25 октября
1879 года родился Степан Григорьевич ПИСАХОВ (в Архангельске), русский художник, писатель, этнограф, сказочник, преподаватель живописи.
Известен главным образом историями из жизни поморов.
* * * * *
Его отец пытался приучить мальчика к ювелирным и гравёрным делам. Когда вслед за старшим братом, Степан потянулся к живописи, это не понравилось отцу, который внушал сыну: «Будь сапожником, доктором, учителем, будь человеком нужным, а без художника люди проживут». «Чтение преследовалось», – вспоминал Писахов.
Бегство и странничество виделось ему единственным выходом из тисков домашней жизни, и после окончания городского училища в 1899 году он устремляется вначале на Соловки, потом в Казань. В 1902 году Степан уезжает в Петербург и поступает вольнослушателем в Художественное училище барона Штиглица.
Его отец, смирившись с желанием сына выучиться на художника, деньги из Архангельска посылал, но немного. Писахов на протяжении трех лет влачил полуголодное существование.
Революционные события 1905 года не миновали и его. За речь, произнёсенную им против самодержавия, Писахов, не закончивший курс обучения, из училища был исключён. Не имея на руках диплома о праве занятия учительской должности (аттестат был выдан в 1936 году), лишённый всяческих источников существования, он был готов признать ошибочным свой выбор пути художника.
Степан Писахов обращается к поиску «Божией правды», сначала у святынь Новгорода, позднее – на арктическом Севере. Только на Новую Землю он плавал не менее 10 раз. Осенью 1905 года молодой человек попал в Иерусалим, остался без гроша. Был писарем у архиерея в Вифлееме. Потом Египет. Он был аскетически неприхотлив и верил в людей.
Три зимы после путешествия на юг Писахов провёл в Петербурге в мастерской художника Якова Гольдблата. Зиму (1909/1910) занимался в Свободной академии художеств в Париже. Однако проповедовавшееся в ней пренебрежение к реалистичному изображению жизни противоречило его мировоззрению. В Риме, в Академии святого Луки, художник выставил свои работы, которые потрясли зрителей серебряным сиянием («север даёт»).
В 1912 году за участие в выставке «Север в картинках» в Петербурге он получил Большую серебряную медаль.
Художественную деятельность Степана Григорьевича прервала I-я мировая война. После демобилизации в 1918 году он вернулся в Архангельск. Писахов берётся за перо. Впервые записывать свои рассказы он стал ещё до революции по совету Иеронима Ясинского. Тогда эта попытка закончилась неудачей. В 1919 году были опубликованы три его очерка – «Первый день боя», «На фронте» и «В.Н. Давыдов на фронте». В них рассказывается о поездке Писахова к линии фронта на поезде тяжёлой артиллерии «Деникин».
Через много лет, когда он был уже известным сказочником и художником, нашлись люди, которые стали писать пасквили во все инстанции и способствовали тому, чтобы «белогвардейское» прошлое прочно укрепилось за Писаховым.
В 1939 году, когда Степану Григорьевичу уже было 60 лет, его приняли в Союз советских писателей. Основным заработком Писахова до и после Великой Отечественной войны были уроки рисования. Почти четверть века проработал он в школах Архангельска.
После войны Степан Григорьевич принес в Архангельское издательство рукопись, состоящую из 100 написанных им сказок. Лишь в 1957 году в издательстве «Советский писатель» появилась первая «московская» книга Писахова. К писателю приходит всесоюзное признание.
Известность он снискал как автор изумительных, оригинальных сказок. «Рассказывать свои сказки я начал давно. Часто импровизировал и очень редко записывал. Первая сказка "Ночь в библиотеке" мной была написана, когда мне было 14 лет».
Скончался Степан Григорьевич ПИСАХОВ 3 мая 1960 года в Архангельске, похоронен на Ильинском кладбище.
25 октября
1865 года родился Вальтер ЛЕЙСТИКОВ (в Бромберге; ныне Быдгощ, Польша), немецкий художник-пейзажист, работавший в манере югендштиля.
* * * * *
В 1883 году будущий художник приехал в Берлин поступать в Берлинскую академию художеств, но принят не был.
Живописи он обучался у Германа Эшке и Ганса Гуде. В 1892 году Вальтер Лейстиков вошёл в число основателей художественной группы «11», выступавшей против классического академизма в живописи и за развитие современного искусства.
Отказ организаторов выставить картину художника «Озеро Груневальд» на художественной выставке привело к основанию "Берлинского Сецессиона в 1899 году. Его поддержали частные галереи и городские музеи.
Вальтер Лейстиков занял пост первого секретаря Берлинского Сецессиона; в объединение было принято более 60 художников, в том числе и женщин.
В своих пейзажах Лейстиков следовал в целом манере художников барбизонской школы, однако с течением времени стал избегать детализации и описательных элементов в своих полотнах, создавая крупноформатные произведения, заполненные силуэтами и образами из размытых линий.
В то же время в его поздних работах заметна и подчёркнутая стилизация, вызванная влиянием на художника ар-нуво, не переходящая, однако, в декоративную формалистику пейзажа.
Застрелился Вальтер ЛЕЙСТИКОВ из-за своей неизлечимой болезни 24 июля 1908 года в Целендорфе (ныне входит в состав Берлина). Похоронен на Штеглицском кладбище.
25 октября
В 1931 году родилась Анни Сюзанн ЖИРАРДО (в Париже), французская актриса театра и кино. Лауреат премий «Сезар», премии Венецианского фестиваля.
* * * * *
Первоначально намеревалась стать медсестрой, но мечта о сцене привела её в Парижскую консерваторию. Анни училась хорошо, а по вечерам пела в кабаре.
В 1954 году она была приглашена в прославленный театр «Комеди Франсез» на амплуа субретки-хохотушки. Через два года Жан Кокто предложил ей главную роль в пьесе «Пишущая машинка», разглядев в начинающей актрисе недюжинное драматическое дарование.
Дебют прошёл с огромным успехом, журнал «Paris Match» посвятил Жирардо целый разворот, а Кокто во всеуслышание объявил молодую актрису «самым красивым драматическим темпераментом послевоенных лет». Анни становилась знаменитой, последовали приглашения в кино, которые не очень радовали руководство «Комеди Франсез». Актрисе был предложен контракт, который предполагал большее жалование, но ограничивал её творческую свободу. Не подписав контракта, Жирардо в 1957 году покинула «золотую клетку» Комеди Франсез.
Во второй половине 1950-х годов Анни Жирардо становится одной из самых модных французских актрис, её портреты часто появляются на журнальных обложках, а имя — в заголовках статей и интервью.
В 1970-е годы она самая востребованная киноактриса Франции. Её визитной карточкой стал фильм «Умереть от любви». Снималась также в комедиях — таких, как «Старая дева», «Знакомство по брачному объявлению», «Склока» с Луи де Фюнесом. Часто играла феминисток. С ней охотно работали создатели популярного французского кино — у Клода Лелуша она снялась в пяти фильмах, у Андре Кайата — в четырёх, у Филиппа де Брока — также в четырёх.
В начале 1980-х годов Анни Жирардо пережила творческий кризис, тем не менее, актриса нашла в себе силы вернуться на большой экран. По её словам: «Французское кино, наверное, может без меня обойтись, но я без него — не могу». У австрийца Михаэля Ханеке она сыграла трудные роли матерей: тиранки в «Пианистке» (2001) и несчастной — в «Скрытом» (2005).
Скончалась Анни ЖИРАРДО 28 февраля 2011 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_октября #Ж__
25 октября
В 1921 году родился Тойво Васильевич РЯННЕЛЬ (в деревне Тозерово, Петроградская губерния), советский художник и поэт финского происхождения. Народный художник РСФСР, почётный член Российской Академии Художеств.
* * * * *
В апреле 1931 года вместе с семьёй был выслан в Удерейский (ныне Мотыгинский) район Красноярского края. Учился в Южно-Енисейской политехнической школе. По особому разрешению в 1939 году поступил в Омское художественное училище.
В 1941 году был мобилизован на фронт, но вскоре отозван. Работал преподавателем черчения и рисования в средней школе, техником-геодезистом в Енисейской топографической экспедиции треста «Золоторазведка» Министерства цветной металлургии СССР, а вскоре возглавил строительный отряд в звании младшего техника.
Переехав в Красноярск, Тойво Ряннель в 1947 году становится членом Союза художников СССР и секретарем региональной организации Союза. В дальнейшем был приглашён в Москву в организованный академиком И.Э. Грабарём институт повышения квалификации художников-фронтовиков. В 1974 году ему присвоено звание Заслуженный художник РСФСР, а в 1991 – Народный художник РСФСР.
С 1948 года как поэт начал публиковаться в сборниках «Слово земляков», в выпусках альманаха «Енисей», в журнале «Сибирские огни» и «Вокруг света». Им написано несколько книг прозы: «Мой чёрный ангел» и «Незванный гость». Издано шесть поэтических сборников: «Капля в море», «Сверкнула пламенем Жар-птица», «Горные кедры», «В кругу друзей», «Тропа через век» и «По перламутру белых рос». Член Союза российских писателей.
Указом президента России в 1993 году произошла гражданская реабилитация художника. Как репатриант через 2 года вместе с семьёй переехал в Финляндию.
В 1999 году избран академиком Петровской академии наук и искусств, а в 2010 году – почётным академиком Российской Академии художеств.
Известные работы Ряннеля: «Рождение Енисея», «Горные кедры», «Тропа великана», «Портрет матери», «Сердце Саян», «Портрет гидролога В. Винокурова», «Перекрытие Енисея в Саянах».
Произведения художника находятся в собраниях художественных музеев России, частных коллекциях Японии, Китая, США, Франции, Германии, ЮАР, Швеции, Финляндии, России. Более 100 картин хранится в Красноярском государственном художественном музее им. В.И. Сурикова.
Скончался Тойво Васильевич РЯННЕЛЬ 15 марта 2012 года в городе Вантаа (Финляндии).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_октября #Р__
25 октября
1881 года родился Пабло ПИКАССО (в Малаге), знаменитый испанский художник и скульптор, график и театральный декоратор, керамист и дизайнер. Его творчество изменило традиционные правила изобразительного искусства, оказало исключительное влияние на развитие живописи.
* * * * *
Выходец из семьи преподавателя живописи, Пабло еще с детских лет обучался технике рисования. В 13-летнем он поступил в Академию художеств Барселоны, но через три года переехал в Мадрид, где стал обучаться в Школе искусств. В этот период Пикассо посещает Париж, где изучал живопись великих мастеров – Делакруа, Тулуз Лотрека, Ван Гога и многих других.
Его мечта – переехать в Париж, сбылась в 1904 году, где и прошла вся его жизнь.
Скончался Пабло ПИКАССО 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция), похоронен возле принадлежавшего ему старинного замка Вовенарт, где жил и работал в 1958-1961 годах.
* * * * *
Имя Пабло Пикассо известно во всем мире. В его творениях можно увидеть много стилей и направлений, которые он использовал и к которым обращался в течение своего творческого пути. Художник был изобретателем новых форм живописи, новатором стилей и методов. И зачастую глядя на произведения Пикассо, не все и не всегда понимали его.
Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку акварелей мастера, которые относятся к двум периодам – «голубому» и «розовому».
«Голубой» начался во Франции, куда он всегда мечтал попасть и работать. В этот период большинство созданных им картин написаны в холодных голубых тонах.
Но через несколько лет этот период сменился на кратковременный «розовый» период, когда художник предпочел более теплую цветовую гамму.
25 октября
В 1802 году родился Ричард Паркс БОНИНГТОН (в Арнольде, близ Ноттингема), английский художник, представитель романтизма в живописи.
Реализм произведений художника основан на точной передаче атмосферных явлений и эффектов солнечного освещения. Детали явлений, которые он наблюдал в природе, мастер «сокращал» до графических символов, намеков. Стиль Бонингтона оказал заметное влияние на развитие французского искусства и особенно на творчество Камиля Коро и Эжена Будена.
* * * * *
Большую часть своей короткой жизни он провел во Франции. Обучался технике акварели у Луи Франсиа. Сопротивление родителей его профессиональному выбору подтолкнуло Бонингтона в 1817 году к тому, чтобы уехать в Париж; там он учился у А.-Ж. Гро. Важнее для творческого развития Бонингтона оказалась дружба с Э. Делакруа и Т. Жерико.
Непродолжительное время посещал занятия в Школе изящных искусств, а затем отправился в поездку по Нормандии. Последние 8 лет жизни Бонингтон путешествовал по Северной Европе и Италии, делая этюды.
В 1824 году его произведения были выставлены на знаменитом Парижском салоне, где он получил Королевскую золотую медаль, и в 1825 году вместе с Делакруа отправился в Лондон, чтобы изучать творчество Уильяма Тёрнера и английскую историческую школу живописи.
Художественное влияние Бонингтона на романтиков Англии и Франции было так велико, что оно ощущается даже в работах К. Коро, у импрессионистов и художников барбизонской школы.
Не менее успешным было и его творчество в области литографии. Делакруа в письме к Теофилю Торе в 1861 году так отзывался о Бонингтоне:
«Когда я встретил его в первый раз, я тоже был очень молод и штудировал работы в Лувре: это было около 1816 или 1817 … Он уже обладал удивительными способностями в жанре акварели, которая была английской новинкой того времени… На мой взгляд, можно найти и у других современных художников качества силы и точности в изображении, которые превосходят работы Бонингтона, но никто в этой современной школе, и, возможно, еще до того, обладал легкостью прикосновения, которая, особенно в акварели, делает его работы похожими на брильянт, ласкает и очаровывает глаз, независимо от любого предмета и всякого подражания».
Скончался Ричард Паркс Бонингтон 23 сентября 1828 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_октября #Б__
25 октября
1881 года родился Пабло ПИКАССО (в Малаге), испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер. Оказал исключительное влияние на развитие живописи в XX веке, его творчество изменило традиционные правила изобразительного искусства.
Пикассо – изобретатель новых форм живописи, новатор стилей и методов и один из наиболее плодовитых художников в истории. Он является основоположником «кубизма» (совместно с Ж. Браком и Х. Грисом), в котором трёхмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей.
Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тыс. работ.
В числе самых первых по-настоящему оценили творчество Пабло Пикассо русские философы, критики и коллекционеры. Еще в 1914 году блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев.
* * * * *
Он начал рисовать в детстве, получив начальные уроки живописи от своего отца – учителя рисования. В 8 лет Пабло уже пишет маслом свою первую картину, «Пикадор», с которой не расставался в течение всей жизни. Затем продолжил обучение в различных школах изящных искусств: в Ла-Корунье, в Барселоне, в Мадриде.
В 1904 году Пабло Пикассо окончательно обосновался в Париже.
Стили французских художников-импрессионистов, особенно Дега и Тулуз-Лотрека оказали сильное влияние на формирование творческой манеры молодого Пикассо. «Голубая Комната» Пикассо (1901) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в так называемый «голубой период» его творчества, когда в течение нескольких лет в его работах доминировали различные оттенки голубого и синего.
Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. Как будто луч надежды проникает в души его героев: к осветленным оттенкам синего цвета присоединяются розовые, пепельно-розовые и золотисто-розовые тона. После произведений «голубого» периода, картины «розового» периода представляют мир циркачей и бродяг («Семья акробатов с обезьяной», «Девочка на шаре», «Семейство комедиантов»).
В 1907 году Пабло Пикассо создал картину «Авиньонские девушки», которая стала началом его перехода от реалистических традиций к авангардизму.
Вскоре художник основывает новое направление в творчестве – кубизм, чему во многом способствовало увлечение художника африканской скульптурой. Он разделяет предмет на составные геометрические элементы, превращая тем самым реальность в игру отвлеченных деталей.
Позже Пикассо начинает эксперименты с фактурой, используя в своих работах, например, обрывки газет и другие предметы. Период кубизма в творчестве Пабло Пикассо завершают такие его работы, как «Бутылка аперитива» (1913) и «Три музыканта» (1921).
В дальнейшем в его творчестве возникли неоклассические тенденции – в работах преобладают изящные линии «Три женщины у источника» (1921), «Мать и дитя» (1922).
Начиная с 1936 года, в творчестве Пикассо находят отражение современные события («Плачущая женщина», «Кот и птица»); он становится участником Народного фронта во Франции, участвует в борьбе испанского народа с фашистской агрессией. Художник создает серию работ «Мечты и ложь генерала Франко», монументальное произведение «Герника» (1937).
Во время II-й Мировой войны Пабло Пикассо принимал участие в движении Сопротивления, в 1944 году вступил в ряды Французской коммунистической партии.
Произведения, созданные в период 1945-1955 годов, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).
В последующих его работах большое место занимают антивоенные сюжеты, он создает известного «Голубя мира» (1947), появляются его работы «Мир» и «Война» (1952). Также Пабло Пикассо много работает и как скульптор, и как график, им созданы около 2 тыс. работ из керамики.
В 1950 году великого художника избрали во Всемирный совет мира.
Скончался Пабло Пикассо 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция), похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарт.
* * * * *
Эксперты объявили Пабло Пикассо самым «дорогим» художником. На сегодняшний день картина «Сон» возглавляет список самых дорогих его картин – в 2013 году её купили за рекордную сумму 155 млн. долларов.
Полотна Пикассо занимают первое место по «популярности» среди похитителей.
25 октября
1825 года родился Иоганн ШТРАУС-сын (в Вене), австрийский композитор, дирижер и скрипач, автор многочисленных танцевальных произведений и нескольких популярных оперетт.
Он вошел в историю музыки как создатель классического венского вальса и по праву заслужил звание «короля вальсов».
За свою жизнь Штраус-сын создал 496 произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет.
Композитор сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин. Творениями Штрауса восхищались самые разные композиторы, от Оффенбаха до Вагнера, от Легара до Чайковского.
* * * * *
Выходец из семьи известного австрийского композитора Иоганна Штрауса-старшего, он обучался теории музыки у И. Дрекслера. Быстро овладел техникой игры на фортепиано и скрипке и с 1844 года начал выступать как дирижёр собственного оркестра, конкурировавшего с оркестром Штрауса-отца. После смерти последнего Штраус-сын объединил оба оркестра в один, с которым стал гастролировать по Европе, исполняя произведения, как других композиторов, так и свои собственные.
В период 1863-1870 годов занимал пост дирижёра венских придворных балов, излюбленным жанром для Штрауса стала танцевальная музыка: польки, мазурки, а особенно вальсы. Композитором написано около 500 произведений танцевальной музыки, часто исполняемых и в настоящее время.
Исключительную популярность во всем мире приобрели «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».
Помимо танцевальной музыки в творчестве композитора основное место занимала оперетта. Всего им создано 16 произведений этого жанра. Первые две оперетты не удались, а третья, «Летучая мышь», была холодно принята венской публикой, боготворящей Штрауса за вальсы. Лишь после сенсационного успеха «Летучей мыши» в других странах эта оперетта, снова поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.
К лучшим образцам венской классической оперетты относится также и «Цыганский барон».
Творчество Штрауса как мастера венской оперетты оказало значительное влияние на таких виртуозов этого жанра, как И. Кальман, Ф. Легар и др.
Неоднократно композитор бывал в России, где его музыка восторженно приветствовалась. Он регулярно с 1856 по 1865 год проводил гастрольные летние сезоны в Павловске, затем в 1869 году. Именно благодаря впечатлениям от этих поездок родился знаменитый вальс «Прощание с Петербургом» (1858). Штраус посещал Россию также в 1872 и 1886 годах.
Творчество композитора, светлое, яркое, жизнерадостное, признано и любимо во всём мире.
Последние годы Штраус не концертировал и практически не выходил из дома. Но по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Он слишком разгорячился и по дороге домой сильно простудился.
Скончался Иоганн ШТРАУС-сын от пневмонии 3 июня 1899 года в родном городе Вене, так и не успев закончить балет «Золушка». Завершил эту работу в следующем году Йозеф Байер.
Всё своё состояние Иоганн завещал музыкальному обществу.
25 октября
В 1860 году родился Николай Семенович САМОКИШ (в Нежине, Черниговская губерния), российский и советский художник-баталист и педагог, живописец, работавший также в области анималистического жанра и книжной графики.
Академик и Действительный член Императорской Академии художеств (ИАХ), Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Сталинской премии.
* * * * *
Первоначальные художественные навыки получил у учителя рисования в Нежинской гимназии. С 1878 года учился в ИАХ – сначала как вольнослушатель, затем стал постоянным учеником.
За ученические работы был награжден пятью серебряными и двумя золотыми медалями.
В 1883 году за картину «Перед ярмаркой» получил первую премию графа Строганова на ежегодном конкурсе Общества поощрения художеств, а через 2 года удостоился большой золотой медали за картину «Возвращение русской кавалерии после атаки при Аустерлице в 1805 году».
Окончил Академию со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу, которую совершил 1886-89 годах. В Париже совершенствовал мастерство в студии известного художника-баталиста Э. Детайля, путешествовал по Германии, Бельгии, Италии, Греции, Испании.
С 1887 года Самокиш был прикомандирован к военному ведомству, по заданию которого выполнял рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков. Вместе с И.К. Айвазовским, Ф.А. Рубо и А.Д. Кившенко написал несколько панно для военно-исторического музея «Храм Славы» в Тифлисе.
За картину «Табун белых рысистых маток на водопое» в 1890 году избран академиком. Преподавал (до 1917) в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
Совместно с С.И. Василевским расписал здание Полтавского губернского земства. По заказам коннозаводчиков выполнял изображения лошадей. Много работал в области книжной и журнальной графики.
Во время Русско-японской войны являлся фронтовым корреспондентом, издал альбом «1904-1905. Война: из дневника художника».
В 1911 году выполнил панно для Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. Тогда же был приглашен в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, где в 1913 году занял пост профессора – руководителя батальной мастерской.
Во время I-й мировой войны как корреспондент выезжал на места боевых действий, его фронтовые зарисовки публиковались в журналах «Нива», «Солнце России», «Лукоморье» и др.
После Октябрьской революции Николай Семенович жил в Евпатории, затем в Симферополе. Принимал участие в создании художественных студий и музея в Евпатории. С 1923 года вел уроки рисования в школах, собственной мастерской, а также в студии при Доме Красной Армии. С 1938 года руководил батально-исторической мастерской Харьковского художественного института. Участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа».
Самокиш создал полотна о Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов: «Разведка» (1923), «Пулемётная тачанка» (1930), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Н.А. Щорс в бою под Черниговом» (1938) и др.
В 1935 году в Симферополе состоялась первая персональная выставка мастера, за ней последовали выставки в Харькове, Киеве и Москве.
Произведения художника находятся во многих музейных и частных собраниях.
Скончался Николай Семенович Самокиш 18 января 1944 года в Симферополе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_25_октября #С__