29 марта
1898 года родился Аминадав Моисеевич КАНЕВСКИЙ (в Елисаветграде, Малороссия, Российская империя), один из крупнейших советских художников-графиков, иллюстратор; известен как акварельный пейзажист и портретист. Народный художник СССР. Член-корреспондент АХ СССР.
Автор иллюстраций к детским книгам «Золотой ключик» А. Толстого, «Мойдодыр» К. Чуковского, к произведениям М. Салтыкова-Щедрина, Н. Гоголя, В. Маяковского, многочисленных карикатур и сатирических плакатов, а также знаменитого образа Мурзилки.
* * * * *
Учёба в гимназии родителям будущего художника была не по карману, и с 12 лет он подрабатывал помощником фотографа, посыльным, подсобником на заводе в Екатеринославе, у кустаря-игрушечника выпиливал и раскрашивал фанерных зверей и птиц.
В январе 1917 года Каневский был призван на воинскую службу в царскую армию на фронт I-ой мировой войны. Летом того же года он вернулся, а в 1920 году ушёл добровольцем в Красную армию.
Аминадав Моисеевич всегда и везде рисовал, поэтому в 1921 году из воинской части он был командирован учиться во ВХУТЕМАС, а по окончании рабфака в 1924 году был принят на графический факультет. Первые рисунки Каневского появились в печати в том же году в журнале «Безбожник у станка».
Состоял членом Ассоциации художников революционной России.
С конца 1920-х годов публиковался в журналах «Пионер» и «Даёшь», газете «Комсомольская правда»; с середины 1930-х годов – в сатирическом журнале «Крокодил».
В 1937 году создал ставший известным в СССР образ Мурзилки – жёлтого пушистого персонажа в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
Скончался Аминадав Моисеевич КАНЕВСКИЙ 14 июня 1976 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_марта #К__
29 марта
1828 года родился Иоганн Эдуард БЕРГ (в Стокгольме), прекрасный шведский художник, основатель шведский школы пейзажистов.
Его работы отличаются большой правдивостью в изображении природы, тщательной проработкой деталей, свежим колоритом и возвращением к родным сюжетам.
Отец художника Ричарда Берга (1858-1919).
* * * * *
Выходец из семьи управляющего железной дорогой в Стокгольме, он с 1844 года изучал право в университете Уппсалы, окончив который, получил степень судьи. В дальнейшем работал нотариусом.
В 1851 году Берг посетил остров Готланд, где встретился с несколькими художниками и увлекся живописью. Вернувшись в Стокгольм, он показал свои рисунки и эскизы скандинавскому профессору живописи Кристиану Форсселлю, получил его одобрение и начал обучаться искусству живописи под руководством профессора Пути в Уппсале.
Иоганн Эдуард Берг сначала сочетал свои служебные обязанности с обучением живописи, но вскоре полностью посвятил себя искусству.
В 1852 году он начал официально обучаться в академии в Стокгольме, и через год получил высокую оценку своих работ и грант на поездку за рубеж. Свое творческое путешествие художник начал в 1854 году с поездки в Дюссельдорф, Женеву и Италию. Затем обучался в Карлсруэ у Х. Гуде (по классу пейзажа) и в Женеве у А. Калама.
В 1861 году Берга назначили профессором Королевской академии свободных искусств в Стокгольме.
Он был весьма плодовитым художником. Многие его пейзажи, представляющие виды дикой северной природы, находятся в картинных галереях, преимущественно в Швеции, Англии, Голландии и Франции.
Скончался Иоганн Эдуард БЕРГ 23 сентября 1880 года в Стокгольме.
29 марта
В 1936 году родился Станислав Сергеевич ГОВОРУХИН (в Березниках, Свердловская область; ныне Пермский край), советский и российский кинорежиссер, сценарист, драматург, актер, общественный деятель. Народный артист России. Заслуженный деятель искусств УССР, почётный член Российской академии художеств.
* * * * *
Окончив в 1958 году геологический факультет Казанского госуниверситета, год проработал по специальности в Средне-Волжском управлении, но, поняв, что геология не его призвание, ушел с работы.
В период 1959-61 годов работал на Казанской студии телевидения редактором, ассистентом режиссера, а также сотрудничал с редакциями газет.
В 1961 году поступил на режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), где учился в мастерской кинорежиссера Якова Сегеля. С отличием окончив ВГИК (его дипломной работой стал фильм «Вертикаль»), начал работать на Одесской киностудии.
С 1987 года – режиссер киностудии (в настоящее время киноконцерн) «Мосфильм».
Станислав Говорухин снял более 20 художественных фильмов. Самые известные среди которых: «Вертикаль» (1967), «День ангела» (1969), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1973), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «В поисках капитана Гранта» (1985), «Десять негритят» (1987), «Ворошиловский стрелок» (1998), «Благословите женщину» (2003), «Не хлебом единым», «В стиле JAZZ» (2010, Гран-при, диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, приз конкурса «Выборгский счет») и др.
Он написал сценарий к первому советскому «боевику» «Пираты ХХ века», а также ко многим своим фильмам. По его сценариям сняты ленты: «Тайны мадам Вонг», «Вторжение», «Подмосковные вечера», «Черная вуаль», «Русский бунт» и др.
Станислав Сергеевич много снимается как актёр.
Почти 20 лет он увлекается живописью. В залах Академии художеств прошло несколько выставок работ Говорухина.
В начале 1990-х годов Станислав Сергеевич Говорухин пришел в большую политику. Живет и работает в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_марта #Г__
29 марта
В 1745 году родился Джон РАССЕЛ (в Гилдфорде), английский художник, теоретик искусства пастели, педагог (преподаватель техники живописи) и астроном.
Один из самых ярких английских живописцев, которого называли принцем пастели.
Мастер сентиментальных портретов.
* * * * *
Выходец из семьи продавца книг и художника-любителя, Джон получил образование в Гилдфордской средней школе и выиграл две премии от Общества Художников за рисунки. Он стажировался у Фрэнсиса Котса, одного из пионеров английского пастельной живописи, и, как Котс, был поклонник пастельных рисунков Розальбы Каррьеры, чьи методы повлияли на его технику «приукрашевания».
В 1760 году Рассел окончил Королевскую Академию с золотой медалью. В 1767 году основал свою студию и, хотя она базировалась в Лондоне, он выполнял заказы на портреты по всей Англии.
Начиная с 1769 года и до конца жизни, художник выставил в Академии 330 своих работ. В 1772 году стал членом Академии, а в 1788 – избран академиком.
В 1790 году он был назначен придворным пастельным художником короля Георга III, королевы Шарлоты, принца Уэльского и герцога Йоркского. Высочайшая милость обеспечила ему постоянный поток выгодных заказов. Рассел также интересовался астрономией и математикой, в 1795 году нарисовал карту Луны. Он также изобрел устройство для экспонирования явлений Луны, которую он назвал «Selenographia».
Скончался Джон Рассел от сыпного тифа 20 апреля 1806 году в городе Халл.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_марта #Р__
29 марта
1629 года родился АЛЕКСЕЙ I, прозванный ТИШАЙШИЙ /полное имя – Алексей Михайлович РОМАНОВ/ (в Москве), второй русский царь из династии Романовых (царствовал в период 1645-1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец одного из крупнейших в истории России реформаторов Петра I Великого.
Более чем 30-летнее правление Алексея Михайловича было наполнено бурными событиями: многочисленными войнами и мятежами, воссоединением с Украиной и присоединением Сибири, восстанием Степана Разина и расколом в Русской Православной Церкви.
Это была т.н. «допетровская» эпоха, подготовительная к крупным политико-экономическим преобразованиям, социокультурным нововведениям и заимствованиям с Запада.
Это было время сосуществования двух культурных течений в жизни российского государства, принадлежавшее как «стародумам» – таким, как первые расколоучители, так и новаторам «западникам» – сторонникам просвещения, иностранных заимствований, торговых и дипломатических сношений с Европой.
Целое поколение предшественников Петра I выросло и прожило среди борьбы старых понятий с новыми веяниями, и вопрос об образовании и заимствованиях с Запада, по общему убеждению историков, определенно родился еще при его отце – Алексее I.
* * * * *
Воспитывался Алексей под надзором «дядьки» боярина Бориса Морозова. В 11-12 лет у царевича была собственная детская библиотека, среди книг – лексикон (энциклопедический словарь), грамматика, космография. Он отличался православным благочестием: строго соблюдал посты и посещал церковные службы.
Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет, после избрания Земским собором, а в 1645 году, в 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, вступил на престол.
По своему характеру он был спокойным, рассудительным, добрым и уступчивым. В истории за ним сохранилось прозвище «Тишайший».
Первые годы его правления были ознаменованы созывом Боярской думы. Финансовая политика правительства Алексея Михайловича ориентировалась на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645 году высокой пошлины на соль привело к народным волнениям – соляному бунту в Москве 1648 года.
Под руководством князей Одоевского, Федора Волконского и Семена Прозоровского Алексей Михайлович подписал в начале 1649 года текст Соборного уложения – новых основ законодательства России. Документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя.
По распоряжению Алексея Михайловича было проведено государственное реформирование – учреждены новые центральные приказы (органы центрального управления): Тайных дел, Монастырский, Малороссийский, Рейтарский, Счётный, Литовский и Хлебный. При Алексее Михайловиче началось первое в XVII веке реформирование русской армии – введение наемных «полков нового строя».
Особое внимание Алексей Михайлович уделял внешней политике государства. Крупным достижением русской дипломатии во времена его правления было воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 года Переяславская Рада утвердила присоединение ряда украинских земель к России, что много лет спустя, во время заключительных мирных переговоров с Польшей в деревне Андрусове (1667) приобрело международное признание.
В 1667 году победоносно закончилась 13-летняя война с Польшей, и России были возвращены Смоленск, Киев и вся левобережная Украина. При этом Алексей Михайлович лично участвовал во многих из военных походов, руководил дипломатическими переговорами, контролировал деятельность русских послов.
На востоке страны трудами русских первопроходцев Семена Дежнева и Василия Пояркова к России были присоединены земли Сибири. Успешно велась при Алексее Михайловиче борьба за безопасность южных границ России с турками и татарами.
В экономической политике правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, покровительствовало отечественной торговле, защищая ее от конкуренции иностранных товаров. Этим целям служили Таможенный и Новоторговый уставы, содействовавшие росту и внешней торговли.
Просчеты в финансовой политике – выпуск медных денег, приравненных к серебряным, что обесценило рубль, – вызвали недовольство населения, переросшее в 1662 году в Медный бунт. Бунт был подавлен стрельцами, а медные деньги отменены. Вскоре после Медного бунта в Соловецком монастыре вспыхнуло восстание недовольных церковными реформами (1666). На юге России возникли народные волнения под предводительством донского казака Степана Разина (1670-1671).
В 1648 году царь заключил брак с Марией Милославской, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья.
После смерти супруги (1669) Алексей Михайлович второй раз женился в 1671 году на Наталье Нарышкиной. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I.
Скончался АЛЕКСЕЙ I (Алексей Михайлович РОМАНОВ), прозванный ТИШАЙШИЙ, от сердечного приступа 8 февраля 1676 года в Москве, похоронен в Архангельском соборе Кремля.
* * * * *
По завещательным документам еще в 1674 году наследником престола был назначен его старший сын Федор.
Главным итогом его правления было превращение сословно-представительной монархии в абсолютную (последний созыв Земского собора пришелся на 1653 год и был посвящен «украинскому вопросу», упало значение Боярской думы). Самодержцу льстило собственное умение ведать государственными делами, контролировать деятельность госучреждений через Приказ Тайных дел.
Будучи образованным человеком, Алексей Михайлович сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал многие важные указы, первым из русских царей стал их собственноручно подписывать.
Своим сыновьям он передал в наследство мощное государство, признанное за рубежом. Одному из них – Петру I Великому – удалось продолжить дело отца, завершив формирование абсолютной монархии и создание огромной Российской империи.
29 марта
1943 года родился ВАНГЕЛИС /полное имя – Эвангелос Одиссеас Папатанасиу/ (в Волосе), греческий композитор с мировым именем, один из первых исполнителей электронной музыки, автор саундтреков ко многим известным фильмам.
В качестве творческого псевдонима, понятного англоязычной публике, он выбрал сокращенную версию первого имени – Вангелис (Vangelis).
* * * * *
Музыкальный талант у мальчика проявился уже в 4 года, а впервые со сцены его музыка прозвучала в 6 лет. Родители пытались дать ему профессиональное музыкальное образование, но сын не желал следовать каким-либо указаниям. Вместе с тем, в дальнейшем он с теплотой вспоминал о матери, настойчиво стремившейся привить ему желание играть на фортепиано.
Фашистский путч «черных полковников» 1967 года застал Вангелиса в Париже, где он и его друзья Демис Руссос и Лукас Сидерас учились в Сорбонне. Решив не возвращаться на родину, но оставаясь патриотами Греции, они пожелали вписать её имя в историю музыки – так родилась группа «Aphrodite’s Child» («Дитя Афродиты»). Вангелис взял на себя сочинение музыки и клавишный аккомпанемент, голосистый Демис Руссос отвечал за вокал, а Лукас ограничился ролью барабанщика.
Первый же их альбом «Rain and Tears» («Дождь и слезы») принес им мировую популярность. В дальнейшем все их синглы на протяжении трёх лет неизменно занимали 1-е место в европейских чартах. В 1971 году, увеличив инструментальные возможности, они записали электронную ораторию «666 – Apocalypse of John». После выхода этого двойного альбома друзья решили разойтись.
Впервые случай записаться на пластинку представился Вангелису в 1970 году. Первым диском молодого композитора стал саундтрек к фильму «Sex Power», снятому в жанре «легкой эротики».
В 1974 году Вангелис, ставший уже звездой мирового масштаба, перебирался в Лондон, где его кандидатура рассматривалась для замены клавишника в группе «Yes». Однако он покинул их, поняв, что его музыкальная концепция расходится с концепцией группы. Именно за эти 2 недели он сдружился с солистом из «Yes» Джоном Андерсоном, что обеспечило их последующее совместное творчество.
В 1975 году Вангелис основал собственную студию звукозаписи «Nemo Studios», которую называл своей исследовательской лабораторией. Там он записал электронные альбомы «Heaven and Hell», «Albedo 0,39», «Spiral», «Beaubourg» и «China». Впоследствии части из «Heaven and Hell» использовались в качестве главной темы в телевизионном сериале «Космос».
Вангелис в конце 1970-х – начале 1980-х годов совместно с Джоном Андерсоном записывает 4 успешных альбома под маркой «Jon And Vangelis».
В 1981 году вышел фильм «Chariots of Fire» («Огненные колесницы») с музыкой Вангелиса, за которую он удостоился премий «Оскар» и «Грэмми». Заглавный трек с альбома стал единственной греческой композицией в истории, возглавившей национальный хит-парад США.
Сочиненная им в 1993 году вокальная симфония «Mythodea», в 2001 году становится официальной музыкой миссии НАСА «Марс Одиссей» и исполняется в Храме Зевса в Афинах в рамках «культурной Олимпиады» в преддверии Олимпиады-2004.
Осенью 1998 года вышел его новый альбом «El Greco», а в 2002 году Вангелис написал гимн чемпионата мира по футболу, проводившийся в Японии и Корее.
Самые его известные композиции – тема из фильма «Огненные колесницы» («Chariots of Fire»), получившая в 1981 году премию Американской киноакадемии «Оскар»; саундтрек к фильму «Бегущий по лезвию» («Blade Runner»); мелодии, использованные в «Космосе» («Cosmos») Карла Сагана.
Возвращение Вангелиса в Грецию из эмиграции состоялось после 20 лет скитаний.
Работая дома, в Греции, он сочиняет музыку к открытию Олимпийских игр в Афинах и других знаменательных торжеств. На сцене с успехом идут балеты ВАНГЕЛИСА, которые пока остаются недоступными для большинства его почитателей за пределами Греции.
29 марта
1873 года Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина».
Жена писателя и его старший сын Сергей вспоминали, что тем утром Толстой случайно заглянул в томик Пушкина и прочел неоконченный отрывок «Гости съезжались на дачу...»
«Вот как надо писать!» – воскликнул Толстой.
В тот же день вечером писатель принес жене рукописный листок, на котором имелась хрестоматийная ныне фраза: «Все смешалось в доме Облонских». Хотя в окончательной редакции романа она стала второй, а не первой, уступив место «всем счастливым семьям»...
К тому моменту писатель уже давно вынашивал мысль сочинить роман об отвергнутой обществом «грешнице». Это произведение Толстой окончил в апреле 1877 года.
В том же году оно стало публиковаться в журнале «Русский вестник» ежемесячными порциями – вся читающая Россия сгорала от нетерпения, ожидая продолжения.
29 марта
1946 года родился Брюс ВЕБЕР (в Гринсбурге, штат Пенсильвания), американский fashion-фотограф, режиссер. Наибольшую известность получил после съемок рекламных кампаний для «Calvin Klein», «Ralph Lauren» и «Abercrombie & Fitch». Снимает для «Vogue», «GQ», «Elle», «Life» и «Rolling Stone».
Один из главных и авторитетнейших фотографов мира. Внес большой вклад в индустрию модной фотографии.
* * * * *
А начиналось все с журналов, которые читала его мать. В детстве Брюс Вебер часто листал номера «Vogue», которые покупала мама, вырезал из журналов страницы и составлял из них фотоальбомы.
После окончания университета он начал свою карьеру как модель. «Я стал фотомоделью, потому что хотел посмотреть, как работают фотографы, которыми я восхищался».
Набравшись опыта, Брюс Вебер начал фотографировать сам.
В конце 1970-х годов он делает свою первую fashion-съемку, которая попадает на обложку одного из номеров «GQ». В 1978 году с Вебером заключает контракт главная американская сеть универмагов, и он начинает снимать для почтового каталога «Bloomingdales».
Примерно в это же время Вебер поступает на курсы фотографии Лизетт Модел, мастера репортажной съемки.
Первый большой успех приходит к фотографу в 1983 году. Он снимает рекламную кампанию для мужского белья «Calvin Klein». По мнению некоторых американских критиков, эти снимки вплоть до сегодняшнего дня остаются лучшей рекламой нижнего белья в мире.
Брюс Вебер – автор 16 книг, посвященных модной фотосъемке. Фотограф часто снимает знаменитостей.
Он снял шесть фильмов: «Сломанные носы» о боксерах-подростках, «Давайте потеряемся» о джаз-музыканте Чате Бейкере, документальную ленту о джазе и путешествиях «Китайское рагу» и «Письмо правде».
Брюс ВЕБЕР предпочитает черно-белые или тонированные снимки, избегает статичных фотографий с тщательно продуманной композицией. Самое главное для маэстро – передать динамику и правдивость происходящего. Модели на его снимках выглядят естественно, они красивы и сексуальны, а в фотографиях столько шарма и чувств, что они кажутся невероятно живыми.
29 марта
В этот день 1998 года в Португалии открыли самый длинный мост Европы – Мост Васко да Гама.
Автор проекта Мишель Верложе.
Ввод в строй был приурочен сразу к двум событиям: открытию Всемирной выставки «Экспо-98» в Лиссабоне и 500-летию открытия Васко де Гамой морского пути из Европы в Индию.
Проектирование моста заняло годы, зато построили его за 18 месяцев – это рекорд для сооружений подобного рода. Строительство проводилось в 4 этапа, задействовали свыше 3000 рабочих.
Его общая протяженность составляет 17 км 185 метров, протяженность надводной части – 10 км. Ширина моста 31 метр, высота у подвесного 420-метрового центрального участка возрастает до 47 метров, чтобы крупные суда могли проплыть под ним.
Мост Васко да Гама – вантовое сооружение, переходящее в виадук через реку Тежу к северу от Лиссабона – состоит из 5 элементов: северного, южного и центрального виадуков, виадука Экспо и собственно моста. Самым внушительным является центральный виадук, имеющий длину 6,6 км и состоящий из 75 пролётов по 80 метров каждый. Примечательно, что составные элементы центрального виадука, изготавливались прямо на строительной площадке.
Мост располагается на Н-образных пилонах, погружённых в воду на 95 метров и возвышающихся над поверхностью воды на 150 метров. Для надёжности, вертикальные стояки пилонов соединены сразу двумя горизонтальными перекладинами, одной непосредственно над поверхностью воды, и второй на 1 метр выше.
Особое внимание было уделено сейсмической безопасности Моста Васко де Гама. Для этих целей был спроектирован лёгкий настил, полностью отделенный от пилонов и крепящийся к ним на подвесных канатных тягах. Настил построен из двух продольных железобетонных балок, соединённых между собой поперечными.
Как и весь комплекс объектов, вантовый мост был рассчитан с большой сейсмической прочностью, так чтобы выдержать без повреждений землетрясение с амплитудой, в 4 раза превышающей землетрясение, разрушившее Лиссабон в 1755 году (8,5 балла по шкале Рихтера). Не страшен ему и ветер скоростью до 250 км/час.
Строительство моста велось, как с учётом снижения влияния на естественную экологию реки Тежу, так и в соответствии с рельефом дна. Поэтому мост имеет значительное плавное искривление.
По мосту организовано реверсивное движение – если среднее количество автомобилей превышает 52000 в сутки, то число полос увеличивается с шести до восьми. Мост рассчитан на 120 лет эксплуатации.
Удивителен и интересен тот факт, что в проекте возведения моста была учтена даже круглая форма земной поверхности, т.к. без учета этого фактора разница между разными концами моста по высоте составила бы 0,8 метра.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_29_марта