22 апреля
1938 года родился Иссей МИЯКЕ (в Хиросиме), известный японский модельер и дизайнер одежды, основатель собственного модного дома и бренда «Issey Miyake».
Он – представитель концептуальной моды, приверженец инновационного и одновременно функционального дизайна с применением новых технологий – является первым модельером из страны восходящего солнца, который получил признание в Париже.
* * * * *
Его отец погиб на фронте, а сам он 6 августа 1945 года чудом выжил во время американской атомной бомбардировки Хиросимы. Иссею было тогда 7 лет, и он лишился сразу почти всей своей семьи.
После окончания художественной школы в 1959 году Мияки поступил в токийский Университет искусств Тама, где обучался графическому дизайну. Именно в это время он впервые задумался о моделировании одежды, тогда же впервые стал экспериментировать с формой костюма. В 1963 году свет увидела дебютная коллекция Иссея Мияки под названием «Поэма из ткани и камня».
По окончании университета молодой человек работал в Париже и Нью-Йорке. В 1970 году, вернувшись в Токио, он основал Студию дизайна Мияке, где начал конструировать женскую одежду. Своей целью поставил создание «новой универсальной формы одежды, которая отвечает требованиям нашего времени».
В 1973 году дизайнер принял участие в парижской и нью-йоркской Неделях прет-а-порте. Именно тогда и началась его широкая известность в мире моды. Через год появился и первый фирменный бутик марки «Issey Miyake» в Токио. В 1975 году магазин открылся и в Париже.
Самые первые модели, созданные Мияке, поразили публику. Он в своем творчестве смешал европейские, американские и национальные мотивы одежды, так получился его особый стиль. Однажды в интервью он сказал: «В японском языке есть три разных слова для понятия «одежда»: западная одежда, японская одежда, одежда вообще, но это слово может означать и удачу, и радость. Когда меня спрашивают, какое из этих значений подходит к моей одежде, я отвечаю, что создаю радость».
Вдохновение дизайнер черпает из впечатлений от путешествий по разным странам. Особый стиль Мияке проявляется не только в моделях одежды, но и в организации его показов. Модельер предпочитает устраивать настоящие театрализованные шоу, вместо обычных дефиле, с танцорами и музыкантами. И места их проведения выбирает экзотические, например, спортивный стадион или гимнастический класс.
Он любит приглашать не профессиональных моделей, а обычных людей. Этим Мияке тоже стремится немного эпатировать публику. К примеру, на показе осень-зима 95/96 манекенщицами выступили дамы преклонного возраста, самой старшей из них было 93 года. Модельер всегда говорил, что для него самое важное в творчестве – это истинные потребности и заботы людей. Специально для такой «реальной» одежды в 1981 году Мияке открыл в Париже магазин под названием «Плантация» и запустил для него линию с тем же именем. Эти вещи предназначались людям, которые не могут тратить деньги на дорогую одежду известных марок.
В 1991 году Правительство Франции наградило японского дизайнера почетным званием Командора искусств и литературы.
Иссей Мияке предпочитает командную работу, но для того чтобы полностью посвятить себя дизайну, в 1994 и 1999 годах соответственно, он передал управление дизайном мужской и женской линий одежды своему партнеру Наоки Такидзаве.
Модельер сотрудничал с хореографом Биллом Форсайтом и его танцовщиками. В 2000-х годах работал над такими проектами, как «132 5» – трёхмерные вещи и аксессуары, в основу дизайна которых заложен принцип оригами и «A-POC making» – одежда-конструктор без швов, которая производится с помощью компьютерной программы.
Он основал в Токио фонд собственного имени (2004), который организует различные выставки, издаёт литературу и также управляет исследовательским центром дизайна. Центр вместе с ним возглавляют еще 4 дизайнера.
В 2007 году Иссей МИЯКЕ вышел на пенсию, после чего все коллекции, выпускаемые под его именем, стали разрабатываться другими сотрудниками. Тем не менее, модельер продолжает лично следить за общим направлением выпускаемых линий.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_апреля #М__
22 апреля
1918 года родился Соломон Арон БЕРСОН (в Нью-Йорке), американский врач-эндокринолог и учёный. Известен тем, что в 1950-е годы вместе с Розалин Сасмен Ялоу разработал радиоиммунологический метод, получивший широкое распространение в биологии и медицине.
* * * * *
После окончания городского колледжа он обучался в Нью-Йоркском университете, где в 1939 году получил степень мастера, а в 1945 году стал доктором медицины в медицинской школе того же университета.
В дальнейшем после интернатуры в Бостоне и двух лет в армии Соломон Берсон вернулся в Нью-Йорк и работал в Бронксе в госпитале при управлении делами ветеранов.
Его научная карьера началась в 1950 году, когда он стал работать в Радиоизотопном отделе госпиталя и сотрудничать с Розалин Сасмен Ялоу. Их ранние работы в лаборатории касались метаболизма йода и человеческого сывороточного альбумина. Позже стали заниматься инсулином, измерения которого в крови были тогда затруднены. Они разработали метод радиоиммунного анализа (РИА), давшего хорошие результаты, и опубликовали работы в 1960 году.
После успешной разработки РИА для инсулина Берсон и Ялоу разработали аналогичные методики для других гормонов, включая кортикотропин, гастрин, паратгормон и гормон роста и в ходе этого сделали важные открытия в физиологии этих гормонов.
Соломон Берсон, как правило, вместе с Ялоу, получал многочисленные премии и награды за свою работу. В 1968 году он был избран профессором Мюррея М. Розенберга и заведующим отделом медицины в Школе медицины Маунт-Синай в Нью-Йорке, при этом оставался исключительно популярной личностью. Состоял в редакционных коллегиях многих научных журналов.
В 1972 году Берсон был избран в Национальную академию наук США, но в тот же месяц у него случился обширный инфаркт миокарда во время командировки в Атлантик-Сити, где участвовал в собрании Федерации американских научных обществ экспериментальной биологии.
Скончался Соломон Арон БЕРСОН 11 апреля 1972 года в Атлантик-Сити.
В 1975 году Ялоу и Берсон (посмертно) получили премию за научные достижения от Американской медицинской ассоциации. В 1977 году Ялоу (уже одна) получила Нобелевскую премию за их совместную работу в связи с тем, что эта премия не вручается посмертно.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_апреля #Б__
22 апреля
1781 года родился Хосе МАДРАСО /полное имя – Хосе де Мадрасо-и-Агудо/ (в Сантандере, автономное сообщество Кантабрия), испанский художник, представитель неоклассицизма, писал преимущественно исторические полотна и картины на библейские сюжеты, а также портреты.
Основатель целой династии испанских художников Мадрасо, которой было суждено задавать тон испанской живописи и художественной политике в целом на протяжении всего XIX века.
Он – отец братьев-художников Федерико, Педро и Луиса Мадрасо, дед Раймундо и Рикардо Мадрасо, прадед Мариано Фортуни-и-Мадрасо.
* * * * *
Живопись Хосе Мадрасо изучал в мадридской Королевской академии искусств Сан-Фернандо, вместе с Косме де Акунья и Грегорио Ферро, двумя будущими ректорами Академии в начале XIX столетия.
По приглашению испанского посла во Франции молодой художник приезжает в Париж и поступает на стажировку в мастерскую Жака-Луи Давида. В этот период он, пользуясь покровительством испанского короля Карлоса IV, пишет полотно «Смерть Лукреции» и несколько других по мотивам античной истории.
Во времена правления на европейском континенте Наполеона I художник живёт и работает в Риме, где вступает в академию святого Луки, однако за отказ принести присягу сыну Наполеона Бонапарта, Наполеону II как Римскому королю он был арестован и посажен в тюрьму.
Испанский король Карлос IV называл Хосе Мадрасо «камерным художником». При короле Фердинанде VII он удостаивается уже официально этого придворного звания.
В 1818 году Хосе Мадрасо возвращается из Рима в Испанию и возглавляет Королевскую академию искусств Сан-Фернандо. Совместно с маркизом де Санта-Крус художник является одним из сооснователей мадридского музея Прадо.
Скончался Хосе МАДРАСО 8 мая 1859 года в Мадриде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_апреля #М__
22 апреля
1899 года родился Байрон ХЭСКИН /полное имя – Байрон Конрад Хэскин/ (в Портленде), американский оператор, создатель спецэффектов и режиссёр кино и телевидения 1920-1960-х годов.
Он никогда не был «актёрским режиссёром», но его умение работать с роботами, пришельцами и насекомыми-мутантами было непревзойдённым.
* * * * *
Получил образование в Калифорнийском университете в Беркли. После завершения воинской службы во время I-й мировой войны Хэскин работал карикатуристом и рекламистом, а 1920 году перешёл в киноиндустрию в качестве оператора кинохроники
В 1922 году Хэскин дебютировал на студии «Уорнер бразерс» как оператор немого фильма «Разорванные цепи», в 1928 году снял свой первый звуковой фильм «Пойманные в тумане».
Всего в качестве оператора он снял 33 фильма, а с 1927 года стал работать также как режиссёр, поставив в течение года 4 немых фильма. После этих работ Хэскин вернулся к режиссуре только в 1948 году. Затем в течение трех лет работал в Англии руководителем производства и техническим советником британской киноиндустрии.
В период 1937-1945 годов Байрон Хэскин был главой департамента спецэффектов студии «Уорнер бразерс», как разработчик спецэффектов четырежды номинировался на «Оскар» за фильмы «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса», «Морской ястреб», «Морской волк» и «Отчаянное путешествие».
В 1950-е годы он поставил несколько популярных фантастических фильмов, наиболее известный среди которых «Война миров».
В дальнейшем Хэскин поставил серию приключенческих фильмов для семейного просмотра, среди них «Маленький дикарь», «Капитан Синдбад» и «Робинзон Крузо на Марсе».
Начиная с 1957 года, он стал работать на телевидении, где его лучшими режиссёрскими работами стали шесть высоко оценённых фильмов научно-фантастического сериала «За гранью возможного».
Скончался Байрон ХЭСКИН 16 апреля 1984 года в Монтечито (штат Калифорния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_апреля #Х__
22 апреля
1924 года родился Анатолий Леонидович НАСЕДКИН (в Великом Новгороде, СССР), советский живописец. Народный художник Украинской ССР.
Корни его творчества уходят в российскую и украинскую культуры, которые нельзя разделить государственными границами.
* * * * *
Родившись на исконно древне русских землях и почти всю жизнь прожив на харьковщине, он с детства впитал в себя любовь к родной природе, к зелёным лугам и березовым рощам, извилистым берегам Ильмень-озера и Северского Донца.
В 12-летнем возрасте Анатолий поступил в студию изобразительного искусства при харьковском Дворце пионеров. Его рисунок «Папанинцы», участвовавший на выставке в Москве, был награжден грамотой ВДНХ СССР.
В 1943 году молодой художник ушел на фронт, воевал в пехоте, был тяжело ранен, долго лечился. Награжден медалью «За отвагу». После войны Анатолий Наседкин учился в Харьковском художественном институте (1946-1951) у преподавателей М. Дерегуса и Е. Светличного.
В 1950-е годы он много работал над горьковской темой, изучил все произведения писателя, побывал в горьковских местах. В результате родились полотна: «Проводы М. Горького из Нижнего Новгорода в 1901 году», «Песня рабочей артели», «М. Горький и Ф. Шаляпин» и др.
В период 1960-х годов в его творчестве ведущее место занимают картины на историко-революционную тематику. Известность получили такие работы на тему села, как «В колхоз!», «Хлеб революции», «Продотряд»; Анатолий Наседкин был отмечен Государственной премией Украины имени Т.Г. Шевченко.
Кроме жанровых полотен, художник создал большое количество портретов современников. В 1970-е годы он увлекся пейзажами и натюрмортами.
Выставки художника с успехом прошли в Англии, Франции и Японии.
Скончался Анатолий Леонидович НАСЕДКИН 26 июля 1994 года в Харькове (Украина).
22 апреля
В 1922 году родилс Ричард ДИБЕНКОРН (в Портленде, штат Орегон), знаменитый американский художник-абстракционист, поддерживающий идеи экспрессионизма. Является представителем второго поколения абстрактного экспрессионизма.
* * * * *
Учился в Калифорнийской школе изящных искусств, и с 1947 года начинает в этой школе собственную преподавательскую деятельность. Именно в то время творчество Ротко и Стилла (учителя этой же школы, художники-абстракционисты) повлияло на работы художника.
В 1950 году Дибенкорн продолжил учёбу в университете города Альбукерке. Здесь его стиль постепенно изменяется, появляются сочные краски, сами пейзажи приобретают более светлый оттенок, идея пейзажной живописи все больше и больше захватывает художника. Именно в Альбукерке художник начал заниматься пейзажной живописью.
Большое влияние на создание Дибенкорном своих пейзажных серий оказали два события: посещение им ретроспективы работ Анри Матисса в Лос-Анджелесе в 1952 году и впечатления, полученные им при воздушном полёте в 1951 году из Альбукерке в Сан-Франциско.
В период 1955-67 годов художник занимался фигуративной живописью. Он вместе с другими своими коллегами получил признание и авторитет сообщества художников Калифорнийской школы фигуральной живописи.
Ричард возвратился к абстракционизму только в конце 1960-х, создав в жанре «абстрактного пейзажа» свою самую известную и наиболее многочисленную серию картин Океан-Парк.
Скончался Ричард Дибенкорн 30 марта 1993 года в Беркли (штат Калифорния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_апреля #Д__
22 апреля
1805 года родился Эжен-Мари Франсуа ДЕВЕРИА (в Париже), французский живописец эпохи романтизма.
* * * * *
Учился у Жироде и Летьера, испытал влияние своего брата Ашиля, известного литографа и художника Л. Буланже.
В Парижском салоне 1827 года, ознаменованном триумфом романтизма, выставил картину «Рождение Генриха IV» (Лувр), которая прославила имя Девериа и стала самой известной его работой. Полотно привлекало занимательной и романтичной трактовкой исторической темы, детальным воспроизведением старинных костюмов, насыщенностью колорита.
Художнику предрекали блестящее будущее. Однако последующие произведения не оправдали этих надежд: роспись плафона, где Пюже представляет скульптуру «Милон Кротонский» Людовику XIV в садах Версаля (1832, Париж, Лувр) и батальные сцены (1838, Версаль, Национальный музей) критика встретила недоброжелательно.
Огорченный Девериа охотно принимает заказ на декорирование кафедрального собора в Авиньоне (1838). Тремя годами позже из-за болезни он вынужден прекратить работу в соборе и уехать лечиться в По, где и остается, с небольшими отлучками, до конца жизни.
Переход в протестантскую веру неблагоприятно отразился на его творчестве. Единственное, в чем он проявляет себя превосходным мастером в поздний период это жанр портрета («Мария Девериа в амазонке», 1856, По, Музей).
Скончался Эжен-Мари Франсуа ДЕВЕРИА 3 февраля 1865 года в По (Франция).
22 апреля
1817 года родилась Варвара Николаевна АСЕНКОВА (в Санкт-Петербурге), выдающаяся русская драматическая актриса Петербургской труппы императорских театров, блиставшая на подмостках Александрийского театра.
Многие передовые деятели культуры того времени, например, молодые тогда В. Белинский, Н. Некрасов, высоко ценили талант актрисы, ей посвящались статьи и стихотворения, специально для неё писали пьесы.
Не дожив и до 25 лет, она осталась самой загадочной актрисой русского театра.
* * * * *
Дочь известной артистки Александры Егоровны Асенковой, она училась актерскому мастерству под руководством актера Александрийского театра И.И. Сосницкого.
На сцене Александрийского театра Варвара Асенкова с успехом дебютировала 2 февраля 1835 года в водевильных ролях Роксоланы («Сулейман II, или Три султанши» Ш.С. Фавара) и Мины («Лорнет, или Правда глаза колет» Э. Скриба).
Эти роли закрепили за ней звание водевильной актрисы и определили её манеру и амплуа. Обладая замечательными внешними данными, обаянием, выразительным голосом, Асенкова блистала в ролях молоденьких героинь и водевильных травести в так называемых «ролях с переодеванием». Лучшими были роли молодых людей и мальчиков-подростков. Стройная, худенькая, она хорошо смотрелась в мужских костюмах и замечательно играла мужские роли.
Много и серьезно работая над ролями, актриса играла с исключительным мастерством и изяществом. Современникам казалось, что ей достаточно выйти на сцену и улыбнуться, спеть водевильный куплет своим обаятельным голосом, – и ей обеспечен успех, какого другие артисты не могли бы добиться годами упорного труда.
Варвара Николаевна проявила себя и как замечательная комедийная актриса, когда комедия только зарождалась, и не было еще никаких исполнительских традиций. Асенкова была первой исполнительницей главных ролей в пьесах «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. Она же стала и первой исполнительницей роли в русской классике – играла дочь мельника в пушкинской «Русалке». Играла актриса и в драмах современных ей писателей. В исполнении драматических и трагических ролей Варвара Асенкова также не знала соперниц на русской сцене.
У неё было множество почитателей. У дома на Невском проспекте, где она снимала квартиру, постоянно дежурила толпа. Куда бы Асенкова ни отправлялась, поклонники всегда оказывались тут как тут. Некоторые вскакивали на подножку кареты, усаживались рядом с кучером. Летом эскорт офицеров верхом сопровождал предмет всеобщего обожания во время загородных прогулок. Кого-то из-за неё отправляли на гауптвахту, кто-то стрелялся на дуэли.
Каждый день – охапки цветов и пачки писем с объяснениями в любви. Варвара Асенкова отказывала всем, потому что, выйдя замуж, она должна была бы покинуть сцену.
Некоторые, обидевшись, прибегали к мщению. Какой-то купчишка додумался до того, что скупил билеты в первый ряд партера, усадил там сплошь лысых толстяков и, вызвав этим хохот в зале, сорвал спектакль. Другой воздыхатель прислал письмо с угрозами и вскоре действительно бросил в её карету зажженную шутиху, которая не взорвалась лишь по счастливой случайности.
Варвара Асенкова несла на себе почти весь водевильный репертуар Александрийского театра. Последний раз она вышла на сцену 28 февраля 1841 года. Слабое здоровье и тяжелейшая работа спровоцировали заболевание чахоткой и раннюю смерть.
Скончалась Варвара Николаевна АСЕНКОВА 1 мая 1841 года в Санкт-Петербурге. Похоронили актрису на Смоленском кладбище.
Молодой литератор Н. Некрасов, посвятивший ей стихотворения «Офелия» и «Памяти Асенковой», писал: «…помню похороны, – похожи, говорили тогда, на похороны Пушкина: теперь таких вообще не бывает».
В 1938 году могилу перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
В 1967 году на Ленфильме была поставлена «Зеленая карета» – картина, посвященная судьбе Варвары Асенковой. Знаменитую актрису императорского Александринского театра сыграла Наталья Тенякова...
----------------------------------------------------
Смотри «Русская актриса. Варвара Николаевна Асенкова» по ссылке: http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post188057714/
22 апреля
1766 года родилась Жермен де СТАЛЬ /имя при рождении – Анн-Луиз Жермен Неккер/ (в Париже), знаменитая французская писательница, основоположница теории романтизма во Франции. Баронесса де Сталь-Гольштейн, известная просто как мадам де Сталь.
Дочь Неккера – видного государственного деятеля, министра финансов при Людовике XVI.
* * * * *
С детских лет она была постоянной участницей встреч парижских литературных знаменитостей, которые происходили в салоне её матери. Её первые произведения – «Аделаида», «Мелина», комедия «Софи, или тайные чувства» и трагедия «Джейн Грей», появились в 1780-е годы.
В предреволюционные (1786–1788) и постреволюционные годы Жермен де Сталь собирает знаменитостей в своем салоне, заменившем салон мадам Неккер, и который успел стать самым блестящим в Париже. Мемуары современников полны рассказов о том неизгладимом впечатлении, которое в этом периоде своей жизни производила молодая женщина. Её блестящий ум, красноречие и энтузиазм делали Жермен царицей избранного парижского общества. Когда салон мадам де Сталь стал центром оппозиции, ей велено было выехать из Парижа. Писательница вынуждена была эмигрировать в Швейцарию и затем в Англию.
Предлогом для начала репрессий против неё послужил роман «Дельфина», который добавил Жермене де Сталь литературной славы и одновременно сделал её личным врагом Наполеона Бонапарта.
Замок Коппе – родовое поместье Жермены де Сталь, единственное место, где она могла жить в наполеоновской Европе после своего изгнания из Парижа в 1803 году. Здесь ею были написаны «Коринна, или Италия » (1807) и «О Германии» (1810), а также создан знаменитый литературный кружок Коппе.
Истосковавшись по родине, Жермен де Сталь в 1807 году тайком поселилась недалеко от Парижа. Наполеон Бонапарт, находящийся в это время в прусском походе, узнал о том, что она инкогнито бывает во французской столице. Особым предписанием император повелел ей немедленно удалиться из страны. До падения Наполеона писательница жила то в Швейцарии (г. Коппе), то путешествовала по Европе.
Когда начались революционные волнения, она, пользуясь своим влиянием, спасала многих от гильотины, сама часто рискуя жизнью. Сентябрьские убийства заставили её бежать из Парижа в Англию.
В Коппе мадам де Сталь познакомилась с Бенжаменом Констаном. Сильное впечатление, которое уже при первой встрече эти диаметрально противоположные характеры произвели друг на друга, положило начало романическому эпизоду, тянувшемуся более 10 лет и имевшему огромное влияние на жизнь и литературную деятельность писательницы.
Из-за преследования швейцарских властей, действовавших по указке Наполеона, Жермен де Сталь в 1812 году вновь была вынуждена отправиться в эмиграцию. Через Австрию, Швецию и Россию она бежит в Англию. Результатом её длительного и рискованного путешествия стала книга «Десять лет в изгнании» (1821), во второй части которой французская писательница рассказала о своих благожелательных впечатлениях от пребывания в России.
Жермен де Сталь – первая из французских писателей XIX века доказала, что появление романтической литературы – историческое и закономерное явление. Она первой разработала принципы романтической литературы, указала на ее отличие от классицистической, ввела в художественное творчество новые темы и приемы.
21 февраля 1817 года писательница отправилась на прием, устроенный главным министром Людовика XVIII, но упала, когда поднималась по ступеням. Произошло кровоизлияние в мозг, несколько месяцев она болела.
Скончалась Жермен де СТАЛЬ 14 июля 1817 году в Париже, в знаменательный день начала Великой французской революции.
22 апреля
1899 года родился Владимир Владимирович НАБОКОВ (в Санкт-Петербурге), русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог.
Его произведения характеризуют сложная литературная техника, глубокий анализ эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым, порой почти триллерным сюжетом. Среди известнейших образцов творчества Набокова выделяются романы «Машенька», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар».
Известность у широкой публики писатель получил после выхода в свет скандального романа «Лолита», по которому впоследствии было сделано несколько экранизаций (1962, 1997).
Сам Набоков говорил о себе: «Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце – по-русски, и моё ухо – по-французски».
* * * * *
Выходец из аристократической семьи известного российского политика В.Д. Набокова, будущий писатель с раннего детства в совершенстве владел тремя языками.
Образование начал в Тенишевском училище в Петербурге, где незадолго до этого учился Осип Мандельштам. Литература и энтомология становятся двумя основными увлечениями Набокова.
Революция 1917 года заставила Набоковых перебраться в Крым, а затем, в 1919 году, эмигрировать из России. Владимир получил образование в Кембридже, где продолжал писать русские стихи и перевел на русский язык «Алису в стране Чудес» Л. Кэррола.
С 1922 года Набоков становится частью русской диаспоры в Берлине, зарабатывая на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются его рассказы. В 1927 году Набоков завершает свой первый роман – «Машенька». После чего в течение 10 лет создаёт ещё 8 романов на русском языке. Не печатавшиеся в Советской России, романы Набокова имели успех у западной эмиграции.
Политика нацистских властей Германии в конце 1930-х годов положила конец русской диаспоре в Берлине. Жизнь писателя в этой стране стала невозможной, и семья Набоковых переезжает в Париж, а с началом II-й мировой войны эмигрирует в США.
С исчезновением в Европе русской диаспоры Владимир Набоков окончательно потерял русскоязычного читателя. Свой первый роман на английском языке («Подлинная жизнь Себастьяна Найта») он пишет ещё в Европе, незадолго до отъезда в США. С 1937 года и до конца своих дней Набоков не написал на русском языке ни одного романа (если не считать автобиографию «Другие берега» и авторский перевод «Лолиты» на русский язык).
В Америке в период 1940-1958 годов писатель зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах, а также продолжает профессионально заниматься энтомологией.
Он серьёзно увлекался шахматами: был достаточно сильным практическим игроком и опубликовал ряд интересных шахматных задач. В некоторых его романах шахматный мотив становится сквозным.
Путешествуя во время отпусков по Соединённым Штатам, Набоков работает над романом «Лолита». Роман был опубликован сначала в Европе, затем в Америке и быстро принёс его автору мировую славу и финансовое благосостояние.
Набоков возвращается в Европу и с 1960 года живёт в Швейцарии, где создаёт свои последние романы; наиболее известные из них – «Бледное пламя» и «Ада». Последний незавершённый роман писателя «Лаура и её оригинал» («The Original of Laura») вышел на английском языке в ноябре 2009 года.
Скончался Владимир Владимирович НАБОКОВ 2 июля 1977 года в Монтрё (Швейцария).
22 апреля
В 1916 году родился Иегуди МЕНУХИН (в Нью-Йорке), выдающийся американский скрипач и дирижёр.
Чаще всего он играл на инструментах работы Гварнери дель Джезу (1739 и 1742).
* * * * *
Был выходцем из семьи, эмигрировавшей из России. Его мать прекрасно играла на фортепиано и виолончели. Мальчику не было и двух лет, а родители стали брать его с собой на концерты симфонического оркестра. Когда Иегуди исполнилось 5 лет, ему купили скрипку; музыкой начал заниматься под руководством Луиса Персинджера, затем учился в Европе у Джорджа Энеску и Адольфа Буша. Первый сольный концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско дал в 7-летнем возрасте.
Иегуди гастролировал по всему миру. Ему аплодировали в Вене, Дрездене, а в Берлине стражи правопорядка с большим трудом сдерживали поклонников на улице, в то время, как зрители на протяжении 45 минут рукоплескали ему в оперном театре.
Блестящие выступления Менухина прошли в Париже и поистине триумфальные гастроли в Нью-Йорке, в знаменитом Карнеги-холле, где он феноменально исполнил скрипичный концерт Людвига Бетховена.
С перенапряжением выступал во время II-й мировой войны перед войсками союзников, дал свыше 500 концертов. Все средства от его концертов шли на помощь антигитлеровской коалиции. Менухин первым из музыкантов играл в освобождённых от немцев Париже, Брюсселе и Антверпене, где на окраинах ещё велись бои. Он был первым и единственным, кто давал концерты для вчерашних узников концентрационных лагерей в местах их прежнего заключения.
Не раз маэстро выступал и в Советском Союзе. Он был одним из первых зарубежных исполнителей, кто приехал в Москву после окончания войны в 1945 году, для исполнения двойного концерта Баха совместно с Давидом Ойстрахом. Затем выступал здесь в 1962 году, находясь на вершине славы, гостил и в 1971 году как президент Международного музыкального совета в ЮНЕСКО.
Спустя много лет, в 1987 году, выдающийся скрипач вновь приехал в Москву.
С 1959 года жил в Великобритании, где в 1962 году в графстве Суррей основал школу для музыкально одаренных детей – Школу Иегуди Менухина.
В 1970 году стал гражданином Швейцарии. Музыкант классического репертуара, Менухин в 1980-х годах записал несколько джазовых композиций вместе со Стефаном Грапелли, несколько концертов восточной музыки – с ситаристом Рави Шанкаром.
В 1985 году принял подданство Великобритании. В 1983 году основал в графстве Кент фонд Иегуди Менухина в поддержку молодых музыкантов.
Выступал до преклонных лет: в 1990 году с Молодёжным оркестром Азии, британским виолончелистом Джулианом Ллойдом Уэббером и группой молодых исполнителей из стран Азии проехал с концертным турне по Японии, Тайваню, Сингапуру и Гонконгу.
В 1997 году Иегуди Менухин прислал приветствие Международному Дельфийскому совету с такими словами: «Я не могу представить себе более ценной модели духа соревнований друг с другом, чем модель греков. Они помещали утонченность тела, разума и духа на неделимый алтарь жизни».
Скончался Иегуди Менухин 12 марта 1999 года в Берлине.
* * * * *
Влиятельный музыкальный критик Уинтроп Сарджент в своей статье подробно описал облик Менухина: «Коренастый, рыжеволосый, голубоглазый с мальчишеской улыбкой и чем-то совиным в лице, он создает впечатление человека простодушного и вместе с тем не лишенного изысканности. Говорит он элегантным английским языком, тщательно подбирая слова, с акцентом, который большинство его земляков-американцев считает британским. Он никогда не выходит из себя и не употребляет грубых выражений. Его отношение к окружающему миру представляется соединением заботливой учтивости с непринужденной любезностью».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_апреля #М__
22 апреля
В 1917 году родилась Ивет ШОВИРЕ (в Париже), известная французская балерина, прима «Оперы Гарнье», преподаватель балетного искусства.
В Большой советской энциклопедии сказано про Ивет: «...видная представительница французской школы классического танца. Её утончённое искусство было насыщено острым драматизмом; мастерство, острое чувство стиля, филигранная отделка деталей характеризовали танец Шовире...».
* * * * *
Утонченная парижанка начала серьезно заниматься балетом при «Гранд-опера» в 10 лет. Огромный талант девочки был замечен режиссером, и уже в 1941 году она становится прима-балериной в «Опере Гарнье». Получив мировую славу после первого дебюта, Шовире приглашают в труппы «Театра Елисейских полей», итальянского «Ла Скала».
Прославила балерину партия Тени в аллегории Анри Соге. Она исполнила много партий поставленных Сержем Лифарем. Самой успешной является главная роль в балете «Жизель» на музыку Адольфа Адана.
Ивет на сцене демонстрировала истинный драматизм, не теряя при этой всей девичьей нежности. Балерина буквально проживала жизнь каждой своей героини, выражая все эмоции на сцене. При этом Шовире очень внимательно относилась к каждой мелочи, репетируя и репетируя снова. В 1960-х годах она возглавляет школу при театре «Гранд-опера», которую некогда окончила и сама.
Последнее выступление балерины на сцене «Оперы Гарнье» состоялось в 1972 году. В том же году во Франции была установлена премия имени Ивет Шовире.
Она – одна из величайших балерин XX века – несколько раз приезжала с гастролями в Советский Союз. Неоднократность посещения страны c искушённым в области балета зрителем уже само по себе подтверждает, насколько успешными были эти выступления.
Неоднократно партнёром балерины по сцене (после своего бегства из СССР) был Рудольф Нуреев.
Заслуги Ивет Шовире перед страной были вознаграждены Орденом Почетного легиона.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_апреля #Ш__
22 апреля
В 1907 году родился Иван Антонович /Антипович/ ЕФРЕМОВ (в деревне Вырица, Царскосельский уезд, Петербургская губерния), русский советский писатель-фантаст, учёный-палеонтолог, создатель тафономии; философ-космист и социальный мыслитель.
Согласно записи в метрической книге, год рождения Ефремова 1908-й, но он ещё в ранней юности «состарил» себя на год, чтобы облегчить начало самостоятельной трудовой деятельности.
В 6 лет познакомился с творчеством Жюля Верна и безоглядно полюбил книги о землепроходцах, мореплавателях, учёных.
Учёбу приходилось совмещать с заработком на жизнь. В 1923 году он сдаёт экзамены на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных классах и, после окончания школы, весной 1924 года уезжает на Дальний Восток.
К палеонтологии Ефремов пришёл, познакомившись с академиком П.П. Сушкиным, который открыл для него эту науку. Отплавав матросом навигацию на Тихом океане, он возвращается в Ленинград и поступает в университет на биологическое отделение. С середины 1920-х годов его жизнь проходит в экспедициях, приносящих многочисленные ценные находки и открытия.
Маршруты палеонтологических экспедиций Ивана Ефремова пролегают по Поволжью, Уралу и Средней Азии. А в первой половине 1930-х годов он участвует в геологических экспедициях по Уралу, Сибири и Дальнему Востоку. Некоторые эпизоды его экспедиционной жизни позже войдут в рассказы «Алмазная труба», «Тень минувшего», «Голец Подлунный» и др.
В 1935 году он экстерном оканчивает Ленинградский горный институт и становится кандидатом, а в 1941 году – доктором биологических наук.
В начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, оттуда во Фрунзе. Там перенёс лихорадку, навсегда заполучив тяжёлую болезнь сердца. «Меня, как доктора наук, прочно забронировали и держали в глубоком тылу».
В 1940-е годы Ефремовым разрабатывается новая отрасль знания: тафономия – учение о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях осадочных пород. Рукопись «Тафономия» была завершена в 1943 году, а в 1952-м – её автор был удостоен Сталинской премии. Общее признание новая отрасль получила лишь в 1970-е годы, однако выводы своей науки Ивану Антоновичу удалось успешно применить ещё во время экспедиции за «костями дракона» в монгольскую Гоби, принёсшей богатейший материал.
Первый свой рассказ «Встреча над Тускаророй» Ефремов опубликовал в 1944 году. Первым же крупным произведением стал исторический роман «На краю Ойкумены» (1949), вскоре дополненный вторым томом – «Путешествие Баурджеда».
Однако наибольшую известность и признание принесла ему «Туманность Андромеды» (1957) – философско-утопический роман о коммунистическом будущем цивилизации Земли. Роман этот оказал огромное влияние на развитие отечественной фантастики и, по сути, обеспечил её первый расцвет в 1960-х годах.
В 1963 году Ефремов издает роман «Лезвие бритвы», а в 1968 году выходит «Час Быка», в котором коммунистический мир «Туманности Андромеды» сталкивается с антагонистичным ему антиутопическим миром планеты Торманс. Роман оказался совершенно не ко двору для тогдашнего руководства страны, однако запретить его при жизни Ефремова не решились, и только после смерти автора он был запрещен к выдаче в библиотеках.
По времени эта акция совпала с планомерным оттеснением из издательских планов практически всей социально направленной фантастики, выросшей на книгах Ефремова.
Скончался Иван Антонович Ефремов 5 октября 1972 года в Москве. Похоронен на кладбище в Комарово под Ленинградом.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_апреля #Е__