29 апреля
МЕЖДУНАРОДНЫЙ (ВСЕМИРНЫЙ) ДЕНЬ ТАНЦА
В этот день весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник – театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты.
Праздник посвящен всем стилям танца и отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».
Он разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд – «Письма о танце и балетах», в котором он обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля
29 апреля
В 1882 году родился Огюст ЭРБЕН (в Кьеви, департамент Нор), значительный французский художник, отметившийся во всех модернистских стилях, но не только в них одних; один из главных представителей геометрического абстракционизма в европейском искусстве.
* * * * *
Художественные работы Эрбена демонстрируют многочисленные смены различных стилей живописи.
За его первыми картинами в стиле произведений Ван Гога следуют полотна, написанные под явным фовистским и кубически-фигуративным влиянием. Начиная с 1913 года, Огюст Эрбен создаёт красочные, сочные фигуративные картины; затем, в 1917-21 годах, переходит к абстрактно-геометрической живописи, скульптуре и фрескам.
После следующего фигуративного периода творчества художник выбирает уже окончательно абстрактную живопись.
Работы Огюста Эрбена оказали заметное влияние на творчество Виктора Вазарели и Оп-арт в целом. Эрбен также считается одним из сооснователей «креативного абстракционизма».
В своем творчестве художник, можно сказать, двигался от диктата фигуративности к свободе и демократичной абстракции. Но этот путь требует меньше усилий, чем в обратном направлении, а значит, не может рассматриваться как некая победа над собой или над искусством, как некий бесценный вклад в культуру.
Скончался Огюст ЭРБЕН 31 января 1960 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #Э__
29 апреля
В 1931 году родился Франк Гельмут АУЭРБАХ (в Берлине), британский художник немецкого происхождения. Считается ярким представителем лондонского авангарда.
Его относят кто к экспрессионизму, кто к фигуративной живописи, кто к образной живописи.
Работы Франка Ауэрбаха – преимущественно женские портреты, групповые портреты и пейзажи в окрестностях Лондона (Кэмден).
* * * * *
Франк и ещё четыре школьника в 1939 году при поддержке писателя И. Ориго были эвакуированы по программе «Киндертранспорт» в Англию. Родители остались в Германии и в 1942 году погибли в концентрационном лагере. Франк Ауэрбах получил образование в школе-интернате в графстве Кент.
В 1947 году он окончил с отличием школу и получил британское гражданство. Играл небольшие роли в театрах. В 17 лет играл у Питера Устинова в его пьесе «Дом сожалений».
В это же время Франк Ауэрбах посещает класс живописи в художественной школе Сент-Мартин, где познакомился с техникой Поля Сезанна. Позже он продолжил учёбу в Королевском колледже искусств, который окончил с серебряной медалью.
Первые индивидуальные выставки в Лондоне в 1956 году не принесли успеха; в течение многих лет художник должен был зарабатывать средства к существованию изготавливая рамы для картин и в качестве преподавателя живописи. Много лет он делил студию в Кэмдене со своим другом – художником Леоном Коссовым.
Со временем Франк Ауэрбах добился признания на международной художественной сцене, которое последовало после первой выставки на европейском континенте в 1973 году в Милане. За оформление британского павильона на 17-й Венецианской Биеналле вместе с Зигмаром Польке он разделил премию «Золотой лев».
Франк Ауэрбах – портретист без особых пристрастий к моделям. Чаще всего он рисует друзей, в большинстве его работ он пишет по многу раз свою жену, профессиональную модель Джулиет Ярдли Миллз, сокращая её как «J. Y. M.», и Эстеллу Олив Уэст — «E. O. W.».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #А_
29 апреля
В 1891 году родилась Елизавета Павловна ГЕРДТ (в Санкт-Петербурге), русская балерина и балетный педагог, один из ведущих педагогов женского классического танца России XX века. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).
* * * * *
Обучалась в Петербургском балетном училище, где одним из её учителей был выдающийся танцовщик и балетмейстер Михаил Фокин. После окончания училища в 1908 году поступила в балетную труппу Мариинского театра.
Пик её сольных выступлений приходится на 1920-е годы, Елизавета Гердт активно участвовала в возобновлении на советской сцене лучших дореволюционных спектаклей Мариинского театра. Как балерина, воспитанная в академических традициях классического танца, она обеспечивала преемственность традиций русского балета в революционную эпоху.
Елизавета Павловна оставила сцену после 20 лет выступлений, и полностью посвятила себя педагогике. В период 1917-34 годов преподавала в Ленинградском хореографическом училище. В 1930-32 годах была художественным руководителем училища.
Переехав в 1934 году в Москву, преподавала в Московском хореографическом училище. Работу в училище совмещала с преподаванием в балетной труппе Большого театра.
Во время Великой Отечественной войны работала в Тбилиси в Государственной хореографической студии, созданной при Театре оперы и балета. С 1960 года преподавала только в труппе Большого театра.
Среди её учениц: Алла Шелест, Майя Плисецкая, Виолетта Бовт, Раиса Стручкова, Екатерина Максимова, Мира Редина, Светлана Шеина, Жужа Кун.
Скончалась Елизавета Павловна Гердт 6 ноября 1975 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #Г_
29 апреля
1905 года родился Хэл ПЕРЕЙРА (в Чикаго, штат Иллинойс), американский художник-постановщик, лауреат и многократный номинант премии «Оскар».
Брат архитектора Уильяма Л. Перейры.
* * * * *
Обучался в Университете Иллинойса. Работал в Голливуде художником-постановщиком на протяжении более чем двадцати лет.
Его фильмография насчитывает более двухсот кинолент.
Хэл Перейра 23 раза выдвигался на «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика (в категории, как для цветных, так и для чёрно-белых фильмов), в том числе получая номинации 12 лет подряд (1953-1964), дважды – три номинации за один год, но стал лауреатом премии только однажды – в 1956 году за фильм «Татуированная роза».
Художник участвовал в создании 255 фильмов.
Скончался Хэл ПЕРЕЙРА 17 декабря 1983 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).
29 апреля
В 1875 году родился Рафаэль САБАТИНИ (в итальянском городке Ези, близ Анконы), английский писатель итальянского происхождения, прославившийся приключенческими историческими романами о Капитане Бладе, автор около 50 книг и множества рассказов.
Его родители были известными в свое время оперными певцами. Решив, что гастрольная жизнь не для ребёнка, они отправили маленького сына в Англию к своим родителям. Рафаэль пристрастился к книгам и впоследствии говорил, что по-английски начал писать потому, что лучшие рассказы прочитал именно на английском языке.
Завершив артистическую карьеру, родители Рафаэля стали преподавать пение, открыв в Порту свою первую школу. В Португалии мальчик учился в католической школе, а к его итальянскому и английскому языкам добавился португальский. Через несколько лет Рафаэля отправили учиться в Швейцарию, где он, естественно, добавил к числу известных ему языков французский и немецкий, – и первые его пробы пера были именно на французском языке, в швейцарской школе.
В возрасте 17 лет он прибыл в Ливерпуль и несколько лет работал переводчиком. В 1899 году Сабатини сумел заинтересовать своими рассказами ведущие английские журналы. Первая его книга вышла в 1904 году. С выходом второй, он совсем отказался от коммерческой карьеры и целиком посвятил себя литературе – каждый год писал по повести или роману, не считая рассказов.
В годы I-й мировой войны писатель стал английским подданным и работал на британскую разведку в качестве переводчика. Литературный стаж Рафаэля Сабатини насчитывал уже четверть века, но именно тогда к писателю пришёл успех с выходом романа «Скарамуш», повествующего о времени Великой Французской революции. Книга стала международным бестселлером.
Ещё больший успех сопутствовал его роману «Одиссея капитана Блада», перенесенная на экран выдающимся американским режиссёром Майклом Кертицем.
В годы II-й мировой войны у Сабатини начались проблемы со здоровьем, последняя книга писателя вышла в 1950 году. Тяжело больным он отправился в Швейцарию.
Скончался Рафаэль Сабатини 13 февраля 1950 года в Адельбодене.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #С__
29 апреля
МЕЖДУНАРОДНЫЙ (ВСЕМИРНЫЙ) ДЕНЬ ТАНЦА
В этот день весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник – театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты.
Праздник посвящен всем стилям танца и отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».
Он разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд – «Письма о танце и балетах», в котором он обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля
29 апреля
В 1727 году родился Жан-Жорж НОВЕРР (в Париже), французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ.
День его рождения 29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается как МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТАНЦА.
Жан Жорж Новерр – выдающийся балетный деятель, создатель балетного спектакля – оказал огромное влияние на всё искусство своего времени.
Он первым отменил в танцах маски – его артисты стали первым танцовщиками, выходившими на сцену не в масках, как было раньше, – а показывая свои живые человеческие лица. Правда, масочные образы замещались таким слоем грима, что говорить о «живых человеческих лицах» было бы некоторым преувеличением, но ведь это был самый первый шаг отказа от масок в пользу игры лицом.
* * * * *
Среди педагогов Новерра были знаменитый французский балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской академии музыки Франсуа-Робер Марсель.
В 1755-57 годах он возглавлял балетную труппу в театре «Друри-Лейн» в Лондоне. В постановках «Ринальдо и Армида», «Адмет и Альцеста», «Медея и Язон» и других Новерр разработал принципы героического балета и балета-трагедии.
Вернувшись в 1757 году во Францию, Новерр возглавил балетную труппу в Лионе, который тогда был одним из передовых музыкальных и хореографических центров Франции. Парижская опера хранила традиции и сопротивлялась новым веяниям – ну, а в провинции были возможны эксперименты.
А уже 3 года спустя в Лионе и Штутгарте вышла в свет книга, фактически совершившая революцию в балетном театре. Называлась она – «Письма о танце и балетах». Этот труд принес Новерру европейскую известность, признание ученых-просветителей и уважение всех, кто устал от старых форм классического танца и дивертисментов.
Для того чтобы реализовать свои замыслы, воплотить теорию в практике и показать Европе по какому пути следует двигаться, Новерр уехал в Штутгарт и проработал там 7 лет.
Со всех концов Европы артисты и балетмейстеры устремились в Штутгарт за идеями и балетами. Парижанин Доберваль переносит некоторые новшества в Оперу; затем Вестрис ставит Новеровскую «Медею» в Варшаве, потом в Париже. Но в 1767 году штутгартский театр закрылся.
Новерр перебрался в Вену и создал немало спектаклей в содружестве с композитором Кристофом Глюком. Проработав в Вене 7 лет, он отправился в Милан, потом – в Неаполь, Турин, Лиссабон. Он сам пропагандировал свои идеи, сам заботился о том, чтобы «Письма о танце и балетах» переводились на другие языки.
В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому времени супругой дофина, а затем, с 1774 года, короля Франции Людовика XVI, повелела Новерру прибыть в Париж и назначила его первым балетмейстером в театре Оперы, носившем тогда название Королевской Академии музыки.
С 1778 года – он член Французской королевской академии танцев.
В период 1776-81 годов Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы, однако его замыслы встретили сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра, не желающих ничего менять. Новерр покинул этот пост, и следующее десятилетие проводил преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре «Друри-Лейн».
Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх, он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его.
Последние его годы были печальны. Он иногда посещал театры и видел, что молодые балетмейстеры, реализуя его планы, превзошли его же достижения, – самостоятельный балетный театр расцветает, и мало кто вспоминал имя основоположника.
Скончался Жан-Жорж Новерр 19 октября 1810 года в Сен-Жермен-ан-Ле, ровно полвека спустя после появления «Писем…».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #Н_
29 апреля
В 1675 году родился Джованни Антонио ПЕЛЛЕГРИНИ (в Падуе), итальянский живописец, рисовальщик венецианской школы периода позднего барокко и рококо.
Последователь творчества Себастьяно Риччи. Он считается предшественником Джованни Баттиста Тьеполо.
Художник Алессандро Лонги в своем труде «Compendio» (1762) о живописцах Венеции XVIII столетия назвал Пеллегрини «путешествующим венецианским художником».
В отличие от С. Риччи и Я. Амигони он любил теплые мягкие тона палитры. Живописный мазок Пеллегрини был столь же плавным и лишенным определенности, как и полная изящества его графическая манера. В рисунках художника доминировало пятно, скрывавшее легкий, еле видимый абрис.
* * * * *
Учился он у ломбардца П. Пагани. В 1700-01 годах Пеллегрини находился в Риме, изучая традиции позднебарочной живописи и произведения Питера Пауля Рубенса, Франческо Солимены, Луки Джордано.
Творческая деятельность Пеллегрини как венецианского «художника-виртуоза» была связана с выполнением заказов европейских дворов. Он работал в Англии, Германии, Голландии, Франции, а также в Вене и Мюнхене. Работа мастера практически во всех культурных европейских столицах принесла Джованни Пеллегрини широкую известность. Между поездками художник успевал выполнять заказы в Венеции и Падуе.
Большую известность ему принесли работы, выполненные во время пребывания в Англии, где художник писал станковые произведения и портреты, создавал декоративные росписи дворцов, в которых ему помогал Марко Риччи.
Пеллегрини был удостоен звания члена лондонской Королевской академии; в 1733 году стал членом парижской Академии.
Одним из его учеников был Антонио Визентини.
Скончался Джованни Антонио Пеллегрини 2 ноября 1741 года в Венеции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #П__
29 апреля
В этот день 2000 года Германия передала России фрагменты подлинной ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ.
Автором проекта считается Андреас Шлютер, который с 1699 года занимал должность главного архитектора прусского королевского двора. Перестраивая дворец в Берлине, он решил использовать для отделки интерьера янтарь.
Янтарная комната была создана для прусского короля Фридриха I, затем подарена Петру I, после чего дополнена зеркальными пилястрами под руководством Ф.Б. Растрелли. Но при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Дочь Петра I – Елизавета – решила использовать его для убранства своей официальной резиденции.
Во время Великой Отечественной войны Янтарную комнату в ряду других наиболее ценных экспонатов не смогли вывезти в тыл из-за хрупкости деталей. Тогда ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако оккупанты вывезли ее в Кенигсберг.
Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка. Они стали лучшим украшением работавшего там музея. Когда немецкие войска отступали, комната была демонтирована и вывезена в неизвестном направлении.
Поиски Янтарной комнаты были начаты почти сразу после взятия Кенигсберга и продолжались много лет, но комната не была найдена...
В 1997 году немецкие власти конфисковали фрагменты мозаики Янтарной комнаты у некоего нотариуса. Как оказалось, нотариусу ее передал на временное хранение немецкий офицер, который и участвовал в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля
29 апреля
В 1899 году родился Дюк ЭЛЛИНГТОН /наст. имя – Эдвард Кеннеди Эллингтон/ (в Вашингтоне), знаменитый американский пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра.
«Дюк» – в переводе с английского означает «герцог». Это прозвище дали ему еще в детстве. Эдвард отличался прекрасными манерами и безупречно правильной речью, безоговорочно требовал уважения к себе.
* * * * *
В 7 лет он начал учиться сольфеджио и игре на рояле. В школе был рассеянным – на уроках разыгрывал гаммы на воображаемой клавиатуре, барабаня пальцами по парте. Примерно с 11 лет сочинял музыку, затем приходит увлечение рэгтаймом и танцевальной музыкой. Свою первую композицию, в стиле рэгтайм, «Soda Fountain Rag» он написал в 1914 году.
Несмотря на музыкальные успехи, Эллингтон обучался в специализированной школе по прикладным наукам и собирался стать профессиональным художником. Но по вечерам он садился за рояль и часами, охваченный интересом к гармонии, перебирал аккорды.
В 1917 году получает первую премию на конкурсе рекламных афиш в Вашингтоне, работает плакатистом. Но чем более обнадеживающими были успехи художника, тем больше влекла его... музыка. Удовольствие рисовать и работать с красками проходит. Эллингтон окончательно решил посвятить себя фортепиано.
Он организовал оркестр и стал выступать в клубах Вашингтона, а затем перебрался в Нью-Йорк, играть в самых знаменитых ночных клубах. Вскоре он отправился в турне по США, которое прошло с огромным успехом. Дюк Эллингтон играл в разных стилях: оркестровый джаз, свинг, прогрессивный биг-бэнд, стандартный джаз. Кроме того, записывал музыку для кинофильмов.
Он был неутомимым, страстным путешественником. Маршруты его гастролей прочертили весь мир. «Дорога – мой дом, – любил говорить Эллингтон, – и только в движении я спокоен». В 1971 году великий музыкант и его оркестр совершили последнее и самое длительное путешествие, во время которого выступали в десятках стран, в том числе в Москве, Ленинграде...
Эллингтон вошел в историю джаза как самый значимый композитор, а также в качестве лидера группы, возглавлявшего свой коллектив почти 50 лет. Он использовал оркестр как лабораторию для собственных музыкальных экспериментов, но в то же время давал возможность и другим музыкантам продемонстрировать свой индивидуальный талант.
Дюк Эллингтон и поныне считается одним из главных композиторов в истории джаза. Он писал музыку практически только для собственной группы, всегда оставляя музыкантам место для соло. Как результат, им записано такое количество работ, что позволяет стать джазу практически академической дисциплиной.
Эллингтон предзнаменовал развитие джаза второй половины XX века и по праву может претендовать на имя одного из самых влиятельных его деятелей.
Посмертно награжден Пулитцеровской премией.
Скончался Дюк Эллингтон 24 мая 1974 года в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля #Э_
29 апреля
МЕЖДУНАРОДНЫЙ (ВСЕМИРНЫЙ) ДЕНЬ ТАНЦА
В этот день весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник – театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты.
Праздник посвящен всем стилям танца и отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».
Он разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд – «Письма о танце и балетах», в котором он обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля
29 апреля
Международный (Всемирный) день танца
Праздник посвящен всем стилям танца и отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новера, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».
Новер разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд – «Письма о танце и балетах», в котором он обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.
В этот день весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник – театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_апреля