12 октября
1944 года родился Майкл ПАРКЕС (в Сайкстоуне, штат Миссури), американский живописец, основатель течения магического реализма, мастер фантастической живописи и литографии в жанре фентези. Также специализируется и в скульптуре.
Работы художника широко доступны в форме массово выпускаемых постеров и в составе девяти изданных книг.
На стиль Майкла Паркеса значительное влияние оказала восточная философия, включая каббалу и тантру. Его картины пронизаны мистицизмом и скрытыми оккультными символами.
* * * * *
Про детство и юношество Майкла практически ничего неизвестно, кроме того, что в молодости он весьма симпатизировал движению хиппи.
В дальнейшем изучал графику и живопись в университете Канзаса. Выучившись непростому художественному ремеслу, Паркес стал творить в стиле абстрактного экспрессионизма и примитивного авангардизма.
Однако со временем все же здравый смысл возобладал и художник понял, что он в тупике. Нелегок был путь Майкла Паркеса к творческой гармонии. Его уникальный стиль живописи сложился в период изоляции от общества поп-культуры, в период, когда он бросил изучение и практику живописи и отправился в Индию, Непал и Пакистан в поисках философских истин и просветления.
Вернувшись, художник кардинально меняет свое творчество. Если раньше Паркес занимался рисованием размытых абстрактных полотен, то теперь его картины наполнили тщательно выписанные утонченные образы магических персонажей. Прекрасные женщины и ангелы, карлики и сказочные звери, а также различные комбинации.
В картинах Паркеса странные животные сталкиваются с таинственными крылатыми женщинами, повелители марионеток дирижируют мифическими существами и людьми, добро побеждает зло в их древнем конфликте.
В его работах много от бельгийского художника-сюрреалиста Рене Магритта, который и заложил основы магического реализма. На настоящий момент Майкл Паркес является одним из лучших представителей данного стиля. Образы этого художника наполнены сексуальностью, красотой и в то же время философским спокойствием.
В 2007 году Лиза Старри из «Театра танцев Скорпиус» создала современную танцевальную постановку, основанную на работах Паркеса. В том же году живописец был приглашён выставить своё видение Венеры на международной выставке 35 художников, работающих в жанре магического реализма, в Дании.
В настоящее время он стал признанным мастером в кропотливой и трудоёмкой сфере создания цветной каменной литографии.
Практически все произведения художника находятся в частных коллекциях.
В последнее время Майкл ПАРКЕС живет и работает в Европе (Швейцария, Испания).
12 октября
В 1861 году родился Теодор Эрл БАТЛЕР (в Колумбусе, штат Огайо), американский художник-импрессионист.
Стилистически его работы продолжают классические традиции импрессионизма, в них читается сходство с К. Моне (от которого он перенял вибрирующий стиль мазка) или К. Писсарро. Батлер по праву считается одним из виднейших представителей американского импрессионизма.
* * * * *
После окончания Колледжа Мариеттты, где он начал свои первые художественные изыскания, в период 1884-86 годов обучался у Уильяма Чейза в нью-йоркской Лиге студентов-художников вместе с Джеймсом Беквитом, Кеньоном Коксом и Джулианом Уиром. В дальнейшем в поисках вдохновения и мастерства Батлер отправился за океан – во Францию.
В Париже он обучался в Академии де ла Гранд-Шомьер, Ателье Коларосси и Академии Жюлиана. Среди его учителей был французский художник Каролюс-Дюран, который фактически предопределил дальнейшую жизнь Теодора. В 1888 году Батлер выиграл поощрительную премию Парижского салона за картину «Вдова». От Каролюса он узнал о Клоде Моне, который жил в Живерни.
В числе других американских художников Теодор Батлер провёл некоторое время в Живерни. Здесь он познакомился с падчерицей Моне – Сюзанной Ошед, в которую влюбился. Их свадьба состоялась 20 июля 1892 года, которая была увековечена на полотне американского художника Теодора Робинсона под названием «Свадебный марш».
В 1914 году вся семья Батлера переехала в Нью-Йорк, где он активно работал как живописец и общественный деятель. Вместе со своим другом-художником Джоном Слоуном создал в 1916 году «Общество независимых художников» и входил в состав его совета директоров (1918-1921). Вместе с женой они участвовали в делах американского Красного Креста.
После 1921 года семья снова переехала во Францию.
Скончался Теодор Эрл БАТЛЕР 2 мая 1936 года в Живерни (Франция), похоронен на городском церковном кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_октября #Б__
12 октября
В 1934 году родился Ричард МАЙЕР (в Ньюарке), американский архитектор, ведущий представитель американского авангарда. В 1984 году стал самым молодым лауреатом Прицкеровской премии в возрасте 49 лет.
Входил в группу «Нью-Йоркская пятерка» архитекторов-пуристов (вместе с Дж. Хейдуком, П. Айзенманом, Ч. Гуотми и М. Грейвсом).
В его зданиях особо ярко использована метафора порядка и ясности, противопоставляемых хаосу искусственного окружения. Майер продолжил направление романтического модернизма, родоначальником которого был Ле Корбюзье.
* * * * *
Архитектурное образование получил в Корнуэльском университете, который окончил в 1957 году.
После работы в нескольких фирмах и компаниях, молодой архитектор в 1963 году открыл собственную фирму в Нью-Йорке. Он начал с создания больших скульптурных строений в США – таких как Смит-хауз в Дариене, Коннектикут (1965-1967), – но вскоре расширил сферу деятельности, возводя свои белоснежные здания по всему миру.
Одной из хрестоматийных построек зодчего является Музей прикладного искусства во Франкфурте-на-Майне (1985), в котором его абстрактный стиль достиг наибольшей зрелости. Эта постройка оказала существенное влияние на развитие архитектуры 1990-х годов. Среди более поздних проектов известны Гетти-центр в Лос-Анджелесе (1984-1997) и музей Алтаря Мира в Риме (2006).
Выделяются и такие работы Ричарда Майера: High Museum в Атланте (1980-1983), штаб-квартира телевизионного канала «Canal Plus» в Париже, Музей современного искусства в Барселоне, Хардфортская семинария в Коннектикуте, а также ряд частных домов, например, Дуглас-хайз в Харбор Спрингс (Мичиган, США; 1971-1973) и многие др.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_октября #М__
12 октября
1935 года родился Лучано ПАВАРОТТИ (в Модене), знаменитый итальянский оперный певец (лирический тенор). Один из самых выдающихся и популярных у публики, признаваемых критиками оперных теноров XX столетия.
На свои сольные концерты певец собирал сотни тысяч слушателей. На одном из выступлений в нью-йоркском «Метрополитен-опера» зрители настолько были покорены красотой голоса певца, что занавес пришлось поднимать 165 раз. Этот случай занесен в «Книгу рекордов Гиннесса».
Полмиллиона зрителей одновременно слушали концерт Паваротти в Центральном парке Нью-Йорка – такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей.
Благодаря своему вокальному мастерству, характерной легкости звукоизвлечения, сочетающимся «с высокой индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность», Паваротти стал «одной из „суперзвезд“ оперной сцены XX столетия».
* * * * *
Ранние музыкальные пристрастия Лучано заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен – Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Джованни Мартинелли и Тито Скипа. Одно из первых его публичных «выступлений» состоялось с отцом (обладал отличным голосом и обожал дома петь, знал арии из многих опер) – оба стали петь в церковном хоре.
После окончания школы Паваротти столкнулся с необходимостью выбора профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал 2 года в школе, но, в конце концов, интерес к музыке взял верх.
В 1961 году дебютировал в Реджо-нель-Эмилия. Начало международной известности Паваротти было положено в 1963 году, когда он спел партию Рудольфа («Богема» Дж. Пуччини) на сцене лондонского театра Ковент-Гарден. В 1965 году с сенсационным успехом исполнил роль Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти) в Австралии.
В 1968 году он впервые выступил в нью-йоркском Метрополитен-опера (Рудольф). С тех пор Паваротти гастролировал по всему миру, неизменно восхищая публику своим выразительным, сильным и гибким голосом, совершенным бельканто, роскошными верхними нотами, естественной музыкальностью и артистизмом.
Будучи несравненным интерпретатором центральных партий в операх Доницетти, В. Беллини, Верди, Пуччини, он не пренебрегал и музыкой легкого жанра. После исполнения «Nessun Dorma» на церемонии открытия мирового кубка FIFA в Италии в 1990 году Лучано Паваротти вошел в поп-культуру.
В этот же период начинается совместное сотрудничество Паваротти с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом в проекте «Три тенора» – цикле концертов трёх артистов, призванных донести оперный репертуар до широкой аудитории. В дальнейшем «Три тенора» продолжали совместные выступления в течение 15 лет, имея большой коммерческий успех.
С 1992 года великий тенор участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Этот проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тэйлора («Queen»), Стинга, Боно и Эджа («U2»), Эрика Клептона, Джона Бон Джови, Брайана Адамса, Селин Дион, группы «Cranberries», известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.
Но при всем при этом Паваротти постоянно поддерживал свой статус в мире оперы, оставаясь академическим певцом.
Кроме того, он большое внимание уделял благотворительной деятельности и был отмечен наградами за работу по сбору денежных средств для беженцев и Красного Креста.
Скончался Лучано ПАВАРОТТИ 6 сентября 2007 года в Модене.
12 октября
В 1862 году родился Луи Мария де ШРИВЕР (в Париже), французский художник.
Его первые работы «Маргаритки и хризантемы», «Фиалки и весенние цветы» были выставлены на Парижском Салоне, когда автору было 13 лет. И самое необычное было в том, что он не обучался ни у каких мастеров. Знаменитый Филипп Руссо предложил Луи заниматься в его рисовальной школе. Это было неслыханным по тем временам – студент младше своих сокурсников почти в два раза! Но под опекой Руссо он был недолго. Уже в возрасте 17 лет он самостоятельно выставляет свои работы на Салоне, за одну из которых получает бронзовую медаль.
Следуя примеру импрессионистов, черпавших вдохновение на улицах Парижа, де Шривер получил известность в качестве жанрового хуждожника, которого интриговала жизнь огромного города. Впрочем, был в жизни де Шривера момент, когда сцены из Парижской жизни уступили место автомобилям, мода на которые вспыхнула на рубеже веков.
К 1910 году в большей степени по финансовым причинам, Луи Мария возвратился к своим любимым изображениям Парижа на повороте столетия - прекрасному городу, прекрасным дамам на его улицах и прекрасным цветам в их руках.
С 1919 по 1925 годы художник жил в Рейнланде на оккупированной территории. К тому периоду относятся все его пейзажные полотна.
Скончался Луи Мария де Шривер 6 декабря 1942 в возрасте 80 лет в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_октября #Ш__
12 октября
В 1881 году родился Иван Григорьевич МЯСОЕДОВ (в Харькове, Российская империя), русский художник, мастер живописи и графики, представитель символизма и модерна, создатель почтовых марок.
Для его живописи характерны антично-мифологические полотна, близкие по манере исполнения к немецкому модерну. Будучи сторонником культа античности, доминировавшего в начале XX века в Академии художеств, всячески пропагандировал красоту нагого тела.
Им были написаны многочисленные пейзажи и натюрморты, выполненные в импрессионистической манере, религиозные композиции, портреты, графические работы карандашом, пером, различными техниками гравюры.
Особое место в творчестве Мясоедова занимает работа над рисунками для почтовых марок княжества Лихтенштейн, где проявилось его незаурядное композиционное мастерство, умение выделить центральные персонажи сцены. Впервые его серия из трёх марок достоинством в 20, 30 и 50 раппов появилась в 1938-39 годах.
* * * * *
Иван был выходцем из семьи известного русского художника-передвижника Г. Мясоедова и К. Ивановой, тоже художницы, но Григорий Григорьевич не позволял жене проявлять материнские чувства.
Оторвав ребёнка от матери, он доверил его заботам семьи своего друга – пейзажиста А. Киселёва. Семья была талантливая, веселая, многодетная. Казалось, этот отверженный подкидыш попал в общество сверстников, здесь и обретет счастливое детство. Но этого не произошло.
В 1884-95 годах Иван посещал частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом. В период 1896-1901 годов успешно занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), активно участвовал в ученических художественных выставках.
Окончив училище, получил звание «неклассного художника», что дало ему возможность поступить в 1907 году в батальную мастерскую Императорской Академии художеств к знаменитому Францу Рубо. В это же время Иван Мясоедов посещал мастерскую по гравюре, руководимую известным русским гравёром профессором В.В. Матэ. Академию он окончил в 1909 году с золотой медалью, а через год под руководством Рубо участвовал в создании панорамы «Бородинская битва».
В училище Мясоедов увлёкся силовым спортом и, учась в академии, занимался еще и в Петербургском атлетическом обществе графа Г.И. Рибопьера. На Всероссийском чемпионате по тяжёлой атлетике, проводимом в 1909 году, Иван выиграл II-й приз в средней весовой категории (выступая под псевдонимом Де Красац).
В 1911 году, после смерти отца, Мясоедов возвращается в Полтаву. Здесь в 1912-13 годах он организует посмертные выставки отцовских произведений и собранных им коллекций, продолжает работать как художник и вместе с тем выступает в цирке как профессиональный борец и гиревик.
Не потерял Иван Григорьевич и связей с художественным миром Петербурга, обычно выставляя свои новые произведения на «весенних» выставках в залах Академии художеств. Немного позднее Мясоедов был ректором одного из киевских художественных учебных заведений.
В 1912 году он сочетался браком с итальянской танцовщицей и артисткой цирка Мальвиной Верничи, некоторое время они жили в Павленках. Во время Гражданской войны супруги уехали в Крым. Здесь в 1919 году он служил художественным корреспондентом в армии Деникина. В 1921 году Мясоедов эвакуировался из Крыма в Константинополь, а затем обосновался в Берлине.
Там художник пользовался большим успехом как портретист. Ему заказывали свои портреты российские дворяне-эмигранты, представители буржуазии и дипломатического корпуса, актёры и оперные певцы. В Берлине он даже участвовал в организации Дней русской культуры.
В 1929 году Мясоедов снялся в фильме В. Стрижевского «Игры императрицы», что было связано с необходимостью заработка и поиском новых форм самовыражения. Роль ему удалась, его боярин был величественным и грандиозным.
Мясоедов занимался и фальшивомонетничеством, но был арестован. После освобождения с женой и дочерью уехал в Ригу (Латвия), а оттуда, по фальшивым паспортам на имя чехословацких граждан Евгения и Мальвины Зотовых, они перебирались в Бельгию.
В 1938 году он с семьей поселился в столице княжества Лихтенштейн Вадуце с паспортом на имя Евгения Зотова. Мясоедов вёл жизнь придворного художника, создавая портреты членов местного княжеского дома и эскизы почтовых марок. Работа над рисунками для почтовых марок Лихтенштейна занимает особое место в творчестве Ивана Мясоедова.
В Лихтенштейне он получил известность как талантливый живописец, превосходный рисовальщик и гравёр, но едва ли кто-то знал, что под именем профессора Зотова скрывается российский художник Иван Мясоедов.
В 1946 году Чехословацкое генконсульство выявило местонахождение проживающих в Лихтенштейне с фальшивыми паспортами Евгения и Мальвины Зотовых, о чём известило правительство страны. Зотовых лишили гражданства.
В 1953 году семья Мясоедова переезжает в Аргентину.
Скончался Иван Григорьевич Мясоедов 27 июля 1953 года в Буэнос-Айресе.
* * * * *
Творческое наследие художника составляет примерно 4000 произведений. Значительная его часть – около 3200 экспонатов находится в коллекции Фонда Зотова-Мясоедова в Вадуце.
В Лихтенштейне Ивана Мясоедова знают и почитают как своего национального мастера, свою национальную гордость, хотя маленький Лихтенштейн, который Мясоедов считал цыпленком, по сравнению с другими странами Европы, лишил его гражданства и выдворил из страны.
Много делал для популяризации творчества художника русский эмигрант, барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, лично знавший Зотова-Мясоедова. О его жизни в Лихтенштейне барон рассказал в своих воспоминаниях, изданных в России. Они близко общались почти 15 лет.
В 1998 году в Третьяковской галерее была проведена выставка «Иван Мясоедов – Евгений Зотов. Путь скитаний». Впервые после долгих лет забвения творчество художника было представлено в России.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_октября #М__
12 октября
В 1350 году родился Дмитрий I Иванович ДОНСКОЙ /прозван Донским за победу в битве на Куликовом поле/ (в Москве), великий князь Московский (c 1359 г.), Владимирский (с 1362 г.) и Новгородский (с 1363 г.), сын князя Ивана II Красного, внук Ивана I Калиты.
Принадлежал к 15-му колену Рюриковичей.
За свою короткую жизнь – 39 лет, успел многое. Дважды отразил нападение на Москву литовского князя Ольгерда, принудил Тверь признать старшинство Москвы среди русских княжеств. Возглавив борьбу Руси против Золотой Орды, князь разгромил татар на реке Важа, а затем одолел ордынского хана Мамая в верховьях Дона.
Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы («во всех странах славно имя его» – подчеркнул летописец).
При нём в Москве в 1367 году был построен первый каменный кремль. В XX веке причислен к лику святых.
* * * * *
Княжить Дмитрий начал в 9 лет. В первые годы успех молодого московского правителя объяснялся мудрой поддержкой митрополита Алексия, помогавшего своему воспитаннику в деле объединения под его «рукой» суздальских, нижегородских, серпуховских, городецких, белозерских, кашинских, стардубских, тарусских, новосильских, смоленских, ростовских, ярославских и новгородских ратей.
Испугавшись усиления московского правителя, ордынский тёмник (командовавший «тьмою» – 10 тыс. воинов) Мамай решил сломить возраставшую мощь Руси, усилить ее зависимость от Орды. Он собрал войско (100-150 тыс.), в которое, помимо монголо-татар, входили также отряды черкесов, осетин, армян, некоторых народов Поволжья, наемные отряды крымских генуэзцев, вступил в союз с литовским князем Ягайло и великим князем рязанским Олегом Ивановичем. Новое сражение с московским войском было назначено на конец лета. Получив известие об этом, Дмитрий на 15 августа 1380 года назначил сбор всех полков в Москве и Коломне.
В решающей для русских Куликовской битве, развернувшейся между реками Дон и Непрядва, 8 сентября 1380 года московский князь Дмитрий Иванович разбил ордынское войско, за что и
был прозван потомками ДОНСКИМ.
За свое 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю»). Представление о политическом единстве Руси стало при нем совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.
В самой Москве, кроме белокаменного Кремля, были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), прикрывавшие подступы к центру города. Взамен старого, «служилого» принципа комплектации войска Дмитрий впервые в русской военной истории ввел новый (территориальный) принцип его формирования. При Донском в Москве была введена чеканка серебряной монеты – раньше, чем в других русских княжествах и землях.
В период его княжения Москва утвердила своё руководящее положение в русских землях.
И впервые Донской передал великое княжение старшему сыну Василию без санкции Золотой Орды как «свою отчину». После ряда одержанных в правление Дмитрия значительных военных побед над Ордой её набеги, хотя и продолжались ещё около двух веков, она не решалась на битву с русскими в открытом поле.
Скончался великий князь Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в Москве, погребён в Архангельском соборе Кремля.
* * * * *
Житие рисует его идеализированно: крепок, высок, плечист, грузен («чреват вельми и тяжек собою зело»). По словам составителя Жития, имел «дивный взгляд», был «совершен» умом. По свидетельству же современников, имел непростой характер. Образованностью князь не отличался, но был славен благочестием, незлобивостью и целомудрием «духовным».
Образ его неоднократно вдохновлял живописцев (в частности, П.Д. Корина, изобразившего князя на мозаике плафона станции «Комсомольская-кольцевая» Московского метрополитена, К. Васильева, П. Рашина и др.).
Культурную жизнь княжества времен Донского характеризует создание произведений, связанных с победой русского оружия (ставших позже основой «Сказания о Мамаевом побоище» и «Задонщины», прославлявших успехи русских на Куликовом поле).
В 2002 году учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память Св. великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_12_октября #Д__