15 апреля
1814 года родилась княжна Анна Давыдовна АБАМЕЛЕК-БАРАТЫНСКАЯ (в Санкт-Петербурге), фрейлина, одна из красивейших женщин России своего времени, черноокая красавица-армянка, талантливая переводчица.
Можно сказать, что практически она стала первой российской женщиной – профессиональной переводчицей. В совершенстве знавшая английский, немецкий, французский и греческий, Анна Давыдовна художественно перевела на иностранные языки произведения Пушкина, Лермонтова, А. Толстого, Некрасова, Тютчева, Апухтина, Козлова и др.
«Мадам Восточная Звезда», воплотившая в себе идеал прекрасной восточной женщины знакомит также русского читателя с величайшими мастерами Запада: Гёте, Гейне, Байроном. Её переводы печатались в журналах, были изданы отдельной книгой.
А ей самой, чья душевная красота, наверное, смутила многих, посвящали свои стихи А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, И.И. Козлов, И.П. Мятлев, В.П. Шемиот.
* * * * *
Дочь генерал-майора императорской армии князя Д. Абамелика и М. Лазаревой, Анна получила солидное домашнее образование в богатом родительском доме. Она отличалась замечательной красотой, природным умом, изящным вкусом и любовью к литературе.
Анна Давыдовна не написала, кажется, ни одной собственной стихотворной строчки, но всю жизнь занималась переводами. Многоязычная культура домашнего воспитания соединялись в ней с тонким поэтическим слухом.
В апреле 1832 году она была пожалована фрейлиной к великой княгине Елене Павловне, но продолжала жить в родительском доме. 10 ноября 1835 года вышла замуж за флигель-адъютанта Ираклия Баратынского, брата поэта Евгения Баратынского. Пока муж продвигался по службе, Анна Давыдовна занималась литературными переводами и блистала в свете.
Пушкин, знавший княжну Абамелек в лицейские годы ещё совсем маленькой, двух-трехлетней девочкой, в 1832 году вписал в её альбом стихотворение, в котором говорил о дружеском восхищении её расцветшей красотой и светскими успехами:
«Когда-то (помню с умиленьем)
Я смел вас нянчить с восхищеньем,
Вы были дивное дитя.
Вы расцвели – с благоговеньем
Вам ныне поклоняюсь я.
За вами сердцем и глазами
С невольным трепетом ношусь
И вашей славою и вами,
Как нянька старая, горжусь».
Также о её красоте, уме и таланте писали С. Глинка и С.Е. Раич, а Ф. Гагерн, путешествовавший по России в 1839 году и присутствовавший на придворном приеме в Петергофе, среди красивейших дам отметил Анну Баратынскую, «чисто восточной красоты, черные глаза и шелковистые ресницы которой напоминают нам байроновские идеалы».
Первые годы замужества Анна Давыдовна жила в Петербурге, часто бывала она в родовом имении мужа – Мара, Тамбовская губерния. Здесь рождались у переводчицы «волшебные напевы», на которые перекладывала она «иноплеменные слова».
С 1842 года жила в Ярославле, где Баратынский был генерал-губернатором. В 1846 году он был переведен в Казань, где Анна Давыдовна была главной попечительницей всех учебных и воспитательных учреждений города. Её музыкально-литературный салон посещала вся местная интеллигенция, у неё бывали Лобачевский, Л. Толстой и М. Балакирев.
После смерти мужа в апреле 1859 года светская жизнь Анны Баратынской осталась в прошлом. Она многие годы жила в Германии: ежедневно ранним утром приходила одна в безмолвный сад виллы Гамильтон в Баден-Бадене и проводила там за переводами долгие часы. Поддерживала, особенно в 1875-1877 годах, переписку с жившим в Германии П.А. Вяземским.
Анна Баратынская полностью ушла от мирской суеты в благотворительность. В годы Крымской войны она активно занималась сбором пожертвований в пользу раненых. За все свои труды и попечения в 1856 году получила орден Св. Великомученицы Екатерины – второй по старшинству орден Российской империи для награждения великих княгинь и дам высшего света.
В 1879 году была отмечена Мариинским знаком беспорочной службы 1-й степени.
Скончалась Анна Давыдовна АБАМЕЛЕК-БАРАТЫНСКАЯ 25 ноября 1889 года в Петербурге и была похоронена рядом с «милым другом Ираклием» на Новодевичьем кладбище.
15 апреля
1452 года родился ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ /полное имя – Леонардо ди сер Пьеро да Винчи/ (в селении Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции), великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор), учёный и писатель, яркий пример «универсального человека».
Инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель – вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Он опередил свое время на несколько веков вперед.
Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо да Винчи – символ безграничных устремлений человеческого разума, – стал основателем искусства Высокого Возрождения.
Он не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Его имя (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci) означает – «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
* * * * *
Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни малыш провел вместе с матерью, но в возрасте трех лет отец забрал сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Отец пытался приобщить сына к семейной профессии, но безуспешно: Леонардо не интересовался законами общества.
Зато у него были замечены способности художника – и отец отправил его учиться в лучшую мастерскую Тосканы, к живописцу Андреа дель Верроккьо.
Леонардо совершенствуя свое мастерство, находился в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Сегодня Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник. Его кисти принадлежат «Мадонна Лита», «Дама с горностаем», и самая известная в мире картина, непревзойденная «Мона Лиза» (Джоконда)…
Леонардо отдавал живописи не слишком много времени, поэтому количество его работ не так велико. Сам мастер считал себя не художником, а ученым и инженером. Ему принадлежат изобретения парашюта, велосипеда, прототипа танка, прожектора, катапульты…
Множество других инженерных замыслов запечатлены в набросках, рисунках, чертежах и эскизах мастера. Он был во всем гениален…
В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселился в его замке Кло-Люсе, в официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора – за что получал годовую ренту в 1000 экю. Во Франции он почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
За два года до смерти у мастера серьезно ухудшилось здоровье: онемела правая рука, он с трудом мог передвигаться без посторонней помощи.
Скончался Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе (близ Амбуаза, Турень, Франция) в окружении учеников и своих шедевров, похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_апреля #Л__ #В__
15 апреля
В 1682 году родился Ян ван ХЁЙСУМ (в Амстердаме), знаменитый нидерландский художник, один из прекрасных мастеров в жанре натюрморта.
Писал как пейзажи (виды внушительные руин, гаваней, воображаемых озёр и т. п.), так и, прежде всего, натюрморты с цветами, в изображении которых считался непревзойдённым.
* * * * *
О жизни Яна ван Хёйсума известно немногое. Учился у своего отца, известного художника Юстуса ван Хейсума (братья Яна тоже были художниками), и быстро стал ведущим нидерландским художником, мастером натюрморта – писал натюрморты с цветами и фруктами.
Традиции цветочного натюрморта были им продолжены почти до середины XVIII века, в то время как все другие жанры голландской живописи пришли в упадок.
Произведения художника отличаются пышностью и вместе с тем тщательностью исполнения деталей. Цветочные натюрморты Яна ван Хёйсума, предназначенные для украшения самых дорогих помещений, рассчитаны на внешний эффект. Мастер нашел новый, поразивший его современников прием: он отказался от традиционного темного фона, что потребовало иного, более светлого сочетания красок. Символика изображения цветов как идеи бренности (Vanitas) отходит здесь на второй план перед главной декоративной задачей.
Среди покровителей художника были принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии и др.
Ян ван Хёйсум скрывал от других художников методы своей работы. Единственной его ученицей была Маргарет Хауверман. В отличие от других мастеров натюрморта, он делал предварительные рисунки, очень тщательно выписывал картины, порой на протяжении многих лет; летом выезжал в Харлем, центр садоводства Нидерландов тех лет, для наблюдения за цветами.
Его произведения, самого дорогостоящего живописца среди современников, пользовались огромным успехом, породили многочисленных подражателей вплоть до XIX века. «Роскошные букеты Яна ван Хёйсума предназначались для украшения парадных помещений в богатых домах. Высоко ценил творчество художника Гёте.
Значительная часть работ мастера попала в английские коллекции, преимущественно частные, из мировых же музеев наиболее полное собрание его работ имеется в Лувре.
Скончался Ян ван ХЁЙСУМ 8 февраля 1749 года в Амстердаме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_апреля #Х__
15 апреля
1489 года родился Мимар СИНАН /полное имя – Абдульменнан оглу Синанеддин Юсуф/ (в селе Агырнас близ Кайсери, провинция Анатолия современной Турции), один из самых известных османских архитекторов и инженеров армянского происхождения.
Руководил возведением гражданских сооружений – мечетей, мусульманских начальных школ (мектеб), акведуков, а также укреплений, мостов и переправ в военных походах султанов. Спроектировал знаменитые бани Роксоланы и её мавзолей.
* * * * *
Его отец был каменщиком и плотником, вследствие чего Синан в юности получил хорошие навыки в этих ремёслах, что повлияло на его будущую карьеру.
В 1512 году его отобрали у родителей и рекрутировали в корпус янычар, после чего он был направлен в Стамбул, где принял ислам. В то время ему было 23 года и он не подходил для высшей школы Эндерун по возрасту, ввиду чего был направлен во вспомогательную школу, находящуюся при Имперском колледже для изучения математики и столярного дела. Но благодаря своим амбициям и интеллектуальным способностям Синан вскоре помогал ведущим архитекторам и осваивал их ремесло. Спустя три года он окончил школу и стал квалифицированным архитектором и инженером.
С 1538 года на посту главного османского архитектора и инженера проводил строительные работы при султане Сулеймане I и его преемниках Селиме II и Мураде III.
Синан спроектировал и осуществил строительство более 350 объектов, среди которых 84 мечети 52 маленьких мечети, 52 медресе, 7 школ, 22 мавзолея, 17 имарет, 3 дарюшшюфа, 7 плотин, 8 мостов, 20 караван-сараев, 35 дворцов, 6 амбаров, 48 бань. Он проработал главным архитектором дворца около 50 лет.
Главные архитектурные сооружения, созданные Синаном дали возможность вывести архитектурный стиль Османской Империи в разряд классики.
Синан не только был мастером в архитектуре, но также вёл тщательные исследования мест строительства, особенностей фундамента, в соответствии с месторасположением объекта и предстоящем строительстве.
Сооружения Синана значительны, как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения инженерного мастерства.
На его творчество огромное влияние оказала архитектура Собора Святой Софии, и Синану удалось достигнуть своей мечты – построить купол, превышающий купол Святой Софии.
Скончался гениальный архитектор Мимар СИНАН 7 февраля 1588 года в Стамбуле (по другим данным – 17 июля в Константинополе).
* * * * *
Ученик Синана – Седефкар Мехмет Ага – стал автором проекта Голубой мечети в Стамбуле, а другой ученик, сирийский архитектор Устада Иса Хан проектировал Тадж-Махал в империи Великих Моголов.
15 апреля
В 1878 году родился Владимир Георгиевич БЕХТЕЕВ (в Москве), русский и советский художник.
Прежде чем стать одним из лучших русских рисовальщиков XX века он, аристократ, дворянин, офицер, окончил Московский кадетский корпус и Кавалерийское училище в Петербурге. Затем несколько лет служил в Митавском полку. Перед ним открывались блестящие служебные возможности.
Но в 1901 году Бехтеев в чине поручика выходит в отставку. Родовую офицерскую карьеру меняет на странную и неопределенную, «недостойную» высшего дворянского сословия профессию художника. Он посещает в Петербурге Академию художеств, занимается в частной студии профессора Я. Ционглинского.
В 1902 году Владимир Бехтеев уезжает в Мюнхен, где с перерывами жил до начала I-й мировой войны и обучался рисунку и живописи у Книрра. Здесь в то время собралось много русских художников, которые вначале довольно сдержанно встретили «бравого гусара», но вскоре его несомненное дарование заставило круто изменить к нему отношение.
Бехтеев становится активнейшим членом «Нового мюнхенского объединения художников», входит в круг В. Кандинского, А. Явленского, М. Веревкиной. Его работам этого периода явно свойственны черты русского авангарда, правда, подчас с привкусом «мирискусничества». Например, эскиз панно «Золотые яблоки».
Затем Бехтеев обучался искусству рисования в Париже у Кормона.
Художник участвует в Москве в первой выставке «Бубнового валета», выступает в галерее «Штурм» в Берлине, становится участником выставки мюнхенского «Синего всадника», принципам которого Бехтеев следовал всегда, вначале восторженно и радостно, а потом, в советское время, в силу понятных обстоятельств ностальгически-затаенно. «Синий всадник» в той или иной форме прошел через всю жизнь художника.
После революции Владимир Бехтеев сначала становится скромным служащим Народного комиссариата просвещения, а затем, в 1921 году, – главным художником Первого государственного цирка в Москве. Его цирковые работы составили: великолепные красочные эскизы костюмов артистов, особенно клоунов, исполненные с большой теплотой и юмором; зарисовки цирковых спектаклей, особенно связанных с лошадями. Здесь, несомненно, сказалась его былая кавалеристская служба. Вообще Бехтеев был отменным анималистом.
Художник создавал композиции, исполненные в кубистском стиле, – память об авангарде, а также цирковые афиши и плакаты.
Но наиболее всего графический талант Бехтеева проявился в иллюстрировании книг. В период 1936-45 годов создал серию иллюстраций к произведениям Лермонтова, оформил ряд книг зарубежной классики XIX века – «Финикийский корабль» и «Огни на курганах» В. Яна, «Роман леди Байрон» Э. Мейн, «Девица Мопен» Т. Готье, «Жан Сбогар» Ш. Нодье, «Дафнис и Хлоя» Лонга. Некоторые рисунки исполнены поистине артистично, виртуозно, безукоризненно, изящно и свободно – к японским сказкам.
Скончался Владимир Георгиевич Бехтеев 21 июня 1971 года в Москве, похоронен на Донском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_апреля #Б__
15 апреля
В 1941 году родился Роман Гургенович БАЛАЯН (в селе Неркин Оратаг, НКАО, Азербайджанская ССР), советский кинорежиссёр, сценарист и продюсер.
Обучался на режиссёрском факультете Ереванского театрального института, затем перевёлся на режиссёрский факультет Киевского государственного института театрального искусства.
Как режиссёр дебютировал в 1973 году, поставив фильм «Эффект Ромашкина».
В 1982 году снял фильм «Полёты во сне и наяву», который посмотрели 6,5 млн. зрителей, и впоследствии отмеченный Государственной премией СССР.
Известность Роману Балаяну принесли также телеверсии спектаклей Московского театра «Современник»: «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1992), «Анфиса» (1993) и др.
В 1995 году снял фильм «Первая любовь», в 1998 году – «Две луны, три солнца». В 2004 году на экраны вышел его фильм «Ночь светла», а в 2008 году – «Райские птицы».
Роман Балаян является лауреатом различных премий и обладателем нескольких престижных наград.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_апреля #Б__
15 апреля
В 1812 году родился Теодор РУССО (в Париже), французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы, объединившей первых художников, использовавших в творчестве пленэр. Брат менее известного художника Филиппа Руссо.
Творчество Теодора Руссо относят к реализму.
* * * * *
Первые уроки живописи он получил у своего двоюродного брата-художника. В 15 лет его взял в обучение художник-пейзажист Жан Шарль Ремон.
В конце 1820-х годов Руссо начинает самостоятельно работать на пленэре, создавая пейзажи в окрестностях Парижа.
Он много путешествовал по Оверни и Нормандии, что нашло отражение в его творчестве. В 1831 году 19-летний Руссо подал заявку на участие в Парижском салоне. Его пейзаж дикой природы Оверни получил признание благодаря живой технике письма. Следующие четыре Парижских салона были для Теодора Руссо неудачными, и он не участвовал в публичных выставках вплоть до 1849 года.
Художник ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени.
В 1830-е голы Руссо поселился в деревне Барбизон в лесу Фонтенбло и начал писать виды окрестностей с большим реализмом и непредвзятостью.
Со временем вокруг него образовался круг коллег-художников, как и он писавших природу на природе – Каба, Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла «барбизонская школа», которая ставила своей целью изображение сельских пейзажей и жизни крестьян в окрестностях Барбизона в неприкрашенной, правдивой манере.
Скончался Теодор Руссо 22 декабря 1867 года в Барбизоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_апреля #Р__
15 апреля
В 1949 году родилась Алла Борисовна Пугачева (в Москве), советская и российская поп-певица, Народная артистка СССР, примадонна отечественной эстрады.
Окончила дирижерско-хоровое отделение Московского музыкального училища им. Ипполитова-Иванова и режиссерский факультет ГИТИСа им. Луначарского.
Еще школьницей спела на радио песню «Робот, стань человеком». В 1972-73 годах выступала в оркестре под управлением Олега Лундстрема. Затем работала в ансамбле «Веселые ребята».
В 1975 году стала обладательницей Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария) с песней «Арлекино», после которой певица стала по-настоящему популярной. Исполнение этой песни покорило слушателей не только красотой сильного голоса, но и сценической интерпретацией – певице удалось передать тончайшие психологические переживания героя, от имени которого она пела. Это стало началом триумфального восхождения певицы на эстрадный Олимп.
Алла Борисовна Пугачева – легендарная, уникальная и колоритная личность, творческий путь которой заслуживает уважение и восхищения, на ее счету более 57 музыкальных альбомов, начиная с первого «Поет Десдечадо» (1976 год) и заканчивая последним «Приглашение на закат» (2008 год).
Она снялась в десятках фильмов, мюзиклов и передач, ее песни звучат в кадре и за кадром известных и любимых нами советских фильмов.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_апреля
15 апреля
В 1452 году родился Леонардо да Винчи (недалеко от Флоренции), великий итальянский художник, архитектор.
Инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель – вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо да Винчи – символ безграничных устремлений человеческого разума, – стал основателем искусства Высокого Возрождения.
Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни малыш провел вместе с матерью, но в возрасте трех лет отец забрал сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Зато у него были замечены способности художника – и отец отправил его учиться в лучшую мастерскую Тосканы, к живописцу Андреа дель Верроккьо.
Леонардо совершенствуя свое мастерство, находился в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Сегодня Леонардо да Винчи известен в первую очередь как художник. Его кисти принадлежат «Мадонна Лита», «Дама с горностаем», и самая известная в мире картина, непревзойденная «Мона Лиза» (Джоконда)…
Леонардо отдавал живописи не слишком много времени, поэтому количество его работ не так велико. Сам мастер считал себя не художником, а ученым и инженером. Ему принадлежат изобретения парашюта, велосипеда, прототипа танка, прожектора, катапульты…
Множество других инженерных замыслов запечатлены в набросках, рисунках, чертежах и эскизах мастера. Он был во всем гениален…
В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселился в его замке Кло-Люсе, в официальном звании первого королевского художника, инженера и архитектора – за что получал годовую ренту в 1000 экю. Во Франции он почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
Скончался Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. За 2 года до этого у него серьезно ухудшилось здоровье, и он с трудом мог передвигаться.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_апреля