15 октября
В 70 году до н. э. родился ВЕРГИЛИЙ /имя при рождении – Публий Вергилий Марон/ (вблизи города Мантуи, Анды), известнейший древнеримский поэт, создатель эпической поэмы нового образца. Прозван «мантуанским лебедем».
«Бойтесь данайцев, дары приносящих» – эта фраза, ставшая крылатой во всех языках мира, принадлежит ему – одному из величайших поэтов Древнего Рима.
Бывает, что от поэта в веках остается одна строка или одно стихотворение, но такие, что делают его имя бессмертным, а от Вергилия остались три его больших главных сочинений: «Буколики», «Георгики» и «Энеида».
Он был очень уважаемым литератором уже при жизни, а после смерти его имя было окутано ореолом таинственности. В эпоху Средневековья о нем ходило множество легенд, приписывающих античному поэту сверхъестественные, магические способности.
* * * * *
Выходец из семьи зажиточного землевладельца, хозяина керамической мастерской, Вергилий получил хорошее образование, и многие видели в начинающем поэте литературного наследника Лукреция.
В дальнейшем он обучался в Милане, а затем в Неаполе и Риме. В столице он был учеником Эпидия, известного ритора, чья школа считалась элитным учебным заведением. В ней учились Октавиан, внучатый племянник Цезаря, будущий властитель мира Август. Между Октавианом и Вергилием завязались приятельские отношения, благодаря которым поэт получил возможность попасть в высшее общество. И он всю жизнь пользоваться покровительством симпатизировавшего ему Октавиана.
Поэма Лукреция «О природе вещей», опубликованная уже после смерти автора, в 54 году до н. э., наложила серьезный отпечаток на мировоззрение Вергилия и укрепила его желание быть поэтом. И если поначалу он задумывался об адвокатуре, то теперь отказался от этой мысли, тем более что его природные данные (застенчивость, скованность движений, медленная речь) не способствовали успехам в юриспруденции.
В 45 году до н. э. поэт приобрел поместье неподалеку от Неаполя. Здесь, среди живописных пейзажей, до конца жизни он неспешно сочинял свои произведения, здесь его навещали друзья, среди которых был Гораций.
В 44 г. до н. э. убийство Цезаря положило начало смутному времени интриг, переворотов, междоусобиц, но оно практически не отразилось на биографии Вергилия: на фоне социальных потрясений он продолжал творить, и лишь несколько раз ему пришлось оторваться от трудов, т.к. под угрозой конфискации оказались семейные земли в Мантуи, отстоять которые помогли связи с Октавианом, управлявшим страной.
События этого времени отражены в пастушеской идиллии – «Буколиках», считающихся первым зрелым произведением Вергилия, принесшим ему известность. В 29 г. до н. э. поэт начал писать самое известное свое сочинение – «Энеиду», рассказывающую о событиях Троянской войны и снискавшую славу одного из наиболее известных античных произведений. Чтобы сделать свой труд более исторически правдивым, Вергилий на несколько лет переехал в Грецию.
Август сумел уговорить поэта возвратиться на родину, но тот так и не доехал до Рима, смерть настигла ВЕРГИЛИЯ 21 сентября 19 г. до н. э. в Бриндизи (Италия, Римская империя).
Чувствуя приближение кончины, поэт обратился с просьбой об уничтожении оставшегося незавершенным творения, мотивируя этот шаг несовершенством произведения. Однако ряд исследователей придерживается мнения, что истинная причина заключалась в осознании Вергилием того обстоятельства, что он всю жизнь восхвалял тирана, а эпопея запечатлевала его имя в веках.
* * * * *
В ы с к а з ы в а н и я и а ф о р и з м ы В е р г и л и я:
• Молва растет по мере своего распространения.
• Молва – это бедствие, быстрее которого нет ничего на свете.
• Не все ли равно, хитростью или доблестью победил ты врага?
• Не заживет рана в сердце.
• Не может любая земля родить любое растение.
• Не отступай перед бедой, а прямо иди ей навстречу.
• Не поддавайся несчастью, но иди ему навстречу с удвоенным мужеством.
• Не слишком доверяйся внешнему виду.
• Не смертного голос звучит.
• Нет блага в войне, все мы просим у тебя мира.
• Нет никакого спасения в войне.
• Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.
• Да восстанет когда-нибудь мститель из наших костей!
• Да не сбудутся эти слова!
• Каждому назначен свой день.
• Крепнет молва на ходу и сил набирает в движенье.
• Любовь у всех одна и та же.
• Любые невзгоды следует превозмогать терпением.
• Но между тем бежит, бежит невозвратное время, пока мы, плененные любовью к предмету, задерживаемся на всех подробностях.
• Одно спасение у побежденных – не надеяться ни на какое спасение.
• О, если бы Юпитер возвратил мне минувшие годы!
• О, на что только ты не толкаешь алчные души людей, проклятая золота жажда!
• Они могут (добиться победы), потому что они в этом убеждены.
• Опыт – самый лучший наставник.
• От войны нельзя ждать никаких благ.
• Отчего бы нам не жить в мире?
• Перековать мечи на серпы.
• Пожнут твои плоды потомки.
• Познав несчастье, я научился помогать страдальцам.
• Приятно воспоминание о невзгодах минувших.
• Протекли месяцы, и годичный круг завершается.
• Слепой случай меняет все.
• Слезы сочувствия есть, и земное трогает души.
• Смелым помогает судьба.
• Сокрытие зла питает и оживляет его.
• Мудрость сильнее рока.
• Мужайтесь и храните себя для благоприятных времен.
• Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_октября #В__
15 октября
В 1608 году родился Эванджелиста ТОРРИЧЕЛЛИ (в городе Фаэнце, давшем название фаянсу), итальянский математик и физик, ученик Галилея.
Известен как автор концепции атмосферного давления и продолжатель дела Галилея в области разработки новой механики.
В честь учёного названа единица давления – «торр» (миллиметр ртутного столба).
* * * * *
Рано лишившись отца, он воспитывался дядей — ученым монахом, отдавшим его в иезуитскую школу.
В 1627 году Эванджелиста приехал в Рим, где изучал математику под руководством Бенедетто Кастелли, друга и ученика Галилео Галилея. Под впечатлением трудов Галилея о движении написал собственное сочинение на ту же тему под названием «Трактат о движении». Торричелли препроводил своё сочинение Галилею, и последний, тогда уже слепой, пригласил его для сотрудничества при обработке своего последнего сочинения «Беседы о механике».
В 1641 году Торричелли окончательно переехал к Галилею в Арчетри, где стал секретарем Галилея, а после смерти Галилея в 1642 году стал придворным математиком герцога Тосканского и профессором математики и физики Флорентийского университета. В этой должности провел остаток своей короткой жизни.
Развивая исследования Галилея, ученый доказал возможность получения так называемой «торричеллиевой пустоты» и изобрёл ртутный барометр. Достиг совершенства в конструировании микроскопов и шлифовании линз телескопов.
Скончался Эванджелиста ТОРРИЧЕЛЛИ 25 октября 1647 года в городе Флоренция.
* * * * *
P.S.: Многие водители на дорогах – не очень хорошие водители! Шведские эксперты из «Autoliv» одержимые безопасностью нашли этому противоядие благодаря автономной системе торможения.
Система, названная «тормоз Торричелли» в честь итальянского физика XVII-го века и изобретателя барометра Эванджелиста Торричелли, по сути является вакуумной трубкой, прикрепленной к металлической пластине на днище автомобиля.
В отличие от автоматических систем торможения, которые имеются на многих новых автомобилях и которые используют радар и ультразвуковые волны для обнаружения препятствий и жмут тормоза за вас, тормоз Торричелли буквально присасывает вас к дороге, чтобы дополнить ваши несуществующие навыки экстренной остановки.
Эта система сокращает тормозной путь на 40% при скорости около 65 км/ч на мокрой, сухой и обледенелой поверхности.
Из-за возможности возникновения больших перегрузок при резком торможении, а это приведет к серьезным травмам, в настоящее время действие системы ограничено на отметке в 70 км/ч.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_октября #Т__
15 октября
В 1897 году родился Илья Арнольдович ИЛЬФ /имя при рождении – Иехи́ел-Лейб Арьевич Файзильберг/ (в Одессе), русский советский писатель, журналист и сценарист. Соавтор Евгения Петрова — романы «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок» и другие произведения.
* * * * *
В 1913 году окончил техническую школу, работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на военном заводе. После Октябрьской революции — бухгалтером, журналистом, а затем редактором в юмористических журналах. Был членом Одесского союза поэтов.
Переехав 1923 году в Москву, стал сотрудником газеты «Гудок». Илья Ильф писал материалы юмористического и сатирического характера — в основном фельетоны.
В 1927 году с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось его творческое содружество с Евгением Петровым, который также работал в газете «Гудок». В 1928 году Илья Ильф был уволен из газеты из-за сокращения штата сатирического отдела, вслед за ним ушёл Евгений Петров.
В соавторстве ими были написаны: роман «Двенадцать стульев» (1928); роман «Золотой телёнок» (1931); новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928); фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована); новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929); документальная повесть «Одноэтажная Америка» (1937).
В период 1932-37 годов Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журнала «Крокодил».
В 1935 году писатели совершили путешествие в США, позже написав книгу «Одноэтажная Америка» (1936). Болезнь Ильфа, обострившаяся во время путешествия, оборвала его жизнь.
Скончался Илья Арнольдович ИЛЬФ 13 апреля 1937 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Интерес к авторам популярных советских романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» с годами не угас: это выражается и в изданиях книг, и в инсценировках и экранизациях.
---------------------------------------------------------
Смотри подробнее "Илья Арнольдович Ильф" по ссылке:
http://categoriya.com/index.php?c=article&id=4663
---------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_октября #И__
15 октября
В 1920 году родился Марио ПЬЮЗО (в Нью-Йорке), известный американский писатель итальянского происхождения, критик, сценарист и беллетрист, автор знаменитого «Крёстного отца». Эта книга о дружбе и вражде, любви и ненависти, сицилийском законе омерты и бесконечной вендетте, о жизни одного из могущественных преступных синдикатов Америки — мафиозного клана дона Корлеоне. Написанная с потрясающей достоверностью, она позволяет читателю без риска для жизни заглянуть в святая святых мафии.
Впервые «Крестный отец» — величайший роман Марио Пьюзо — был опубликован более четырех десятилетий назад. В 2004 году Марк Вайнгартнер написал продолжение этой истории — «Возвращение Крестного отца», рассказав о годах, не охваченных в бестселлере Пьюзо и не менее знаменитом фильме Фрэнсиса Форда Копполы.
* * * * *
Учился в Нью-Йоркской Новой школе социальных исследований и в Колумбийском университете. Около двадцати лет работал в правительственных учреждениях в Нью-Йорке и за границей. С 1963 года он начал работать внештатным журналистом и стал профессиональным литератором.
Первая книга Марио Пьюзо «Арена мрака» увидела свет в 1955 году. Действие романа разворачивается в послевоенной Германии. Следующий роман «Счастливая странница», вышедший в 1965 году, посвящён тяжёлой жизни итальянских эмигрантов в США в годы Великой депрессии. В России эти две книги Марио Пьюзо впервые были изданы в 1990-х годах.
Широкую известность писателю принёс изданный в 1969 году роман «Крёстный отец» о корнях и законах чести итальянской мафии, коррупции, насилии и благородном гангстере доне Корлеоне. В 1970-е годы роман стал бестселлером. В 1972 году по произведению Марио Пьюзо кинорежиссёром Фрэнсисом Ф. Копполой был поставлен одноимённый фильм, сценарий для которого написал сам Пьюзо.
Скончался Марио ПЬЮЗО 2 июля 1999 года в Бей Шоре, Лонг-Айленд.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_октября #П__
15 октября
В 1827 году родился Михаил Александрович ЗИЧИ /имя при рождении – Михай Зичи/ (в местечке Зала), венгерский рисовальщик и живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России.
Студенческие годы провел в Будапеште, где окончил и гимназию, и университет. Рисование и живопись преподавал ему итальянский художник Маростони. После поступления в Венскую Академию художеств, наставником Михая Зичи стал художник Ф.Г. Вальдмюллер.
Заслужив уже некоторую известность выставленными в Вене картинами, живописец по приглашению великой княгини императорского двора Елены Павловны отправляется в Санкт-Петербург. Цель – обучение рисованию и живописи её дочери, великой княжны Екатерины Михайловны.
В столицу Российской империи художник прибыл в 1847 году и, кроме занятий с её высочеством, получил уроки в некоторых аристократических петербургских домах.
Через 2 года ему пришлось отказаться от учительства и изыскивать себе средства к существованию изготовлением рисунков на продажу и ретушированием светописных портретов. Времена для Зичи настали тяжелые. Некоторую поддержку в эти дни ему оказал принц Александр из рода Гессен-Дармштадтских.
Положительными изменениями в жизни Михая Зичи обязан знаменитому, по тем временам, французскому поэту Теофилю Готье. Посетив в 1858 году Санкт-Петербург, он, на основе своих впечатлений, пишет книгу «Путешествие в Россию», в которой посвятил Зичи целую главу, чем значительно поднял репутацию художника у российского бомонда.
Уже в 1859 году Михаил Александрович Зичи становится придворным живописцем, пробыв на этом посту почти 15 лет. За эти годы он в своих рисунках и картинах запечатлел многие моменты из жизни знати: государственные дела и быт императорских особ, царскую охоту, карикатуры на близких ко двору персон и многое др.
Акварельные работы художника, написанные им в 1856 году и посвященные коронации российского самодержца Александра II, по достоинству оценили в Петербургской Академии художеств – Михаю Зичи присвоили звание академика. В 1869 году была устроена персональная выставка художника.
В 1874 году художник уехал в Париж и возвратился в Россию лишь через 6 лет. Находясь на прежней должности, он трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора.
Скончался Михаил Александрович /Михай/ Зичи 28 февраля 1906 года в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_октября #З__
15 октября
1948 года родился Крис де БУРГ /полное имя – Кристофер Джон Дэвисон/ (в Венадо-Туэрто, провинция Санта-Фе, Аргентина), известный британский исполнитель ирландского происхождения, музыкант и композитор.
Его песни звучат в самых известных голливудских фильмах, всего в мире было продано 40 млн. копий его альбомов.
* * * * *
Выходец из семьи британского дипломата и матери-ирландки, Крис, когда ему было 6 лет, вместе с родителями вернулись в Ирландию – местечко Томхаггард в графстве Уэксфорд, где его дед по материнской линии купил замок Барги XII века.
После окончания Тринити-Колледжа в Дублине, он решил стать исполнителем песен и взял девичью фамилию матери в качестве творческого псевдонима.
В 1975 году Крис де Бург начал выступать как солист, проведя какое-то время в группе «Horsliрs». Тогда на него и обратила внимание фирма «A&M», которая помогла музыканту выпустить его материал.
Расцвет творческих сил Криса де Бурга и его появление в первой шеренге звезд рок-музыки в изрядной степени обеспечил его коллега – английский сочинитель, мультиинструменталист и продюсер Руперт Хайн.
Хотя Крис де Бург за свою долгую творческую карьеру записал немало успешных альбомов, однако самой известной является его песня «The Lady in Red» из альбома «Into the Light». В этот альбом, выпущенный в 1986 году, включена также песня «For Rosanna», посвященная дочери музыканта. Помимо дочери, у него есть еще два сына.
Песни Криса де БУРГА звучали в фильмах «Артур 2», «Американский психопат» и «Вышибалы».
Музыкант является страстным поклонником футбольного клуба «Ливерпуль».
15 октября
В 1814 году родился Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (в Москве), великий русский поэт, прозаик, драматург, художник.
Поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», множество лирических стихотворений, роман «Герой нашего времени», драма в стихах «Маскарад» – эти произведения Лермонтова стали шедеврами русского искусства.
Его творчество, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков.
Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.
* * * * *
Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой – Е.А. Арсеньевой – тяжело сказались на формировании личности поэта. Михаил воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка).
В 1830 году он поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение, где проникся духом вольнолюбия, т.к. это учебное заведение было одним из самых демократичных в России. На этот период приходится расцвет лирического творчества Лермонтова.
Попытка в 1832 году перевестись в Петербургский университет не удалась, ему отказали зачесть изученные в Московском университете предметы. И тогда он решает посвятить себя военной карьере – поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 году, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.
К началу 1837 года у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», «Парус», «Русалка», «Умирающий гладиатор») в печать не отданы. Романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная поэма «Хаджи Абрек» резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет.
Слава к Михаилу Лермонтову приходит в одночасье – со стихотворением «Смерть поэта» (1837), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку, как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. Как следствие, 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.
Но время пребывания там не прошло даром – поэт изучал местную природу, культуру, язык. Там было создано много художественных набросков кавказских пейзажей. В конце 1830-х годов Лермонтов уже определил основные принципы своего творчества – свободолюбивые, романтические мотивы и скептические оценки современности нашли свое отражение в таких стихах, как «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно...» и др. С наибольшей силой свою разочарованность окружающей действительностью поэт выразил в романе «Герой нашего времени».
Запальчивый и не умеющий скрывать своих чувств, Лермонтов нередко становился участником дуэлей и скандалов. По возвращении с Кавказа теперь уже знаменитый писатель Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, за которой ухаживал и сын французского посла. Результатом стала дуэль в феврале 1840 года, которая привела к аресту и переводу поэта в Тенгинский пехотный полк.
В этот раз было приказано постоянно держать его на первой линии фронта. Через Москву он отбывает ещё в одну ссылку на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях. Лермонтов на войне отличался доблестью и абсолютным хладнокровием (некоторые его считали даже безрассудным), за что представляется к наградам, но был вычеркнут из списков императором Николаем I.
В январе 1841 года Лермонтов отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах.
Возвращаясь на Кавказ, поэт задержался в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Мартыновым приводит дуэли, во время которой 27 июля 1841 года Михаил Юрьевич Лермонтов был убит.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_15_октября #Л__
15 октября
1841 года родился Савва Иванович МАМОНТОВ (в Ялуторовске), русский предприниматель и меценат.
* * * * *
Семья Мамонтовых была из тех, кто помогал политическим ссыльным. В их доме бывали Иван Пущин (лицейский друг Пушкина) и Матвей Муравьев-Апостол... Высокий дух декабристов (так почитаемых русскими людьми) и сибирские просторы оказали решающее влияние на формирование личности Саввы.
Мамонтов был крепок духом, многогранен, необычайно талантлив во многих областях. Занимался скульптурой, писал либретто для спектаклей, выступал в качестве актера и режиссера. Он обладал удивительной способностью – разглядеть чужой талант задолго до того, как тот становился очевидным для всех. Мамонтов был одним из первых представителей славной плеяды российских купцов-меценатов, к которой принадлежали М.П. Боткин, И.А. Морозов, С.И. Щукин.
Его отец стал основателем акционерного железнодорожного общества, проложившего Московско-Ярославскую дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. В 1869 году, после смерти отца, Савва Иванович унаследовал все его дела. А за 2 года до этого он женился на Е.Г. Сапожниковой и зажил своим домом.
Постепенно, помимо коммерческих дел, все больше внимания, времени и средств Савва Иванович стал уделять искусству. С именем Мамонтова связаны имена Репина, Поленова, Серова, Врубеля, братьев Васнецовых, Остроухова, Нестерова, Малютина, Неврева, Антокольского. Мамонтову обязаны своим происхождением такие важнейшие явления русской культуры второй половины XIX века, как Абрамцевский кружок и Московская частная русская опера, на сцене которой впервые выступил Шаляпин.
В Абрамцеве создавал многие свои работы Репин, в т.ч. цикл портретных зарисовок гостей и хозяев дома.
В 1887 году В.А. Серов написал в Абрамцеве свой самый знаменитый портрет «Девочка с персиками». Заслуга хозяина дома состояла в том, что он предоставлял художникам уникальную возможность свободного, не скованного академическими условностями, спешкой и материальными заботами творчества.
Впечатлениями от природы и обстановки абрамцевского дома проникнуты картины Васнецова – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри».
Художница Е.Д. Поленова при поддержке Саввы Ивановича осуществила первый практический шаг к сохранению и возрождению кустарных народных промыслов.
Благодаря своей подвижнической деятельности Мамонтов составил прекрасную коллекцию современного российского искусства.
Он заложил новую традицию в российском театре – создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления. Первое театральное представление в московском доме Мамонтова было дано на исходе 1878 года; с тех пор спектакли шли постоянно, и Мамонтов сам принимал участие в них.
Собственная судьба Саввы Мамонтова складывалась не так счастливо, как судьба его начинаний в искусстве. В 1899 году он потерпел полный финансовый крах, который сопровождался арестом и конфискацией дома на Садовой. Он пережил расставание с большей частью коллекции, проданной с аукциона, и горечь утраты близких людей.
Последние десятилетия жизни Мамонтова прошли в Москве, в небольшом доме, к которому примыкали гончарная и скульптурные мастерские. Российские художники с благодарностью помнили Савву Ивановича. Его хутор «на Бутырках» стал таким же местом паломничества, как некогда дом на Садовой и в Абрамцево, хотя Мамонтов, отойдя от дел, не мог уже оказывать другим помощь и поддержку. «Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство» – так сформулировал смысл его деятельности К.С. Станиславский.
—--------------------------------------------------------
За всю историю человечества лишь немногих людей природа наградила огромным количеством самых разных талантов.
Еще меньше было тех, кто сумел достойно применить в жизни такой щедрый дар судьбы. И в числе этих немногих – Савва Иванович Мамонтов – промышленник, музыкант, писатель, скульптор, режиссер – человек, говоривший, что его самый главный талант – это «находить таланты».
Его имя было дорого для России. Он строил железные дороги, поднимал заводы, писал пьесы, создал свой театр! Именно благодаря ему мир узнал Врубеля, Серова, Шаляпина и др.
Общероссийскую известность как предприниматель приобрел с постройкой Донецкой каменноугольной железной дороги, связавшей Донбасс с Мариупольским портом.
Савва Иванович Мамонтов – «неправильный» капиталист, основатель Русской частной оперы (1885) в Москве и коллекционер живописи. Именно в его театре произошла встреча и началась большая дружба С.В. Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, которая поддерживалась всю жизнь. По словам их современника, «эти два титана, увлекая один другого, буквально творили чудеса».
Мамонтов заложил первый в России и в Европе культурно-деловой центр Метрополь. Активно поддерживал различные виды творческой деятельности, помогал организациям культуры.
В период 1870-х – 1890-х годов его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, Н.А. Римский-Корсаков, В.А. Серов, К.А. Коровин…
Савва Иванович Мамонтов был наделен многими талантами: прекрасно пел, выучившись в Италии, лепил и оставил десятки скульптурных произведений, переводил и писал новые либретто, занимался режиссурой.
Скончался Савва Иванович МАМОНТОВ 6 апреля 1918 года в Абрамцево. Похороны были очень скромные, из-за происходящей в стране неразберихи друзей рядом не было, кто-то оказался на чужбине, кто-то был тяжко болен.
Вскоре после его смерти в Абрамцеве открыли мемориальный музей меценату.
В память о выдающемся предпринимателе установлены три памятника вдоль железной дороги, построенной им: в Сергиевом Посаде, Ярославле и Архангельске, а также бюсты – на родине в Ялуторовске и в Москве в помещении театра Оперетты, где шли спектакли его Частной оперы.
—----------------------------------------------------
Смотри также фильм-рассказ о великом меценате и настоящем гражданине России, Савве Ивановиче Мамонтове «Абрамцево. Музей-усадьба» по ссылке: http://youtu.be/Ma2x49wsgD0
15 октября
1836 года родился Джеймс ТИССО (в Нанте), французский живописец, близкий к школе прерафаэлитов.
Работал в Англии, мастер салонной живописи Викторианской эпохи.
* * * * *
В 1856 году Тиссо приехал в Париж с желанием стать живописцем. Учился в парижской Школе Изящных искусств у Энгра и Фландрена. Среди его друзей и знакомых были Эдуард Мане, Эдгар Дега и Джеймс Уинслер.
Карьера была стремительной, Тиссо весьма быстро стал популярен как салонный художник, автор множества колоритных женских портретов. Сначала он рисовал исторические костюмные сцены, но, приблизительно в 1864 году, перешел к сценам из современной жизни, обычно с привлекательными элегантными женщинами. И тема, и манера Тиссо имели успех у коллекционеров – к 1870 году живописец имел приличный доход.
Художник отнюдь не сторонился бурь своего времени – в 1870 году он участвовал в Франко-Прусской войне, в 1871 году оказывал помощь бойцам Парижской коммуны. После поражения революции и гибели тысяч людей, художник, спасаясь от ареста, уехал в Лондон, где жил с 1871 по 1882 годы и где создал множество жанровых картин. Его работы охотно раскупались, семья жила в полном достатке. Более того, именно в Англии Тиссо был признан непревзойденным мастером, певцом общественной жизни викторианской элиты.
В 1870 году Тиссо встретился с женщиной нежной и печальной красоты, ирландкой Кэтлин Ньютон, ставшей его главной моделью и женой. Он увековечил её во множестве своих картин.
В Англии он рисовал портреты и продолжал любимую тему – сцены от жизни общества, но приспособился к английским вкусам, и скоро получил высокую репутацию среди социальной элиты Лондона. «Смешно, что самый большой живописец социальной жизни Викторианских времен не был англичанином» – «Никто из английских художников не может сравниться с Тиссо в блестящей технике, комбинации стиля, элегантности и остроумия» – писали газеты.
В течение 11 лет, что он проработал в Англии, достиг славы, рисуя то, что теперь признано считать его лучшими картинами.
(смотри ПРОДОЛЖЕНИЕ ниже)
15 октября
1836 года родился Джеймс ТИССО, французский живописец …
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. Смотри НАЧАЛО выше)
В 1882 году Тиссо покидает Англию и переезжает в Париж, эмоциональное потрясение смертью любимой женщины заставило его уйти в религию. Он отправился в Палестину и обратился к основной теме своего художественного наследия – созданию 700 акварелей, иллюстрирующих жизнь Иисуса и Ветхий Завет.
В 1896 году серия из 350 рисунков по Новому Завету была выставлена в Париже, на следующий год в Лондоне. Затем настала очередь ветхозаветных сюжетов, работой над которыми он продолжал заниматься до самой смерти.
Достоинства библейских рисунков Тиссо – скорее в аккуратности, с которой он изучал детали быта, чем в уровне религиозного чувства
Скончался Джеймс ТИССО8 августа 1902 года в Париже.
* * * * *
Ниже представлена жизнь Иисуса в картинах Джеймса Тиссо.