13 апреля
1875 года родился Иван Семёнович КУЛИКОВ (в д. Афанасово, Муромский уезд, Владимирская губерния), выдающийся русский и советский художник, мастер портретов и бытовых сцен, академик живописи (1915).
В детстве он любил проводить время в деревне, впечатления о которой сохранил до конца жизни. Эти воспоминания в дальнейшем послужили темами для многих его произведений.
* * * * *
Выходец из семьи крестьян, Иван в 1893 году по рекомендации своего бывшего школьного учителя черчения и рисования познакомился с художником А.И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.
В сентябре этого года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. С ноября 1893 года он становится помощником в мастерской Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Ивана Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств, где он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.
Через 2 года юноша становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В.Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И.Е. Репину. Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. Он принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б.М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть.
В 1900-01 годах им было сделано около 20 иллюстраций к произведениям М. Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна».
По окончании Академии художеств в 1902 году его конкурсная работа «Чаепитие в крестьянской избе» была удостоена Большой золотой медали и дала ему право стать личным почетным гражданином, а также на заграничную командировку.
В период 1903-05 годов на правах пенсионера Академии Иван Семёнович совершает поездки в Италию и Францию.
В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а в дальнейшем за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи.
С 1919 года живописец работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Он энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.
В разные годы, помимо прочих работ, им написаны портреты лётчика В.П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А.Л. Дурова (1911), археолога А.С. Уварова.
Скончался Иван Семёнович КУЛИКОВ 15 декабря 1941 года в Муроме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_апреля #К__
13 апреля
1777 года родился Василий Козьмич ШЕБУЕВ (в Кронштадте), русский художник, действительный статский советник, академик, заслуженный ректор Императорской Академии художеств, один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма.
Творческая судьба живописца целиком связана с Петербургской АХ.
* * * * *
Творческая судьба живописца целиком связана с Петербургской АХ. В девять лет Шебуев выходит по отметкам в число первых учеников. Учителями его были И.Акимов и Г.Угрюмов, давшие будущему художнику блестящую школу академического рисунка и живописи.
После окончания учения с аттестатом первой степени и малой золотой медалью Шебуев был оставлен пенсионером при АХ, а в 1803 году отправлен в Рим, где упражнялся, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах.
В 1806 году художник был отозван в Россию для работы по живописному и скульптурному украшению строящегося в Петербурге Казанского собора, ставшего пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно «храмом славы русских художников». Шебуев исполнил изображения трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. За картину огромного размера «Петр Великий в сражении при Полтаве» академия произвела его в адъюнкт-профессоры исторической живописи. В 1812 году он был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора. В 1821 году сделан директором Императорской шпалерной мануфактуры, в 1823 году, за исполнение обширного плафона в церкви царскосельского дворца, получил титул придворного живописца. С 1832 года — ректор академии.
В 1836 году он выполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании Академии Художеств, работал над оформлением Троице-Измайловского собора в Петербурге, в 1844 году он был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора. Василий Козьмич имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова, А.Иванова, Ф.Бруни, П. Басина.
Скончался Василий Козьмич ШЕБУЕВ 28 июня 1855 года в Санкт-Петербурге, похоронен на православном Смоленском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_апреля #Ш__
13 апреля
1837 года родился Николай Дмитриевич ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (в Нижнем Новгороде), русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств (ИАХ), участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников.
Дмитриев – живописец, прибавивший к своей фамилии, для отличия от других художников Дмитриевых, эпитет: «Оренбургский».
* * * * *
Воспитывался в Уфимской губернской гимназии и по переезду родных в Санкт-Петербург готовился к поступлению в юнкеры, но по совету известного живописца В. Шебуева, стал посещать классы ИАХ.
Числился он в ней учеником Ф. Бруни и получил от Академии, за успехи в рисовании и живописи, четыре малые и одну большую серебряную медали.
В 1871 году Николай Дмитриевич отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их, главным образом в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых Б. Вотье и Л. Кнауса, а потом поселился надолго в Париже. Здесь он был одним из главных участников в учреждении местного «Общества русских художников», выставлял свои картины в годичных салонах, лишь изредка присылая их в Санкт-Петербург, и исполнял рисунки для русских и французских иллюстрированных изданий.
Во Франции он перешел от жанровой к батальной живописи, причиной этому стала русско-турецкая война 1877-1878 годов и патриотические чувства самого художника.
Уже по окончании войны Дмитриев-Оренбургский представил несколько эскизов картин, изображающих моменты военных действий русской армии, императору Александру II. Удостоившись Высочайшего одобрения и благодаря личному знакомству с Великим князем Николаем Николаевичем, художник от самого императора получает заказ на серию батальных картин, посвященных русско-турецкой войне. Отныне военная тема становится основной в творчестве художника. Искусствоведы подсчитали, что он написал более 30 картин, посвященных событиям этой войны.
Из жанровых произведений художника, лучшими могут считаться: «Две минуты остановки» и «Пожар в деревне». Ряд его картин, воспроизводящих различные эпизоды Русско-турецкой войны, украшают собой большую Помпеевскую галерею в Зимнем дворце.
Скончался Николай Дмитриевич ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ 3 мая 1898 года в Санкт-Петербурге.
13 апреля
1769 года родился Томас ЛОУРЕНС (в городе Бристоль), английский художник, получивший известность как фешенебельный портретист эпохи Регентства, академик Королевской академии художеств.
Он стал самым выдающимся и прославленным мастером портрета конца XVIII — начала XIX века.
* * * * *
Его отец содержал небольшую гостиницу, но разорился, и Томас, обладавший талантом рисовальщика, стал единственным кормильцем в семье, хотя ему едва исполнилось 10 лет.
В 1782 году семья Лоуренсов поселилась в курортном городке Бат, где юный художник хорошо зарабатывал карандашными портретами.
После переезда в Лондон (1787) Томас Лоренс был тепло принят Дж. Рейнольдсом, президентом Королевской академии художеств, и, поступив студентом, несколько месяцев посещал классы академии, будучи, однако, уже сложившимся мастером. В дальнейшем в 1791 году Лоренс будет избран её членом-корреспондентом, а в 1794 году – полным академиком.
В Лондоне он начинает работать маслом, и первые же заказы приносят ему успех. Написанный в 1789 году «Портрет королевы Шарлотты» утвердил его как художника высшей аристократии.
Занимая пост главного художника короля, а с 1820 года – президента Королевской академии художеств, Лоренс получал множество заказов.
Живописец работал не только в Англии, но и во Франции, Австрии, Италии, с отточенным виртуозным мастерством писал Лоренс портреты членов королевской семьи, видных политических и военных деятелей, женские и детские портреты.
Два года, проведенные на континенте, сделали его первым английским живописцем, получившим мировое признание.
Скончался Томас ЛОУРЕНС 7 января 1830 года в Лондоне.
----------------------------------------------------------------
Смотри работы «Томас Лоуренс - выдающийся мастер портрета» по ссылке:
https://www.liveinternet.ru/users/3473355/post214151518
----------------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_апреля #Л__
13 апреля
В 1771 году родился Ричард ТРЕВИТИК (в Иллогане, графство Корнуолл), английский изобретатель.
Среднее образование он получил в Камборне, а познания в области паровой техники приобрёл самообразованием, что позволило ему занимать должность инженера в различных компаниях. Тревитик был инициатором создания и применения стационарных машин, работающих при высоких давлениях (в 1800 году получил патент на «машину высокого давления»). На практике освоил цилиндрические паровые (так называемые «корнваллийские») котлы (1815).
С 1797 года Тревитик строил модели паровых повозок, а в 1801 году начал строить оригиналы повозок, последняя из которых прошла успешные испытания в Корнуэлле и Лондоне (1802-1803).
Свой первый в истории паровоз «Puffing Devil» он построил в 1801 году, затем через год – паровоз «Coalbrookdale» для одноимённой угольной компании.
В 1803-04 годах Ричард Тревитик при помощи Дж. Стила построил для заводской Мертир-Тидвилской чугунной дороги (Южный Уэльс) паровоз «Pen-y-Darren», который оказался слишком тяжёлым для чугунных рельсов и не мог использоваться.
Тревитик не был убежден в том, что трения между рельсами и колесами будет вполне достаточно для поступательного движения паровоза. Поэтому к колесам, были приделаны гвозди, которые сцеплялись с брусьями, уложенными параллельно рельсам. Но очень скоро он понял, что надобности в этих дополнительных устройствах нет – машина с гладкими колесами может успешно передвигаться по гладким металлическим рельсам и тянуть за собой вагоны с грузом.
Несмотря на свои превосходные характеристики (при весе в 5 тонн он перевозил 5 вагонов массой в 25 тонн со скоростью 8 км/час; порожняком – около 26 км/час), первый паровоз не вызвал большого интереса. Дело в том, что тяжелый паровоз постоянно ломал чугунные рельсы конной дороги, на которой Тревитику пришлось демонстрировать свое изобретение.
Стало ясно, что для него не подходят эти рельсы и придётся строить специальные пути, которые смогут выдержать огромную массу. Однако владельцы рудников, которых Тревитик пытался заинтересовать паровозом, не желали вкладывать деньги в строительство новых рельсовых путей и отказались финансировать первого паровозостроителя.
Только в 1808 год он создал паровоз более совершенной конструкции, развивавший скорость до 30 км/ч, и продемонстрировал его в предместье Лондона. Паровоз получил название «Catch Me Who Can» («Поймай меня, кто сможет»).
В целях пропаганды своего паровоза Тревитик построил за свой счет кольцевую дорогу в парке, где «Catch Me Who Can» соревновался в скорости с лошадьми и перевозил людей ради развлечения. Но, не получив поддержки от крупных финансистов, Тревитик разорился (1811) и в 1816 году уехал в Южную Америку – в Перу.
После неудачного участия в испано-перуанской войне он в 1827 году вернулся в Англию.
Скончался Ричард Тревитик 22 апреля 1833 года в Дартфорде (графство Кент) в полной нищете.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_апреля #Т__
13 апреля
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РОК-н-РОЛЛА
(WORLD ROCK-n-ROLL DAY)
В этот день празднуют единомышленники, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни.
Праздник отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее для него основой, произошло днем раньше.
А именно – 12 апреля 1954 года – Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший знаковым в новом музыкальном направлении, которое быстро преодолело границы США и распространилось по странам и континентам, бросив вызов обществу и традициям.
* * * * *
ИЗ ИСТОРИИ РОК-н-РОЛЛА:
После II-й мировой войны, люди стремились к покою, потрясений никто не хотел. Отражением общественных настроений была и музыка – спокойная и сентиментальная, со сладкоголосым вокалом. В США продвигалась идея оградить музыкальную культуру белых от дикой культуры черных.
Наряду с официальной музыкой, в Америке жила и совсем другая – громкая, ритмичная, полная жизни – ритм-энд-блюз. Однажды диск-жокей Алан Фрид взял смелость «прокрутить» в эфире записи в стиле ритм-энд-блюза, а чтобы не шокировать «белую» публику, придумал название – «рок-н-ролл». Так, благодаря ему, замаскированный ритм-энд-блюз зазвучал в полную силу, став доступным всем.
Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец гитарист Билл Хейли. Его коктейль из ритм-энд-блюза, кантри и уличного сленга имел ошеломительный успех.
Среди основателей направления был и легендарный Элвис Пресли, ставший кумиром подростков и молодежи. Его стиль одежды, манеры и движения становились примером для подражания.
В начале 1960-х годов появился новый стиль в рок-н-ролле – поп-рок. Ливерпульская четверка своими композициям запустила в мир эпидемию «битломании».
В 1964 году появились «Rolling stones», отличавшиеся быстрым, мощным и техничным звуком.
В 1970-е годы родился психоделический рок, яркими представителями которых явились группы «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Black Sabbath». Это десятилетие считают золотой эпохой в развитии рок-культуры.
Конец 1970-х годов ознаменовался появлением панк-рока («дрянной рок»). Упрощенная музыкальная схема вывела на первый план вокал и тексты. В них часто встречалась критика правительства, политики, богатых слоев общества. На волне панка взлетели группы «Sex Pistols», «The Clash», «Stooges», «Игги Поп».
В 1980-х годах появился женский рок, а в практичные 1990-е годы самым ярким рок-н-рольщиком был Курт Кобейн и его группа «Nirvana».
Русский рок зародился в СССР во второй половине XX века под влиянием западной музыки. Среди самых ранних групп были созданные Александром Градским «Сокол», «Скифы», «Cкоморохи» и «Славяне».
Волна битломании привела к созданию практически в каждой школе своей рок-группы. Некоторые из этих коллективов потом стали главными лицами сцены 1970-х годов, в их числе знаменитая «Машина времени». Но распространение рок-н-ролла сдерживалось советской политикой культурной цензуры.
Несмотря на это, к началу 1980-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение. Политическая «оттепель» родила группы в стиле «нью-вэйв» – «Кино», «Алиса», «АукцЫон», «Оберманекен», «Странные игры» и др.
В 1985 году была открыта Московская рок-лаборатория, позволившая столичным группам легализовать свою деятельность. Популярность приходит к группам «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк» и «Бригада С».
Конец 1980-х годов ознаменовался окончательным выходом русского рока из подполья.
Сегодня рок-музыка имеет множество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Тексты песен варьируют от непринуждённого и шутливого до мрачного, глубокого и философского.
Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке, хотя явной границы между понятиями «рок» и «поп» не существует. Многие музыкальные явления балансируют на грани между ними.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_апреля
13 апреля
В 1975 году родилась Татьяна Александровна НАВКА (в Днепропетровске), российская фигуристка, трёхкратная чемпионка России (2003, 2004, 2006), трёхкратная чемпионка Европы (2004-2006), двукратная чемпионка мира (2004, 2005), Олимпийская чемпионка (2006) в танцах на льду в паре с Романом Костомаровым. Заслуженный мастер спорта России.
* * * * *
Будущая чемпионка впервые вышла на лёд в 5-летнем возрасте. В 1989 году Татьяна переехала в Москву в группу Натальи Дубовой, которая поставила её в пару с Самвелом Гезаляном.
Через 2 года эта пара вошла в национальную сборную СССР, они становились победителями крупных международных турниров Skate America и Nations Cup.
После распада Советского Союза Татьяна и Самвел выступали за Белоруссию, представляли эту страну на Олимпийских играх в Лиллехамере, занимали 5-е место на чемпионате мира (1994) и 4-е место на чемпионате Европы (1995).
С 1998 года Татьяна Навка выступала за Россию в паре с Романом Костомаровым. Сначала они тренировались в группе Натальи Линичук, а с 2000 года – под руководством Александра Жулина. В разное время их также консультировали Елена Чайковская и Татьяна Тарасова.
После победы на Олимпийских играх в Турине Татьяна Навка и Роман Костомаров приняли решение завершить свою спортивную карьеру.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_апреля #Н__
13 апреля
В 1883 году родился Александр Васильевич АЛЕКСАНДРОВ (в селе Плахино, Михайловский уезд, Рязанская губерния), выдающийся советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог, доктор искусствоведения; генерал-майор. Народный артист СССР.
Автор музыки Гимна СССР, который впервые прозвучал в ночь под Новый, 1944 год.
Этот гимн оказался настолько значительным, что после небольшого перерыва он вновь зазвучал как Гимн Российской Федерации (России), уже с новыми словами.
Композитор прошел путь от мальчика из бедной крестьянской семьи до профессора Московской консерватории, от певчего в хоре Петербургского Казанского собора – до создателя и руководителя одного из лучших исполнительских коллективов мира.
* * * * *
После переезда в 1891 году в Санкт-Петербург пел в хоре Казанского собора; с 1897 года – ученик Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 году получил звание регента.
Через некоторое время поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, однако в 1902 году вследствие болезни и тяжёлого материального положения был вынужден прервать учебу.
Работал регентом соборного хора в Бологом, затем в Твери, работал хормейстером, организовал и возглавил музыкальную школу. Написал в это время симфонию и симфоническую поэму «Смерть и жизнь».
Учёбу продолжил в 1909 году уже в Московской консерватории, которую окончил в 1913 году по классу композиции, а через 3 года – по классу пения (получил большую серебряную медаль). Во время учёбы он женился, один за другим у него родилось трое сыновей: Борис, Владимир и Александр.
После Октябрьской революции был приглашён преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Московскую консерваторию. В 1919-30 годы преподавал композицию и хоровое пение в музыкальном техникуме имени Скрябина, был руководителем Московской государственной академической капеллой, которая при Александрове достигла крупных успехов.
В 1928 году совместно с Ф.Н. Даниловичем и П.И. Ильиным организовал Ансамбль красноармейской песни и пляски, с которым объехал практически весь Советский Союз и ряд зарубежных стран, завоевал Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
В первую неделю после вторжения гитлеровцев в нашу страну под звуки великой песни Александрова и Лебедева-Кумача «Священная война» советские воины уходили на фронт.
Во время Великой Отечественной войны создал известные песни «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и др.
В 1943 году было принято решение, что страна должна иметь свой государственный гимн, песню, которая объединяла бы весь народ, вдохновляя его на борьбу с гитлеровскими захватчиками. Александров создал величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР. Слова были написаны Г.А. Эль-Регистаном и С.В. Михалковым, частично отредактированы самим И.В. Сталиным. Эта же мелодия с 2000 года является Гимном России.
Александров, сочетая в своём Ансамбле традиции российского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену. Мужской полифонический хор с солистами, смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, и балет ансамбля признаны и остаются одними из лучших в мире. По образцу александровского коллектива в России и за рубежом создано и работает ряд военных музыкально-хореографических ансамблей. Им сделаны мастерские обработки десятков песен народов разных стран.
Скончался Александр Васильевич Александров 8 июля 1946 года в Берлине, во время европейского турне Краснознамённого ансамбля. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
После него эстафету подхватил его старший сын Борис, который и дал Ансамблю песни и пляски Советской армии имя своего отца.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_апреля #А__
13 апреля
1963 года родился Гарри Кимович КАСПАРОВ (в Баку), советский и российский шахматист, международный гроссмейстер, 13-й чемпион мира, шахматный литератор и политик.
* * * * *
В шахматы научился играть в 5 лет, с семи – занимался во Дворце пионеров, а позже во Всесоюзной шахматной школе экс-чемпиона мира Михаила Ботвинника, который заложил в нем фундаментальные основы понимания стратегии игры, развил в нем великолепные способности аналитика.
С детства Гарри отличало трудолюбие и предельная концентрация на занятиях. Феноменальная память юноши позволила сделать его дебютный репертуар многоплановым и широким по диапазону. И сегодня во многих партиях Каспаров добивается превосходства уже в дебюте – сказывается многолетний опыт аналитической работы, позволяющий создавать ошеломляющие соперника новинки.
Официальное оформление мастерского титула состоялось в 15 лет, до этого в таком юном возрасте мастером никто не становился. В этом же 1978 году Каспаров становится самым юным в истории шахмат участником высшей лиги чемпионата СССР. А в 18 лет он становится чемпионом СССР – сильнейшей шахматной державы мира. Это достижение так и осталось непревзойденным.
В 1979 году Каспаров в первый раз выполнил гроссмейстерскую норму.
Но особо памятным для него стал 1980 год. В составе сборной СССР он принял участие в командном чемпионате Европы, в котором его 5 побед стали весомым вкладом в европейское золото советской сборной. Вторая золотая медаль досталась ему за блестящее окончание средней школы. Третья – за победу в чемпионате мира среди юношей до 20 лет. Четвертая – за победу в составе команды СССР на Всемирной Олимпиаде.
В активе у Гарри к 18-ти годам был почти полный комплект шахматных наград и регалий. Самый молодой в мире гроссмейстер, чемпион Европы, мира, Всемирной Олимпиады в командных соревнованиях, победитель крупных международных турниров. Впереди оставалась одна цель – завоевание звания чемпиона мира.
И в 1985 году Гарри Каспаров становится чемпионом мира по шахматам, выиграв у Анатолия Карпова. Первый матч двух шахматистов считается самым долгим бессрочным матчем в истории (сентябрь 1984 – февраль 1985). В итоге он был прерван без объявления результата, а новый матч, при счете 0:0, назначен на 1 сентября 1985 года. Второй матч между ними прошел под знаком инициативы и бесспорного преимущества Гарри Каспарова, и 10 ноября он был объявлен новым чемпионом мира – 13-м в истории шахмат.
Через год в матч-реванше Каспаров вновь победил, в 1987 году проходил уже 4-й матч между ними, ставшими «вечными соперниками». Борьба достигла своей кульминации к последней партии: отставая на очко, Каспаров был обязан ее выиграть, и он великолепной победой сохранил звание сильнейшего. В истории борьбы за мировую корону еще не было случая, когда решающие партии выигрывались отстающим в счете. Способность преодоления трудностей – одна из главных черт характера Каспарова.
В 1990 году игрался уже 5-й матч непримиримых соперников, и вновь он отстаивает звание сильнейшего шахматиста мира. Еще дважды он побеждал в матчах на мировое первенство – Найджела Шорта в 1993 году и Вишванатана Ананда в 1995 году.
Это сделало Каспарова 6-кратным чемпионом мира, однако он потерял его, потерпев матчевое поражение от Владимира Крамника в 2000 году.
В 1989 году Каспаров первым в мире преодолел рубеж в 2800 единиц рейтинга Эло – основного в современных шахматах показателя силы игры шахматиста. Уже 15 лет Гарри занимает первую строку в этой «табели о рангах», а серия побед в супертурнирах 1999 года позволила ему поднять свой рейтинг до фантастической отметки – 2851!
В 1993 году Гарри Каспаров вышел из ФИДЕ и организовал Профессиональную шахматную ассоциацию.
В 1996 году впервые сыграл в шахматы с компьютером. Это была шахматная программа Deep Blue от фирмы IBM. Каспаров проиграл первую партию, но выиграл матч. В 1997 году усовершенствованная версия Deep Blue все-таки обыграла шахматиста.
Последние несколько лет Гарри Каспаров увлечен идеей внедрения шахмат в Интернет для прямой трансляции соревнований, организации учебного процесса, привлечения внимания к шахматам сотен миллионов людей во всем мире.
В 1998 году он создал шахматный сайт «Клуб Каспарова», который быстро стал одним из самых популярных во всемирной сети. Уникальным достижением Каспарова стала его победа в матче против остального мира, организованного компанией Microsoft в 1999 году. Специально созданный для этого в Интернете сайт за 4 месяца напряженной и увлекательной борьбы посетило свыше 3 млн. человек. Такого интереса к шахматному событию не было за всю предшествующую историю.
Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион СССР и России, 8-кратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, обладатель 11-ти шахматных «Оскаров» – Каспаров награжден орденами Дружбы народов и Трудового Красного Знамени.
Он является автором нескольких книг по шахматной теории, автобиографических и публицистических трудов.
В марте 2005 года Каспаров прекратил шахматную карьеру и занялся общественно-политической деятельностью.
Сегодня Гарри Кимович КАСПАРОВ известен как активный участник ряда оппозиционных политических движений, также он продолжает заниматься литературным творчеством и бизнесом.