26 сентября
1832 года родилась Ребекка СОЛОМОН (в районе Бишопсгейт Лондона), английская художница. Писала, главным образом, портреты, а также жанровые и исторические полотна, нередко на христианскую тематику.
Два её брата Абрахам Соломон и Симеон Соломон также были художниками.
* * * * *
Из ортодоксальной еврейской семьи купца-предпринимателя, она была в ней восьмым ребёнком. Рисовать Ребекка училась у своего старшего брата Абрахама, жанрового живописца, а позднее поступила в Школу рисунка Спиталфилд.
Одно время девушка была ученицей в мастерской Миллеса. Она также была хорошо знакома с Эдвардом Берн-Джонсом, и даже позировала ему для ряда картин.
В 1852 году Ребекка Соломон дебютировала на выставке Королевской Академии, где впоследствии экспонировала свои работы вплоть до 1869 года.
Её картины «Друзья в нужде», «Напрасный труд любви», «Гувернантка», «Любовное послание» представляют собой типичные, в том числе и для прерафаэлитов, жанровые ситуации, содержащие в себе мораль.
Конец жизни художницы был трагичен. Глубоко переживая смерть старшего брата и крушение репутации младшего, она стала пить и провела свои последние дни в доме для умалишенных.
Скончалась Ребекка СОЛОМОН 20 ноября 1886 года в Лондоне.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_сентября #С__
26 сентября
В 1848 году родилась Хелен АЛЛИНГЕМ /урожденная Хелен Мэри Элизабет Патерсон/ (в Сводлинкоте, недалеко от Бёртон-апон-Трент, графство Дербишир), английская художница-акварелистка, иллюстратор.
* * * * *
В 13-летнем возрасте она осталась сиротой. Первоначально училась живописи в Бирмингемской художественной школе, затем посещала курс в «Женской школе искусств», филиале Королевского училища искусств в Лондоне.
Молодая Хелен находилась под сильным влиянием преподавателей школы Фредерика Уокера, сэра Фредерика Лейтона, и сэра Джон Эверетт Милле, представителей викторианского академизма, близких к прерафаэлитам.
Обучение в школе при Королевской академии было бесплатным, но девушка нуждалась в средствах для оплаты жилья и ежедневных расходов. Во время учëбы Хелен стала работать иллюстратором в разных издательствах и через некоторое время решила отказаться от дальнейшей учëбы в пользу карьеры профессиональной художницы. Она занималась оформлением книг для детей и взрослых.
В 1881 году их семья переехала из Челси, Хелена начала рисовать красивые сельские пейзажи, окружающую природу, живописные сельские дома и поместья Суррея и Сассекса, и вскоре стала популярной художницей.
Хелена сотрудничала с издательством книг о жизни Англии (1903). Работала с братом Артуром над книгой под названием «Дома Теннисона». Редактировала несколько сборников стихов мужа Вильяма Аллингема.
Художница в 1890 стала первой женщиной, принятой в качестве полноправного члена британского Королевского акварельного общества.
Скончалась Хелен АЛЛИНГЕМ 28 сентября 1926 года в Хайзелмьере (графство Суррей).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_сентября #А__
26 сентября
В 1935 году родился Виктор Александрович ЧИЖИКОВ (в Москве), автор образа олимпийского медвежонка Мишки, талисмана XXII-й летней Олимпиады 1980 года в Москве. Народный художник Российской Федерации. Многолетний иллюстратор журнала «Вокруг света».
Начинавший как художник-карикатурист и автор шаржей, с начала 1960-х годов он занимался в основном оформлением детских книг, сотрудничая со многими издательствами.
* * * * *
Выходец из семьи служащих, Виктор начал публиковать свои рисунки в 1952 году, еще будучи школьником, в газете «Жилищный работник», где получил первый опыт работы карикатуриста. По окончании школы поступил на художественно-оформительское отделение редакционно-издательского факультета Московского полиграфического института (ныне – Московский государственный университет печати), который окончил в 1958 году.
Еще будучи студентом он начал работать в журналах «Крокодил» (1955), «Весёлые картинки» (1956), «Мурзилка» (1958), «Вокруг света» (1959).
В 1960 году активно публиковавшийся в периодике молодой художник был принят в Союз журналистов. Он также работал и в других периодических изданиях: «Вечерней Москве», «Пионерской правде», «Юном натуралисте», «Молодой гвардии», «Огоньке», «Пионере», «Неделе».
Виктор Чижиков является художником-постановщиком (совместно с С. Гвиниашвили) мультфильма Гарри Бардина «Бравый инспектор Мамочкин» (1977). С 1960 года он иллюстрировал книги в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Детгиз», «Художественная литература» и др.
Его иллюстрации украшали книги практически всех классиков советской детской литературы – Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Самуила Маршака, Николая Носова, Эдуарда Успенского и многих других как отечественных, так и зарубежных авторов. Всегда узнаваемые, полные доброго юмора и душевной теплоты рисунки Чижикова стали известны миллионам читателей всех возрастов, а в 1980 году он придумал и нарисовал медвежонка Мишу – талисман Московских Олимпийских игр, который сразу же стал одним из самых популярных рисованных персонажей.
Чижиков неоднократно выступал и как автор детских сказок: «Петя и Потап», «Петя спасает Потапа», «Шарик и Васька против…»
В середине 1990-х годов издательство «Самовар» начало выпускать серию «В гостях у Виктора Чижикова», в которую вошли 20 книг разных детских писателей, и в т.ч. две, написанные самим художником – «Наше вам с кисточкой» и «Петя и Потап». Каждая из книг этой серии сопровождалась предисловием художника.
Среди наиболее значительных работ последних лет – иллюстрации к книге «333 кота» (2005), сделанной им вместе с поэтом и писателем Андреем Усачевым.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_сентября #Ч__
26 сентября
В 1885 году родился Сергей Васильевич ГЕРАСИМОВ (в Можайске), русский и советский художник, доктор искусствоведения, действительный член АХ СССР. Народный художник СССР.
Представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин.
* * * * *
Еще в детстве он решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для Сережи начался на 15-м году жизни, когда он приехал в Москву и поступил в Строгановское училище на декоративное отделение. Окончив Строгановку в 1907 году, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Будущему художнику повезло с учителями и наставниками. Он занимался у прекрасных живописцев К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и А.Е. Архипова. В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника I-й степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он преподает в художественной школе при типографии И.Д. Сытина.
Накопив немного денег, отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен. Результатом стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов и набросков, на основе которых художник собирался написать еще несколько полотен.
В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию и отправили на фронт. Рядовому солдату было не до альбомов и этюдников, шла тяжелая война, когда яростные атаки сменялись тяжелыми отступлениями. В 1917 году, когда фронты стали разваливаться, художник вернулся в Москву и сразу же окунулся в художественную жизнь.
Работы Герасимова начинают появляться на выставках. На суд зрителей он представляет незамысловатые по сюжету картины и портреты, на которых отражает жизнь простых людей, с их тяжелым повседневным трудом и редкими праздниками: «Крестьянин», «За столом», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Сельсовет», «На Волхове. Рыбаки».
Пожалуй, единственной работой, которая по настоящему потрясла зрителей, стала написанная в годы войны картина «Мать партизана». На полотне крупным планом изображены только две фигуры: русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и эсэсовец, которому не по силам сломить дух простой русской женщины. В 1958 году картина вместе с еще несколькими работами Герасимова экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе, где художник был награжден золотой медалью.
Сергей Васильевич был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли. Но от академика живописи, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и Народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях.
Пейзажи Герасимова пользуются неизменной популярностью. В 1966 году (посмертно) ему была присуждена Ленинская премия за серию картин «Земля русская», в которую вошли 8 полотен. Среди них только одно, «За власть Советов», героико-эпической направленности, остальные же все пейзажи: «Ранняя весна», «Последний снег», «Летний день», «Паводок», «Можайск. Вечер», «Пейзаж с рекой», «Снег сошел».
Скончался Сергей Васильевич Герасимов 20 апреля 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Все события или #Ваш_День_Рождения_26_сентября #Г__
26 сентября
В 1791 году родился Жан Луи Андре Теодор ЖЕРИКО (в Руане), французский живописец эпохи романтизма.
Обучался в Париже, сначала в мастерской К. Верне, затем – у П. Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Успех пришел к нему после создания картины «Офицер конных егерей, идущий в атаку» (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812 года.
Однако после поражения армии Наполеона в России тональность «военных» произведений Жерико резко меняется («Раненый кирасир, покидающий поле боя»).
В 1816 году Теодор Жерико уехал в Италию, где открыл для себя искусство Микеланджело.
Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – «Плот Медузы» (Лувр), выставленное на Салоне 1819 года, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.
Страстный любитель лошадей, художник создал ряд произведений с изображением лошадей и скачек («Дерби в Эпсоме», «Скачки», «Почтовые лошади в конюшне»). Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры, исполненные им и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре.
Жерико – автор ряда портретов: «Портрет двадцатилетнего Делакруа», «Портрет карабинера», «Портрет мужчины» (Вандеец), «Мустафа». Его кисти принадлежит серия портретов душевнобольных («Портрет сумасшедшей», «Сумасшедшая, страдающая манией игры»).
Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих, и они обрушили на мастера лавину невзгод, при жизни художника ни одна его картина не была приобретена государством.
В 1822 году Жерико упал с лошади, получив тяжелую травму позвоночника. Несчастья, будто сговорившись, обрушились на художника. Непризнание, бедность и, наконец, недуг, обрекший живописца на полную неподвижность, казалось, были призваны сломить мятежный дух мастера.
Но превозмогая страдания, наперекор всему он рисовал и записывал в дневник мысли, не дававшие ему покоя.
За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Теодор Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой, и, тем не менее, продолжал работать над эскизами к своему очередному полотну. Дюма был потрясен.
Скончался Жан Луи Андре Теодор ЖЕРИКО 24 января 1824 года и был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый. Ему было всего 32 года.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_сентября #Ж__
26 сентября
1874 года родился Льюис Уикс ХАЙН (в городе Ошкош, штат Висконсин), американский фотограф и социолог, отец социальной фотографии, своими работами изменивший историю целой страны. Его снимки не были «искусством ради искусства».
Мастер документальной фотографии, он сделал фотокамеру могучим оружием в борьбе за социальный прогресс. Благодаря его фотографиям в старой Америке был принят закон в защиту детского труда.
«Хорошая фотография – это не просто воспроизводство объекта или группы объектов, это интерпретация Природы, передача ощущений, полученных фотографом, которыми он желает поделиться с другими». (Льюис Хайн)
* * * * *
Мальчиком он долгие часы работал на фабрике, непосредственно познавая то, что позднее стал фотографировать. Льюис после школы обучался в университете в Чикаго и в Нью-Йоркском университете, где получил ученую степень магистра.
В 1901 году Хайн начал преподавать в школе этической культуры в Нью-Йорке. Двумя годами позже он приобрел камеру и пистолет для магниевой вспышки. Путём проб и ошибок научился владеть своим снаряжением и делал фотографии, которые должны были проиллюстрировать школьную жизнь.
В начале XX века первые его снимки рассказывали о судьбе иммигрантов, непрерывным потоком вливавшихся в США, показывали их нищету, растерянность, и несбыточную надежду на лучшее будущее – если не для себя, то хотя бы для своих детей. Работы Льюиса Хайна были проникнуты гуманистическим пафосом, и новые журналы, ведущие борьбу за скорейшее проведение социального законодательства, охотно их печатали. Вдохновленный успехом он ушел из школы и стал профессиональным фотографом.
В 1908 году Хайн становится штатным фотографом американского Национального Комитета Детского Труда, который начал первую в истории США кампанию против эксплуатации детей на производстве. Без малого 10 лет он разъезжал по стране, от атлантического до тихоокеанского побережья. Под разными предлогами – притворяясь страховым агентом, торговцем, проповедником, или на крайний случай промышленным фотографом – Хайн проникал на заводы и фабрики где использовался детский труд.
Он снимал малолетних рабочих: шахтеров, ткачей, портовых грузчиков, кочегаров, батраков, уборщиков мусора. Знаменитый снимок «Видение», изображающий маленькую девочку, отвернувшуюся от ткацкого станка к фабричному окну, стал символом борьбы против детского труда. Свои фотографии этого периода фотограф лаконично назвал «галереей потерянного поколения». Ими он перевернул отношение властей США к детскому труду.
В 1920-х – 1930-х годах Льюис Хайн продолжал освещать жизнь рабочего класса Америки. Наиболее известные его работы этого времени – серия фотографий, посвященная строительству 102-этажного небоскрёба «Эмпайр-стейт-билдинг» в Нью-Йорке. Эти работы уже не отражают тяжелое положение рабочего класса, они скорее пропитаны гордостью за достижения американских строителей. Больше внимания фотограф стал уделять построению и композиции кадра.
Скончался Льюис Уикс ХАЙН 3 ноября 1940 года в городе Гастингс-Гудзон (штат Нью-Йорк), в одиночестве и полной в нищете.
26 сентября
В 1849 году родился Иван Петрович ПАВЛОВ (в Рязани), выдающийся русский ученый, гордость отечественной науки, «первый физиолог мира», как назвали его коллеги на одном из международных съездов.
Первый среди российских ученых Нобелевский лауреат в области медицины и физиологии «за работу по физиологии пищеварения».
Создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы.
Павлов был избран почетным членом 130 академий и научных обществ.
* * * * *
С раннего детства он перенял у отца упорство в достижении цели и постоянное стремление к самосовершенствованию. В 1860-69 годах Иван Павлов учился в Рязанском духовном училище, затем в семинарии.
Однажды в обширной отцовской библиотеке он нашел книгу Г.Г. Леви «Физиология обыденной жизни» с красочными картинками, раз и навсегда поразившими его воображение. Прочитанная дважды, как учил отец поступать с каждой книгой (правило, которому в дальнейшем сын следовал неукоснительно), так глубоко запала ему в душу, что и, будучи уже взрослым «первый физиолог мира», при каждом удобном случае на память цитировал оттуда целые страницы. И кто знает – стал бы он физиологом, не случись в детстве эта неожиданная встреча с наукой, так мастерски, с увлечением изложенной.
В конце 1880-х годов русское правительство изменило свое предписание, разрешив студентам духовных семинарий продолжать образование в светских учебных заведениях. Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 году поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.
Приходилось прирабатывать частными уроками, переводами, в студенческой столовой налегать главным образом на бесплатный хлеб, сдабривая его для разнообразия горчицей, благо его давали сколько угодно.
Первым научным исследованием Павлова стало изучение секреторной иннервации поджелудочной железы. За него И. Павлов и М. Афанасьев были награждены золотой медалью университета.
После получения в 1875 году степени кандидата естественных наук Павлов поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, стал ассистентом в Ветеринарном институте, где в течение 2 лет продолжал изучение пищеварения и кровообращения.
Павлов по приглашению С. Боткина начал работать в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау, еще не имея медицинской степени, которую Павлов получил в 1879 году. В этой лаборатории Павлов фактически руководил всеми фармакологическими и физиологическими исследованиями.
В 1883 году Иван Петрович защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца.
К 1890 году труды Павлова получили признание со стороны ученых всего мира. С 1891 года он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии; одновременно он оставался руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии, в которой проработал с 1895 по 1925 год.
Будучи от рождения левшой Павлов постоянно тренировал правую руку и в результате настолько хорошо владел обеими руками, что, по воспоминаниям коллег, «ассистировать ему во время операций было очень трудной задачей, никогда не было известно, какой рукой он будет действовать в следующий момент. Он накладывал швы правой и левой рукой с такой скоростью, что два человека с трудом успевали подавать ему иглы с шовным материалом».
В 1904 году Павлов стал Лауреатом Нобелевской премией по физиологии и медицине.
Преданный своему делу и высокоорганизованный во всех аспектах своей работы, будь то операции, чтение лекций или проведение экспериментов, Павлов отдыхал в летние месяцы; в это время он с увлечением занимался садоводством и чтением исторической литературы. Как вспоминал один из его коллег, «он всегда был готов для радости и извлекал ее из сотен источников».
Как и о всяком большом ученом, о нем сохранилось множество анекдотов. Однако среди них нет таких, которые бы свидетельствовали о его академической рассеянности. Павлов был очень аккуратным и точным человеком.
Положение величайшего русского ученого защищало Павлова от политических коллизий, которыми изобиловали революционные события в России начала века.
Известный своим упорством и настойчивостью в достижении цели, Павлов считался среди некоторых своих коллег и студентов педантом. В то же время он пользовался большим уважением в научном мире, а его личный энтузиазм и сердечность снискали ему многочисленных друзей.
Скончался Иван Петрович Павлов 27 февраля 1936 года в Ленинграде, похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_сентября #П__
26 сентября
В 1898 году родился Джордж ГЕРШВИН /наст. имя – Яков или Джейкоб Гершовиц/ (в Бруклине, Нью-Йорк), один из самых популярных, исполняемых и любимых американских композиторов, который начинал в театрах на Бродвее.
* * * * *
Выходец из семьи русских эмигрантов из Одессы, жившей невероятно бедно, Джордж не получил даже нормального образования. Но у него очень рано проявились незаурядные музыкальные способности и абсолютный слух. Его карьера музыканта началась в 15 лет, когда он стал работать тапером в модном нотном магазине.
Уже в 18 лет Гершвин стал автором музыки, которая стала использоваться в спектакле на Бродвее. Молодой композитор быстро завоевал всеобщее признание. Много внимания привлекали его лирические песни. В 1919 году он написал песню «Swanee», которая принесла славу Гершвину. В исполнении Эла Джонсона эта песня стала хитом.
В 25 лет Джордж был признанным мастером развлекательных жанров, он являлся автором нескольких оперетт, мюзиклов и джазовых песен. В 1923 году впервые использовал негритянские народные мелодии в одноактной опере «135 улица». Увы, опера не имела успеха на Бродвее, т.к. там привыкли к комедиям, а не к бытовым драмам.
В 1924 году Джорджа Гершвина просят написать произведение, которое сочетало бы в себе черты джаза и классической симфонической музыки. Так родился его первый шедевр, названный «Рапсодия в стиле блюз». Это произведение сделало Гершвина одним из самых популярных композиторов в США. Оно получило широкое международное признание. Сегодня «Рапсодия в стиле блюз» наиболее популярное и часто исполняемое произведение автора.
Гершвин не получил нормального музыкального образования и, став прославленным композитором, не переставал учиться, совершенствовать свою технику – брал 3 урока в неделю по музыке и усердно работал на них. В 1928 году он побывал в Европе, где общался со многими знаменитыми композиторами того времени. В этом же году он написал сюиту «Американец в Париже».
Вернувшись в США начал тесно сотрудничать с Голливудом, писал музыку для кинофильмов. Известность Джорджа Гершвина постоянно росла. Каждый год в Нью-Йорке устраивали концерты, состоящие из его произведений, где он выступал как дирижер. Интересно, что хоть Джордж Гершвин и писал мелодии, под которые танцевала вся Америка, сам он не танцевал никогда. Всю жизнь он провел холостяком, не курил, алкогольных напитков пил мало, но страдал от нервного истощения.
За музыку к сатирическому шоу «О тебе я пою» Гершвин был удостоен Пулитцеровской премии. В 1935 году он написал национальную американскую оперу «Порги и Бесс». Именно эта опера стала самым высоким творческим достижением композитора. Она получила признание в мире и вошла в репертуар множества театров. Джордж Гершвин даже стал членом Итальянской Академии музыки.
Однако болезнь подрывала силы композитора, в расцвете славы его не стало.
Скончался Джордж Гершвин 11 июля 1937 года в Голливуде (Калифорния).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_26_сентября #Г__