30 октября
1839 года родился Альфред СИСЛЕЙ (в Париже), великий французский живописец-пейзажист английского происхождения, один из основоположников импрессионизма.
Ранний период его творчества характеризуется гармоничными и воздушными пейзажами, роднящими художника с другими импрессионистами. С середины 1880-х годов в манере Сислея стали усиливаться элементы декоративизма.
* * * * *
В 1857 году родители отправили сына в Лондон для обучения коммерции, но Альфред предпочёл заниматься живописью и в 1862 году вернулся в Париж.
По возвращении Сислей поступил в мастерскую художника Шарля Глейра, где подружился с Клодом Моне, Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром и Фредериком Базилем, вместе с которыми он вскоре образовал товарищество импрессионистов. Разочаровавшись в академическом обучении, друзья бросают занятия у Глейра, они поселяются в Шайи близ Фонтенбло.
С тех пор и навсегда определились мотивы Сислея – изображению столицы он предпочитает её скромные окрестности и малоприметные уголки провинциальных городов.
В 1866 году Сислей работал в Марлотте с Ренуаром, в 1867 году – в Онфлере с Базилем. Затем последовал любимый всеми импрессионистами Аржантей и, наконец, Порт Марли, особо полюбившийся Сислею. Одна только тема наводнения в Порт Марли составила у него целую серию.
Сложившаяся к началу 1880-х годов, манера Сислея, впоследствии мало менялась. Сдержанного и застенчивого, сосредоточенного исключительно на работе художника выбирали обычно в комиссии по устройству выставок и для принятия важнейших для всей группы решений.
Альфред Сислей участвовал в импрессионистских экспозициях 1876-1877 годов, но затем отошел от выставок. Всецело отдавшись одной живописи, общаясь только с семьей, он вел полунищее существование, получая ничтожные суммы за свои картины, оставляя традиционные встречи импрессионистов. Радостный свет остается только в его пейзажах.
И в 1890-е годы художник не добился того успеха, какой к тому времени обрели Писсарро, Ренуар и Моне. В 1897 году Сислей делает последнюю отчаянную попытку вырваться из забвения при помощи персональной выставки. То, что критика и на нее ответила дружным молчанием, стало для живописца последним ударом.
Скончался Альфред СИСЛЕЙ 29 января 1899 года в нищете и безвестности в местечке Море-сюр-Луэн, близ Фонтенбло.
30 октября
1949 года родился Александр Иванович САВИН (в Туле), советский и российский живописец, график. Заслуженный художник Российской Федерации (2006). Член Союза художников России с 1980 года.
Ему подвластны самые разные жанры и виды изобразительного искусства. Начинал как график, работал в книжной иллюстрации; он мастер лирического этюда, его натюрморты осязаемо предметны и изящны.
* * * * *
После окончания школы и службы в армии, обучался в Ярославском художественном училище (1971-1975).
Все произведения Александра Савина, посвященные детству и юности, озарены и буквально пронизаны светом. И свет этот есть любовь. Субстанция света со временем становится главным действующим лицом всех произведений художника.
Стремление истолковать жизненные явления в философско-поэтическом плане по-особому раскрывается в его пейзажах. Среди них выделяется живописная серия «Месяцы» или «Времена года». Исходным началом для создания художественного образа в пейзажах Савина становится впечатление, ощущение именно от времени года.
Картины Александра Ивановича полифоничны, они вмещают в себя все жанры, каждый из которых имеет свою тональность в общем симфоническом звучании живописного произведения. Многие его произведения дают ощущение многомерности их внутреннего пространства.
Отличительная черта картин мастера – гармония, общая соразмерность всех компонентов, мотивов внутри произведения.
Среди его работ последних лет – серия картин «Исторические этюды». Их можно было бы назвать сценами из провинциальной жизни. Это своеобразный синтез ретроспективного взгляда на городской пейзаж и жанровую картину. С одной стороны, в них прослеживается традиция русского реалистического пейзажа второй половины XX века. В то же время они близки и эстетике художников объединения начала XX века «Мир искусства».
Александр Иванович САВИН участник областных, межрегиональных, всероссийских, всесоюзных, международных художественных выставок.
В настоящее время живёт и трудится в Вологде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_октября #С__
30 октября
1741 года родилась Ангелика (Анжелика) КАУФМАН /полное имя – Мария Анна Ангелика Катарина КАУФМАН/ (в городе Кур, кантон Граубюнден, Швейцария), знаменитая художница и график швейцарско-немецкого происхождения, представитель неоклассицизма, одна из талантливейших женщин эпохи Просвещения. Член Академии Св. Луки в Риме, Французской Королевской академии, Английской академии художеств, Венецианской академии.
Ею восхищались многие современники, так великий поэт Гёте сказал: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...».
Державин посвящал ей оды («К Анжелике Кауфман», начало 1795 года):
«Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…»
Живопись Кауфман – портреты, библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты – развивается в рамках классицизма.
* * * * *
Уже в 11 лет Ангелика начала писать портреты итальянских знаменитостей. Училась у отца, живописца Йозефа Иоганна Кауфмана, а с 12 лет работала как профессиональный живописец.
Самостоятельно выучила несколько языков, много читала, увлекалась музыкой (соревнование поэзии, музыки и живописи – частый сюжет картин Кауфман). Ее ранние картины были созданы под влиянием французских мастеров рококо, творчества Анри Гравело и Франсуа Буше, была очарована работами художника неоклассицизма Антона Рафаэля Менгса.
В 1754 году побывала с отцом в Милане, с 1764 – жила в Италии (Рим, Венеция). Заняв видное место среди немецких художников-классицистов, работавших в Риме, Ангелика Кауфман писала сцены на исторические и литературные сюжеты («Прощание Абеляра и Элоизы»), а также портреты современников («Иоганн Вольфганг Гёте», 1787).
По приглашению леди Вентуорт, жены английского посла, она сопровождала ее во время поездки в Лондон в 1766 году. Как живописец, Кауфман была хорошо принята в лондонских художественных кругах, а ее работы были особенно одобрены членами королевской семьи. Английский художник сэр Джошуа Рейнолдс стал близким другом Ангелики Кауфман, и большинство многочисленных портретов, написанных художницей в ее английский период творчества, были созданы под влиянием его стиля живописи.
Имя Ангелики Кауфман стояло среди подписавших ходатайство для учреждения в Англии Королевской Академии художеств, и в первом академическом каталоге 1769 года она представлена в качестве члена Академии. В 1780-е годы художница стала очень известна в Европе благодаря многочисленным портретам знатных особ (в т.ч. и европейских королевских семей), а также своим историческим и мифологическим композициям.
Идиллические сцены, написанные ею по мотивам историй классической мифологии, переводились в гравюры, использовались в художественной промышленности – благодаря этому искусство Ангелики Кауфман было очень популярно. В течение 1770-х годов она работала в группе художников, выполнявших заказы по оформлению интерьеров особняков, построенных по проектам братьев Адамс (например, дом № 20 Портмэн Сквайр в Лондоне; в наст. время – Галерея Института искусства Кортлэнд).
В 1781 году Ангелика Кауфман вместе со своим вторым мужем, венецианским живописцем Антонио Зукки, вернулась в Рим. Подружилась там с Гёте, написала его портрет.
Пасторальные и мифологические композиции её работ представляют богов и богинь, изображенных в тонкой и изящной манере стиля рококо. Собственно, художницу считают больше мастером живописи рококо, хотя персонажам ее картин присущи неоклассические позы, а драпировкам и антуражу в ее работах также более свойственен стиль неоклассицизма. Женские портреты кисти Ангелики Кауфман считаются лучшими среди ее портретных работ.
Природа щедро одарила её талантом живописца, музыкальными способностями, незаурядным умом и красотой. Но, несмотря на исключительную одаренность и раннее признание, жизнь художницы не была безоблачной. Её последняя выставка состоялась в Риме в 1797 году.
Скончалась Ангелика КАУФМАН 5 ноября 1807 года в Риме.
* * * * *
В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор жизнь Ангелики Кауфман не раз становилась сюжетом романов. Художница была знаменита и в современной ей России.
Гравюры с произведений Кауфман служили образцом для создания скульптуры. В частности, их использовал скульптор Ф. Шубин, работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Петербурге.
30 октября
В 1902 году родилась Мария ИСКЬЕРДО /имя при рождении – Мария Кенобия Искуэрдо Гутьеррес/ (в Сан-Хуан-де-лос-Лагосе, штат Халиско), мексиканская художница, живопись которой (пейзаж, портрет, натюрморт) отличается интенсивностью цветового решения. Её сближают с сюрреализмом, хотя она значительно ближе к народному искусству, примитиву, живописи Матисса.
* * * * *
В 5-летнем возрасте она потеряла отца и в дальнейшем жила с семьей бабушки. Учиться живописи начала в в художественной студии «Атенео Фуэнте» города Сальтильо. В четырнадцать лет девочку выдали замуж. Ее строгие бабушка и дедушка убедили девушку дать согласие на брак. Мария стала женой военного, полковника Кандидо Посадаса, и к 20-летнему возрасту уже родила двоих детей. В 1923 году семья переехала в Мехико, но в 1927 году она разошлась с мужем.
В столице Мексики Мария Искьердо поступила в национальную художественную Академию Сан-Карлос, где училась в течение года. Ее педагогами были немецкий художник Герман Гедовиус и Мануэль Туссен. Слушала курс истории искусства, который читал видный мексиканский философ Антонио Касо. Познакомилась с живописцем Диего Риверой, который первым признал талант Искьердо. Стала подругой художника-модерниста Руфино Тамайо, он стал её наставником в технике живописи (гуашь, акварель) и повлиял на её манеру в формативный период 1929-33 годов. Покинула Академию художница в знак несогласия с формальным обучением.
Первая персональная выставка Марии Искьердо состоялась в галерее Дворца изобразительных искусств в Мехико (1929). В том же и следующем году её работы экспонировались в Нью-Йорке – это была первая выставка мексиканской художницы за пределами Мексики. С 1929 года работала также в технике гравюры.
Работы художницы привлекли внимание французского поэта, актера и режиссера Антонена Арто, когда он в 1936 году посетил Мексику. Они подружились, и Арто, снискавший известность главным образом своей радикальной программой преобразования драматического искусства, особенно идеей «театра жестокости», много рассказывал Марии о собственном отношении к сюрреалистам. Он написал несколько статей о Искьердо и помог ей сделать презентацию работ в Париже. Картины художницы Антонен Арто квалифицировал, как «искренние, спонтанные, оригинальные и тревожные». Это касается не только тематических картин, но и портретов.
1940-е годы стали самым ярким и перспективным десятилетием в её творчестве. В эти годы выставки художницы состоялись не только в Мексике, но и в Японии, Индии, Гватемале, Панаме и Бразилии. Работы ею были выполнены в различных техниках – масле, акварели, графики, гравюры и офорта.
Скончалась Мария ИСКЬЕРДО 3 декабря 1955 году в Мехико.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_октября #И__
30 октября
В 1931 году родился Джордже МАРЬЯНОВИЧ (в Кучево), сербский певец и композитор.
Он приехал в Белград и поступил в институт, где проучился на фармацевта почти 4 года. В 1954 году. Содружество джазовых музыкантов Сербии организовало конкурс — прослушивание для начинающих певцов. Из 200 претендентов были отобраны лишь семеро. И один из них — Марьянович. Он полностью сосредоточился на эстраде.
Первое публичное выступление Джордже Марьяновича состоялось в 1959 году, когда он выступил на концерте в Нише как солист. Для зрителей он был аутсайдером. А критика отметила «недостаток певческого таланта и вызывающее поведение».
Однако произошло событие, сразу изменившее судьбу молодого певца. Выступление Джордже Марьяновича на концерте, показанном по белградскому телевидению, с песней «Свист в 8 часов» Дарко Кральича, повергло югославскую публику в шоковое состояние. Ещё никогда в стране не появлялся певец, так свободно и раскованно державшийся на сцене. Марьянович не стоял, как другие, у микрофона. А двигался с ним по сцене, приседал, падал на колени, спускался к зрителям.
По всей Югославии немедленно прокатилась так называемая «Джорджемания». Теперь билеты на все концерты Марьяновича достать было невозможно. А его пластинки раскупались в один миг. Кроме них огромным спросом пользовались фотографии певца. Во многих городах Сербии открылись клубы фанатов Марьяновича, а родители давали имя Джордже своим детям.
Певец выпустил огромное количество пластинок. В СССР о Марьяновиче впервые заговорили в 1963 году после выхода на экраны картины «Любовь и мода», где он исполнил свою популярную песню «Devojko mala».Он выступал во многих городах СССР. Исполнял произведения Никиты Богословского, Яна Френкеля, Э. Колмановского и многих других авторов.
После победы с песней «Objavljujem Rat!» («Объявляю войну!») на международном фестивале «Белградская весна-1982» он посетил с гастролями Болгарию, Францию, Швейцарию, Германию, США и СССР.
В апреле 1990 года в Мельбурне прямо на концерте с Джордже Марьяновичем случился сердечный приступ. Исполняя песню «Мне некого жалеть», он внезапно упал. К счастью, всё обошлось без серьёзных последствий.
В конце 1999 года Джордже Марьянович вместе с Иосифом Кобзоном принял участие в телемосте в поддержку сербского народа, против натовских бомбардировок.
Джордже Марьянович живёт в Белграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_октября #М__
30 октября
В 1937 году родился Клод ЛЕЛУШ (в Париже), французский кинорежиссёр, сценарист, оператор, актёр, продюсер.
Дебютировал в качестве оператора короткометражных фильмов. В 13 лет получил приз конкурса дебютов на Каннском кинофестивале. В 16 Клод уже был режиссером рекламных роликов и работал на телевидении в качестве штатного документалиста. Со своей камерой он объездил полмира.
На съёмках фильма «Летят журавли» в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром.
В 1956 году Клод Лелуш стал автором репортажа об СССР «Когда поднимается занавес», снятого им скрытой камерой, который был куплен для показа по французскому телевидению. Купили этот фильм и крупнейшие телекомпании мира, а заработанные деньги помогли будущей знаменитости продюсировать собственный фильм.
В 1966 году Клод Лелуш снял фильм «Мужчина и женщина», принесший ему всемирную славу и удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля и двух «Оскаров» — за лучший фильм на иностранном языке и лучший оригинальный сценарий. Лелуш выступил в качестве автора сценария, режиссёра, продюсера а также оператора картины.
В последующие годы Лелуш работает как независимый кинорежиссёр, снимая коммерческие фильмы силами собственной кинокомпании. Особым успехом у зрителей пользовались авантюрная комедия «Приключение — это приключение», криминальная комедия «С новым годом!», детектив «Кошки-мышки», драма «Второй шанс».
Фильм 1988 года «Баловень судьбы» получает две премии «Сезар» — за главную мужскую роль (Жан-Поль Бельмондо) и за музыку к фильму (Франсис Лей).
Снятый по мотивам романа Виктора Гюго фильм «Отверженные» (1996) был удостоен американской премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_октября #Л__
30 октября
В 1853 году родилась Луиза АББЕМА (в Этампе, пригород Парижа), французская художница, скульптор и дизайнер Прекрасной эпохи.
В её произведениях заметно влияние японских и китайских художников, а также импрессионистов, особенно Эдуарда Мане. Работала маслом и акварелью.
* * * * *
Живописью начала заниматься еще, будучи подростком. Училась у известных мастеров того времени: Шарля Джошуа Шаплена, Жан-Жака Эннера, Каролюс-Дюрана.
Портрет Сары Бернар, её подруги, принёс известность молодой художнице.
Луиза Аббема написала множество портретов знаменитых людей. Работала над оформлением Парижской ратуши, Парижского Оперного театра, других театров, в том числе и «Театра Сары Бернар», губернаторского дворца в Дакаре.
Художница была постоянным участником Парижского салона (премия Салона 1881 года).
Она одна из женщин-художниц, чьи работы были выставлены в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже (1900).
Луиза Аббема считалась «Официальным художником Третьей республики». Её статьи регулярно публиковались в журналах «Gazette des Beaux-Arts» и «L’Art».
Кавалер Ордена Почётного легиона (1906).
Скончалась Луиза Аббема 10 июля 1927 года в Париже.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_октября #А__
30 октября
В 1861 году родился Эмиль Антуан БУРДЕЛЬ (в Монтобане, департамент Тарн и Гаронна), французский скульптор, живописец и график, ученик Огюста Родена.
Его творчество, одного из крупнейших мастеров монументальной пластики своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве первой трети XX века.
* * * * *
В 13 лет, научившись неплохо рисовать, Эмиль начал помогать отцу – вырезал небольшие фигурки из дерева для украшения мебели: голову фавна, львиные маски, листья аканта и т.д. Работы Бурделя-младшего всё больше стали привлекать к себе внимание.
При поддержке поэта Э. Пувийона талантливого юношу посылают обучаться в Школу изящных искусств в Тулузе (1876-1884). Свою первую работу Эмиль Бурдель выполнил, вылепив голову драгуна Декре. Затем на выставке представил другой портрет – Бермонда.
Годы, проведённые в Тулузе, стали для него хорошей школой, но, чтобы совершенствоваться, надо было ехать в Париж. «Мы возлагаем на вас большие надежды», – сказал, прощаясь, профессор Гарпиньи. Получив рекомендательные письма, Бурдель в 1884 году отправился на завоевание Парижа.
Недолго проучившись там в Школе изящных искусств, он поступает в мастерскую А. Фальгьера (1884-86), но задыхается в атмосфере салонного благополучия: Бурдель не переносил академический лоск и казённость учёбы.
Позднее он признается, что после 2-летнего пребывания в Академии понадобилось 10 лет, чтобы освободиться от злополучного влияния.
Впервые Бурдель выступил в Салоне в 1885 году, дебютировал большой гипсовой группой «Первая победа Ганнибала», которая ныне находится в Музее Энгра, в Монтобане.
В 1902 году Эмиль Бурдель создаёт «Большую трагическую маску Бетховена» – самый прославленный из его портретов.
Немало скульптор создал и произведений, воскрешающих мотивы античной пластики: «Маленький фавн-пастух», «Афина Паллада», «Сафо с лирой», «Пенелопа». И, наконец, «Геракл, стреляющий из лука» (1909) – одна из самых знаменитых композиций XX века.
В 1920-е годы Бурдель приобрел мировую славу, выставки мастера проходят в Праге, Венеции, Японии, США. Творческое наследие художника огромно: около 900 скульптур, 6000 рисунков, фрески, живопись, гуаши и пастели, иллюстрации. Его учениками были Альберто Джакометти и Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница») и много других талантливых авторов.
Когда началась I-я мировая война, Эмиль Бурдель жил в Страсбурге, куда его пригласили для работы над портретом доктора Коберле. Он возвращается в Париж и вскоре со всей семьёй перебирается в Монтобан.
Целое десятилетие Бурдель отдаёт преимущественно работе над монументом К.М. Альвеара. Им созданы сотни рисунков, поскольку скульптор, прежде чем приступать к работе над композицией, всегда предварительно делал огромное количество скульптурных набросков и эскизов. Памятник был открыт 17 октября 1926 года в столице Аргентины.
Скончался Эмиль Антуан Бурдель 1 октября 1929 года в Ле-Везине, департамент Ивелин.
* * * * *
Произведения Бурделя конца 1880-х – начала 1900-х годов, с их подчас неистовой экспрессией (например, «Памятник павшим» в Монтобане), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения.
В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Бурдель творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства. Его произведения отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», «Пенелопа», «Сафо»).
В портретах («О. Роден», «А. Франс») Бурдель выявлял напряжённость духовной жизни человека; в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе, в установленных в Париже статуе «Франция» и памятнике А. Мицкевичу стремился выразить гражданские идеи. В отдельных произведениях скульптора 1920-х годов появляются черты декларативности, стилизации и архаизации.
Бурдель работал также как рисовальщик и живописец (фрески Театра Елисейских полей, 1912).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_октября #Б__
30 октября
В 1960 году родился Диего МАРАДОНА /полное имя – Диего Армандо Марадона/ (в Ланусе, провинция Буэнос-Айрес), знаменитый аргентинский футболист, звезда мирового футбола, чье имя известно даже неискушенным в истории футбола.
Играл на позициях атакующего полузащитника и нападающего. Выступал за клубы «Архентинос Хуниорс», «Бока Хуниорс», «Барселона», «Наполи», «Севилья» и «Ньюэллс Олд Бойз».
В составе сборной Аргентины провёл 91 матч и забил 34 гола.
Лучший футболист XX века по голосованию на официальном сайте ФИФА, где он набрал 53,6% голосов; по версии футбольной Комиссии ФИФА, Марадона – 3-й футболист в XX веке. Входит в ФИФА 100.
Автор гола в ворота сборной Англии, получившего название «Гол столетия», и признанного лучшим голом в истории чемпионатов мира; в той же игре забил мяч рукой, этот случай известен как «Рука Бога».
* * * * *
Выходец из семьи рабочего, Диего начал играть в футбол еще в детстве – сначала с ребятами во дворе, а потом и за школьную команду. В 1969 году его заметил тренер юношеской команды клуба «Архентинос Хуниорс» и пригласил в команду, а с 1976 года Марадона стал выступать и за основной состав этого клуба.
Уже в 1977 году он успешно дебютировал в составе молодёжной сборной Аргентины, и с тех пор футбольная карьера Марадоны стремительно пошла вверх. Участник четырех чемпионатов мира по футболу, он прославился высокой техникой, скоростью, отличной координацией движений и выносливостью. Например, играя за аргентинскую сборную на Кубок мира в 1982 году, провел 5 матчей без замен, забив 2 гола.
Чемпион Аргентины в составе клуба «Бока Хуниорс». В составе сборной Аргентины стал чемпионом мира в 1986 году и вице-чемпионом мира в 1990 году. В составе клуба «Наполи» стал двукратным чемпионом Италии. Получил звание футболиста года в Южной Америке в 1979 и 1980 годах.
На Кубке Мира 1986 года вывел сборную Аргентины в чемпионы, став одним из лучших бомбардиров чемпионата. В матче со сборной Англии два гола, забитые Марадоной, стали историческими – один из них стал самым неоднозначным в истории футбола под прозвищем «Рука Бога».
В 1991 году Марадона получил дисквалификацию на 15 месяцев за употребление кокаина. Кроме того, он был замешан в нескольких судебных разбирательствах. После этого вынужденного перерыва футболист перешел в испанский клуб «Севилья», за который сыграл 29 матчей и забил 7 голов, а в 1993 году вернулся в аргентинский футбол.
По завершении футбольной карьеры Марадона работал телекомментатором на каналах Аргентины и Италии. В 2008-2010 годах был главным тренером сборной Аргентины, с которой дошёл до четвертьфинала Чемпионата мира-2010.
За вклад в развитие футбола Марадона удостоен награды «Золотой Мяч» (1996). Является членом символической сборной лучших игроков на всех чемпионатах мира по версии ФИФА и членом символической сборной лучших игроков в истории Южной Америки. В 1999 году он был признан лучшим спортсменом XX века в Аргентине.
О Диего Марадоне снято более 6 документальных фильмов в мировом кинематографе. Известен он и участием в различных благотворительных мероприятиях.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_30_октября #М__