23 июля
1886 года родился Борис Дмитриевич ГРИГОРЬЕВ (в Москве), русский художник, прекрасный рисовальщик; характерная черта его стиля – линия как превалирующее начало формы.
* * * * *
Его мать Клара фон Линденберг была шведкой. Борис был внебрачным ребёнком Дмитрия Григорьева, служившего управляющим Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка. В возрасте четырёх лет он был официально усыновлён и стал воспитываться в семье отца; позднее в воспоминаниях Борис Григорьев напишет, что его детство в Рыбинске из-за его полурусского-полушведского происхождения и из-за незаконнорожденнности не было счастливым.
В 1903-1907 годах учился в Центральном Строгановском художественно-промышленном училище, затем в качестве вольнослушателя посещал петербургскую Академию художеств.
Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 годы. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков. «Intimite» - так назвал художник большую серию парижских рисунков.
В 1917-1918 годах Григорьев создает цикл «Расея». Картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии.
В 1919 году Григорьев уехал из России. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В 1927 году он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств; правда, из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 году последовало вновь.
В 1927 году семья Бориса Григорьева поселилась в местечке близ Ниццы. Логическим продолжением цикла «Расея» стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В.Э. Мейерхольд (1916), М.В. Добужинский (1917), Ф.И. Шаляпин (1918, 1921-1922), Л. Шестов (1921), Е.К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С.А. Есенин (1921), А.Ф. Керенский (1924), С.В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др.
Скончался Борис Дмитриевич ГРИГОРЬЕВ 7 февраля 1939 года в Кань-сюр-Мер на Ривьере (Франция).
23 июля
1879 года родился Степан Федорович КОЛЕСНИКОВ (в селе Адрианополь, Екатеринославская губерния), самобытный, совершенно удивительный и не похожий по манере письма ни на кого, русский художник. Академик живописи.
Почти неизвестный в России, в наше время его художественные работы потихоньку находят своих почитателей.
Живопись Колесникова необычна и далека от академизма. На его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей; любимые же цвета – голубой или ярко-оранжевый. Темы картин – быт, природа и животные.
Он старший брат живописца Колесникова Ивана Фёдоровича (1887-1929).
* * * * *
Выходец из крестьянской семьи, в которой было четверо художественно одарённых детей, Степан первые уроки живописи брал у мастеров-иконописцев. Потом были годы учебы в художественной школе в Одессе у Г. Ладыженского и К. Костанди, в Петербурге в Императорской Академии художеств у Ильи Репина. В 1909 году окончил академию в звании художника с правом на заграничную командировку. В пенсионерской поездке Колесников побывал во Франции и Италии.
В 1912 году он организовал экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, и организовал две огромные по количеству выставленных полотен выставки в обеих столицах. Большинство картин распродано по музеям и частным коллекциям. Любители высокого искусства, не обладавшие достаточными средствами, могли довольствоваться репродукциями в расходившемся по всей России журнале «Нива». В 1914 году он стал академиком живописи. Являлся членом парижского международного художественного общества «Леонардо да Винчи».
Любимой темой художника было состояние южнорусской природы во времена ее бурного пробуждения – таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С удовольствием также писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными.
Во период I-й мировой войны обратился к военной тематике. До времен великих перемен (октябрьские события 1917 года, Гражданская война) много и плодовито работал, регулярно участвуя, иногда с большим числом картин, на многочисленных выставках, занимал высокие места и часто поощрялся премиями.
В 1920 году Колесников эмигрировал из бушующей страны и поселился в Сербии. Вскоре он стал профессором белградской Академии художеств. В это же время выполнил ряд серьезных монументальных работ. Среди них – роспись плафона (свыше 80 м2) для оперного театра в Белграде. Работы художника представлены в ведущих музеях страны.
Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона).
Скончался Степан Федорович КОЛЕСНИКОВ 27 мая 1955 года в Белграде, похоронен на Новом кладбище, недалеко от Иверской часовни.
23 июля
В 1854 году родился Бирт АКРЕС (в Ричмонде), британский фотограф и кинематографист, изобретатель первого в Великобритании киносъёмочного аппарата, первой любительской кинокамеры, заряжаемой киноплёнкой на свету, и кинопроектора.
* * * * *
В Лондоне Акрес стал профессиональным фотографом. Он руководил работами по производству рулонной пленки для фотоаппаратов, в 1894 году познакомился с инженером и приборостроителем Робертом Полем, который начал делать копию кинетоскопа Томаса Эдисона и нуждался в помощи человека с опытом фотографа.
Впоследствии два креативщика разработали киносъемочный аппарат и сделали свой первый экспериментальный фильм, эта работа стала первым настоящим британским фильмом.
Изобретатели в реальной жизни были просто несовместимы, что привело их к расколу. Бирт отправился в поездку по Германии и снял несколько работ, однако его положение в британском бизнесе осталось весьма шатким.
В дальнейшем Бирт Акрес был принят в Королевское фотографическое общество и 14 января 1896 года собрал свой аппарат «Кинеоптикон», с помощью которого показывал кинофильмы. Киноролик «Регата Хенли», отснятый Акресом в 1894 году, считается первым в мире широкоформатным фильмом.
В 1898 году он начал работу над созданием оригинальной миниатюрной камеры/проектора, рассчитанную на съемку домашнего кино.
Пионер британской кинематографии был вовлечен в два жарких спора по поводу того, что можно, а что нельзя снимать на камеру и показывать другим. 27 июня 1896 года он запечатлел визит принца и принцессы Уэльса на выставку Кардифф. Чтобы тайком снять свой фильм, Акрес получил разрешение пробить дырку в стене, хотя и не от членов королевской семьи. Второй спор был связан со съемкой торжественного спуска на воду крупного корабля 21 июня 1898 года, когда вдруг рухнул кран, из-за чего утонуло много зрителей
После 1900 года Бирт прекратил режиссерскую деятельность, посвятив себя обработке и созданию кинопленки, но ему не повезло в этом бизнесе – он дважды становился банкротом.
Скончался Бирт АКРЕС 27 декабря 1918 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июля #А__
23 июля
В 1934 году родился Семён Давидович АРАНОВИЧ (в Деражне, Хмельницкая область), советский и российский кинорежиссёр, автор 20 документальных и 9 художественных фильмов, «великий документалист», «лучший документалист Ленфильма». Народный артист России.
Лауреат премии «Ника», лауреат премии «Серебряный медведь» за выдающиеся достижения в области киноискусства на Берлинском кинофестивале (1994).
* * * * *
После окончания в 1955 году высшего военного авиационного училища, служил в военно-морской авиации Северного флота. Авиакатастрофа заставила Арановича радикально изменить род занятий, он поступил во ВГИК (мастерская Романа Кармена), который окончил 1965 году.
Работал на киностудии «Леннаучфильм» режиссёром кинодокументалистом. В 1965 снял свою первую работу «Время, которое всегда с нами».
С 1971 года работал в жанре игрового художественного кино на студии «Ленфильм», поставив первый фильм «Красный дипломат». Впоследствии во многих своих картинах он мастерски использовал вставку документальных кадров в игровые фильмы и съёмку под «документальное» кино.
Большой творческой удачей режиссёра стала картина «Торпедоносцы» (1983), одна из наиболее известных и пронзительных лент, посвящённых войне. А в 1985 году на телеэкраны СССР вышел его мини-сериал «Противостояние», поставленный по роману Юлиана Семёнова и популярный до сих пор.
С 1992 года руководил мастерской режиссуры художественного и документального кино. Возглавлял кафедру киноискусства факультета экранных искусств Санкт-Петербургского университета кино и телевидения.
Последние годы он жил в Германии, где его безуспешно пытались спасти от тяжёлой болезни.
Скончался Семён Давидович АРАНОВИЧ после двух операций 8 сентября 1996 года в Гамбурге, похоронен там же, на еврейском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июля #А__
23 июля
В 1931 году родился Арата ИСОДЗАКИ (в городке Оита на острове Кюсю), гуру японской архитектуры, востребованный преподаватель, профессор Токийского, Гавайского и Колумбийского университетов, Школы дизайна в Роуде (Исландия).
Он – творец архитектурных шедевров, которые объединяют течения восточной и западной культур, открыто демонстрирует зарождение и развитие принципов постмодернизма.
Известен также как серьезный писатель и теоретик, выступающий в роли истолкователя западных идей в культурной среде Японии – для других японских архитекторов.
Арата Исодзаки обладатель многочисленных премий и наград: премия Японского Архитектурного Института; золотая медаль Королевского Института Британских Архитекторов (RIBA; 1986); мемориальная премия Арнольда В. Брюннера Американской Академии Изящных Искусств и Словесности; почетная национальная премия Американского Института Архитектуры (AIA); главный приз Венецианской бьеннале (1995).
* * * * *
В 1954 году окончил Токийский университет. Профессиональную деятельность начал под руководством знаменитого архитектора и градостроителя Кэндзо Тангэ. В 1963 году основал собственное бюро «Ателье Арата Исодзаки».
Среди творений Исодзаки – стадионы, университетские кампусы, музеи. В своих постройках он часто использует простые, абстрактные формы. Много участвует в конкурсах в качестве члена жюри, считает себя «первооткрывателем» талантов З. Хадид, Б. Чуми и Д. Либескинда.
С 1968 года Исодзаки демонстрирует в разных странах выставку «Разрушенная заново Хиросима», показывающую его отношение к процессам созидания и разрушения, к мистике и реальности.
Архитектор неоднократно посещал Россию, участвовал в конкурсе проектов реконструкции Мариинского театра. Отмечается влияние работ Казимира Малевича на творчество зодчего.
Последние 50 лет по проектам Исодзаки строят по всему миру, а все придуманное им мгновенно переносится на страницы профессиональных изданий. Без его проектов невозможна ни одна книга по истории современной архитектуры. В Японии архитектор – живое национальное достояние.
Сейчас в глазах мировой общественности именно Арата Исодзаки занимает место старейшины современной японской архитектуры, сменив на пьедестале почета великого Кэндзо Тангэ.
--------------------------------------------------—
Смотри подробнее «Архитектор Арата Исодзаки» по ссылке:
http://barlette.ru/journal/article/425.html
--------------------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июля #И__
23 июля
В 1921 году родился Юрий Васильевич КАТИН-ЯРЦЕВ (в Москве), советский актёр театра и кино, театральный педагог. Народный артист РСФСР (1989). Участник Великой Отечественной войны. Представитель древнего дворянского рода Катиных-Ярцевых — потомственных дворян Рязанской губернии, первые упоминания о которых относятся к 1594 году.
В 1939 году он поступил в театральное училище имени Б. В. Щукина, но через месяц учёбы был призван в Красную Армию, служил помощником командира взвода мостового железнодорожного батальона. Награждён орденом «Красная звезда», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Демобилизовавшись в 1946 году, Катин-Ярцев вернулся в училище. Окончив его, стал актёром Московского театра на Малой Бронной, которому и оставался верен до конца жизни.
Одновременно он занялся преподавательской работой в родном училище. Много лет Катин-Ярцев считался лучшим преподавателем кафедры актёрского мастерства, среди его учеников — Наталья Гундарева, Константин Райкин, Юрий Богатырёв, Наталья Варлей, Вениамин Смехов, Леонид Ярмольник, Яна Поплавская и многие другие.
В кино Юрий Катин-Ярцев начал сниматься в 1954 году. Он сыграл небольшую роль в фильме Владимира Басова «Школа мужества», после чего долго не снимался. Активно сниматься в кино Юрий Васильевич начал лишь, когда ему перевалило за пятьдесят. В начале 1970 годов он сыграл Пуришкевича в исторической драме «Агония», астронома в телесериале «Семнадцать мгновений весны» и несколько других ролей. Но настоящую популярность и любовь среди зрителей ему принесла киносказка «Приключения Буратино», где он появился в образе Джузеппе-Сизого носа.
Катин-Ярцев снялся в трёх из четырёх советских экранизациях романов Юлиана Семёнова об Исаеве — «Пароль не нужен», «Семнадцать мгновений весны» и «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Скончался Юрий Васильевич Катин-Ярцев 18 марта 1994 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июля #К__
23 июля
В 1933 году родился Ричард Джордж РОДЖЕРС (во Флоренции, Италия), британский архитектор, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль «хай-тек».
В 1959 году он окончил Школу Архитектурной Ассоциации. Чтобы продолжить образование, Роджерс отправляется в США и поступает в Йельский Университет. Именно там он знакомится с Норманом Фостером.
После возвращения в 1963 году в Англию друзья-архитекторы вместе со своими женами основали архитектурную мастерскую «Team 4». Они занялись постройкой оригинальных современных зданий, став основателями нового направления в архитектуре – стиля «хай-тек».
В 1967 году фирма распалась, принеся, тем не менее, молодым архитекторам довольно большую известность. С 1970 года Роджерс работает с Ренцо Пьяно. Совместно они победили в конкурсе на проект Центра Помпиду в Париже.
В 1977 году Роджерс основал собственное архитектурное бюро в Лондоне, которое со временем организовало свои представительства в Барселоне, Мадриде и Токио. В 1985 году Ричард Роджерс получил Золотую Медаль Королевского института Британских архитекторов (RIBA).
В 1991 году королева Елизавета II удостоила его звания сэра. В 2000 году талантливый архитектор был награжден престижнейшей международной премией Японской Ассоциации искусства.
Самыми известными работами архитектора являются 4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас, Центр Помпиду в Париже, Миллениум Дом в Гринвиче, Деловой центр компании Ллойд в Лондоне, Европейский суд по правам человека в Страсбурге и Национальная ассамблея Уэльса в Кардиффе. Здания Роджерса отличаются смелой оригинальностью и привлекают к себе внимание.
Ричард Роджерс является лауреатом престижной Притцкеровской премии, как лучший архитектор 2007 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июля #Р__
23 июля
1851 года родился Педер Северин КРЁЙЕР (в Ставангере, Норвегия), датский живописец-реалист.
В своих работах он стремился к передаче движения световоздушной среды и её воздействия на форму предметов. Написал множество сцен на побережье, изображающих как отдыхающих, так и местных рыбаков.
* * * * *
Частные уроки живописи он начал брать в 9 лет, а через год был зачислен в Копенгагенский технический институт. В период 1864-1870 годов обучался в Королевской Датской Академии Искусств.
В 1874 году меценат Генрих Хиршпрунг купил первую картину Крёйера и с тех пор долгое время поддерживал его. Коллекция Хиршпрунга составила основу музея его имени в Копенгагене.
Северин Крёйер путешествовал по Европе, жил в Париже. Там он познакомился с импрессионистами (Моне, Сислеем, Дега, Ренуаром, Мане) и попал под их влияние.
Вернувшись в 1882 году в Данию жил в Скагене – отдалённой рыбацкой деревушке на самом севере Ютландии. Скаген благодаря красивой природе его окрестностей был излюбленным местом отдыха датской интеллектуальной элиты, и Крёйер стал бывать там практически каждое лето, проводя зиму в столице или за границей.
Последние 10 лет жизни у него постепенно ухудшалось зрение, пока он полностью не ослеп. Несмотря на это он не переставал писать. Последние из своих картин Крёйер написал, уже практически ничего не видя.
Скончался Педер Северин КРЁЙЕР 21 ноября 1909 году в Скагене.
* * * * *
Одной из его известнейших картин является «Летний вечер на южном пляже Скагена с Анной Анкер и Марией Крёйер» (1893).
Другая известная картина – «Костёр Святого Иоанна на пляже Скагена» (1903). Это масштабное полотно изображает множество знаменитых людей искусства и политиков, собравшихся вокруг гигантского костра в ночь на Ивана Купалу.
Обе эти работы находятся в постоянной коллекции музея Скагена.
23 июля
В 1889 году родился Юрий Павлович АННЕНКОВ (в Петропавловске), русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор. Литературный псевдоним – Борис Темирязев.
Всё время занимался и графикой, и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.
Создал обширную галерею живописных и графических портретов многих деятелей русской культуры.
* * * * *
Вместе с родителями в 1894 году Юрий переезжает в Петербург. В 17 лет его исключили из казенной гимназии за «политическую неблагонадежность», выразившуюся в карикатурах для ученического нелегального журнала.
Но это не помешало ему получить аттестат зрелости и в 1908 году поступить на юридический факультет Петербургского университета, параллельно продолжая занятия живописью. Начинающий художник попытался поступить в Академию художеств, однако это ему не удалось. Он идёт учиться в мастерскую Я.Ф. Ционглинского, а также посещает Училище технического рисования барона А.Д. Штиглица.
В 1913 году началось долгосрочное сотрудничество Анненкова с журналами «Театр и искусство» и «Сатирикон». Им создано множество иллюстраций, например к поэме «Двенадцать» А.А. Блока, он занимается оформлением спектаклей в театрах Санкт-Петербурга. Юрий Анненков работал со многими известными режиссёрами своего времени: К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом, Ф.Ф. Комиссаржевским, Н.Ф. Балиевым, Н.В. Петровым. Он дружил с Е.И. Замятиным и И.Е. Репиным.
Анненков был прекрасным портретистом, создавшим замечательные портреты А.А. Ахматовой, Ф.К. Сологуба, К.И. Чуковского, В.В. Маяковского, Л.Д. Троцкого, А.В. Луначарского.
В 1924 году художник выехал в Италию и остался в Европе. Он поселился в Париже, занимался оформлением спектаклей для французских театров, проводил свои персональные выставки, а также создавал декорации и костюмы к кинофильмам.
Под псевдонимом Борис Темирязев им опубликованы свои воспоминания о Горьком, Блоке, Маяковском, Ахматовой, Пастернаке и др.
Скончался Юрий Павлович Анненков 12 июля 1974 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июля #М__
23 июля
В 1915 году родился Михаил Львович МАТУСОВСКИЙ (в Луганске), советский поэт-песенник. Лауреат Государственной премии СССР.
Детские годы прошли в городе, окружённом заводами, шахтами, железнодорожными мастерскими, узкоколейками. Учился в 13-й средней школе Луганска. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой он впоследствии посвятит свою песню «Школьный вальс».
Окончив строительный техникум, Михаил стал работать на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах, часто выступал на литературных вечерах, уже тогда получив признание.
В начале 1930-х годов приехал в Москву – учился в Литературном институте им. А.М. Горького, слушал лекции Гудзия и Поспелова, Асмуса и Соколова. Увлёкся древнерусской литературой.
В 1939 году Михаил поступил в аспирантуру, 3 года работал над диссертационным исследованием под руководством Н. Гудзия, знатока древнерусской литературы. В том же году он стал членом Союза писателей СССР.
Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941, не состоялась – началась война, и Михаил, получив удостоверение военного корреспондента, ушёл на фронт. Николай Гудзий добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.
Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского, а главное – его песни. Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт», «Когда шумит Ильмень-озеро»; в послевоенные годы – сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву», «Улица мира», «Всё, что мне дорого», «Стихи остаются в строю», «Подмосковные вечера», «Как поживаешь, Земля», «Не забывай», «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях», «Это было недавно, это было давно», «Суть: стихи и поэмы», «Избранные произведения в двух томах», «Семейный альбом» и многие др.
Композиторы Дунаевский, Соловьёв-Седой, Хренников, Блантер, Пахмутова, Мокроусов, Левитин, Шаинский создали прекрасные песни на слова Матусовского. Особенно много песен родилось у поэта в содружестве с Вениамином Баснером.
Среди его наград: ордена «Отечественной войны I степени», «Красной Звезды», «Октябрьской Революции», два ордена «Трудового Красного Знамени».
Скончался Михаил Львович Матусовский 16 июля 1990 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июля #М__
23 июля
В 1792 году родился князь Пётр Андреевич ВЯЗЕМСКИЙ (в Москве), русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Сооснователь и первый председатель Русского исторического общества (1866), действительный член Академии Российской (1839), ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841).
Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского.
Близкий друг и постоянный корреспондент А.С. Пушкина; «их переписка – сокровищница остроумия, тонкой критики и хорошего русского языка» (Д.П. Мирский).
* * * * *
Род князей Вяземских вел свое начало от потомков Мономаха.
Его отец – Андрей Иванович Вяземский – дипломат, действительный тайный советник, знаменитый вельможа екатерининского времени.
Детство Петр Вяземский провел в интеллигентной и образованной среде, с малых лет встречался с писателями и жил литературными интересами. Получив прекрасное домашнее образование, в 1805 году был отдан в Петербургский иезуитский пансион; потом недолго был в пансионе при Петербургском педагогическом институте.
В 1806 году вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета. С 1807 года, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н.М. Карамзина, женатого на старшей, сводной сестре Петра Вяземского, дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы.
В 1815 году Вяземский стал одним из создателей литературного кружка «Арзамас», объединившего в своих рядах В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Д.В. Давыдова, С.С. Уварова и др. Раньше многих он угадал гениальное дарование в самом юном «арзамасце» – А.С. Пушкине. Их дружба длилась 20 лет, до смерти поэта.
С началом Отечественной войны 1812 года Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. Затем служил в Варшаве чиновником дипломатического ведомства. За оппозиционные взгляды был отстранён от службы, однако в тайные организации революционеров никогда не входил.
Не будучи сторонником декабристов, воспринял разгром восстания 14 декабря 1825 года как личную трагедию и резко осудил казнь пятерых участников восстания, трех из которых знал лично. Один из литературоведов назвал его «декабристом без декабря». Глубоко скептическое настроение Вяземского после расправы над декабристами выразилось в сатирическом стихотворении «Русский бог» (1828).
Поворотным моментом в его жизни стала гибель Пушкина, явившаяся для него глубоким потрясением (стихотворение «На память», 1837).
В конце 1850-х годов, с началом царствования Александра II, Пётр Вяземский значительно продвинулся по служебной лестнице. Товарищ министра просвещения, глава цензурного ведомства, член Государственного совета, сенатор, он вращался в придворных кругах, был вхож в царскую семью. Однако всегда сохранял внутреннюю независимость.
Несмотря на успешную карьеру, в нём нарастал внутренний разлад с современностью. С годами он всё больше идеализировал эпоху своей молодости, всё острее чувствовал связь с ушедшим поколением (стихотворения «Все сверстники мои давно уж на покое…», «Друзьям»).
Большое место в позднем творчестве Вяземского заняли воспоминания об известных деятелях русской культуры. «Записная книжка», которую он вёл с 1813 года и до конца жизни, – бесценная летопись эпохи, зафиксировавшая анекдоты, шутки, свидетельства неименитых современников.
С 1863 года в основном жил за границей.
Скончался Пётр Андреевич Вяземский 22 ноября 1878 года в Баден-Бадене (Германия). Тело покойного перевезли в Россию. После панихиды в Казанском соборе похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июля #В__