19 октября
1839 года родилась Джейн МОРРИС /в девичестве – Джейн Бёрден/ (в Оксфорде), знаменитая английская натурщица, воплощение идеала красоты прерафаэлитов.
Являлась женой Уильяма Морриса, что не мешало ей, впрочем, быть возлюбленной Данте Габриэля Россетти.
Её незаурядная внешность заставляла обратить на себя внимание: высокая, худая, с крупными чертами лица и непослушными вьющимися черными волосами – даже в то время Джейн не вписывалась в каноны классической красоты светских барышень. Может быть, именно поэтому она достаточно быстро стала известной в художественных кругах.
* * * * *
Её детство прошло в бедности и лишениях (отец был конюхом, а неграмотная мать работала прислугой). В октябре 1857 года Джейн с сестрой пошла на выступление театра «Драри-Лейн», где её заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс. Они входили в то время в группу художников, писавших фрески со сценами из книги «Смерть Артура» (1469) английского писателя Томаса Мэлори в Оксфордском союзе.
Художники были поражены её красотой и уговорили позировать им. Сначала Джейн (в кругу художников-прерафаэлитов её называли просто Дженни) была моделью у Россетти. Затем позировала Моррису для картины «Прекрасная Изольда», который сделал ей предложение, и они поженились.
До замужества Джейн была крайне малообразованна, т.к. родители, скорее всего, предполагали для неё карьеру прислуги. После обручения она начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали Джейн как «царственную» особу. Позже она вошла в высшее английское общество и, возможно, послужила прообразом Элизы Дулиттл из пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».
Скончалась Джейн МОРРИС 26 января 1914 года в городе Бат (графство Сомерсет).
В 2006 году в Великобритании вышел мюзикл «Охваченные страстью» о любовной интриге между Джейн Бёрден, женой художника Уильяма Морриса (в спектакле он под именем Топси), и Данте Габриэлем Россетти (в спектакле – Габриэль). Автор сценария – Тереза Говард, музыка Стивена Эдиса.
------------------------------------------------—
Смотри подробнее "Джейн Моррис – последняя муза Данте Габриэля Россети" по ссылке: http://www.liveinternet.ru/users/irena_69/post180296143
19 октября
1913 года родился Степан Калинович ЯРОВОЙ (в селе Барвинково, Харьковская губерния, Российская империя), советский живописец, пейзажист, маринист, портретист, мастер натюрморта.
Почти все его творчество посвящено пейзажам Крыма, он с теплотой и любовью искал красоту в простых мотивах. Работал, соблюдая традиции русской реалистичной школы пейзажной живописи XIX века, имел особенный композиционный дар: находил главные детали пейзажа, с помощью которых его этюды казались законченными работами.
* * * * *
В 1936 году художник переехал в Крым, учился в художественной студии Ялтинского дома народного творчества.
Участник Великой отечественной войны, отмечен боевыми наградами. После окончания войны Степан Яровой обучался в Московской центральной художественной студии «Всекохудожник» (Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства, существовавший с 1928 по 1953 год). Его преподавателем был Б. Иогансон.
Свои произведения, наполненные внутренней гармонией, Степан Яровой стремился делать на одном дыхании, сразу – «alaprima», поэтому от них исходит ощущение свежести и непосредственности.
С 1954 году художник экспонировал свои произведения на областных, республиканских и всесоюзных выставках. Участвовал в зарубежных выставках: 1974 год (Венгрия), 1975 год (Япония), 1976 год (Франция).
С 1958 года член Крымской организации Союза Художников.
Его произведения хранятся в музеях Киева, Ялты, Феодосии, Симферополя, Севастополя, Донецка, а также в частных коллекциях России и ряда зарубежных стран.
Скончался Степан Калинович ЯРОВОЙ 3 июля 1988 года в Ялте.
19 октября
В 1862 году родился Огюст ЛЮМЬЕР /полное имя – Огюст Луи Мари Николя Люмьер/ (в Безансоне), французский изобретатель, совместно со своим младшим братом Луи Люмьером, считается родоначальником кинематографа, основателем французской киноиндустрии и кинорежиссуры.
В то время как младший брат занимался в основном технической стороной кино и изобретательством, Огюст исполнял роль организатора и менеджера и по имеющимся данным киноведов, снял всего одну ленту
* * * * *
Выходец из семьи художника, который увлекался фотографией, он вместе с братом изобрел аппарат, который они назвали «Синематограф».
Главным изобретателем был Луи Жан Люмьер, а Огюст помогал ему, в основном деньгами. Кроме технического изобретения братьям Люмьер принадлежит инициатива регулярного выпуска фильмов.
Первый публичный платный сеанс кино был дан братьями 28 декабря 1895 года в подвале индийского салона «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже. На первых сеансах братья Люмьер демонстрировали сценки, в основном снятые на натуре: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка», постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик» и др. В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей.
В 1903 году ими был запатентован способ получения цветной фотографии, получивший название «автохром».
Скончался Огюст Луи Мари Николя ЛЮМЬЕР 10 апреля 1954 года в Лионе.
В честь братьев во Франции была учреждена ежегодная престижная награда имени Люмьера, которая присваивается за документальные фильмы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #Л__
19 октября
В 1918 года Александр Аркадьевич ГАЛИЧ /имя при рождении – Александр Аронович Гинзбург/ (в Днепропетровске), сценарист, бард, автор текстов песен.
Галич — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии, имени и отчества.
* * * * *
В 1920 году их семья переехала в Севастополь, но покинуть Росссию родители Александра отказались. Вместо Европы в 1923 году они переехали в Москву.
После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. Горького и в Оперно-драматическую студию Станиславского. Но учиться в двух вузах одновременно было трудно, и Литературный институт пришлось бросить. Через 3 года он оставил и Оперно-драматическую студию. Александр перешёл в Театр-студию А.Н. Арбузова и В.Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре», авторство которого было коллективным. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии.
Когда началась война, Александра призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попадает в театр, в котом работает до декабря 1941 года. Отсюда уезжает в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийце.
В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра — «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К.Ф. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут „Орлёнок“», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К.Ф. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».
С конца 1950-х годов Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Он стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В.C. Высоцким и Б.Ш. Окуджавой).
Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой.
В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали, и не позволяли выпустить пластинку. Его собирались слушать по домам, его песни передавали друг другу в записях. Несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим.
В 1971 году Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 году — из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. Его не принимали на работу, и он был лишён возможности зарабатывать себе на хлеб. Первое время Александр Аркадьевич продавал редкие книги из своей обширной библиотеки, потом стал подрабатывать «литературным негром» — подправлять чужие сценарии.
В 1974 году Александр Галич был вынужден эмигрировать. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен. Впоследствии бард поселился в Париже, но... 15 декабря 1977 года он трагически погиб от удара электрическим током от радиоаппаратуры.
Похоронен Александр Аркадьевич ГАЛИЧ в пригороде Парижа на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #Г__
19 октября
В 1840 году родился Магнус Ялмар МУНСТЕРЪЕЛМ (в коммуне Туулос, Великое княжество Финляндское), финский художник-пейзажист.
* * * * *
Родители хотели, чтобы мальчик стал художником, но сам Ялмар мечтал о карьере моряка в связи с чем поступил в морскую школу в Турку. Во время учёбы два раза принял участие в парусной регате в Испании.
В 1860 году он познакомился с финским художником Вернером Холмбергом и был принят в Дюссельдорфскую академию художеств, которую окончил в 1865 году первым на курсе.
Вернулся в Финляндию в 1870 году, когда между Германией и Францией начались военные действия. Совершил несколько поездок в Саво и Карелию. Результаты поездок вылились в величественные пейзажи, которые были выставлены в Мюнхене, Бремене, Ганновере, Вене, Лондоне, Санкт-Петербурге, Гетеборге, Хельсинки. Он стремился увидеть природу в целом, а не реалистическое описание и среду обитания.
Яльмар Мунстеръелм был и замечательным фотографом: его фотографические работы с озерами и пахотными ландшафтами часто повторялись и в картинах.
В 1874 году стал академиком, через 3 года был избран членом Шведской академии искусств.
Скончался Магнус Ялмар МУНСТЕРЪЕЛМ 2 апреля 1905 года в Гельсингфорсе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #М__
19 октября
В 1928 году родился Александр Данилович БУРЗЯНЦЕВ (на хуторе Ново-Преображенский, Уфимская губерния; ныне — Республика Башкортостан), советский российский живописец, пейзажист. Заслуженный художник РСФСР и Башкирской АССР. Удостоен Республиканской премии им. Салавата Юлаева.
* * * * *
После окончания Пензенское художественное училище в 1952 году переехал в Уфу, где трудился в товариществе «Башхудожника».
Персональные выcтaвки Александра Бурзянцева с большим успехом проходят в Москве, Пензе, Уфе, в селе Константиново — родине Сергея Есенина. Сегодня картины художника хранятся в Третьяковской галереи, музее им. М. Нестерова, русском музее Санкт-Петербурга.
В своих картинах прославлял природу Башкирии, Урала. Среди работ: «Сим-городок», «Старый уральский городок», «На реке Бианке», «На озере Кандрыкуль», «Белый снег».
С начала 1970-х годов Александр Данилович стал посвящать творчество Сергею Есенину, среди полотен этого цикла: «Весенний день. Сад поэта», «В доме Есенина». На малой родине поэта в с. Константиново Рязанской области в 1974 году прошла персональная выставка художника.
В 1980-х годах появились картины, освещающие жизнь С.Т. Аксакова: «Ледоход на Белой», 1989; «Место, где родился С.Т. Аксаков», 1989; «Буран», 1990 и др.
Скончался Александр Данилович БУРЗЯНЦЕВ 25 мая 1997 года в Уфе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #Б__
19 октября
В 1953 ггоду родилась Елена Львовна ОРЛОВА-АФИНОГЕНОВА (в Ленинграде), российский живописец, натюрморист, портретист.
Работает в жанре натюрморта , изучая технику многослойной живописи старых голландских мастеров. Пытаясь найти новое и постигая тайны ремесла, она много экспериментирует.
* * * * *
После образовательной школы поступила в медицинский институт, но через год стало ясно, что её истинное призвание быть художником. Ради этого она оставляет медицину и пытается поступить в Институт имени И. Репина. Работая курьером и уборщицей в Академии, она поступает вольнослушательницей в мастерскую профессора Евсея Евсеевича Моисеенко. На третий год её принимают на живописное отделение, которое она успешно закончила в 1982 году по классу Е.Е. Моисеенко
В 1984 году Елена Львовна уезжает в Москву. Начинаются многочисленные выставки художницы. Через четыре года она вступает в Союз художников и возвращается в родной Питер, где живет и работает в Пушкинском районе (бывшее Царское Село).
Пытаясь найти новое и постигая тайны ремесла, Елена Орлова-Афиногенова много экспериментирует.
В 1996 году в ходе сотрудничества с Историко-литературным музеем города Пушкин рождается цикл монументальных исторических картин рельефной живописи «Знаменитые люди Царского Села». Каждая композиция этой серии воспроизводит один из эпизодов, связанных с тем или иным Царскосельским державным владельцем.
Одновременно с историческими картинами Елена Львовна никогда не прерывала свои занятия натюрмортом. Круг излюбленных изобразительных мотивов художника, наряду с элементами извечными для искусства натюрморта – цветами в вазах, плодами и фруктами, книгами, ткаными драпировками – включает множество вещей необычных, экзотических и дразнящих воображение.
Её произведения находятся в частных собраниях и галереях России, США, Франции, Германии, Испании, Италии, Бельгии, Голландии, Японии, Финдляндии, Историко-литературном музее города Пушкина.
В настоящее время Елена Львовна Орлова-Афиногенова находится в расцвете своего творчества, и ценители жду от неё новых живописных откровений.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #О__
19 октября
В 1804 году родился Франциск Жозеф ДЮРЕ (в Париже), французский скульптор-романтик.
Дюре учился у скульптора Франсуа Жозефа Бозио. В 1823 году он был награждён Римской премией со значительным денежным призом, позволившим ему провести 4 года в Италии. В течение этого времени Дюре неоднократно приезжает в Неаполь, где делает копии с античных статуй. В 1831 году скульптору присваивается золотая медаль за его композицию «Меркурий, изобретающий лиру». В 1833 году Дюре создаёт «Рыбака, танцующего тарантеллу» (Лувр), а в 1836 году — скульптуру «Импровизатор, поющий любовную песенку».
Дюре выполняет также заказы по украшению дворцов в Версале, для которых создаёт скульптуры Мольера, Жана де Дюнуа и Ришелье. Для церкви Сен-Мадлен он ваяет статуи Христа и архангела Гавриила, Французского театра — скульптуры Комедии и Трагедии, а также статую актрисы Рашель. В 1860 году мастер заканчивает фонтан Сен-Мишель на бульваре Сен-Мишель в Париже.
Дюре был профессором парижской Школы изящных искусств, занимался также преподаванием.
Скончался Франциск Жозеф Дюре 26 мая 1865 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #Д__
19 октября
В 1917 году родилась Евгения Петровна АНТИПОВА (в городе Торопец, Тверская губерния), русский советский художник, живописец, график.
* * * * *
Окончив школу, она приезжает в Ленинград и поступает в среднюю художественную школу при Всероссийской Академии Художеств.
В 1939 году Евгению без экзаменов принимают на первый курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры. Она занимается у педагогов С. Абугова, П. Белоусова, А. Зайцева, Г. Павловского, А. Осмеркина, В. Малагиса, А. Сегала, И. Степашкина, Б. Фогеля, Г. Савинова.
В феврале 1942 года Евгения эвакуируется из блокадного Ленинграда в Новосибирск. Работает на торфоразработках, надомницей на фабрике, инспектором отдела по делам искусств Горисполкома, директором Дома Народного творчества. Участвует в выставках новосибирских художников.
В 1945 году она возвращается в Ленинград, через 5 лет оканчивает ЛИЖСА имени И. Репина по мастерской Б. Иогансона. В 1953 году её приняли в члены Союза Художников.
В период 1950-56 годов Евгения Петровна преподает живопись и композицию в художественно- педагогическом училище, участвует в выставках ленинградских художников. Пишет пейзажи, натюрморты, жанровые композиции. Среди её излюбленных тем — цветущий яблоневый сад, крымский пейзаж, натюрморт в интерьере и экстерьере.
Впервые творчество Антиповой было широко представлено в 1967 году на совместной выставке с художником В. Тетериным и скульптором К. Суворовой в залах Ленинградского Союза Художников. Так же она участвовала в известных выставках одиннадцати (1972 год) и девяти (1976 год) ленинградских художников, в выставке 26 ленинградских и московских художников (1988 год).
Её произведения находятся в Государственном Русском Музее в Петербурге, в многочисленных художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Они неоднократно воспроизводились в печати, в т.ч. в каталогах выставок и аукционов русского искусства в Италии, Франции, Японии, Англии и других странах.
Скончалась Евгения Петровна АНТИПОВА 27 января 2009 года в Санкт-Петербурге. Похоронена на кладбище посёлка Бернгардовка в пригороде Петербурга, рядом с могилой мужа В.К. Тетерина.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #А__
19 октября
В 1916 году родился Эмиль Григорьевич ГИЛЕЛЬС (в Одессе), советский пианист, музыкант с мировым именем. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Государственных премий.
Один из величайших пианистов XX века. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.
«Есть в мире много талантливых пианистов и несколько больших мастеров, которые возвышаются над всеми. Эмиль Гилельс – один из них…», – писала в 1957 году «Юманите».
«Титаны фортепиано, подобные Гилельсу, рождаются раз в столетие», – цитата из «Майнити симбун».
Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (И. Бах, Д. Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат.
* * * * *
Заниматься игрой на фортепиано он начал в возрасте пять с половиной лет, его первым педагогом был Я.И. Ткач. Быстро добившись значительных успехов, Эмиль впервые выступил на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Скарлатти и др. Через год он поступает в Одесский институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Б.М. Рейнгбальд, и уже в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов.
Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на I-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив консерваторию, Гилельс поступил в аспирантуру Московской государственной консерватории им. Чайковского в класс Г.Г. Нейгауза.
Во второй половине 1930-х годов пианист добился крупных международных успехов: 2-е место на международном конкурсе в Вене (1936), уступив лишь Я.В. Флиеру, а уже через 2 года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе. Вернувшись в Москву, Гилельс начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.
Осенью 1943 года давал концерты в блокадном Ленинграде; после войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности. Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс.
Вместе с Л.Б. Коганом (скрипка) и М.Л. Ростроповичем (виолончель) он сформировал фортепианное трио, а в 1945 году Гилельс впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать). Гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии.
В 1954 году первым из советских музыкантов выступил в Париже, а в 1955 году стал первым, приехавшим с концертами в США, где исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди. Вскоре пианист дал и сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом.
В 1960-70-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около 9 месяцев в году. В 1973 году он был удостоен премии Роберта Шумана (ГДР).
В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт, от которого ему так и не удалось полностью оправиться, несмотря на то, что он вернулся к концертной деятельности. Его последнее выступление состоялось в сентябре 1985 года в Хельсинки.
Скончался Эмиль Григорьевич ГИЛЕЛЬС 14 октября 1985 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #Г__
19 октября
В 1767 году родился Анри-Франсуа РИЗЕНЕР (в Париже), французский живописец немецкого происхождения. Мастер парадного светского портрета.
Характерный представитель классицизма и раннего романтизма. Создатель натурных портретов Наполеона и Александра I.
Работы Ризенера представлены в различных французских собраниях, а также в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея-усадьбы «Архангельское» и др.
* * * * *
Он происходил из семьи знаменитых краснодеревщиков, выходцев из Германии. Отец был талантливым мебельщиком при дворе Людовика XVI и изобретателем.
Анри-Франсуа первоначально занимался у А. Вестье, а затем продолжил учёбу в Королевской академии живописи, скульптуры и архитектуры у Ф. Венсана, позднее – у Ж. Давида. Во время революции он вступил в армию и принимал участие в войнах, которые вела Французская республика.
В конце 1790-х годов Ризенер вновь берётся за кисть; он пишет портреты маслом и миниатюры, едва успевая выполнять многочисленные заказы.
Излюбленным жанром художника являлся парадный портрет. В качестве моделей Ризенер выбирал представителей дворянских фамилий Европы и России. Работы мастера отличает тщательная отделка, сказывающаяся некоторой сухостью и статичностью живописи, но нельзя не отметить факт того, что он был отличным рисовальщиком и мастером цвета.
Написанный им в годы Империи натурный «Портрет Наполеона» имел огромный успех. Художник воспроизвёл его более 50 раз (в настоящее время известны 15 реплик этой работы). В период 1801-27 годов мастер демонстрировал свои произведения в Салоне, наградившем его в 1808 году медалью. В это же время у него родился сын Леон, которому также суждено будет стать художником.
В 1814 и 1815 годах среди заказчиков Ризенера было много русских гвардейских офицеров, находившихся в Париже. В 1816 году по приглашению великого князя Константина Павловича художник приезжает в Варшаву, а затем в Санкт-Петербург. Здесь он выполняет заказы императора Александра I и императрицы Марии Федоровны, князя Н.Б. Юсупова, графов Олсуфьевых и др.
До 1823 года Ризенер продолжал работать преимущественно в России, лишь наездами бывая в Париже, где он оставил жену и сына. Вслед за «Портретом Александра I со свитой», выполненным совместно с Ж.-Ф.-Ж. Свебахом, продолжилась череда портретов русской знати. Среди созданных им произведений были картины парадные и более скромные изображения – погрудные и в рост.
Ризенер блестяще передаёт состояние воздушной среды, колористические эффекты двойного освещения (портрет С.П. Апраксиной; кстати, произведение это можно отнести к немногим примерам сентиментализма в живописи).
Нельзя не сказать и о той роли, которую мастер сыграл в формировании одного из «самых французских художников» – своего племянника Эжена Делакруа. Он часто давал советы начинающему живописцу, брал на этюды в Нормандию. Анри-Франсуа настоял на поступлении юноши в мастерские П.-Н. Герена, постоянно обращал внимание на необходимость изучения технических приёмов старых мастеров и «горячо призывал идти собственным и только собственным путём в искусстве»…
Скончался Анри-Франсуа Ризенер 7 февраля 1828 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #В__
19 октября
В 1882 году родился Умберто БОЧЧОНИ (в Реджо ди Калабрия), итальянский художник и скульптор. Представитель футуризма, считается главным идейным теоретиком этого направления.
Художественное образование получил в Риме в Академии художеств, одновременно изучал технику пуантилизма в студии у Джакомо Баллы. В 1902 году побывал в Париже, где на него произвели впечатления работы импрессионистов. Некоторое время жил в Падуе, в 1904 году посетил Россию.
В 1906-07 годах посещал курсы рисования в Академии изящных искусств в Венеции. Обосновавшись в Милане, молодой художник познакомился с Маринетти, вместе с которым они становятся ведущими фигурами футуристического движения в стране. Боччони был одним из главных авторов «Технического манифеста футуристической живописи», опубликованного в 1910 году.
В зрелых вещах Боччони ключевые для этого направления понятия брутальной силы, скорости и энергии принимали вид тотальных катастроф, преобразующих старое общество в вихревой круговорот обломков и людских толп («Город восстает», 1910), либо претворялись в образы психологических потрясений, позволяющих увидеть человека изнутри («Состояния души. Те, кто остается», 1911).
Как и его художники-соратники, он разлагал форму на отдельные элементы, тем самым передавая эффект движения («Динамизм велосипедиста», 1913, частное собрание, Милан); при этом колорит его картин выделялся своим жестким драматизмом.
Боччони усвоив опыт кубизма, активно работал и как скульптор, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. В 1912 году выпустил «Технический манифест футуристической скульптуры», наметив в качестве главной задачи новой пластики «продолжение предметов в пространстве». Стремился контрастно сочетать различные материалы (к примеру, дерево и картон в «Динамизме скаковой лошади», 1914-1915, Музей П. Гуггенхейм, Венеция).
К известнейшим его скульптурным вещам принадлежат «Развитие бутылки в пространстве» (бронза, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и «Уникальные формы длительности в пространстве» (бронза, 1913, там же). Последняя фигура, которая стремительно шагает, «растворяясь» во встречном ветре, великолепно выражает дух «бури и натиска», свойственный раннему авангарду.
В начале I-й мировой войны художник был призван в армию, во время тренировочных упражнений кавалерии упал с лошади, получив смертельную травму.
Скончался Умберто Боччони 16 августа 1916 года в Вероне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #Б__
19 октября
В 1854 году родился Сергей Иванович ВАСИЛЬКОВСКИЙ (в Изюме, Харьковская губерния), прекрасный русско-украинский живописец-пейзажист.
Он автор известного портрета Тараса Шевченко с автографом (1910-1911). Поэт изображён сидящим, на фоне широкой панорамы степи с низким горизонтом и высоким небом.
Высоко ценя творческую независимость, Васильковский не связывал себя членством в каких-либо объединениях и представлял свои работы на выставки разных товариществ Петербурга, Харькова, Киева.
Художник оставил почти 3000 работ, в последние дни жизни полторы тысячи из них он передал Харьковскому художественному музею. К сожалению, большая часть из них погибла во время Великой Отечественной войны, и сегодня в музеях и частных собраниях находится около 500 его произведений.
* * * * *
Первые навыки в изобразительном искусстве получил в Харьковской гимназии, где его учителем был Д. Безперчий, учившийся в свое время вместе с Тарасом Шевченко в Петербурге у Карла Брюллова. Он внушил своему ученику, что настоящее художественное образование можно получить только в Петербурге в Академии художеств.
После пяти лет обучения в гимназии, по требованию отца, Сергей поступает в Харьковское ветеринарное училище. Однако в 1873 году из-за финансовых затруднений обучение в училище было прервано и Васильковский некоторое время работает канцелярским служащим при Харьковском казначействе.
В период 1876-85 годов он обучался в Императорской Академии художеств (в пейзажном классе у М. Клодта и В. Орловского), которую окончил с большой золотой медалью. Успешное обучение дополнялось впечатлениями от выставок передвижников и поездок на родину.
В студенческие годы он сильно нуждался, жил на чердаке в Академии, в так называемой «казёнке», вместе с Порфирием Мартиновичем, Афанасием Сластёном, Геннадием Ладыженским, Николаем Самокишем, Яном Ционглинским, которые также стали известными художниками.
Выполнив учебную программу, Васильковский в 1883 году путешествует по Украине. Там создаёт ряд известных пейзажей «Весна на Украине», «Летом», «Каменная балка», «На околице», что позволило ему принять участие в конкурсе на золотую медаль и во всероссийской академической выставке. За пейзажные этюды Васильковский получил 5 серебряных и одну малую золотую медаль, а за картину «На Донце» – большую золотую и право на зарубежную поездку для профессионального усовершенствования.
В марте 1886 года художник выезжает за границу – живёт во Франции, путешествует по Англии, Испании, Италии, Южной Африке и Германии. Там он знакомится с коллекциями художественных музеев, совершенствует мастерство, много работает.
В Париже Васильковский познакомился с русским художником Иваном Павловичем Похитоновым, который посоветовал ему выставить работы в Парижском салоне. Картины Васильковского в столице Франции хорошо продавались, что позволило ему скопить приличную сумму денег.
В 1888 году, посчитав, что в плане художественного совершенства Европа ему больше ничего дать не может, Сергей Иванович вернулся в Россию. Достигнутый им успех в Европе открывал перед ним хорошие возможности для карьеры в Петербурге, но Васильковский решил поселиться на Украине, чтобы отображать в картинах её историю и природу.
Художник обосновался в Харькове и оборудовал хорошую мастерскую. Он много путешествовал по Украине, плодотворно работал, выставляя свои полотна на различных выставках, где они неизменно пользовались интересом у зрителей. В 1900 году в Харькове с успехом прошла его первая большая персональная выставка, на которой было представлено более 120 работ.
Васильковский стал одним из основателей местного литературно-художественного кружка, а затем и первого на Украине общедоступного художественного музея, которому в конце жизни завещал солидную сумму денег и 1340 своих работ.
Скончался Сергей Иванович Васильковский 8 октября в 1917 году в Харькове.
* * * * *
Значительная часть работ художника находилась в музеях и частных коллекциях на Украине. К сожалению, многие из них погибли или были похищены фашистами.
В наши дни работы мастера вызывают неизменный интерес зрителей, помогая им лучше понять историю Украины и почувствовать неповторимую красоту её природы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #В__
19 октября
В 1939 году родился Вячеслав Михайлович КЛЫКОВ (в селе Мармыжи, Курская область), советский и российский скульптор.
Выходец из крестьянской семьи, он в 1964 году окончил Московский художественный институт им. Сурикова. Известность получил благодаря скульптурным оформлениям Центрального детского музыкального театра и фигурой «бога торговли» Меркурия у Центра международной торговли в Москве.
Среди его работ: памятники Н. Рубцову в Тотьме, К. Батюшкову в Вологде, Сергию Радонежскому в Радонеже, великой княгине Елизавете Фёдоровне в Москве, протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области, Кириллу и Мефодию в Москве, Владимиру Святому в Херсонесе, И.А. Бунину в Орле, маршалу Г.К. Жукову в Москве, Николаю II в селе Тайнинском и Подольске, Петру I в Липецке, Илье Муромцу в Калуге, Александру Невскому в Курске.
В 1995 году по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память битвы на Курской дуге.
Монументы работы Вячеслава Михайловича, неоднородные по качеству (Батюшкова и Сергия Радонежского можно, в частности, причислить к его несомненным удачам) порой сопрягались с целым рядом сенсаций. Так Сергий явился едва ли не первым монументом в перестроечной России, который попытались установить без официальной санкции, Николай II (в Тайнинском) был в 1997 году взорван антимонархистами.
В 1990-е годы скульптор, войдя в число идейных вождей «патриотической оппозиции», развернул широкую общественную деятельность, прежде всего в качестве председателя созданного им Международного фонда славянской письменности и культуры.
Скончался Вячеслав Михайлович Клыков 2 июня 2006 года в Москве, похоронен в родном селе Мармыжи.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_19_октября #К__