15 июля
1905 года родился Александр Леопольдович ХВЫЛЯ /настоящая фамилия — Брессем/ (в селе Александро-Шультино, Екатеринославская губерния; ныне Донецкая область), советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1963).
* * * * *
Сам он по происхождению имел шведские корни, — его предки поселились в Российской империи после Северной войны 1700-1721 годов, когда многие пленные солдаты Карла XII пожелали остаться в России. В период украинизации в СССР Александр Леопольдович взял фамилию Хвыля.
В 1922 году он окончил драматическую студию имени В.В. Воровского и устроился работать в Харьковский театр имени Шевченко. В начале 1930-х годов состоялся его дебют на киноэкране.
С началом Великой Отечественной войны Александру Хвыле довелось поработать в различных театрах и студиях, но настоящий успех актеру принес кинематограф. Стране необходимы были фильмы, воодушевляющие народ на сопротивление врагу, и типаж Александра Хвыли пришелся как нельзя кстати.
Артист сыграл главные роли в военных драмах Сергея Герасимова «Непобедимые» (Пронин) и Эдуарда Пенцлина «Дорога к звездам» (лётчик бомбардировочной авиации, полковник Константин Елисеев) и, безусловно, одну из самых известных своих ролей Александра Пархоменко в одноименном фильме режиссера Леонида Лукова.
В последующие годы Александр Хвыля переиграл немало патриотических ролей. От героических образов актер перешел к характерным и комедийным. Надо сказать, что эти его персонажи оказались куда более интересными, живыми. Еще в 1945 году им был создан замечательный, колоритный образ капитана Гуля в экранизации знаменитого романа «Пятнадцатилетний капитан». Но по-настоящему талант характерного артиста раскрылся в 1960-е годы: казак Чуб в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961); священник из комедии «Королева бензоколонки» (1962) с его коронной фразой «Две по сто и в одну посуду. К полумерам не привык!».
Особое место в творчестве Александра Хвыли занимают его работы в киносказках. Это и Мудрец-молчальник в «Марье-искуснице», и Королевский Обер – повар в фильме «Королевство кривых зеркал», и слуга Кащея Плешивый в фильме «Огонь, вода и... медные трубы», и герцог де ля Бык в фильме «Варвара-краса, длинная коса».
А как бесподобно им был сыгран Морозко в одноименной сказке. Надо сказать, что образ Деда Мороза для него был не нов. Долгие годы актер исполнял эту роль на главном новогоднем празднике в Кремле.
Скончался Александр Леопольдович ХВЫЛЯ 17 октября 1976 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
15 июля
В 1573 году родился Иниго ДЖОНС (в Лондоне), английский архитектор, дизайнер, художник и сценограф, первый и крупнейший представитель «палладианства» в Англии.
Стоял у истоков британской архитектурной традиции, основанной на принципах поздней готики. Джонс стремился утвердить классический стиль в духе Серлио, Палладио и Скамоцци.
* * * * *
О его ранней жизни известно мало. Выходец из семьи ткача, молодой Иниго, пройдя обучение в Италии, в 1603 году снискал покровительство датского короля Кристиана IV, и некоторое время работал у него при дворе. Будучи поклонником венецианца Андреа Палладио, он первым принёс его манеру («палладианство») на север Европы. Укорениться ей было суждено именно в Англии, и заслугу Джонса в этом трудно переоценить.
В 1605-10 годах он служил придворным художником и архитектором сестры Кристиана – Анны Датской, которая стала королевой Англии. Значительную часть его времени занимала разработка костюмов и декораций к придворным представлениям (маскам). В период между 1605 и 1640 годами Иниго Джонс осуществил сценографию более 500 театральных представлений.
По заказу графа Солсбери он в 1608 году создал проект Новой биржи на Стрэнде (снесена в 1737). К тому же времени относится выполненный им рисунок шпиля старого собора св. Павла. В 1611-12 годах Джонс возглавлял архитектурные работы на службе у наследника престола, принца Генри.
В 1613 году он вновь ездил в Италию изучать работы Палладио. В течение последующих 28 лет, Джонс был главным придворным архитектором Якова I и Карла I. Он применил своё знание произведений Палладио и Скамоцци при постройке домика королевы (Куинс-хаус) в Гринвиче. Эту работу пришлось прервать, когда в 1619 году сгорел Уайтхолльский дворец в Лондоне. В ходе восстановительных работ Джонс построил сдержанный и элегантный Дом банкетов, изнутри решённый как базилика. Единственный зал этого здания украсил Рубенс. Примерно в то же время Джонс работал над капеллой Сент-Джеймсского дворца.
Грандиозные планы перестройки Уайтхолла, которые лелеял архитектор, всё время откладывались, и в свободное время он занялся перепланировкой Ковент-Гардена и Сомерсет-хауса. Считается, что это он принёс в Лондон регулярное градостроительство по итальянскому образцу, создав в Ковент-Гардене первую лондонскую площадь современного образца.
Хотя Джонсу приписывается целый ряд зданий в Лондоне, уверенно можно назвать его работой только Дом банкетов. В 1634-42 годах он занимался расширением городского собора св. Павла, однако эта работа погибла во время Великого лондонского пожара (толковали, что ею вдохновлялся Кристофер Рен при строительстве ныне существующего храма).
С началом гражданской войны в Англии Иниго Джонс остался без работы. Более того, он попал в плен к сторонникам Парламента, и на какое-то время всё его имущество было конфисковано. Получив, наконец, помилование, архитектор принял приглашение графа Пемброка и приступил к перестройке его загородного поместья Уилтон-хаус. Смерть помешала ему осуществить задуманное, так что завершать работы в Уилтон-хаусе пришлось наиболее авторитетному его ученику, Джону Уэббу.
Скончался Иниго ДЖОНС 21 июня 1652 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Д__
15 июля
1718 года родился Александр РОСЛИН /редко РОСЛЕН/ (в Мальмё), шведский живописец, художник-портретист, с 1750-х годов работавший, в основном, в Париже.
Некоторое время трудился и при дворе российской императрицы Екатерины II.
* * * * *
Художественное образование получил в Париже, где впоследствии (в 1754 году), за представленный Академии художеств портрет д’Анжавилье, был принят в её члены.
Рослин стал известен в высшем обществе, портреты его работы скоро привлекли внимание своей блестящей виртуозностью. Ему особенно удавалось передать фактуру бархата, блеск драгоценностей, что порой восполняло недостаток портретного сходства. Постепенно, он стал одним из наиболее уважаемых портретистов аристократии.
В 1774 году наследный принц, будущий Густав III, пригласил художника в Швецию для создания портретов членов королевского семейства. Когда в 1776 году Александр Рослин по приглашению Екатерины Великой приехал в Петербург, он был уже одним из ведущих европейских портретистов, официальным живописцем нескольких европейских дворов, включая шведский и французский.
Рослин получает заказ на написание парадного портрета императрицы Екатерины II. Густав Адольф Рейтерхольм, придворный шведского короля Густава III, в своих записках о путешествии в Петербург в 1776-1777 годы описал мастерскую художника: «Во время посещения его я имел случай видеть большую часть украшений императрицы, которые он писал, стоимостью не менее 4 миллионов рублей, а также одно из платьев, надетое на манекен, со всеми украшениями и символами власти, помещенными поверх императорской мантии и размещенными рядом». Однако портрет не понравился Екатерине: в своем письме барону Гримму она заметила, что Рослин изобразил ее «шведской кухаркой, грубой и простой».
В Санкт-Петербурге, где он провел два года, Рослин написал более сотни портретов. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами.
Скончался Александр РОСЛИН 5 июля 1793 года в Париже.
15 июля
В 1919 году родилась Айрис МЁРДОК (в Дублине), одна из величайших писательниц XX века, остроумный мыслитель и проницательный философ. Лауреат Букеровской премии, лидер по числу попаданий в шорт-лист Букера (шесть раз).
* * * * *
Из англо-ирландской семьи она изучала классическую филологию в Оксфордском университете и философию в Кембриджском. Мёрдок написала 26 романов и является автором философских и драматических произведений. Дебютом в литературе стал роман «Под сетью». В 1987 году ей было присуждено звание Дамы Командора ордена Британской империи.
В 1956 году Айрис Мёрдок вышла замуж за Джона Бейли, профессора английской литературы, писателя и художественного критика. Он составил летопись творчества и бытия писательницы, описав в своих книгах более 40 лет их супружеской жизни, начиная со знакомства с юной оксфордской преподавательницей Айрис и заканчивая мучительной борьбой кавалерственной дамы Айрис с жестокой болезнью Альцгеймера, лишившей одаренную романистку возможности творить и жить.
Скончалась Айрис МЁРДОК 8 февраля 1999 года в Оксфорде.
О жизни писательницы в 2001 году был снят фильм «Айрис», где роль Айрис исполнили Кейт Уинслет и Джуди Денч.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #М__
15 июля
В 1860 году родился Илья Савич ГАЛКИН (в Петербургской губернии), русский живописец близкий к передвижникам, мастер бытового и парадного портрета.
Большую часть жизни провел, трудясь над своими полотнами, в Петербурге.
В портретной живописи художник добился большего признания, в т.ч. и среди высоких особ, приближенных к императорскому дому. На одной из академических выставок демонстрировался выполненный художником портрет государыни императрицы. И это событие было несомненным успехом живописца.
* * * * *
Выходец из бедной семьи, он еще мальчиком был отдан в ученье сапожнику, у которого в свободное время начал рисовать. Один из заказчиков сапожника обратил внимание на способности мальчика и устроил его в рисовальную школу при Обществе поощрения художников. С 1883 по 1892 год он числится вольнослушателем в Академии художеств. На второй год занятий в Академии Илье Галкину выдали свидетельство на право преподавания рисования в низших учебных заведениях. В 1887 году он получил две малые поощрительные медали и в том же году был удостоен звания художника 2-й степени.
В юношеском возрасте Илья Галкин пристрастился к охоте. Охотничья тема в его творчестве стала в дальнейшем одной из доминирующих. Журналы «Огонек», «Новое время», «Живописное обозрение», «Художественные новости» неоднократно публиковали репродукции художника.
В 1894 году он начал портретировать членов императорской фамилии. К 1895 году относится «Портрет Николая Александровича, будущего императора». Цесаревич изображен в Царском Селе в форме лейб-гвардии Преображенского полка, шефом которого он состоял. Илья Савич писал также с натуры императрицу Александру Федоровну и великих князей. Им выполнены лики святых в церквях Св. Мирония, Св. Ольги в Петербурге и в храме в Борках.
Творческие успехи принесли художнику материальный достаток. В Тверской губернии он приобрел имение Пожинки, где устроил просторную мастерскую. В своих воспоминаниях Елена Алексеевна Бялыницкая-Бируля пишет, что Галкин был очень хлебосольным хозяином. У него в Пожинках подолгу жили и работали художники Н. Богданов-Бельский, Писемский, Кондратенко, Егоров, А. Степанов и другие, приезжала труппа театра «Кривое зеркало», где Галкин был художником.
Его произведения хранятся в собраниях Государственного Русского музея, других галереях России.
Скончался Илья Савич ГАЛКИН 11 апреля 1915 года в Пожинках (Тверская губерния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Г__
15 июля
В 1889 году родился Александр Давыдович ДРЕВИН /имя при рождении – Александр-Рудольф Древиньш/ (в Вендене), российский художник латышского происхождения.
* * * * *
Выходец из семьи рабочего, он в 15-летнем возрасте поступил в Рижское мореходное училище.
В период 1908-13 годов учился в Рижском городском художественном училище у Вильгельма Пурвитиса, увлёкся модернистскими веяниями в живописи и вошёл в число создателей объединения молодых латышских художников-авангардистов «Зелёный цветок», однако сразу после этого был вынужден вместе с семьёй уехать в Москву, где примкнул к группе «Бубновый валет».
В первые послереволюционные годы Древин был замечен Казимиром Малевичем, а Владимир Татлин предложил ему работу в Отделе изобразительного искусства Наркомата просвещения. С 1920 года Александр Давыдович преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, был руководителем мастерской до закрытия института в 1930 году. После этого он отошёл от преподавания и занимался только живописью, войдя в состав художественной группы «Тринадцать».
Начиная с середины 1920-х годов, Древин и его жена художница Надежда Удальцова много ездили по Советскому Союзу, работая над пейзажами Урала, Алтая, Восточного Казахстана, Армении.
17 января 1938 года художник был арестован в рамках сфабрикованного дела о заговоре латышских стрелков и после непродолжительного дознания расстрелян. По документам приговор Александру Давыдовичу ДРЕВИНУ был приведен к исполнению 26 февраля 1938 года, место захоронения неизвестно.
При аресте художника его жена спасла картины Древина от конфискации, выдав их за свои. Впервые они были выставлены в Москве в 1971 году.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Д__
15 июля
В 1854 году родился Клавдий Петрович СТЕПАНОВ (близ Москвы), живописец, редактор газеты «Московский голос», сотрудник «Московских ведомостей».
Окончив столичный Лицей Цесаревича Николая, поступил в С.-Петербургский университет на историко-филологический факультет. Студентом начал посещать Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика, где за свои успехи в рисунке был удостоен малой поощрительной серебряной медали. По окончании университетского курса добровольцем участвовал в Русско-турецкой войне 1877 - 1878, служил в Преображенском полку. По окончании войны состоял в течение двух лет на государственной службе чиновником особых поручений в Министерстве финансов.
В 1880 вышел в отставку и занялся живописью. Уехал за рубеж, купил около Флоренции постройки старого монастыря и жил там около 20 лет. Писал в основном небольшие картины преимущественно с фигурами эпохи Возрождения. В 1888 получил от Академии художеств звание классного художника 1-й ст. Лучшими его произведениями считаются: «Посольство Чемоданова во Флоренции, во времена царя Алексея Михайловича», «Дон Кихот», «Скупой», «Торговец» , и др.
В начале XX века вернулся на родину, сблизился с кружком московских славянофилов, с 1903 начал сотрудничать в ведущей консервативной газете «Московские ведомости», которую редактировал в то время В. А. Грингмут. В своих, статьях и устных выступлениях проявил себя горячим врагом беспочвенного русского западничества. Много писал по крестьянскому и земельному вопросам. В 1906-1907 основатель и редактор-издатель славянофильской газеты «Московский голос». Печатался ещё в газете «Русская земля».
Знавший не понаслышке политическую систему Запада, он протестовал против механического перенесения европейских политических институтов на русскую почву.
Любимым детищем последних лет жизни Степанова была основанная им при Донском монастыре иконописная школа. При такой вовлеченности в общественную деятельность он находил время и для творчества. Его кисти принадлежала вся стенная живопись в храме-усыпальнице вел. кн. Сергея Александровича при Чудовом монастыре в Московском Кремле. Этот его труд очень ценили и любили москвичи, можно сказать, что роспись храма-усыпальницы стала его лучшим художественным произведением. Напряженная работа подорвала здоровье Степанова, он слишком поздно согласился на уговоры врачей ехать на лечение в Ялту, где летом 1910 скончался. Справедливо заметил автор одного из некрологов: он до конца дней оставался «типичным представителем кристально-чистого консервативного идеализма».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #С__
15 июля
В 1831 году родился Рейнгольд БЕГАС (в Берлине), немецкий скульптор и художник, главный представитель необарокко берлинской скульптурной школы.
Сын художника Карла Йозефа Бегаса.
* * * * *
Первые уроки скульптуры он получил от Людвига Вильгельма Вихмана. Затем обучался в Берлинской академии художеств у скульптора Кристиана Даниэля Рауха, под руководством которого в 1848 году приступил к работе. Первый успех к Бегасу пришёл в 1852 году с гипсовой скульптурной группой «Агарь и Измаил», представленной на выставке в академии. Назначенная ему стипендия позволила отправиться в Рим.
В 1861 году Бегаса пригласили преподавать в Веймар в учреждённую за год до этого Высшую школу изобразительных искусств великого герцога Саксонского. Скульптор попеременно жил то в Берлине, то в Риме и Париже.
Рейнгольд Бегас получал многочисленные заказы на портретные бюсты, памятники и малую пластику. Он участвовал в конкурсе по сооружению в Берлине (на площади перед драматическим театром) памятника Шиллеру и, получив за свой проект первую премию, воплотил его в жизнь в 1871 году. С этого же года и до конца жизни входил в Союз немецких художников и являлся членом Берлинской академии художеств.
В Берлине скульптор создавал монументальные работы, характерные для прусского кайзеровского Берлина. Пафос его работ был высоко оценён кайзером Вильгельмом II, который поручал Бегасу представительские работы.
Наиболее известными его работами являются: Национальный памятник кайзеру Вильгельму I (1897); художественный надзор работ на Зигесаллее, где Бегас выступил также автором двух скульптурных групп; национальный памятник Бисмарку, появившийся перед Рейхстагом в 1901 году; работал над фонтаном «Нептун» у берлинского Городского дворца (ныне перед Красной ратушей).
Скончался Рейнгольд Бегас 3 августа 1911 года в Берлине.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Б__
15 июля
В 1853 году родилась Мария Николаевна ЕРМОЛОВА (в Москве), одна из талантливейших актрис в истории Малого театра, по словам Станиславского – величайшая из виденных им актёров. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924).
С 1935 года её имя носит Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой.
* * * * *
Маша родилась в семье суфлёра Малого театра Николая Ермолова; дед Алексей Семенович Ермолов был в свое время крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще.
С раннего детства проводившая практически все спектакли в суфлерской будке отца, Мария грезила о карьере актрисы. В 1862 году она поступила в балетный класс Московского театрального училища, однако способностей к балету не обнаружила. В то же время, участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова становилась свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены.
Её дебют в роли разбитной Фаншетты в водевиле «Десять невест и ни одного жениха» с треском провалился. А знаменитый актер Самарин вынес жестокий вердикт: «Никогда актрисой стать не сможет». Сама Ермолова потом говорила: «Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой… Эта уверенность никогда не покидала меня».
В 16-летнем возрасте Мария выступила на сцене Малого театра, заменив внезапно заболевшую актрису. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее голос, «идущий из груди и отдающийся в сердце». Позднее в дневнике она записала: «Сбылось то, о чем я пять дней тому назад не смела и мечтать. Я думала, что меня вызовут раз. Меня вызвали двенадцать раз».
Несмотря на успех, Ермолова несколько лет играла ничтожные роли, пока упорным трудом и несокрушимой настойчивостью не завоевала себе положения. К 1896 году она считалась уже одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Ее игра завораживала всех. По словам современников, ей удавалось создавать глубокие, противоречивые, сложные образы, которые, вместе с тем, были реальны как сама жизнь.
Ермолова играла в пьесах Лопе де Вега, Расина, Шекспира, Шиллера, Гюго, Писемского, Островского – всего более 200 ролей. В 1920 году советская общественность торжественно отметила 50-летие сценической деятельности актрисы. На юбилейном спектакле присутствовал В.И. Ленин. Она первая в стране получила звание Народной артистки Республики.
Скончалась Мария Николаевна Ермолова 12 марта 1928 года в Москве. Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино. Впоследствии перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актёрами МХТ.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Е__
15 июля
В 1606 году родился РЕМБРАНДТ Харменс ВАН РЕЙН (в Лейдене), голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
* * * * *
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – дочь пекаря, хорошо пекла. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», т.е. с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
Из 10 детей в семье Рембрандт был младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, он получил образование в Латинской школе.
В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время, чтобы знания были на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для учебы, а чтобы получить отсрочку от армии.
Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх. В его мастерской будущий художник провел около 3 лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. В период 1625-26 годов Рембрандт вернулся в родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.
Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам.
В 1634 году Рембрандт женился на Саскии. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительное наследство). Так что это не был брак по расчету. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
В 1635-40-х годах жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать, и находил утешение в рисовании. Именно в тот год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». С Титусом молодой отец не мог справляться и поэтому нанял няню для ребенка – Гертье Диркс, которая стала его любовницей. Прошло около 2 лет, и няня в доме поменялась. Ею стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. А что же случилось с Гертье Диркс? Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но проиграла спор, и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Освободившись, через год умерла.
Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца.
Мало кто знает, что Рембрандт имел своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.
Впоследствии дела у Рембрандта стали идти плохо. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд стал на его стороне, ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. До конца своей жизни художник так и не смог расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком.
Кончина Рембрандта была очень печальной. В 1663 году умерла его любимая Хендрикье. Спустя некоторое время он похоронил своего сына Титуса и его невесту.
А в 1669 году, 4 октября, Рембрандт сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его.
* * * * *
Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России – передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Р__
15 июля
В 1908 году родился Борис Леонтьевич ГОРБАТОВ (на Петромарьевском руднике; ныне Первомайск, Луганская область, Украина), известный советский писатель-прозаик и киносценарист. Лауреат двух Государственных премий СССР.
Написал сценарии к таким фильмам, как «Это было в Донбассе» (1945), «Непокорённые» (1945), «Донецкие шахтёры» (1950), «Дорога на Берлин», «Суд народов» (1947), «Моё поколение» (1974), «Обыкновенная Арктика» (1976, по его рассказам «Суд над Степаном Грохотом», «Роды на огуречной земле», «Торговец Лабас», «Большая вода»), «Счастье Никифора Бубнова» (1983).
* * * * *
Дебютировал в 1922 году рассказом «Сытые и голодные», который был напечатан в газете «Всесоюзная кочегарка». Один из создателей в Артемовске Объединения пролетарских писателей Донбасса «Забой». Как его представитель вошёл в руководство Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) и в 1926 году переселился в Москву. В 1930-х годах был корреспондентом газеты «Правда» в Арктике.
Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. «Письма к товарищу» (1941-1944), по оценке Константина Симонова, «вершина публицистики военных лет».
Был секретарем Союза писателей СССР. Входил в художественный совет Министерства кинематографии.
Награжден многими боевыми орденами и медалями, в те годы просто так таких наград не давали, их надо было заслужить.
Скончался Борис Леонтьевич Горбатов 20 января 1954 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
* * * * *
Основные темы произведений писателя – революционное переустройство жизни, всенародный пафос труда, советский патриотизм. Еврейская тема отчетливо звучит в повести «Мое поколение» (1933), во многом автобиографичной, где Горбатов подробно описывает распад еврейского местечкового уклада жизни на Украине.
Он одним из первых в советской литературе с глубоким волнением заговорил о трагической обреченности евреев в условиях немецкой оккупации (повесть «Непокоренные», 1943). Последующие произведения Горбатова, посвящены главным образом жизни шахтеров Донбасса (сценарии кинофильмов; роман «Донбасс», книга 1, 1951; пьеса «Одна ночь»).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Г__
15 июля
В 1924 году родился Махмуд Алисултанович ЭСАМБАЕВ (в чеченском селении Старые Атаги), советский артист балета, знаменитый эстрадный танцовщик, хореограф, актёр. Народный артист СССР, академик Международной академии танца. Герой Социалистического Труда.
На большую сцену он в буквальном смысле спустился с гор. Редкий танцовщик так одарен от природы, как он: выразительная пластика, музыкальный слух, цепкая память и отличные физические данные – все это не вызывало сомнений в собственном призвании.
Его при жизни по праву называли «чародеем танца», «Шаляпиным в танце», звездой балета и эстрады, «великим танцором», гениальным, «легендой XX века»...
Солист эстрадной сцены, Эсамбаев имел в 1950-70-х годах огромную популярность. Герой светских хроник, он всегда был при своей неизменной папахе из отборного каракуля и гордился до старости своей осиной талией...
«Поставив себе цель овладеть техникой танца абсолютно всех народов мира – и добившись ее! – он стал звездой мирового уровня, обладателем массы наград и титулов».
* * * * *
Он танцевал с тех пор, как помнит себя, т.к. родился танцовщиком по склонности и таланту.
С 7 лет бывал с отцом на свадьбах, где плясал под одобрительный смех и восклицания старших. Махмуд Эсамбаев вспоминал: «С малых лет я был очень подвижный и шустрый, настоящая егоза, не мог спокойно усидеть и минуты, за что частенько перепадало от отца. Однажды, поспорив с друзьями, прошел на одних руках целый квартал! Настырности было хоть отбавляй, и упрямства тоже…»
В 1939-41 годах Эсамбаев учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет, имея за плечами лишь 6 классов школы, он уже танцевал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет – в Пятигорском театре музыкальной комедии.
Так как юность Махмуда пришлась на годы Великой Отечественной войны, он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, на строительстве оборонительных сооружений, в военных госпиталях.
В 1944-56 годах Эсамбаев был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (семья была депортирована в Среднюю Азию, как и другие чеченцы). Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения Ротбарта в «Лебедином озере», Гирея в «Бахчисарайском фонтане», Абдерахмана в «Раймонде», Тараса в «Тарасе Бульбе» и феи Карабос – отрицательной героини «Спящей красавицы». Эсамбаев был уникальным исполнителем: он овладел и характерными, и народными танцами, и техникой классического балета.
В 1950-е годы Махмуд Эсамбаев оставил академическую сцену и обратился к народному танцу.
Многие композиции он поставил себе сам, на 150% используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его.
В 1959 году он выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила.
После зарубежных гастролей он создает свой авторский коллектив – уникальный монотеатр танцминиатюр, в котором артисту не было и нет конкурентов. Так родился балет одного танцовщика. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру – и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами.
Махмуд Эсамбаев – создатель первой сольной танцевальной программы в СССР «Танцы народов мира». Исполнил огромное количество самых разнообразных танцев: «Чабан» (чечено-ингушский, узбекский), «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, «Ля-коррида» (испанский), «Танец с ножами» (таджикский) и др. С этой программой он объездил весь мир, покорив его.
Журнал «Театр» писал: «Танцы Эсамбаева – это театр переживания, а не представления. На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы – «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева!»
Он легко перешагивал через зримые границы на карте, через незримые – в сознании. Его уникальное искусство делало невозможное – примиряло, соединяло людей вне зависимости от их крови, веры, образа жизни.
Махмуду Эсамбаеву были присвоены самые высокие награды страны и почетные звания – Народного артиста СССР и всех союзных и автономных республик, Героя социалистического труда. Трижды лауреат Международных конкурсов. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца.
Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новые здания драмтеатра и цирка.
Скончался великий танцовщик Махмуд Алисултанович Эсамбаев 7 января 2000 года, похоронен в Москве.
* * * * *
«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются даже не знаю, во сколько лет. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен... что все, что он исполняет, никто другой не смог бы», – так сказала о «чародее танца» Галина Уланова.
«В танцах он – нервный, изменчивый, отрешенный, точный и расчетливый, импульсивный и бесхитростный. И все это – сразу, одновременно».
«Каждое выступление Махмуда Эсамбаева на эстраде, каждая его миниатюра – это, я бы сказал, маленький законченный балет», – отмечал Юрий Григорович.
«Представитель гордого народа, Махмуд Эсамбаев отдавал себя сближению людей. Не случайно его репертуар состоял из танцев разных народов мира. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов», – сказал о коллеге Игорь Моисеев.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_июля #Э__