2 октября
1839 года родился Ганс ТОМА (в Бернау), немецкий художник и график.
* * * * *
Вначале он получил ремесленное образование у литографа, затем обучался у мастера по росписи корпусов часов. С 1859 года Ганс Тома учился в Академии искусств в Карлсруэ. По её окончании художник жил и работал в Дюссельдорфе, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне и в Карлсруэ, где с 1899 года был директором Художественного музея и профессором искусств в местной Академии. В 1874 году он совершил поездку в Италию, а в 1886 году посетил Париж.
Творческое наследие Ганса Тома огромно: оно включает в себя около 900 картин, гравюр и литографий. Работы художника, зачастую рассматриваемые как «народная живопись», «простые» и т.п. при внимательном рассмотрении выявляют совершенно противоположные элементы.
С одной стороны – он великолепный пейзажист-реалист: рисует в Шварцвальде и Таунусе, на Верхнем Рейне и Майне. Эти полотна дают перспективу изображаемой природы, как правило, показанной с некоторой высоты (например, с вершины холма) так, что видна уходящая к горизонту даль.
С одной стороны – Ганс Тома любил вводить в свои пейзажи и некие сказочные фигуры, образы из старинных саг. Здесь на работы художника сказывается влияние А. Бёклина и Ханса фон Маре, в то время как в его реалистических произведениях, в том числе и в портретной живописи, угадываются черты барбизонской школы и Г. Курбе.
Промежуточное положение между двумя этими тенденциями в творчестве художника занимают картины, изображающие идиллические сценки из танцующих и поющих детей, задумчивых крестьян. Эти работы на рубеже XIX-ХХ столетий принесли ему славу «второго Людвига Рихтера».
Скончался Ганс ТОМА 7 ноября 1924 года в Карлсруэ.
2 октября
1950 года родился Александр Иулианович РУКАВИШНИКОВ (в Москве), советский и российский скульптор, мастер монументальных и станковых композиций, скульптурных портретов, гений нашего времени – единственный российский мастер, вошедший в тридцатку лучших скульпторов мира. Народный художник России, член президиума, действительный член Российской АХ, профессор.
Тема его искусства – само искусство. Он – один из немногих, редких современных художников, для которых понятие стиля соотносится, прежде всего, с индивидуальностью духовного проявления конкретной личности.
Возвращая к жизни забытые традиции, скульптор следует формуле французского философа и писателя: « Мы существуем для того, чтобы жить; искусство – чтобы оживать…».
В свое время Александр Рукавишников занимался каратэ под руководством А.Б. Штурмина – основоположника русской школы каратэ, стал обладателем «черного пояса». Поэтому он является автором множества композиций на спортивную тематику.
Народ любит его скульптуры… начиная с памятника Владимиру Высоцкому на Ваганьковском кладбище (1984), продолжая Львом Яшиным, застывшим в полете у Северной трибуны стадиона «Динамо». Самые известные его работы: памятники Юрию Никулину (возле цирка на Цветном), Владимиру Набокову (в Монтрё, Швейцария), Николаю Старостину, Федору Достоевскому, Эдуарду Стрельцову, Ивану Ярыгину, Василию Татищеву (Тольятти); также «Нулевой километр» (Красная площадь); Кириллу и Мефодию; Борису и Глебу – единственный в мире двойной конный; князю Кропоткину; Рахманинову (два в разных городах); воинам-интернационалистам в Мадриде; композиция «Мама» в Сеуле.
* * * * *
Выходец из семьи скульпторов (он третий в династии потомственных скульпторов И.М. Рукавишникова и А.Н. Филипповой), Александр в 1974 году окончил Московский государственный художественный институт имени Сурикова, мастерская Л.Е. Кербеля. За дипломную работу «Северный рыбак» получил диплом с отличием. В том же году стал членом Союза художников СССР.
В 1984 году на выставке «Весенний салон» в Гран-Пале (Париж) за скульптуру «Джон Леннон» Рукавишников был награжден серебряной медалью Французской академии искусств. В этом же году ему присвоено почётное звание «Заслуженный художник РСФСР».
Но широкую известность скульптору принесла работа над памятником Высоцкому, установленному на могиле поэта. Он изобразил Высоцкого в стремительном движении, словно разрывающим узы политической цензуры. Рукавишников нашел удивительно точное решение: лейтмотив памятника – гражданская исповедь поэта, знаменитая песня «Кони». За спиной Высоцкого головы коней – вечная метафора необратимости бега времени.
Среди его работ памятники легендарным футболистам Николаю Старостину, Льву Яшину и Эдуарду Стрельцову, двукратному олимпийскому чемпиону по борьбе Ивану Ярыгину, многочисленные композиции на тему карате.
Александр Иулианович – автор памятников в Дании (Копенгаген), США (Лейк-Сайд), Южной Корее (Сеул).
С 1993 года он заведующий кафедрой скульптуры МГХИ имени Сурикова.
Рукавишников – постоянный участник всероссийских и международных художественных выставок. Его персональные выставки прошли в Центральном доме художника и в залах Российской АХ в Москве, в Музее современного искусства Нассау (США), в Галерее Дилеманна (Бельгия) и в других музеях и выставочных залах мира.
Работы скульптора хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, музея Людвига, Siemens, Hermes, John Wilson, многочисленных частных и корпоративных коллекциях.
В настоящее время Александр Иулианович РУКАВИШНИКОВ живёт и работает в Москве.
2 октября
В 1917 году родился Михаил Константинович АНИКУШИН (в Москве), советский и российский скульптор, представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А.С. Пушкину; академик АХ СССР. Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1977). Лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1986).
* * * * *
Выходец из семьи рабочего, Михаил обучался рисованию в Ленинграде сначала в подготовительных классах, а затем и Средней художественной школе (СХШ; ныне художественный лицей им. Б.В. Иогансона) при Всероссийской Академии художеств.
В дальнейшем учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) имени И.Е. Репина у В.А. Синайского и А.Т. Матвеева, с перерывом на военные годы (1937-1941 и 1945-1947). С самого начала Великой Отечественной войны Михаил Аникушин ушёл в ополчение, а с ноября 1941 года воевал в рядах Красной Армии (РККА).
Одна из наиболее известных работ скульптора – памятник А.С. Пушкину, установленный в 1957 году на площади Искусств в Ленинграде. Михаил Константинович – скульптор разноплановый и самобытный. В своем творчестве он не ограничивался единственной выбранной тематикой, никому не подражал и не копировал чужой стиль. Он любил творить в разных жанрах и направлениях, вырабатывая свой собственный, непревзойденный и выразительный почерк.
Талантливый русский скульптор и ваятель Аникушин является автором многих грандиозных величественных монументов. За свои значительные титанические труды он был награжден многими орденами, медалями и премиями.
За свою важную деятельность, титанические труды и значительный вклад в культурную жизнь родного города он получил заслуженное звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга», а также множество наград, премий и общественных титулов. Его именем названа школа, сквер и даже планета.
Скончался Михаил Константинович АНИКУШИН 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге, похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_октября #А__
2 октября
В 1891 году родился Иосиф Иосифович БОКШАЙ (в посёлке Кобылецкая Поляна; ныне Закарпатская область Украины), советский украинский живописец, плодотворно работавший в пейзажном жанре, писал натюрморты, портреты и жанровые полотна. Народный художник СССР (1963), член-корреспондент Академии художеств СССР (1958).
Один из самых известных художников закарпатской школы.
* * * * *
Окончил Мукачевскую гимназию, где впервые проявилось его увлечение живописью. После окончания гимназии в 1910 году поступил на педагогическое отделение Будапештской Художественной Академии.
Его первым учителем был известный венгерский художник Имре Ревес.
В 1914 году в связи с началом I-й мировой войны Иосифа Бокшая мобилизовали в австро-венгерскую армию. Через год он попал в плен русской армии. После возвращения весной 1918 году из плена в родное Закарпатье, Бокшай до 1945 года работал художником и педагогом Ужгородской реальной гимназии.
В 1946 году осуществил первый набор во вновь открытое учебное заведение «Академию Искусств» в Ужгороде и стал одним из первых преподавателей училища на факультете живописи и членом управления областной организации Союза художников.
Иосиф Бокшай — художник широкого диапазона, особо его талант проявился в станковой и монументальной живописи. Автор многочисленных жанровых композиций, замечательной камерной графики, одухотворенных портретов, произведений сакрального искусства и росписей церквей на Закарпатье, в Словакии и Венгрии.
На протяжении 1940-х — 1950-х годов создал серию художественных композиций, в которых отобразил перемены, произошедшие в его родном Закарпатье, которые принесли художнику славу, почётные звания и государственные награды.
Скончался Иосиф Иосифович БОКШАЙ 19 октября 1975 года в Ужгороде, похоронен на кладбище «Кальвария».
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_октября #Б__
2 октября
В 1951 году родился СТИНГ /наст. имя – Гордон Мэттью Томас Самнер/ (в Уолсенде), британский рок-музыкант и актёр, лидер группы «The Police».
С 1984 года выступает сольно.
* * * * *
Окончив колледж с дипломом по музыке и английскому языку, он поступал на стажировку в среднюю школу Ньюкасла. После двух лет работы учителем решил переехать в Лондон и заняться профессионально музыкой.
В 1977 году ударником Стюартом Коплэндом, гитаристом Энди Саммерсом и Стингом, игравшем на бас-гитаре, была создана группа под названием «The Police». Это трио стало приятной неожиданностью для поклонников их жанра и первые 2 сингла имели неплохой успех.
За 7 лет своего существования коллектив записал 5 студийных альбомов и в 1984 году, после мировых гастролей и на пике своей популярности, группа распалась. Каждый музыкант занялся сольной карьерой, что не мешало им иногда собираться вместе.
Первый сольный альбом Стинга, с элементами джаза, вышел в 1985 году и почти сразу же стал платиновым. Песня «Russians», которая вошла в этот альбом, стала синглом и самой популярной во всем мире того времени, когда шла холодная война. В ней Стинг поет о том, что боится ядерных ударов и о русских, которые тоже любят своих детей, а значит, есть надежда избежать страшной войны, которая назревает. В песне музыкант использовал мелодию, написанную русским композитором С. Прокофьевым к сюите «Поручик Кижи».
Второй альбом, записанный в 1987 году, стал следующим шедевром музыканта и сразу поднялся на верхние строчки хит-парадов.
У Стинга огромное количество наград и премий, имеет звезду на Алее Славы в Голливуде. Он записал 10 студийных альбомов, огромное количество синглов, а также снялся в 17 фильмах.
Его относят к культовым певцам и секрет его успеха прост: он пишет настоящую интеллектуальную музыку, а исполнение им песен отличаются изысканностью и утонченностью. Все тексты его песен имеют глубокий смысл, а музыка затрагивает душу каждого, кто хоть раз столкнулся с творчеством этого замечательного исполнителя и композитора.
Летом 2013 года в ходе мирового тура «Back to bass» дал концерты по России в Краснодаре, Ростове, Самаре, Челябинске и Екатеринбурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_октября #С__
2 октября
В 1951 году родилась Ромина Франческа ПАУЭР (в Лос-Анджелесе), американо-итальянская певица, актриса и художница, бывшая супруга певца Аль Бано.
* * * * *
Свою первую песню Ромина Пауэр написала в подростковом возрасте, после того как ей на день рождения подарили гитару. В то же время она дебютировала на киноэкранах, снявшись в нескольких европейских кинофильмах, среди которых драма Хесуса Франко «Жюстина, или Несчастья добродетели».
В 1967 году, на съёмках одного из фильмов, Ромина Пауэр познакомилась с итальянским певцом Альбано Карризи, за которого 3 года спустя вышла замуж. Позже, в 1975 году, супруги сформировали музыкальный дуэт, который в последующем стал очень популярен в странах Европы и Латинской Америки.
Широкую интернациональную популярность дуэту принесли такие их песни как: «Sharazan» (1981), «Felicita» (1982), «Che angelo sei» (1983), «Ci Sara» (первое место на фестивале в Сан-Ремо 1984), «Sempre, Sempre» (1986) и «Liberta» (1987).
Всего они записали совместно свыше 20 успешных музыкальных альбомов, дважды заняв седьмое место на музыкальном конкурсе Евровидение в 1976 и 1985 годах и установив рекорд в марте 1982 года – одновременно четыре их песни в национальном хит-параде.
В 1984 году с песней «Ci sara» Ромина Пауэр и Аль Бано занимают первое место на фестивале в Сан-Ремо, где позже, ещё дважды займут третье место (в 1987 и 1989 годах) и ранее, в 1982 году с песней «Felicita», уже становились вторыми. В 1985 году дуэту так же присуждена немецкая премия «Golden Globe» за альбом «Felicita» проданный тиражом свыше 6 млн. экз. в одной только Германии.
До окончания совместной дискографии дуэта в 1996 года было продано 65 млн. копий дисков. В 1999 году Ромина Пауэр и Аль Бано развелись.
В 2006-07 годах Ромина проводила в Милане выставки своих картин. Затем она решила покинуть Италию и переехала в США, чтобы утвердиться в качестве певицы и писателя. Она не могла осуществить этого в Италии, где всегда воспринималась супругой Аль Бано, а также из-за постоянного преследования местных журналистов с вопросами о пропавшей дочери.
В 2012 году в свет вышел альбом Ромины Пауэр «Da lontano» («Издалека»), записанный ещё в 1998-99 годах.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_октября #П__
2 октября
В 1900 году родился Алексей Федорович ПАХОМОВ (в деревне Варламово, Вологодская губерния), советский график и живописец. Народный художник СССР. Действительный член АХ СССР. Лауреат двух Государственных премий.
* * * * *
Способности к рисованию он проявил с ранних лет, и при активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище города Кадников, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица. В училище Пахомов попадает в мастерскую Н.А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В.В. Лебедева.
Последовательно пройдя через увлечения современными течениями, он, тем не менее, делал и многочисленные наброски с натуры, считая их подсобным материалом для будущих работ, но его преподаватели Тырса и Лебедев, убедили Алексея, что эти наброски являются самостоятельными произведениями. Для Пахомова это сыграло значительную роль в формировании собственного художественного языка.
В конце 1920-х годов он начал работу в книжной графике, у своего учителя Лебедева, ставшего художественным редактором издательства «Детская литература», и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев.
Пахомов занимался иллюстрированием книг для отдела детской и юношеской литературы и оказался в числе лучших иллюстраторов детской книги. Его обаятельные персонажи неизменно отличались психологической достоверностью и социальной конкретностью.
В первой половине 1930-х годов усложнившаяся идеологическая обстановка поставила Пахомова в трудную ситуацию: его картины все чаще и чаще становились объектом нападок. Не желая поступаться творческими принципами, он решился оставить живопись и даже отказался от цвета в своей книжной и станковой графике, сосредоточившись исключительно на рисунке.
Воликую Отечественную войну художник провел в блокадном городе, не прерывая работы, результатом которой явилась знаменитая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944).
С 1942 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) имени И.Е. Репина (с 1949 года – в звании профессора).
Скончался Алексей Фёдорович Пахомов 14 апреля 1973 года в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_октября #П__
2 октября
В 1914 году родился Юрий Борисович ЛЕВИТАН /наст. имя – Юдка Беркович Левитан/ (во Владимире), диктор Всесоюзного радио с 1931 года, диктор Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию. Народный артист СССР.
Обладателю редкого по тембру и выразительности голоса, именно ему было доверено в 1945 году объявить о взятии Берлина и о Победе в Великой Отечественной войне.
Именно Левитан 12 апреля 1961 года возвестил всему миру о первом полете человека в космос.
* * * * *
В детстве его прозвали «Трубой» – за зычный голос. Мамы запропастившихся на прогулке мальчишек просили Юру покричать их сорванцов по имени – эффект был как от мегафона, далеко окрест слышалось раскатистое: «Ва-ася! Домо-ой!».
В 17-летнем возрасте он приехал в Москву с твёрдым намерением стать артистом не менее известным, чем В.И. Качалов. Однако членов приемной комиссии кинотехникума лишь рассмешил его окающий говор.
Совершенно случайно юному владимирцу попалось на глаза объявление о наборе в группу радиодикторов, и он решил испытать судьбу еще раз. В приемной комиссии его прослушивал… сам Василий Качалов, и он успешно прошел отборочный конкурс.
Судьба его могла сложиться совсем иначе, если бы не Сталин, услышавший однажды ночью, как неизвестный ему диктор читает в эфире передовицу «Правды». Вождь немедленно позвонил в Радиокомитет и сказал, что текст его завтрашнего доклада на открывающемся XVII съезде партии должен прочесть «этот голос».
В годы Великой Отечественной войны Левитан читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина, его голос стал известен каждому жителю Советского Союза. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру его голоса, было доверено объявить о взятии Берлина и о Победе.
Осенью 1941 года Левитан был эвакуирован в Свердловск (ныне Екатеринбург) вместе с диктором О.С. Высоцкой. Вести вещание из столицы к этому времени стало технически невозможно – все подмосковные радиовышки были демонтированы, т.к. являлись хорошими ориентирами для немецких бомбардировщиков.
Уральская студия размещалась в подвальном помещении, сам диктор жил в бараке поблизости, на условиях полной секретности, к нему лишь время от времени приезжали московские друзья. Информация для радиовыпусков поступала по телефону, сигнал ретранслировался десятками радиостанций по всей стране, что не позволяло запеленговать головной радиоузел. Помимо собственно работы в эфире диктор также озвучивал документальные фильмы, которые монтировались на этой же студии.
Левитан был в числе первых, кого собирался повесить Гитлер. Германские спецслужбы разработали, но так и не смогли воплотить в жизнь план похищения главного диктора Советского Союза, за голову которого рейхом была назначена награда в 100 тысяч (по другим источникам – в 250 тысяч) марок.
Юрия Борисовича оберегали на государственном уровне, «главный голос страны» денно и нощно охраняли агенты НКВД с приказом применять оружие при возникновении малейшей опасности. Через прессу запускалась дезинформация о его внешности – чтобы никто не знал, как выглядит человек, жизнь которого нацисты оценили в огромную сумму.
В марте 1943 года Юрия Левитана секретно перебросили в Куйбышев, где уже размещался Радиокомитет. Информацию о пребывании диктора в Свердловске рассекретили лишь четверть века спустя.
После войны Левитан читал правительственные заявления, вёл репортажи с Красной площади, из Кремлёвского Дворца съездов, участвовал в озвучивании фильмов. В 1965-83 годах читал текст в телепередаче «Минута молчания». На Всесоюзном радио вёл передачу «Говорят и пишут ветераны».
Скончался Юрий Борисович Левитан 4 августа 1983 года в деревне Бессоновка Белгородской области во время встречи с ветеранами Курской битвы. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_октября #Л__
2 октября
В 1949 году родилась Энни ЛЕЙБОВИЦ (в пригороде Уотербери, штат Коннектикут), суперзвезда фотографии и портретист суперзвезд – известный американский фотограф. Специализируется на портретах знаменитостей.
На сегодня является самой востребованной среди женщин-фотографов.
* * * * *
Искусство фотографии впервые заинтересовало её во время поездки в Японию после второго курса университета. По возвращении домой Энни записалась на курсы фотографов.
На третьем курсе она принимает решение оставить учебу и уезжает в поисках новых впечатлений с археологической экспедицией в Израиль на раскопки дворца царя Соломона. Именно здесь к ней приходит в голову мысль посвятить свою жизнь искусству фотографии. По её собственным воспоминаниям в один из дней она листала присланные другом номера журналов «Rolling Stone» – просмотр фотографий музыкантов стал отправной точкой ее творческого пути.
После возвращения из Израиля в США Энни Лейбовиц удалось не только познакомиться с идейным вдохновителем и главным редактором журнала «Rolling Stone» – Дженом Уэннером, но и стать внештатным фотокорреспондентом издания. Её талант фотохудожника был оценен по достоинству – уже через несколько лет она стала главным фотографом самого популярного журнала в музыкальной среде. В течение следующих 13 лет она неустанно наводила объектив фотоаппарата на знаменитых музыкантов, актеров и политиков.
С 1983 году Энни Лейбовиц работает в самом «звездном» американском журнале – «Vanity Fair», а в начале 1990-х годов открывает в Нью-Йорке собственную фотостудию.
Её фотоработы знает весь мир, однако, и по сей день далеко не каждый сможет без труда назвать их автора. За 40 лет своей творческой деятельности Энни Лейбовиц работала в самых различных жанрах фотоискусства: интерьерная съемка, пейзаж, натюрморт, репортажные и жанровые зарисовки, обнаженная натура, и, конечно, портретные работы. Именно портретные фотографии принесли ей мировую славу и известность, раскрыли ее талант фотохудожника.
Героями фотоснимков Энни Лейбовиц становятся не только знаменитые музыканты, актеры, модели и политики, но и обычные люди разных профессий и возрастов.
Она работала с такими известными личностями, как Арнольд Шварценеггер, Джек Николсон, Джонни Депп, Анджелина Джоли, Хоакин Феникс, Вупи Голдберг, Джуд Лоу, Кейт Мосс, Наталья Водянова, Барак Обама, Михаил Горбачев и многими другими.
Но наверное, самая титулованная и почетная клиентка талантливого фотографа – королева Великобритании – Елизавета II.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_октября #Л__