1 июня
1935 года родился Норман ФОСТЕР (в Манчестере), культовый британский архитектор, придумавший стиль «хай-тек», лауреат Императорской и Притцкеровской премий.
Каждый его проект обязательно бьёт рекорд по масштабу, инновационности, многофункциональности, высоте или бюджету.
Фостер произведён Королевой Великобритании сначала в рыцари, потом и в бароны. Иностранный почётный член Российской академии художеств.
* * * * *
Выходец из семьи, принадлежащей к рабочему классу, Норман после школы стал работать в офисе казначея Манчестера.
После прохождения службы в Королевских ВВС, он в 1961 году посещал Манчестерский университет градоустройства и архитектуры.
Затем 2 года учился в Школе архитектуры Йельского университета, где получил ученую степень магистра. Там же Норман Фостер встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым создал «Бюро четверых».
Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль «хай-тек», основа которого была заложена в конце XIX века в постройках русского архитектора В.Г. Шухова. Сам Фостер в интервью называет Шухова своим кумиром и широко использует в своём творчестве шуховские сетчатые оболочки.
В Астане, например, Фостером были построены «Дворец Мира и Согласия» (2006) и торгово-развлекательный центр «Хан-Шатыр» (2010). Работал он в городах: Лондон, Нью-Йорк, Манчестер, Гонгконг, Берлин, Москва…
--------------------------------------------------------------
Смотри также "15 самых значимых проектов культового архитектора барона Нормана Фостера" по ссылке: https://novate.ru/blogs/080215/29912/
1 июня
1870 года родился Фёдор Иванович ЛИДВАЛЬ /урожденный – Юхан Фредрик Лидваль/ (в Санкт-Петербурге), российский и шведский архитектор шведского подданства и происхождения, академик архитектуры, член Императорской Академии художеств (АХ).
* * * * *
Его отец Юн Петтер Лидваль приехал в Россию в 1859 году и со временем стал известным в Санкт-Петербурге портным, главой крупной швейной мастерской «Иван Петрович Лидваль и сыновья» и поставщиком императорского двора, мать – датчанка, родившаяся в Петербурге.
В 1882 году Фредрик Лидваль окончил начальную школу при евангелической Шведской церкви Святой Екатерины, а затем Второе Петербургское реальное училище. Два года занимался в Училище технического рисования барона Штиглица. Во время каникул он, как и его братья, дважды проходил службу в Королевском лейб-гвардейском полку в Стокгольме.
В 1890-96 годах Фёдор Лидваль был студентом архитектурного отделения Высшего художественного училища Императорской АХ. Он стал учеником прекрасного педагога-архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Окончил АХ со званием художника-архитектора. Впоследствии на его чертежном столе всегда стояло фото Л. Бенуа.
Самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. С 1899 года он стал членом Петербургского общества архитекторов. С 1909 года – академиком архитектуры, членом Императорской АХ. В Санкт-Петербурге по его проектам построено более 30 зданий и сооружений.
В период 1910-17 годах Лидваль преподавал на архитектурном факультете Женского политехнического института, участвовал в издании архитектурно-художественного журнала, являлся членом многих конкурсных комиссий и сам принимал участие в многочисленных конкурсах по проектированию различных построек.
После октября 1917 года жил в Петербурге. Насилию он не подвергался, был нужен как архитектор. Но в связи с тяжелым положением в стране уже ничего не строили. В 1918 году, разорённый революцией, Лидваль вынужден был уехать в Стокгольм, куда годом раньше отправил семью. По воспоминаниям дочери Ингрид, в Швеции Лидваль чувствовал себя духовно изолированным и грустил об утраченных творческих возможностях.
Несмотря на свой опыт архитектора, с работой Лидвалю вначале не везло и было трудно существовать. Помощь деньгами ему оказывал до своей смерти в 1932 году Эммануил Нобель – президент Российской нефтяной компании, тоже беженец из России.
Один из шведских архитекторов Альбин Старк дал Лидвалю работу. Но творческие заказы были редки. Он спроектировал в Стокгольме 16 авторских домов, а также принимал участие в разработке проектов еще 7 зданий (в основном в качестве дизайнера интерьеров).
Скончался Фёдор Иванович ЛИДВАЛЬ 14 марта 1945 года, похоронен в Стокгольме на Юрсхольмском кладбище.
1 июня
1498 года родился Мартен ван ХЕМСКЕРК /урождённый Мартен ван Вен/ (в Северной Голландии), нидерландский художник эпохи Возрождения.
* * * * *
Выходец из крестьянской семьи, он против воли отца отправляется в Харлем в обучение к художнику Корнелису Виллемсу, а в 1527 году переходит учеником к Яну ван Скорелу (и в настоящее время искусствоведы не всегда способны определить точную принадлежность отдельных полотен кисти Скорела или Хемскерка).
В период 1532-1536 годов художник живёт и работает в Риме, где его произведения пользуются большим успехом. В Италии ван Хемскерк создаёт свои картины в художественном стиле маньеризма.
После возвращения в Нидерланды он получает многочисленные заказы от церкви как на алтарную живопись, так и создание витражей и настенных гобеленов. Мартен ван Хемскерк был одним из ведущих членов гильдии Святого Луки.
С 1550 года и до конца жизни художник служит церковным старостой в церкви Святого Бавона в Харлеме. Кроме прочих работ, он известен своей серией полотен "Семь чудес света".
Скончался Мартен ван ХЕМСКЕРК 1 октября 1574 года в Харлеме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #Х__
1 июня
В 1937 год родилась Инна Алексеевна ШИРОКОВА (в Кирове), советский и российский художник широкого творческого диапазона, ею созданы произведения во многих жанрах живописи: портрет, анималистика, натюрморт, жанровая картина, обнаженная натура. Член Союза художников СССР (1976). Заслуженный художник РСФСР.
Мир её живописи необычайно интересен и разнообразен, далеко не каждый мастер способен писать в разных, кардинально отличающихся друг от друга жанрах и стилей.
* * * * *
Из семьи художников Фаины Анатольевны Шпак и Алексея Петровича Широкова, она в период 1956-61 годов обучалась в Горьковском художественном училище на педагогическом отделении (преподаватели – заслуженный художник РСФСР М. Холуев, А. Сайкина, Г. Миронова).
Выставочную деятельность начала с 1961 года. Вернувшись в Киров, начала работать в кировских художественно-производственных мастерских.
За 45 лет активного творчества Инна Алексеевна написала сотни произведений, разных по содержанию, решению, звучанию. За минувшие десятилетия она была участницей многочисленных областных, региональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Её персональные смотры в разные годы проходили не только в родном Кирове, но и в самых различных уголках России – Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Костроме, Вологде, Новосибирске, Кемерово, Новокузнецке – всего почти в 30 городах.
Полотна мастера находятся в государственных музеях ряда российских городов (лишь в Кировском областном художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых их более 20), а также в российских и зарубежных частных коллекциях.
В 2004 году награждена дипломом Академии художеств.
В настоящее время Инна Алексеевна ШИРОКОВА живет и продолжает творить в городе Кирове.
----------------------------------------------—
Смотрите также «Художник Инна Алексеевна Широкова» по ссылке:
http://www.liveinternet.ru/users/harchenco_olga/post187943166
----------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #Ш__
1 июня
В 1945 году родился Алексей Васильевич КУЗЬМИЧ (в д. Мохро, Брестская область), советский и белорусский художник-живописец, автор величайшей в мире коллекции живописи с образом Мадонны, действительный член Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения (2002), член Белорусского союза художников, общественный и культурный деятель.
Главной героиней его живописи всегда была Женщина. Сам художник характеризовал своё кредо следующим девизом: «Кто любит женщину, кто любит мир, кто пишет женщину, тому помогает Бог».
* * * * *
Рисовать Алексей начал рано, а в 1962 году поступил в Красноярске учиться в художественное училище им. В.И. Сурикова. Большую роль в становлении его как художника сыграл Красноярский государственный художественный музей, обладающий одним из самых значительных собраний произведений живописи русского искусства XIX – XX веков за Уралом. Много времени им было проведено в этой картинной галерее за отработкой техники художественного письма.
В 1968 году Алексей Кузьмич приехал в Минск, где поступил в Белорусский государственный театрально-художественный институт. Его преподавателями были известные белорусские художники Борис Аракчеев, Натан Воронов, Пётр Крохолёв. Талантливому выпускнику (1975 г.) предложили остаться преподавать в институте. Получив некоторый опыт преподавания, Алексей Кузьмич ушёл из института и полностью занялся творчеством.
В работах художника преобладает образ Мадонны, через который он воплощал идеалы добра, чистоты и красоты, символ жизни и возрождения славянской духовности, боль за судьбу духовной цивилизации.
Одной из ключевых тем в творчестве Алексея Кузьмича является тема бытия и единства славянских народов, которой посвящен целый цикл картин. Художник так же является автором портретов некоторых известных деятелей культуры и искусства своего времени.
Скончался Алексей Васильевич КУЗЬМИЧ 31 октября 2013 года в Минске.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #К__
1 июня
В 1955 году родилась Евгения Павловна СИМОНОВА (в Ленинграде), российская актриса театра, кино и телевидения. Народная артистка РФ. Лауреат Государственной премии СССР.
* * * * *
Ее отец был выдающимся ученым-нейрофизиологом, а мать преподавала иностранный язык. Будущая актриса занималась в музыкальной школе при Гнесинке, увлекалась конным спортом, училась хореографии.
Она провалила вступительные экзамены в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС, но была принята в Щукинское училище на курс Ю. Катина-Ярцева.
Дебют молодой актрисы в кино состоялся уже на первом курсе: в 1973 году она сыграла Машу Попову в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Роль была небольшая, но Евгения Симонова запомнилась зрителям. В 1975 году она снялась в комедии «Афоня» и приключенческом фильме «Пропавшая экспедиция».
В 1976 году Евгения Симонова окончила театральное училище и стала актрисой труппы Московского академического театра имени В. Маяковского. Ей сразу стали доверять центральные роли в постановках.
Ее звездной ролью стала Принцесса в картине Марка Захарова «Обыкновенное чудо», где партнерами актрисы были Александр Абдулов, Олег Янковский, Андрей Миронов и Екатерина Васильева. После этого Симонова снялась в фильмах «Баламут», «День свадьбы придется уточнить», «Дети солнца» и телесериале «Рафферти». Отдельно стоит отметить ее работу в драме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», где Евгения Симонова сыграла жену великого писателя.
В 1990-е годы в российском кинематографе наметился кризис и Евгения Симонова, как и многие ее коллеги, снималась мало. Одной из наиболее ярких работ актрисы после возвращения в кино стала роль Софьи Александровны в картине «Дети Арбата», режиссером которой выступил Андрей Эшпай.
За съемки в этом фильме Евгения Симонова была удостоена Премии «Золотой Орел» (лучшая женская роль в телевизионном кино).
Актриса играла в картинах «Многоточие», «Капитаны» и «Сынок», а также сериалах «Талисман любви», «Иван Грозный» и др.
Сегодня Евгения Симонова продолжает активно сниматься в кино и на телевидении, а также является ведущей актрисой театра имени Маяковского.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #С__
1 июня
В 1941 году родился Тоёо ИТО (в Кэйдзё), японский архитектор, сумевший в своих творениях соединить представления о физическом, реальном и виртуальном мирах. Удостоен высшей в мире награды в области архитектуры – Прицкеровской премии (2013).
Он является также дизайнером и мастером концепции. Его разработки в области дизайна поражают своими формами и оригинальностью.
* * * * *
Окончил Токийский университет в 1965 году; работал в архитектурном бюро. В 1971 году открыл в Токио собственное бюро «Toyo Ito & Associates Architects».
Первоначально он разрабатывал проекты домов по частным заказам. Однако известность к нему пришла как к креативному мастеру, соединившему в архитектуре представления о физическом, реальном, и виртуальном мирах. Его сооружения "Башня ветров" и "Яйцо ветров" (1991) стали знаковыми работами городской архитектуры, позволяющими проследить возможное развитие технологий архитектуры будущего. Тоёо Ито являлся учителем для некоторых представителей более молодого поколения японских архитекторов.
Он — профессор университетов Токё Ёси Дайгаку, Университета Северного Лондона, Колумбийского университета, токийского университета искусств Тама.
Его последние работы выполнены в постмодернистском стиле. Мастер находится в постоянном поиске новых форм архитектурного самовыражения.
В 1991 году Тоёо Ито представляет 130 своих видеопроектов на выставке в лондонском музее Виктории и Альберта, позволившие показать зрителям авторскую концепцию городского мира Токио как "Vision of Japan". Подобный же принцип использует он в 2000 году на выставке под названием «Фантазия и реальность» в музее изящных искусств Луизианы. Серия его выставок под названием «Размытая архитектура» прошла в таких городах, как Ахен, Токио, Антверпен, Окленд и Веллингтон.
Тоёо Ито получил 35 по счету Притцкеровскую премию — аналог Нобелевской, но предназначенной исключительно для архитекторов.
-------------------------------------------------
Смотри поподробнее "Архитектурные проекты Тойо Ито" по ссылке:
http://trendymen.ru/lifestyle/design/117669/
--------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #И__
1 июня
В 1949 году родилась Ксения Анестовна ГЕОРГИАДИ (в Гудауте), советская и российская эстрадная певица греческого происхождения. Неоднократный лауреат телевизионного фестиваля «Песня года».
* * * * *
В 1968 году поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (класс Георгия Виноградова), по окончании учёбы, была направлена на практику в Омскую областную филармонию. Работала совместно с азербайджанским певцом Поладом Бюльбюль-оглы.
В 1978 году Ксения Георгиади стала победителем Всесоюзного телевизионного конкурса «С песней по жизни», в первом туре которого исполнила песню на музыку Вадима Ильина и слова Юрия Рыбчинского «Уроки музыки», а в финале — песню на музыку Юрия Саульского и слова Леонида Завальнюка «Ожидание».
Выступала в Московской государственной академической филармонии в ансамбле «Фантазия» под руководством Виктора Акопова. Работала так же в ансамбле «Молодость» Эдуарда Смольного.
В 1981 году пела в Росконцерте в вокально-инструментальном ансамбле «Верные друзья». Ксения Георгиади объездила с концертами весь Советский Союз, выступала во многих странах мира.
Наиболее известны такие исполняемые ею песни, как «Ищу тебя», «Уроки музыки», «Добрая столица», «Ожидание», «Наша любовь», «Я тебя не прощу», «Радоваться жизни», «Ай-ай-ай» и др.
В период 1992-98 годов певица жила и работала в Афинах, сейчас продолжает свою концертную деятельность в Москве, сотрудничает с композитором и поэтессой Еленой Суржиковой.
Ксения Георгиади является автором текстов некоторых своих песен.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #Г __
1 июня
В 1929 году родился Стасис Альгирдо КРАСАУСКАС (в Каунасе), литовский советский график.
Учился в Вильнюсском государственном институте физкультуры и спорта, восемь раз завоевывал звание чемпиона Литовской ССР по плаванию в заплывах на разные дистанции и в разных стилях.
Но тяга к искусству победила. И в 1952 году он поступил в Государственный художественный институт в Вильнюсе и окончил его в 1958 году, получив диплом с отличием.
Создавал в различных техниках (ксилография, литография, линогравюра, офорт) станковые гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. К наиболее известным произведениям Красаускаса относится линогравюра «Юность» (1961).
Автор циклов иллюстраций к поэмам Ю. Марцинкявичюса «Кровь и пепел», «Стена», к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек», к поэме Р. И. Рождественского «Реквием», «Сонетам» У. Шекспира и другим. С 1961 года преподавал в Художественном институте.
Среди других работ — серия гравюр «Движение», эстампов «Вечно живые».
Скончался Стасис Альгирдо Красаускас 10 февраля 1977 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #К__
1 июня
В 1844 году родился Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ (в Петербурге), русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, архитектор, педагог. Народный художник РСФСР.
Учился в Академии художеств, брал частные уроки у П.П. Чистякова и И.Н. Крамского. Как пансионер Академии художеств, в 1872-76 годах посетил Италию, Францию и Германию. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 года и как художник-корреспондент – в русско-турецкой войне 1877-78 годов.
Будучи академиком Поленов преподавал в училище живописи в Москве. Под его руководством стали настоящими художниками К. Коровин, И. Левитан, А. Архипов и др. Живя в Москве, в 1878 году он создает неповторимый шедевр – картину «Московский дворик». Данное произведение принесло художнику успех и популярность, а его стиль написания, стал восприниматься современниками, как новый стиль, обозначенный интимным пейзажем.
В 1879 году Поленов вступает в ряды художников-передвижников и часто выставляет свои работы на выставках, среди которых картина «Бабушкин сад». Это произведение Стасов обозначил, как наилучшую колоритно-живописную работу среди пейзажистов того времени.
Василий Поленов вместе с А. Праховым и С. Абамелек-Лазаревым в 1881 году посещает ближний восток (Египет, Сирия и Палестина). По возвращении привезенные им работы были проэкспонированы в 1885 году на передвижной выставке, где их увидел Павел Третьяков – очарованный картинами он приобретает их.
В 1883 году художник вместе с супругой посещает Италию. Обосновавшись в Риме, вынашивает замысел картины на тему из жизни Христа, и в 1887 году пишет картину «Христос и грешница». Самое интересное, что Христа Поленов изобразил не совсем традиционно, а как простого человека с мудрым разумом и чистой душой. Картина в том же году была выставлена на передвижной выставке и куплена императором Александром III.
В 1890-е годы художник уезжает из столицы в Тульскую область, где приобретает дом на берегу Оки. Позднее по его замыслу построили дом вместе мастерскими, в которых он собирает художников, а местных сельских детишек обучает живописи и рисунку. Это имение было названо Борок. Поленов много работает и создает ряд живописных произведений с красотами окрестностей реки Оки «Ранний снег», «Летом на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая осень».
Много времени он уделяет работе в театре, что способствовало его дружбе с Савой Мамонтовым. По замыслу художника в 1915 году построено театральное здание с различными мастерскими для постановки сцен. Сам принимает участие в разработке сценариев и режиссерских постановках.
После Октябрьской революции Поленов переезжает в свое имение Борок, где участвует в организации крестьянских театральных кружков, работает с молодежью, преподает живописные основы детям. Продолжая заниматься творчеством, пишет в 1919 году картину «Разлив на Оке».
В 1924 году ему 80 лет – в знак данного события в залах Третьяковской галереи устраивается его персональная выставка.
За различные заслуги в 1926 году Советское государство присваивает ему звание Народного художника России.
Скончался Василий Дмитриевич Поленов 18 июля 1927 года в селе Борок, которое сейчас носит его имя – Поленово.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #П__
1 июня
В 1858 году родилась Мария Клавдиевна ТЕНИШЕВА /урождённая Пятковская, по отчиму – Мария Морицовна фон Дезен; в первом браке – Николаева/ (в Петербурге), русская дворянка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог, меценат и коллекционер.
Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, училища ремесленных учеников в городе Бежица, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.
* * * * *
Рано вышла замуж, однако брак не сложился. С маленькой дочкой уезжает в Париж к знаменитой Маркези учиться пению – у Марии Клавдиевны было прекрасное сопрано. В 1892 году она вступила в брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым – крупным российским промышленником. Вместе с ним княгиня переехала в городок Бежецк, где Тенишев управлял делами крупного завода.
Мария обладала великолепным художественным вкусом. Она собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и др. Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894-1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске.
Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиан, серьёзно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была ею передана в дар Государственному Русскому музею.
Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С.И. Мамонтовым) издание журнала «Мир искусства», материально поддерживала творческую деятельность А.Н. Бенуа, С.П. Дягилева и других выдающихся фигур «Серебряного века».
Благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело. Совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Труды Марии Клавдиевны были оценены по достоинству во Франции: она была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и избрана почетным членом Римского археологического общества.
Истинной страстью Тенишевой была русская старина: собранная ею коллекция была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Именно эта коллекция предметов стала основой музея «Русская старина» в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С.Т. Конёнкова). В 1911 году Мария Клавдиевна передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина».
Одним из главных просветительских проектов в жизни Тенишевой стало Талашкино – родовое имение княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели в 1893 году (управление делами было оставлено в руках бывшей хозяйки). Дружившие с детства Тенишева и Святополк-Четвертинская воплотили в Талашкино концепцию «идейного имения», т.е. центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно – развития сельского хозяйства.
В 1894 году супруги Тенишевы приобрели недалеко от Талашкина хутор Фленово и открыли там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу, собрав превосходных преподавателей и богатейшую библиотеку. Использование самых передовых достижений аграрной науки позволило школе готовить высокоэффективных фермеров, которых требовала реформа Столыпина.
После 26 марта 1919 года Тенишева покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию. Написанные в эмиграции и опубликованные в Париже уже после её смерти воспоминания княгини Тенишевой – «Впечатления моей жизни. Воспоминания» – охватывают период с конца 1860-х до новогодней ночи 1917 года.
Скончалась Мария Клавдиевна Тенишева 14 апреля 1928 года в парижском пригороде Сен-Клу.
«Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много» – писал И.Я. Билибин.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #Т_
1 июня
В 1804 году родился Михаил Иванович ГЛИНКА (в селе Новоспасском, Смоленская губерния), русский композитор, основоположник национальной композиторской школы, родоначальник русской классической музыки.
Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.
Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма.
Классик русского романса.
Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в т.ч. на А.С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П.И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи.
* * * * *
Выходец из семьи смоленских помещиков, Михаил начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, он рано проявил тягу к музыке.
Музыкальные занятия – игра на скрипке и фортепиано – начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер.
В 1818 году Глинка поступил в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Петербурга, где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом.
Гувернёром Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Михаил брал уроки игры на фортепиано у английского композитора Джона Филда.
После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.
В 1830-34 годах он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты – написанию русской оперы. Сюжет был подсказан В.А. Жуковским – подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 году в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя».
После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла с перерывами около 6 лет. В 1842 году состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом.
В 1838 году Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Весной 1844 года композитор отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений. Этот концерт, состоявшийся 10 апреля 1845 года, был высоко оценен прессой.
Затем Глинка отправился в Испанию, где пробыл 2 года. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-ая редакция – 1851). В 1848 году композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» – сочинение, о котором П.И. Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».
Зиму 1851/1852 годов Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры. Под его непосредственным влиянием складывалась русская вокальная школа.
В 1852 году композитор вновь уехал за границу, где чуть более двух лет прожил в Париже. Вернувшись в Россию, он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки».
В следующем году произошло его знакомство с М.А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
В 1856 году Михаил Иванович уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.
Скончался Михаил Иванович Глинка 15 февраля 1857 года в Берлине, похоронен на лютеранском кладбище. Впоследствии прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #Г__
1 июня
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
(МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДЕТЕЙ)
В этот день 1950 года впервые отмечен Международный день защиты детей, учрежденный в ноябре 1949 года на Московской сессии Совета Международной демократической федерации женщин (МДФЖ) в соответствии с решениями II-го Конгресса МДФЖ, состоявшегося в Будапеште в 1948 году. Первый раз он был проведён в 51 стране и с тех пор отмечается ежегодно.
Этот день – не только веселый праздник, но и повод напомнить обществу о необходимости соблюдения и уважения прав ребенка.
Ведь в наше время более половины детей становятся жертвами агрессивного поведения взрослых в своих же семьях. По всему миру дети подвергаются разным опасностям. Это и пагубное влияние современного телевидения и агрессивных компьютерных игр на физическое и психическое здоровье малышей, во многих азиатских и африканских странах дети голодают и умирают, не дожив до 5-летнего возраста. Многим угрожают СПИД, неграмотность и бесконечные войны.
В России по-настоящему здоровых детей не более 12%, снизилась рождаемость, увеличилось число детей, страдающих психическими расстройствами. Среди учеников участились случаи агрессии, вандализма, суицида. Около половины подростков употребляют алкоголь и наркотики.
Для помощи детям в ООН создан специальный фонд, который ведет обширную работу по всем аспектам детского здоровья – от предродового периода вплоть до юности.
* * * * *
Существует мнение, историей пока не подтвержденное, что решение о проведении Международного дня детей было принято в 1925 году на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей, в Женеве. Сейчас трудно сказать, почему в то время была выбрана дата 1 июня.
По одной из версий, в 1925 году Генеральный консул Китая в Сан-Франциско собрал группу китайских детей-сирот и устроил для них празднование Дуань-у-цзе (Фестиваля лодок-драконов), дата которого как раз пришлась на 1 июня. По счастливой случайности, день совпал и со временем проведения «детской» конференции в Женеве.
У Международного дня детей есть флаг. На зеленом фоне, символизирующем рост, гармонию, свежесть и плодородие, вокруг знака Земли размещены стилизованные фигурки – красная, желтая, синяя, белая и черная. Эти человеческие фигурки символизируют разнообразие и терпимость. Знак Земли, размещенный в центре, – это символ нашего общего дома.
* * * * *
Американский живописец Дональд Золан не просто художник. Этот человек рисует с душой, он рисует одно из прекрасных что есть в нашем мире, это счастливое, приятное и беззаботное детство.
Его можно назвать одним из самых добрых, позитивных и чувственных современных живописцев. Ведь такие произведения, которые выходят из-под его кисти, способен творить только очень чуткий человек с большим и любящим сердцем.
Главные герои его картин – цветы жизни, иными словами – дети, и цветы. А еще домашние животные, птицы, природа, в общем, все то, что вызывает у человека только улыбку и умиление.
Смотрите подборку «Счастливое и беззаботное детство на картинах Дональда Золана»:
1 июня
В 1937 году родилась Колин МАККАЛОУ (в Веллингтоне, Новая Зеландия), австралийская писательница, прославившаяся романом «Поющие в терновнике».
Мать Колин, Джоан была родом из Новой Зеландии, среди её предков были выходцы из племени маори, коренного населения Новой Зеландии. Семья Маккалоу часто переезжала, осев в конечном итоге в Сиднее, где девочка училась в колледже Святого Креста.
Колин много читала и рисовала и даже писала стихи. Несмотря на очевидную художественную одаренность, родители, в чьей памяти ярко запечатлелись картины Великой депрессии, настояли, чтобы дочь избрала более финансово-надежную профессию. В результате Колин Маккалоу получила медицинское образование и стала заниматься нейропсихологией.
В Сиднее, в Королевской больнице Северного побережья, она основала отделение нейропсихологии, которым руководила 5 лет. Затем работала в Лондоне, а переехав в США, 10 лет вела научные исследования и преподавала в Йельской медицинской школе.
В 1974 году был опубликован дебютный роман Колин Маккалоу «Тим». Через 3 года свет увидели знаменитые «Поющие в терновнике» – книга ставшая международным бестселлером. Она была переведена более чем на 20 языков и принесла автору признание. Литературный успех подтолкнул Маккалоу к тому, чтобы оставить науку и полностью посвятить себя сочинительству.
Для серии своих романов о Древнем Риме писательница провела столь глубокие и профессиональные исторические исследования, что в 1993 году была удостоена звания почетного доктора наук Университета Маквайра (Macquarie).
В настоящее время проживает в Сиднее.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_1_июня #М__