Ваш день рождения

Ваш день рождения 13 февраля.

13 февраля 1856 года родился Владимир Карлович МЕНК (в Архангельске), русский художник-пейзажист и ...

13 февраля
1856 года родился Владимир Карлович МЕНК (в Архангельске), русский художник-пейзажист и график, педагог.
* * * * *
Выходец из купеческой семьи, он в 1876-1878 годах обучался в рисовальной школе ТПХ в Санкт-Петербурге, которую окончил с серебряной медалью. В период 1878-1881 годов был вольнослушателем в Петербургской Академии художеств. Брал уроки у И. Шишкина и И. Крамского.
В 1879 году Владимир Менк был награждён большой серебряной медалью, через год за картину «Утро на болоте» получил вторую премию ТПХ (позднее эту работу приобрёл Павел Третьяков).
Начиная с 1880 года, экспонировался на выставках ТПХ, ТПХВ (1882-1911, с перерывами), МОЛХ (1894-1910, с перерывами), ИАХ (1896, 1898), а также международных выставках в Берлине (1902), Лондоне (1911), Венеции (1914).
С 1886 года жил в Киеве, путешествовал по Крыму и Кавказу. Совершил поездки в Австрию, Германию, Италию. В Киеве участвовал в росписях Владимирского собора.
С 1892 года преподавал в киевской Фундуклеевской гимназии, в 1896-1920 годах – в Киевской рисовальной школе Н. Мурашко. Среди его учеников значатся: А. Экстер, А. Богомазов, Г. Беседин, Ф. Коновалюк и другие.
Художник выступил одним из инициаторов создания Киевского художественного училища.
Скончался Владимир Карлович МЕНК 27 декабря 1920 года в Киеве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_февраля #М__

13 февраля В 1837 году родился Николай Акимович ЛАВЕРЕЦКИЙ (в Москве), российский скульптор. Академ...

13 февраля
В 1837 году родился Николай Акимович ЛАВЕРЕЦКИЙ (в Москве), российский скульптор. Академик Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Брат скульптора Ивана Акимовича Лаверецкого (1840–1911).
* * * * *
Выходец из семьи скульптора Акима Панфиловича Лаверецкого, он обучался в Санкт-Петербургской рисовальной школе для приходящих Общества поощрения художников, затем в скульптурном классе у И.П. Витали, П.К. Клодта, позднее у профессора Н.С. Пименова в Императорской Академии художеств (1851-1860).
За вылепленный с натуры портретный бюст В.В. Юзефовича (1853) награждён серебряной медалью 2-й степени, за программный барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора» (1857) – серебряной медалью 1-й степени. Получил золотую медаль 2-й степени за программный барельеф «Цинцинат принимает послов из Рима, возвещающих ему об его избрании в диктаторы» (1859), а за барельеф «Возвращение Регула из Рима в Карфаген» (1860) награждён большой золотой медалью. По окончании академии получил звание классного художника 1-й степени.
Николай Лаверецкий участвовал в работе по созданию горельефного пояса для памятника «Тысячелетие России» (1860-1863). В 1863-70 годах путешествовал по Германии, Австрии, долгое время жил в Италии. За присланную оттуда в 1868 году группу «Мальчик и девочка, кормящие птичку» скульптор получил звание академика.
По возвращении в Россию в качестве отчета Николай Акимович представил Академии художеств 14 работ, выполненных за границей: статуи, скульптурные группы, бюсты и т.п. За работы, исполненные в Италии: мраморные статуи «Мальчик-неаполитанец с обезьянкой» (в Третьяковской галерее), «Купальщица» и другие получил звание профессора.
В период 1870-94 годов преподавал скульптуру в художественных классах Императорской Академии художеств.
По заказу Управления заводами Кыштымского горного округа Лаверецкий создал в традициях русской академической школы скульптуру «Россия» (1896): дева-воительница держит в правой руке меч, а в левой – щит, простертый над символами державной власти. Она отлита из чугуна на Каслинском заводе. Скульптура экспонировалась на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде; на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже как часть чугунного павильона (1900; Гран-при и Большая золотая медаль); в музее декоративно-прикладного искусства Урала (Челябинск); ныне хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Её изображение выгравировано на одном из Мечей Памяти и Благодарности.
Скончался Николай Акимович ЛАВЕРЕЦКИЙ 23 октября 1907 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском православном кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_февраля #Л__

13 февраля В 1865 году родился Иштван ЧОК (в селе Шарегреш, Австро-Венгрия), венгерский художник-им...

13 февраля
В 1865 году родился Иштван ЧОК (в селе Шарегреш, Австро-Венгрия), венгерский художник-импрессионист.
Прославился, в первую очередь, своими портретами, натюрмортами, картинами в жанре «ню», пейзажами озера Балатон.
* * * * *
Выходец из богатой семьи, он начальное художественное обучение получил в училище декоративно-прикладного искусства Будапешта. Продолжил Иштван Чок учебу в частной школе «Simon Hollósy» в Мюнхене, а затем в Париже в «Академии Жюлиана». В его работах «Парижского периода» заметно влияние французских импрессионистов.
После 1910 года он вернулся в Венгрию; в картинах Чока появилось больше сцен из повседневной жизни людей среднего класса. Его портреты, пейзажи и натюрморты стали напоминать полотна Ренуара.
В конце 1910-х годов он познакомился с озером Балатон, венгерским морем, который стал его многолетней любовью и основой вдохновения художника на протяжении десятилетий.
С 1920 года профессор Иштван Чок – президент «Szinyei общества», преподаватель Академии изобразительных искусств.
Он с успехом участвовал в выставках и показах. В 1890 году на Всемирной ярмарке в Париже за две написанные им картины был удостоен золотой медали, затем получил Гран-при и золотую медаль на Парижском салоне 1891 года и в 1894 году – золотую медаль на выставке в Мюнхене. Также он был участником международных выставок в Риме, Сан-Франциско, Питтсбурге и Лондоне.
Работы художник окрашены национальным венгерским колоритом.
Скончался Иштван ЧОК 1 февраля 1961 года в Будапеште, похоронен на кладбище «Kerepeser».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_февраля #Ч__

13 февраля В 1740 году родилась Мадлен Софи АРНУ (в Париже), французская актриса и певица, считавшая...

13 февраля
В 1740 году родилась Мадлен Софи АРНУ (в Париже), французская актриса и певица, считавшаяся лучшим сопрано своего времени.
* * * * *
В 5-летнем возрасте она впервые выступила перед королевой и маркизой де Помпадур.
Училась пению у Пьера де Желиотта, актёрскому мастерству — у мадемуазель Клерон. В 1757 году дебютировала как оперная певица и выступала на сцене до 1778 года.
Арну пользовалась значительным успехом как в операх французского репертуара, так и в заглавной партии «Ифигении в Авлиде» Глюка. Она стала первой исполнительницей партии Эвридики в опере Глюка «Орфей и Эвридика».
По окончании сценической карьеры Арну осталась на авансцене парижской культурной жизни в роли хозяйки салона. Остроумие и интеллект певицы сделали её салон излюбленным местом встречи виднейших французских интеллектуалов — Вольтера, Дидро, д'Аламбера, Лагарпа и в особенности Бомарше, с которым Арну находилась в приятельских отношениях.
Арну принадлежит или приписывается ряд изящных афоризмов и "bon mots" (остроумных выражений). Среди её афоризмов: «Женщины отдаются Богу, когда дьявол уже не желает иметь с ними дела».
Под старость Арну жила в крайней бедности, но на все предложения вернуться на сцену отвечала: «Уж лучше я умру с голоду, чем со стыда».
Скончалась Мадлен Софи Арну 22 октября 1802 года в Париже.
* * * * *
Другие афоризмы Софи Арну:

«Дружба – сестра любви, но родилась она не в той же постели».

«Сердце податливой женщины – точно роза, от которой каждый любовник уносит по лепестку; мужу остаются лишь шипы».

«Правосудие походит на девицу: её добивается истец, её манит прокурор, её соблазняет адвокат, её поддерживает судья, которые, в конце концов, и овладевают ею».

Арну изумлялась исключительной удачливости Пьера Бомарше.
- Поверьте, – говорила она, – он будет повешен, но веревка оборвется.
Завистники твердили, что комедия Бомарше "Свадьба Фигаро" очень слаба и на сцене непременно провалится.
- Да, провалится, – соглашалась Арну, – раз сорок подряд.

Неверный возлюбленный Софи Арну вздумал ей жаловаться на свою новую любовницу: та, дескать, заглядывается на одного мальтийского рыцаря.
- Что ж, отвечала певица, – мальтийский орден как раз и основан для борьбы с неверными.

Некий дворянин, блестяще владевший шпагой, долго уклонялся от дуэли.
- Ничего удивительного: знаменитости любят, чтобы их упрашивали, – заметила Арну.

[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_февраля #А__

13 февраля В 1883 году родился Евгений Багратионович ВАХТАНГОВ (во Владикавказе), выдающийся россий...

13 февраля
В 1883 году родился Евгений Багратионович ВАХТАНГОВ (во Владикавказе), выдающийся российский и советский актер, режиссер, педагог. Основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической студии, с 1921 года – 3-я Студия МХТ, а с 1926 года – Театр имени Евгения Вахтангова.
* * * * *
Выходец из русско-армянской купеческой семьи, он, несмотря на запреты отца – крупного табачного фабриканта, надеявшегося, что сын продолжит его дело, увлекся театром. Евгений много и успешно выступал на любительских сценах Владикавказа.
По окончании гимназии поступил в Московский университет на физико-математическое отделение и сразу же влился в студенческий театральный кружок. На втором курсе он перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О. Эрнста.
Со своим отцом Вахтангов рассорился окончательно, когда женился на своей школьной подруге. Отец был просто в ярости, он жалел, что дал сыну образование, и лишил его наследства.
В день декабрьского восстания 1905 года Евгений строит баррикады в одном из московских переулков, участвует в создании санитарной помощи раненым.
Летом 1909 года он руководил Владикавказским художественно-драматическим кружком и поставил в нем пьесы «Дядя Ваня» А.П. Чехова и «У врат царства» К. Гамсуна. Его отец снова был в ярости, считая, что расклеиваемые по городу афиши спектаклей с фамилией Вахтангов позорят его и наносит моральный ущерб фабрике.
Евгений Вахтангов оставил юридический факультет и поступил в Школу драмы А. Адашева в Москве, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра.
Вскоре на молодого актера обратил внимание К.С. Станиславский. Он поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХТ. Именно в этой студии дарование Евгения раскрылось в полной мере.
На сцене студии Вахтангов создал несколько камерных спектаклей, в которых играл и как актер. Со временем ему стали казаться тесными жесткие рамки рекомендаций Станиславского. Он увлекся театральными идеями Всеволода Мейерхольда, но довольно скоро их отверг. У Евгения Багратионовича формируется свое понимание театра, довольно отличное от Станиславского, которое он сформулировал в одном коротком лозунге – «фантастический реализм».
Вахтангов начал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На их основе, с помощью света и драпировок, художники создавали фантастические виды сказочных городов. В костюмы актеров Вахтангов тоже предлагал внести изменения. Например, на современный костюм надевался необыкновенный театральный халат, расшитый и разукрашенный. Чтобы еще более подчеркнуть условность происходящего на сцене, актеры надевали костюмы прямо на глазах у публики.
Вахтангов, восторженно принявший революцию 1917 года, считал, что такая манера актерской игры вполне соответствует новому времени.
Незадолго до своей кончины Вахтангов поставил «Принцессу Турандот». Этим спектаклем он открыл новое направление в театральной режиссуре. Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, Евгений Багратионович наполнил сказку современными проблемами и злободневными вопросами.
В ночь с 23 на 24 февраля 1922 года состоялась последняя репетиция в его жизни – репетировал он в шубе, обмотав голову мокрым полотенцем. Вернувшись домой, Вахтангов слег и более уже не вставал.
Станиславский после первого репетиционного прогона «Принцессы Турандот» сказал своему гениальному ученику, уже не встававшему с постели, что тот может заснуть победителем.
Скончался Евгений Багратионович Вахтангов 29 мая 1922 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_февраля #В__

13 февраля 1806 года родился Владимир Алексеевич КОРНИЛОВ (в родовом имении Старицкого уезда, Тве...

13 февраля
1806 года родился Владимир Алексеевич КОРНИЛОВ (в родовом имении Старицкого уезда, Тверская губерния), знаменитый российский флотоводец, вице-адмирал, герой Крымской войны.
Во время начавшейся Крымской войны с Англией и Францией (1853-1856) фактически командовал Черноморским флотом, до своей героической гибели был непосредственным начальником П.С. Нахимова и В.И. Истомина.
Он организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. Командуя гарнизоном в 7 тысяч человек, показал пример умелой организации активной обороны. Корнилов по праву считается основоположником позиционных методов ведения войны (непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война, тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии).
* * * * *
Выходец из семьи иркутского (затем тобольского) губернатора, Владимир был воспитанником Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге.
На военно-морской службе Корнилов находился с 1823 года, был первым капитаном «Двенадцати апостолов». Отличился в Наваринском сражении 1827 года, будучи мичманом на флагмане «Азов».
С 1849 года – начальник штаба Черноморского флота. Владимир Алексеевич Корнилов фактически является основоположником парового флота России.
В 1853 году участвовал в первом в истории бою паровых судов: 10-пушечный парофрегат «Владимир» под его флагом начальника штаба Черноморского флота вступил в бой с 10-пушечным турецко-египетским пароходом «Перваз-Бахри».
После трёхчасового боя «Перваз-Бахри» вынужден был спустить флаг.
Во время Крымской войны 1853-1856 годов Корнилов стал одним из организаторов и руководителей обороны Севастополя.
После высадки англо-французских войск в Евпатории, он получил приказ от главнокомандующего в Крыму князя Меньшикова затопить корабли флота на рейде, чтобы использовать матросов для обороны Севастополя с суши.
Корнилов отказался повиноваться приказу. Тогда Меньшиков распорядился отправить его в Николаев, а командование передать вице-адмиралу М.Н. Станюковичу.
Ответ Корнилова вошел в историю: «Остановитесь! Это – самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем – невозможно! Я готов повиноваться вам».
Флотоводец сумел не только создать линию береговых укреплений, усилив ее артиллерией и флотскими экипажами, но и поддерживать высокий моральный дух защитников.
Погиб Владимир Алексеевич КОРНИЛОВ 17 октября 1854 года на Малаховом кургане во время первой бомбардировки города англо-французскими войсками. Был погребён в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым, В.И. Истоминым.

13 февраля 1791 года родился Сильвестр Феодосиевич ЩЕДРИН (в Санкт-Петербурге), русский художник...

13 февраля
1791 года родился Сильвестр Феодосиевич ЩЕДРИН (в Санкт-Петербурге), русский художник, пейзажист, мастер живописи на открытом воздухе.
* * * * *
Выходец из семьи известного скульптора, ректора Академии художеств, Ф.Ф. Щедрина, Сильвестр всего девяти лет от роду поступил в число воспитанников Императорской Академии художеств.
К тому моменту, когда должен был избрать род художества, он намеревался записаться в пейзажный класс своего дяди, профессора академии С.Ф. Щедрина, но последний незадолго до этого времени умер, и молодой художник в области пейзажной живописи специализировался с 1806 года под руководством профессора M.M. Иванова.
С первых же шагов Сильвестр Щедрин обнаружил блестящие дарования и еще задолго до окончания курса за свои работы, главным образом за рисунки с натуры, был удостоен серебряной (1808) и малой золотой (1809) медалей.
По окончании в 1811 году Академии с Большой золотой медалью за дипломную картину «Вид с Петровского острова» (написанную по заданной программе: «Приморский город или селение вдали, а на первом плане стадо рогатого скота»), он получил право на «пенсионерство» за границей.
Но в связи с Отечественной войной 1812 года его поездка была отложена, и уехал Щедрин из России лишь в 1818 году. К периоду его пребывания в Неаполе и Сорренто относится создание им ряда замечательных морских пейзажей: «Вид Неаполя. Санта Лючия», «Вид Сорренто близ Неаполя», «Рыбаки у берега», «Большая гавань в Сорренто», «Малая гавань в Сорренто» (последние два в нескольких вариантах), «На острове Капри». К тому же периоду относится серия «Террасы в Сорренто». В этих произведениях наиболее полно обнаруживается талант художника.
В Италии он оставался до конца своих дней.
Скончался Сильвестр Феодосиевич ЩЕДРИН 8 ноября 1830 года в Сорренто.

13 февраля В 1903 году родился Жорж Жозеф Кристиан СИМЕНОН (в Льеже, Бельгия), франкоязычный писат...

13 февраля
В 1903 году родился Жорж Жозеф Кристиан СИМЕНОН (в Льеже, Бельгия), франкоязычный писатель бельгийского происхождения, один из самых знаменитых в мире представителей детективного жанра в литературе.
На его счету 425 книг, среди которых около 200 бульварных романов под шестнадцатью псевдонимами, 220 романов под настоящим именем и трехтомная автобиография.
Главным героем его наиболее известных романов выступает инспектор Мегрэ, наделенный мощной интуицией, – коренастый детектив с трубкой, для которого существенно не только установить, как и по каким мотивам совершено преступление, но также понять, к какому миру принадлежит и как мыслит преступник.
Произведения Сименона переведены на все основные языки мира.
* * * * *
В детстве Жорж сталкивался с квартирантами, снимавшими угол в доме родителей Сименона, которые давали образы для будущих произведений. Он получил католическое воспитание и образование (Иезуитский колледж), хотя ярым католиком не был. В 1919 году прекратил своё образование, даже не сдав выпускные экзамены в коллеже Сент-Льюис, и стал работать в газете «Gazette de Liège». Работа репортером помогла Сименону уже в то время начать исследовать жизнь города, задумать первые его произведения.
В том же году им написана первая крупная работа «На Мосту Стрелков». После смерти отца он перебрался в Париж, давший ему ещё больше пищи для романов, продолжив там литературную и журналистскую деятельность.
В 1928-35 годах Сименон много путешествовал, ему нравилось работать на паруснике – он печатал свои романы, отдыхал на палубе и наслаждался жизнью. На обратном пути писатель оказался на севере Голландии, в городке Делфзейл, где приступил к созданию детективного романа о комиссаре Мегрэ.
Успех на рынке и признание критики пришли вслед за публикацией в 1931 году романа «Петер-латыш», одного из первых романов о Мегрэ. В начале 1930-х годов Сименон писал по роману за месяц и по рассказу еженедельно. Из-под его пера вышло 80 произведений, где действует знаменитый комиссар Криминальной полиции.
Произведения Жоржа Сименона – это не только детективные повести о комиссаре Мегрэ. Главными своими творениями он считал «психологические» или, как их называл Сименон, «трудные» романы, такие как «Поезд», «Грязь на Снегу», «Поезд из Венеции», «Президент».
В конце 1972 года Сименон принял решение не писать больше романов, оставив незаконченным очередной роман «Оскар».
В последние годы жизни он написал ряд автобиографических работ, таких как «Я диктую», «Письмо к моей Матери», «Простые люди», «Ветер с севера, ветер с юга».
Скончался Жорж Жозеф Кристиан Сименон 4 сентября 1989 года в Лозанне (Швейцария).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_февраля #С__

13 февраля В 1873 году родился Федор Иванович ШАЛЯПИН (в Казани), великий русский и советский оперн...

13 февраля
В 1873 году родился Федор Иванович ШАЛЯПИН (в Казани), великий русский и советский оперный и камерный певец (высокий бас). Первый Народный артист Республики (1918-1927; звание возвращено в 1991 году).
В разное время был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен-опера. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство».
Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.
Занимался также живописью, графикой и скульптурой.
* * * * *
С девяти лет Федор пел в церковных хорах, учился играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика.
Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках.
Впервые сольную партию Шаляпин спел 18 декабря 1890 года в Уфе.
В 1896 году он был приглашен Саввой Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова; Досифей в «Хованщине» Мусоргского; Борис Годунов в одноименной опере Мусоргского и др. «Одним великим художником стало больше», – писал В. Стасов о 25-летнем Шаляпине.
Общение в театре Мамонтова с лучшими художниками России (В. Поленовым, братьями В. и А. Васнецовыми, И. Левитаном, В. Серовым, М. Врубелем, К. Коровиным и др.) давало певцу мощные стимулы для творчества: их декорации и костюмы помогали в создании убедительного сценического образа. Ряд оперных партий певец подготовил с тогда еще начинающим дирижером и композитором Сергеем Рахманиновым. Творческая дружба объединяла двух великих людей до конца жизни. Рахманинов посвятил певцу несколько романсов, в т.ч. «Судьба» (стихи А. Апухтина), «Ты знал его» (стихи Ф. Тютчева).
С сентября 1899 года Федор Шаляпин – ведущий солист Большого и одновременно Мариинского театров, он с огромным успехом гастролирует за границей. В 1901 году певец с триумфом дал гастроли в Италии (в знаменитом театре «Ла Скала»), после чего начались его постоянные концерты за рубежом, принесшие мировую славу, – красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран.
Особое значение имело участие его в Русских сезонах в 1910-х годах в Париже как пропагандиста русского искусства и прежде всего творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. Вообще весь творческий путь Федора Шаляпина глубоко народен, т.к. истоки его русская песня. Особой популярностью пользовались в его исполнении «Эй, ухнем» и «Песня о блохе» Мусоргского. Голос певца отличался неповторимой красотой тембра.
В годы I-й мировой войны гастрольные поездки Шаляпина прекратились. Певец открыл на свои средства 2 лазарета для солдат, но не рекламировал свои «благодеяния». Юрист М.Ф. Волькенштейн, который много лет вел финансовые дела певца, вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!»
После Октябрьской революции Федор Иванович занимался творческим переустройством бывших императорских театров, был выборным членом дирекций Большого и Мариинского театров, руководил в 1918 году художественной частью последнего. В том же году первым из деятелей искусств, удостоенных звания Народного артиста Республики.
Весной 1922 года Шаляпин не вернулся из зарубежных гастролей, хотя продолжал некоторое время считать свое невозвращение временным.
На чужбине певец пользовался неизменным успехом, гастролируя почти во всех странах мира. В его репертуаре было около 70 партий: Мельника («Русалка»), Ивана Сусанина («Иван Сусанин»), Бориса Годунова и Варлаама («Борис Годунов»), Ивана Грозного («Псковитянка») и др.
В период 1920-30-х годов им сделано около 300 грамзаписей.
Вдали от родины для Шаляпина были особенно дороги его встречи с русскими – Коровиным, Рахманиновым, Анной Павловой. Он был знаком с Тоти Даль Монте, Морисом Равелем, Чарли Чаплиным, Гербертом Уэллсом. В 1932 году Федор Иванович снялся в фильме «Дон Кихот» по предложению немецкого режиссера Г. Пабста.
На склоне лет великий певец тосковал по России, постепенно теряя жизнерадостность и оптимизм, он не пел новых оперных партий, стал часто болеть.
Скончался Федор Иванович Шаляпин 12 апреля 1938 года в Париже. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль.
Но он до конца своей жизни оставался русским гражданином – не принял иностранного подданства и мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось, прах певца был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_февраля #Ш__

13 февраля В 1769 году родился Иван Андреевич КРЫЛОВ (в Москве), знаменитый русский писатель, поэт-...

13 февраля
В 1769 году родился Иван Андреевич КРЫЛОВ (в Москве), знаменитый русский писатель, поэт-баснописец, журналист, переводчик, академик Императорской Академии Наук.
Его детские годы прошли на Урале и в Твери. Отец был офицером, но рано умер, оставив вдову с двумя детьми на руках. Семья постоянно нуждалась, и Иван, еще будучи подростком, поступил на службу.
Переехав с матерью в 1782 году в Петербург, систематически занимается самообразованием, изучает литературу, итальянский и французский языки, математику. Вскоре он поступает на службу в петербургскую казённую палату.
В 1786-88 годах Крылов создал цикл комедий «Сочинитель в прихожей», «Бешеная семья», «Проказники». В них он высмеивает разврат и моральную пустоту высшего общества столицы. Сатира Крылова вызвала недовольство царской семьи, и ему пришлось уехать в провинцию.
В Петербург писатель возвращается только в 1806 году. В период 1812-41 годов он служил библиотекарем в Императорской публичной библиотеке.
Как баснописец, Крылов заявил о себе в 1809 году, когда вышла его первая книга басен.
Иван Андреевич автор более 200 басен, которые вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Скончался Иван Андреевич Крылов 21 ноября 1844 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
* * * * *
Басни Крылова органически переплетаются с миром русских пословиц и поговорок. Из его басен в наш язык пришло много крылатых выражений, со временем тоже превратившихся в пословицы:

· А ларчик просто открывался.

· А Васька слушает да ест.

· А вы, друзья, как ни садитесь – всё в музыканты не годитесь.

· Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.

· Слона-то я и не приметил.

· Хоть видит око, да зуб неймет.

· Рыльце в пуху.

Своей актуальности басни Крылова не утратили и сегодня. Они переведены более чем на 50 иностранных языков.
Некоторые его басни положены на музыку, например, А.Г. Рубинштейном – басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».
Все события или #Ваш_День_Рождения_13_февраля #К__

13 февраля НАЧАЛО МИРОВОГО КИНО В этот день 1895 года братья Луи и Огюст Люмьер запатентовали первый...

13 февраля
НАЧАЛО МИРОВОГО КИНО
В этот день 1895 года братья Луи и Огюст Люмьер запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения.
История появления изобретения по легенде такова. Однажды ночью Луи Люмьера мучила головная боль. Боль не дала ему уснуть до утра.
Но к утру был готов замысел нового устройства, состоящего из проектора с кулачковым механизмом для подачи перфорированной пленки с изображением. Прошло совсем немного времени после открытия патента и братья Люмьер реализовали изобретение комбинированной кинокамеры в жизнь.
28 декабря этого же года в Париже братья Люмьер продемонстрировали изобретение в действии.
На Бульваре Капуцинов в подвале «Гран кафе» ими был устроен первый публичный платный киносеанс фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота».
С этого коммерческого показа собственно и было положено начало мирового кино.
* * * * *
P.S.
Братья Люмьер, родоначальники кино:
– Луи Жан, младший брат (больше изобретатель);
– Огюст Луи Мари Николя, старший брат (больше организатор).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_февраля