20 ноября
В 1819 году родился Жозеф СТЕВЕНС (в Брюсселе), бельгийский художник-анималист, брат Алфреда Стевенса.
Его мастерство было очень велико, он мог передать естественный цвет шерсти животных.
* * * * *
Жозеф изучал живопись в брюссельской Академии искусств. В дальнейшем вместе с братом Альфредом уехал в Париж, где продолжил учёбу у французского художника А.-Г. Декана. Там же познакомился с барбизонской школой художников, с такими мастерами, как Теодор Руссо, Тома Кутюр и др.
Впервые Жозеф Стевенс выставляется на брюссельском Салоне 1842 года, затем участвует в выставках в Амстердаме, в Гааге, в Дижоне и прочих.
По примеру фламандских художников XVII века – Фейта, Снейдерса, он изображал на своих картинах собак, подчеркивая жалкую сторону их жизни. Введенный во французские художественные круги братом, Жозеф Стевенс в Париже испытал влияние Декана и стремился не только рассказать историю своих персонажей, но и передать их психологический портрет.
В 1863 году художник был награждён бельгийским орденом Леопольда I, а через три года становится кавалером французского Ордена Почётного легиона.
В 1869 году он окончательно поселяется в Брюсселе. Основной темой его творчества была тема животных, их жизнь, сходство повадок животных с человеческими привычками. В заключительный период мастер стал писать и социально-критические полотна.
В конце жизни он перестал заниматься живописью, пораженный тяжелым психическим заболеванием.
Скончался Жозеф СТЕВЕНС 2 августа 1892 года в Брюсселе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_ноября #С__
20 ноября
В 1784 году родился Иван Егорович ЭГГИНК (в имении Певикен, герцогство Курляндия и Семигалия; ныне Павилостский край, Латвия), исторический живописец и портретист. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Будучи незаконнорожденным сыном дворянина, балтийского немца Фридриха Книггэ (Friedrich Diedrich Freiherr Knigge), использовал псевдоним от фамилии отца, записанной справа налево Knigge.
* * * * *
Учился в Дерпте у П. Тильекра. В 1813-14 годах посещал художественные классы Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. В этот период он вступил в масонскую ложу.
В 1816 году Эггинк вместе с живописцем Г.А. Гиппиусом предпринял пешее путешествие по Европе.
Для продолжения образования, занимался в Дрездене, Берлине, Бонне, Мюнхене и Италии преимущественно исторической живописью.
В 1822 году в Вероне, где находился тогда император Александр I по случаю конгресса, Эггинк представил государю несколько произведений («Великий князь Владимир избирает религию», копии с картин «Положение во гроб» Рафаэля, и «Даная» Тициана, семнадцать миниатюр, по большей части копии с портретов знаменитых людей). Эти работы были приобретены императором, а их исполнителю назначен пенсион из казны для шестилетнего пребывания в Риме.
Возвратившись в Россию в 1829 году, живописец получил от Академии звание неклассного художника, а в 1834 году, за портрет баснописца Ивана Крылова, титул академика.
В дальнейшем он жил в Митаве, где состоял учителем рисования в гимназии.
Скончался Иван Егорович ЭГГИНК 19 марта 1867 года в Митаве, Курляндская губерния (ныне Елгава в Латвии).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_ноября #Э__
20 ноября
В 1926 родился Владимир Климентьевич ЯСНЕЦОВ (в местечке Дулёво близ деревни Ликино, Московская область), советский художник-фарфорист, великий русский мастер и большой поклонник рисунка Ци Байши, легенда прославленного Дулёвского фарфорового завода. Заслуженный художник Российской Федерации (1996).
«Яснецовский стиль» отличается свободой и экспрессивностью письма, мажорностью настроения и ощущением радости бытия.
Художник-самородок, он стал главой и основателем династии художников по фарфору: в художественной лаборатории завода работала его жена Вера Павловна; сын Юрий основал в 1991 году частное предприятие «Кузнецовский фарфор»; самобытной художницей по фарфору стала дочь Марина – выпускница Федоскинской школы миниатюрной живописи; внучка Светлана продолжает традиции деда, тоже окончила Федоскинскую школу.
* * * * *
Ещё в школе он увлекся рисованием, но закончил всего 8 классов. Позднее директор «Росфарфора» организовал поступление Владимира в Строгановское училище – рисунки Яснецова понравились, но путь в институт преграждало «незаконченное среднее».
В 1943 году он был направлен на Дальневосточный фронт, воевал в Манчжурии. Именно здесь Владимир познакомился с графикой китайского художника Ци Байши, виртуоза жанра живописи «цветы-птицы» и «травы-насекомые». Лаконичность и изысканность письма произвели на будущего мастера неизгладимое впечатление.
В 1950 году Яснецов демобилизовался и пришёл на Дулёвский фарфоровый завод в качестве ученика в художественной лаборатории. Вскоре получил должность живописца, затем – заместителя заведующего лабораторией и художника. Там Владимир утвердил свой «яснецовский» стиль росписи, который около 20 лет определял лицо дулёвского фарфора в России и за рубежом.
Лучший из первых рисунков Владимира – это «Кизил» (1952), но в этот период его художественный мазок невелик.
К середине 1950-х годов Яснецов уже уверенно чувствует себя на поле белого фарфора. Его рисунки становятся крупнее, а между величиной пятна, яркостью красок и белизной фарфора устанавливается равновесие. За сервизы «Лимоны» и «Яблоки» художник был награжден Большой серебряной медалью Всемирной выставки в Брюсселе.
Рубеж 1950-60-х годов был переломным для мастера, он впервые почувствовал неуверенность. В эти годы Дулёвский фарфоровый завод взял курс на «белую линию»: начали решительно обновлять формы посуды и рисунки. Эти изменения Яснецов осваивал с трудом – он привык писать ярко, контрастно сопоставляя пятна интенсивного цвета, а живопись на белом фарфоре должна была быть тональной, вынуждала ослаблять, высветлять цвет. В 1959 году Владимир вместе с руководителем художественной лаборатории завода П. Леоновым готовили фарфор к Международной выставке в Америке. Эта совместная работа помогла ему освоить роспись по белому фарфору (чайный сервиз и ваза «Снегурочка», ваза «Зимний день», набор для напитков «Иней» и т.п.).
В период 1962-63 годов Владимиром Климентьевичем были сделаны рисунки, которые стали самыми массовыми в течение 25 лет («Ивушка», «Розовая сирень», «Осенняя ветка»).
Окончательно стиль росписи Яснецова определился в начале 1970-х годов. В этот период на первый план вышла тема национальных традиций. Самый традиционный и массовый рисунок на фарфоре – роза-«агашка» тогда благодаря художнику пережила второе рождение.
В этот период Яснецов страстно и со срывами, будто с удвоенной силой, берется делать одну за другой новые формы – комплекты «Праздничный» и «Русь». В их формах мастер запечатлел башни и соборы.
Лучшие работы середины 1970-х годов сделаны на формах сына Юрия – «Калина красная», «Серебристые ивы» и на формах собственной работы – «Лунная ночь», «Золотая осень».
После путешествия по странам Средиземноморья (1975), а также в Индию и Шри-Ланку (1977) Яснецов стал работать увереннее. Тогда впервые пейзажи появились на фарфоре по всему предмету. До этого никто этого не делал. Художник впервые соединил панорамный пейзаж и объемный предмет, и представил образ природы близкий к картинному.
В 1980-е годы талант Яснецова раскрылся полностью. К нему пришло осознание себя как художника своих тем в фарфоре. Пришли свои фирменный стиль и метод работы. Прежде всего он развивает тему цветов («Сирень», «Мимоза», «Полевые цветы»). А также, тему сада («Цветущий сад», «Яблони цветут»). Другая важная для него тема — времена года («Первый снег», «Пришла весна», «Летний день», «Краски осени России»). Художник наблюдает и передает утреннюю и вечернюю жизнь природы («Лесное утро», «Рябиновый вечер»). Состояние и настроение в пейзажах самое разное, но в каждом из них звучит мажорная нота.
После окончания работы на Дулёвском фарфоровом заводе в 1988 году Яснецов продолжил работать у себя в мастерской, где он расписывал декоративные вещи, а затем предпочитал работать в саду или уходил на этюды.
Скончался Владимир Климентьевич ЯСНЕЦОВ 31 октября 2005 года в Ликино-Дулёво.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_ноября #Я__
20 ноября
В 1937 году родилась Виктория Самойловна ТОКАРЕВА /фамилия до замужества – Зильберштейн/ (в Ленинграде), русский прозаик и сценарист. Член Союза писателей СССР с 1971 года.
По её сценариям снято более 20 кино- и телефильмов. Наиболее успешные и чрезвычайно известные из них: «Джентльмены удачи» (1971, сценарий совместно с Георгием Данелия), «Мимино» (1977, сценарий совместно с Ревазом Габриадзе и Георгием Данелия) и «Шла собака по роялю» (1978).
В 1990-е годы вошла в число десяти самых издаваемых в России авторов. Произведения Виктории Токаревой переводились на итальянский, английский, французский, немецкий, китайский языки.
* * * * *
Из семьи инженера, Виктория любовь к литературе проявила в 13 лет, когда мама читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда». Тем не менее, увлечение литературой не сразу перешло в желание стать писательницей: в девичестве она решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено, и ей пришлось получать музыкальное образование, 4 года учась по классу фортепиано сначала в Ленинградском музыкальном училище, затем – в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.
После замужества Виктория переехала в Москву, где работала в детской музыкальной школе учительницей пения. Тогда же она начала писать прозу, позже работала редактором на киностудии «Мосфильм».
В 1962 году Виктория Токарева по протекции поэта Сергея Михалкова поступила во ВГИК на сценарный факультет. Будучи студенткой 2-го курса, написала сценарий для киножурнала «Фитиль», в 1964 году был опубликован её первый рассказ – «День без вранья».
С конца 1960 года Токарева начала работать с различными советскими кинорежиссёрами. Сегодня на её счету 14 сценариев, многие из которых – адаптации её рассказов или книг, среди них – «100 грамм для храбрости» (1976), «Перед экзаменом» (1977), «Талисман» (1983). А фильм «Мимино» получил Государственную премию (1978) и золотую медаль на Московском международном кинофестивале в 1977 году.
Герои Токаревой – обыкновенные люди с обыкновенными проблемами, в большинстве – женщины, именно поэтому в основном она считается женской писательницей. Творчество Виктории Самойловны может показаться моралистическим, отстаивающим общие ценности и взаимоотношения полов, именно по этой причине западные критики считают автора «феминисткой».
Хотя писательница и пишет в основном в реалистичной манере, иногда она полностью погружается, как она говорит, в «фантастический реализм», вплетая магию в реальность.
В настоящее время Виктория Токарева живёт и продолжает работать в Москве.
Среди книг, написанных в наши дни, – «Хэппи энд» (1995), «Вместо меня» (1995) и «Лошади с крыльями» (1996), также она публикуется в журналах «Новый мир» и «Юность».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_ноября #Т__
20 ноября
1860 года родился Артур Джон ЭЛСЛИ (в Лондоне), английский художник, писавший трогательную детвору и животных, портреты детей и жанровые сцены.
Он при жизни был настолько популярен, что многие его картины использовались в календарях, рекламных объявлениях, книгах и журналах.
* * * * *
Выходец из многодетной семьи художника-любителя, привившего сыну интерес к живописи, Артур начал посещать уроки рисования в муниципальной школе, а в четырнадцать лет он поступил в Школу искусства Южного Кенсингтона (ныне Королевский Колледж искусств).
Вскоре Элсли перешел оттуда в училище при Королевской Академии художеств, где в 1878 году состоялась первая выставка художника, с которой и началась его успешная творческая карьера. Там он выставил картину «Портрет старого пони».
Увлекшись велосипедом, Артур Элсли часто выезжал в сельскую местность, чтобы получить вдохновение для своих работ. Тогда же он начал зарабатывать первые деньги от заказов на портреты детей с лошадьми и собаками.
Всю жизнь художник рисовал детей и животных. Его работы пользовались невероятной популярностью, что, впрочем, было естественным для викторианской Англии, одной из главных ценностей которой была семья. Сентиментальные картинки с очаровательными детишками и собачками часто использовались для рекламы парфюмерии и шоколада, тиражировались в огромных количествах на календарях, в марках и открытках.
Долгие годы Элсли делил мастерскую с художником Фредериком Морганом, известным детским портретистом. Они составляли плодотворный творческий союз: Морган помогал молодому коллеге советами, а Элсли дорисовывал на его картинах животных, в изображении которых ему не было равных. Дух соперничества, омрачавший их отношения, привел в конце концов к разрыву, когда Морган обвинил Элсли в плагиате.
После I-й мировой войны интерес к творчеству художника упал, но он продолжал работать до 1927 года. После у него окончательно испортилось зрение, и без того слабое с детства. Художник перестал рисовать, почивая на лаврах до конца жизни.
Скончался Артур Джон ЭЛСЛИ 19 февраля 1952 года в Лондоне.
20 ноября
В 1782 году родился Георг Якоб Иоганн ван ОС (в Гааге), нидерландский художник.
Потомок нескольких поколений художников. Брат Питера Герардуса ван Оса.
Мастер натюрморта, особенно состоящего из цветов и фруктов, во многом следовавший школе Яна ван Хёйсума. В 1812 году перебрался в Париж и долгие годы работал над росписью севрского фарфора. Был прозван французами Рубенсом цветочной живописи. Писал также пейзажи.
В первых трёх томах 10-томного издания «Флора Батава» голландского агронома и ботаника Яна Копса большинство иллюстраций выполнены Георгом Якобом ван Осом.
Скончался Георг Якоб Иоганн ван Ос 24 июля 1861 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_ноября #О__
20 ноября
1858 года родилась Сельма Оттилия Лувиса ЛАГЕРЛЁФ (в Морбакке), шведская писательница. Первая женщина, которой вручили Нобелевскую премию по литературе в 1909 году, и третья, получившая Нобелевскую премию (после Марии Кюри и Берты Зуттнер).
Её самое знаменитое произведение – детский сказочный роман «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».
* * * * *
Её детство прошло в Вермланде – одном из самых колоритных и красочных мест Центральной Швеции. В 3-летнем возрасте будущая писательница тяжело заболела, была парализована и прикована к постели.
Забота тети и бабушки были единственной радостью девочки. От них она узнала множество родовых преданий, хроник, сказок и историй.
В 1867 году Сельма переехала в Стокгольм для лечения в специальной клинике, где ей вернули способность двигаться. В это время она лелеяла мысль о литературном творчестве. В 1881 году стала ученицей Высшей учительской семинарии, а по выпуску Сельма начала преподавать в школе для девочек. После смерти отца родовое имение было продано за неуплату.
Первые главы своего романа она послала на литературный конкурс, организованный журналом «Идун», и получила первую премию. Пользуясь материальной поддержкой своей подруги, Лагерлёф берет отпуск в школе и завершает роман «Сага о Йёсте Берлинге».
Сельма Лагерлёф возвращается к преподавательской деятельности, но в скором времени бросает ее и погружается в работу над сборником новелл «Невидимые цепи». Благодаря финансовой помощи со стороны короля Оскара II и Шведской академии она окончательно избирает литературный путь. Во время путешествия в Сицилию писательница собрала материалы для книги «Чудеса антихриста». Двухтомный роман «Иерусалим» был написан ею после поездки в Палестину и Египет и вышел в 1901-1902 годах.
А её знаменитый детский роман «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» был опубликован в 1906 году. Сказочная книга вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.
Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Эта книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире.
В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
Премия позволила Сельме Лагерлёф выкупить её родную Морбакку. На родине появляется новый роман из жизни людей Вермланда «Дом Лильекурна», новые новеллы, сказки, легенды, роман «Император Португальский» (1914), антимилитаристский роман «Изгнанник» (1918).
Последнее крупное произведение писательницы — трилогия о Лёвеншёльдах: «Перстень Лёвеншёльдов» (1925), «Шарлотта Лёвеншёльд» (1925) и «Анна Сверд» (1928). Этот роман посвящен истории одной семьи на протяжении пяти поколений, действие начинается около 1730 и заканчивается в 1860 году.
Перед началом II-й мировой войны в нацистской Германии её приветствовали как «нордическую поэтессу», однако стоило Лагерлёф начать помогать немецким писателям и деятелям культуры спасаться от нацистских преследований, германское правительство резко её осудило.
Скончалась Сельма Оттилия Лувиса ЛАГЕРЛЁФ 16 марта 1940 года в своей родовой усадьбе в Морбакке.
20 ноября
1830 года родился Михаил Васильевич БРЯНСКИЙ (в Киеве), русский художник.
Написал множество портретов и женских головок.
* * * * *
Обучался рисованию у академика К. Павлова, преподававшего рисование при Университете св. Владимира, писал преимущественно портреты.
В 1864 году прибыл в Петербург. Звание художника 1-й степениМихаил Брянский получил вместе с золотою медалью за экспрессию в картине «Невеста, получившая обратно обручальное кольцо» (собственность Академии).
Произведения хранятся в Музее украинского изобразительного искусства в Киеве, в Одесском художественном музее, Художественном музее Нижнего Новгорода и других собраниях.
Скончался Михаил Васильевич БРЯНСКИЙ в 1908 году.
20 ноября
1927 года родился Михаил Александрович УЛЬЯНОВ (в селе Бергамак, Сибирский край; ныне – Омская область), советский и российский актёр, режиссёр театра и кино, театральный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.
Один из наиболее ярких и самобытных артистов Советского Союза и постсоветской России. Театр Вахтангова был для него неотделимой частью жизни, «вторым домом», без которого он себя просто не представлял.
Диапазон же киноролей актёра был невероятно широк и варьировался от «жёстких руководителей, сильных и волевых людей» до «трусливых „стукачей“ и исписавшихся драматургов».
Только в маршала Георгия Жукова он перевоплощался почти 20 раз, этот образ признан критиками и зрителями самым запоминающимся в кинокарьере Михаила Ульянова.
«Это был актёр, которому подвластны любые краски – от высокой патетики до гротеска, от народной драмы до цирковой эксцентриады» (критик В. Кичин).
За создание образа Ивана Афонина в картине Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» Ульянов был признан лучшим актёром года на церемонии вручения премии «Ника».
* * * * *
Детство и юность он провёл в городе Таре, который всю жизнь считал своей родиной. Его отец, председатель колхоза, в 1941 году ушёл на фронт.
В 1942 году Михаил стал регулярно посещать занятия в театральной студии, которую организовала украинская театральная труппа, находящаяся в эвакуации. В этой студии многие, тогда ещё мальчишки и девчонки, влюбились в театр. Первая роль Ульянова – цыган в постановке «Цыгане».
В 1944 году он уехал в Омск продолжать актёрскую учёбу в студии при Омском драматическом театре. Окончив два курса, будущий народный артист отправился в Москву и в 1946 году поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина.
После окончания училища в 1950 году Михаил Ульянов начал играть на сцене Театра имени Евгения Вахтангова и на долгие годы связал с ним свою творческую судьбу. Его амплуа определилось сразу и чётко: молодой социальный герой, достоверный, современный, сегодняшний.
В первое десятилетие работы в театре роли Ульянова были главные и второстепенные, положительные и отрицательные, классика и современность. Среди калейдоскопа образов выделилась и осталась роль Рогожина в инсценировке романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Эта роль выдвинула молодого артиста в первые ряды, тем более что почти одновременно он создал образ своего современника в пьесе А.Н. Арбузова «Иркутская история», который стал как бы, знаменем этого времени. Роль Сергея написана несколько однозначно, но Ульянов наделил его такими душевными человеческими красками, что сразу полюбился зрителю.
Период 1960-х годов – это время рождения замечательных, могучих характеров, созданных Ульяновым в кино. Его знаменитый Трубников («Председатель», 1964) стал советской классикой; мятежник Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968), генерал Чарнота («Бег», 1970), сыгранный с неистовым актёрским бесстрашием, маршал Жуков, настолько достоверный, что многие зрители воспринимают актёра и персонаж как единое целое, эти и многие другие работы вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства.
Много и интересно Михаил Александрович работал на телевидении и радио.
В 1987 году актёр стал художественным руководителем Вахтанговского театра и занимал этот пост до конца жизни.
Им написано пять книг о себе и своей профессии: «Моя профессия» (1975), «Работаю актёром» (1987), «Возвращаюсь к самому себе» и др.
Скончался Михаил Александрович УЛЬЯНОВ 26 марта 2007 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями, за организацию которых выступили московские ветераны Великой Отечественной войны.
20 ноября
1928 году родился Алексей Владимирович БАТАЛОВ (во Владимире), советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и общественный деятель, педагог. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат трех Государственных премий России.
* * * * *
Выходец из актерской семьи, он с пятилетнего возраста рос в семье писателя Виктора Ардова. В их квартире на Ордынке бывал весь цвет русской интеллигенции – Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Фаина Раневская, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Юрий Олеша.
С Ахматовой у Баталова связано множество воспоминаний. В том числе и то, что она, сама нуждаясь в деньгах, отдала ему свой гонорар – чтобы вернувшийся из армии Алексей купил себе одежду. А он приобрел... подержанный «Москвич». И назвал его Аннушка.
Впервые на сцену Алексей Баталов вышел в эвакуации в городе Бугульме, где его мать создала свой театр. В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама «Зоя».
В 1950 году окончил Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко во МХАТе (мастерская С.К. Блинникова и В.Я. Станицына) и был призван в армию, где до 1953 года служил актером Центрального театра Советской Амии.
В 1953-1956 годах играл на сцене МХАТ имени Горького, в период 1957-1975 годов был актёром и режиссёром киностудии «Ленфильм».
Баталов, один из самых востребованных актёров, стал принимать лишь предложения, от которых невозможно отказаться.
В 1960-е годы Алексея Баталова пригласили работать на радио. Его голосом заговорили персонажи радиоспектаклей «Казаки» Л.Н. Толстого, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Поединок» А.В. Куприна, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира и др.
«Судьба распорядилась так, что без малого два года был я отделен от театра и от киностудий, от общения с живыми актёрами, – говорил Алексей Владимирович. – Именно тогда мой наушник, а потом тихо звучащий транзистор неназойливо и очень терпеливо повели меня в радиомир, подаривший мне множество светлых минут и добрых раздумий...»
Читал Баталов, как играл в кино, – самозабвенно, эмоционально. Однажды ему предложили прочитать по радио «Малую Землю» Леонида Брежнева. Актёр не смог пойти на сделку с совестью. Удивительно, но этот дерзкий поступок сошёл ему с рук.
С 1975 года Алексей Баталов преподавал во ВГИКе, профессор, с 1989 – заведующий кафедрой актёрского мастерства. Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.
Многие годы являлся Секретарём Правления Союза кинематографистов СССР.
В период 2007-2013 годов – президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Несколько лет являлся президентом одного из крупнейших российских кинофестивалей «Московская премьера».
Принимал активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства».
Актёр избирался Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года.
Писал стихи, сценарии. Автор книг «Судьба и ремесло» (1984), «Диалоги в антракте», мемуаров.
Является членом Попечительского Совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель).
Скончался Алексей Владимирович БАТАЛОВ 15 июня 2017 года в Москве, похоронен на Преображенском кладбище.
20 ноября (дата предположительная)
В 1480 году родился Фернан МАГЕЛЛАН (в Саброзе, провинция Вила-Реал), португальский и испанский мореплаватель с титулом аделантадо, исследователь.
Вошел в историю как человек, командовавший экспедицией, совершившей первое известное кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического в Тихий океан.
На самом деле он был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением.
Путешествие окончилось удачно – было доказано, что Земля – круглая. Однако сам Магеллан не дожил до возвращения на родину, но перед смертью он знал, что цель достигнута.
* * * * *
Он с детства любил море, с которым связал свою жизнь. В 1505 году Магеллан вошел в состав команды Фринциско де Альмейда, предпринявшего первое плавание под флагом Испании на Восток. Благодаря этому путешествию Магеллан приобрел неоценимый опыт в морском деле, поскольку за время плавания на своем опыте изучил практически все корабельные профессии.
Продолжительное время он жил в Индии и Мозамбике, где и стал капитаном. В 1512 году возвратился в Лиссабон. В ходе военной операции против восстания в Марокко был ранен и на всю жизнь остался хромым. В 1517 году Магеллан прибыл в Испанию, где поступил на службу к королю Карлу (будущему императору Карлу V).
Согласно булле Папы Римского от 1493 года, все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу – Испании. Магеллану было предложено возглавить флотилию для похода на запад с целью получить доказательства того, что острова, богатые специями, лежат к западу от линии демаркации и, соответственно, принадлежат Испании. Королевское одобрение на то было получено 22 марта 1518 года.
Фернан Магеллан вошел в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. Не смотря на все тяжести подготовки, экспедиция выходит в море 20 сентября 1519 года на пяти кораблях – «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго».
21 октября 1520 года корабли подошли к узкому проливу, уходящему вглубь материка. После разведки выяснилось, что пролив не является устьем реки, т.к. вода имела постоянную соленость. Много дней флотилия двигалась по лабиринту узких проходов, а открытый пролив позже назвали Магеллановым.
28 ноября 1520 года экспедиция Магеллана выходит в океан (позже названого Тихим из-за спокойного прохождения его кораблями) – путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.
По Тихому океану корабли Магеллана прошли около 17 тыс. километров. Столь длительное путешествие при ограниченных запасах провизии вызвало огромные лишения – ведь в то время считалось, что океан не может быть столь огромен.
Условия жизни на судах были ужасны, поскольку запасы воды были на исходе, продукты испорчены крысами. Матросы начали употреблять в пищу кожаные корабельные снасти. До 18 декабря флотилия плыла вдоль чилийского побережья, а затем Магеллан взял курс на северо-восток. Только 24 января 1521 года корабли достигли архипелага Туамоту; 6 марта команда сошла на берег – на Марианских островах, где моряки впервые за 99 дней попробовали свежую пищу.
9 марта Магеллан взял курс на запад – юго-запад в сторону островов, названных позже Филиппинами. Через полтора месяца экспедиция достигла поистине райских мест, но во время схватки с местными жителями острова Мактан 27 апреля 1521 года Фернан Магеллан был убит.
После этого неудачного сражения флотилия, уже без своего адмирала, отправилась к Молуккским островам, но в Испанию добрался лишь один корабль «Виктория» с экипажем из 18 человек – 6 сентября 1522 года. Трюмы ломились от специй...
Отправившись в коммерческое плавание, экспедиция Фернана Магеллана не только открыла проход из Атлантического океана в Тихий, но и совершила первое в истории кругосветное путешествие.
Именем Магеллана названы пролив и два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака), которые описал историограф и участник экспедиции Антонио Пифачетта. Судьбе Магеллана, его дерзкому подвигу посвящен роман С. Цвейга «Магеллан» (1938).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_ноября #М__
20 ноября
В 1869 году родилась Зинаида Николаевна ГИППИУС /Мережковская/ (в Белёве, Тульская область), русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из видных представителей «Серебряного века» русской культуры.
Она, составившая с Д.С. Мережковским один из самых оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы, считается идеологом русского символизма.
* * * * *
Зинаида была из обрусевшей немецкой семьи: предки отца переселились в Россию в XIX веке; мать – родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец – юрист, занимал высокие должности) она систематического образования не получила, посещала учебные заведения урывками, готовилась к экзаменам с гувернантками.
Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет, с детства вела обширные дневники, охотно переписывалась со знакомыми и друзьями отца. Один из них, генерал Н.С. Драшусов, первым обратил внимание на юное дарование и посоветовал ей всерьёз заняться литературой.
Поступив в гимназию в 1882 году, она охотно и с интересом занималась, но по состоянию здоровья учебу пришлось оставить. В 1885 году семья переехала в Тифлис.
В 1889 году Зинаида Гиппиус вышла замуж за Дмитрия Сергеевича Мережковского – молодого, но уже достаточно известного поэта, человека энциклопедических знаний. Этот союз сыграл совершенно особую роль в развитии и становлении литературы «серебряного века». Дом Гиппиус и Мережковского в Петербурге стал одним из центров русской духовной жизни начала XX столетия. Здесь бывали Блок, Белый, Розанов, Брюсов.
События Революции 1905-07 годов стали переломными в жизненной творческой биографии Зинаиды Гиппиус. Если до этого времени социально-политические вопросы находились вне сферы её интересов, то после 9 января, которое, по словам писательницы, «перевернуло» ее, актуальная общественная проблематика, «гражданские мотивы» становятся доминирующими в творчестве Гиппиус, в особенности – в прозе.
Она была связана с журналом «Новый путь», где печатаются ее умные и острые критические статьи под псевдонимом Антон Крайний, позже становится ведущим критиком журнала «Весы.
В 1906 году Мережковский предложил Гиппиус на 2-3 года уехать за границу. Начался новый период их жизни – в Париже. Там образовались их «субботы», на которых стали бывать старые друзья-писатели, эмигранты. Мережковские в эти парижские годы много работали. Связи с русскими газетами и журналами не прерывались, в России продолжали выходить их книги. В 1908 году Мережковские вернулись в Россию.
Октябрьскую революцию Гиппиус встретила крайне враждебно и вместе с Мережковским в октябре 1920 года эмигрировала во Францию.
Скончалась Зинаида Николаевна Гиппиус 9 сентября 1945 года в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
* * * * *
Стихи Зинаиды Гиппиус можно почитать перейдя по ссылке:
http://rupoem.ru/gippius/all.aspx
* * * * *
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_ноября #Г__
20 ноября
В 1925 году родилась Майя Михайловна ПЛИСЕЦКАЯ (в Москве), советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, писатель и актриса. Народная артистка СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
* * * * *
Из семьи известного советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер, она в 1934 году поступила в Московское хореографическое училище. Майя пошла по стопам родного дяди – артиста балета, балетмейстера Асафа Михайловича Мессерера.
Уже в первом классе она обратила на себя внимание будущего замечательного хореографа Леонида Якобсона, с которым не раз встретится по работе в зрелые годы и талантом которого не устанет восхищаться всю жизнь.
В 1938 году отец был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели), а мать выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Майю удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер.
По окончании в 1943 году Московского хореографического училища (педагоги Е.П. Гердт и М.М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра.
Впервые она станцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» 27 апреля 1947 года, и этот балет Чайковского стал одним из главных в ее творческой биографии. Также наиболее известные её партии: Аврора в «Спящей красавице»; Раймонда в одноимённом балете Глазунова; Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева; Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви» Меликова (первая исполнительница).
В 1958 году Майя вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой – и это целая балетная культура. В 1961 году в репертуар Майи Плисецкой вошел балет «Ромео и Джульетта».
20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет был поставлен очень быстро, а транскрипцию оперы Ж. Бизе Родион Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки – за 20 дней. Кармен стала одной из главных ролей Майи Плисецкой в репертуаре Большого театра. Балет был экранизирован в кино (кинофильм «Балерина», 1969) и на телевидении (1978).
После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Майя Плисецкая стала примой балета Большого театра. В советской киноверсии «Анны Карениной» она сыграла княгиню Тверскую. В 1971 году Родион Щедрин написал балет на ту же тему, где Плисецкая танцевала главную партию и впервые попробовала свои силы в качестве хореографа.
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а также Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990).
Плисецкая оставила сцену в возрасте 65 лет; длительное время участвовала в концертах, ведёт мастер-классы. На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя».
С 1994 года Майя Михайловна Плисецкая является председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя» (Санкт-Петербург).
Живёт в России (Москва) и Германии (Мюнхен).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_ноября #П__