В ночь с 23 на 24 июня 2019 года в России состоится, ставшее уже традиционным торжество – «АЛЫЕ ПАРУСА». ⛵
Это один из самых запоминающихся и зрелищных, первый и единственный в мире ПРАЗДНИК ВЫПУСКНИКОВ одного из красивейших городов планеты – Санкт-Петербурга. ✨
23 июня
В 1763 году родилась Жозефина де БОГАРНЕ /урожденная – Мари Роз Жозефа Таше де ла ПАЖЕРИ или Роз/ (в Труа-Иле, остров Мартиника в Вест-Индии), императрица Франции в 1804-09 годах, первая жена Наполеона I, который и стал называть её именем Жозефина.
Впоследствии любила рассказывать, что ещё в детстве старуха-негритянка нагадала ей, что однажды она станет «больше, чем королевой».
* * * * *
Из семьи французского плантатора, она в 16-летнем возрасте вышла замуж за виконта Александра де Богарне. Родство с состоятельным семейством Богарне было крайне выгодно плантатору, но брак оказался неудачным. После развода, когда все возможные финансовые ресурсы были исчерпаны, ей пришлось вернуться в родной дом на Мартинике.
Революция 1789 года, затронувшая и далекий остров, вынудила Жозефину снова уехала во Францию. Высокое положение бывшего мужа позволило ей войти во многие столичные дома и салоны. Она завязывает дружеские отношения со многими представителями богемы и становится любовницей политического деятеля виконта де Барраса.
Жозефина теперь является видной фигурой парижской светской жизни, одной из главных причудниц и законодательниц моды и пропагандисток неогреческого стиля женской одежды. В 1795 году в салоне своей ближайшей подруги она познакомилась с генералом Бонапартом. Наполеон был на 6 лет моложе неё, и в то время едва ли существовали предзнаменования той блестящей карьеры, которая ждала офицера артиллерии.
Хотя на первый взгляд стильная вдова и молодой генерал не имели ничего общего, их роднило очень многое. И Наполеон, родившийся на острове Корсика, и Жозефина после приезда во Францию чувствовали себя там чужими, они оба познали бедность, а во время революции сидели в тюрьме. В их темпераментах тоже было много общего: они были мечтателями, крайне страстными и способными очаровать противоположный пол. Даже их настоящие имена были другими. Наполеон в то время изменил корсиканское написание своего имени Наполеоне Буонапарте.
Брак между ними был заключён 9 марта 1796 года. Наполеон усыновил обоих детей Жозефины и в качестве свадебного подарка преподнёс супруге золотой медальон с надписью Au destiné («Это судьба»). Впоследствии он признавал, что до заключения брака считал свою невесту состоятельной, и лишь потом выяснилось, что Жозефина бедна. Через жену Наполеон получал доступ в высшие коридоры власти Директории и связи в тогдашнем французском светском обществе. Жозефину же брак с революционным генералом страховал от придирок нового режима и обеспечивал ей статус добропорядочной женщины.
Семейство Бонапарт прохладно отнеслось к этому и на протяжении всех 13 лет брака Наполеона и Жозефины интриговало против «вдовы Богарне», непрестанно подталкивая Наполеона расстаться со «старухой».
В марте 1798 года Наполеону была передана информация о недостойных финансовых сделках и предосудительном поведении Жозефины (она совместно с адъютантом генерала Леклерка принимала участие в финансовых махинациях на поставках в армию, и кроме того, с ним у неё была любовная связь). Жозефине удалось унять гнев Наполеона, убедив его в беспочвенности слухов. Отрицая все обвинения, она предложила развод, если Бонапарт не доверяет ей.
Вернувшись из военного похода в Египт, Наполеон совершил переворот 18 брюмера покончивший с Директорией, который готовился в доме Жозефины, а сама она со своим светским тактом играла определенную роль в организации подготовки заговора. После этого мадам Бонапарт стала первой дамой Франции, женой Первого Консула.
Жозефина, олицетворяя собой старый режим, была связующим звеном между первым консулом и той частью аристократии, которую Наполеон рассчитывал привлечь на свою сторону. 2 декабря 1804 года в Соборе Парижской Богоматери Наполеон провозгласил себя императором Франции и возложил короны на себя и на Жозефину.
Как императрица она, благодаря своей доброте, щедрости и такту, пользовалась во Франции большой популярностью, однако несколько лет спустя из-за неспособности Жозефины родить ребёнка, Наполеоном было принято решение о разводе. Формальным поводом к расторжению брака послужило отсутствие приходского священника на церемонии венчания 1 декабря 1804 года. Развод вступил в силу 16 декабря 1809 года.
Жозефина, сохранившая по настоянию Наполеона титул императрицы, поселилась в оставленном ей замке Мальмезон, где жила пышно, окружённая своим прежним двором. По-прежнему привязанная к Наполеону, с которым они расставшись, оставались в дружеских отношениях, она переписывалась с императором и с участием следила за его судьбой.
Теперь всё своё время она посвящала своей давней страсти к ботанике. В оранжереях и теплицах Жозефиной была собрана богатейшая коллекция из экзотических растений со всего мира, многие из которых стали известны в Европе благодаря ей. Особую известность получила её коллекция роз (около 250 сортов). Розы Мальмезона вдохновили выдающегося художника-ботаника Пьера-Жозефа Редуте на создание целой серии их «портретов», которая до сих пор считается непревзойденным шедевром ботанической иллюстрации.
В 1814 году союзники по антифранцузской коалиции, особенно Александр I, отнеслись к Жозефине с большой предупредительностью, но не позволили ей сопровождать Наполеона на остров Эльба. В мае её состояние здоровья обострилось после того, как она простудилась во время прогулки с Александром I.
Скончалась Жозефина де БОГАРНЕ 29 мая 1814 года во дворце Мальмезон (Иль-де-Франс, Королевство Франция).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июня #Б__
23 июня
В 1970 году родился Янн ТЬЕРСЕН (в Бресте, регион Бретань), французский мультиинструменталист, композитор-минималист и дирижёр.
Играет на различных инструментах: скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара, виолончель, карильон, клавесин, мелодическая гармоника, вибрафон, мандолина, банджо и др.
Получил огромную популярность благодаря саундтреку к
французской романтической комедии 2001 года «Амели» (режиссёр Ж.-П. Жёне).
* * * * *
В юности Янн Тьерсен получил классическое образование в нескольких музыкальных академиях (Ренн, Нант, Булонь-сюр-Мер и др.) и позже был участником некоторых рок-групп.
До выпуска первого альбома он некоторое время записывал фоновую музыку для театральных постановок и короткометражных фильмов. В своих произведениях в качестве главных инструментов чаще всего использует фортепиано или аккордеон. Его порой сравнивают с Эриком Сати, Нино Рота и Penguin Cafe Orchestra.
Он добился успеха во Франции, когда в 1998 году выпустил свой третий альбом «Le Phare», но не приобрёл большой популярности вне Франции до тех пор, пока не записал музыку для французского фильма «Амели» (в нем он использовал несколько своих старых сочинений наряду с новыми).
Янн Тьерсен пишет музыку как к французским фильмам так и к зарубежным.
В настоящее время проживает в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июня #Т__
23 июня
В 1911 году родился Анатолий Георгиевич КАРАНОВИЧ (в Санкт-Петербурге), русский актёр, режиссёр и сценарист.
В 1930 окончил Опытную школу эстетического воспитания под руководством Н.И. Сац. Творческую деятельность начал как актер театра им. МГСПС в 1929 году.
В мультипликации с 1956. Режиссёр и сценарист кукольных фильмов. Работал на киностудии «Союзмультфильм». Снимал киноверсии кукольных эстрадных номеров, фильмы с театральными куклами, позже – объемные мультфильмы, картины в технике перекладки, комбинированные фильмы (совместно с С. Юткевичем). Первым в СССР применил технику песка.
Был членом худсовета «Союзмультфильма», режиссерской коллегии кукольных фильмов. Автор книги «Друзья мои куклы» (1971).
Скончался Анатолий Георгиевич Каранович 5 июля 1976 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июня #К__
23 июня
В 1810 году родилась Фанни /Франциска/ ЭЛЬСЛЕР (в Вене), австрийская балерина, одна из самых известных балерин XIX века.
* * * * *
Дочь золотошвейки, ее дед и отец служили в качестве секретаря и камердинера у композитора И. Гайдна. Впервые она появилась перед зрителями в 7-летнем возрасте и имела большой успех.
Искусство танца Фанни Эльслер изучала вместе со старшей сестрой в балетной школе при Венском Бургтеатре.
Громкий успех пришёл к Фанни в 1830 году в Берлине, затем в Париже и подкреплён был её последующими турне по Европе, Северной Америке и Кубе, России (1848—1850). Рассказывали, что Николай I, познакомившийся с артисткой в Вене, пригласил ее выступить в Петербурге. В 1848 году она приехала, что явилось полной неожиданностью для дирекции императорских театров. Но желание императора видеть танцовщицу в царскосельском придворном представлении сыграло свою роль: Фанни Эльслер в антракте между русскими и французскими спектаклями показала свою знаменитую «Качучу». Публика оказала ей восторженный прием, и судьба гостьи была решена. В течение трех сезонов Эльслер выступала на сценах Москвы и Петербурга. Покинув Россию, до конца своих дней Фанни Эльслер не порывала с ней связей и находилась в постоянной переписке со знакомыми москвичами.
На прощальном обеде она объявила, что так восхищена оказанным ей здесь приемом, что, желая, чтобы Москва сохранила о ней последнее воспоминание, навсегда покидает сцену и никогда более не выступит, за исключением одного спектакля в ее родной Вене. Свое слово она сдержала.
Скончалась Фанни Эльслер 27 ноября 1884 года в Вене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июня #Э__
23 июня
В 1906 году родился Валерий Сергеевич АЛФЕЕВСКИЙ (в Москве), известный советский художник-иллюстратор детских книг, график. Член Союза художников СССР.
Работы пером (в своеобразной технике гусиного пера), а также цветные акварели.
С его рисунками выходил в 1959 году первый полноценный перевод «Пиноккио» с итальянского, первый (неканонический) образ Чебурашки в «Приключениях крокодила Гены» и др.
В разные десятилетия (преимущественно 1950-1970-е годы) выпущен ряд книг в нескольких вариантах иллюстраций Алфеевского (пьесы Маршака, сказки Гауфа, Каверина, Прокофьевой).
* * * * *
Обучался в студиях М. Леблана и И. Машкова, затем в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).
С 1930 года начал иллюстрировать книги для детей и юношества и добился огромного признания. Рисунки Алфеевского знакомы и любимы практически всеми, рожденными в СССР, чье детство пришлось на период его творчества.
Работы Валерия Сергеевича принимали участие во многих выставках, по всей России – в Москве, Красноярске, Новосибирске, Петрозаводске. Книги с его иллюстрациями многократно переиздавались.
В 1955 году у художника проходит первая персональная выставка в Московском Союзе художников и в Доме литераторов. Среди лучших работ Алфеевского – иллюстрации к «Сказке о ветре в безветренный день» Софьи Прокофьевой, «Приключениям Пиноккио» Карло Коллоди, «Стойкому оловянному солдатику» и другим сказкам Ганса Христиана Андерсена. В его рисунках, ярких и образных, немного угловатых, присутствует свой особенный характерный стиль.
В последние годы жизни художник известен только иллюстрациями к переизданию детской книги «Орден Жёлтого Дятла» бразильского писателя Монтейру Лобату.
Скончался Валерий Сергеевич Алфеевский 4 сентября 1989 года.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июня #А__
23 июня
В 1927 году родился Боб ФОСС /имя при рождении – Роберт Луис Фосси/ (в Чикаго), американский кинорежиссёр, хореограф, сценарист и актёр.
Снял всемирно известный фильм «Кабаре», «Милая Чарити», картину «Весь этот джаз» (отмечена премией «Оскар» и Главным призом МКФ в Каннах) и др.
* * * * *
С 13 лет выступал с собственными танцевальными номерами на эстраде. Во время войны гастролировал в музыкальном шоу по военным базам Тихого Океана.
В начале 1950-х годов молодой исполнитель переехал в Голливуд с мечтой стать вторым Фредом Астером. Снимается в музыкальных фильмах «Целуй меня, Кэт», «Моя сестра Эйлин» и др. Тогда же он впервые пробует себя как хореограф и постановщик. Эти опыты привлекли внимание продюсеров из Нью-Йорка.
В 1954 году Фосс ставит свой первый мюзикл на Бродвее – «Пижамная игра». За ней следуют и другие постановки, которые сделали его звездой Бродвея и одним из самых востребованных постановщиков. Боб Фосс разработал свой узнаваемый стиль и хореографическую манеру джазового танца, со своеобразной подчёркнутой сексуальностью.
С конца 1960-х годов начинается кинематографическая карьера Фосси. В 1969 году он ставит первый музыкальный фильм по мотивам своей постановки на Бродвее «Милая Чарити». В 1972 году он снимает получивший всемирную известность фильм «Кабаре».
Другой значительной вехой в творчестве Фосси стала автобиографическая картина «Весь этот джаз», которая была отмечена премией «Оскар» и Главным призом МКФ в Каннах.
Скончался Боб Фосс 23 сентября 1987 года от инфаркта миокарда во время пребывания в Вашингтоне, где он работал над мюзиклом «Милая Чарити».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июня #Ф__
23 июня
В 1889 году родилась Анна Андреевна АХМАТОВА, русская советская поэтесса, писатель, литературовед, переводчик...
--------------------------------------------------------------------------
Продолжение. НАЧАЛО смотри через «НАВИГАТОР»
--------------------------------------------------------------------------
"Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так, что сделался каждый день
Поминальным днем,-
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве".
(12 апреля 1915)
* * * * *
См. все стихи Ахматовой по ссылке:
http://rupoem.ru/axmatova/all.aspx
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июня #А__
23 июня
В этот день 1868 года Кристофер Лэтем Шоулз из Висконсина запатентовал пишущую машинку. Ее клавиатура напоминала рояль, печатала только большими буквами, причем машинистка не видела результата своей работы, поскольку бумага находилась под планшетом.
Но именно от этой машинки пошла по миру знаменитая раскладка QWERTY (если кто не в курсе, что это, взгляните на клавиатуру – это первые шесть клавиш в верхнем ряду и именно так выглядели клавиши на клавиатуре Шоулза).
Правда, клавиши с цифрой 1 на машинке не было – изобретатели сочли, что машинистки вполне могут пользоваться вместо нее буквой «I», да и «Shift» был добавлен только через 10 лет, но раскладка осталась той же самой. А возникла она... исключительно в рекламных целях – из букв верхнего ряда легко складывалось слово "TYPEWRITER", что очень нравилось продавцам, демонстрирующим товар. Кстати, верхний ряд клавиатур во Франции и Германии начинался с букв AZERTY и QWERTZU соответственно.
Денег, чтобы запустить новинку в производство, у Шоулза не было, и он продал права на нее Фило Ремингтону, известному конструктору-оружейнику. Его инженеры довели разработку до ума и выпустили на рынок уже под названием «Ремингтон No.1». 1873 год. Ремингтон с сыновьями начал производство первой пишущей машинки в Нью-Йорке.
Идея создания такого агрегата витала в обществе давно. Достоверно известно, что еще в 1714 году в Англии вышло королевское распоряжение, предписывающее одному из механиков лондонской водопроводной станции создать приспособление для печатания различных текстов, но выяснить, выполнил ли он это предписание, не удалось.
В 1870 году человек Алисов изобрел пишущую машинку, напоминавшую шарманку, даже первая партия была изготовлена, но правительство потребовало обязательного утверждения цензурой печатаемых материалов. Интерес к машинам сразу пропал, а жаль!
В том же 1870 году датский священник Расмус Маллинг-Хансен, занимавшийся с глухонемыми детьми, сконструировал любопытное устройство, состоявшее из большого цилиндра с валиком и установленной на нем полусферы с клавишами для букв и цифр. Оно умело размещать текст по строкам, подавало сигнал, когда валик завершал путь в одну сторону, а движение валика с бумагой осуществлялось при помощи батарейки. Изделие было названо «такиграфом» (от греческого – «быстро писать»). Опытный оператор мог напечатать текст на этой машинке в 5 раз быстрее, чем от руки. У устройства был один недостаток – весила машинка 75 килограммов, но техническая общественность очень заинтересовалась, и священник даже получил патент.
Ремингтон же начал выпускать машинку конструкции американца Шоулза, полиграфиста по профессии, работавшего в то время сборщиком налогов. Шоулз изобрел устройство для нумерования страниц в книгах и трудился над его изготовлением в механической мастерской. В той же мастерской конструировал оригинальный плуг фермер Глидден.
Однажды Глидден принес журнал с описанием пишущей машинкой Пратта и предложил сделать аналогичную. К работе привлекли друга Шоулза – Суле, и в 1867 году работа была завершена. Довольные изобретатели разослали своим знакомым отпечатанные на машине письма. Среди адресатов оказался Глидден, пришедший в восторг от изобретения. Он предложил авторам финансовую поддержку в счет части будущих прибылей, но просил усовершенствовать конструкцию. Вскоре Суле и Глидден из предприятия вышли и доработку проводил оставшийся в одиночестве Шоулз. Им был изготовлено около 30 пробных машин и, наконец, в 1873 году к серийному выпуску приступил завод Ремингтона. За первые 10 лет было изготовлено свыше 100 тыс. машинок.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июня #Ш__
23 июня
1911 года родился Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ (в Актюбинске, Тургайская область, Российская империя; ныне город Актобе, Республика Казахстан), выдающийся советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.
* * * * *
Выходец из семьи рабочего-котельщика и домохозяйки, он учился в школе крестьянской молодёжи. В 1930 году поступил на вечернее отделение Московского авиационного техникума им. Годовикова, одновременно работал слесарем-сборщиком.
В 1933 году Николай поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии им. Жуковского, которую окончил с отличием. Тема дипломного проекта: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
В 1941 году Николай Кузнецов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В период с июля по сентябрь 1942 года он был на фронте в должности старшего инженера (в порядке стажировки), а в октябре назначен заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод; с июля 1946 года – главный конструктор.
С 1949 года – главный конструктор (с 1956 – генеральный конструктор) Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве.
Под его руководством было создано 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в т.ч. для Ту-114, Ту-154, Ан-22, Ил-62, Ту-144) и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в т.ч. для лунной программы Советского Союза). Кроме того двигатели для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2, НК-4, НК-14А, первый отечественный двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, НК-12, НК-22, НК-25, НК-26, НК-32, НК-34, НК-44, НК-56, НК-62, НК-64, НК-86, НК-93, НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114НК-144, НК-321, НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ и многие др.
Большое внимание Кузнецов уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного Совета по надёжности АН СССР (АН РФ).
Также являлся заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978), научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте им. С. Королева (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет).
Депутат Верховного Совета РСФСР в период с 1963-1990 годов.
Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. Доктор технических наук, профессор, почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. Королева.
Награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I ст., двумя орденами Красной Звезды, пятнадцатью медалями.
Скончался Николай Дмитриевич КУЗНЕЦОВ 31 июля 1995 года в Москве, похоронен на Кунцевском кладбище.
В его честь названы Самарский научно-технических комплекс (ранее Государственный союзный опытный завод № 2), серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10, базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской обл.
23 июня
В 1889 году родилась Анна Андреевна Ахматова /наст. фамилия Горенко/ (в Одессе), русская советская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, одна из крупнейших русских поэтов XX века.
Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти.
Её имя ещё при жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
* * * * *
Семья отставного флотского инженера через год после рождения Анны переехала в Царское село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. «Мои первые впечатления – царскосельские, – писала она, – зеленое, сырое великолепие парков, … старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»».
В 1905 году после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906-07 годах она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908-10 годах – на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.
В 1910 году вышла замуж за ведущего представителя и основателя акмеизма Николая Гумилёва. Обосновавшись в Петербурге, училась на Высших историко-литературных курсах Н.П. Раева, а в 1911 году, избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в т.ч. и в «Аполлоне».
Поэтический стиль Анны Ахматовой отличался ярким сочетанием конкретности словесных образов и поразительным лаконизмом с обновленными ритмами. Известный литературовед В. Жирмунский сравнивал творчество Ахматовой с музыкальным искусством К. Дебюсси. Главная, хотя и не единственная тема стихов Анны Ахматовой – любовь.
Широк и желт вечерний свет,
Нежна апрельская прохлада.
Ты опоздал на много лет,
Но все-таки тебе я рада.
Сюда ко мне поближе сядь,
Гляди веселыми глазами:
Вот эта синяя тетрадь –
С моими детскими стихами.
Прости, что я жила скорбя
И солнцу радовалась мало.
Прости, прости, что за тебя
Я слишком многих принимала.
Свой первый сборник стихотворений «Вечер» Анна Ахматова опубликовала в 1912 году, а через 2 года в свет вышел второй сборник «Четки», который закрепил мнение об её истинном поэтическом таланте и продолжил лирический сюжет «Вечера». Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то «лирический дневник», то «романлирику».
После «Четок» к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только «влюбленным гимназисткам», как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, – М. Цветаева, Б. Пастернак. Более сдержано, но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. Блок и В. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.
В 1917 году вышел сборник «Белая стая», в котором появились новые интонации скорбной торжественности, молитвенность, сверхличное начало, что разрушало привычный стереотип ахматовской поэзии. Эти изменения уловил Осип Мандельштам: «Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».
После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своем краю глухом и грешном». В стихотворениях этих лет (сборники «Подорожник» и «MCMXXI», 1921-22 годы) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, а также отражены нотки чувств и скорби Анны Андреевны, связанные с расстрелом ее супруга Н.С. Гумилева.
После этого, начиная с 1922 года, все изданные сборники Ахматовой подвергались жесточайшей цензуре со стороны Советской власти. С 1924 года Ахматову перестают печатать; лишь в 1940 году увидел свет небольшой сборник «Из шести книг», а два следующих – в 1960-е годы («Стихотворения», 1961; «Бег времени», 1965).
В августе 1946 года Постановлением ЦК ВКП(б) творчество Анны Ахматовой было осуждено по причине несоответствия идеалам социалистического строительства.
Только начиная с 1959 года, стихотворения Анны Ахматовой вновь начали появляться в советских журналах. Лишь в конце 1980-х годов стихотворения поэтессы стали издаваться полностью без вмешательства цензуры.
Одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой стала многозначительная недосказанность. На нем строилась поэтика итогового произведения – «Поэмы без героя» (1940-65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.
Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX века получило мировое признание. В 1964 году она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина», в 1965 году – обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.
Анна Андреевна Ахматова окончила свои дни на земле 5 марта 1966 года и была похоронена в Комарово под Ленинградом.
* * * * *
В 1987 году, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл «Реквием», написанный Ахматовой в 1935-43 годах (дополнен в 1957-61).
В нём отражено горе вдовы и матери «врагов народа» – трое близких ей людей были подвергнуты репрессиям: её муж Н.С. Гумилёв расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, второй муж, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930-40-х и в 1940-50-х годах более 10 лет.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_23_июня #А__