22 декабря
В 1764 году родился Аполлон Степанович ЖЕМЧУЖНИКОВ (в Санкт-Петербурге), русский офицер, генерал-лейтенант, участник войн с Наполеоном и Туркестанских походов.
* * * * *
Выходец из дворян, он воспитывался в Сухопутном кадетском корпусе, по окончании которого 18 февраля 1785 года в звании поручика был направлен в Ревельский мушкетерский (впоследствии егерский) полк. В 1792 и 1794 годах участвовал в войне с Польшей, а также в подавлении восстания на захваченных польских землях.
В 1801 году Жемчужников был произведён в полковники, а через году переведён в Таврический гренадерский полк, с которым принял участие в первой французской кампании 1805 года; с 14 апреля 1807 года он – командир полка. Находясь в это время в заграничном походе против французов, был ранен в сражении под Ландсбергом (Пруссия), однако находился в строю до заключения Тильзитского мира. В ноябре 1809 года награждён орденом Святого Георгия 4-го класса.
В 1811 году его направили для обучения рекрут. Командуя рекрутской бригадой, во время Отечественной войны 1812 года он, находясь в Твери, наблюдал за Волоколамской и Ржевской дорогами. Когда же русские войска перешли за границу, Аполлон Жемчужников в составе действующей армии участвовал в сражениях при блокаде крепости Шпандау, при Лютцене, Бауцене, Лейпциге, Магдебурге и Гамбурге. Был награждён орденами Св. Анны 1-й степени, Св. Георгия 3-го класса и Красного орла. Получил чин генерал-майора.
Состоя при начальнике 7-й пехотной дивизии, он в 1814 году находился в действующей армии вплоть до взятия Парижа; в 1815 году – при появлении во Франции Наполеона, возвратившегося с острова Эльбы, участвовал во вторичном походе на Рейн (в период Бельгийской кампании).
По возвращении в Россию, Аполлон Степанович был назначен командиром бригады, а в 1819 году – начальником пехотной дивизии в Оренбург. Вместе с вверенными ему отрядами предпринимал неоднократные походы в степь. В 1826 году произведён в генерал-лейтенанты. Со службы он по состоянию здоровья уволился в 1838 году, с мундиром и пенсионом полного жалованья.
В 1830 году Жемчужников организовал обследование арендованных им южноуральских земель на наличие золотых и серебряных руд. Через 2 года его компанией, в которой он владел 18 паями из 36, были открыты золотые россыпи на реке Шартымке; затем организованы «Султанские прииски» на р. Султанке.
Волею судьбы генерал оказался у своего сына Антона, который проживал в селе Кривец.
Скончался Аполлон Степанович ЖЕМЧУЖНИКОВ 24 июля 1840 года, похоронен близ церкви села Кривец Лебедянского уезда Тамбовской губернии.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_декабря #Ж__
22 декабря
В 1832 году родился Элайджа МАЙЕРС (в Филадельфии, штат Пенсильвания), ведущий американский архитектор административных правительственных зданий второй половины XIX века. В своих проектах предпочитал неоготику и неоклассицизм, но также работал и в других стилях.
Майерс является единственным архитектором, который спроектировал Капитолии трёх штатов США, которые функционируют до сих пор: Капитолий штата Мичиган, Капитолий штата Техас и Капитолий штата Колорадо.
Он также спроектировал здание парламента в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и здание приюта в Мехико (Мексика).
* * * * *
Сначала он пытался стать адвокатом или плотником, а затем начал изучать архитектуру в Институте Франклина в Филадельфии и работал подмастерьем у известного архитектора Сэмюэла Слоана.
Гражданская война заставила отложить профессиональные устремления: служил в инженерном корпусе Союзной армии, а после войны в 1863 году поселился в Спрингфилде (штат Иллинойс), где и началась его успешная архитектурная карьера. После выполнения нескольких небольших проектов, он получил своё первое важное поручение – здание суда округа Макупин в Кэрлинвилле.
В 1870 году штатом Мичиган был объявлен конкурс на лучший проект дизайна Капитолия штата, который включал в себя строгие условия на верхний предел стоимости здания (1,2 млн. долларов) и отсутствие архитектурных излишеств. Проект Майерса был единодушно одобрен из-за его приемлемой цены и простоты дизайна.
Капитолий штата Мичиган был открыт в 1879 году, и Майерс получил за него примерно 3% от его общей стоимости – гораздо меньше рекомендуемых в наши дни 5-10%. Чтобы работать над этим проектом, архитектор переехал из Спрингфилда в Детройт. Он стал получать многочисленные заказы на общественные и частные здания во многих штатах США. Построенные здания различались по стилю, но все были сделаны добротно и по разумной цене.
В 1881 году дизайн Элайджи Майерса (который был представлен под псевдонимом «Tuebor») выиграл конкурс на лучший проект для нового Капитолия штата Техас в Остине: построен в 1882-88 годах и обошёлся в 3,7 млн. долларов (учитывая стоимость земель в северной части Техаса, переданных подрядчику). За два года до окончания архитектор был отстранён от строительства Капитолия штата Техас под предлогом, что он не уделял достаточно внимания проекту.
Но к этому времени уже стало известно, что ещё один дизайн, представленный Майерсом, победил на конкурсе проектов Капитолия штата Колорадо в Денвере, который был объявлен в 1883 году. Его строительство началось в 1886 году, но затянулось до 1894 года. Как и в Техасе, архитектор также был уволен во время строительства в 1889 году – предположительно, из-за расхождений по финансовым вопросам.
Надо отметить, что у Элайджи Майерса были конфликты с другими архитекторами, которых он обвинял в краже у него различных элементов дизайна. Например, в 1879 году он подал в суд на Эдвина Мэя, архитектора нового Капитолия штата Индиана, утверждая, что некоторые элементы дизайна были украдены у него, но Майерс проиграл это дело. Бывали у него конфликты и с заказчиками.
Во время Всемирной выставки 1893 года в Чикаго архитектор был членом комиссии, оценивающей здания, представленные на конкурс.
Скончался Элайджа МАЙЕРС 5 марта 1909 года у себя дома в Детройте (Мичиган), похоронен на кладбище Вудлаун.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_декабря #М__
22 декабря
В 1868 году родился Густав ФЬЮЭСТАД (в Стокгольме), несравненный шведский художник и дизайнер, а также велогонщик и конькобежец.
Прославился своими непревзойденными снежными пейзажами. Перламутровые оттенки, зимнее солнце, любование природой и её нереальная красота, переданная мастером, восхищают.
Он стал первым художником из Швеции, получившим известность, признание и любовь публики.
* * * * *
Обучался в Королевской Академии Искусств. Впоследствии был студентом Карла Ларсона, ассистируя ему в проекте фресок для столичной галереи Nationalmuseum.
В 1897 году переезжает в город Арвику, где продолжает работать вместе с супругой и собирает вокруг себя живописцев-единомышленников в объединение под названием «Racken group».
Его первая персональная выставка прошла в 1908 году в Стокгольме, затем были в Берлине (1914), и Лондоне (1927).
Скончался Густав ФЬЮЭСТАД 17 июля 1948 года в Арвике.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_декабря #Ф__
22 декабря
В 1939 году родился Лео Антонович БОКЕРИЯ (в Очамчира, Абхазия), врач-кардиохирург с мировым именем, изобретатель, организатор медицинской науки, педагог.
В 1965 году он окончил 1-й Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова и поступил в аспирантуру на кафедру топографической анатомии и оперативной хирургии.
Завершив учебу в 1968 году, Бокерия по распределению был направлен на работу в качестве старшего научного сотрудника в Институт сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. С 1994 года Лео Антонович является директором Научного Центра сердечно-сосудистой хирургии (НЦССХ) имени А.Н. Бакулева РАМН.
Основные направления научной деятельности Бокерия – это хирургическое лечение различных болезней сердца с применением новейших методов диагностики и лечения. Он лично выполнил более 200 операций на сердце в условиях барооперационной, ряд из которых стали абсолютно новыми в хирургической практике.
Уникален и личный хирургический опыт Лео Антоновича, полученный в ходе нескольких тысяч операций на открытом сердце. Он неоднократно выезжал за рубеж для выполнения показательных операций.
По инициативе Лео Антоновича в НЦССХ имени Бакулева РАМН был создан целый ряд новых клинических подразделений, обладающих высочайшим диагностическим и лечебным потенциалом.
Одновременно с интенсивной операционной деятельностью и огромной административной работой на посту директора Центра, Бокерия также активно занимается преподаванием. Он является создателем крупнейшей в стране кардиохирургической школы, руководителем кафедры сердечно-сосудистой хирургии Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова,
Лео Антонович имеет более 150 патентов на изобретения, полезные модели и рационализаторские предложения, им опубликовано более тысячи статей, из них более ста — за рубежом. Он автор целого ряда проблемных монографий и единственного в стране руководства по сердечно-сосудистой хирургии. Он также является главным редактором журналов «Грудная и сердечно-сосудистая хирургия»
Лауреат Ленинской и Государственной премий, Заслуженный деятель науки РФ, Бокерия награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени, орденом Чести (Грузия), орденом РПЦ Преподобного Сергия Радонежского II степени и другими наградами, как России, так и других стран, а также многими международными и отечественными общественными премиями.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_декабря #Б__
22 декабря
В 1837 году родился Сергей Николаевич ХУДЕКОВ (в Москве), драматург, беллетрист и либреттист, историк балета, редактор-издатель «Петербургской газеты», создатель Ерлинского и Сочинского парков-дендрариев.
Сергей родился в семье мелкопоместных дворян Рязанской губернии. Окончил 3 московскую гимназию и юридический факультет Московского университета. Сразу после окончания университета в 1854 году начал военную карьеру в действующей армии. За доблесть и отвагу, проявленные в боях Крымской войны (1853-1856) был удостоен ордена на Андреевской ленте. В конце 60 годов С.Худеков оставил военную службу, выйдя в отставку в чине майора. Литературную деятельность начал в 1860 году. Он написал ряд пьес, романов, четырёхтомную «Историю танцев», несколько балетных либретто. Балет «Баядерка» по его либретто ставится до настоящего времени во многих театрах мира. Серьезно занималась литературой и его будущая жена Надежда Алексеевна Страхова.
После военной службы Худеков арендовал «Петербургскую газету», а 8 июля 1871 года купил её у И.Арсеньева. До того как он стал владельцем её, это была мало распространенная газета: печаталось всего 600 экземпляров. Худеков сумел подобрать талантливых и полезных сотрудников. С 1882 года газета стала ежедневной. К началу 90-х тираж «Петербургской газеты» составлял 24 000 экземпляров. Активное участие в ее издании принимала и Надежда Алексеевна.
Худеков купил имение с большим парком в селе Ерлино Рязанской губернии и к 1890 году создал крупное, экономически крепкое хозяйство. За создание оригинального усадебного комплекса с прудами и парком-дендрарием он был награждён одной из многочисленных «золотых медалей» Всемирной выставки в Париже.
За организацию 1-й выставки (в Санкт-Петербурге, в 1890 году) он был удостоен ордена Св. Анны 2-й степени.
Худеков приобрел в 1889 году в Даховском посаде на южном склоне Лысой горы 50 десятин земли. К 1892 году территория с дикой растительностью была засажена, построена вилла «Надежда», названная в честь жены. Через 10 лет она превратилась в хорошо спланированный парк с богатой коллекцией растений. В настоящее время этот парк — ботанический сад «Сочинский дендрарий», в котором представлено более 1800 видов и форм древесных и кустарниковых растений.
Худеков известен как общественный деятель: избирался почётным мировым судьёй Санкт-Петербурга, гласным Петербургской городской Думы.
В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде за выращенных в Ерлино животных Худеков был удостоен четырёх золотых и одной бронзовой медалей.
Состоял директором литературно-художественного общества, членом комиссии по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга.
Скончался Сергей Николаевич Худеков 20 февраля 1928 года в Ленинграде.
В коллекции Худекова было до 15 тысяч рисунков и фотографий по истории балета, большая балетная библиотека, живопись русских художников XIX — начала XX века. Одно из периодических изданий того времени отмечало:
С. Н. Худеков может считаться обладателем одной из лучших картинных галерей не только в Петербурге, но и вообще в России. Во всяком случае, ни у одного из наших коллекционеров не собрана в такой полноте русская школа. Нет ни одного мало-мальски выдающегося художественного имени на протяжении полутораста лет, которое не было бы представлено в коллекции Худекова. С любовью картину за картиной, акварель за акварелью, рисунок за рисунком приобретал он изо дня в день, из года в год, не пропуская ни одной выставки, ни одного аукциона. С. Н. Худеков обладает вкусом. Это — настоящий ценитель художества…
В 2014 году в Сочинском парке-дендрарии открыт после капитальной реставрации Дом-музей С. Н. Худекова с шестью залами, экспозиция которых посвящена различным областям многогранных занятий и увлечений Сергея Николаевича, воссоздан интерьер комнат и столовой.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_декабря #Х__
22 декабря
В 1832 году родился Элайджа МАЙЕРС (в Филадельфии), ведущий американский архитектор административных правительственных зданий второй половины XIX века. Он является единственным архитектором, который спроектировал Капитолии трёх штатов США, которые функционируют до сих пор..
Сначала он пытался стать адвокатом или плотником, затем начал изучать архитектуру в Институте Франклина в Филадельфии и работал подмастерьем у известного архитектора СэмюэлаСлоана.
Гражданская война заставила отложить профессиональные устремления. После войны в 1863 году поселился в Спрингфилде, штат Иллинойс, где и началась его успешная архитектурная карьера. После выполнения нескольких небольших проектов, он получил своё первое важное поручение — здание суда округа Макупиню.
В 1870 году штатом Мичиган был объявлен конкурс на лучший проект дизайна Капитолия штата, который включал в себя строгие условия на верхний предел стоимости здания и отсутствие архитектурных излишеств. Проект Майерса был единодушно одобрен из-за его приемлемой цены и простоты дизайна. Капитолий штата Мичиган был открыт в 1879 году.
В 1881 году дизайн Элайджи Майерса (который был представлен под псевдонимом) выиграл конкурс на лучший проект для нового Капитолия штата Техас в Остине.
Позже стало известно, что ещё один дизайн, представленный Майерсом, победил на конкурсе проектов Капитолия штата Колорадо в Денвере.
Во время Всемирной выставки 1893 года в Чикаго Майерс был членом комиссии, оценивающей здания, представленные на выставке.
Скончался Элайджа Майерс 5 марта 1909 года в Детройте.
22 декабря
В 1797 году родилась Анна Васильевна РОЗЕН /урождённая Малиновская/, дочь Василия Фёдоровича Малиновского, первого директора Царскосельского лицея, жена декабриста барона Андрея Евгеньевича фон Розена, последовавшая за ним в Сибирь.
Потеряв родителей, Анна Васильевна воспитывалась у родных со стороны матери. Она много читала, безупречно говорила на английском и французском языках.
С бароном Андреем Евгеньевичем фон Розеном её познакомил брат. 14 декабря 1825 года Андрей фон Розен принял участие в восстании на Сенатской площади. Он не был активным участником тайных обществ, но посещал собрания, в том числе и накануне восстания. Андрей фон Розен был приговорен в каторжную работу на 10 лет, впоследствии срок сократили до 6 лет. Анна Васильевна пришла на последнее перед ссылкой свидание к мужу с шестинедельным сыном Евгением. Она хотела немедля отправляться вслед, но супруг уговорил её остаться с сыном, пока он не подрастёт.
Анна выехала в Сибирь одной из последних среди жен декабристов в 1830 году. Пятилетнего сына она оставила на попечение своей сестре до 1838 года. Она прибыла на Петровский завод осенью 1830 года и сразу была принята другими декабристками.
По отбытии срока Розен обращён на поселение в город Курган Тобольской губернии.
Розены покупают собственный дом. Деньги на покупку прислал старший брат Марии.
В Кургане живут и другие семьи декабристов: «секретные барыни», как называли их в народе, обменивались книгами, создавали библиотеки, прививали невиданные для Сибири цветы. Анна Васильевна выращивала лекарственные травы, завела домашнюю аптеку, понемногу лечила людей. В её книжной коллекции было много медицинских книг и журналов.
В 1837 году наследник престола Александр Николаевич проезжает через Курган и встречается со многими живущими там декабристами. В гостях у Розенов побывал сопровождавший цесаревича Василий Андреевич Жуковский.
Осенью 1837 года некоторым декабристам поселение было заменено на военную службу, Розены переезжают в Тифлис. Здесь впервые за 8 лет Анна Васильевна встречается со своим первенцем Евгением, который приезжает с Марией Васильевной специально для встречи с родителями.
В 1856 году после амнистии им разрешают переехать в Харьковскую губернию. Анна Розен помогала мужу в его общественных делах. Они сохранили любовь и нежную привязанность на протяжении всей жизни.
Скончалась Анна Васильевна фон Розен 24 декабря 1883 года. Андрей Розен пережил её всего на четыре месяца.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_декабря #Р__
22 декабря
1968 года родился Олег Евгеньевич ПОГУДИН (в Ленинграде), российский артист, исполнитель русских романсов, доцент. Заслуженный артист России.
* * * * *
Его музыкальная деятельность началась в 1979-1982 годах в детском хоре Ленинградского радио и телевидения, в котором Олег сразу же стал одним из солистов.
К этому же времени относятся и первые выступления юного певца на больших концертных площадках (БКЗ «Октябрьский», Большой зал Филармонии имени Д. Шостаковича, Государственная Академическая Капелла имени М. Глинки), а также первые записи на радио и телевидении.
В 1990 году Погудин представил публике оригинальную программу «Я – артист!» по песням Александра Вертинского. По приглашению Шведского культурного центра он провел два концертных тура по Швеции, с большим успехом исполняя русские романсы и народные песни. Считается, что именно Швеция дала «молодому исполнителю певческую путевку в жизнь».
С 1993 года Олег Погудин посвящает себя исключительно концертной деятельности – как в России, так и за рубежом, постоянно работая на региональных радио- и телестудиях.
В репертуар артиста входят свыше 500 песен и романсов.
В 2000-х годах особое внимание Погудина было сосредоточено на работе над серией концертов и записей под названием «Русскому Гению», цель которой – воплотить на сцене и в записи произведения камерного вокального жанра на стихи русских поэтов XIX – начала XX веков.
С 2004 года он – преподаватель, а с 2007 года – доцент кафедры Эстрады и музыкального театра Санкт-Петербургской Академии театральных искусств.
Сам Олег Евгеньевич ПОГУДИН называет себя представителем эстрадного жанра, который старается выступать на академическом уровне. Эстетически свои творческие идеалы связывает с XIX столетием.
22 декабря
В 1858 году родился Джакомо ПУЧЧИНИ /полное имя – Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини/ (в Лукке), итальянский оперный композитор, один из ярких представителей направления «веризм» в музыке. Крупнейший после Верди оперный композитор. После смерти Джакомо Пуччини, итальянская опера потеряла лидерство.
Необыкновенно одарённый мелодически, он твердо следовал своему убеждению, что музыка и действие в опере должны быть неразрывны. По этой причине, в частности, в его операх нет увертюр.
Особенно прекрасна мелодика Пуччини. Благодаря богатству мелодий, его оперы, наряду с операми Верди и Вагнера, являются наиболее часто исполняемыми операми в мире. Редкий оперный театр сегодня осмеливается составить репертуар сезона, не включив в него хотя бы одно произведение этого композитора.
* * * * *
Династия музыкантов в семье Пуччини была основана прапрадедушкой Джакомо и его тёзкой.
В возрасте 5 лет Джакомо отправили на учение к его дяде Фортунато Маджи, который считал мальчика плохим, недисциплинированным учеником и, как пишет современный биограф композитора, награждал его болезненным пинком по голени за каждую фальшивую ноту, после чего у Пуччини всю жизнь рефлекторно возникала боль в ноге от фальшивых нот. Впоследствии Джакомо Пуччини получил место церковного органиста и хормейстера.
Оперным композитором ему захотелось стать, когда он впервые услышал представление оперы Джузеппе Верди «Аида» в Пизе. Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал: «Пиши для театра и только для театра».
В течение 4-х лет Пуччини занимался в Миланской консерватории. В 1882 году участвовал в конкурсе одноактных опер. Не получившая первый приз, его опера «Виллисы» была поставлена в 1884 году в Teatro dal Verme. Опера эта привлекла внимание Джулио Рикорди, главы влиятельного издательского дома, специализирующегося на издании партитур. Рикорди заказал Пуччини новую оперу. Ею стал «Эдгар».
Третья его опера, «Манон Леско», законченная в 1893 году, имела огромный успех. Несмотря на явное влияние Рихарда Вагнера, талант Пуччини проявился в этой опере почти в полном своем блеске. Эта же опера знаменует собой начало работы Пуччини с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.
Следующая опера композитора – «Богема» (написанная по мотивам романа Анри Мюрже), принесла Пуччини мировую славу.
А затем последовала «Тоска», премьера которой состоялась на рубеже веков, в 1900 году. Под давлением со стороны примадонны театра «Ла Скала» Дарклэ, исполнявшей главную роль в этой опере и настаивающей на наличии у главной героини арии, которую можно было бы исполнить в концерте, Пуччини дополнил второй акт оперы, написав знаменитую сегодня «Vissi d’arte».
17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала» Джакомо Пуччини представил свою новую оперу «Мадам Баттерфляй» («Чио-чио-сан»). Несмотря на участие выдающихся певцов, спектакль провалился. Маэстро чувствовал себя раздавленным. 29 мая на сцене театра «Гранде» состоялась премьера обновлённой «Мадам Баттерфляй», но на этот раз – триумфальная. Публика 7 раз вызывала актёров и композитора на сцену.
После этого новые оперы стали появляться реже. Тем не менее, в 1910 году, Пуччини заканчивает оперу «Девушка с Запада», о которой впоследствии говорит, как о самом сильном своем опусе.
Скончался Джакомо Пуччини 29 ноября 1924 года в клинике Брюсселя.
Последний акт его последней оперы – «Турандот» – остался незавершенным. Есть несколько версий концовки, чаще всего исполняется версия, написанная Франко Альфано. На премьере этой оперы дирижер, близкий друг композитора, Артуро Тосканини остановил оркестр на том месте, где начиналась часть, написанная Альфано. Положив палочку, дирижер обернулся к публике и сказал, «Здесь смерть прервала работу над оперой, которую маэстро не успел завершить».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_декабря #П__
22 декабря
1702 года родился Жан-Этьен ЛИОТАР (в Женеве), швейцарский художник, мастер портрета в стиле рококо, «живописец королей и красивых женщин». Автор знаменитой картины «Шоколадница», принесшей художнику мировую славу.
* * * * *
Видя способности сына, рано увлекшегося рисованием, отец отдал его в мастерскую швейцарского художника Даниэля Гарделя. Жан научился копировать рисунки с такой точностью, что нередко вызывал гнев Гарделя, уверенного, что рисунки сделаны с помощью кальки. Через несколько месяцев юноше уже нечего было делать у Гарделя, и он решил искать себе другого учителя.
Так в 1725 году Лиотар оказался в Париже, в мастерской гравера и миниатюриста Ж.-Б. Массе.
В 1736 году он получил предложение сопровождать в Италию французского посланника при неаполитанском дворе, маркиза де Пюизье. Репутация Лиотара как блестящего портретиста в это время была уже так велика, что ему согласился позировать сам папа Климент XII. Перед художником открылись блестящие перспективы.
Вскоре благодаря случайному знакомству с одним знатным англичанином, кавалером Понсомби, Лиотар был приглашен в путешествие по Востоку. Он побывал в Мессине, Сиракузах, на Мальте, греческих островах Делос и Парос, в Смирне. Путешествие закончилось в Константинополе. Очарованный этим городом, Лиотар прожил там 5 лет.
Путешествие по Востоку оставило глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Его рисунки, исполненные карандашом и сангиной, находятся в Лувре.
Вернувшись в Европу, Лиотар постоянно переезжал из одной страны в другую, жил в Вене, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме, Венеции, заезжал ненадолго в свою родную Женеву и снова отправлялся в путь.
Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур. Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе.
После 4-летнего пребывания в Париже Лиотар отправился в Англию, а оттуда в Голландию. Конец своей жизни он провёл в Женеве.
За долгую творческую жизнь Лиотар создал множество портретов. К числу лучших относится портрет австрийской императрицы Марии Терезии, написанный в 1744 году в Вене. В 1745 году там же была написана знаменитая «Шоколадница», а несколькими годами позже «Автопортрет» (1749, находится в Женеве).
Скончался Жан-Этьен ЛИОТАР 12 июня 1789 года в Женеве.
* * * * *
Искусство знает имена творцов, хоть и создавших множество произведений, но в веках запомнившихся каким-то одним своим творением. Лиотар принадлежит к их числу. Конечно, можно указать на ряд его картин, только в Дрезденской галерее, например, их 4, но «Шоколадница» – та единственная, которая составляет славу художника.
Конечно, такой статус произведения основан на его исключительных художественных достоинствах. Оно не столько поражает, сколько пленяет. Таково, кстати, истинное предназначение стиля рококо.
В ней все необычайно гармонично: общий рисунок (формы и пропорции фигуры), цветовая гамма – серая серебристая юбка и белый фартук, столь детально и любовно написанный с сохранением мельчайших складок, розовый чепчик с белой кружевной отделкой, чудесно выписанный стакан с водой и бликами на ней, наконец чашка с шоколадом – образец тончайшего мейсенского фарфора. Известно имя модели – это юная красавица Анна Бальдауф, горничная при дворе австрийской императрицы Марии Терезии.
22 декабря
1836 года родился Фирс Сергеевич ЖУРАВЛЁВ (в Саратове), русский жанровый живописец, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников. Академик Императорской академии художеств.
Рисунок Журавлёва – в основном бытовая живопись – правильный, живопись тонкая, а колорит правдивый. Особенно известен несколькими картинами, сюжет которых взят из купеческого быта. «Купеческие поминки» – многофигурная картина, полная тонкой наблюдательности (1876), «Благословение невесты» – сцена почти драматического содержания, с большими художественными достоинствами (1878).
Журавлёв писал отдельные фигуры, верно выхваченные из действительности («Официант»), а также портреты (например, отец Иоанн Кронштадтский).
* * * * *
До 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом, родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца.
Затем Фирс Журавлев отправился в Петербург, поступать в Академию художеств. Во время учёбы неоднократно награждался медалями «За успех в рисовании», а в 1862 был награждён малой золотой медалью за картину «Кредитор описывает имущество вдовы».
Осенью 1863 года Фирс Журавлев в числе 14 учеников во главе с И.Н. Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору. Но ответ оказался отрицательным. В знак протеста ученики покинули Академию и создали Санкт-Петербургскую художественную Артель.
Поселившись в квартире в доходном доме Гудкова на 17-й линии Васильевского острова, они образовали своеобразную коммуну, с общими мастерскими для работы и ведением общего хозяйства. Вместе с ними Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну.
В 1860-1870-е годы художник выставлял свои работы на академических выставках и выставках Общества Поощрения Художеств. За две картины «Возвращение с бала» и «Приезд извозчика домой», представленные на академической выставке 1868 года, Журавлев получил звание классного художника 1-й степени.
Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Картина буквально произвела фурор: о ней восторженно отзывались критики.
Картины «Перед венцом» и «Купеческие поминки» знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии Журавлева. В 1874 году художник был удостоен почётного звания академика Императорской академии художеств.
В 1888-1889 годах он экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, однако членом Товарищества так и не стал. Участвовал во Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Журавлев также исполнял заказы по росписям Кафедрального Соборного храма Христа Спасителя в Москве, Христорождественского кафедрального собора в Риге, он автор мозаик в Соборе Воскресения Христова на Крови и икон в Соборе Воскресения Словущего Всех учебных заведений в Санкт-Петербурге.
Скончался Фирс Сергеевич ЖУРАВЛЁВ 17 сентября 1901 года в Санкт-Петербурге.