21 сентября
1829 года родился Огюст ТУЛЬМУШ (в Нанте), французский художник, ученик Глейра.
* * * * *
Впервые выступил перед публикой со своими работами в парижском салоне 1848 года. Вначале писал картины исторического содержания и портреты, но вскоре изменил своё направление и занялся воспроизведением исключительно быта аристократического и состоятельного классов современного общества.
Художник снискал себе громкую известность, и в течение многих лет, чтобы получить его произведение, приходилось заранее записываться в его мастерской.
Тульмуш сделался главой особой школы, стремившейся изображать натуру красивее, чем она есть, доводить до крайности изящество и законченность исполнения, избегать в сюжетах всего такого, что потрясает или сильно трогает чувство, и передавать только приятное, миловидное и остроумное. Особенно хорошо писал молодых кокетливых девушек и светских женщин.
Его произведения разошлись по всему свету в виде фотографий, литографий и гравюр. Но с течением времени вкусы публики изменились, и направление Тульмуша стало выходить из моды; он пробовал изменить свой жанр, но смерть пресекла его деятельность.
Скончался Огюст ТУЛЬМУШ 16 октября 1890 года в Париже.
21 сентября
В 1825 году родился Мортен Эскиль ВИНГЕ (в Стокгольме), шведский художник, один из значимых исторических живописцев Швеции. Профессор шведской Королевской Академии искусств.
* * * * *
Выходец из семьи ректора и викария Исака Мартина Винге, он получил степень бакалавра в Уппсальском университете, а в 1847 году поступил в Королевскую Академию искусств. Одновременно с учебой, работал почтовым служащим, а также имел дополнительный доход, занимаясь портретной живописью.
В 1856 году Винге получил золотую медаль и грант для художественного путешествия за границу от Королевской Академии искусств. Он проходил практику в Дюссельдорфской академии художеств. Затем посетил Париж, обучался у Тома Кутюра. По условиям гранта Винге сделал несколько копий картин Рубенса в Лувре, в Риме сделал несколько копий картин Рафаэля, Тициана и других. Затем вернулся в Швецию.
Наиболее известные картины художника «Тор сражается с гигантами», «Крака», «Локи и Сигюн», «Хьялмар прощается с Орваром Оддом после Самсеской битвы» находятся в постоянной экспозиции Национального музея Швеции.
С большим успехом Винге занимался живописью на библейские сюжеты Нового Завета. Он наделил многие шведские церкви прекрасными алтарными картинами, среди которых «Христос в Гефсиманском саду» — церковь в Боргебю, «Воскресение Христово» — церковь в Вестанфорсе, «Преображение Господне» — церковь Святого Павла в Мальмё и др.
Скончался Мортен Эскиль ВИНГЕ 22 апреля 1896 года в Энчёпинге (Швеция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_сентября #В__
21 сентября
В 1920 году родился Леонид Викторович ВЛАДИМИРСКИЙ (в Москве), советский и российский график и иллюстратор.
Получил широкую известность своими рисунками для разных изданий книг про Буратино А. Н. Толстого и Изумрудный город А. М. Волкова.
С началом войны в 1941 году был призван в армию, в инженерные войска, успев окончить три курса Московского инженерно-строительного института.
После войны с отличием окончил художественный факультет института кинематографии (ВГИК), отделение мультипликации. Его дипломной работой стал первый в истории ВГИК диафильм, создание которого дало Владимирскому «путевку в жизнь»: его пригласили работать главным художником на студию «Диафильм», где им были созданы серии иллюстраций для 10 лент.
В 1953 году для диафильма «Приключения Буратино» по сказке А. Н. Толстого художник создал свой образ деревянного героя в полосатом колпачке — образ, ставший общеизвестным и считающийся классическим. После выхода книги «Приключения Буратино» в издательстве «Искусство» в 1956 году Владимирский целиком посвятил себя иллюстрированию книг для детей. Следующей известной работой художника стали иллюстрации к шести сказочным повестям А. Волкова.
Среди работ художника — иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», к повести Юрия Олеши «Три толстяка», к «Приключениям Петрушки» М. А. Фадеевой и А. И. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Дж. Родари, сборнику «Русские сказки» и сборнику «Умная Марсела».
Суммарный тираж книг, изданных с иллюстрациями Леонида Владимирского, превышает 20 миллионов экземпляров.
Скончался Леонид Викторович Владимирский 18 апреля 2015 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_сентября #В__
21 сентября
В 1853 году родился Эдмунд Блэр ЛЕЙТОН (в Лондоне), английский художник, писавший в стиле романтизма и прерафаэлитизма.
Он был сыном художника, обучался в University College School, затем в школе Королевской академии художеств.
Лэйтон был мастером тщательной проработки деталей, его произведения хорошо прорисованы, детализированы, богато декорированы и выглядят завершенными. Но, как и Уотерхаус, и Герберт Дрепер, Лэйтон-личность для нас практически утрачен.
Художник не оставил никаких дневников, и найти упоминание о нем в биографиях того времени довольно сложно, хотя его работы были выставлены в Королевской Академии в течение более 40 лет.
Скончался Эдмунд Блэр Лейтон 1 сентября 1922 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_сентября #Л__
21 сентября
1916 года родился Зиновий Ефимович ГЕРДТ /настоящее имя – Залман Афроимович Храпинович/ (в Себеже, Витебская губерния; ныне – Псковская область), советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990).
* * * * *
Обучался в еврейской школе, а в 1932 году переехал к брату в Москву. В 13-летнем возрасте опубликовал в детской газете стихи о коллективизации.
В 1934 году, окончив фабрично-заводское училище (ФЗУ) Московского электрозавода им. Куйбышева, пришёл работать в Метрострой электромонтажником.
Играть начал в Театре рабочей молодёжи (ТРАМ) ЦК Союза электростанций сразу по поступлении в ФЗУ в 1932 году, через 3 года его перевели в профессиональный состав театра.
В 1936-1937 годах был актёром Театра кукол при Московском Дворце пионеров. В 1938 году Гердта приняли в организованную Алексеем Арбузовым и Валентином Плучеком Московскую государственную театральную студию, где проработал до начала войны.
Первоначально он выступал под своей настоящей фамилией, а затем под артистическим псевдонимом Гердт (в конце 1930-х годов ставшим его официальной фамилией; имя и отчество Зиновий Ефимович появились уже после войны). Псевдоним был предложен Арбузовым по имени популярной в 1920-е годы балерины Елизаветы Гердт.
В июне 1941 года Гердт ушёл добровольцем на фронт. В декабре этого года, окончив специальные краткосрочные сборы в Московском военно-инженерном училище, был направлен на Калининский, а затем на Воронежский фронт. Командовал сапёрной ротой в звании старшего лейтенанта. 13 февраля 1943 года под Белгородом был тяжело ранен.
После 11 операций, самые важные из которых выполняла ведущий хирург Боткинской больницы Ксения Максимилиановна Винцентини (жена конструктора Сергея Королёва), Зиновию Гердту сохранили повреждённую ногу, которая с тех пор была на 8 сантиметров короче здоровой и вынуждала артиста сильно прихрамывать.
До 25 июня 1945 года артист работал в Московском театре молодёжи при дирекции фронтовых театров. Затем до 1982 годах – в труппе Центрального Театра кукол под руководством Сергея Образцова.
В кинематограф Зиновий Гердт вошёл как актёр дубляжа, долгое время оставаясь за кадром. С 1983 года стал актёром МАДТ им. М.Н. Ермоловой.
На телевидении Зиновий Ефимович с 1962 по 1966 год, с перерывами на гастроли и съёмки, вёл передачу «Кинопанорама». В 1990-х годах был ведущим авторской программы «Чай-клуб» на канале ТВ-6 Москва. В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с Владиславом Листьевым.
Скончался Зиновий Ефимович ГЕРДТ 18 ноября 1996 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
21 сентября
В 1934 году родился Леонард Норман КОЭН (в Монреале), канадский поэт, писатель, певец и автор песен.
В ранние его годы песни основывались на фолк-музыке, в 1970-х – тяготели к поп-музыке и кабаре. С 1980-х годов Коэн поёт низким голосом в сопровождении музыки с синтезаторами и женским бэк-вокалом.
* * * * *
Его первый сборник поэзии «Давайте сравним мифологии» был выпущен в 1956 году. «Коробка пряностей земли» принёс некоторую известность в литературных кругах. Окончив университет, Коэн проучился один семестр в юридической школе Макгилла и один год в Колумбийском университете.
В начале 1960-х годов Коэн вёл практически затворническую жизнь. Переехав на греческий остров Идра, он опубликовал романы «Любимая игра» и «Прекрасные неудачники». Первый из них представляет собой автобиографический роман – воспитания о молодом человеке, который постигает свою личность через написание книг.
Переехав в 1967 году в США, Коэн начинает карьеру фолк-музыканта. После выступлений на нескольких фолк-фестивалях, он познакомился с продюсером Дж. Хаммондом и получил возможность записать свой первый альбом «Songs of Leonard Cohen», который был восторженно принят в фолк-кругах и провёл более года в американских чартах.
В 1971 году музыка Коэна была использована в фильме Роберта Олтмена «Маккейб и миссис Миллер». Его песни звучали настолько органично, что многие ошибочно полагали, будто они были написаны специально для этого фильма.
Альбом с незатейливым названием «Недавние песни», выдержанный в более традиционном стиле был записан в 1979 году. Затем Коэн замолчал на целых 5 лет. Появился снова с фильмом «Отель» в качестве режиссёра, автора сценария и музыки (фильм получил Золотую розу Международного телефестиваля в Монтре), «Книгой милосердия» и альбомом «Various Positions» (1985).
С выходом в 1988 году альбома «Я твой мужчина», стиль Коэна радикально изменился. На первый план вышли синтезаторы, а лирика сменилась сарказмом, горечью и критикой окружающей действительности. Этот альбом стал самым успешным со времён «Songs of Leonard Cohen», а 3 песни оттуда – титульная, «First We Take Manhattan» и «Everybody Knows» – вошли в число его наиболее популярных композиций.
Леонард Коэн введён в «Канадский музыкальный зал славы»; он Офицер Ордена Канады, а также Компаньон Ордена Канады, что является высшей наградой для гражданина Канады. В 2011 году ему присуждена Премия Принца Астурийского.
Песни и поэзия Коэна оказали большое влияние на многих поэтов-песенников и музыкантов. На его песни существует множество кавер-версий.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_сентября #К__
21 сентября
В 1912 году родился Чак ДЖОНС /полное имя – Чарльз Мартин Джонс/ (в Спокэйне, штат Вашингтон), великий американский художник-мультипликатор и режиссёр, наиболее известный по серии мультфильмов «Looney Tunes».
Еще в детстве он проявлял большие способности к рисованию, именно с ним Чак решил связать и всю свою жизнь. Окончив художественный институт Chouinard Art Institute, Джонс пришел работать в индустрию развлечений.
В начале 1930-х годов Джонс поступил на работу в независимую студию «Leon Schlesinger Productions», где также получил должность ассистента. Студия занималась производством мультфильмов для «Warner Bros.»; среди ее проектов были такие серии, как «Looney Tunes» и «Merrie Melodies». Впервые собственный проект Джонс выпустил в 1938 году, сняв «The Night Watchman», мультфильм о сыне сторожа, который защищал от нашествия мышей хозяйскую кухню.
В начале 1940-х годов Чак Джонс придумал и несколько собственных персонажей, таких, как Чарли Дог и добавил в свои мультфильмы больше юмора.
В конце десятилетия он стал автором мультипликационных персонажей скунса Пепе ле Пью, Роуда Раннера, Вилли Койота и нескольких других. В то время уже были бесспорными звездами такие персонажи из серий «Looney Tunes» и «Merrie Melodies», как Багз Банни и Даффи Дак.
А в 1950 году сразу 2 проекта аниматора стали обладателями «Оскара»; высокой наградой были отмечены мультфильмы «Такой знакомый запах» и «So Much for So Little».
В 1960-х годах Чака Джонса приглашали сотрудничать сразу несколько студий – от «Walt Disney Pictures» до «Metro-Goldwyn-Mayer». При этом сам мультипликатор искренне не понимал, отчего студии готовы вступить за него в битву. В конце концов, он остался на «MGM», подключившись к работе над созданием мультфильма о Томе и Джерри. Звучала, впрочем, и критика – по мнению многих в мультфильмах Джонса слишком часто стреляли, били друг друга по головам и постоянно строили друг другу всяческие пакости.
Чак был очень общительным человеком – мог подолгу рассказывать знакомым и приятелям об удивительном и увлекательном процессе создания мультфильмов. За свою творческую жизнь он принял участие в создании свыше 300 проектов как режиссер; более чем к 70 мультфильмам сам написал сценарии, и примерно столько же раз выступил в качестве продюсера.
«Я рисовал то, чего мне не хватало, – забавных и веселых друзей, яркий красочный мир, – и придумывал массу комичных ситуаций, хотя в жизни, наверняка, больше трагичного», – говорил о своей работе Чак Джонс.
С 1980-х годов он стал уделять всё меньше внимания анимации, вместо этого выступая с лекциями в художественных учебных заведениях. В 1984 году Джонс появился в камео-роли в фильме «Гремлины».
В 1996 году ему вручили премию «Оскар» за «выдающийся вклад в развитие киноискусства»; к тому времени он уже отошел от анимации.
Скончался Чак Джонс 22 февраля 2002 года в Калифорнии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_21_сентября #Д__
21 сентября
1868 года родилась Ольга Леонардовна КНИППЕР-ЧЕХОВА (в Глазове), русская и советская драматическая актриса. Народная артистка СССР (1937).
Жена писателя Антона Павловича Чехова.
* * * * *
Она обучалась в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне – ГИТИС), в классе В.И. Немировича-Данченко. По окончании сразу же была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра (МХТ), став вскоре партнершей Станиславского.
Первым спектаклем был «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, в котором Ольга исполнила роль царицы Ирины. В том же 1898 году МХТ начал репетировать «Чайку», где она получила роль Аркадиной.
Первые встречи Ольги Леонардовны с Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович», а 7 июня 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались.
Брак Книппер с Чеховым трансформировался в эпистолярный роман – каждый из них написал более 400 писем.
Сам Чехов воспринимал постоянную разлуку как данность: со своей повышенной деликатностью он не представлял, что можно диктовать или навязывать другому свой образ жизни. Но общественное мнение обвиняло Книппер во всех смертных грехах – особенно после кончины Чехова в июле 1904 года – в равнодушии, в жестокости, в неумении и нежелании дать покой и счастье мужу.
Однако профессиональный успех для настоящей актрисы оправдывает все. В начале XX века она была некоронованной королевой МХТ.
Книппер-Чехова – первая из актрис, сумевшая так чётко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая своей неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой исполнения, Ольга Леонардовна исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова: «Чайка» (1898, Аркадина), «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна), «Три сестры» (1901, Маша), «Иванов» (1901, Сарра), лирико-комедийный образ Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» (1904).
Другими её работами стали: Белина («Мнимый больной» Мольера, 1913), Графиня-внучка («Горе от ума» Грибоедова, 1906), Анна Андреевна («Ревизор» Гоголя, 1908) и др.
В советское время она сыграла такие роли, как Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Мария Александровна («Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1929), графиня Чарская («Воскресение» по Л.Н. Толстому, 1930), Полина Бардина («Враги» М. Горького, 1935).
Скончалась Ольга Леонардовна КНИППЕР-ЧЕХОВА 22 марта 1959 года в Москве, похоронена рядом с А.П. Чеховым на Новодевичьем кладбище.
* * * * *
Свидетельствует А.В. Ханило, хранительница Ялтинского дома-музея А.П. Чехова:
«Мария Павловна /прим. – Чехова/ написала, что брат был счастлив. И она права. Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. Такой женой и была актриса Московского художественного театра Ольга Леонардовна Книппер.
Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту. Но тот сам её остановил, написав, что они – идеальные супруги, ибо не мешают друг другу заниматься любимым делом. Он умер у нее на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда приехал после Ялты в 1904 году».