18 октября
1930 года родился Анатолий Иванович ПЛАТОНОВ (в Коврове, Ивановская область; ныне Владимирская область), выдающийся советский живописец, заслуженный художник Башкирской ССР, член Союза Художников СССР.
Преобладающие жанры, в которых работал художник – пейзаж, портрет. Часто обращался к образу церкви Покрова Богородицы на Нерли, к архитектуре Торжка, Вильнюса, а портреты писал «только тогда, когда не писать уже не мог».
Среди заказных работ художника есть и мозаика, и барельеф, и эскизы к витражам. Есть немного графики, – несмотря на превосходную технику рисунка, Платонов предпочитал кисть и палитру. Большинство работ писал сразу маслом, без эскизного наброска.
* * * * *
Рисовать Анатолий любил с раннего детства. После войны их семья переехала в Вильнюс, где он стал брать частные уроки у художника Витаутаса Варанки, который в свое время учился во Франции.
В 1955 году Анатолий Платонов окончил факультет живописи Государственного художественного института Литовской ССР. При распределении после ВУЗа выбрал Уфу, город в котором жил и работал до конца жизни.
Практически ежегодно художник предпринимал поездки по башкирским деревням для создания серии портретов и картин окружающей природы, чередуя с поездками на этюды в среднерусскую полосу и в Вильнюс.
Наибольший резонанс имели такие его работы, как «Кинъябикэ́», «У окна (Портрет жены)», «В деревне (Девушка с вёдрами)», «Южный Урал», «Шедевр мировой архитектуры (Церковь Покрова на Нерли), «Саша и Маша», «Сарай» и др.
Много Платонов писал Уральские горы, природу Владимирской и Вологодской областей, Подмосковья, степи юга Башкирии. Есть среди его работ и натюрморты, в основном с цветами или с уральскими камнями.
Написал он также множество портретов, в основном, женских. Больше всего – русских и башкирских лиц, которые многие называли ликами.
Творчество Платонова признано ценителями классической русской живописи как на родине художника, в России, так и в странах Западной и Центральной Европы, Северной Америки, в Японии, Австралии и Новой Зеландии. В 1970-е годы он был одним из первых советских живописцев, чьи творческие портреты продавались за границу.
Скончался Анатолий Иванович ПЛАТОНОВ 17 декабря 2001 года в Уфе. Похоронен по его просьбе рядом с женой на сельском кладбище у станции Юматово, под Уфой.
18 октября
1919 года родился Пётр Тимофеевич ФОМИН (в деревне Ледяха, Псковской губернии), русский советский живописец и педагог, действительный член Российской Академии художеств, профессор Санкт-Петербургского академического института имени И.Е. Репина. Народный художник СССР.
Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи.
* * * * *
С 1931 года жил в Ленинграде, где в 1939 году закончил Художественную школу с квалификацией учителя рисования и черчения.
Участник Великой Отечественной войны (с июня 1941 года и вплоть до дня победы). Сражался в составе Ленинградского и 3-го Белорусского фронтов. Участник обороны Ленинграда, штурма Кёнигсберга.
После демобилизации в 1946 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) имени И.Е. Репина, который окончил в 1952 году по мастерской В.М. Орешникова с присвоением звания художника живописи (дипломная работа «Кутузов при Бородино»). В этом же году Пётр Фомин становится членом Союза Художников СССР и принимает участие в первой выставке Ленинградских художников в Ленинграде.
Всесоюзную известность живописцу принесли работы "Вернулись" (1959), "Люди русские" (1967), "Земля крестьянам" (1969), а также свойственная только ему трепетная лирическая живопись пейзажей весенней поры.
Преподавал в ЛИЖСА им. И.Е. Репина, профессор с 1971 года, ректор института в период 1983-1991 годов.
Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Японии, США, Франции, и других странах.
Скончался Пётр Тимофеевич ФОМИН 9 января 1996 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
18 октября
В 1946 году родился Говард Лесли ШОР (в Торонто), канадский композитор и дирижёр, актер, автор музыки к голливудским кинофильмам. Лауреат трех премий «Оскар», трех «Грэмми» и трех «Золотых глобусов».
Наиболее известен саундтреками к фильму режиссера Дэвида Кроненберга «Муха», к кинотрилогиям «Хоббит», «Властелин Колец» Питера Джексона и «Молчанию ягнят» Джонатана Демми.
* * * * *
Окончил музыкальный колледж Беркли в Бостоне. В начале 1970-х годов был саксофонистом рок-группы «Lighthouse» («Маяк»). С 1975 года Говард Шор стал режиссёром и одним из основателей комедийной передачи «Субботним вечером в прямом эфире».
С 1980 года он сосредоточился на карьере композитора. Основной сферой его деятельности стали саундтреки к кинолентам (их порядка двух сотен фильмов). Наибольшую славу Шору принесла кинотрилогия «Властелин Колец». Несколько песен в первой части были созданы в соавторстве с Энией, известной ирландской певицей в жанре «нью-эйдж».
За саундтреки к «Братству Кольца» и «Возвращению Короля» композитор получил три премии «Оскар», в том числе за лучшую песню («Into the West» в исполнении Энни Леннокс). Составив из лучших фрагментов саундтрека симфонию «Властелин Колец: Симфония в шести отделениях», Говард Шор провёз её с гастролями по миру, посетив Москву в ноябре 2004 года.
В 2008 году, по заказу возглавляемой Пласидо Доминго «Лос-Анджелес Опера», а также Парижского театра «Шатле», композитор написал музыку для оперы «Муха», по мотивам рассказа Дж. Лангелаана, а также фильма Д. Кроненберга на либретто драматурга Д.Г. Хванга «M. Баттерфляй».
Говард Лесли ШОР – один из немногих сочиняющих музыку для кино композиторов, имеющих возможность записываться с лучшими профессиональными музыкальными коллективами мира. Он, по возможности, выбирает для сотрудничества Лондонский филармонический оркестр. Дирижирует оркестром, как правило, сам Шор.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_октября #Ш__
18 октября
В 1775 году родился Джон ВАНДЕРЛИН (в Кингстоне, штат Нью-Йорк), американский художник, представитель неоклассицизма.
* * * * *
В детстве работал продавцом газет, затем отправился в Филадельфию, где постигал основы живописи в мастерской Гилберта Стюарта, копируя написанные мастером портреты, в т.ч. Аарона Бёрра, ставшего впоследствии третьим вице-президентом США. Бёрр обратил внимание на талантливого юношу и отправил Вандерлина в Париж, где тот учился в течение пяти лет в мастерской Венсана. Вандерлин был первым американцем, учившимся живописи во Франции, а не в Англии.
В 1801 году он вернулся в США и поселился в доме своего покровителя, написал известный портрет вице-президента и его дочери, два полотна с изображением Ниагарского водопада, которые были выгравированы и изданы в Лондоне.
Через 2 года Вандерлин вернулся в Париж, посетил Англию, затем отправился в Рим, где написал картину «Гай Марий на развалинах Карфагена», которая была выставлена в Париже и получила золотую медаль Наполеона. Этот успех привел к тому, что художник остался в Париже ещё на 7 лет, в течение которых он пользовался большой популярностью у публики и критиков. Когда Аарон Бёрр отправился в добровольное изгнание в Европу, в Париж, Вандерлин стал на некоторое время его единственной поддержкой.
В 1812 году живописец продемонстрировал в Нью-Йорке свою картину «Ариадна на острове Наксос». Это академическое изображение обнаженной натуры было сочтено в США непристойным. Чтобы выжить, художник был вынужден обратиться к коммерческому виду искусства — панорамам, в специально построенном в Нью-Йорке здании, где создал панорамы Парижа, Афин, Мехико, Версаля.
В 1815 году он окончательно обосновался в Штатах. Писал портреты различных выдающихся людей государства. Однако ни его портреты, ни панорамы не принесли ему финансового успеха, отчасти потому, что художник работал очень медленно.
В 1842 году, благодаря связям, он получил заказ Конгресса написать картину о высадке Колумба на землю Америки. Это полотно было позже воспроизведено в виде гравюры и использовано на почтовой 2 центовой марке образца 1893 года.
Скончался Джон ВАНДЕРЛИН 23 сентября 1852 года в Кингстоне, в бедности.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_октября #В__
18 октября
В 1844 году родился Люк ФИЛДЕС (в Ливерпуле), английский художник-иллюстратор.
Его сын, Поль Филдес, стал выдающимся ученым-микробиологом.
* * * * *
В возрасте семнадцати лет Люк становится студентом Уоррингтонской Художественной Школы. В 1863 году Филдес выиграл стипендию, которая позволила ему обучаться в Лондоне, и он переезжает в художественную школу Южного Кенсингтона.
К концу 1860-х годов Люк Филдес зарабатывал деньги в качестве иллюстратора таких популярных периодических изданий как «Cornhill Magazine» и «Once a Week».
В 1869 году он был зачислен в штат газеты «The Graphic», иллюстрированного еженедельника, редактором которого был общественный реформатор Уильям Льюсон Томас. Художник вместе с Томасом верил в то, что сила зрительных образов способна изменить общественное мнение к таким темам как нищета и несправедливость.
К Филдесу приходит известность и популярность, и в 1870 году он оставляет свою работу в газете и возвращается к масляной живописи.
В 1880-годах Люк Филдес становится портретистом и к 1900 году превращается в одного из самых успешных и высокооплачиваемых художников Англии. Он написал портреты нескольких членов королевской семьи, в том числе портрет Эдуарда VII. В 1906 году его посвящают в рыцари.
Скончался Люк ФИЛДЕС 27 февраля 1927 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_октября #Ф__
18 октября
В 1741 году родился Пьер Амбруаз Франсуа ШОДЕРЛО де ЛАКЛО (в Амьене), французский генерал и изобретатель, известный главным образом как автор эпистолярного романа «Опасные связи».
Не обладая ни знатным происхождением, ни состоянием, он мог совершить карьеру только в военной сфере, чем и воспользовался. Окончив артиллерийскую школу в 1763 году в чине лейтенанта, попал в гарнизон Туля.
Наряду с военной службой он находит время и для занятий литературой. Шодерло де Лакло не был профессиональным писателем, но его опыт в военной карьере позволил ему описывать людей живо и реалистично. Своими произведениями Лакло заслужил себе скандальную славу, однако его роман «Опасные связи» принес автору мировую известность.
Успех романа был мгновенным. В течение одного месяца тираж в две тысячи экземпляров разошелся полностью, что потребовало немедленного переиздания.
Наступившая революция вовлекает Лакло в пучину политических и военных маневров, он познакомился с герцогом Орлеанским (будущим Филиппом Эгалите), был его секретарем и поддерживал все его интриги.
Шодерло де Лакло, кроме своей литературной деятельности, был талантливым артиллеристом-изобретателем. В 1792 году он организовал массовое производство полых разрывных ядер нового образца, что предопределило стратегическую победу в битве при Вальми. Снаряды Шодерло де Лакло стали прообразом современных артиллерийских снарядов.
Пьер предложил систему нумерации домов на улицах Парижа, близкую к современной: четные на одной стороне, нечётные — на другой, в отличие от габсбургской системы, где номера домов присваивались по мере возведения новых строений. Свой проект о нумерации домов на улицах Парижа он подал в «Журналь де Пари» 17 июня 1787 г.
Посмертную славу Лакло принёс его нравоописательный роман «Опасные связи», одно из наиболее читаемых прозаических произведений XVIII века. Первый тираж (2000 экземпляров) был распродан в течение месяца.
Скончался Пьер Шодерло де Лакло 5 сентября 1803 года в Торанто (Италия) в маленьком походном лазарете.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_октября #Ш__ #Л__
18 октября
В 1894 году родился Юрий Николаевич (Насонович) ТЫНЯНОВ (в Режице, Витебской губернии), русский советский писатель, драматург, литературовед и критик.
В 1904 году Юрий был принят в Псковскую гимназию, которую окончил в 1912 году с серебряной медалью, и в этом же году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В студенческие годы участвует в работе Пушкинского семинара С. А. Венгерова.
Тынянов рассказывал: «…Я слышал вступительные и другие лекции: биолога Догеля, химика Чугаева, а в физическом институте, во дворе — физика Боргмана. На своем отделении больше всего занимался у Венгерова, который был старым литератором, а не казенным профессором и любил вспоминать про свои встречи с Тургеневым. Его пушкинский семинарий был скорее литературным обществом, чем студенческими занятиями! Там спорили обо всем: спорили о сюжете, стихе. Казенного порядка не было. Он научил нас работать над документами, рукописями. У него были снимки со всех пушкинских рукописей Румянцевского музея. Он давал их изучать каждому, кто хотел…».
После окончания университета в 1918 году Тынянов был оставлен Семеном Венгеровым при кафедре русской литературы для продолжения научной работы. Там Тынянов познакомился с Виктором Шкловским и Борисом Эйхенбаумом, а также вступил в Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), участие в котором сыграло огромную роль в его судьбе, как ученого.
В 1924 году Юрий Тынянов получил заказ от издательства «Кубуч» на написание брошюры о Кюхельбекере. Взявшись за эту работу, он написал в 1925 году за короткий срок роман «Кюхля», положивший начало его писательской судьбе.
В 1927 году Тынянов закончил писать роман об Александре Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара» - произведение, в котором художественные принципы автора, его взгляд на историю и современность отразились с наибольшей полнотой.
Важной частью многогранной творческой работы Юрия Тынянова стали литературные переводы. В 1927 году вышел сборник Генриха Гейне «Сатиры». Кульминацией трагических раздумий Тынянова о русской истории стала повесть «Восковая персона».
В начале 1930 годов Тынянов задумал большое художественное произведение о Пушкине. Первая часть романа «Детство» и вторая часть «Лицей» были опубликованы в 1935-1937 годах. Над третьей частью «Юность» Юрий Николаевич работал, будучи очень больным. - сначала в Ленинграде, а потом в эвакуации в Перми.
Пока он мог писать — писал, потом — диктовал. Он работал до последнего дня, до тех пор, пока в нем сохранялись последние крупицы сознания.
Скончался Юрий Николаевич Тынянов 20 декабря 1943 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_октября #Т__
18 октября
В 1908 году родился Николай Петрович КАМАНИН (в городе Меленки Владимирской губернии), советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из первых Героев Советского Союза (1934). Участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945года. Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов.
В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1929 — военную школу лётчиков Красного Воздушного флота (г. Борисоглебск), по окончании которой ему было присвоено звание младшего лётчика. Служил в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке.
В феврале 1934 года Н. П. Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин»:
Группа самолётов под командованием Каманина в сложных метеоусловиях совершила перелёт Олюторка — Ванкарем протяжённостью около 1500 км. В девяти полётах на льдину на двухместном самолете Р-5 Каманин вывез из ледового лагеря 34 полярника, приспособив для размещения пассажиров подвешенные под крыльями парашютные ящики. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Н.Каманину 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза № 2 .
В 1934—1938 годах учился в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, которую окончил с отличием.
С июля 1942 и до окончания Великой Отечественной войны Н. П. Каманин находился на фронте.
С 1960 года Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов.
6 апреля 1961 года С. П. Королёв, М. В. Келдыш и Н. П. Каманин на космодроме Байконур подписали задание космонавту на одновитковый полёт вокруг Земли — первое в истории задание человеку на космический полёт.
8 апреля 1961 года на закрытом заседании, где присутствовали только члены Государственной комиссии, Н. П. Каманин от имени ВВС предложил первым кандидатом на полёт считать Ю. А. Гагарина, а запасным — Г. С. Титова.
В июне 1970 году участвовал в шахматной партии «Космос — Земля» — первой в истории шахматной партии, сыгранной между космонавтами в полёте и «представителями Земли». На Земле в паре играли Н. П. Каманин и космонавт В. В. Горбатко.
Скончался Николай Петрович Каманин 12 марта 1982 года.].
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_октября #К__
18 октября
В 1697 году родился Джованни Антонио КАНАЛЕТТО /наст. фамилия – Каналь/ (в Венеции), итальянский художник эпохи классицизма, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле барокко, офортист.
Прозвище Каналетто носил и его племянник, Бернардо Белотто, также знаменитый пейзажист.
* * * * *
Живописи он учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя – помогал ему оформлять спектакли в театрах. Работал главным образом в Венеции. В 1719 году посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Панини. После этого начал писать свои знаменитые панорамные виды Венеции. Первой его (известной исследователям) работой с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723).
В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой. Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида.
Каналетто – мастер архитектурного пейзажа-ведуты – писал панорамные виды и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни. Его ведуты ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса, но в отличие от которого, Каналетто волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом.
Большое число его работ были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения. Многие существующие и воображаемые ведуты Каналетто создает по заказу английских коллекционеров, например серию городских видов (1730-1731 годы) для лорда Бедфорда. В 1740 году этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент.
В 1746 году Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение продолжительного времени он был самым успешным живописцем видов Лондона и его окрестностей, писал виды местных дворцов и домов. Впоследствии, его техника становится довольно манерной, в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам. В 1755 году он возвращается в Венецию, где и работает до конца своих дней.
В 1763 году Каналетто был избран членом только что созданной Венецианской академии художеств, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу художник написал только спустя 2 года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой».
Скончался Джованни Антонио Каналетто 20 апреля 1768 года в родной Венеции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_октября #К__
http://gallerix.ru/album/Canaletto
18 октября
1847 года родился Александр Николаевич ЛОДЫГИН (в селе Стеньшино, Тамбовская губерния), русский электротехник, изобретатель первой в мире лампы накаливания (11 июля 1874 года).
Также им создан проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода (1871). Кислород должен был вырабатываться из воды путём электролиза.
* * * * *
Александр происходил из очень старой и знатной дворянской фамилии, и по семейной традиции должен был быть военным, поэтому и получил военное образование.
В 1870 году Лодыгин выходит в отставку и переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины (электролета) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания.
Вольнослушателем посещает в Технологическом институте занятия по физике, химии и механике. В период 1871-1874 годов проводил опыты и демонстрации электрического освещения лампами накаливания в Адмиралтействе, Галерной гавани, на Одесской улице, в Технологическом институте.
Итогом стало получение патента на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовской премии от Петербургской Академии наук. Лодыгин запатентовал своё изобретение ещё во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии.
В 1884 году начались массовые аресты революционеров. Среди разыскиваемых – знакомые и друзья Лодыгина. Тогда он решает уехать за границу, где и прожил 23 года. Александр Николаевич работал во Франции и США, создавая новые лампы накаливания, изобретал электропечи, электромобили, строил заводы и метрополитен. Особо надо отметить полученные им в этот период патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, проданные в 1906 году фирме «Дженерал электрик компани».
В 1907 году семья Лодыгиных переехала в Россию. Александр Николаевич привёз целую серию изобретений в чертежах и набросках: способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и резки.
За участие в Венской электротехнической выставке он был награждён орденом Станислава III-й степени – редкий случай среди российских изобретателей.
Лодыгин преподавал в Санкт-Петербургском электротехническом институте (с 1899 года – Почетный инженер-электрик), работал в строительном управлении Петербургской железной дороги. В 1914 году он был командирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для выработки предложений об электрификации.
Первая мировая война изменила планы, Лодыгин начал заниматься летательным аппаратом вертикального взлёта.
После Февральской революции 1917 года изобретатель не сработался с новой властью. Материальные трудности заставили семью Лодыгиных уехать в США. Приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО Александр Николаевич из-за болезни вынужден отклонить.
Скончался Александр Николаевич ЛОДЫГИН 16 марта 1923 года в Бруклине (Нью-Йорк, США).
* * * * *
История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. У электрической лампочки нет одного-единственного изобретателя.
Однако заслуги Лодыгина в создании ламп накаливания особенно велики. Он первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити (в современных электрических лампочках нити накала именно из вольфрама) и закручивать нить накаливания в форме спирали.
Также Лодыгин первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы во много раз. Другим его изобретением, направленным на увеличение срока службы ламп, было наполнение их инертным газом.
18 октября
1934 года родился Кир БУЛЫЧЁВ /наст. имя – Игорь Всеволодович МОЖЕЙКО/ (в Москве), известнейший советский российский писатель-фантаст, киносценарист, фалерист.
По основной учёной специальности – историк-востоковед. Лауреат Государственной премии СССР. Лауреат премии в области фантастики «Аэлита» (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики» (2002).
Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.
Кир Булычёв – самый востребованный кинематографистами советский и российский фантаст. По его произведениям и оригинальным сценариям снято более 20 фильмов, а также телесериалы и эпизоды телеальманаха «Этот фантастический мир». К большей части своих экранизаций Булычёв сам написал сценарии.
Самые известные экранизации Булычёва – мультфильмы «Тайна третьей планеты», «Перевал» и «День рождения Алисы», телевизионный пятисерийный фильм «Гостья из будущего», полнометражные игровые фильмы «Осечка», «Бросок, или Всё началось в субботу», «Через тернии к звёздам», «Подземелье ведьм», «Слёзы капали», «Лиловый шар», «Остров ржавого генерала» и др.
Подавляющее большинство экранизаций Булычёва было снято в советское время. После распада СССР вышло всего три экранизации.
* * * * *
После окончания школы он по комсомольской разнарядке поступил в Московский государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, а вернувшись, окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.
В литературе дебютировал в 1960 году, а первые опубликованные фантастические рассказы вышли в 1965 году. Из произведений Кира Булычева наиболее известны: цикл повестей о «девочке из будущего» Алисе Селезневой; рассказы и повести из цикла «Великий Гусляр»; цикл романов «Галактическая полиция».
Фантастические произведения он издавал исключительно под псевдонимом. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен.
Писателем издано несколько десятков книг, а общее количество опубликованных произведений – сотни. Помимо этого занимался переводом на русский язык фантастических произведений американских писателей.
В кинематографе экранизировано более 20 его произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» – один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х годов.
В 1982 году писатель стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». При вручении премии и был раскрыт псевдоним, впрочем, ожидаемое увольнение с работы не состоялось.
Скончался Кир БУЛЫЧЁВ5 сентября 2003 года в Москве, похоронен на Миусском кладбище.
* * * * *
После смерти писателя журналом «Если», членом Творческого Совета которого он долгие годы являлся, была учреждена Мемориальная премия им. Кира Булычева. Вручается с 2004 года за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении.
Премия представляет собой миниатюрную бронзовую пишущую машинку – символ труда писателя.
18 октября
1840 года родился Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ (в селе Дьячевка, Саратовская губерния), русский художник, мастер портрета.
Его живопись имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе. Парижане именовали его как «Маленький Бонна».
Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже.
В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова, особенно к картинам «Маленькая швея» (в 2006 году продана за 610 тыс. фунтов стерлингов), «Юные цветочницы» (в 2007 году ушла почти за 3 млн. долларов).
* * * * *
Выходец из многодетной семьи крепостного крестьянина, получившей свободу и переехавшей в Санкт-Петербург, Алексей в 12 лет начал брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева и через 2 года поступает в Императорскую Академию художеств.
В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Он много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии и Голландии. Некоторое время живет в Париже.
По заказу музея Академии он делает копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник регулярно посылал свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.
В конце 1872 года он поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна, под влиянием которого окончательно оформился художественный стиль Харламова.
В 1874 году Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника – Репин и Харламов, – писал он. – Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам, Харламов за один год сделал стремительную карьеру.
По окончании срока пенсионерства Харламов приехал в Россию (1875), однако уже осенью следующего года он навсегда уезжает во Францию.
По возвращении в Париж художник снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле – этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы.
Алексей Алексеевич продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок – вне времени и вне художественного развития. Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия.
Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной.
У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале XX века.
Последние годы жизни он провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвин.
Скончался Алексей Алексеевич ХАРЛАМОВ10 апреля 1925 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
18 октября
В 1738 году родился Андрей Тимофеевич БОЛОТОВ (в Дворянинове, Тульская губерния), русский писатель, мемуарист, философ-моралист, учёный, ботаник и лесовод, первый русский агроном, художник и изобретатель, фармацевт и врач.
Один из основателей агрономии и помологии в России. Внес большой вклад в признание в России помидоров и картофеля сельскохозяйственными культурами, первым приступил к выращиванию картофеля на огороде (а не на клумбах), положив тем самым начало массовому распространению на Руси «второго хлеба». В 1840 году Правительство предприняло меры по внедрению культуры выращивания картофеля, что встретило сильное сопротивление крестьян («картофельные бунты» в 1842 году).
Болотов составил первое русское «Руководство к познанию лекарственных трав» (1781).
Участник семилетней войны с Пруссией, свидетель казни Пугачева. Тульский помещик, отказавшийся от блестящей придворной карьеры. Он учил крестьян выращивать картофель и помидоры, составил описание более 600 сортов яблонь и груш. Бесплатно лечил микстурами и электричеством до 2000 человек в год.
Смыслом его жизни стала полнота и радость ежедневного творчества. Андрей Болотов пережил 8 царей, написал почти 350 томов сочинений по самым разным отраслям знаний, из которых около 4000 научных работ было опубликовано.
По масштабам личности, разносторонним дарованиям и научным достижениям Болотова можно сравнить с М.В. Ломоносовым, однако имя первого русского ученого-агронома долгие годы было почти забыто.
Оценив знания Болотова по вопросам сельского хозяйства, Екатерина II в 1774 году поручила ему управление своими имениями. Именно здесь проявился во всем блеске его многогранный талант. Образцово организовав хозяйство, он активно принимал участие в строительстве имений. Но самым главным результатом деятельности Андрея Тимофеевича в имениях Екатерины II стал созданный им замечательный парк. Пруды, каналы, искусственные каскады-водопады украшали этот парк, равно как и прекрасные беседки, гроты и другие «затеи».
В 1784 году Андрей Болотов открыл первое в Тульской губернии волостное училище для крестьянских детей. Им был создан первый в России детский театр, для которого он сам писал пьесы, ставил их с детьми, рисовал декорации, исполнял некоторые роли.
Его дома становились культурными центрами местного населения, где устраивались музыкальные и литературные вечера, театральные представления.
Андрей Тимофеевич Болотов знаменит благодаря своему многотомному труду, который он писал около 30 лет (1789-1816) – это его «Записки», носящие название «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». В них он ярко изобразил внутренний быт русского общества за всё XVIII столетие (начиная с 1738 года), касаясь самых разных его сторон.
Эти «Записки» – главнейший из материалов по истории русского быта; они дают подробные сведения о домашнем и общественном воспитании русских дворян, сведения об их провинциальной и столичной, домашней и общественной жизни, об их военной и домашней службе.
Кроме того, «Записки» дают понятие о состоянии сельского хозяйства, русской литературы, науки и книжной торговли и довольно подробно говорят об участии России в войне с Фридрихом II и о войнах Екатерины с турками, поляками и шведами.
В «Записках» много важного о государственных и общественных российских деятелях с 1740 по 1793 год. Также рассказывается о правительственных распоряжениях восьми царствований, с Петра I, до Екатерины II, причём сообщается немало подробностей о русском дворе времён Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II. Таким образом, помимо важного автобиографического значения, «Записки» представляют драгоценнейшее достояние русской исторической литературы.
Скончался Андрей Тимофеевич Болотов 16 октября 1833 года в Дворянинове, похоронен в день своего 95-летия на кладбище села Русятина (ныне Заокского района Тульской области).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_18_октября #Б__
18 октября
1632 года родился Лука ДЖОРДАНО (в Неаполе), живописец итальянской (неаполитанской) школы. За быстроту, с которой он работал, получил прозвище Лука Фа-Престо.
* * * * *
В течение девяти лет учился у Хусепе Риберы в Неаполе, затем занимался в Риме под руководством Пьетро да Кортоны и завершил свое образование копированием работ Рафаэля и Микеланджело.
Впоследствии трудился в Болонье, Париже и Флоренции, а в 1692 году был приглашён королем Карлом II в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Обладал значительным художественным талантом, весьма развитым чувством красоты и удивительной находчивостью воображения. Но иногда непростительно злоупотреблял своим дарованием, считая бойкость и быстроту фактуры главным достоинством живописного произведения.
Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Одни из них прекрасно задуманы, нарисованы и написаны; другие слабы по концепции и небрежны по исполнению.
Лучшими из работ Джордано считаются «Основание ордена Золотого Руна», плафон в одном из залов Дворца Буэн-Ретиро в Мадриде, «Триумф Юдифи» и другие фрески в церкви Сан-Мартино, в Неаполе, «Михаила-архангела, поражающего Сатану» в Вене и «Суд Париса» в Берлине.
В Эрмитаже хранятся 4 картины этого живописца, принадлежащие к числу наиболее удачных его работ: «Спаситель, снятый со креста», «Отдыхающий Бахус», «Суд Париса» (копия берлинской картины) и «Кузница Вулкана»; кроме того, в Эрмитаже имеются 3 менее значимые картины Джордано: «Триумф Галатеи», «Похищение Европы» и «Аполлон и Дафна», а также – «Св. Франциск Ассизский», «Рождество Св. Иоанна Крестителя», «Битва лапифов с кентаврами», «Изгнание торгующих из храма».
Джордано был мастером переходной эпохи рубежа XVII-XVIII веков, поэтому в его творчестве черты позднего барокко подверглись своеобразной трансформации, предвосхищая открытия нового столетия.
Скончался Лука ДЖОРДАНО 3 января 1705 года на родине в Неаполе.