20 октября
(по другим данным – 10 октября)
1656 года крещен Никола де ЛАРЖИЛЬЕР (в Париже), французский живописец.
* * * * *
Его отец желал, чтобы сын пошёл по торговой части, но тот проявил склонность к рисованию. Никола начал обучение рисованию в мастерской Антони Губо. В 1672 году юноша был принят в антверпенскую гильдию Святого Луки. В 18-летнем возрасте он отправился в Англию, где под руководством Питера Лели производил реставрацию картин в Виндзорском замке и создавал собственные произведения исторического содержания; сам он испытал влияние Рубенса и ван Дейка.
С 1682 года Ларжильер работал в Париже. Его высоко оценивали Лебрён и Адам ван дер Мейлен. Блестящее владение цветом и живость мазка привлекали в его студию многих тогдашних знаменитостей: актрис, общественных деятелей, известных проповедников. Среди самых известных моделей живописца были Пьер Даниэль Юэ, епископ Авраншский, кардинал де Ноай, семейство Дюкло и президент Ламбер с семьёй.
Иаков II, воцарившийся в Англии в 1685 году, вызвал художника к себе и предложил пост хранителя королевских коллекций, но художник предложения не принял. За время пребывания в Лондоне он написал портрет Карла II и начал портрет королевы.
Вернувшись в Париж, Ларжильер стал почётным членом Французской академии. В качестве вступительного произведения он представил портрет Лебрёна – одну из вершин своего творчества. Портретируемый представлен за работой, в окружении классических бюстов и статуэток.
Портреты – лучшая часть наследия художника. В них он с течением времени добивался всё большей свободы и естественности в живописи, в изображении поз, нарядов.
Ближе к концу жизни Ларжильер всё больше пишет мужские портреты лиц, принадлежащих к парижской буржуазии, чьи имена, как правило, не установлены. Портреты кисти Ларжильера отмечены тонкостью индивидуальных характеристик. Он предпочитал частные заказы официальным: это было связано с меньшей ответственностью и более быстрой оплатой.
Создавал художник и групповые портреты, призванные увековечить какое-либо торжественное событие (например, «Заседание парижской ратуши в 1687»). Успех сопутствовал и его карьерному росту. В 1722 году он стал директором, а в 1743, за три года до смерти, – канцлером Академии.
Скончался Никола де ЛАРЖИЛЬЕР 20 марта 1746 года в Париже.
20 октября
В 1832 году родился Антон РОМАКО (в Ацгерсдорфе; сейчас в составе Вены), австрийский художник, считается одним из наиболее интересных художников эпохи Рингштрассе. Написал много пейзажей в духе Барбизонской школы, но известен в основном своими портретами и историческими полотнами.
Его ранние работы демонстрируют влияние бидермейерского реализма, тогда как поздние произведения выполнены в стиле экспрессионизма. Только через 10 лет после смерти художника его произведения были пересмотрены и высоко оценены. Картины Антона Ромако экспонируются в венской Галерее Бельведер.
* * * * *
Незаконный сын фабриканта Йозефа Леппера и Елизаветы Марии Анны Ромако, он изучал живопись в Венской Академии (1847-1849). Позже учился в Мюнхене, затем в Венеции, Риме и Лондоне. В начале 1850-х годов брал частные уроки у Карла Раля в Вене, чей стиль и перенял. В 1854 году начал путешествие по Италии и Испании, а через 3 года поселился в Риме, где рисовал портреты, жанровые сценки и пейзажи для местных иностранцев.
В 1876 году Ромако возвращается в Вену, но не может успешно противостоять новому стилю, представляемому Гансом Макартом, живет в основном на содержание богатых покровителей. Он ездит на обучение в Венгрию, Италию и Францию, живёт попеременно то в Париже, то в Женеве.
В 1887 году две его дочери, Матильда и Мария, кончают жизнь самоубийством, от этого удара художник не смог оправиться до конца жизни. Последние годы он провёл в нищете.
Творчество мастера оказало большое влияние на молодого Оскара Кокошку.
Скончался Антон РОМАКО 8 марта 1889 года в Вене, похоронен на Центральном кладбище.
* * * * *
Его картина «Битва при Лизе» послужила прообразом для памятных монет в 20 евро, посвящённых броненосному фрегату «Эрцгерцог Фердинанд Макс», выпущенных 15 сентября 2004 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_октября #Р__
20 октября
В 1920 году родилась Злата Александровна ОЛЬШЕВСКАЯ (в Павловском Посаде, Московская область), художник декоративно-прикладного искусства, выдающийся мастер создания рисунков для знаменитых на весь мир павловопосадских платков. Заслуженный художник Российской Федерации.
Родоначальник жанра авторского платка ручной росписи. Является автором нескольких «серий» шалевых рисунков: «Времена года», «Русские сказки», «Фантазия цвета» и др.
Платки, которые она расписала вручную, уникальны, не зря её называют «королевой павловопосадской шали».
* * * * *
В школьные годы она играла на сцене и посещала изокружок. Когда пришло время определяться, Злата выбрала театр, поступив в театральное училище. Но началась война, училище закрыли, и очень скоро девушка поступила на художественное отделение Ивановского технологического техникума, после окончания которого работала художником на Ленской фабрике.
В 1950 году перешла на платочную фабрику. Почти вся её трудовая деятельность была связана с этим предприятием – здесь она создала более 600 рисунков для художественного оформления платков и шалей.
Первая экспозиция работ художницы состоялась в 1957 году. Платки и шали Златы Александровны являются постоянными экспонатами на все возможных выставках.
С 1999 года Ольшевская работала над созданием уникальной коллекции шалей в технике авторской росписи по шерстяной ткани. Шали из этой коллекции постоянно выставляются во многих залах нашей страны. Кроме того, часть из этой коллекции демонстрировалась в японском городе Нагасаки, а также были представлены в Испании (на фестивале народного искусства), Литве, Нигерии и Вьетнаме.
В творчестве Златы Александровны своя неповторимая манера оформления платка, очень декоративная, яркая, сочная. Это выражено и в композиции, и в цвете, и в названии каждого платка. Из названий её шалей можно написать целую поэму: «В 140 солнц пылал закат», «Шехерезада», «Красное кружево», «Розовая диадема» и еще много, много красивых, поэтических названий ее платков...
За 40 лет ею было создано 800 рисунков платков и шалей, а лучшие из них до сих пор выпускаются в техниках «механической» и «фотопечати».
Скончалась Злата Александровна ОЛЬШЕВСКАЯ 25 мая 2011 года в Павловском Посаде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_октября #О__
20 октября
1873 года родился Лукиан Васильевич ПОПОВ (в селе Архангеловка, Оренбургская губерния), известный русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Принадлежал к наиболее прогрессивным кругам позднего передвижничества, выражал в своих произведениях жизнь и борьбу крестьянства («Ходоки на новые места», «Агитатор», «Вставай, подымайся...»), сцены из жизни рабочих, передовой интеллигенции («Товарищи»; «Социалисты»).
* * * * *
Выходец из семьи крестьянина, Лукиан в 12 лет стал работать в писчебумажном магазине. В это время он познакомился с местным художником по фамилии Мехед, который стал для парня первым учителем рисования. Лукиан с упоением трудился в его иконописной мастерской.
Современники Попова вспоминали, что Васнецов заказал в магазине раму для своей работы, и 19-летний Лукиан доставил заказ в гостиницу, где и познакомился с художником. Молодой человек с жадностью рассматривал работы Васнецова, засыпал его вопросами и после этой встречи твердо решил ехать учиться «на художника» в Петербург.
В 1894 году он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, в которой проучился два года. В дальнейшем Попов без труда поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Имперской Академии художеств. Его основным педагогом был В.Е. Маковский, оказавший большое влияние на всё творчество своего ученика. Благодаря ему Лукиан выбрал для своего творчества один из сложных живописных жанров – жанр сюжетно-тематических и бытовых картин.
В 1902 году Попов успешно окончил Академию, представив на суд академического жюри картины «Тихо» и «С просветом», за которые получил звание художника и право на пенсионерскую поездку за рубеж.
В этом же году он как пенсионер Академии отправился за границу, побывал в Берлине, Дрездене, Мюнхене и Париже, а после успешного завершения заграничной поездки вернулся в Оренбург, где и прожил до конца жизни.
Все 1900-е годы Попов плодотворно трудился, причем в разных жанрах. Он одинаково убедителен и как жанрист, и как портретист, и как пейзажист.
В начале 1910-х годов Лукиан Васильевич странствовал с богомольцами на открытие мощей Серафима Саровского, много ездил по Вологодской и Архангельской губерниям, изучал Башкирию и киргизские степи. В этот период в его творчестве появляется религиозная тема.
В Оренбурге художник расписал церковь Второго кадетского корпуса, алтарь Введенского собора и иконостас церкви учительской семинарии, им были написаны две картины для церкви Вознесения.
В 1912 году Императорская Академия художеств присвоила мастеру звание академика живописи. Его работы хранятся во многих музеях России, частных коллекциях и за рубежом.
Скончался Лукиан Васильевич ПОПОВ 20 мая 1914 года в Оренбурге.
20 октября
В 1620 году крещён Альберт Якобс КЁЙП (в Дордрехте), голландский живописец, график и гравёр эпохи барокко, известен своими пейзажами.
* * * * *
Его дед и дядя были художниками, специализировавшимися по витражам, отец — Якоб Герритс Кёйп — известным портретистом.
Альберт Кёйп проявил себя в самых разных жанрах живописи, его кисти принадлежат библейские, мифологические и исторические полотна, натюрморты, портреты (последние свидетельствуют о несомненном влиянии на него Рембрандта), но славу ему принесли именно пейзажи. Художник писал чаще всего картины малого формата, главная тема которых — виды родной Голландии, с фигурами и животными.
Он прославился умением передавать свет и воздушную среду туманного утра, сияющего полдня, золотого вечера. Учителем Кёйпа в таких случаях являлась сама природа, в изображении света он считается предшественником Вермеера. Художник писал море, и спокойное, и бурное, был одним из лучших в передаче лунного освещения в ночных пейзажах.
Деятельность Кёйпа протекала преимущественно в Дордрехте. После смерти отца Альберт унаследовал значительное состояние и вошёл в число наиболее уважаемых горожан. Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности.
В 1658 году художник женился на богатой вдове военного моряка Йохана ван де Корпюта, происходившего из уважаемого в городе семейства. После женитьбы творческая деятельность Кёйпа практически сошла на нет — видимо, по причине активного участия в церковных делах (жена Корнелия была очень набожной), а может быть, из-за отсутствия финансовых трудностей.
Под конец своей жизни художник создавал мало картин.
Скончался Альберт Якобс КЁЙП 15 ноября 1691 года, похоронен в августинской церкви в Дордрехте.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_октября #К__
20 октября
В 1854 году родился Жан-Никола-Артюр РЕМБО (в городке Шарлевиль), великий французский поэт.
С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился. В восьмилетнем возрасте он писал стихи, которые читали на уроках. Когда Рембо исполнилось шестнадцать лет, преподаватель риторики посоветовал ему поступать в университет.
Но страсть юноши к литературному творчеству натолкнулась на жесткое сопротивление со стороны матери. Желая доказать свое право на самостоятельную жизнь, в августе 1870 года Рембо убегает из дома и отправляется в Париж, затем в Бельгию, откуда его возвращают домой.
В мае 1871 Рембо не выдерживает диктата матери и вновь отправляется в столицу. Добравшись до Парижа, юный поэт участвует в революционной борьбе, но вскоре становится свидетелем разгрома восстания. Он возвращается домой, где пишет одно из лучших своих стихотворений «Пьяный корабль», в котором отождествляет себя с судном, потерявшим управление.
Рембо послал несколько своих стихотворений известному французскому поэту П. Верлену, который пригласил его в Париж. В столице Рембо познакомился с жизнью богемы и стал вести дерзкий и вызывающий образ жизни. В литературных кругах его не приняли и не поняли, только Верлен смог распознать в нем будущего великого поэта. Слишком пылкая привязанность к Рембо рассорила Верлена с женой. Летом 1872 года они отправляются в путешествие. Сначала едут в Бельгию, некоторое временя живут в Лондоне, а весной 1873 года Рембо вместе с Верленом возвращается во Францию. Ему удается напечатать сборник стихотворений «Одно лето в аду», единственный сборник, изданный при жизни поэта.
Постепенно отношения между Рембо и Верленом ухудшаются. Во время пребывания в Брюсселе Верлен стреляет в Рембо, ранит его и попадает в тюрьму.
Разрыв с Верленом, отсутствие денег, духовный дискомфорт привели к острому творческому кризису. В последующие десять лет он переезжает из города в город, живет в Германии, Австрии, Голландии, Италии, нигде подолгу не задерживаясь. Он перебивается случайными заработками, поступает в голландскую армию, но, прибыв на остров Ява, дезертирует и, преодолев бесчисленные трудности, добирается до Европы. Он меняет множество профессий: служит надсмотрщиком на кипрских каменоломнях, ездит с бродячим цирком, но к литературному творчеству более не возвращается.
В 1880 году Рембо уезжает в Африку, где начинает работать торговым агентом. Постепенно ему удается скопить немного денег. Рембо поселяется в Адене, где приобретает дом. Он практически порывает со своим бунтарским прошлым и оставляет без ответа приглашение друзей (они хотели, чтобы он посетил Париж), не отвечает даже Верлену, написавшему о нем яркую статью.
«Артюр Рембо променял литературу на Африку, а богатство рифм — на слоновую кость и золото», — с горечью писал о нем М. Волошин.
Во время поездки в Эфиопию Рембо упал с лошади и получил травму ноги. Начавшаяся гангрена вынудила его отправиться на лечение во Францию. Он еще не знал, что был смертельно болен.
Скончался Артюр Рембо 10 ноября 1891 года в марсельской больнице.
Он прожил всего 37 лет, причем последние 18 лет жизни не занимался творчеством, но мало найдется поэтов, творчество которых оказало такое же сильное влияние на мировую культуру. Крупнейшие французские поэты Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар называли Рембо своим учителем. Его стихи переводили И. Анненский, В. Брюсов, Н. Гумилев, Ф. Сологуб. Даже Горький, более чем критически относившийся к символистам, считал стихи Рембо литературным явлением.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_октября #Р__
20 октября
В 1923 году родился Отфрид ПРОЙСЛЕР (в Рейхенберге), немецкий детский писатель. Наиболее известные произведения: «Маленькая Баба-Яга», «Маленькое Привидение», «Маленький Водяной» и «Крабат, или Легенды старой мельницы».
Отец Отфрида увлекался историей родного края и привил эту любовь сыну. После окончания школы Пройслер был отправлен воевать на Восточный Фронт, а в 1944 году лейтенантом попадает в советский плен. Вернувшись в 1949 году, с большим трудом отыскивает родных. Более двадцати лет (до 1970 года) работает учителем и директором школы в Баварии.
В это же время он начинает писать сказки «Маленький Водяной» (1956), «Маленькая Баба-Яга» (1957) и «Маленькое Привидение» (1966), весьма нетрадиционные для немецкой детской литературы — в его произведениях по определению отрицательные герои выступают в ролях положительных. Вершиной писательского мастерства для Пройслера стала сказка «Крабат, или Легенды старой мельницы», написанная по мотивам легенд лужицких сербов.
Всего Пройслером написано 32 книги, которые переведены около 275 раз на 55 языков мира и получили различные премии. Суммарный тираж его книг достигает 55 миллионов экземпляров.
Пройслер жил и работал в Гайденголзене. С тех пор, как он удалился от дел, Пройслер начал писать о пережитом в советском плену. Однако его воспоминания опубликованы лишь после его смерти.
Скончался Отфрид Пройслер 18 февраля 2013 года в Прин-ам-Химзе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_октября #П__
20 октября
1927 года родился Игорь Олегович ГОРБАЧЕВ (в Ленинграде), советский и российский актер театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1972). Герой Социалистического Труда.
* * * * *
Поступив на философский факультет Ленинградского университета, он с 1948 года стал играть в студенческом театре. На Всесоюзном смотре художественной самодеятельности Игорь занял 1-е место за исполнение им первой большой роли Хлестакова в спектакле «Ревизор». Студента Горбачева заметили и пригласили на ту же роль в картину «Ревизор» (1952) Владимира Петрова.
Без театрального образования Игорь Горбачев в 1952 году был принят в труппу Большого драматического театра имени М. Горького, где особенно запомнился ролью матроса Шванди в постановке «Любовь Яровая» Константина Тренева, которая была снята на киноленту и демонстрировалась в кинотеатрах. Там же он играл роли Дон Сезара де Базана в спектакле «Рюи Блаз» Виктора Гюго, Флориндо Аретузи в «Слуге двух господ» Карло Гольдони и др.
Но в те годы Большой драматический переживал кризис, и в 1954 году Игорь Горбачев перешёл в Театр драмы имени А.С. Пушкина (ныне Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – Александринский театр). Тогда же он поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского, который окончил в 1959 году.
C Ленинградским театром драмы связана практически вся дальнейшая жизнь актера. Самые удачные работы сыграны им в спектаклях классического репертуара: Треплев в «Чайке» А. Чехова, Васька Пепел в пьесе М. Горького «На дне», Лаврецкий в «Дворянском гнезде» И. Тургенева, Протасов в пьесе «Дети солнца» М. Горького, Чичиков в «Мертвых душах» Н. Гоголя, Сирано де Бержерак в одноименной пьесе Э. Ростана.
В период 1975-1991 годов Игорь Олегович был художественным руководителем и главным режиссером театра. Им были осуществлены постановки: «Мария Тюдор» В. Гюго (1964), «Пока бьется сердце» Д. Храбровицкого (1977), «Веранда в лесу» И. Дворецкого (1980), «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева (1985) и др.
После удачного дебюта в роли Хлестакова он снялся в киноповести «Все остается людям», детективе «Два билета на дневной сеанс». Игорь Горбачев участвовал в одной из известных экранизаций Антона Чехова, снятой режиссером И. Хейфицем по повести «Ионыч», – «В городе С».
Наибольший успех ему принесла роль Александра Якушева в многосерийном телевизионном фильме режиссера С. Колосова «Операция «Трест» (1967).
С начала 1990-х годов артист практически не снимался. Последней его работой стала роль в детективном сериале «На ножах» (1998). Всего на счету актера более 50 ролей в кино.
Игорь Горбачев преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), с 1984 года был профессором. Среди его учеников – Сергей Маховиков, Николай Фоменко, Андрей Толубеев, Игорь Ливанов, Михаил Долгинин, Мария Кузнецова и др.
Так же он сотрудничал с Театром на Литейном и Формальным театром Андрея Могучего – записал голосом роль Кабанихи в спектакле «Гроза» по А. Островскому.
В 1992 году Игорь Горбачев основал Театральный институт «Школа русской драмы» (ныне факультет театрального искусства «Школа русской драмы имени И.О. Горбачева» Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики), в котором преподавал до конца жизни.
Скончался Игорь Олегович ГОРБАЧЕВ 19 февраля 2003 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
20 октября
В 1632 году родился сэр Кристофер РЕН (в Ист-Нойл, графство Уилтшир), английский архитектор и учёный-математик, который перестроил центр Лондона после великого пожара 1666 года.
Создатель национального стиля английской архитектуры – реновского классицизма.
По оценке словаря Брокгауза и Ефрона, «в своих произведениях Рен держался предпочтительно римского стиля, строго соблюдая правила Палладио, но применяя их с холодным расчетом ученого техника».
* * * * *
Сын настоятеля Виндзорского аббатства и племянник епископа, а значит, представитель привилегированной общественной прослойки, с устоявшимся бытом и влиятельными связями, Кристофер получил блестящее по тому времени образование и рано отдался научным интересам, обнаружив безразличие к политике.
Изучал математику в Оксфордском университете. С 1657 года стал профессором астрономии в Лондоне, через 4 года – в Оксфорде. В 1681-83 годах – президент Лондонского королевского общества.
Кристофер Рен занимался исследованиями и решениями многих вопросов математики и механики, которыми интересовались современные ему ученые (Гюйгенс, Паскаль и др.): спрямление дуги циклоиды, квадратура и кубатура образуемых ею площадей и тел вращения, вопросы о качании маятника, о силах, удерживающих планеты в их орбитах.
Одновременно с Валлисом и Гюйгенсом он представил решение вопроса о соударении вполне упругих шаров, центры которых движутся по одной прямой. Кроме того, он занимался вопросами кораблестроения, сопротивления жидкости движению плавающего в ней тела, механикой весел и парусов.
Занятия математическими науками шли у него рука об руку с трудами по естествознанию, по части которого им изданы рисунки к сочинению Валлиса об анатомии мозга.
Независимо от этого, Рен изучал архитектуру, стремился приобрести в ней солидные познания. Поэтому желая пополнить их совершил путешествие во Францию и познакомился в Париже с итальянским архитектором Дж. Бернини. Впечатления от этой поездки стали одним из важнейших источников его творчества.
Первые заказы Рен получил благодаря своим связям в университетских и церковных кругах; это были театр Шелдона в Оксфорде, капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663-1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа.
Затем его пригласили в Лондон в качестве консультанта в связи с перестройкой собора Святого Павла. Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666 года. Архитектор представил свой план реконструкции города и получил заказ на восстановление 52 приходских церквей.
Рен предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке).
Для перестройки собора Св. Павла, продолжавшейся с 1675 по 1711 год, Рен сделал несколько проектов; один из них лег в основу большого деревянного макета. Окончательный план очень напоминает структуру стоявшего прежде на этом месте средневекового собора. Вознесенный на высоту 111 м купол остроумной конструкции, состоящий из трех оболочек, имеет ясную, гармоничную форму и превосходно согласуется в пропорциях с остальными частями здания.
Помимо сооружения церквей Рен выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676-1684) в Кембридже.
В 1669 году он был назначен главным смотрителем королевских зданий. В этой должности получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич и нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт.
За свою долгую жизнь Рен находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718 году.
Скончался Кристофер Рен 25 февраля 1723 года в Хэмптон-Корте, похоронен в соборе Св. Павла.
Надпись на его надгробии гласит: «Если ищешь памятник – оглянись вокруг».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_октября #Р__
20 октября
1847 года родился Фриц ТАУЛОВ (в Христиании; ныне Осло), норвежский художник-пейзажист, один из наиболее значительных представителей норвежской живописи XIX века.
Работая масляными красками и пастелью, он брал для своих картин очень простые сюжеты: дневные и вечерние виды укромных деревенских уголков Норвегии, виды парижских улиц, пустынных закоулков в городках и селах Нормандии, но выказывал при этом, удивительно тонкое чувство природы. Особенно поэтичны его зимние и осенние пейзажи, полные света и воздуха.
* * * * *
Выходец из семьи аптекаря он обучался в Академии художеств в Копенгагене у К.Ф. Сёренсена (1870-1872), затем у Х. Гуде (1873-1875) в Карлсруэ. Так как Сёренсен был маринистом, то и Таулов начинал с морских пейзажей.
Затем он переехал в Париж, где оставался до 1880 года, и испытал сильнейшее влияние французских импрессионистов. Таулов также часто проводил время в художественной колонии скандинавских художников, основанной М. Анкером, в датском Скагене на северной оконечности полуострова Ютландия.
В 1880 году он вернулся в Норвегию, где наряду с К. Крогом и Э. Вереншёллем стал одной из крупнейших фигур художественной сцены Осло, выступавших за самостоятельную ценность искусства и распространением его за пределы круга интересов обывателей. В 1882 году Таулов стал одним из основателей ежегодной выставки современного искусства в Осло («Осенняя выставка»).
В Осло художник в основном работал над городскими пейзажами, всегда на пленэре, изображая идущих по улицам людей. Кроме того, он получил известность своими зимними пейзажами, изображением снега.
Фриц Таулов долго не мог добиться приема своих картин в Парижский салон, пока его в 1889 году не выдвинули, как одного из самых даровитых новаторов ландшафтной живописи. После успеха на упомянутой выставке он посетил Англию и Италию и затем в 1892 году поселился в Нормандии.
Совершив путешествие в США, художник в 1898 году окончательно поселился в Париже.
Таулов был одним из немногих норвежских художников, получивших международную известность, при жизни он был достаточно финансово успешен и выставлялся в престижных галереях.
Скончался Фриц ТАУЛОВ 5 ноября 1906 года в Волендаме (Нидерланды).
20 октября
1839 года родился Флорентий Федорович ПАВЛЕНКОВ (в Тамбовской губернии), русский книгоиздатель и просветитель.
Один из самых известных российских издателей второй половины XIX века он главным делом своей жизни считал просвещение народа.
Свой капитал Павленков завещал на устройство бесплатных библиотек и читален в деревнях. С 1901 по 1911 год на завещанные им средства в 53 российских губерниях было открыто 2 тыс. бесплатных библиотек-читален. Его душеприказчик – В.И. Яковенко, известный общественный деятель своего времени, доложил о полном выполнении воли покойного на I-м Всероссийском съезде по библиотечному делу в 1911 году.
Издательство Павленкова существовало до 1917 года.
* * * * *
Выходец из небогатой дворянской семьи, Флорентий воспитывался в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, затем окончил Первый кадетский корпус и Михайловскую артиллерийскую академию. Служил в конной артиллерии в Киевском и Брянском арсеналах. Вышел в отставку в 1866 году в звании поручика.
Издательскую деятельность Павленков начал в Санкт-Петербурге с перевода и издания «Полного курса физики» Гано, затем открыл книжный магазин (по адресу Невский проспект, 36).
В 1867 году за издание 2-й части сочинений Д.И. Писарева подвергся судебному преследованию, но был оправдан. В 1868 году заключён в Петропавловскую крепость и сослан в Вятскую губернию. Там он составил «Наглядную азбуку для обучения и самообучения грамоте», удостоенную почетного отзыва на Всемирной выставке 1873 года в Вене и выдержавшую более 20 изданий.
По возвращении в Петербург неоднократно подвергался обыскам и арестам. В 1880 году за связь с революционерами был выслан в Сибирь, вернулся из ссылки по представлению надежных поручителей и с подчинением полицейскому надзору сроком на 5 лет.
Павленков издавал в основном книги, рассчитанные на массовую аудиторию: сочинения русских классиков, иллюстрированные библиотеки русской и западноевропейской литературы для детей, научную переводную литературу, научно-популярные библиотеки.
Особое место занимала биографическая серия «Жизнь замечательных людей» (было издано около 200 биографий).
Издавались произведения марксистско-социалистической направленности (Ф. Энгельса, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Д.И. Писарева и др.).
В 1899 году он издал «Энциклопедический словарь», снабжённый большим количеством рисунков, портретов и карт. Впоследствии эта книга переиздавалась 6 раз с изменениями и дополнениями.
Всего его издательство выпустило в свет более 750 наименований книг тиражом более 3,5 млн. экз.
Скончался Флорентий Фёдорович Павленков 20 января 1900 года в Ницце, похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.
--------------------------------------
В 1990-е годы образовалась общественная организация под названием «Содружество Павленковских библиотек», объединяющая библиотеки, открытые на средства Павленкова. Проводятся библиотечные научно-практические конференции под названием «Павленковские чтения».
20 октября
В 1955 году родился Томас Монтгомери НЬЮМАН (в Лос-Анджелесе, штат Калифорния), американский композитор, специализирующийся на создании композиций звукового сопровождения фильмов. Автор композиций более чем к 60 лентам. Лауреат премии Американской академии как автор музыки к кинофильмам.
Не следует путать его с Томом Ньюменом.
Томас представитель целой династии композиторов в Голливуде, пишущих музыку к фильмам, и включающих его отца – легендарного Альфреда Ньюмана, его дядю Лайонела Ньюмана, брата Дэвида Ньюмана, а также двоюродных братьев Джо Ньюмана и Рэнди Ньюмана, который больше известен как певец и композитор, и его сестру Марию Ньюман.
* * * * *
Томас с детства проявлял интерес к музыке, обучался игре на фортепиано и скрипке. Получил образование в Йельском университете, его первый фильм – драма «Бесстрашный». Настоящее признание к нему пришло в 1994 году, когда ему присудили две премии Академии киноискусства за музыку к фильмам «Маленькие женщины» и «Побег из Шоушенка».
В последние годы он добился успеха (как по оценкам критиков, так и коммерческого) написанием музыки к фильмам «Красота по-американски» (премия Грэмми за лучший саундтрек), «Проклятый путь», «В поисках Немо», «Лемони Сникет: 33 несчастья» и «Хороший немец».
Томас Ньюман пишет музыку и для телевидения, включая тему из телепередачи «Boston Public» и сериала «Ангелы в Америке». Его музыкальная тема для телесериала «Клиент всегда мертв» получила две премии Грэмми в 2003 году за лучшую инструментальную композицию и лучшую аранжировку.
С 1980-х годов Томас Ньюман использовал преимущественно электронные инструменты. Начиная с 1991 года, он использует попеременно более традиционные оркестровые звуки с отрывками звуков, для получения которых применяет перераспределение спектра нетрадиционных, экзотических и модифицированных музыкальных инструментов, таких как обработанные hurdy gurdy, detuned mandolin, tabla, xaphoon и saz, а так же электронные элементы для создания удара.
Для каждого фильма Томас Ньюман старается использовать свой неповторимый стиль, не используемый в других его фильмах.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_20_октября #Н__