16 октября
1962 года родился Дмитрий Александрович ХВОРОСТОВСКИЙ (в Красноярске), выдающийся советский и российский оперный певец и музыкант, один из лучших баритонов современности. Народный артист России (1995). Лауреат Государственной премии РСФСР в области музыкального искусства имени Глинки.
Любовь к вокальному искусству он во многом унаследовал от отца, с детства в доме звучала оперная музыка из его коллекции – отец иногда пел и музицировал. Природа наделила Дмитрия голосом, уникальным по своим возможностям и гибкости.
На протяжении карьеры им выпущено более 40 музыкальных дисков с записями сольных и оперных выступлений.
* * * * *
Выходец из семьи инженера и врача, он с детства исполнял арии, старинные русские романсы и песни, с раннего возраста занимался в музыкальной школе, где обучался сольфеджио и игре на фортепиано. В дальнейшем Дмитрий окончил в Красноярске музыкальное отделение педагогического училища имени Горького, а в середине 1980-х годов – вокальный факультет института искусств по классу профессора Е. Иофель. Певческий голос – баритон.
В период 1985-1990 годов Дмитрий Хворостовский являлся солистом Красноярского государственного театра оперы и балета.
Началом стремительного развития профессиональной карьеры певца послужили победы сначала на всесоюзных, а затем и на международных конкурсах. В 1987 году он стал лауреатом 1-й премии на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Глинки (в Баку), а через год удостоился Гран-при на Международном конкурсе певцов в Тулузе (Франция) и дебютировал на европейской сцене оперного театра Ниццы, исполнив партию Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского.
Широкую мировую известность Дмитрий Хворостовский получил в 1989 году после победы на IV-м Международном телевизионном конкурсе вокалистов «Певец мира» в Кардиффе (Великобритания), завоевав единственный приз и титул «Лучший голос». Этот успех принес ему предложения выступать на ведущих мировых театральных площадках: Ковент-Гардене, Баварской и Берлинской государственных операх, «Ла Скале», Венской государственной опере, Метрополитен-опера и др.
Дебют певца в Нью-Йорке в 1990 году получил такую оценку: «Последний из популярных русских баритонов... оказался обладателем самого прекрасного и изысканного голоса, который в настоящее время можно услышать из уст певца... Дмитрий Хворостовский уже является звездой первой величины...».
Наряду с оперными партиями, певец исполняет русские народные песни, романсы русских и зарубежных композиторов, барочные арии западноевропейских композиторов XVI–XVII веков и др.
В разные годы Дмитрий Хворостовский сотрудничал с Нью-Йоркским и Роттердамским филармоническими оркестрами, а также с ведущими отечественными и зарубежными дирижерами – Ю. Темиркановым, В. Спиваковым, В. Гергиевым и т.д. Для него ряд композиторов специально создавали музыкальные произведения: Георгий Свиридов поэму «Петербург»; Гия Канчели – «Не горюй!» При этом он оказывал поддержку и молодым коллективам, как например Балтийскому симфоническому оркестру.
Певец стал первым оперным исполнителем, выступившим с оркестром и хором на Красной площади в Москве (28 мая 2004 года). Этот благотворительный концерт транслировался в более чем 30 странах.
Обладатель различных музыкальных и общественных премий и наград – Дмитрий Хворостовский в 2005 году получил награду «Соотечественник года», которая вручается людям, живущим за пределами России (он проживал в Лондоне), но не теряют творческих связей с Родиной. Так 9 мая 2005 года выступил в Государственном Кремлевском Дворце с песнями в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, а позже совершил концертный тур по городам России с программой «Песни военных лет».
В дальнейшем певец регулярно выступал в Москве и С-Петербурге с концертами в рамках созданного им цикла «Дмитрий Хворостовский и друзья».
С начала 2010-х годов исполнитель сотрудничал с композитором Игорем Крутым, в разных городах прошли их совместные концерты. Также певец регулярно выступал с благотворительными концертами «Дмитрий Хворостовский и друзья – детям».
Являлся членом попечительского совета Российского государственного музыкального телерадиоцентра. С 2006 года он был почетным профессором Московского государственного университета им. Ломоносова.
9 мая 2015 года в Москве он дал концерт «Песни военных лет» в честь 70-летия Победы, а в июне официально было объявлено, что у Дмитрия Хворостовского диагностирована раковую опухоль головного мозга. В дальнейшем певец проходил курс лечения, но продолжал профессиональную деятельность.
Скончался Дмитрий Александрович ХВОРОСТОВСКИЙ 22 ноября 2017 года в Лондоне (Великобритания) в возрасте 55 лет.
Гражданская панихида и прощание с певцом состоялись 27 ноября 2017 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского. Согласно завещанию Хворостовского, его тело кремировано, а прах разделён на две части. Одна из капсул захоронена на Новодевичьем кладбище, а вторая доставлена на родину певца и заложена на территории Красноярского государственного института искусств.
16 октября
В 1907 году родилась Фаина Георгиевна ЕПИФАНОВА (в Москве), советский кинорежиссёр и художник-мультипликатор, постановщик ряда рекламных фильмов. Участвовала в создании более 150 мультфильмов.
* * * * *
Окончила графическое отделение изокурсов под руководством известного русского художника Фёдора Рерберга. Начинала работу в анимации на Экспериментальной мультмастерской под руководством В.Ф. Смирнова, затем – на «Мосфильме» в качестве мультипликатора.
В период 1936-73 годов – аниматор на киностудии «Союзмультфильм», в 1973-1975 годах – режиссёр студии «Мульттелефильм» ТО «Экран». Участвовала в создании около 150 рисованных мультфильмов.
Её режиссёрским дебютом в мультипликации стал мультфильм «Дело N...», вышедший в 1964 году. Постановщик ряда рекламных фильмов.
Скончалась Фаина Георгиевна ЕПИФАНОВА 6 февраля 1988 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_октября #Е__
16 октября
В 1877 году родился Фрэнк Кадоган КУПЕР (в Викене, графство Нортхемптоншир), британский художник.
Его называют "последним прерафаэлитом", сумевшим сохранить в своих работах некоторые из их идеалов, несмотря на то, что более 100 лет отделяют его последние картины от времени основания Братства.
Его темы часто существенные, сделаны в богатом убранстве и прекрасном цвете с большим вниманием к деталям. Часто его картины показывают тему высокой этики, такой как галантность, рыцари или опасности тщеславия. Король Артур был темой, которую он одобрил наряду с прекрасными дамами.
* * * * *
Выходец из семьи писателя, Фрэнк вырос в строгом религиозном воспитании. Он получил образование в Школе Королевской академии, где в 1899 году состоялась его первая выставка и там же, двумя годами позже, был его первый успех с работой "Аристократ отвечающий на призыв к исполнению, Париж 1791 г."
В 1902 году Кадоган Купер провел 6 месяцев в студии успешного американского художника Эдвина Остина Абби в Глостершире, прежде чем поехать в Италию, чтобы продолжить обучение. Это интенсивное, но разнообразное художественное образование дало свои плоды: в 1904 году он стал членом Королевского Общества Акварели, в 1907 – членом Королевской Академии.
Восхищение ранними работами Россетти и Милле проявилось в его картине "Святая Агнесса в тюрьме" получающая "блестящие белые одежды". Купер преуспевал в качестве художника в масле и акварели, столь же опытен был и как книжный иллюстратор.
Внимание на исторические детали в своих работах обеспечило ему участие в росписи здания Палат парламента в 1910 году вместе с "нео-прерафаэлитами" Джоном Байамом Шоу, Эрнестом Боардом и Генри Артуром Пейном.
К 1920 году рынок для описаний литературных и исторических сцен был в состоянии упадка, однако карьера Кадогона Купера в качестве художника-портретиста продолжает процветать. Он регулярно представляет портреты, преимущественно молодых дам общества, к выставкам Королевской академии.
В поздний период творчества Купер писал в основном жанровые полотна на сюжеты легенд и литературных произведений. Героями его картин стали рыцари и прекрасные дамы, погружающие зрителя в атмосферу утонченной роскоши. Таковы же и последние портреты художника.
Скончался Фрэнк Кадоган КУПЕР 17 ноября 1958 года в городе Сайренчестер (графство Глостершир).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_октября #К__
16 октября
В 1978 году родилась Нина Александровна КАПЦОВА (в Ростове-на-Дону), российская артистка балета, прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России (2010).
Мировую славу ей принесли лирико-драматические партии в балетах «Жизель», «Спартак», «Сильфида», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта».
В 2015 году награждена призом журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Звезда»).
* * * * *
Заниматься балетом Нина начинала сначала в кружке, а с 1988 года обучалась в Московской государственной академии хореографии. Она стала самым молодым стипендиатом международной благотворительной программы «Новые имена».
После окончания академии (с красным дипломом) в 1996 году была принята в труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала профессор, народная артистка СССР Марина Кондратьева.
В ноябре 1997 года Капцова впервые станцевала вариацию в гран па в балете «Раймонда», а в 1999 году – Машу в балете «Щелкунчик», посвящённом 90-летию Симона Вирсаладзе. За эту роль Нина Капцова выдвигалась на соискание приза «Benoisdeladance». В том же году балерина дебютировала в главной партии в балете «Анюта».
Выступала на торжественном концерте, посвящённом открытию после реставрации исторической сцены Большого театра («Танго» из «Золотого Века»).
Во время гастролей Большого театра в США в мае 2012 года Сванильда в исполнении Капцовой («Коппелия») вызвала единодушный восторг в среде американских балетных критиков.
Балерина предпочитает яркие, демонические роли, интереснейшей актёрской задачей считает воплощение на сцене отрицательных образов, персонажей, органика которых построена на сопротивлении её нежной, лиричной и романтической натуре.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_октября #К__
16 октября
В 1961 году родился Марк ЛЕВИ (в Булони), один из самых популярных современных французских писателей-романистов, автор романа «Только если это было правдой», по мотивам которого в 2005 году был снят фильм «Между небом и землёй».
* * * * *
В молодости, будучи студентом парижского университета Дофин, работал в организации Красного креста, в течение нескольких лет возглавлял региональное Западное отделение чрезвычайной помощи Парижа.
В период 1984-90 годов жил в США, там основал две компании (в Калифорнии и в Колорадо), специализировавшихся на компьютерной графике. Также руководил студией по обработке компьютерных изображений в университете София Антиполис в Ницце.
Вернувшись во Францию в 1991 году Марк Леви вместе с друзьями создал компанию «Эуритмик Клоизлек», занимавшуюся разработкой архитектурных проектов и дизайном, которая со временем стала одной из ведущих французских строительных фирм.
В 1999 году он отослал рукопись своего первого романа «Если только это правда» в издательство и вскоре получил положительный ответ. Роман имел оглушительный успех у широкой читательской аудитории, возглавив список французских бестселлеров за 2000 год. Впоследствии книга была переведена более чем на 30 языков и миллионными тиражами разошлась по всему миру (в России роман вышел под названием «Между небом и землей»).
После столь успешного дебюта Леви оставил строительный бизнес и, переехав в Лондон, полностью посвятил себя литературной карьере.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_октября #Л__
16 октября
В 1620 году родился Пьер ПЮЖЕ (в Марселе), французский живописец, скульптор, архитектор и инженер.
Его произведения отличаются энергичной и жизненной лепкой форм, но страдают чересчур утрированными и театральными позами и движениями. Стиль этого художника до такой степени соответствовал вкусам его эпохи, что соотечественники прозвали его французским Микеланджело и Рубенсом.
* * * * *
Учился у резчика деревянных скульптур для галер. В период 1640-43 годов жил в Италии, где был подмастерьем у Пьетро да Кортоны – помогал ему в росписи плафонов дворцов Барберини в Риме и Питти во Флоренции.
В дальнейшем Пьер Пюже работал в Марселе и Тулоне как скульптор и живописец. Излюбленным материалом художника был мрамор.
В 1659 году он по приглашению Фуко работал в Риме, но вскоре впал к нему в немилость и переехал в Геную, где пробыл около семи лет. Прослужив после этого некоторое время в Тулоне в должности заведующего украшением кораблей, Пюже окончательно поселился на своей родине.
Он испытал сильное влияние Бернини и не раз копировал работы итальянского мастера.
Скончался Пьер Пюже 2 декабря 1694 года в Марселе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_октября #П__
16 октября
В 1948 году родилась Хема МАЛИНИ /имя при рождении – Хема Малини Рамануджам Чакраварти/ (в городе Тируччираппалли, штат Тамилнад), индийская кинозвезда, продюсер, режиссер, танцовщица и хореограф.
В России более известна по ролям близнецов Зиты и Гиты в одноимённом фильме – «Зита и Гита» (1972).
Она – известный общественный деятель и политик, занимается благотворительностью.
* * * * *
Её дебют в кино состоялся в 1968 году в фильме «Продавец мечты», где главную мужскую роль сыграл Радж Капур. Потом были и другие картины, где Хема играла с известными актёрами – Раджешем Кханной, Шамми и Шаши Капурами, Сандживом Кумаром, Дхармендрой.
После исполнения главных ролей в фильме «Зита и Гита» она вошла в число первых звезд Болливуда.
Хема Малини зарекомендовала себя многоплановой актрисой – с одинаковым успехом играла острохарактерные и комедийные роли, создавала трагические и драматические образы. В фильмах демонстрировала высокое мастерство танцовщицы. Исполняла роли, как на хинди, так и на английском языке.
После перерыва в 1990-е годы вновь с успехом снималась в Болливуде, в том числе в кинохитах. На счету актрисы более 160 ролей в кино. Известна она и как режиссер, и как продюсер. Снималась в телесериалах.
Хема Малини стала второй тамильской актрисой после Вижьянтамалы, ставшей звездой фильмов на хинди.
Она изучала танцевальные стили бхаратнатьям, кучипуди и одисси у лучших и известнейших гуру. Танец – первая любовь Хемы, которая, по её словам, останется с нею навсегда. Даже в фильмах исполняемые ею танцевальные номера гораздо сложнее, чем у любой другой актрисы.
У неё две дочери – Эша и Ахана. Дочь Эша также стала киноактрисой. Кроме этого, дочери Хемы, как и мать, изучали танец в стиле бхаратанатьям и выступают в совместных танцевальных программах с ней или отдельно.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_октября #М__
16 октября
В 1827 году родился Арнольд БЁКЛИН (в Базеле), швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века.
Сначала учился в Академии художеств в Дюссельдорфе у скульптора и теоретика искусства А. фон Хильдебрандта и пейзажиста И.В. Ширмера. Там он познакомился с А. Фейербахом, с которым его связывали теплые дружеские отношения. Затем обучался в Мюнхене, где привлек внимание графа Шака. Период 1846-48 годов он провел в путешествиях по Швейцарии, Нидерландам и Франции, совершил поездки в Брюссель, Антверпен, Париж, где изучал и копировал произведения старых мастеров, знакомился с работами современников, в частности, с пейзажами нравившегося ему К. Коро.
Изначально занимался ландшафтной живописью, однако со временем перешел в мифологическую тематику.
Большую роль в его становлении как живописца имели две длительные поездки в Италию в 1850-77 годах. Еще с юности он мечтал попасть туда, вдохновленный рассказами Ширмера, знатока итальянской культуры. Итальянские впечатления стали определяющими в последующий период творчества Бёклина, когда он часто менял место проживания, работая в Базеле, Мюнхене, Веймаре, где преподавал в Высшей художественной школе, в Цюрихе. Ностальгия по Италии всегда была столь сильной, что последние 7 лет жизни он провел в окрестностях Флоренции.
Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В его картинах выступает вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале он писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем – фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами и т.п. («Тритон и Нереида»). Поздние композиции («Остров мёртвых», 1880, Художественный музей, Базель; в начале XX века репродукции с неё были очень популярны), где фантастическая символика сочетается с натуралистической достоверностью деталей, повлияли на формирование немецкого символизма и югендштиля. Под влиянием Бёклина находились такие художники сюрреализма, как Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Джорджо де Кирико.
В 1909 году Сергей Рахманинов под впечатлением от картины «Остров мёртвых» написал одноименную симфоническую поэму.
К лучшим его произведениям принадлежат: «Фавн в камышах» (в мюнхенской Пинакотеке), «Отдыхающая Венера», «Охота амазонок» (в Базеле), «Бичующий себя анахорет», фрески в базельском музее, «Борьба центавров», «Поля блаженных» (Национальная галерея в Берлине), «Святилище Геркулеса» (в Бреслау), «Наяды» (в Базеле). Лучшими произведениями считаются также: «Вилла на морском берегу» (галерея Шаки в Мюнхене), «Волны» (Мюнхен, Пинакотека), «Весенний ливень» (Дрезден), «Piea» (Берлин).
Сам художник никогда не давал названий своим картинам и не подписывал их.
Скончался Арнольд Бёклин 16 января 1901 года в Сан-Доменико-ди-Фьезоле (Италия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_октября #Б__
16 октября
В 1854 году родился Оскар УАЙЛЬД /полное имя – Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд/ (в Дублине), английский философ, эстет, писатель, поэт и эссеист ирландского происхождения.
Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода. Создал пьесы полные парадоксов и афоризмов.
Лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное поведение» и после двух лет тюрьмы и исправительных работ уехавший во Францию, где жил в нищете и забвении под другим именем.
* * * * *
От отца Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, от матери – мечтательный и несколько экзальтированный ум, интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории.
Он не был вундеркиндом, однако его самым блестящим талантом было быстрое чтение, славился своим умением юмористически переиначить школьные события. Окончив в 1871 году с золотой медалью Королевскую школу Портора, Уайльд был удостоен Королевской школьной стипендии для учёбы в дублинском Тринити-колледже.
В 1874 году Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступает в Оксфорд. Там Уайльд создал самого себя. Он выработал кристальный английский акцент: «Мой ирландский акцент был в числе многого, что я позабыл в Оксфорде».
Еще во время учебы Уайльд посетил Италию и Грецию и был покорён этими странами, их культурным наследием и красотой. В Оксфорде он получает за поэму «Равенна» престижнейшую Ньюдигейтскую денежную премию, которую утвердил в XVIII веке сэр Роджер Ньюдигейт для студентов Оксфордского университета, победителей ежегодного конкурса поэм, не допускающих драматической формы и ограниченных количеством строк – не более 300.
В Лондоне Уайльда знали все, он был самым желаемым гостем в любом салоне. Но одновременно на него обрушивается шквал критики, которую он с лёгкостью – совсем по-уайльдовски – отбрасывал от себя. На него рисуют карикатуры и ждут реакции, а Уайльд погружается в творчество. На жизнь он в это время зарабатывал журналистикой.
В 1887 году он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», которые и составили сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум, многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.
В период зрелого и интенсивного литературного творчества Уайльда (1887-1895) появились: «Преступление лорда Артура Севила», «Гранатовый домик», цикл диалогов и статей, излагающих эстетические взгляды Уайльда – «Упадок искусства лжи», «Критик как художник» и др.
В 1890 году вышло в свет наиболее прославленное произведение Уайльда – роман «Портрет Дориана Грея».
С 1892 года начал появляться цикл великосветских комедий Уайльда, написанных в духе драматургии Ожье, Дюма-сына, Сарду, – «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьёзным». Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех на сцене. Газеты называли его «лучшим из современных драматургов», отмечая ум, оригинальность, совершенство стиля. Острота мыслей, отточенность парадоксов настолько восхищают, что читатель ими одурманен на протяжении всей пьесы. И в каждой из них есть свой Оскар Уайльд, бросающий порции гениальных парадоксов.
В 1895 году Уайльда приговаривают к двум годам тюремного заключения и исправительных работ. Тюрьма полностью сломала его. Большинство бывших друзей от него отвернулись.
Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, освобождённый в мае 1897 года, Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота.
Во Франции Уайльд написал знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы», подписанную им псевдонимом С.3.3. – таков был тюремный номер Оскара. И это был высший и последний поэтический взлёт жреца эстетизма.
Скончался Оскар Уайльд 30 ноября 1900 года в изгнании во Франции.
* * * * *
В конце 2007 года, после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком Великобритании. Он обошёл самого Шекспира и У. Черчилля.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_16_октября #У__