19 июля
В 1789 году родился Джон МАРТИН (в деревне Хейдон Бридж, графство Нортумберленд), английский художник, основоположник романтизма, гравер и иллюстратор.
Живописец прославился грандиозными полотнами, изображающими различные сюжеты Апокалипсиса, несущие в себе массу фигур и деталей, которые располагаются в разработанной, самым тщательным образом прописанной, фантастической архитектуре или бурных динамичных пейзажах.
* * * * *
Джон Мартин, еще до того, как стать любимцем многих современных ему особ голубых кровей, зарабатывал на жизнь росписью фарфора. Но, упорная и щепетильная работа принесли Мартину мировую известность. А потом и забвение.
Академические круги никогда не оценивали его работы по достоинству, подвергая их критике и постоянно конфликтуя с художником, который в 1807 году переехал в Лондон, а уже в 1811 году выставлялся в Королевской Академии.
Существенное влияние на работы Джона оказали как переезд в Лондон, так и открывшиеся художнику с верхушки собора Святого Павла красоты — бурлящий жизнью «новый Вавилон».
Прославившие Джона Мартина полотна неизменно несут на себе отпечаток мифических и библейских сюжетов, в которых хватает больших катастроф.
Мартин, как художник и живописец не был одинок в своих поисках — его творчество ассоциируют с романтизмом, потому как оно пришлось на годы расцвета романтизма и представляло собой его квинтэссенцию. Джон, будучи первооткрывателем в общеевропейской истории искусства, попытался реконструировать визуально погребенные города.
Художественная одаренность, визуализация оригинальных исторических и библейских композиций, изобретение новой техники гравирования на стали для производства книжных иллюстраций (именно Матрин стал первооткрывателем в данной области); поиски, и рассуждения о поисках собственного места в череде стремительно сменяющих друг друга мгновений, поэтика композиции, ощущение природной изменчивости и многообразия, тонкость восприятия реальности и наличие столь полезных качеств, как трудолюбие, помноженное на безудержность фантазии — именно они вознесли Джона Мартина к вершине современной ему художественной жизни.
Апокалипсис на работах живописца выглядит устрашающе и масштабно. Полотна, на которых изображены сотни квадратных километров бездны, разверзшейся на месте мирных еще день назад городов. Они буквально заряжены тем напряжением, которое в себе несут. Мартин изображал настроения, царившие в обществе того времени.
В XIX веке отпечатки с его гравюр были в совершенно разных домах: и в скромном деревенском коттедже, и в роскошном аристократическом особняке.
Работы художника были удостоены внимания различных монархов и нашли самые лестные отзывы о себе. Дань уважения и признание таланта Джона Мартина выражали художнику Николай I (Россия), Луи-Филипп (Франция), Фредерик Уильям (Пруссия), Леопольд I (Бельгия). Они же дарили художнику различные ценные подарки.
Кульминационной точкой творческого пути Мартина явилась трилогия 1853 года, состоящая из трех огромных холстов: «Великий День Его гнева», «Страшный Суд» и «Небесные равнины». Художник закончил их незадолго до смерти. Гравированные версии картин продавались хорошо, но вот сами картины покупать никто не хотел.
Они были куплены лишь в 1935 году за несколько фунтов. Имя Джона Мартина было буквально забыто на несколько десятилетий. Художественные словари конца XIX – начала XX веков содержат лишь несколько строчек информации о живописце.
Скончался Джон МАРТИН 17 февраля 1854 года в Лондоне.
------------------------------------------------—
Смотрите также «Джон Мартин: художественный репортаж-катастрофа» по ссылке:
https://estetico.me/posts/view/dzhon-martin-hudozhestvennyj-reportazh-katastrofa
------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля #М__
19 июля
В 1849 году родился Герхард Петер Франц МЮНТЕ (в Эльверуме), норвежский художник и иллюстратор.
В 1863 году Герхарда отправили в Христианию для изучения медицины, но поскольку он проявил художественные способности, отец рекомендовал ему заняться искусством профессионально. Мюнте обучался у Ахенбаха в Дюссельдорфе. В 1877 году Герхард обосновался в Мюнхене. Его работы выставлялись на Всемирных выставках в Париже. После возвращения в Норвегию, Мюнте работал в приёмной комиссии художественного училища и с 1890 года вошёл в состав Совета Норвежской национальной галереи. В 1896—1899 годах Герхард Мюнте получил заказ на иллюстрирование «Круга земного» Снорри Стурлусона. Вместе с женой занялся декоративно-прикладным искусством, в частности, гобеленами. Последние годы художник провёл в Люсакере.
Скончался Герхард Петер Франц МЮНТЕ 15 января 1929 года в Эльверуме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля #М__
19 июля
1834 года родился Эдгар ДЕГА /полное имя – Эдгар-Жермен-Илер де Га/ (в Париже), французский живописец-жанрист, график и скульптор, ученик Ламотта, усовершенствовавшийся под руководством Эдуарда Мане.
Один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Составил себе известность изображениями сцен новейшей парижской жизни, взятых преимущественно из балетного и театрального мира, – картинами, замечательными плавностью и уверенностью рисунка, виртуозностью письма и удивительным блеском красок.
* * * * *
В 1855 году он поступил в Школу изящных искусств. В это время Дега совершал частые поездки в Италию, где изучал искусство старых мастеров и классические принципы композиции. В 1862 году он познакомился с Э. Мане и другими импрессионистами, вместе с которыми впоследствии участвовал в художественных выставках.
Работы Дега, исполненные до 1860 года, представляют собой в основном портреты друзей и родственников; кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета «Семейство Беллели».
В конце 1860-х годов Дега начал писать сцены из городской жизни, изображая быт художественных мастерских, театров и кафе. В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Свежесть, непосредственность и динамичность этих работ сближает их с искусством импрессионистов. Одно из самых известных произведений этого периода – «Танцевальный класс» (1872, Париж, Лувр).
В 1880 году Дега впервые обратился к технике пастели; он стал часто изображать лавочки модисток, прачек и пр. В эти годы Дега упростил и очистил свой рисунок от всего лишнего так, что мог с помощью одного только контура передать игру мышц движущегося человеческого тела. Среди работ этого периода – «Гладильщицы» (ок. 1884) и «Обнаженная, расчесывающая волосы» (1885). Поскольку изображенные им женщины были показаны без всякой идеализации, Дега часто несправедливо обвиняли в женоненавистничестве.
В 1880-е годы Дега начинает работать в скульптуре, отчасти из-за усиливавшейся болезни глаз. Дега создавал свои статуи из глины или воска, которые он наносил на каркас, но многие из них погибли из-за несовершенства этой техники. Около 150 статуэток, оставшихся в мастерской после его смерти, были отлиты из бронзы.
Он создал огромное количество подготовительных набросков и законченных произведений. Его рисунки могут служить свидетельством последовательности творческого процесса художника; они показывают, как пастельные композиции с изображением танцевальных сцен составлялись из набросков отдельных движений и поз.
Скончался Эдгар ДЕГА 27 сентября 1917 года в Париже.
* * * * *
Кроме живописных и скульптурных работ, он оставил заметки, а также значительную коллекцию гравюр и живописи XIX века. В этой коллекции, распроданной с аукциона в 1918 году, были произведения таких крупнейших мастеров французской живописи, как Энгр, Делакруа и Гоген.
--------------------------------------------
Смотри еще работы Эдгара ДЕГА по ссылке:
http://gallerix.ru/album/Edgar-Degas
--------------------------------------------
19 июля
В 1893 году родился Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (в селе Багдати, Кутаисская губерния), знаменитый русский советский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-20-х годов.
Помимо поэзии ярко проявил себя как публицист, драматург, художник, редактор журналов. Кроме того – талантливым актером кино, режиссером и сценаристом.
Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала поэту заставить читать его стихи с правильной интонацией, т.к. запятых иногда было недостаточно.
Большое влияние Маяковский оказал на поэзию XX века, особенно на Вознесенского, Евтушенко, Рождественского, Кедрова, а также внёс немалый вклад в детскую поэзию.
Поэт бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:
«Мой стих
.......трудом
...........громаду лет прорвёт
и явится
......весомо,
..........грубо,
..............зримо,
как в наши дни
.........вошёл водопровод,
сработанный
.........ещё рабами Рима».
* * * * *
Выходец из семьи лесничего, он учился в гимназии в Кутаиси, свободно владел грузинским языком. В июле 1906 года Владимир вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву. Семья жила в бедности, в 5-ом классе был исключён из гимназии из-за неуплаты за обучение.
В Москве он познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. В 1908-09 годах трижды арестовывался. По первому делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему – освобождён за недостатком улик.
Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С.Ю. Жуковского и П.И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение «Ночь» (1912) вошло в сборник «Пощёчина общественному вкусу».
Первое публичное выступление Владимира Маяковского состоялось в артистическом подвале 30 ноября 1912 года «Бродячая собака».
В 1913 году вышел его первый сборник «Я» (цикл из четырёх стихотворений). В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). Также его стихи появлялись на страницах ряда футуристских альманахов, начали печататься в периодических изданиях.
В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский», в которой он выступил режиссёром и исполнителем главной роли.
После начала I-й мировой войны вышло стихотворение «Война объявлена». Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью.
В 1915-17 годах по протекции Максима Горького он проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. В течение лета 1917 года Маяковский энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от неё.
В августе 1917 года он задумал написать «Мистерию Буфф», которая была поставлена к годовщине первой Октябрьской революции (реж. Вс. Мейерхольд, худ. К. Малевич). Маяковский в 1918 году снялся в трёх фильмах по собственным сценариям.
17 декабря 1918 года поэт впервые прочёл со сцены Матросского театра стихи «Левый марш». Переехав в Москву, активно сотрудничает в 1919-21 годах с Российским телеграфным агентством, оформляет (как поэт и как художник) для него агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта – «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909-1919».
В 1924 году вышла поэма «Владимир Ильич Ленин», при чтении которой автором в Большом театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал Сталин. О самом «вожде народов» Маяковский упоминал в стихах только дважды.
Годы гражданской войны поэт считал лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!», написанной в благополучном 1927 году, есть ностальгические главы.
В период 1922-24 годов Маяковский совершил несколько поездок за границу – Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке, посетил Гавану, Мехико, выступал в городах США с чтением стихов и докладов.
В дальнейшем много ездил по Советскому Союзу, выступал в разных аудиториях. В эти годы поэт опубликовал такие произведения, как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928). Маяковский стоял у истоков советской рекламы.
Активно сотрудничал с газетами «Известия», «Комсомольская правда», печатался в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др., работал в агитке и рекламе. В 1926-27 годах написал девять сценариев. Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом.
В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. В 1930 году он организовал выставку, посвящённую 20-летию его творчества, но ему всячески мешали.
В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский исписался. За два дня до самоубийства, 12 апреля, у него состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много хамских выкриков с мест. Поэта повсюду преследовали ссоры и скандалы. Его душевное состояние становилось всё более тревожным и угнетающим.
Весной 1930 года в Цирке на Цветном бульваре готовилось грандиозное представление «Москва горит» по пьесе Маяковского, генеральная репетиция намечалась на 21 апреля, но поэт до неё не дожил.
Утром 14 апреля 1930 года у Маяковского было назначено свидание с Вероникой Полонской. С ней поэт встречался уже второй год, настаивал на её разводе с мужем. В то роковое утро он заехал за Полонской, у неё в театре была назначена репетиция с Немировичем-Данченко. Она не могла опоздать, и это злило Владимира Маяковского. Он запер двери, спрятал ключ, стал требовать, чтобы Вероника не ходила в театр, и вообще ушла оттуда.
Полонская успела дойти до парадной двери и услышала выстрел…
Предсмертное письмо поэта, заготовленное двумя днями ранее, внятное и подробное (что исключает версию о спонтанности выстрела), начинается словами: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…»
Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ был кремирован в первом московском крематории в Донском монастыре. Первоначально прах находился в колумбарии Нового Донского кладбища, но в результате настойчивых действий Лилии Брик и его старшей сестры урна с прахом поэта 22 мая 1952 года была перезахоронена на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля #М__
19 июля
В 1897 году родился Самуил Яковлевич АДЛИВАНКИН (в Татарске, Могилевская губерния; ныне Смоленская область), советский художник, монументалист, график, входил в «левое» крыло советского искусства 1920-30-х годов.
Работал с плакатом, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Стилистика его работ близка лубку, примитиву, работал в духе А.М. Родченко, Л.С. Поповой, делал станковые работы в гротесковом стиле. Художественную ценность представляют в основном работы до 1925 года.
Его произведения находятся во многих музеях России и за рубежом, в частных коллекциях.
* * * * *
Выходец из семьи фармацевта, он обучался в Одесском художественном училище в классе у К.К. Костанди. В 1914 году трагически погибает отец, платить за учебу семья уже не может, и Самуил подает прошение с просьбой о разрешении в предоставлении возможности закончить учебу бесплатно.
Костанди поддерживает эту просьбу, и Адливанкину было разрешено закончить училище. Во время учебы он принимает участие на выставке «Независимых» в Одессе. В 1917 году оканчивает училище с диплом учителя рисования и черчения, и в это же время он впервые знакомится с творчеством Маяковского.
В 1918 году Адливанкин приезжает в Москву и занимается в Государственных свободных художественных мастерских (ГСМХ) в классе В.Е. Татлина.
По поручению Отдела ИЗО Наркомпроса в 1919 году командирован в Самару уполномоченным по организации Высших Художественных Мастерских. Занимался организацией «Свомас» (Свободных мастерских), там же назначен руководителем художественной секции губернского комитета по масскультуре, отвечал за развитие художественного образования и программ по искусству для детей.
C 1924 года жил в поселке Малаховка под Москвой, где преподавал в колонии для беспризорных детей. В начале 1920-х годов здесь учил рисованию детей М. Шагал.
В 1932 году становится членом только что образованного Московского отделения союза художников, членом общества «Изобригада». С 1933 года активно ездил в командировки по всему Советскому Союзу. До войны Адливанкин занимается монументальными росписями павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), клубов.
В 1942 году был эвакуирован с семьей в Свердловск, где работал в Агитплакате. После окончания войны продолжал ездить в командировки по Союзу. Все это время писал картины разного плана.
Скончался Самуил Яковлевич АДЛИВАНКИН 7 марта 1966 года в Москве, похоронен на Донском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля #А__
19 июля
В 1803 году родился Иоанн-Вильгельм ПРЕЙЕР (в Мёнхенгладбахе) немецкий художник. Мастер натюрморта.
Родился в семье с давними художественными традициями. Дочь — Эмили Прейер, ученица Иоанна-Вильгельма стала художницей-натюрмористом. Родной брат и сестра Густав Прейер и Луиза Прейер также были живописцами.
Обучался в Дюссельдорфской академии художеств. Совершил длинное путешествие по странам Европы: в 1835 году — в Нидерланды, в 1837 году — в Мюнхен, в 1840 году — в Венецию, Милан, в 1843 — в Швейцарию и Тироль.
Основой большого успеха картин Иоганна-Вильгельма Прейера стали специальные навыки в технике живописи, при которой его полотна приближены к натурализму.
На выставке в Дюссельдорфе специалисты заявляли: «На постоянной экспозиции … настолько красивые картины Прейера…, изображающие роскошные тропические фрукты, которые выглядят настолько сочно, что зритель, с устами полными от слюнок, ощущает сильное искушение, чтобы не надкусить их…».
Картины Иоганна-Вильгельма Прейера, изображающие цветы и плоды среди разной домашней утвари, отличаются вкусом композиции, большой силой и свежестью красок и тщательностью исполнения.
Скончался Иоанн-Вильгельм Прейер 20 февраля 1889 года в Дюссельдорфе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля #П__
19 июля
В 1935 году родился Василий Борисович ЛИВАНОВ (в Москве), советский и российский киноактёр, сценарист, писатель, режиссёр, мультипликатор, народный артист РСФСР (1988).
Наибольшую известность получил за создание экранного образа Шерлока Холмса в цикле телефильмов режиссёра Игоря Масленникова по произведениям Артура Конан Дойля.
Василий родился и вырос в семье потомственных актеров. Завсегдатаями дома Ливановых были Качалов, Пастернак, Довженко, Черкасов, Тарханов, Кончаловский.
В 1954 году Василий Ливанов окончил Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, а позднее — Театральное училище им. Щукина и Высшие режиссёрские курсы при Госкино СССР (мастерская Михаила Ромма, 1966).
Первый дебют в кино у Василия Ливанова состоялся в 1959 году в фильме М. Колатозова «Неотправленное письмо». После выхода картины на начинающего актера приглашения от режиссеров посыпались как из рога изобилия. Следующей его картиной стал «Слепой музыкант» Татьяны Лукашевич, затем «Суд сумасшедших», «Коллеги» А. Сахорова и многие другие.
Работал на киностудии «Союзмультфильм» режиссёром-постановщиком. Озвучил около 300 мультипликационных персонажей, в том числе Карлсона, Крокодила Гену и Удава в мультфильме «38 попугаев». Уникальный тембр голоса появился у Ливанова из-за того, что режиссёр Михаил Калатозов предложил озвучить зимние сцены фильма «Неотправленное письмо» прямо на улице в 40-градусный мороз. Актёры пытались перекричать сильные порывы ветра, и Ливанов сорвал голос.
Вместе с Юрием Энтиным и Геннадием Гладковым создал мультфильм «Бременские музыканты».
В 1988 году Василию Ливанову было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
15 июня 2006 года в Москве Василию Ливанову послом Великобритании был вручён орден Британской империи за лучший классический экранный образ Шерлока Холмса.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля #Л__
19 июля
В этот день 1980 года состоялось открытие XXII летних Олимпийских игр в Москве.
Это были первые Игры в истории олимпийского движения, прошедшие на территории Восточной Европы, и первые – в социалистической стране.
На протяжении 15 дней – с 19 июля по 3 августа – на Большой спортивной арене Центрального стадиона им. В.И. Ленина проходила летняя Олимпиада-80. Надо сказать, что часть соревнований проводилась и в других городах СССР: парусные регаты стартовали в Таллине; несколько футбольных турниров – в Киеве. Лучшие спортсмены мира состязались в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и Таллинне.
Все соревнования прошли на высоком уровне – организаторы подошли к подготовке Игр очень ответственно. Впервые в истории Олимпиад специально к Играм было построено 6 крупных спортивных центров: спорткомплекс «Олимпийский» на проспекте Мира, конноспортивная база в Битце, универсальный спортивный зал в Измайлово, велотрек в Крылатском, спортзал «Дружба» в Лужниках, футбольно-легкоатлетический манеж в ЦСКА, а еще Олимпийская деревня.
Талисманом летних Игр 1980 года стал медвежонок Миша – герой русских народных сказок. В 1977 году группа советских художников получила задание «рисовать медведей», и из представленных на конкурс эскизов был выбран рисунок Виктора Чижикова, на котором был изображен всем теперь известный оптимистичный медвежонок. В дни Олимпиады его изображение было везде – на значках, конвертах, марках, сувенирах, одежде.
В Олимпиаде-80 приняли участие спортивные делегации 80 стран – всего 5179 спортсменов (из них 1115 женщин). Из-за бойкота в связи с вводом советских войск в Афганистан, на московские Олимпийские игры не прибыли спортивные делегации США, ФРГ, Японии и некоторых других стран.
Всего было разыграно 203 комплекта наград по 21 виду спорта, призерами XXII летних Олимпийских игр стали спортсмены 36 стран.
В ходе соревнований было установлено 36 мировых и 74 олимпийских рекорда. В общекомандном неофициальном зачете первое место досталось хозяевам Олимпиады – советским спортсменам – они завоевали 195 медалей, из которых 80 были золотыми. Второе место – у команды ГДР, на счету которой 126 наград (47 золотых), а третье – у сборной Болгарии (41 медаль, 8 золотых).
На церемонии закрытия Олимпийских Игр на поле вышли певцы Л. Лещенко и Т. Анциферова с ансамблем «Пламя». Под песню «До свиданья, Москва» А. Пахмутовой и Н. Добронравова, ставшую гимном Олимпиады-80, огромный коричневый Миша, находившийся в центре стадиона, на воздушных шарах взлетел в небо.
Провожая талисман московских Олимпийских игр, весь стадион встал – по лицам некоторых людей текли слезы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля
19 июля
В 1896 году родился Арчибальд Джозеф КРОНИН (в Кардроссе, графство Дунбаршир), шотландский писатель, врач.
Его наиболее известные российскому читателю романы: «Замок Броуди», «Звёзды смотрят вниз», «Цитадель», «Юные годы», «Путь Шеннона», «Памятник крестоносцу».
Многие из рукописей Кронина, включая неопубликованные, наброски, письма, школьные тетрадки и эссе, лабораторные записи, а также его докторская диссертация хранятся в Национальной Библиотеке Шотландии и в Университете Техаса в США.
* * * * *
Будучи студентом в Данбартонской Академии, Арчибальд получал награды за свои успехи и выигрывал конкурсы сочинительства, был прекрасным атлетом и футболистом. С ранних лет он стал заядлым игроком в гольф, и продолжал заниматься спортом всю свою жизнь.
Благодаря исключительным способностям, Кронин был награждён стипендией для изучения медицины в Университете Глазго. Пропустив учёбу в 1916-17 годах из-за службы в военно-морских силах во время I-й мировой войны, он в 1919 году блестяще окончил университет, получив степень бакалавра хирургии. В том же году совершил путешествие в Индию в качестве корабельного хирурга.
Вернувшись в Шотландию, Кронин продолжил учиться, получив диплом по здравоохранению, а в 1925 году защитил в Университете Глазго диссертацию и получил степень доктора медицины.
В общей сложности он работал врачом более 10 лет, прежде чем целиком посвятил себя литературе.
Свой первый роман «Замок Броуди» (1931) Кронин написал всего лишь за 3 месяца. Рукопись была сразу принята для публикации издательским домом «Голланч», единственным из издательств, в которое он обратился. Этот роман имел быстрый и сенсационный успех, открыв Кронину карьеру писателя. Роман принёс ему заслуженное признание в литературных кругах. С тех пор он больше не возвращался к медицине.
Следующий роман Кронина «Звёзды смотрят вниз» (1935) написан в жанре социальной драмы. Многие из его книг были бестселлерами и переводились на множество языков. Сила писательского дара Кронина заключалась в сочетании хорошего повествования, тонких наблюдений и ярких образов героев повествования.
Будучи очень старательным, Кронин, вероятно, писал по 5000 слов в день, тщательно планировал детали своих сюжетов. В работе и в делах он был очень несговорчивым человеком, тогда как в личной жизни обладал хорошим чувством юмора и относился к каждому новому дню как к новому приключению.
Кроме романов Арчибалд Кронин написал большое количество рассказов и эссе, однако роман «Цитадель» (1937), возможно, самая известная его книга, принесшая ему международную известность.
Среди друзей писателя были сэр Лоуренс Оливье, сэр Чарльз Чаплин и Одри Хёпберн, старшему сыну которой он стал крёстным отцом.
Скончался Арчибалд Джозеф Кронин 6 января 1981 года в Монтрё (Швейцария).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля #К__
19 июля
1688 года родился Джузеппе КАСТИЛЬОНЕ (в Милане, Миланское герцогство – государство в Северной Италии), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник императоров Китая, самый известный европейский художник, работавший при китайском дворе.
Ла Шинин (Lang Shining (Сияющий)) – это китайское имя итальянского художника – стал одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин. Им создано около 200 картин в неповторимом специфическом стиле, совместившем в себе европейскую и китайскую техники живописи.
Его кисти принадлежит большое количество полотен, запечатлевших важные события в жизни китайского императорского двора.
* * * * *
Местная католическая община, в которой состоял Кастильоне, в 1714 году направила его на Восток в качестве миссионера. После длительного морского путешествия он прибыл в Аомэнь, а затем в Пекин.
В должности придворного художника более 50-ти лет Джузеппе Кастильоне состоял при трех императорах: Канси (1662-1722), Юнчжэне (1723-1735) и Цяньлуне (1736-1795).
Его таланты живописца и архитектора были отмечены императором Цяньлуном. Под покровительством императора Джузеппе Кастильоне построил дворец в западном стиле при парке Юаньминъюань в Пекине.
Кастильоне познакомил китайских художников с европейской живописью, благодаря его усилиям китайцы впервые смогли увидеть картины в «европейском стиле». При дворе он пользовался большим успехом, и когда художник умер, император Цяньлун лично начертал надгробную надпись на его могиле.
Своими работами, а также уроками живописи Джузеппе Кастильоне продемонстрировал особенности европейской техники письма, требовавшей соблюдения законов перспективы, показал, что такое светотень, познакомил китайцев с масляной живописью и медной гравюрой. Благодаря ему при дворе китайского императора получили распространение плафонная живопись и натюрморт.
В произведениях придворного художника гармонично сочеталось мастерство европейской и китайской живописи.
В Китае он принял имя Лан Шинин, под которым и ныне известен в этой стране. Гонения на христианских миссионеров не затронули Кастильоне. В 1750 году был возведён в сан мандарина третьего класса.
Скончался Джузеппе КАСТИЛЬОНЕ 17 июля 1766 года в Пекине (Империя Цин), похоронен с почестями на китайском кладбище.
---------------------------------------------------
Смотри также «Джузеппе Кастильоне – Летний дворец» по ссылке: https://www.liveinternet.ru/users/lotos-n/post245113408/
19 июля
1952 года открылись XV летние Олимпийские игры в Хельсинки (Финляндия), которые проходили по 3 августа 1952 года.
Столица Финляндии готовилась принять летнюю Олимпиаду еще в 1940 году, но тогда Игры отменили из-за II-й мировой войны.
После её окончания Хельсинки снова заявили о намерении стать организатором Олимпиады и были выбраны из 9 претендентов, среди которых были Амстердам, Афины, Лозанна, Чикаго, Детройт, Лос-Анджелес, Миннеаполис и Филадельфия.
Многие олимпийские объекты в Хельсинки были построены еще к 1940 году. Правда, часть из них пришлось реконструировать, часть – возводить заново. Забот организаторам Игр и Международному олимпийскому комитету добавило и политическое напряжение, царившее в мире. Однако на Олимпиаду были приглашены все страны.
Эти Игры стали первыми в истории СССР. Ранее на Олимпиаде выступала сборная Российской империи, последний раз – 40 лет назад, в 1912 году. Обязательным требованием со стороны СССР стало то, чтобы советские спортсмены жили отдельно от спортсменов из капиталистических стран (даже звучало предложение, чтобы наши спортсмены ежедневно приезжали в Хельсинки из Ленинграда). В результате был найден компромисс: для сборной СССР построили отдельную олимпийскую деревню.
Церемония открытия Игр состоялась на Олимпийском стадионе, построенном еще в 1938 году, а позднее реконструированном и расширенном. На трибунах собралось более 70 тыс. человек. Открыл Игры президент Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви. Кстати, закрывал их президент МОК Зигфрид Эдстрем, который завершая торжественную речь, забыл сказать: «Объявляю Игры XV Олимпиады закрытыми», – поэтому Игры формально считаются не закрытыми до сих пор.
Олимпиада собрала 4925 спортсменов (из них 518 женщин) из 69 стран. Они состязались за 43 комплекта медалей в 17 видах спорта. В общей сложности было проведено 149 спортивных состязаний, установлено 66 олимпийских рекордов, в т.ч. 18 мировых.
Первое место в неофициальном командном зачете завоевали спортсмены из США (76 медалей, из них 40 золотых). Второе место заняла сборная СССР (71 медаль, 22 золотых), третье – команда Венгрии (42 медали, 16 золотых). Хозяйка Игр – Финляндия – заняла восьмое место, получив 22 медали, в т.ч. 6 золотых. Тем не менее, проведение Олимпиады помогло Финляндии улучшить свой образ в глазах иностранцев и стало символом завершения послевоенной эпохи в истории страны.
Первую в истории советского спорта золотую олимпийскую медаль выиграла метательница диска Н. Пономарева (Ромашкова), еще одно золото завоевала толкательница ядра Г. Зыбина. Героинями Олимпиады стали советские легкоатлетки, установившие 8 олимпийских рекордов (в т.ч. 5 мировых) в 9 легкоатлетических дисциплинах.
Настоящий фурор произвело выступление советских гимнастов: они впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях и сразу заняли первые места (как мужчины, так и женщины). Особенно отличились М. Гороховская (2 золотые и 5 серебряных медалей) и В. Чукарин (4 золотые и 2 серебряные медали). Они оба стали абсолютными олимпийскими чемпионами.
Сенсаций Олимпиады стал победа ленинградца Ю. Тюкалова в соревнованиях по гребле. Зрители были уверены, что золото достанется австралийцу М. Вуду, но Тюкалов обогнал его буквально в последние секунды перед финишем и стал первым в истории СССР олимпийским чемпионом в этом виде спорта.
19 июля
1996 года открылись XXVI летние Олимпийские игры в Атланте (штат Джорджия, США).
Церемония открытия состоялась на Олимпийском стадионе, число телезрителей во всем мире превысило 3,5 млрд. человек. Чести зажечь Олимпийский огонь удостоился выдающийся боксер Мохаммед Али. В завершение церемонии открытия прозвучала песня «Сила мечты», исполненная Селин Дион.
XXVI летние Олимпийские игры проводились по 4 августа 1996 года. Был разыгран 271 комплект медалей в 26 видах спорта, включая и дебютировавшие в олимпийской программе: софтбол, пляжный волейбол, маунтинбайк, женский футбол; гонки экипажей легкого веса в академической гребле.
Несмотря на небывалый размах, организация Игр подверглась серьезной критике. Проблемы возникли с дорожным движением, некомпетентностью волонтеров, сбоями в работе информационных систем. Критики назвали Олимпиаду в Атланте «слишком коммерциализированной».
Талисманом XXVI летних Игр был выбран абстрактный большеглазый персонаж по имени Иззи, который, в отличие от других Олимпийских талисманов, был достаточно мало популярен на Играх.
В довершение ко всему эта Олимпиада ознаменовалась еще и трагедией: 27 июля в Олимпийском парке прогремел взрыв, в результате которого погибли 2 человека (один из них умер от сердечного приступа) и более ста получили легкие ранения. Глава МОК Хуан Антонио Самаранч – единственный раз за время своего олимпийского президентства – не сказал на церемонии закрытия традиционной фразы: «Эти Игры были лучшими в истории».
Участие в Олимпиаде приняли 10320 спортсменов (в т.ч. 3523 женщины) из 197 стран. Россия впервые после распада СССР выставила отдельную команду.
Первое место в неофициальном командном зачете заняли спортсмены из США (101 награда, из них 44 золотых), второе – россияне (63 награды, 26 золотых), третье – спортсмены из Германии (65 наград, 20 золотых).
Самое большое количество золотых медалей принесли своим сборным – российский гимнаст Алексей Немов (шесть) и американская пловчиха Эми Ван Дайк (четыре). По два олимпийских «золота» выиграли пловцы Александр Попов и Денис Панкратов. Кстати, Попов выиграл на дистанциях 50 и 100 метров вольным стилем уже на второй Олимпиаде подряд.
На третьих подряд Олимпийских играх получил статус олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Александр Карелин. А лидером по числу золотых наград, полученных за всю олимпийскую историю, стал 35-летний американский легкоатлет Карл Льюис – на XXVI летних Играх он завоевал свою девятую золотую олимпийскую медаль.
19 июля
В 1941 году родилась Наталия Игоревна БЕССМЕРТНОВА (в Москве), выдающаяся советская и российская балерина, балетмейстер-педагог. Народная артистка СССР. Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР, а также Премии Ленинского комсомола.
С самого детства Наташа любила танцы и интересовалась балетом. В 11 лет родители отдали ее учиться в Московское хореографическое училище, которое она окончила в 1961 году и была принята в труппу Большого театра, где танцевала до 1988 года. Ее дебютом был седьмой вальс и мазурка в «Шопениане» М. Фокина, она выступила также в главной роли современного балета А.И. Баланчивадзе «Страницы жизни».
Прима-балерина Бессмертнова в дальнейшем станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара Большого театра, в т.ч. во всех спектаклях ее мужа – Главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича. Она была первой исполнительницей партий Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетте» и Анастасии в балете «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, поставленных Ю. Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978). Было много и других ролей.
Бессмертнова снималась в телебалете «Ромео и Джульетта», участвовала в экранизации балетов «Жизель», «Шопениана», в кинофильмах-балетах «Спартак», «Грозный век». Ее творчеству посвящен телефильм «Жизнь в танце».
Выйдя в 1988 году на творческую пенсию, она продолжала периодически выступать по контракту до 1993 года. В труппе же Большого театра Бессмертнова проработала до 1995 года педагогом-репетитором и покинула театр, в день назначения художественным руководителем Большого театра В.В. Васильева, по собственному желанию 20 марта 1995 года.
После этого до 2007 года работала в качестве балетмейстера-репетитора (была ассистентом балетмейстера) во всех спектаклях, которые Ю. Григорович ставил в театре «Кремлевский балет» («Ромео и Джульетта» – 1999 год, «Иван Грозный» – 2001 год), Большом театре («Лебединое озеро» П. Чайковского – 2001 год, «Легенда о любви» А. Меликова – 2002 год, «Раймонда» А. Глазунова – 2003 год, «Золотой век» Д. Шостаковича – 2006 год), а также в зарубежных странах.
В 1995 году она заключила контракт с Мировым центром исполнительских искусств в Лондоне, в соответствии с которым являлась директором балета.
Неоднократно была членом жюри Международных конкурсов артистов балета (Москва, Варна, Япония). Депутат ВС СССР 10-го созыва (1979-84 годы).
Она – лауреат 1-й премии на Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария, 1965) и премии Анны Павловой Парижской академии танца (1970). В 1977 году ей была присуждена премия «Давид» (город Таормина, Италия).
Скончалась Наталия Игоревна Бессмертнова 19 февраля 2008 года в Москве, похоронена на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля #Б__
19 июля
1895 года родился Сюй БЭЙХУН (в уезде Исин, провинция Цзянсу), китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи.
Он работал в жанрах «цветы-птицы», «люди» (оба – бумага, тушь, водяные краски), в технике акварели и писал маслом – одним из первых в Китае – такие шедевры, как «Тянь Хэн и 500 разбойников», «Цзюфангао», «Весенний дождь на реке Лицзян». Каждая его картина становилась событием в среде любителей живописи.
В произведениях Сюй Бэйхун мягкая лепка формы сочетается с силой и чёткостью линий. Один из его наиболее популярных шедевров, изображающий галопирующего коня, считается образцом сочетания приемов китайской и европейской манеры рисования.
* * * * *
Выходец из семьи художника и поэта Сюй Дачжана, он обучался у своего отца. В детстве Сюй Бэйхун любил срисовывать иллюстрации к книге «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», всякий раз поражаясь мастерству автора, художника Жэнь И.
В 1919 году он выдержал экзамен, дававший право поехать за казенный счет учиться в Париж, в Национальную Высшую Художественную школу. За годы учёбы Сюй Бэйхун овладел техникой рисования с натуры. В дальнейшем совершил поездки в Германию, Бельгию, Швейцарию и Италию, где знакомился с полотнами великих западных мастеров.
В 1928 году Сюй Бэйхун вернулся в Китай, где по приглашению занял должность профессора кафедры живописи в Центральном университете в Нанкине. Позднее стал деканом Художественного факультета Пекинского университета. Он выступал за реформу художественного преподавания, за введение в учебный курс западноевропейской техники живописи.
На 1930-е годы приходится первый кульминационный период в его творчестве. В 1934 году посетил СССР. В годы Китайской Народной Республики Сюй Бэйхун занимал пост ректора Центральной академии художеств в Пекине (1949-1953) и председателя Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства, воспитал плеяду художников нового Китая.
Скончался Сюй БЭЙХУН 26 сентября 1953 года в Пекине.
19 июля
В 1761 году родился Василий Владимирович Петров (Обоянь, Белгородская губерния), известный русский ученый, физик-экспериментатор, электротехник-самоучка, академик Петербургской Академии наук.
Его по праву называют отцом русской электротехники. Он первым произвел опыты по разложению воды и других веществ, открыл явление электролиза.
Открыл и описал явление электрической дуги, тем самым подарив человечеству возможность пользоваться электрическим освещением, положив начало развитию новых отраслей – электрической наплавке и дуговой сварке металлов.
* * * * *
Начальное образование Василий получил дома и в церковно-приходской школе. Затем обучался в Харьковском коллегиуме, по окончании которого в 1785 году поступил в Петербургскую учительскую гимназию. Завершив учебу, по собственному желанию едет в Барнаул учителем физики и математики Колыванско-Воскресенского горного училища.
В 1791 году возвращается в столицу, определяется в кадетское училище при Измайловском полку учителем математики и работает в нем до упразднения училища в 1797 году. Одновременно с 1793 года по определению Государственной медицинской коллегии, Петров назначается преподавателем математики в Медико-хирургическое училище, а в 1795 году после преобразования училища в Медико-хирургическую академию получает в ней, по прочтении пробной лекции, место экстраординарного профессора физики и математики. С этого времени начинается обширная научная и педагогическая деятельность Василия Петрова, которая продолжалась в Медицинской академии в течение 40 лет. В 1800 году он становится ординарным профессором.
В 1803 году Петров избирается членом-корреспондентом Петербургской АН, в 1807 году – адъюнктом Академии, в 1809 году – экстраординарным академиком и, наконец, в 1815 году – ординарным академиком.
Петров выступал продолжателем традиций великого русского ученого М.В. Ломоносова. Он создает лучший не только в России, но и в Европе физический кабинет и производит ценнейшие открытия во многих областях науки.
Замечательны его опыты над электризацией металлов и исследования о происхождении электрических явлений в пустоте и различных газах, о природе свечения тел, в частности, люминесценции.
Он первым произвел опыты по разложению воды и других веществ. Открытие Петровым явления электролиза позволяет считать его предшественником Дэви и Фарадея в области электрохимии.
Петров первый построил самую большую для того времени электрическую батарею, открыл и описал явление электрической дуги за несколько лет до английского физика Г. Дэви
Сделанное им в 1802 году открытие электрической дуги является тем вкладом русской науки в мировую культуру, которому человечество в первую очередь обязано одним из своих выдающихся достижений – электрическим освещением.
Попытки зарубежных историков физики приписать открытие электрической дуги английскому ученому Г. Дэви ошибочны и исторически неверны. Свои исследования электрической дуги Дэви опубликовал в Лондоне в 1812 году в книге «Элементы философии химии», т.е. почти на 10 лет позже опубликованных в России работ Василия Петрова.
Своим открытием электрической дуги Петров положил начало развитию новых отраслей технических знаний, получивших практическое применение в электрическом освещении, электрической наплавке и сварке металлов.
Одним из первых, применивших дугу Петрова для электрического освещения, был русский академик Б.С. Якоби. Им в 1849 году были освещены Невский проспект и прилегающие к нему улицы дуговой лампой, установленной на башне Адмиралтейства и питавшейся от батареи, состоявшей из 185 пар цинковых и угольных пластин.
Широкое применение на практике этого открытия Петрова осуществил в конце 1870-х годов выдающийся ученый – электротехник и изобретатель П.Н. Яблочков. Он озарил все столицы Европы электрическим светом посредством изобретенной им дуговой лампы, знаменитой свечи Яблочкова, получившей за границей названия – «русский свет», «русское солнце», «северный свет». «Свет приходит к нам с севера», – писали французы об электрическом освещении Яблочкова.
В области электрической дуговой сварки дуга Петрова получила практическое применение благодаря трудам выдающихся инженеров-изобретателей Н.Н. Бенардоса и Н.Г. Славянова.
Скончался Василий Владимирович Петров 3 августа 1834 года в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_июля #П__