2 января
1783 года родился Кристоффер Вильхельм ЭККЕРСБЕРГ (в Блокроге, Южная Ютландия), датский художник XIX столетия, профессор Академии художеств в Копенгагене, в 1827-1829 годах – её директор.
Испытал значительное влияние классицизма, оказал важное воздействие на развитие национальной датской школы живописи, явился основоположником Золотого века датского искусства в области живописи.
Пейзажи Эккерсберга отличаются красочной, светлой и нежной гаммой, точностью исполнения.
* * * * *
В период 1803-1809 годов обучался в Академии художеств в Копенгагене. Окончив её с золотой медалью, Эккерсберг получил стипендию для поездки в Париж, где в 1811-1812 годах учился в мастерской у Жака-Луи Давида.
В 1813-1816 годах художник жил в Риме. Его ранние пейзажи итальянского периода «Тибр около Понте Ротто», «Вид сквозь арки Колизея» и «Интерьер Колизея» исполнены в манере академической пейзажной живописи XIX века. В Италии Эккерсберг написал и портрет скульптора Б. Торвальдсена (1814). Картина написана в манере неоклассицистического портрета рубежа XVIII–XIX веков в строгом и выразительном стиле. В подобной манере исполнены и полотна «Госпожа Шмидт», «Семейство Натансон», «Девушка из семьи Марсман».
Из поздних картин следует отметить морские пейзажи «Русский линейный корабль на рейде», «Морской пейзаж с парусником», «Корвет „Галатея“ в бурю» и портрет «Женщина перед зеркалом».
В последние годы жизни из-за проблем со зрением художеств перестал писать.
Скончался Кристоффер Вильхельм ЭККЕРСБЕРГ 22 июля 1853 года в Копенгагене во время эпидемии холеры.
2 января
В 1810 году родился Альфред Джейкоб МИЛЛЕР (в Балтиморе, штат Мэриленд), американский художник, известный своими картинами, посвящёнными северо-западу США.
* * * * *
В 1833 году на средства родителей он отправился в Европу, чтобы усовершенствовать свои навыки художника. Длительное время Миллер провёл в Париже, а также посетил Болонью, Венецию и Швейцарию.
Вернувшись в Балтимор в 1834 году, художник открыл небольшую студию, но она не имела коммерческого успеха. Поэтому в 1837 году он переселился в Новый Орлеан, где познакомился с шотландским путешественником и авантюристом Уильямом Драммондом Стюартом, который нанял Миллера для ведения отчёта о его охотничьем путешествии в Скалистые горы. В том же году они оба, вместе с Американской меховой компанией, добрались до Форт-Уильяма (Вайоминг) и Грин-Ривер.
После возвращения в Новый Орлеан художник начал работать над эскизами, и в июле 1838 года смог организовать свою выставку. В октябре 1840 года Миллер отправился погостить в замок Стюарта в Шотландии.
Проведя год в Шотландии и ещё год в Лондоне, он вернулся в Балтимор, где окончательно и обосновался, став известным портретистом. Также Миллер делал копии работ старых мастеров, которые тоже пользовались коммерческим успехом.
На некоторых картинах художника изображены индейцы, однако их образы далеки от реалистичности и стилизованы в манере классицизма.
Скончался Альфред Джейкоб МИЛЛЕР 26 июня 1874 года в Балтиморе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_января #М__
2 января
В 1934 году родилась Марина Константиновна ВОСКАНЬЯНЦ (в Москве), замечательный советский российский художник-мультипликатор. Заслуженный художник Российской Федерации.
* * * * *
С 11-летнего возраста начала заниматься живописью в изостудии Московского Центрального Дворца пионеров. В 1952 году Марина получила первую премию (удостоена золотой медали президентом Индии) за участие в международной выставке детского рисунка в Дели.
После окончания в 1955 году Московской средней художественной школы (ныне Московский академический художественный лицей Российской академии художеств), обучалась на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме», где занималась у Ф. Хитрука, Р. Давыдова, П. Саркисяна, Л. Мильчина.
В период 1959-91 годов Марина Константиновна была одним из ведущих художников-мультипликаторов на киностудии «Союзмультфильм». За это время её приглашали работать над своими фильмами практически все классики времён «Золотого века» советской мультипликации – Лев Атаманов, Владимир Полковников, Роман Качанов, Фёдор Хитрук, Эдуард Назаров и многие другие.
Для большего понимания эстетики движения человека в своей работе художником-мультипликатором, Марина Восканьянц с 1955 года занималась в Студии гармонической гимнастики Л.Н. Алексеевой, а с 1980 года уже сама преподавала гармоническую гимнастику при Московском Доме учёных РАН.
Добившись высокого мастерства в художественном отображении танцевальных сцен, она создала их для многих мультипликационных фильмов. Аниматор и педагог по Искусству анимации В.И. Вышегородцев так характеризует её: «Вот Маринка Восканьянц – по танцевальным сценам была единственная, она все танцы всем режиссёрам делала. Ну, она профессионально танцевала. Но у нее я не мог научиться, потому что для этого нужно научиться танцевать. Хотя она и лирические сцены выполняла, без танцев».
В 2013 году за большие заслуги в области изобразительного искусства Марине Константиновне ВОСКАНЬЯНЦ присвоено почетное звание «Заслуженный художник РФ».
Как художник-мультипликатор она сотрудничала со студиями «Кристмас Филмз», «ШАР», «Аргус». Преподавала, читала лекции во ВГИКе, занималась пропагандой живописи и рисунка среди детей и подростков.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_января #В__
2 января
В 1870 году родился Эрнст БАРЛАХ (в Веделе, Гольштейн), немецкий скульптор, художник и писатель. Реалист и экспрессионист.
* * * * *
Выходец из семьи уездного врача, он обучался в Художественно-промышленном училище в Гамбурге (1888-1891), в Академии художеств Дрездена (в мастерской Роберта Дитца; 1891-1895), а затем в Париже, в Академии Жюльена (1895-1896).
В ранних скульптурах, керамике, графике был близок к югендстилю. В 1906 году по приглашению брата, работавшего в Харькове, он посетил Россию (Харьков, Покотиловка, Константиновка, Белгород, Бахмут).
В 1907 году Эрнст Барлах стал членом «Берлинского Сецессиона», сотрудничал в журнале «Симплициссимус». В 1909 году работал во Флоренции. В этот период обратился к немецкой готике, оказавшей решающее воздействие на стиль его зрелых работ. В 1910 году поселился в Гюстрове (Германия), где прожил всю оставшуюся жизнь.
Во время I-й мировой войны воевал в пехоте; с фронта вернулся убеждённым пацифистом.
В 1917 году в галерее Касирера прошла персональная выставка Барлаха, принесшая ему широкую известность. В дальнейшем он был принят в члены Прусской Академии художеств (1919), Мюнхенской художественной академии (1925), получил премию Клейста (1924). Иллюстрировал «Фауста» Гёте (1923).
После прихода нацистов к власти антивоенный пафос работ Эрнста Барлаха пришел в столкновение с милитаристским духом «новой Германии». В 1937 году работы скульптора были изъяты из музеев, церквей и других общественных мест и осуждены как «дегенеративное искусство».
В 1938 году он был вынужден выйти из Прусской Академии искусств, работал тайком. Последнее время тяжело болел.
Скончался Эрнст БАРЛАХ 24 октября 1938 года в Ростоке от третьего инфаркта, похоронен в городке Ратцебург.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_января #Б__
2 января
В 1762 году родился Жан-Батист Жозеф ВИКАР (в Лилле), французский живописец, рисовальщик, гравер, представитель французского неоклассицизма.
Сын плотника, занимался рисованием в бесплатной школе, позже совершенствовал своë мастерство в студии Жака-Луи Давида, который взял его с собой в Рим в 1785 году.
Жан-Батист срисовал значительную часть художественных произведений Флорентийской галереи и Палаццо Питти; эти рисунки вышли в 1789—1821 в трëх томах, под заглавием «Tableaux, statues, bareliefs et camées de la Galerie de Florence et du palais Pitti».
В 1793 году Викар вернулся во Францию и принял активное участие в событиях Французской революции. Он был назначен комиссаром по делам искусств и, вместе с архитектором Дж. Валадье, по приказу генерала Ф. Како занимался отбором произведений искусства для французских музеев и их отправкой во Францию.
Под началом Викара монастыри и замки в Австрийских Нидерландах (Бельгия) были очищены от содержимого: произведений искусства, драгоценной утвари и мебели. В августе 1794 он руководил конвоем, который покинул Антверпен, в частности, с картинами Рубенса.
Викар, как лицо приближенное к семье Наполеона, был также членом Комиссии по науке и искусству Франции во время Итальянской кампании Бонапарта, и продолжил изъятие по всей Италии величайших произведений живописи и скульптуры. Все захваченные сокровища впоследствии были названы Полем-Луи Курье «nos illustres pillages» ("наши выдающиеся грабежи") и были помещены в Лувре, в то время носившем название Наполеоновского музея.
В 1801 году в рамках предпринятой Наполеоном Бонапартом кампании, целью которой было приблизить искусство к народу, часть так называемого «революционного конфиската» получил город Лилль. Это были части коллекций Лувра, Версаля, церквей Парижа, а также имущество эмигрантов – всё то, что захватили революционеры, а парижские музеи не могли принять.
Лично Викар составил себе, благодаря работе в этой комиссии, драгоценную коллекцию из около 1300 рисунков, в том числе, картонов Рафаэля и Микеланджело Буонаротти, которую, умирая, он завещал своему родному городу. Эта коллекция находится сейчас во Дворце изящных искусств в Лилле и носит название «Музея Викара».
С 1800 года до конца жизни Викар постоянно жил и творил в Италии. Будучи сам хорошим рисовальщиком, он сделал много зарисовок современных событий, портретов, и скоро стал художником-портретистом европейской славы. Писал также картины на мифологические и исторические темы. В 1805 году Викар стал членом Академии Св. Луки, преподавал в Школе обнаженной натуры. Работал в Риме и Флоренции, а с 1809 стал директором Академии художеств в Неаполе. Будучи придворным живописцем Наполеона Бонапарта, Викар создал целую портретную галерею членов семьи Наполеона и его сподвижников.
Скончался Жан-Батист Жозеф Викар 27 февраля 1834 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_января #В__
2 января
В 1927 году родился Юрий Николаевич ГРИГОРОВИЧ (в Ленинграде), советский и российский артист балета, балетмейстер, выдающийся хореограф, педагог, профессор.
Учился в Ленинградском хореографическом училище под руководством педагогов Б.Шаврова и А.Писарева. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.
Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени Горького. Первые же его постановки на сцене театра им.Кирова – балетов «Каменный цветок» (1957) и «Легенда о любви» (1961) – имели оглушительный успех.
Григорович был назначен сначала балетмейстером этого театра, а в 1964 году приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр и занимал эту должность до 1995 года.
На сцене Большого Григорович поставил около двадцати прекрасных спектаклей – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Спартак» А.Хачатуряна, «Иван Грозный», «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Золотой век» Д.Шостаковича, «Дон Кихот» Л.Минкуса, «Жизель» А.Адана и другие.
Это время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторитета. «Большой балет Григоровича» стал целым культурным явлением. Под руководством Григоровича труппа совершала международные турне, закрепив повсеместно в мире лидерство русской классической школы балета.
Григорович – постановщик спектаклей в театрах Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Таллинна, Вены, Парижа, Рима, Стокгольма, Генуи, Праги, Стамбула, Сеула и других. В кино экранизированы его балеты «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (под названием «Грозный век», 1977).
Юрий Григорович ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974–1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. С 1988 года является заведующим кафедрой хореографии и балетоведения в Московской государственной академии хореографии.
Юрий Григорович удостоен многих почетных званий, правительственных наград и премий.
Творчеству Юрия Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986), многосерийный телефильм «Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой» (1998).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_января #Г__
2 января
В 1837 году родился Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ (в Нижнем Новгороде), русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально-общественный деятель, глава «Могучей кучки».
Основная сфера его творчества – инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка, работал преимущественно в области программного симфонизма.
Балакирев – один из создателей оригинального русского фортепианного стиля.
* * * * *
Их обедневшая дворянская семья перебралась в Москву, когда Милию было 10 лет. Склонный с детства к музыке, он брал уроки у Джона Фильда, а в дальнейшем большое участие в его судьбе принял просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте Александр Улыбышев. В 1855 году Балакирев познакомился с Михаилом Глинкой, и тот убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе.
Дебют Балакирева как пианиста и дирижёра состоялся в 1856 году в Петербурге. В начале 1860-х годов под его руководством складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 году Балакирев совместно с хоровым дирижёром Г.Я. Ломакиным организует в Петербурге бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки.
Милий Алексеевич способствовал популяризации опер Глинки: в 1866 году дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», а через год руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».
Интенсивная творческая деятельность Балакирева приходится на конец 1850-х и 1860-е года: «Увертюра на три русские темы», вторая увертюра на три русские темы «1000 лет», «Чешская увертюра» и др. В них развиваются традиции Глинки, а также ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» и опора на подлинную народную песню.
В 1866 году был опубликован сборник Балакирева – «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.
Одной из центральных тем творчества Балакирева была тема народа. Народные образы, картины русской жизни и природы проходят через большинство его сочинений. Проявлялся у композитора и интерес к музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской), а также к теме Востока (Кавказа).
Лучший образец симфонической поэмы Балакирева – «Тамара» построен на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. Наилучшее из фортепианных произведений композитора – восточная фантазия «Исламей». Видное место в камерно-вокальной музыке занимают его романсы и песни.
Скончался Милий Алексеевич Балакирев 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_января #Б__
2 января
1912 года родился Ренато ГУТТУЗО (в Багерии, пригород Палермо), известный итальянский живописец, график, представитель неореализма в изобразительном искусстве. Почётный член Академии художеств СССР (1962).
* * * * *
Первые уроки рисования он получил у сельского мастера, занимавшегося росписью повозок. Учась в лицее, посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо.
В 1930 году поступил на факультет права в университете Палермо. Через год оставил учёбу и переехал в Рим. Работал реставратором в галерее Боргезе. В Риме Гуттузо сблизился с деятелями искусства, оппозиционными режиму Муссолини. Его статья о Пикассо (1933) в газете «Ора» повлекла за собой обвинение со стороны цензуры в нарушении общественной безопасности.
С 1938 года вошел в арт-объединение «Корренте» («Течение»), издающее одноименный литературно-художественный журнал.
В годы II-й мировой войны Гуттузо создаёт одно из знаменитейших своих произведений – «Распятие»: «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену… Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». Картина «Распятие» экспонировалась на выставке «Премио Бергамо» (1942) и вызвала недовольство Ватикана.
Первая персональная выставка Ренато Гуттузо состоялась в Лондоне в 1950 году. В 1951 году он стал лауреатом премии Всемирного совета мира за серию рисунков «С нами Бог!», посвящённую гибели 320 заложников в Фоссе Адреатине в 1944 году.
В послевоенные годы начался новый период в творческой биографии Гуттузо. Он активный организатор «Нового фронта искусств», объединившего прогрессивных деятелей итальянской культуры.
Но основным его оружием остается живопись. Сюжеты картин он берет из жизни, даже натюрморты составлены из орудий труда и повествуют о буднях. Труд рыбаков, каменотесов, рабочих серных копей, жизнь современной Италии – источник вдохновения художника.
Скончался Ренато ГУТТУЗО 18 января 1987 года в Риме. Похоронен на вилле Католика в родном городе Багерия, на Сицилии.
Все свои главные работы он завещал Галерее современного искусства в Риме.
2 января
1834 года родился Василий Григорьевич ПЕРОВ (в Тобольске), крупнейший русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
* * * * *
Он появился на свет незаконнорожденным, родители обвенчались позже. Все его младшие братья получили титулы баронов и фамилию Криденер, Перов же был записан мещанином под фамилией своего крёстного отца – Васильев.
Начальным обучением мальчика занимались мать и нанятый дьячок. Именно последний дал ему прозвище Перов – за пристрастие ребёнка к каллиграфии. Прозвище намертво приросло к нему и стало полноценной фамилией.
Учился будущий художник в Арзамасской школе живописи и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) у С.К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 годах – в Париже (пенсионер Академии художеств).
Василий Перов испытал особое влияние творчества П.А. Федотова, а также французской сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы.
В 1857 году его картина «Приезд станового на следствие» была удостоена Большой серебряной медали, а в 1861 году картина «Проповедь в селе» получила Большую золотую медаль. О таланте Василия Перова громко заговорили, в молодом художнике увидели продолжателя дела Павла Федотова.
Всякая новая его картина становилась общественным явлением. За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» Перов был удостоен звания академика живописи. В 1870 году за картины «Странник» и «Птицелов» – звания профессора.
Принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, но в 1878 году вышел из него, утверждая, что Товарищество увлеклось привитием зрителям определённых идей. Художник несколько потерялся, пробуя себя на новых художественных путях и столкнувшись с непониманием бывших единомышленников.
Перов преподавал в МУЖВЗ, что стало отдушиной для мастера. Педагогом Василий Григорьевич оказался блестящим. «В школе, – вспоминал М.В. Нестеров, – всё жило Перовым, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. Все были преданными, восторженными его учениками». В училище он сошёлся с другим знаменитым преподавателем – Алексеем Саврасовым.
Среди учеников Перова были Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин и другие художники.
Василий Перов внес большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей русской культуры. Портрет Ф.М. Достоевского кисти Перова считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи художника полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса.
Скончался Василий Григорьевич Перов 10 июня 1882 года в селе Кузьминки (около Москвы), был похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.
Позднее прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре.
2 января
1656 года родился Франц Яковлевич ЛЕФОРТ (в Женеве), российский государственный и военный деятель, генерал, адмирал, сподвижник Петра I.
* * * * *
Выходец из семьи торговца, он до 14 лет учился в женевском коллегиуме, затем был отправлен в Марсель для обучения торговле. Однако это занятие было не по душе юноше. Высокий, красивый, наделенный недюжинной физической силой, Франц мечтал о военной службе и знакомстве с великими мира сего. Присущие ему смелость и предприимчивость способствовали осуществлению его честолюбивых планов.
Служил во французской армии. Из-за участия в дуэли Лефорт был вынужден оставить Францию и перейти на службу в нидерландскую армию.
В 19 лет вместе с датским посланником прибыл в Архангельск, откуда перебрался в Москву и поселился в Немецкой слободе.
В 1678 году был принят на службу в чине капитана и участвовал в русско-турецкой войне 1676-1681 годов. Отличившись в боях, получил звание подполковника и в 1683 году был представлен молодому Петру I. Будучи умным, весёлым и обходительным человеком, Лефорт с самого начала произвёл на будущего императора сильное впечатление, за короткое время он стал незаменимым товарищем Петра. В свою очередь Пётр также часто гостил в Немецкой слободе.
В чине полковника Лефорт в 1687 году набрал себе полк, названный Лефортовским; участвовал с ним в Крымских походах 1687 и 1689 годов и одним из первых явился в Троице-Сергиеву лавру, чтобы поддержать Петра в борьбе против царевны Софьи Алексеевны.
После восшествия Петра I на российский престол началось стремительное возвышение Лефорта.
В 1691 году он стал генерал-лейтенантом, создавал русский флот и через 4 года получил чин адмирала. В Азовских походах (1695-1696) Лефорт командовал русским флотом. В 1697 году его назначили новгородским наместником. В 1697-1698 годах Франц Лефорт являлся официальным великим послом в составе Великого посольства в Западную Европу, фактически возглавлявшегося Петром I.
Пользуясь большим влиянием при дворе, Лефорт, однако, не вмешивался в управление. Он покровительствовал иностранцам, но вместе с тем привлекал на государственную службу и продвигал способных русских людей. Сам Лефорт подвергался многочисленным атакам со стороны крайне консервативно настроенных кругов.
Скончался Франц Яковлевич ЛЕФОРТ 12 марта 1699 года в Москве. Верному соратнику государя были устроены пышные похороны. В XIX веке останки Лефорта были перезахоронены на Введенском кладбище в Москве.
В память о нем в Москве есть целый район Лефортово, вокруг Лефортовского дворца.
2 января
В 1920 году родился Айзек АЗИМОВ /наст. имя – Исаак Юдович Озимов/ (в местечке Петровичи, Мстиславский уезд, Смоленская губерния), американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик.
Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, а также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях – от астрономии и генетики до истории и литературоведения).
В обращении к читателям Азимов сформулировал гуманистическую роль научной фантастики в современном мире: «История достигла точки, когда человечеству больше не разрешается враждовать. Люди на Земле должны Дружить. Я всегда старался это подчеркнуть в своих произведениях… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми. И я совершенно серьёзно полагаю, что научная фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человечество. Проблемы, которые мы поднимаем в фантастике, становятся насущными проблемами всего человечества… Писатель-фантаст, читатель фантастики, сама фантастика служат человечеству».
* * * * *
В 1923 году родители увезли его в США, где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин.
С ранних лет Айзек начал увлекаться научной фантастикой печатавшейся в журналах. В начале отец запрещал ему читать эти журналы, но Азимов смог переубедить отца указав на слово «Научная» в заголовке и доказав что это полезно для его образования. Примерно в 11 лет Айзек начинает писать собственные рассказы и уже к 19 годам продает свои произведения в журналы научной фантастики.
Поступив в Нью-Йоркскую государственную школу, заканчивает ее в 15 лет и поступает в бруклинский колледж – изначально на зоологическое отделение, а затем меняет специальность на химию. Но после года обучения колледж был закрыт и Азимов получил степень бакалавра в другом университете в 1939 году.
После отказа в поступлении в медицинскую школу, Азимов продолжает обучение связанное с химией и в 1941 году получает степень магистра, а в 1948 году докторскую степень. Во время II-й мировой войны служит в армии, прослужив по ее окончании еще 9 месяцев, уходит в отставку. Во время службы получил звание капрала благодаря своим писательским способностям.
После получения докторской степени, Азимов преподает в Бостонском медицинском университете. С 1958 года перестает преподавать и погружается в написание своих произведений, к тому же его писательские гонорары уже превосходят зарплату профессора университета.
Айзек Азимов многократный лауреат премий «Хьюго» и «Небьюла». Некоторые термины из его произведений – robotics (робототехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) – прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой Тройке» писателей-фантастов.
Скончался Айзек Азимов 6 апреля 1992 года в Нью-Йорке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_2_января #А__