства.
* * * * *
Выходец из семьи моряка, считавшегося погибшим, он был отдан в Ревельскую Вышгородскую школу для детей из бедных семей, где проявил склонность к искусству, вырезая фигуры из дерева.
Перебравшись в Санкт-Петербург, поступил в Императорскую Академию художеств, учился в классе профессора Александра фон Бока. После окончания Академии остался в Санкт-Петербурге, преподавал в школе Общества поощрения художеств.
Живя и работая в Париже (1877-1881), Адамсон создал работы «Вечно побеждающая любовь» и «Лирическая музыка».
С 1881 года преподавал в Художественном училище Штиглица в Петербурге. В этот период участвовал в реконструкции Михайловского дворца, создал произведение «Последний вздох корабля».
В Ревеле (старое название Таллина) в парке Кадриорг в 1902 году установлена самая известная его работа – памятник погибшим морякам броненосца «Русалка».
29 июля 1905 года в Севастополе был открыт обелиск «В память кораблям, затопленным в 1854-1855 годах для заграждения входа на рейд». Скульптурные работы к нему выполнены Амандусом Адамсоном (соавторы – архитектор В.А. Фельдман и военный инженер О.И. Энберг).
По рекомендациям известного живописца А.И. Куинджи, скульптора А.М. Опекушина и архитектора В.В. Суслова в 1907 году Адамсону было присвоено звание академика.
В 1911 году он участвовал в проводимом Академией художеств конкурсе проектов памятника в честь 300-летия дома Романовых. Скульптор предложил построить в Костроме грандиозное сооружение высотой 36 метров с 26 скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события российской истории. Комитет по сооружению монумента выбрал его работу, занявшую 2-е место.
Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых в присутствии Николая II и его семьи. К 1917 году был сооружён постамент и установлена часть бронзовых фигур. Однако после Октябрьской революции готовые скульптуры были отправлены в переплавку, а на пустующем постаменте установили памятник Ленину.
В 1918 году скульптор переехал в места своего детства – город Палдиски, где жил и работал до последних дней своей жизни.
Скончался Амандус Генрих АДАМСОН 26 июня 1929 года в Палдиски (Харьюмаа, Эстония), похоронен в городе Пярну.
12 ноября
В 1840 году родился Огюст РОДЕН /полное имя – Франсуа Огюст Рене Роден/ (в Париже), знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре, признанный одним из создателей современной скульптуры.
Он достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй».
Его творчество находится на стыке реализма, романтизма, импрессионизма и символизма. Сам он не относил себя к какому-либо течению. В то же время от современников-живописцев его отличало тяготение к символичности образов и вневременным сюжетам.
С середины 1880-х годов характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи. Согласно Энциклопедии Британника, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, – знания и великолепного изображения человеческого тела».
Оценка Огюста Родена менялась с течением времени. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Но в последние годы жизни к нему пришёл оглушительный успех, Роден был повсеместно признан величайшим мастером со времён Микеланджело.
* * * * *
Огюст учился в парижской Школе рисования и математики, поступив туда вопреки желанию отца, посещал курсы скульптора Антуана Бари в Музее естественной истории.
В 1864 году его первая работа – «Человек со сломанным носом» – была отклонена на парижском Салоне, т.к. бросила вызов академическим канонам красоты. Роден также не был принят в Школу изящных искусств, и в период 1864-70 годов работал в мастерской А. Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, зарабатывая созданием декоративной скульптуры.
В 1871 году он отправился в поисках работы в Брюссель, где создал несколько скульптур для частных домов, параллельно продолжил самообразование в области средневекового искусства и творчества Рубенса. Огюст Роден посетил Италию, в результате знакомства с творчеством Микеланджело возникла идея создания статуи «Бронзовый век».
Первым признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – «Иоанн Креститель» и «Шагающий».
Ему было поручено создание скульптурного портала. Работе над «Вратами ада» (начата в 1888 году) Огюст Роден посвятил всю оставшуюся жизнь, черпая вдохновение в «Божественной комедии» Данте и произведениях Шарля Бодлера, в образах порталов готических соборов. Такие работы, как «Мыслитель», «Ева», «Мимолетная любовь», «Поцелуй» и многие другие стали этюдами к «Вратам ада».
Среди других крупных произведений: скульптурная группа «Граждане Кале», памятник Виктору Гюго, статуя Оноре де Бальзака.
В 1898 году общество, заказавшее Родену статую Бальзака, отказалось от его услуг, мотивируя это тем, что в представленном этюде нет портретного сходства с писателем.
К началу XX века Роден был уже знаменитым скульптором, и французское правительство предоставило ему целый павильон на Всемирной выставке 1900 года, проводившейся в Париже. Среди учеников Родена такие знаменитые скульпторы, как Антуан Бурдель и Константин Бранкузи.
Скончался Огюст Роден 17 ноября 1917 года в своём доме в Мёдоне, недалеко от Парижа. На его могиле в Мёдоне установлена копия «Мыслителя».
* * * * *
Большинство своих произведений скульптор завещал французскому народу, многие из них хранятся в музее Родена в Париже и в Музее д'Орсе (Париж), а так же в музее Родена в Филадельфии.
Некоторые работы находятся в собрании Эрмитажа (Санкт-Петербург), музее изобразительных искусств им. Пушкина (Москва), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк) и других музеях мира.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_ноября #Р__
12 ноября
В 1850 году родился Михаил Иванович ЧИГОРИН (в Гатчине), выдающийся русский шахматист, сильнейший шахматист России на рубеже XIX-XX веков, основоположник отечественной шахматной школы. Шахматный теоретик и литератор.
Претендент на мировое первенство в конце XIX века. Редактор журнала «Шахматный листок» (1876-1881), «Шахматный вестник» (1885-1887), «Шахматы» (1894), шахматных отделов еженедельника «Всемирная иллюстрация» (1881-1890), газеты «Новое время» (1890-1908).
Стиль игры Чигорина универсален. Обладал выдающимися комбинационными способностями. Его игру отличали высокое искусство атаки, оригинальные стратегические замыслы, постоянное стремление к инициативе.
Деятельность Михаила Ивановича привела к появлению нового поколения русских шахматных мастеров, к формированию традиций отечественных шахмат – постоянному поиску новых путей, связанных с аналитической работой, и стремлению к инициативе.
* * * * *
Выходец из семьи мастера Охтинского порохового завода, Михаил очень рано потерял родителей. Поэтому он воспитывался в Гатчинском сиротском институте императора Николая I, и где в 16 лет научился играть в шахматы. В 18-летнем возрасте Чигорин покинул сиротский дом, переехал в Санкт-Петербург и поступил на государственную службу. Вскоре, однако, оставил службу и занялся шахматами.
С 1873 года, в шахматном кафе «Доменик», Чигорин стал регулярно встречаться с сильнейшими петербургскими шахматистами, часто и успешно играл в шахматы на деньги, там же познакомился с Э. Шифферсом.
Первые серьезные партии сыграл, предположительно, в Санкт-Петербургском шахматном гандикап-турнире (1874/75 годов), проходившем в немецком собрании, где занял 3-е место (после Шифферса и И. Шумова).
В 1875 году он встретился с шахматным мастером Шимоном Винавером, после этой встречи Чигорин занялся изучением шахматной теории.
Успешно сыграв серию матчей с Шифферсом (1879; +6, -0, =2; +4, -2, =0), Е. Шмидтом (1879; +3, -0, =1; +2, -2, =2), С. Алапиным (1880; +7, -3, =0), и одержав в Петербурге победу в сильнейшем российском турнире (1878/79), завоевал репутацию сильнейшего шахматиста России, которым оставался до конца жизни.
В международных соревнованиях Чигорин дебютировал в 1881 году – после Дж. Блэкберна и И. Цукерторта разделил 3-4 места на турнире в Берлине (с Винавером). В двухкруговом турнире сильнейших шахматистов мира в Лондоне (1883) занял 4-е место, выиграв обе партии у Вильгельма Стейница. В 1889 году занял 1-е место на VI-м американском шахматном конгрессе в Нью-Йорке, а в 1895 – 2-е место на традиционном турнире в Гастингсе, опередив Ласкера, Тарраша и Стейница.
Знаменитыми стали две партии, которые Михаил Иванович играл против Стейница по телеграфу между Россией и США. Обе партии выиграл Чигорин.
Дважды он играл матчи на первенство мира против Стейница. Оба матча выиграл Стейниц. Получив вызов от Стейница, Чигорин сыграл с ним матч на первенство мира в Гаване (1889), который проиграл со счётом 6,5:10,5 (+6, -10, =1). Второй матч между ними состоялся в 1892 году также в Гаване. Чигорин проиграл – 10,5:12,5 (+8, -10, =5).
В 1896 году он разделил 1-й приз на международном турнире в Будапеште с Р. Харузеком, выиграв у него дополнительный матч – 3:1 (опередив Пильсбери, К. Шлехтера, Д. Яновского, Винавера, Тарраша и др.).
Михаил Чигорин становился победителем первых трёх Всероссийских турниров (1899, 1901 и 1903).
В России он организовывал шахматные турниры, играл в заочные шахматы, издавал «Шахматный листок» и «Шахматный вестник», писал статьи на шахматные темы в ежедневных газетах.
Удачно выступал в других международных соревнованиях, например, в 1903 году выиграл международный турнир в Вене. Всего он участвовал в 13 отечественных и 24 международных турнирах.
Скончался Михаил Иванович Чигорин 25 января 1908 года в Люблине (Польша), похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
Памяти Чигорина посвящены международные турниры в Санкт-Петербурге (1909) и в Москве (1947), а также Всероссийский массовый турнир (1950-51). Регулярно шахматной федерацией проводится турнир памяти Михаила Ивановича Чигорина – «Мемориал Чигорина».
Шахматный клуб в Санкт-Петербурге на Большой Конюшенной ул., 25 носит имя Чигорина.
На здании бывшего Сиротского института в Гатчине установлена мемориальная доска.
* * * * *
Чигорин считается одним из основоположников русско-советской шахматной школы. Он внёс большой вклад в теорию шахматных дебютов. Много дебютных вариантов носят имя Чигорина, среди них:
Вариант в Ферзевом гамбите, который называется «Защита Чигорина»:
1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 Кb8-c6…
Вариант Чигорина в Испанской партии:
1.e2-e4 e7-e5 2.Кg1-f3 Кb8-c6 3.Сf1-b5 a7-a6 4.Сb5-a4 Кg8-f6 5.0-0 Сf8-e7 6.Лf1-e1 b7-b5 7.Сa4-b3 d7-d6 8.c2-c3 Кc6-a5 (или 8…0-0 9.h2-h3 Кc6-a5)
Вариант Чигорина во Французской защите:
1.e2-e4 e7-e6 2.Фd1-e2
Вариант Чигорина в Славянской защите:
1.d2-d4 d7-d5 2.c2-c4 c7-c6 3.Кg1-f3 Кg8-f6 4.Кb1-c3 e7-e6 5.e2-e3 Кb8-d7 6.Сf1-d3 Сf8-d6.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_ноября #Ч__