13 января
1804 года родился Поль ГАВАРНИ /настоящее имя – Ипполит Сюльпис Гийом Шевалье/ (в Париже), французский график, карикатурист, художник книги.
* * * * *
Выходец из бедной семьи, он после получения среднего образования работал чертежником на заводе и параллельно занимался в бесплатной художественной школе. Его первые попытки проявить свои способности и публиковать работы заканчивались отказами и разочарованиями самого Поля.
Полоса неудач продолжалась до тех пор, пока работы художника не заметил журналист Эмиль де Жирарден и не пригласил работать в свой еженедельник «Мод». Полю Гаварни тогда было уже 34 года.
Его «острый» карандаш и жизненное сходство персонажей быстро завоевали ему имя в модных кругах. Через несколько лет он бросил свою инженерно-чертежную работу и перешел работать директором журнала «Люди мира».
Амбиции художника росли пропорционально его успеху. Поль Гаварни стал также печататься в других газетах и сатирических журналах: «Шаривари», «Художник», «Иллюстрация» и т.п. При этом, основным жанром его творчества стала карикатура. Он писал серии выразительных рисунков, литографий и акварелей, в которых изображал поразительные черты, слабости и пороки различных классов французского общества.
В период 1847-1851 годов художник работал в Великобритании, где обратился к изображению мрачных сторон городской жизни (гравюры, посвящённые лондонской нищете, жизни рабочих кварталов). Последние серии литографий Поля Гаварни окрашены глубоким пессимизмом. Он иллюстрировал произведения О. Бальзака, Э. Сю и др.
В последние годы жизни художник почти забросил рисование, заинтересовался научными открытиями, увлекся воздухоплаванием.
Скончался Поль ГАВАРНИ 23 ноября 1866 года в Париже.
13 января
1859 года родился Генри Мейнелл РИМ (в Беркенхеде), английский художник, работавший в таких направлениях живописи, как символизм и постимпрессионизм.
Писал в романтическом стиле прерафаэлитов, преимущественно акварелью.
* * * * *
Живопись он изучал в лондонской школе искусств Хетерли, в академии Жюлиан в Париже и в Германии. В 1880-е годы Генри Рим, по совету своего двоюродного брата Генри Скотта Така, также художника, переезжает на юго-запад Англии, в Польперро. В 1887 году его работы впервые выставляются в Лондоне.
В 1890 году живописец селится в городке Ньюлин, где уже длительное время ежегодно проводились одни из известнейших спортивных состязаний в Англии того времени – игра в крикет между художниками Ньюлина (где тогда находилась также одна из влиятельнейших в Великобритании колоний художников) и художниками города Сент-Ив в Корнуолле. Генри Рим был одним из лучших игроков и крикет в Англии, и поэтому был специально приглашён в Ньюлин как мастер игры. После переезда художник становится тесно связанным с живописцами Ньюлинской школы.
Во время своего пребывания там Генри Рим создаёт многочисленные жанровые полотна и портреты в постимпрессионистском стиле. Позднее он пишет картины на легендарные и сказочные сюжеты, близкие к творчеству прерафаэлитов.
Художник работает преимущественно акварелью, реже – масляными красками. После ряда успешных выставок он становится членом Королевского института художников-акварелистов.
Скончался Генри Мейнелл РИМ в ноябре 1920 года в Пензансе (графство Корнуолл).
13 января
1858 года родился Эдмон Франсуа АМАН-ЖАН (в Шеври-Коссиньи, департамент Сена и Марна), французский художник эпохи «Fin de siècle» («Конца века»), один из самых замечательных французских символистов, работавший также в стиле «арт-нуово».
* * * * *
Живописи Эдмон начал обучаться с 1880 года в парижской Школе изящных искусств, в классе исторического и портретного живописца Анри Лемана, где познакомился и завязал дружеские отношения с Жоржем-Пьером Сёра.
Аман-Жан много времени проводил в Лувре, «беря уроки» у великих предшественников, а после 1883 года обращался за советами к Пюви де Шаванну. Позднее он работал над создаваемым Пюви де Шаванном большим настенным полотном «Священная роща».
После окончания учебы в 1885 году, художник получил академическую стипендию и совершил путешествие в Рим. Являясь поклонником Гонкура и Флобера, Эдмон Аман-Жан знакомится с поэтами-символистами, включая Стефана Малларме, Поля Верлена и Филиппа-Огюста Виллара.
Вначале он создаёт полотна на историческую и аллегорическую тематику. Впоследствии художник был известен главным образом своими декоративными, полными фантазии, картинами («Венеция» и др.).
Знамениты также его женские портреты, тонкие, томные, отличающиеся сентиментальной утончённостью черт и меланхолично затемнённым вторым планом.
Эдмон Аман-Жан был другом таких известным французских символистов, как Малларме и Пеладан. Принимал участие в Салонах Роза и Крест, явился автором плаката к Салону 1893 года.
В 1925 году художник, совместно с Роденом, основывает Салон Тюильри.
В течение более поздних лет он творил под влиянием Пьера Боннара. Являлся также членом общества художников «Наби» (Nabis).
Скончался Эдмон Франсуа АМАН-ЖАН 23 января 1936 года в Париже.
13 января
В 1875 году родился Дмитрий Семенович СТЕЛЛЕЦКИЙ (в Брест-Литовске, Гродненская губерния, Российская империя), русский скульптор, иконописец и театральный художник, один из самых видных живописцев русского зарубежья.
Отличительная черта его творчества – стремление к освоению традиций древнерусского искусства и желание осмыслить их на совершенно новом этапе развития российской культуры.
Как и многие другие его современники, он жаждал создать новый русский стиль. Впоследствии Стеллецкий напишет: «Русскому народу подобает иметь свое искусство. С годами я понял, что только изучая художественное наследие наших предков и даже сначала рабски ему подражая, можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту… Я знаю, что мое впечатление к русской красоте было врождено мне, а не воспитано».
* * * * *
Выходец из семьи военного инженера, принадлежащего к легендарному древнему роду Елеозоровых, детство Дмитрий провел в имении отца, недалеко от Беловежской Пущи. В 1896 году их семья переехала в Петербург, и в том же году юноша поступил в Высшее Художественное училище при Академии художеств.
В 1903 году Стеллецкий получил звание художника-скульптора за группу «Узники» и серебряный академический знак. С другом Борисом Кустодиевым он предпринял поездку в Новгород для изучения древнерусского искусства, остававшегося в центре его интересов в течение всей жизни.
После окончания училища Дмитрий уехал в Париж, где посещал Академию Р. Жюльена, также намеревался устроиться на Севрскую мануфактуру, но это ему не удалось, и он вернулся в Россию. Большой удачей для художника, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, стало предложение М.К. Тенишевой поработать в её мастерской в Талашкино на полном пансионе.
В 1907 году при материальной поддержке Кустодиева и вместе с ним Стеллецкий посетил главные центры искусств в Италию. В Венеции им удалось принять участие в выставке, на которой он смог продать свою работу.
В период 1903-13 годов, с небольшими перерывами, Дмитрий Семенович плодотворно трудился в Петербурге, став членом Союза русских художников, а затем и членом вновь образованного под руководством С. Грабаря общества «Мир искусства».
В 1914 году Стеллецкий переехал во Францию и поселился в Париже. Он продолжал много работать как живописец, скульптор и сценограф. Однако успех мало сопутствовал художнику в эмиграции. Прекратилось начатое еще в Петербурге сотрудничество с Дягилевым. Не состоялось сотрудничество с театрами Гранд-опера в Париже и Ла-Скала в Милане, на которое Стеллецкий также рассчитывал.
Его персональная выставка в парижской галерее «Бьети» в 1921 году прошла незамеченной, ни одна работа с неё не была продана. Неудачи отчасти можно связать с характером самого искусства мастера, тесно связанного с древнерусской культурой, что не могло найти отклика в европейских художественных кругах.
В годы жизни в эмиграции Стеллецкий оставался хранителем русской культуры. Суровые условия существования на чужбине лишь усиливали стремление не только не потерять лица русского интеллигента, но и передать духовное и интеллектуальное завещание младшему поколению, уже выросшему и воспитанному в чужих краях.
Самой значимой работой мастера стала роспись храма Троице-Сергиева подворья в Париже. Эта работа позднее получила самые высокие оценки историков и теоретиков искусства, назвавших её «одним из самых значительных памятников творчества эмигрантов».
Последние 2 года жизни, проведенные художником в Русском Доме в Сен-Женевьев-де-Буа, были для него особенно тяжелы: быстро надвигалась слепота.
Скончался Дмитрий Семенович СТЕЛЛЕЦКИЙ 12 февраля 1947 года в Париже, похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Ныне работы художника хранятся в Третьяковской Галерее, Русском Музее, Тульском областном художественном музее.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #С__
13 января
В 1848 году родилась Лидия Кэбот ПЕРРИ /более известная как Лила Кэбот Перри/ (в Бостоне, штат Массачусетс), американская художница-импрессионист.
Заниматься живописью начала в зрелом возрасте – в 36 лет, на стиль ее творчества в разные годы влияли и символисты, и немецкие соцреалисты.
Из всех прочих жанров она отдавала предпочтение пейзажной живописи.
* * * * *
Происходила из семьи известного бостонского хирурга, её родители вели светский образ жизни и поддерживали дружеские отношения с такими деятелями культуры, как Ральф У. Эмерсон, Луиза М. Олкотт, Джеймс Р. Лоуэлл.
Она получила блестящее классическое образование, изучала литературу, языки и музыку.
В 1874 году Кэбот вышла замуж за профессора английской литературы из Гарварда Томаса Перри. Заниматься живописью она начала уже после замужества и рождения детей.
Когда семья переехала во Францию, она обучалась там в известной Академии Коларосси, где училась у Густава Куртуа и Жозефа Блана. В 1887-88 годах Лидия Перри училась также у немецкого живописца Феликса Борхардта. Много писала копий старых мастеров в Лувре, а также в музее Прадо.
Некоторое время провела в Японии и во Франции, где также много рисовала. Азиатское искусство тоже повлияло на ее работы и сделало возможным развить уникальный стиль, который объединил западные и восточные эстетические традиции.
После знакомства с Клодом Моне, состоявшимся в 1894 году, картины которого стали откровением для Перри, как художницы, она резко поменяла свой стиль и технику изображения. Также в значительной степени была под влиянием философии Ральфа Вальдо Эмерсона и своей дружбы с Камилем Писсарро.
Перри навсегда стала сторонницей стиля ранних французских импрессионистов и способствовала его популяризации в США. Она «способствовала формированию новой истины в живописи» в художественном сообществе Бостона, которое ничего не знало об импрессионистах.
Скончалась Лидия Кэбот ПЕРРИ 28 февраля 1933 года в Хэнкоке (штат Нью-Гэмпшир).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #К__#П__
13 января
В 1935 году родился Иосиф Яковлевич КУРОЯН /имя при рождении – Овсеп Акопович Куроян/, знаменитый советский режиссёр-мультипликатор, сценарист, художник рисованных анимационных лент.
На плодах его творчества выросло не одно поколение детей. Он создал более 200 мультфильмов, известных и любимых «мультиков» из нашего детства.
* * * * *
Обучался в художественной школе, которую окончил в 1951 году.
В период 1954-59 годов (с перерывом на воинскую службу на Северном флоте) учился на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме».
В дальнейшем в 1964-71 годах обучался в Московском Полиграфическом институте по специальности «Графика».
В 1974 году окончил Московскую городскую народную певческую школу при Большом театре СССР, дипломант XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1985).
На протяжении 40 лет работал мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм», также сотрудничал со студиями «Анимафильм», «Ренешанс».
В 1984-89 годах руководил кружком рисованной мультипликации при Центральном Доме кинематографистов.
В молодости Иосиф Куроян серьезно занимался спортом, становился двукратным чемпионом эскадры кораблей Северного флота по боксу (1955, 1956), был призёр первенства Северного флота по боксу (1956).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #К__
13 января
В 1924 году родился Ролан ПЕТИ (в Виллемомбле, департамент Сена-Сен-Дени), известный французский балетный деятель, танцовщик, хореограф, актер и сценарист, один из признанных классиков балета XX века.
Он автор более 50 балетов и номеров для танцовщиков всего мира, его опусы отличаются стилистическим и техническим разнообразием балетного языка. Сотрудничал как с авангардистами, так и с представителями нового реализма.
Кавалер Ордена Почётного легиона. Среди его многочисленных наград – лауреат Государственной премии РФ за постановку балета «Пиковая дама» в Большом театре (2001).
* * * * *
Его матерью была итальянка Роз Репето, впоследствии основавшая знаменитую фирму балетной обуви «Repetto», отец – владелец парижского бистро. Ролан рано проявил интерес к искусству. Он любил танцевать под звуки пианолы в ресторане отца, который всячески поощрял его увлечения. По совету одного из посетителей Эдмон Пети отдал 9-летнего сына в балетную школу Парижской оперы. Обучался у педагогов Гюстава Рико и Сержа Лифаря, а по окончании в 1940 году был зачислен в кордебалет.
Совместно с другими молодыми артистами Парижской оперы в 1945 году участвовал в Танцевальных вечерах Театра Сары Бернар. В этом же году создал свою собственную труппу – «Балет Елисейских полей», где занял пост балетмейстера.
В 1946 году создал балет «Юноша и смерть», вошедший в классику мирового балетного искусства, а через 2 года образует новую труппу в театре Мариньи – «Балет Парижа», прима-балериной которого стала Рене (Зизи) Жанмер, а также выступала знаменитая балерина Марго Фонтейн.
В следующем году специально для Жанмер (впоследствии Ролан Пети женится на ней) он поставил другой свой знаменитый балет – «Кармен». Лондонская премьера имела такой успех, что Жанмер получила приглашение из Голливуда, куда вслед за ней поехал и Пети. В Голливуде он работал и как хореограф, и как танцовщик. В 1952 году вместе с Жанмер и Эриком Бруном участвовал в съёмках фильма-мюзикла «Ганс Христиан Андерсен», а в 1955 году вышло 2 фильма с его хореографией: «Хрустальный башмачок» и «Длинноногий папочка».
В 1960 году был снят фильм-балет «Раз, два, три, четыре или Чёрные чулочки», куда вошли 4 балета Ролана Пети: «Кармен», «Авантюристка», «Сирано де Бержерак» и «Траурный день».
В Парижскую Оперу он вернулся в 1965 году для постановки балета Мориса Жарра «Собор Парижской богоматери». Роль Квазимодо исполнил сам балетмейстер. В 1973 году поставил для Майи Плисецкой «Гибель розы» на музыку Малера.
В 1972 году основал Марсельский балет, которым руководил в течение 26 лет; оформляли спектакли Жан Карзу и Макс Эрнст. Ролан Пети cтавил спектакли на лучших сценах мира – Италии, Германии, Англии, Канады, Кубы и России. Либретто для него писали Сименон, Жак Превер, Жан Ануй, музыку – Анри Дютийё.
Работал в кино, сотрудничал с Ивом Сен-Лораном, Кристианом Диором, Сержем Генсбуром, Пикассо, Максом Эрнстом, Жаном Карзу, Жаном Тэнгли, Ники де Сен-Фалль.
Скончался Ролан ПЕТИ 10 июля 2011 года в Женеве (Швейцария), похоронен на кладбище Монпарнас в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #П__
13 января
В 1954 году родился Брюно КУЛЕ (в Париже), французский композитор, широко известный своей музыкой к фильмам. Обладатель премии Лучший европейский композитор (2004).
Стиль его музыки может изрядно колебаться от проекта к проекту, однако некоторые составляющие его почерка остаются неизменными: страсть к опере и вокалу (особенно – детскому), а также постоянный поиск оригинального звучания и вытекающее из него смешение различных музыкальных культур.
* * * * *
Музыкальное образование он начал с обучения игре на скрипке и фортепьяно, намереваясь стать композитором и писать современную музыку классического направления. Тем не менее, череда определенных знакомств привела Брюно Куле к работе над музыкой для телевидения и кинематографа.
Большое влияние на него оказал режиссёр Франсуа Рейшенбах, попросивший его в 1977 году написать музыку к своему новому документальному фильму «Mexico Magico».
Первым полнометражным фильмом, к которому Куле написал музыкальное сопровождение, стала картина «Секрет женщины» (1986). Вплоть до конца 1990-х годов композитор писал музыку преимущественно для телевидения.
Поворотным моментом его творческой биографии стал 1996 год, когда он начал работать с режиссёрами Клодом Нуридзани и Мари Перену над документальным фильмом о мире насекомых «Микрокосмос», в котором музыке отводилась значительная роль.
Фильм принес создателям большой успех, а также 5 премий «Сезар», в том числе и за лучшую музыку, и сделал Куле одним из самых востребованных кинокомпозиторов Франции.
Позиции его еще больше укрепились после удачной работы над саундтреками к документальным фильмам «Гималаи», «Птицы», «Генезис», и теперь имя Брюно Куле можно увидеть в титрах к популярным французским фильмам, таким как «Багровые реки», «Видок», «Белфегор – призрак Лувра», «Однажды в Марселе» и многим другим.
В 2004 году он пишет музыку к фильму Кристофа Барратье «Хористы», которая принесла ему мировую известность и очередную премию Сезар.
Среди последних значительных работ композитора – музыка к мультфильму по сказке Нила Геймана «Коралина».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #К__
13 января
В 1596 году родился Ян ван ГОЙЕН (в Лейдене), выдающийся нидерландский художник-пейзажист, по праву считающийся главой школы реалистического пейзажа в Голландии первой половины XVII века.
Он был одним из первых, кому удалось запечатлеть эффекты свето-воздушной среды. Первым из голландских пейзажистов понял, что именно воздух придает земле, раскинувшейся под небесным сводом, мрачную красоту.
Художник любил писать морские пейзажи и берега рек. Помещая линию горизонта очень низко, он придавал огромное значение небу и освещению.
Несмотря на то, что при жизни его ценили мало, со времен импрессионизма Ян ван Гойен считается одним из крупнейших голландских пейзажистов.
* * * * *
Выходец из семьи сапожника, он очень рано увлекся живописью. В возрасте 10 лет Гойен начал учиться рисунку у лейденских художников И. Сванен-бурга и К. Схильперорта. Отец хотел, чтобы сын стал живописцем по стеклу, но сам Гойен мечтал быть пейзажистом, и его определили в обучение к посредственному художнику-пейзажисту Виллему Гер-ритсу в городе Гоорн.
В 1615 году художник совершил долгое путешествие по Франции, после которого стал учиться у Эсайаса ван де Вел-де в Харлеме. С 1618 года Ян ван Гойен поселился в Лейдене, где познакомился с Яном Порселлисом (1629), оказавшим огромное влияние на формирование молодого художника.
В 1632 году Гойен вместе с семьёй переехал в Гаагу, где прожил до конца жизни. Он многократно посещает Бельгию и путешествует по Голландии.
В Гааге художник открыл собственную мастерскую, в которой собрались молодые художники, придерживающиеся демократической направленности. Они противопоставили свое творчество аристократическому искусству живописцев, работавших при дворе принца Оранского.
Там же к художнику приходит слава, а с ней и крупные заказы от города и двора. За большую панораму Гааги, выполненную для принца Оранского, художник получил огромную по тем временам сумму в 650 гульденов. Но пейзаж в это время был в Голландии самым низкооплачиваемым жанром, поэтому, чтобы заработать на жизнь, Гойен занимался торговлей картинами, продавал дома и даже луковицы тюльпанов.
Несмотря на свою популярность, богатым он так никогда и не стал, а в последние годы жизни даже нуждался, его долги достигли 18 тысяч гульденов. Но, как известно, экономические неудачи и долги не влияли на творческий настрой художника.
Скончался Ян ван Гойен 27 апреля 1656 года в Гааге.
После смерти художника его картины и все имущество были проданы с аукциона.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #Г__
13 января
1913 года родился Марк Самойлович ЛИСЯНСКИЙ (в Одессе), русский советский поэт-песенник. Автор гимна Москвы – с 5 июля 1995 года – «Дорогая моя столица».
* * * * *
Выходец из семьи портового грузчика, он окончил семилетнюю школу фабрично-заводского ученичества, работал на Николаевском судостроительном заводе жестянщиком, затем судовым разметчиком, занимался в заводском литературном объединении «Шкив», где познакомился с известным поэтом Эдуардом Багрицким.
После окончания Московского института журналистики (1932-1934) работал в киевской, а затем ивановской областной газете. Был призван на срочную военную службу, которую проходил в Ярославле, где и остался жить после демобилизации.
Первый сборник стихов Лисянского «Берег» вышел трёхтысячным тиражом в 1940 году в Ярославле.
Когда началась Великая Отечественная война, записался добровольцем на фронт; был назначен командиром сапёрного взвода. Летом 1941 года в составе стрелковой дивизии Марк Лисянский принял участие в Смоленском сражении, был контужен, но вернулся в строй.
Во время проезда через столицу у поэта родилось стихотворение «Моя Москва», которое в 1942 году положил на музыку Исаак Дунаевский. Родившаяся в результате песня «Дорогая моя столица» снискала всенародную популярность, а в 1995 году стала официальным гимном Москвы.
После войны Лисянский перебрался в Москву. Поэт часто бывал в Доме творчества писателей в Переделкине. По отзывам коллег по цеху, Марк Самойлович был необыкновенно добрым, отзывчивым человеком, всегда готовым помочь.
Он также автор песен на музыку: Бориса Мокроусова («Осенние листья»), Аркадия Островского («Зори московские»), Александры Пахмутовой («Новая дорога»), Оскара Фельцмана («В синем омуте», «Конаково», «Хорошо шагать пешком»), Яна Френкеля («Годы», «Это было вчера», «Песня вечной юности»), Александра Изотова («Уходит теплоход») и др.
Много песен было написано совместно с композитором Александром Долуханяном, с которым поэта помимо соавторства связывала очень долгая и преданная дружба. Среди них – «Моя родина», «Девушку Чайкой зовут» (посвящение Валентине Терешковой), «И мы в то время будем жить», «Что такое любовь».
Песни на стихи Марка Лисянского в разные годы исполняли: Артур Эйзен, Владимир Нечаев, Павел Лисициан, Владимир Трошин, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Лев Лещенко, Людмила Зыкина, Александр Розум, Юрий Богатиков, а также Ансамбль им. Александрова и Большой детский хор под управлением В. Попова.
В последние годы поэт жил и работал в писательском посёлке Красновидово.
Скончался Марк Самойлович ЛИСЯНСКИЙ 30 августа 1993 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
13 января
В 1835 году родился Василий Петрович ВЕРЕЩАГИН (в Перми), русский исторический живописец и портретист.
Брат художников Петра и Митрофана Верещагиных.
* * * * *
Выходец из семьи иконописцев, Василий начальное образование получил в уездном училище; живописи обучился у деда И. Бабина.
Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца, а в 1856 году поступил в Академию художеств учеником А.Т. Маркова. В течение 6-летнего пребывания в Академии он получил все академические медали. За программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.
Отправившись за границу пенсионером Академии, Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров.
Возвратившись в Петербург в 1869 году, он представил в Академию в виде отчёта о своих заграничных занятиях картины: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия», «Свидание заключённого со своим семейством», «Ночь на Голгофе», «Молитва святой Анны, матери пророка Самуила» (1864, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже), три портрета, две большие картины и 20 акварелей, за что получил звание профессора портретной и исторической живописи.
Более 20 лет он преподавал в Академии рисунок и композицию. В 1870 году Василий Верещагин снова отправился в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации для дворца великого князя Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Написал картины «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872), «Алёша Попович», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Деву-зарю» и «Овсень», в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам; – получил за них золотую медаль на Всемирной выставке в Вене (1873).
Как и большинство художников классического направления, Василий Верещагин много работал по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).
Скончался Василий Петрович Верещагин 22 октября 1909 года в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #В__
13 января
В 1931 году родился Аркадий Александрович ВАЙНЕР (в Москве), советский и российский писатель, сценарист и драматург.
Брат и соавтор писателя и журналиста Георгия Александрович Вайнера.
* * * * *
Окончив школу с золотой медалью, он поступил в Московский авиационный институт (МАИ), но после первого курса перевелся на юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
По окончании университета в 1953 году, в дальнейшем работал следователем в 21-м отделении милиции, а затем – начальником следственного отдела Московского уголовного розыска (МУР). Мастер спорта по вольной борьбе, за отличную службу получил около 40 наград. В конце 1960-х годов Аркадий Вайнер ушел из милиции в звании капитана.
Известность ему принесли детективные романы, написанные в соавторстве с братом Георгием Вайнером.
Сразу два журнала в 1965 году опубликовали повесть «Часы для мистера Келли».
В 1970-90-х годах было опубликовано более 10 романов братьев Вайнеров: «Ощупью в полдень», «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру», «Эра милосердия», «Петля и камень в зеленой траве», «Евангелие от палача» и др.
Кроме этого, Аркадий Вайнер писал театральные пьесы, сценарии для кино и телевидения. В качестве сценаристов братья Вайнеры работали над фильмами «Город принял», «Ночной визит», «Я, следователь», «Потерпевшие претензий не имеют», «Свидетельство о бедности», «Вход в лабиринт», «Нелюдь, или В раю запрещена охота». В последнем фильме Аркадий Вайнер участвовал и как актер.
В 1979 году роман «Эра милосердия» был экранизирован режиссером Станиславом Говорухиным под названием «Место встречи изменить нельзя». Именно эта работа – книга, а затем экранизация – принесла братьям Вайнерам всесоюзную известность.
Тиражи романов братьев Вайнеров в 1988 году превысили 1 млн. экземпляров.
С 1971 года Аркадий Вайнер являлся членом Союза писателей СССР. Лауреат премий Союза писателей и МВД СССР.
Он также был членом Российской академии кинематографических искусств «Ника» и президентом Международного фестиваля детективного кино «Detectivefest».
Входил в состав Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ.
Скончался Аркадий Александрович Вайнер 24 апреля 2005 года в Москве, похоронен на Востряковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_13_января #В__
13 января
1896 года родился Яков Фёдорович МЕЛЬНИКОВ (в Москве), знаменитый российский и советский конькобежец, легенда мирового конькобежного спорта. Заслуженный мастер спорта СССР, 34-кратный победитель различных дистанций чемпионатов страны, установил 27 национальных рекордов.
Стал обладателем значка «Заслуженный мастер спорта СССР» под номером один.
Карьеру спортсмена начал в 1913 году, а в 1941 году вышел на лед в последний раз. Устанавливал рекорды страны на всех без исключения дистанциях и в сумме многоборья.
В нашем отечественном спорте трудно отыскать фигуру ярче и колоритней, чем Яков Федорович Мельников.
* * * * *
Коньки были предметом мечтаний Якова едва ли не с той самой поры, как он научился ходить, а заниматься любимым видом спорта начал с 1909 года на одном из первых в столице стадионов.
На молодого талантливого спортсмена обратил внимание помощник администратора стадиона Алексей Иванович Сафонов, который и стал тренировать Якова.
Весной 1913 года Мельников принял участие в соревнованиях на первенство Московского Общества физического воспитания (ОФВ) среди взрослых и впервые завоевал звание чемпиона. А через 2 года он стал чемпионом России на всех четырех дистанциях конькобежного многоборья (500, 1500, 5000 и 10000 м), обойдя одного из сильнейших бегунов – П. Ипполитова.
Во время I-й мировой войны, неся службу в 43-й мотоциклетной роте, экс-чемпион продолжал тренировки. В январе 1917 году он второй раз стал победителем на первенстве России по скоростному бегу на коньках, установив личные рекорды на всех четырех дистанциях.
В 1923 году, несмотря на то, что советским спортсменам были закрыты двери всех международных соревнований, «господин Яков Мельников» был официально приглашен на розыгрыш чемпионатов Европы и мира. В сложной борьбе с сильнейшими спортсменами мира по сумме многоборья Мельников занял в европейском первенстве 4-е место.
По инициативе Норвежского рабочего союза конькобежцев в 1928 году была организована Международная рабочая спартакиада, проходившая в Осло. В этих соревнованиях Яков Мельников на дистанции 10000 м установил новый рекорд, пройдя расстояние за 17 мин 38,8 сек, в то время как лучшим результатом в Стокгольме было 18 мин 02,7 сек.
В возрасте 35 лет с отличием окончил Высшую школу тренеров.
27 мая 1934 года все газеты страны напечатали постановление ЦИК СССР об учреждении звания «Заслуженный мастер спорта СССР». Значок № 1 вручили Якову Федоровичу Мельникову.
В 1935 году, спустя 20 лет после того, как Мельников впервые получил титул чемпиона, он принимал участие в очередном Рабочем первенстве в Осло. Сюда же прибыл и молодой, но уже многократный призер многих международных соревнований, Бернт Эвенсен. Одновременно на новом стадионе в Осло проходил другой чемпионат мира, организованный Международным союзом конькобежцев. Лучшее время обоих состязаний показал ветеран конькобежного спорта – Яков Мельников. Дистанцию 10000 м он прошел за 17 мин 46,8 сек, в то время как лидер другого чемпионата – Микаэль Стакструд – за 17 мин 48,5 сек.
По окончании соревнований русский спортсмен Яков Мельников был назван некоронованным чемпионом мира по конькобежному спорту.
Во время Великой Отечественной войны знаменитый спортсмен ушел на фронт. После демобилизации его назначили государственным тренером СССР.
С 1960 года стали проводиться Всесоюзные соревнования на приз Я.Ф. Мельникова.
Скончался Яков Фёдорович МЕЛЬНИКОВ 12 июля 1960 года в Москве.