13 октября
1851 года родился Чарльз Спарк ПИРС (в Бостоне, штат Массачусетс), американский художник. Писал жанровые картины, исторические полотна и портреты, часто обращался к библейским темам.
* * * * *
Его отец был богатым коммерсантом, торговцем китайским фарфором, мать – дочерью поэта Чарльза Спарка. В их доме царила обстановка преклонения перед искусством.
После окончания школы юный Чарльз в течение 5 лет работал в фирме отца. По рекомендации художника Уильяма Морриса Ханта он уехал изучать живопись в Париж, где поступил в обучение в мастерскую известного художника Леона Бонна.
Осенью 1873 года Пирс совершил путешествие по Египту, рисовал преимущественно жанровые картины, исторические полотна и портреты. Пребывание на Востоке оказало большое влияние на его дальнейшее творчество. Художник часто обращался к библейским темам.
В начале 1880-х годов Чарльз Пирс, как и многие его коллеги (Моне, Дега, Ван Гог, Мане, Уистлер и др.) увлекался японским искусством.
В 1884 году он переехал в городок Овер-сюр-Уаз, в 35 километрах северо-западнее Парижа. Здесь Пирс писал картины на темы из крестьянской жизни, приближаясь по выбору цветовой палитры к творчеству импрессионистов.
Художник участвовал во многих выставках, как во Франции, так и за её пределами, удостаиваясь при этом различных наград. В 1889 году он стал членом комиссии по организации Всемирной выставки в Париже.
В 1896 году Чарльз Пирс закончил выполнение заказа Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне на монументальную живопись в её стенах – картины «Семья», «Религия» и «Работа». В 1904 году он вновь приехал в США как член французской делегации на Всемирной выставке в Сент-Луисе. В том же году был удостоен звания кавалера ордена Почётного легиона.
Скончался Чарльз Спарк ПИРС 18 марта 1914 года в Овер-сюр-Уазе (Франция).
13 октября
В 1713 году родился Аллан РЭМЗИ (в Эдинбурге), шотландский художник-портретист.
Старший сын Аллана Рэмзи-старшего, поэта и автора пасторальной комедии «Благородный пастух».
* * * * *
Он получил прекрасное образование, учился в эдинбургской Академии св. Луки. Приехав в Лондон в 1734 году для работы в мастерской шведского портретиста Хюсинга, Аллан вскоре возвращается в Эдинбург.
Во время итальянского путешествия он знакомится с Батони и работает в мастерской Франческо Имперьяли в Риме и Соломены в Неаполе. По возвращении из Италии обосновывается в Лондоне и работает в качестве портретиста. Вскоре, его популярность становится настолько велика, что в 1740 году художник заявляет: «Я вытеснил всех ваших Ванлоо, Сольди и Руска, и теперь меня прочат на роль первой скрипки».
В 1754 году Рэмзи во второй раз отправляется в Италию, где испытывает влияние французских портретистов, также он работал во Французской Академии в Риме.
Со вступлением на трон Георга III, Рэмзи становится придворным живописцем и в своей мастерской создает многочисленные изображения короля.
Около 1769 года художник оставил свои занятия живописью и последние годы жизни посвятил литературе. Произведения мастера представлены в Лондоне, Эдинбурге, Бирмингеме, а также в Париже.
Шедевром римского периода является портрет его второй жены, его талант особенно проявляется здесь в трактовке кружев и тонкой моделировке головы.
Скончался Аллан РЭМЗИ 10 августа 1784 года в Дувре.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_октября #Р__
13 октября
В 1942 году родилась Франческа Альфредовна ЯРБУСОВА ( в Алма-Ате, Казахская ССР, СССР), советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, жена режиссёра Ю. Норштейна.
Лауреат Государственной премии СССР (1979) за фильмы «Ёжик в тумане», «Цапля и Журавль», «Лиса и Заяц».
* * * * *
Со слов её мамы, Франческа сначала начала рисовать, а уж потом — ходить. Её первыми игрушками были карандаш и бумага. В 1955-59 годах училась в детской художественной школе Краснопресненского района Москвы.
В период 1961-67 годов обучалась во Всероссийском государственном институт кинематографии (ВГИК). Получив диплом художника мультипликационных фильмов работала на киностудии «Союзмультфильм» — сначала художником-декоратором, затем художником-постановщиком — с режиссёрами Ю. Норштейном, В. Данилевичем и В. Дегтярёвым. Участвовала преимущественно в создании кукольных фильмов и картин в технике перекладки.
Во время учебы во ВГИКе работала иллюстратором в издательстве «Детская литература», в частности оформляла рисунки к книжке Корнея Чуковского «Путаница».
С 1981 года работает над мультипликационным фильмом «Шинель» по повести Гоголя.
Пишет художественную прозу, публиковалась в альманахе «Зеркала», журнале «Столица» и других изданиях. Снималась в документальных сериалах.
В сентябре 2016 года в московской галерее "Altmans" прошла выставка «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн», на которой были представлены работы Франчески Ярбусовой и Юрия Норштейна.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_октября #Я__
13 октября
В 1969 году родился Иван Ильич ГЛАЗУНОВ (в Москве), известный русский художник-живописец и продолжатель творческой династии, любит русский XVII век и – без преувеличения – живет в нем. Профессор, заведующий кафедрой исторической живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова (РАЖВЗ). Академик РАХ (2007). Заслуженный художник России (1998).
Он – знаток и коллекционер русской старины, народного костюма. Автор статей на тему русского декоративно-прикладного искусства, истории русского костюма.
Работы Ивана Глазунова находятся в государственных и частных собраниях, в России и за рубежом.
* * * * *
Выходец из семьи известных художников (отец – Глазунов Илья Сергеевич, мать – Виноградова-Бенуа Нина Александровна), в 1988-94 годах учился в МГАХИ им. В.И. Сурикова, в мастерской портрета профессора И.С. Глазунова. В дальнейшем был ассистентом-стажером в РАЖВЗ, затем стал преподавателем академии. С 1997 года и поныне руководит мастерской исторической живописи.
1997-1999 годы – работает для Большого Кремлевского Дворца: пишет 18 портретов царей-воителей для аванзала, эскизы интерьеров, мебели, лепнины, зеркал, люстр и стенных панелей, декоративные барельефы «Слава русского оружия».
С 2001 года возглавляет группу художников РАЖВЗ, которые по его авторским эскизам выполняют росписи храма Успения Богородицы в городе Верхняя Пышма под Екатеринбургом.
В октябре 2008 года в Венеции (Италия) Иваном Глазуновым был представлен его авторский выставочный проект «Россия в традиции», включающий в себя персональную выставку художника, концерты фортепианной и древнерусской духовной музыки, конференцию в университете Ca'Foscari, посвящённую месту традиции в современной русской культуре.
Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское в 2009 году представил его персональную выставку «НЕсовременное искусство»: живопись, а также русский старинный костюм и предметы быта XVII–XVIII веков из собрания художника.
В 2010 году состоялась персональная выставка художника «Спаси и сохрани» в выставочном зале Вологодской Государственной картинной галереи.
Иван Ильич Глазунов – автор эскизов росписей Войскового Александро-Невского собора, главного православного храма города Краснодара, разрушенного в 1932 году и восстановленного в наше время.
Им завершены работы над внутренним убранством и росписями храма Вознесения Господня (Малого Вознесения) в Москве на Никитской улице.
В 2013 году он был художественным руководителем выставочного проекта «Романовский юбилей» к 400-летию Дома Романовых, который включал в себя художественные выставки, научные конференции, концерты, юбилейные издания, сувенирную продукцию и т.д.
Начиная с 1991 года и по сей день Иван Глазунов путешествует по Русскому северу, изучая его традиции, народное искусство. Эта тема часто присутствует в живописи художника. Круг его научных и исторических интересов сосредоточен на декоративно-прикладном искусстве и живописи XVII века.
Живописными работами Ивана Ильича Глазунова часто иллюстрируются статьи и альбомы по русской истории и культуре.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_октября #Г__
13 октября
1921 года родился Ив МОНТАН /настоящее имя – Иво Ливи/ (в итальянском городке Монсуммано-Альто), французский певец-шансонье и актёр.
* * * * *
В юности он работал в парикмахерской, рабочим в доке. Артистическую карьеру как певец начал в кинотеатрах, клубах и мюзик-холлах. В качестве творческого псевдонима выбрал сочетание «Ив Монтан». Впервые он вышел на сцену под этим псевдонимом в 17 лет.
Во время выступления в Париже в 1944 году его замечает Эдит Пиаф. Она становится наставницей молодого исполнителя и просит своих соавторов написать ему несколько песен. Вместе на эстраде они выступают до 1946 года, когда Пиаф порывает с Монтаном.
В конце 1940-х годов Монтан знакомится с музыкантами, которые станут его верными друзьями и соавторами: пианистом Бобом Кастелла, гитаристом Анри Кролла и поэтом-исполнителем Франсисом Лемарком. Кролла знакомит Монтана с поэтом Жаком Превером. Стихи Превера станут основой репертуара Монтана на много лет и прославят его на весь мир (Les Feuilles mortes, Barbara).
В 1946 году Монтан сыграл главную мужскую роль в фильме «Врата ночи» Марселя Карне по сценарию Жака Превера. Тем не менее, его игра не вызвала доверия публики. Образ, созданный в триллере «Плата за страх», был более убедительным. В 1960-70-е годы возмужавший Монтан по-настоящему раскрывается как актёр (фильмы Коста-Гавраса и Клода Соте). Он снимался в кино в Европе и Америке: в частности, в фильме «Займёмся любовью», где его партнёршей была Мэрилин Монро.
В августе 1949 года Монтан повстречал Симону Синьоре и влюбился в неё. Сыграв свадьбу, они вместе неоднократно выступали как партнёры по сцене и съёмочной площадке. Пара Монтан и Синьоре была очень популярна и не сходила с обложек журналов.
Ив Монтан известен как исполнитель, целиком раскрывавший свой многогранный талант на сцене – будь то мюзик-холл или площадка телевидения. Последняя серия его концертов прошла в 1981 году в престижном парижском зале «Олимпия».
Скончался Ив МОНТАН 9 ноября 1991 года во время съёмок фильма «IP5». Режиссёр и съёмочная группа заставили его сделать несколько дублей сцены захода в ледяное озеро и купания в нём при плохой погоде, не позаботившись о тёплой одежде и согревании артиста между дублями. Результатом стало воспаление лёгких.
* * * * *
Будучи выходцем из рабочей семьи, в молодости Монтан придерживался левых взглядов, что способствовало его популярности в СССР. Во время политического кризиса в Венгрии в 1956 году Монтан, вопреки протестам многих коллег, принимает решение ехать с ранее намеченными гастролями в СССР. Французская общественность подвергла его резкой критике, но в СССР актёру оказали радушный приём.
Ив Монтан пользовался в Советском Союзе огромной популярностью. Ему посвящена песня «Когда поёт далёкий друг» («Задумчивый голос Монтана звучит на короткой волне…»), написанная Борисом Мокроусовым на стихи Якова Хелемского и исполнявшаяся Марком Бернесом.
13 октября
В 1825 году родился Чарльз Фредерик УОРТ /иногда – ВОРТ/ (в Боурне, графство Линкольншир), французский модельер английского происхождения, господствовавший в моде во второй половине XIX века. По праву считается отцом «Высокой моды» («Haute Couture»).
Тот самый модельер, в платьях которого предстают перед нами известные женщины мира, написанные художниками на холстах.
Основал первый в Европе Дом моделей, который просуществовал почти 100 лет.
* * * * *
В 13 лет Чарльз подался в Лондон в поисках заработка. Переехав в столицу, он устроился в фирму, специализировавшуюся на торговле текстилем, украшениями, шалями, тканями, а все свободное время проводил в лондонской Национальной галерее, изучая живопись старых мастеров. Там он подолгу рисовал, копируя узоры тканей и вышивок, делая эскизы деталей платьев с полотен великих художников. Эти многочасовые занятия стали для молодого человека своеобразным университетом. Уже тогда Уорт понимает, что его призвание – мода.
В итоге, 20-летний молодой человек, не зная ни слова по-французски и имея всего 117 франков в кармане, отправился в Париж покорять столицу моды. Тогда никто не мог предположить, что всего через 15 лет у этого англичанина будут одеваться королевские дворы Европы.
В Париже Уорт устроился работать продавцом в магазин «Ла Вилле де Пари», а спустя какое-то время – в фирму «Gagelin», один из наиболее известных в середине XIX века Модных домов Парижа.
Добившись успеха в «Gagelin», став их лучшим продавцом, он, в конце концов, в 1850 году открыл небольшой отдел по изготовлению одежды. Это и стало началом его карьеры кутюрье. Уорт добавил известности фирме, получив гран-при за свои проекты на Лондонской выставке в 1851 году и Всемирной выставке в Париже (1855).
В 1857 году Чарльз Уорт основал в Париже собственную фирму и с головой ушел в работу, создавая эскизы вечерних и выходных платьев. В этом ему помогала жена, которая наносила визиты дамам высшего света и знакомила их с эскизами мужа.
Судьбу модельера решила одна из таких аудиенций, произошедшая в 1859 году. Платье, сшитое по эскизу Уорта, произвело фурор при дворе. Императрица Мария Евгения, супруга Наполеона III, потребовала представить ей его создателя. Утром следующего дня модельер появился перед императрицей, и эта встреча стала переломным моментом в жизни и карьере Чарльза Уорта, который в одночасье стал поставщиком французского императорского двора.
Вскоре «некоронованный король» парижской моды приобрел мировую известность. Его клиентами были девять королевских домов Европы, среди них – Елизавета Австрийская, жена императора Франца-Иосифа I, испанская королева Мария Кристина, королева Виктория, королева Швеции Луиза, супруга российского императора Александра III Мария Федоровна. Последняя заказывала туалеты в Доме моделей Чарльза Уорта более 30 лет, при этом настолько доверяла его безупречному вкусу, что обычно делала это по телеграфу.
В то время как другие портные приобретали манекены, изготовленные по индивидуальным меркам постоянных клиентов, Уорт нанимал девушек – «дублерш», выбирая их в соответствии с типажом своих постоянных заказчиц, которые не имели возможности присутствовать на многочисленных примерках при создании костюма. Зная мерки и отыскав манекенщицу, кутюрье получал возможность выполнять заказы заочно.
Чарльз Уорт стал первооткрывателем не только в области моделирования одежды. Его считают родоначальником самого понятия «от кутюр», что в переводе с французского означает «высокое шитье». Само слово «кутюрье» (couturier) было создано для него: до Уорта существовали только «couturieres» – «портнихи».
Кроме того, он первым начал, подобно художнику-живописцу, «подписывать» свои модели, т.е. пришивать к платьям ленточку с вытканным на ней своим именем.
Этот человек первым поднял шитье в ранг высокого искусства. Все модели, вышедшее из его рук, шились практически вручную и являлись настоящим произведением прикладного искусства.
Скончался Чарльз Фредерик Уорт 10 марта 1895 года.
Его Дом моделей, ставший к тому времени всемирно признанным законодателем моды второй половины XIX века, перешел к сыновьям, неуклонно продолжавшим следовать высоким стандартам Дома.
Что же касается самого Дома моды «Уорт», то он просуществовал вплоть до 1945 года. В 1945 году имя Уорта было продано в Англию. Модный дом «Уорт» прекратил свое существование.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_октября #У__#В__
13 октября
В 1474 году родился Мариотто АЛЬБЕРТИНЕЛЛИ (во Флоренции), итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы.
Его живописная манера отличается тщательной прорисовкой переднего плана и объёмностью изображения. Художник использовал все основные приёмы, как темперной, так и масляной живописи, добиваясь наибольшей выразительности.
* * * * *
Сын золотых дел мастера, он до 20 лет занимался ремеслом отца. Первоначальные сведения о живописи получил в мастерской Козимо Росселли, где близко сдружился с Баччо делла Порта (известного впоследствии под именем Фра Бартоломео).
Когда Баччо ушёл от Росселии, чтобы создать собственную мастерскую, Мариотто Альбертинелли последовал вслед за ним. Совместно друзья много и плодотворно работали. Долгое время Альбертинелли считали двойником Фра Бартоломмео, не отдавая должное его таланту. Но сам Мариотто находился под сильным влиянием своего друга, а время, проведенное вместе, оказалось самым блестящим периодом его творчества, когда он достиг наибольшей монументальности и композиционного совершенства.
Альбертинелли интенсивно преодолевал традиции средневековой живописи: художника занимали построение анатомически верных пропорций человека, показ его в движении и в пространстве (триптих «Благовещение», «Рождество», «Введение во храм»). Его лучшая работа «Посещение» хранится в галерее Уффици во Флоренции.
Шедевром его самостоятельного творчества является картина, ставшая как бы одним из типов «золотого века» – это знаменитая «Встреча Марии с Елизаветой» в галерее Уффици.
Мариотто Альбертинелли был, по словам Вазари, «человеком весьма беспокойного нрава, покорствующим своей плоти в делах любовных, и очень весёлым в повседневной жизни». Коллеги упрекали его в легкомыслии, и, словно в подтверждение их слов, Мариотто Альбертинелли бросил заниматься живописью и открыл таверну и харчевню вблизи Понте Веккио. Своё новое занятие он называл «искусством, в котором нет ни анатомии, ни ракурсов, ни перспективы», при этом, говорил он, за это искусство благодарят и хвалят, в то время как за живопись только ругают.
Однако, спустя несколько месяцев, «устыдившись (как пишет Вазари) занятия столь недостойного, он снова вернулся к живописи и во Флоренции писал картины и расписывал дома граждан».
У Мариотто Альбертинелли было много учеников, среди них флорентийские художники Джулиано Буджардини, Франчабиджо и Визино. Последние годы жизни живописец жил в Риме.
Скончался Мариотто Альбертинелли 5 ноября 1515 года во Флоренции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_октября #А__
13 октября
1883 года по инициативе известнейшей актрисы Марьи Гавриловны Савиной было организовано «Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям».
На следующий год Общество было реорганизовано и стало называться Русским театральным обществом (РТО). Им общественное мнение было подготовлено к необходимости проведения первого съезда сценических деятелей, который состоялся в марте 1897 года. На съезде обсуждались проблемы репертуара, создание постоянных трупп, воспитание режиссеров, состояние театральных школ, защита театров от произвола цензуры.
К 1915 году местные отделы Императорского русского театрального общества уже существовали в Астрахани, Воронеже, Калуге, Тамбове, Иркутске, Самаре и других городах. Театральное общество неплохо справлялось с профессиональной, правовой и социальной защитой своих членов. Его средства формировались из членских взносов, доходов от банковских операций, пожертвований и отчислений от доходов театров.
Временное правительство пересмотрело статус РТО: наряду с общественными функциями на него были возложены и государственные.
В 1919 году А.В. Луначарский утвердил «Положение о Русском театральном обществе», согласно которому значительная часть его прав, включая регистрацию контрактов и контроль над их соблюдением, отходила государству. В связи с созданием в 1919 году профсоюза работников искусств (РАБИС) у РТО были отняты и функции профсоюза.
К 1920-м годам относится формирование сети производственных предприятий и мастерских РТО, которые станут материальной и финансовой основой деятельности организации.
В связи с принятием 10 февраля 1933 года нового устава РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество (ВТО). Его председателем была А.А. Яблочкина, затем с 1964 по 1986 год его возглавлял М.И. Царев. Устав ВТО неоднократно менялся, но суть деятельности общества оставалась прежней: оказание творческой, консультационной и методической помощи, социально-бытовая деятельность.
В 1986 году ВТО было преобразовано в Союз театральных деятелей России (СТД), председателем был избран народный артист СССР М.А. Ульянов. Целью Союза стало всестороннее содействие развитию театрального искусства, оказание практической помощи российским театрам и театральным школам, всемерное развитие российских и международных театральных связей.
В 1996 году Председателем был избран А.А. Калягин, переизбранный на очередном съезде в 2001 году. Тогда же было принято решение, что эта старейшая общественная организация называется «СТД РФ (ВТО)». Союз поддерживает все виды театральной деятельности, оказывает финансовую и юридическую помощь театральным деятелям. С целью просвещения союз организовывает лекции и семинары по театральной тематике, открытые для всех желающих.
13 октября
В 1933 году родился Марк Анатольевич ЗАХАРОВ (в Москве), советский и российский режиссер театра и кино, сценарист, педагог, главный режиссёр театра Ленком. Народный артист СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат четырех Государственных премий, премии им. К. Станиславского, премий «Хрустальная Турандот» и «Триумф».
Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения, академик Международной академии творчества, академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
* * * * *
Выходец из семьи педагогов, в доме которых частым гостем был писатель Гиляровский, Марк с детства занимался в разных драматических кружках и театральных коллективах (его мама в прошлом актриса, работала педагогом в детских драмкружках).
По окончанию школы он поступил в ГИТИС на актерский факультет (курс П.В. Лесли, Г.Г. Конского и И.М. Раевского). Марк Захаров начал играть эпизодические роли на сценах московских театров им. Ермоловой и им. Маяковского. Но устроиться ни в один из столичных театров не удалось и по распределению в 1955 году уехал актером в Пермский областной драматический театр.
Параллельно он стал писать детские сказки и стихи для местного издательства, рисовал карикатуры для газет, а в 1956 году в студенческом коллективе Пермского университета поставил спектакль «Аристократы», который и стал его режиссерским дебютом.
Женился на актрисе Нине Лапшиной, родилась дочь Александра – сейчас также актриса.
Возвратившись в Москву в 1959 году, Захаров устроился работать в Драматический театр им. Гоголя, из которого вскоре перешел в Эстрадный театр миниатюр, где долгое время шла написанная им миниатюра «Кто виноват» и поставленный им спектакль «Неужели вы не замечали?». Затем была работа в Студенческом театре МГУ, ставшем его стартовой площадкой, как профессионального режиссёра.
В 1965 году Захарова в качестве режиссера пригласили в Московский театр сатиры, в котором с постановки спектакля «Доходное место» (1967) начался его звездный путь. В последующие годы он поставил еще несколько успешных спектаклей – «Банкет», «Разгром», «Темп 1929», «Матушка Кураж и ее дети», «Чудак-человек» и др.
В 1973 году Марк Анатольевич стал главным режиссером Московского театра им. Ленинского комсомола (позднее – театр «Ленком»). Здесь им были поставлены спектакли, приобретшие впоследствии всемирную известность, – «Автоград-XXI», «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Три девушки в голубом», «Чайка», «Жестокие игры», «Город миллионеров», «Ва-банк»…
С 1983 года Захаров руководство театром совмещает с преподавательской деятельностью в ГИТИСе (ныне РАТИ), – профессор кафедры режиссуры. В Ленкоме Захаров следует своим принципам с первых лет руководства театром: «Это у доброго Эфроса алкоголиков перевоспитывают. Я их увольняю». В итоге, был создан театр, который живет долгие годы, а в зале почти нет свободных мест. Ленком – театр со знаком качества.
Значительное место в творческой деятельности Марка Захарова занимает работа в кино. Все созданные им фильмы широко известны и популярны – «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона», «Узник Замка Иф». Выступал он в качестве автора и соавтора сценариев не только своих фильмов, но и таких известных картин, как «Звезда пленительного счастья», «Земля Санникова», «Честь имею», «Белое солнце пустыни» и др.
Но сам режиссер говорит, что главное в его жизни, его достояние и гордость – это звездная плеяда актеров театра Ленком – В. Ларионов, Е. Фадеева, М. Лифанова, И. Чурикова, А. Абдулов, Л. Броневой, А. Джигарханян, А. Збруев, Ю. Колычев, Н. Караченцов, О. Янковский, А. Лазарев, С. Степанченко, Т. Кравченко, М. Миронова, О. Железняк и др.
Сейчас на сцене театра играют А. Захарова, Т. Кравченко, И. Фокин, И. Агапов, С. Чонишвили, С. Фролов, К. Юшкевич, В. Раков, А. Сирин, Л. Артемьева, Н. Щукина, А. Большова и др.
Марк Захаров – автор многих статей и публикаций по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвященных проблемам современной режиссуры. Писал он и юмористические рассказы.
В течение нескольких лет был ведущим телевизионной передачи «Киносерпантин».
В настоящее время Марк Захаров живет и работает в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_октября #З__