22 ноября
1967 года родился Сергей Владимирович БРОВКИН /урожденый – Тупицын/ (в городе Анжеро-Судженск, Кемеровская область), российский художник-маринист. Член Союза Художников России (2017).
Марина – особый вид пейзажа, воплощение морской стихии в различных состояниях – по силам далеко не каждому живописцу. Сергей Бровкин – из плеяды, кому подвластна эта тема.
* * * * *
Когда ему было пять лет, родители перебрались на Кубань, а ещё через четыре года – в город Шахты. Здесь он окончил и общеобразовательную школу, и детскую художественную школу.
В 1985 году поступил в Ростовский государственный университет на факультет физики. После службы в армии бросил физфак и поступил в Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова на отделение «дизайн». В 1992 году написал серию натюрмортов на православную тематику и первую морскую баталию.
Сергей Бровкин вел в средней школе изостудию и судомодельный кружок, потом занимался дизайном интерьеров, иллюстрацией, полиграфией. В период 1996-1998 годов работал фотографом и художником-портретистом на побережье Азовского и Черного морей.
После долгих исканий он вернулся в живопись как художник-маринист.
В 2001 году в Абу-Даби написал серию портретов шейха Заеда Аль-Мактума, его семьи, эмира Каттара с сыном.
Художник сотрудничал с рыболовной компанией «Робинзон» в Мурманске. В 2003 году оформил росписями и картинами русский ресторан «Тройка» и английский бар «Тетчер» в отеле «Аскот» в Дубае. В 2004 году в Санкт-Петербурге изучал в запасниках русского музея имени А.С. Пушкина творчество великих маринистов прошлого: Айвазовского, Боголюбова, Лагорио и Судковского.
Сергей Владимирович БРОВКИН окончательно после поездки в 2004 году в Италию на остров Искья посвятил свое творчество морскому пейзажу.
С 2010 года – официальный представитель, член правления Российской ассоциации художников маринистов (РАХМ).
В настоящее время живет и работает в Сочи.
--------------------------------------------
Смотри больше картин художника-мариниста С.В. Бровкина по ссылке:
https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post422726814/
22 ноября
В 1888 году родился Николай Михайлович ГУЩИН (в селе Талоключинское, Вятская губерния), российский и советский художник.
Вначале был близок к кругу футуристов (дружба с Маяковским, Бурлюками, В. Каменским и др.), однако в дальнейшем сформировал в живописи свою собственную стилистику, сочетающую изысканность модерна и символизма с энергией экспрессионизма и яркостью фовизма. Он проявил редкое для XX века соединение классического ясного и чёткого рисунка с большой свободой цветотональных решений.
В Европе Гущин был славен как блестящий портретист, в прессе акцентировалась самобытность художника, живописца называли гениальным.
* * * * *
Выходец из семьи сельского учителя, он детство и юность провёл в Перми. Получив среднее образование, Николай едет в Санкт-Петербург, где заканчивает общеобразовательное отделение Психоневрологического института. Одновременно он занимался живописью и рисунком в частной студии. С 1910 года Гущин обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Серова, С. Малютина, К. Коровина.
В 1917-18 годах преподавал живопись в Академии изящных искусств в Перми; по его проекту был сооружен памятник Борцам революции, взорванный колчаковцами в 1919 году. В то же время Гущин уезжает в Китай, где проходит ряд его персональных выставок в Харбине, Пекине, Тяньцзине и Шанхае. В 1922 году художник переезжает в Париж, а с 1934 года живёт в Монако.
Во Франции Николай Михайлович участвовал во многих групповых выставках, выставлялся в Лондонской королевской академии и в ряде городов Германии. Не потеряв советского гражданства, Гущин участвовал в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года (Советский павильон), где был отмечен Золотой медалью. Провёл персональные выставки в Париже и Ницце, ряд выставок в Монте-Карло.
До возвращения в Россию он неизменно имел успех в художественных кругах и обществе. Состоял в экспертном совете Лувра, участвовал во многих общественных акциях. Его работы приобретали музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы. В период II-й мировой войны был участником Французского движения Сопротивления.
В 1947 году Гущин вернулся в Советский Союз. Из-за официального запрета на место жительство в Москве и Ленинграде, он выбирает для жизни волжский город Саратов, где стал работать реставратором в художественном музее им. Радищева. Несмотря на запрет на преподавательскую деятельность, т.к. был объявлен «идейно чуждым», Николай Михайлович стал духовным лидером и сформировал вокруг себя группу молодых художников.
Большая часть его картин «советского» периода попала после смерти художника в собрание СГХМ им. Радищева, портрет Махатмы Ганди был передан в дар Джавахарлалу Неру. Картина «С тобой, Лумумба!» приобретена Университетом Дружбы народов в Москве. Персональные выставки художника стали возможны только с периода перестройки, первая прошла в 1987 году.
Скончался Николай Михайлович ГУЩИН 4 сентября 1965 года в Саратове, похоронен на Воскресенском кладбище.
------------------------------------------------—
Смотри замечательные картины Н.М. Гущина по ссылке:
http://www.nolinsk.com/publ/khudozhniki/gushhin/7-1-0-289
------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #Г__
22 ноября
1817 года родился Франсуа БОНВЕН (в Париже), французский живописец и график, один из лучших жанристов во Франции XIX века.
Его манера близка к Питеру де Хоху и Шардену.
* * * * *
Всю жизнь он прожил в бедности. Работал в типографии, служил в полиции. В свободное время посещал музеи, изучал в Лувре фламандских и голландских мастеров, по вечерам занимался в школе ремесел Гоблен и в частной академии Шарля Сюисса.
С 1848 года Франсуа Бонвен занялся пейзажной живописью, три его работы получили медаль парижского Салона. После этого целиком отдался живописи.
Выставлялся в Салоне отверженных вместе с Курбе, с которым дружил. Часто бывал во Фландрии и Голландии.
К концу жизни совсем ослеп, существовал только благодаря поддержке друзей, которые организовали его ретроспективную выставку и продажу картин в его пользу.
Среди учеников Бонвена – Анри Кросс.
Скончался Франсуа БОНВЕН 19 декабря 1887 года в Сен-Жермен-ан-Ле.
22 ноября
В 1838 году родился Матвей Афанасьевич ЧИЖОВ (в деревне Пудово, Московская губерния), русский скульптор.
Его произведения ("Крестьянин в беде", бронза, 1872, "Мать учит свою дочь родному слову", гипс, 1873, – оба в ГРМ) по жанровой трактовке почерпнутых из народной жизни тем близки творчеству передвижников. Автор ряда портретов.
Чижов разделял взгляды славянофилов, интересовался деятельностью Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова. Был человеком европейски образованным и разносторонним, при этом в искусстве тяготел к натурализму, ставил перед собой задачи, сходные с теми, которые решали передвижники в живописи. Для его творчества характерны описательность, внимание к сюжетной канве произведения и прямолинейность характеристик персонажей и жизненных ситуаций.
* * * * *
Ещё 5-летним мальчиком он делал из глины фигурки животных.
С августа 1851 года Матвей Чижов учился в лютеранском немецком училище при церкви Св. Михаила. В то же время посещал Строгановское училище технического рисования и упражнялся в лепке под руководством воспитанника этого училища Бровского. Последний рекомендовал его профессору Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н.А. Рамазанову и упросил его принять даровитого юношу в ученики этого заведения.
Чижову удалось начать систематические занятия скульптурой. Несмотря на испытываемые им нужду и лишения, в мастерской Рамазанова он быстро показал успехи. За горельеф «Борцы» Академия присудила ему малую серебряную медаль.
Рамазанов взял его в помощники к себе при исполнении работ для московского Храма Спасителя. По рисункам и эскизам своего наставника Чижов изготовил колоссальный горельеф «Сошествие Христа в ад».
Приглашённый Михаилом Микешиным к участию в работах по осуществлению проекта памятника тысячелетию России (в этом монументе Чижовым исполнены горельефы «Герои» и «Просветители» и треть горельефа «Государственные люди»), Матвей Афанасьевич перебрался в Санкт-Петербург, где в 1863 году поступил в ученики Академии художеств, учился у Н.С. Пименова и П.К. Клодта.
Занятия в скульптурном классе Академии не мешали ему исполнять различные частные заказы и работать для Микешина, изготовить по его рисунку модель петербургского памятника Екатерине II и вылепить входящую в состав этого монумента колоссальную фигуру императрицы.
Окончив академический курс со званием классного художника 1-й степени и с большой золотой медалью, талантливый скульптор отправился за границу в качестве пенсионера Академии. Он посетил некоторые города Германии, Австрии и Италии и поселился в Риме, где провёл 6 лет в беспрерывном труде.
Вернувшись в Санкт-Петербург в 1875 году, Чижов через три года поступил преподавателем скульптуры в центральное училище технического рисования Штиглица и получил место скульптора-реставратора при Императорском Эрмитаже.
Скончался Матвей Афанасьевич ЧИЖОВ 10 июня 1916 года в Петрограде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #Ч__
22 ноября
В 1907 году родилась Дора МААР /наст. имя – Генриетта Теодора Маркович/ (в Туре), французская художница, фотограф-сюрреалист и поэтесса.
Гордая, чувственная, презирающая условности, она была звездой парижской художественной богемы.
В 1920-30-х годах – успешный коммерческий фотограф: снимала портреты и интерьеры для рекламы. Однако всемирную известность Дора Маар получила благодаря Пабло Пикассо, чьей подругой, моделью и музой она стала на 9 лет.
* * * * *
Дочь пылкого хорватского архитектора и утонченной парижанки, Генриетта выросла в Буэнос-Айресе. В 1926 году она вернулась во Францию и стала посещать студию художника Андре Лота, где познакомилась с крупными мастерами фотографии – Анри Картье-Брессоном, Брассаем и Мэном Рэем, сблизилась с французскими сюрреалистами и, выбрав себе псевдоним Дора Маар, стала «музой» этого авангардистского движения.
Она быстро была известным фотографом моды и рекламы, автором оригинальных светских портретов и сюрреалистических фотомонтажей. Дора Маар фотографировала калек в Лондоне и слепых в Барселоне, клошаров в Париже и жонглеров в Лиссабоне, не боясь соединять прекрасное и безобразное, роскошь и нищету.
В 1936 году состоялось её знакомство с Пикассо. Их взаимное чувство переплелось с творческим диалогом: Дора учила живописца технике фотографии, а сама – под влиянием художника – начала заниматься живописью. «В четыре руки» они изготавливают на стекле «фотогравюры», которые используют как гигантские негативы, отпечатывая их затем на фотобумаге.
Дора Маар изобрела новый жанр – репортаж о рождении произведения искусства. Она много фотографировала Пикассо, а он часто создавал изображения грустящей Маар, хотя Дора никогда не позировала ему. И все же художник написал множество её портретов – графических, классических и кубистских, в шляпе, с зелеными ногтями, в образе химеры. Самый известный из них – «Рыдающая женщина».
Умная, передовых взглядов девушка имела один недостаток – была до крайности нервной. Чуть что – разражалась слезами. Красота Доры вдохновляла художника, он создал много её портретов, но ни на одном из них она не улыбается. Пикассо, поддаваясь очарованию ее огромных печальных глаз, изображал возлюбленную печальной, плачущей или скорбящей. «Я никогда не мог написать ее улыбающейся», – вспоминал художник. В его творчестве Маар навсегда осталась «плачущей женщиной».
В начале 1940-х годов неврастения Доры стала больше, чем неуравновешенностью. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или суицида, Пикассо отправил её на лечение в парижскую психиатрическую клинику, поставив, таким образом, точку в их отношениях.
Для Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Вызволил её оттуда и вывел из кризиса давний приятель. После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире, она погрузилась в мистицизм и астрологию, приняла католичество.
Позже, когда Дора вернулась к живописи, ее стиль коренным образом изменился: теперь из-под ее кисти выходили лиричные виды берегов Сены и пейзажи Люберона. Она провела свои последние годы жизни в Париже и Провансе в доме Пикассо, который он подарил ей.
Подлинный масштаб самобытного художника Доры Маар, стал ясен, когда открылся доступ к её архивам и коллекциям. Только тогда многие узнали, что она принесла свой оригинальный талант на алтарь любви и незаслуженно осталась в тени всепожирающего гения Пикассо.
Скончалась Дора МААР 16 июля 1997 года в Париже, в одиночестве и в бедности, пережив Пикассо на 24 года.
* * * * *
Через год после смерти ее портрет «Рыдающая женщина» был продан на аукционе за 37 млн. франков, а через 9 лет – картина Пикассо «Dora Maar au Chatt» на аукционе «Sotheby `s» была продана за $ 95200000, что делает её одной из самых дорогих картин в мире проданных на аукционе.
О художнице написаны романы Драганы Букумирович «Дора Маар» и Николь Авриль «Я, Дора Маар».
Её роль в фильме Джеймса Айвори «Прожить жизнь с Пикассо» сыграла Джулианна Мур, роль Пикассо – Энтони Хопкинс.
----------------------------------------------------—
Смотри дополнительно «AMO, AMAS - Я люблю, ты любишь.... Фотограф Dora Maar…» по ссылке:
http://www.liveinternet.ru/users/3162595/post298320380
----------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #М__
22 ноября
В 1900 году родился Линь ФЭНМЯНЬ (в Мэйсяне, провинция Гуандун), замечательный китайский художник и теоретик искусства, пионер современной китайской живописи, который прекрасно сочетал стили искусства Запада и Востока.
Один из основателей Китайской Академии искусств, являлся важным новатором в сфере образования в области живописи в Китае.
* * * * *
Выходец из семьи резчика по камню, он после окончания школы, как и многие его сверстники, подал заявку на участие в учебной программе во Франции. С апреля 1921 года Линь начал учиться в Дижонской художественной школе, а через полгода перевелся в Парижское высшее училище изящных искусств. В Европе он провел несколько лет, с 1923 года жил в Берлине.
Вернувшись в Китай в 1925 году, художник стал директором Пекинского художественного училища. В своих лекциях он рассказывал как о традиционной китайской живописи, так и о традициях европейского искусства.
В 1928 году при поддержке Цай Юаньпэя была основана Национальная Академия искусств (ныне Китайская Академия искусств). Линь Фэнмянь стал её первым директором.
Многие из его ранних работ были уничтожены во время Японо-Китайской войны, более поздние работы во время Культурной революции, после окончания которой в 1977 году, художник эмигрировал в Гонконг. Ему разрешили покинуть Китай исходя из его желания воссоединиться с семьей в Бразилии. Но вместо этого он направился в Гонконг, где оставался до конца жизни.
В последние годы мастер воссоздавал свои, ранее уничтоженные произведения.
В 1979 году прошли его персональные выставки в Шанхае и Париже, в 1989 – в Тайбэе и Пекине.
Скончался Линь ФЭНМЯНЬ 12 августа 1991 года в Гонконге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #Ф__
22 ноября
В 1928 году родился Николай Николаевич ДОБРОНРАВОВ (в Ленинграде), советский и российский поэт-песенник.
Выросший в детском доме во время войны, Добронравов донёс до читателя духовную атмосферу тяжёлых и голодных военных и ранних послевоенных лет. Оказавшись современником эпохальных событий — космической эры, Олимпиады-80, Добронравов талантливо воспел их.
В 1950 году окончил Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени М. Горького, в 1952 — Московский городской Учительский институт.
Песни Добронравова стали широко популярны в СССР и за его пределами. Во многом огромный успех Добронравова обусловлен тем, что самые известные песни написаны в соавторстве с композитором Александрой Пахмутовой — женой поэта.
Музыку на стихи Николая Добронравова писали такие композиторы как Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль Оглы, Сигизмунд Кац, Евгений Мартынов, Аркадий Островский, Муслим Магомаев, Михаил Чуев..
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #Д__
22 ноября
В 1819 году родилась Джордж ЭЛИОТ /настоящее имя Мэри Энн ЭВАНС/ (в графстве Уорикшир), английская писательница.
Она в совершенстве изучила книги классиков, в том числе на латинских и греческих языках. В 1846 Мэри Энн анонимно опубликовала перевод «Жизни Иисуса» Д. Ф. Штрауса. После смерти отца не без колебаний приняла должность помощника редактора в «Вестминстер ривью» и переехала в Лондон.
Первой её работой был цикл из трёх повестей, появившийся в журнале «Блэквудз мэгэзин» в 1857 под общим заголовком «Сцены из жизни духовенства»» и псевдонимом «Джордж Элиот». Подобно многим другим писательницам XIX века (Жорж Санд, Марко Вовчок, сёстры Бронте — «Каррер, Эллис и Эктон Белл», Крестовский-Хвощинская) — Мэри Эванс пользовалась мужским псевдонимом, с целью вызвать в публике серьёзное отношение к своим писаниям и заботясь о неприкосновенности своей личной жизни. Тем не менее, Чарльз Диккенс сразу угадал в загадочном «Элиоте» женщину.
Вышедший в 1859 роман «Адам Бид» вывел Элиот в первый ряд викторианских романистов. В «Адаме Биде» Джордж Элиот писала о временах юности своего отца (Англия конца XVIII века), в «Мельнице на Флоссе» обратилась к собственным ранним впечатлениям. В «Ромоле» повествуется о Флоренции XV века, и картины Италии.
Общепризнанный шедевр Элиот — роман «Миддлмарч». Последний роман Элиот, «Дэниэль Деронда», появился в 1876 году.
Скончалась Мэри Энн Эванс 22 декабря 1880 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #Э__
22 ноября
1808 года родился Томас КУК (в деревушке Мельборн, Англия), британский предприниматель, изобретатель организованного туризма, основатель первого в мире туристического агентства (1841), известного сейчас как «Thomas Cook Group».
Туризм и все, что с ним связанно – маршруты, билеты, гостиницы, путеводители, дорожные чеки, – придумал он один.
Считается, что Томас Кук был первым менеджером в области туризма. Лишь немногим молодым представителям дворянского сословия XVII и XVIII столетий присваивается статус туристов, т.к. наряду с мотивом получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, как удовольствие (знакомство с иноземными культурами).
Деятельность осуществлялась через агентство «Томас Кук и сын», первой конторы, специализирующейся на организации туристических поездок. Одним из первых американских клиентов фирмы стал писатель Марк Твен.
* * * * *
В 10-летнем возрасте Томас начал работать садовником, потом недолгое время печатником, а впоследствии освоил ремесло краснодеревщика. В 18 лет он стал баптистским проповедником и одним из активистов местного общества трезвости.
В 1840 году между Дерби и Рагби было открыто железнодорожное сообщение. Томас Кук сумел оценить возможности нового скоростного транспорта. Он встретился с главой компании «Midland Railway» и убедил его предоставить скидку соратникам Кука по борьбе с пьянством в случае, если они наймут поезд. Состав был ему необходим, чтобы попасть на ежеквартальный съезд сторонников трезвости в Лафборо, в 12 милях от Лондона.
5 июля 1841 года под звуки оркестра и приветственные крики толпы 570 человек организованно отбыли в Лафборо. Эту дату можно, смело считать днем рождения туризма.
В восторге от путешествия были и первые в мире туристы, и владельцы железнодорожной компании, которые получили отличную рекламу. Томас Кук в свой дневник внес скромную запись: «Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии».
В 1845 году им же было организовано путешествие в городе Ливерпуль с проведением там экскурсии.
В 1847 году Томас Кук организовал туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за её пределы.
Кук разработал маршруты по многим европейским городам. В 1865 году он открыл для соотечественников Новый Свет, а для американцев – родину их предков. Первая туристическая группа из англичан, которую возглавил его сын Джон Мейсон Кук, побывала в Соединенных Штатах в 1866 году.
От Ла-Манша до Суэца судовладельцы на скидки для его клиентов, собравшихся в Европу, не пошли. Кук, отказавшись от переправы через Ла-Манш, организовал многоэтапный маршрут, включавший остановки в Брюсселе, Кельне, Гейдельберге, Баден-Бадене, Страсбурге и Париже. Назад, в Лондон, туристы возвращались через Гавр или Дьеп.
Надо отдать должное Томасу Куку, его предусмотрительности, умению вникать даже в мелкие детали, прогнозировать самые разные ситуации. Он сам проехал весь маршрут, подписал контракты с перевозчиками, владельцами гостиниц, рестораторами, гидами. Выпустил подробные путеводители, содержавшие массу практических советов, как себя вести в чужой стране.
В 1868 году Томас Кук ввел систему гостиничных купонов, по которым можно было получить по фиксированной цене номер в отеле во всех крупных городах Британии. Свою благодарность за популяризацию парижской выставки ему выразил император Наполеон III.
Спустя восемь лет Кук осваивает Швейцарию, а затем присоединяет к своей туристической империи и Италию.
В 1864 году к Томасу присоединился его сын Джон Мейсон, под руководством которого экспансия продолжилась. Контора «Томас Кук и сын» возит англичан в Новый Свет, а американцам предлагает поездки в Англию и в Европу. Затем наступает время Азии.
От Индии Томас Кук перешел к Египту. Первый кругосветный тур, который был организован Томасом Куком в 1872-1873 годах, длился 222 дня. За это время путешественники преодолели 25 тысяч миль.
В конце жизни его состояние оценивалось в 2497 фунтов – неплохой итог для человека, начавшего в детстве работать за 6 пенсов в неделю.
Скончался Томас КУК 18 июля 1892 года в Бергене (Норвегия), передав свою компанию сыну. И поныне туристическая компания «Thomas Cook» – самая брендовая из всех брендовых туристических фирм.
* * * * *
Новшества Томаса Кука и его компании:
1. Введена система гостиничных купонов, по которым можно было получить определенный номер по фиксированной цене.
2. Путеводители – краткое руководство по ознакомлению с местом, где будут проводиться экскурсии.
3. В 1919 году впервые в истории туристического бизнеса именно туроператор компании «Thomas Cook» использовал авиацию для перевозки туристов.
В 1991 году, в ознаменование очередной круглой даты, компания Кука организовала кругосветное путешествие.
* * * * *
В России имя Кука стало широко известно после того, как С. Маршак упомянул его в своем стихотворении «Мистер-Твистер»:
„Есть за границей контора Кука.
Если вас одолеет скука
И вы захотите увидеть мир –
Остров Таити, Париж и Памир, –
Кук для вас в одну минуту
На корабле приготовит каюту,
Или прикажет подать самолет,
Или верблюда за вами пришлет,
Даст он вам комнату в лучшем отеле,
Теплую ванну и завтрак в постели.
Горы и недра, север и юг,
Пальмы и кедры покажет вам Кук”.
22 ноября
1963 года родилась Илзе Марисовна ЛИЕПА (в Москве), российская балерина. Народная артистка России. Лауреат премии «Золотая маска» (2003), лауреат Государственной премии России (2003).
Ведёт активную концертную и гастрольную деятельность. В репертуаре балерины как широко известные миниатюры – «Умирающий лебедь» (К. Сен-Санс – М. Фокин), «Гибель розы» (Г. Малер – Р. Пети), так и специально для неё поставленные номера и балеты (с Илзе сотрудничали хореографы Д. Брянцев, Г. Алексидзе, В. Смирнова, Т. Сердюкова, М. Шеннон и др.).
* * * * *
После окончания в 1981 году Московского академического хореографического училища (класс Н. Золотовой) её долго не брали в труппу Большого театра. Попасть туда она смогла только ценой ухода из театра своего отца – Мариса Лиепы.
В начале своей карьеры Илзе исполняла характерные танцы в операх «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Млада», «Травиата»...
Она с огромной благодарностью вспоминает Анатолия Романовича Симачёва, готовившего с ней партию Мерседес в «Дон Кихоте» принесшую ей успешный балетный дебют, состоявшийся в Кишинёве во время гастролей Большого театра.
Первый творческий вечер Илзе Лиепа, в котором она танцевала семь хореографических номеров и балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку К.М. Вебера (в дуэте с Андрисом Лиепой), состоялся 4 декабря 1989 года на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского.
В течение следующего года балерина подготовила еще два своих творческих вечера с новой программой (режиссер А. Чижова). С тех пор практически ежегодные «бенефисы» Илзе Лиепа на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского или Театра оперетты уже стали некой традицией для балетной жизни Москвы.
На одном из своих творческих вечеров Илзе станцевала «Кармен-сюиту» Ж. Бизе на музыку Р. Щедрина (хореография Альберто Алонсо), став первой русской балериной, решившейся выступить в партии Кармен после Майи Плисецкой.
В настоящее время Илзе Лиепа много выступает в России и за рубежом в сольных и концертных программах с классическим и современным репертуаром.
Балерина снималась в художественных фильмах «Блистающий мир», «Детство Бэмби», «Лермонтов», «Михайло Ломоносов», «Империя под ударом», «Самозванцы», «Люби меня».
С 1994 года она является художественным руководителем ассоциации «Золотой век», а в настоящий момент – член правления Благотворительного Фонда имени Мариса Лиепы.
22 ноября
В 1909 году родился Михаил Леонтьевич МИЛЬ (в Иркутске), выдающийся советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук, основатель отечественного вертолетостроения, Генеральный конструктор Московского вертолетного завода.
Каждому, кто хоть что-то слышал о вертолетах, знакома аббревиатура «Ми», так например знаменитый Ми-8 – самый распространенный гражданский вертолет в мире. По приблизительным оценкам, среди мирового парка гражданских вертолетов, машины Миля составляют около 50%.
* * * * *
С детства будущий конструктор увлекался авиационной техникой – в 12 лет сделал модель самолета, победив в конкурсе моделистов. В 1926 году он поступил в Сибирский технологический институт в Томске, где активно участвовал в работе планерного кружка. Однако в институте не готовили авиационных инженеров, поэтому через 2 года Михаил перевелся в Донской политехнический институт, где существовала авиационная специальность.
Будучи еще студентом, Миль заинтересовался винтокрылыми летательными аппаратами и во время производственной практики летом 1929 года участвовал в постройке первого советского автожира КАСКР I (это некий гибрид вертолета и самолета).
По окончании института в 1931 году молодой инженер поступил на работу в Секцию особых конструкций (СОК) Экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ, где быстро зарекомендовал себя перспективным специалистом и уже через год, при преобразовании СОК в Отдел особых конструкций возглавил бригаду аэродинамических расчетов и экспериментальных исследований.
В это же время вышли его первые печатные работы с описанием автожиров. В последующих публикациях Миль глубоко исследовал различные вопросы аэродинамики и динамики полета, аэроупругости и прочности винтокрылых машин. Под его руководством создана общая теория несущего винта, применяемая для различных случаев обтекания.
К началу 1940-х годов он стал одним из ведущих специалистов по теории автожиров и вертолетов. Помимо теоретических исследований он также имел и богатый конструкторский опыт. Миль участвовал в проектировании и испытаниях автожиров А-6, А-7, А-8 и А-14; был главным конструктором автожира-истребителя А-12 и автожира-арткорректировщика А-15.
С образованием в 1940 году завода винтовых летательных аппаратов Миля назначили заместителем главного конструктора, под руководством Н.И. Камова он участвовал в серийном производстве автожиров А-7-3А.
В начале Великой Отечественной войны Миль служил инженером в эскадрильи автожиров-корректировщиков, принимавшей участие в битве под Смоленском. В 1943 году он вернулся в ЦАГИ, где продолжил исследования по устойчивости и управляемости самолетов.
В 1945 году Михаил Леонтьевич успешно защитил докторскую диссертацию. После войны он возобновил исследования по вертолетостроению, им была создана натурная геликоптерная установка, на основе которой в 1951 году был сконструирован первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1.
В марте 1947 года Миль возглавил «вертолетную» лабораторию ЦАГИ, а в конце года Миль стал во главе ОКБ по вертолетостроению, от которого ведет свою историю ОАО «Московский вертолетный завод им. Миля».
Под его руководством создано 9 базовых типов серийных вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24, а также их многочисленные модификации. На этих машинах установлено 60 официальных мировых рекордов. Большинство из них были поставлены на вооружение отечественной армии. Машины марки «Ми» составляют основу вертолетных парков нашей страны и ряда иностранных государств.
Вместе со своими учениками Миль разработал теорию современного вертолета, позволившую на практике осуществить решение ряда сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта, усталостной прочности вертолетных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, земному резонансу, устойчивости и управляемости вертолетов и др.
Миль – основоположник ведущей в мире научно-конструкторской школы вертолетостроения. Им воспитаны тысячи высококвалифицированных специалистов. В 1967 году кафедра вертолетостроения МАИ избрала его профессором.
За вклад в развитие вертолетостроения в 1966 году ему присвоено Героя Социалистического труда, он Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.
Скончался Михаил Леонтьевич Миль 31 января 1970 года в Москве. Похоронен на Юдинском кладбище, недалеко от ж/д платформы Перхушково.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #М__
22 ноября
В 1913 году родился барон Эдвард Бенджамин БРИТТЕН (в Лоустофте, графство Саффолк), британский композитор, дирижёр и пианист.
Сочинять музыку он начал в 4 года, а уже к 14 годам успел написать более ста опусов.
В 1929 году Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж, где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). Первым произведением Бриттена стала «Простая симфония». В ней сочетались юность композитора и его профессиональный талант.
Уже ранние произведения Бриттена – «Гимн Деве» (1930), хоральные вариации «Младенец родился» (1934) – привлекли определённое внимание музыкальной общественности.
В 1930-е годы он писал музыку для театра, кино и радио. Бриттен признавался, что работал быстро, всегда и при любых обстоятельствах. Им написано около 23 музыкальных произведений для фильмов, которые очень полюбились зрителям, а также были хорошо восприняты критиками. Он изучал народную музыку, обрабатывал английские, шотландские, французские песни.
Известность по всему миру Бенджамину принесли «Вариации на тему Фрэнка Бриджа». Он неоднократно выступал на фестивалях современной музыки в Италии, Швейцарии, Испании, где его по достоинству оценили, равно как и в других странах.
В 1939 году, в начале войны, Бриттен уехал в США, где вошел в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата «Баллада героев» (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании.
В конце 1930-х – начале 1940-х годов в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, «Канадский карнавал» для оркестра, «Шотландская баллада» для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета.
Одним из самых значительных произведений Бриттена стал «Военный реквием». Его исполнили впервые в Англии в 1962 году. Успех был настолько оглушительным, что реквием разошелся за пару месяцев тиражом в 200 тыс. пластинок. Его исполняли почти во всех странах мира.
Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создал много музыки для детей и юношества. Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии.
В 1970-е годы к Бриттену пришло безоговорочное всемирное признание, в 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса.
За несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.
Скончался Эдвард Бенджамин Бриттен 4 декабря 1976 года в Олдборо.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #Б__
22 ноября
В 1801 году родился Владимир Иванович ДАЛЬ (в Луганске), врач, писатель, этнограф, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
«Толковый словарь» – главное его детище, труд по которому Даля знает всякий, кто интересуется русским языком.
Член Общества любителей Российской словесности (в почётные члены избран в 1868 году). Член Общества истории и древностей Российских.
Один из 12 членов-учредителей Русского географического общества.
Знал не менее 12 языков, понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов.
Собиратель фольклора: собранные песни отдал Киреевскому, сказки – Афанасьеву.
Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.
* * * * *
Начальное образование Владимир получил на дому. В доме его родителей много читали и ценили печатное слово, любовь к которому передалась всем детям.
В 1814 году он поступил в Петербургский Морской кадетский корпус, по окончании которого более 5 лет служил во флоте в Николаеве. Получив повышение, Владимир Даль был переведен на Балтику, в Кронштадт. В 1826 году вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета, окончив его, стал хирургом-окулистом.
Как блестящий военный врач Владимир Даль показал себя в ходе сражений русско-турецкой войны 1828-29 годов; участвовал в польской кампании в 1831 году. Отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но Николай I наградил его Владимирским крестом с бантом.
Прославили Владимира Даля как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» (1832). Псевдоним «Казак Луганский», под которым Владимир Даль вступил в литературный мир, был взят им в честь своей родины – Луганска.
Родиной он считал не Данию, а Россию. Еще в 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил Данию, и позже вспоминал:
«Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков».
В дальнейшем Владимир Даль прослужил 7 лет в Оренбурге чиновником особых поручений при военном губернаторе Оренбургского края В. Перовском, известном ценителе искусств, близко знавшем А.С. Пушкина и уважавшем литературные занятия Даля.
В 1836 году Даль приезжал в Санкт-Петербург, где присутствовал при кончине А.С. Пушкина и от которого он получил его перстень-талисман.
За собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края, Владимир Даль в 1838 году был избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук.
Живя в Петербурге в период 1841-49 годов, служил чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. Затем в течение 10 лет занимал пост управляющего нижегородской удельной конторой.
После выхода в отставку поселился в Москве, где провёл заключительный этап работы над словарём, до сих пор непревзойдённым по своему объёму.
В 1861 году, за первые выпуски «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Даль получил Константиновскую медаль от Императорского географического общества. Позднее был награжден Ломоносовской премией АН и удостоен звания почетного академика.
Осенью 1871 года с Владимиром Ивановичем случился первый лёгкий удар, после чего он пригласил православного священника для приобщения к Русской православной церкви и дарования таинства святого причащения по православному обряду. Тем самым, незадолго до кончины Даль перешёл из лютеранства в православие.
Скончался Владимир Иванович Даль 4 октября 1872 в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * * * *
Две цитаты, определяющие задачи, которые поставил перед собой Владимир Даль:
1. «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи».
2. «Общие определения слов и самих предметов и понятий – дело почти не исполнимое и притом бесполезное. Оно тем мудрёнее, чем предмет проще, обиходнее. Передача и объяснение одного слова другим, а тем паче десятком других, конечно, вразумительнее всякого определения, а примеры ещё более поясняют дело».
Великая цель, исполнению которой Владимиром Далем было отдано 53 года, достигнута. Вот что написал Котляревский о словаре: «…и русская наука, словесность, всё общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #Д__
22 ноября
В 1934 году родился Анатолий Григорьевич ПОПЕРЕЧНЫЙ (в Новой Одессе), советский и российский поэт, автор стихов ко многим популярным песням.
Военное детство прошло на Урале, а после войны вернулся в Николаев. Окончив десятилетку, пошел работать на Черноморский судостроительный завод. Одновременно заочно учился на филологическом факультете Николаевского педагогического института, потом в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена, который закончил в 1954 году.
Первый сборник стихотворений «Полнолуние» вышел в Ленинграде в 1959 году. Второй поэтический сборник «Черный хлеб» вышел в 1960 году, в этом же году был принят в Союз писателей.
Особое место в творчестве Анатолия Григорьевича занимает песня. Строки, ставшие песнями и принесшие ему всенародную славу, созданы в соавторстве с такими композиторами, как Долуханян, Богословский, Френкель, Саульский, Тухманов, Птичкин, Шаинский, Матецкий, Мигуля, Крутой, Морозов и др.
Они вошли в репертуар Л. Зыкиной, К. Шульженко, И. Кобзона, Л. Лещенко, С. Ротару, В. Толкуновой, В. Трошина, Л. Долиной, В. Леонтьева, И. Аллегровой, групп «Сябры», «Песняры», «Верасы», ВИА «Пламя» и др.
Признаны эстрадной классикой песни: «Соловьиная роща», «Малиновый звон», «Олеся», «Малиновка», «Аист на крыше», «Почему, не ведаю», «Трава у дома», «Завалинка».
В них много света и радости, нежности и доброты, присутствуют тревоги и переживания, они дарят сокровенные чувства, вдохновение, воспоминания, надежду, окрыляют сердца людей.
Анатолий Поперечный – автор 22 сборников поэм и стихов.
В настоящее время живёт и работает в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_22_ноября #П__