31 августа
1950 года родился Юрий Николаевич ПАНЦЫРЕВ (в городе Камешково, Владимирская область), советский и российский художник. Лауреат международной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова (2015).
* * * * *
В 1973 году Юрий окончил Ивановское художественное училище и поступил в Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова (МГХИ) на факультет живописи. Учился в мастерской профессора Т. Салахова.
Ежегодно молодой художник ездил в Сибирь, Вологодские и Архангельские деревни. По рекомендации Н. Пластова после окончания института был приглашён в Ульяновск.
Юрий Панцирев участник более 70 крупных (зарубежных, всесоюзных, республиканских, зональных) и 20 персональных выставок, неоднократно награждался дипломами и почётными грамотами Союза художников России и Министерства культуры.
В 1986 году по итогам Всесоюзной выставки награждён медалью "За трудовую доблесть".
Председатель правления Ульяновской организации Союза художников РСФСР (1986-1989); секретарь правления Союза художников РСФСР (1987— 1993); член правления Союза художников РСФСР (1988-1992); член Ревизионной комиссии Союза художников России (1993-2000).
Живет в Ульяновске с 1979 года.
---------------------------------------------------------
Смотри также "Картины художника Юрия Николаевича Панцырева" по ссылке: https://artnow.ru/ru/gallery/3/3896/picture/0/0.html
31 августа
1948 года родился Сергей Борисович КРАСНОВ (в Уфе), советский, российский живописец, действительный член Российской академии художеств, обладатель Серебряной медали РАХ, народный художник Республики Башкортостан, Куратор Башкирской Академии наук.
* * * * *
Образование Сергей получил на художественном отделении Уфимского педагогического училища. С 1978 по 1981 годы работал в творческих мастерских Академии художеств СССР у академиков Е. Кибрика и О. Верейского.
Наиболее известные его картины: «Воспоминание об Италии», «Атомный город», «Ода взлетевшему острову», «Тайный сад герцогини Баттиста Сфорца», «Утро в Венеции», «Архипелаг Шишкина» и другие.
В 1990-е годы художником созданы работы религиозно-философской направленности: «Святой Иероним», «Свечение головы Иоанна Крестителя», «Иоанн. Год 91-й», «Вознесение церкви», «Преображение Святого Андрея».
Произведения Сергея Краснова хранятся в Башкирском художественном музее им. М. Нестерова, Омском областном музее изобразительных искусств им. М. Врубеля, Русском музее в изгнании (Монжерон, Франция), Музее современного русского искусства (Джерси-Сити, США), в частных собраниях в России и за рубежом (в Италии, Австрии, Германии, Голландии, Израиле, Испании, США, Франции).
31 августа
1915 года родился Петр Петрович РЕПКИН (в Москве), советский художник-постановщик мультфильмов, аниматор. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР. Участник всесоюзных и международных выставок.
* * * * *
В 1941 году Петр окончил Московский архитектурный институт. Был художником-режиссёром на студии «Диафильм». С 1949 года – художник-постановщик киностудии «Союзмультфильм». Работал художником-постановщиком рисованных фильмов с режиссёрами Б. Дёжкиным, М. Пащенко, Д. Бабиченко, Б. Степанцевым, Р. Давыдовым и другими. Входил в плеяду видных советских художников, работавших для подрастающего поколения, таких как - В. Сутеев, Т. Маврина, В. Ватагин. Автор рисунков к двумстам мультфильмам: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Приключения Буратино», «Вовка в Тридевятом царстве», «Маугли», «Цветик-семицветик», «Конек-Горбунок», «Необыкновенный матч» и др.
В издательствах «Малыш» и «Детская литература» оформил около 100 книжек для детей, в том числе создал рисунки к известной сказке Вильгельма Гауфа «Халиф-аист». Автор рисунков к диафильмам «Рики-Тики-Тави», «Два жадных медвежонка», «Крапивная горка», «Кот-скорняк», «Зайка-зазнайка», «Истории про хомячка Хому, зайца Коську, лису Лариску и медведя Потапа».
Скончался Петр Петрович РЕПКИН 11 июля 1995 года в Москве.
31 августа
1926 года родился Бронислав Дмитриевич БЫСТРУШКИН (в Ленинграде), советский художник-скульптор по фарфору, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
* * * * *
Бронислав с 6 лет учился рисованию в ИЗО-студии Ленинградского дома художественного воспитания детей, продолжил учёбу под руководством талантливых художников и педагогов К. Кордобовского и С. Левина. В 1941 году он остался в Ленинграде и пережил там самую тяжёлую блокадную зиму.
В феврале 1942 года, 15-летним подростком, был эвакуирован из блокадного Ленинграда по ледовой Дороге жизни в сибирский город Омск. Два года прожил в приёмной семье. В 1944 году переехал в Барнаул, учиться в сельскохозяйственном техникуме. Через год получил вызов матери, оставшейся в Ленинграде, и вернулся домой, поступил учеником живописца в художественную лабораторию Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова.
В 1946 году поступил на факультет архитектурно-художественной керамики в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. В дальнейшем работал в художественной лаборатории Ленинградского фарфорового завода в должности скульптора. Создал в фарфоре целую серию скульптур по сказкам. В 1957 году создал шкатулку «Глобус» (посвящена VI-му Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве) и сувенирную шкатулку «Ленинград» с символом Ленинграда на крышке, парные скульптуры «Танцующие матрёшки», настенную скульптуру «Ласточки», скульптуру «Голуби». Эти и многие другие работы художника в течение долгого времени выпускали на заводе. 1 января 1960 года Бронислав Дмитриевич был назначен главным скульптором завода.
В 1974 году Быструшкин начал создавать сувенирную серию рельефных плакеток, посвящённых Ленинграду, а также сувенирные рельефные вазы и штофы, посвящённые Ленинграду и Москве. В 1977 году создал рельефные кубки для «Олимпиады-80»: «Волейбол», «Борьба», «Баскетбол» и сувенирную вазу «Москва» с эмблемой «Олимпиады-80».
Работы скульптора находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга и др.
Скончался Бронислав Дмитриевич БЫСТРУШКИН 19 ноября 1977 года в Ленинграде.
31 августа
В 1863 году родилась Мария Павловна ЧЕХОВА (в Таганроге), сестра русского писателя А.П. Чехова. Педагог, художница, создательница Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.
* * * * *
В 1872 году поступила в таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. После разорения семьи и переезда в Москву завершила среднее образование в Филаретовском женском епархиальном училище. В 1886—1904 годах преподавала историю и географию в частной московской женской гимназии Л.Ф. Ржевской. В 1903 году получила золотую медаль на Станиславской ленте за «Усердие по образованию».
Мария Павловна серьёзно занималась живописью, училась в Строгановском училище. В живописи ей помогали В. Серов, К. Коровин, И. Левитан.
В Мелихово помогала брату А.П. Чехову в строительстве школ, лечении крестьян, хозяйственных работах. После его смерти посвятила свою жизнь собиранию и изданию литературного и эпистолярного наследия брата.
В 1914 году Мария Павловна передала музею в Таганроге личные вещи Антона Павловича, а также присутствовала в Таганроге на открытии и освящении нового здания библиотеки и музея, построенного по проекту друга А. Чехова — академика Ф. Шехтеля.
С 1922 года была бессменным директором созданного ею Ялтинского дома-музея А.П. Чехова.
14 июля 1944 года за многолетнюю работу по сохранению Ялтинского Дома-музея и издание литературного наследия А.П. Чехова Советское правительство наградило М.П. Чехову орденом Трудового Красного Знамени.
Скончалась Мария Павловна ЧЕХОВА 15 января 1957 года в Ялте.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_августа #Ч__
http://az.lib.ru/c/chehowa_m_p/text_0020.shtml
31 августа
В 1929 году родился Мюд Мариевич МЕЧЕВ (в Москве), русский художник-график, иллюстратор, пейзажист, народный художник России, лауреат государственной премии им. И.Е. Репина, обладатель бронзовой медали Элиаса Леннрота, большой серебряной медали правительства Финляндии, серебряной медали римского понтификата «За гуманизм и достижения в искусстве».
Автор 100 персональных выставок в России, Финляндии, Чехии, Великобритании, Германии, Польше, Болгарии, Новой Зеландии. Писатель.
Сын художника К. Пантелеева-Киреева и учительницы М. Мечевой, назвавших ребёнка в честь Международного Юношеского Дня и давших ему фамилию и отчество по матери.
Учась в Московском высшем художественно-промышленном училище, Мюд Мечев занял III место во всесоюзном конкурсе на лучшие иллюстрации к карело-финскому эпосу «Калевала».
К 1956 году (первое издание «Калевалы») создал более двухсот акварелей и рисунков тушью, десять из которых были приобретены Третьяковской галереей. С 1967 по 1975 год работал над второй версией иллюстраций в новой технике гравюры на пластике. Этот вариант «Калевалы» получил широкую известность и выдержал множество переизданий на русском и финском языках. Мечев создавал иллюстрации к «Повести временных лет», результатом его следующего пятнадцатилетнего труда стало издание в 2008 году тысячи экземпляров серебряного фолианта «Евангелия» с 264 графическими иллюстрациями.
В 1989 году в Петрозаводске вышел автобиографический роман Мечева «Портрет героя». Работы художника, помимо ГТГ, находятся в Музее изобразительных искусств Карелии, Государственном Кремлевском Дворце, Российском Фонде Культуры, в других музеях России и зарубежья, Собрании Ватикана, во многих частных коллекциях.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_августа #М__
31 августа
В 1810 (или 1811) году родилась Екатерина Михайловна БАКУНИНА (в Санкт-Петербурге), знаменитая сестра милосердия, героиня двух войн XIX века.
Родилась Екатерина Михайловна в семье дворянина — Михаила Михайловича Бакунина, бывшего губернатором Санкт-Петербурга и сенатором.
Она получила прекрасное, всестороннее образование. В своих воспоминаниях Бакунина пишет, что в юности была скорее «кисейной барышней»: занималась музыкой, танцами, рисованием, обожала морские купания в Крыму, домашние балы, где с удовольствием танцевала. Вовсе не слушала прежде лекций по естественным наукам и не ходила в анатомические театры.
К моменту начала Крымской войны Екатерина Михайловна была солидной светской дамой сорока лет. В числе первых добровольцев она пожелала немедленно отправиться на фронт. Письменные просьбы в канцелярии великой княгини о зачислении в общину оставались без ответа. И все-таки благодаря упорству Екатерина Михайловна добилась своего.
В Крестовоздвиженской общине она прошла начальную медицинскую подготовку. Когда врачи обучали её в Петербурге азам медицинского дела, то, боясь простудиться в холодном климате зимой, в больницу на занятия ездила в карете, чем вызывала насмешки хирургов. Тогда желая испытать себя, она стала ежедневно посещать «самую гнусную» из московских больниц.
21 января 1855 года Бакунина в числе сестёр Крестовоздвиженской общины начала работу на театре военных действий в бараках осажденного Севастополя. Николай Иванович Пирогов в своих воспоминаниях с восхищением и уважением пишет не только о бескорыстии, редком трудолюбии, но и о мужестве и бесстрашии сестры Екатерины.
По поручению Пирогова Екатерина Михайловна в конце 1855 года возглавила новое отделение медсестёр для перевозки раненных в Перекоп. Позднее она получила предложение возглавить Крестовоздвиженскую общину.
Екатерина Михайловна последней из сестер милосердия покинула по плавучему мосту оставляемый войсками Севастополь.
В 1856 году война была закончена, и сёстры вернулись в Петербург, где община продолжала свою благотворительную деятельность.
Летом 1860 года Екатерина Михайловна оставила общину и уехала в деревню. В селе начался новый, не менее яркий этап её жизни в занятиях любимым и полезным делом — медициной.
Население уезда (около 136 тысяч человек) обслуживал единственный врач. Эпидемии чумы, холеры, оспы, тифа уносили тысячи жизней. В специально построенном деревянном здании Бакунина открыла больничку на восемь коек, вела прием и оказывала медпомощь на свои средства, сама же выплачивала содержание врачу. Так был заложен первый камень в фундамент земской медицины в Новоторжском уезде.
Прием Бакунина начинала с утра. Днём она в крестьянской телеге объезжала больных, делала перевязки, давала лекарства, которые мастерски готовила сама.
До конца дней своих, уже в Козицине, Бакунина продолжала защищать больных и бесправных, оставаясь примером, обличительной совестью для прагматичных людей. Её заслуги были признаны современниками, а имя попало в дореволюционные справочные издания.
В 1877 году Россия вступила в Русско-турецкую войну. Бакунина, как одна из опытнейших организаторов госпитального дела, востребована руководством Российского общества Красного Креста. Несмотря на 65-летний возраст, она едет на Кавказ в качестве руководительницы медсестёр временных госпиталей. Её деятельность здесь была ещё более обширной, чем в годы Крымской войны. На фронте в этот раз Екатерина Михайловна пробыла больше года.
Умерла Екатерина Михайловна в 1894 году в селе Козицино
Великий хирург Николай Иванович Пирогов, говоря о неоспоримом вкладе в мировую историю русских сестер милосердия, к наиболее выдающимся среди них справедливо относил Екатерину Бакунину.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_августа #Б__
31 августа
В 1951 году родился Алексей Ефимович УЧИТЕЛЬ (в Ленинграде), российский кинорежиссёр, художественный руководитель киностудии «Рок». Заслуженный деятель искусств РФ (1995), Народный артист России (2002).
Выходец из семьи известного режиссёра-документалиста Ефима Юльевича Учителя, он в 1975 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Р. Ильина), работал оператором, а затем режиссером на Ленинградской студии документальных фильмов.
В 1990 году Алексей основал свою киностудию «Рок». Дебютом в качестве режиссёра игровых фильмов, для него стал фильм «Мания Жизели».
Алексей Учитель является членом Президиума Российской Академии кинематографических искусств «Ника». С 2010 года – президент Международного Кинофестиваля документального, короткометражного игрового и анимационного кино «Послание к Человеку» («Message to Man») в Санкт-Петербурге.
—---------------------------------------------------------------
Смотри ссылку:
http://phishka.ru/films-beta/directors/1148883586-ale..
—---------------------------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_августа #У__
31 августа
1948 года родился Рудольф Генрих ШЕНКЕР (в Хильдесхейме), немецкий музыкант, основатель и гитарист немецкой группы «Scorpions», композитор большей части песен, исполняемых коллективом.
Старший брат Михаэля Шенкера, участника группы в раннем периоде её творчества.
Рудольф основал группу в 1965 году в Ганновере.
* * * * *
Выходец из семьи музыкантов, Рудольф, несмотря на то, что дом был наполнен классической музыкой, с детства очень любил рок-музыку, слушал «The Beatles». В возрасте 5 лет впервые взял в руки акустическую гитару. Через некоторое время он предложил своему младшему брату Михаэлю учиться играть на гитаре.
В 16 лет создал свою первую группу «Nameless», однако вскоре под впечатлением от популярного тогда фильма «Attack of the Scorpions» переименовал её в «Scorpions». Вначале Рудольф был вокалистом группы, но чувствуя, что не справляется с обязанностями гитариста и вокалиста одновременно, начал искать другого кандидата на роль вокалиста. Тем временем его брат ушёл в коллектив «Copernicus», в котором тогда находился вокалист Клаус Майне. Рудольф смог вернуть буйного Михаэля обратно к себе в группу, заодно прихватив и Клауса Майне. В обновленном составе группа записывает свой первый альбом «Lonesome Crow».
Через некоторое время Михаэль ушёл в британский коллектив «UFO». Рудольф решил перейти в группу «Dawn Road», в которой тогда играли гитарист Ули Джон Рот и басист Франсис Бухгольц. В итоге группа взяла уже нашумевшее в Германии название «Scorpions».
После выпуска нескольких альбомов Рот ушёл из группы из-за музыкальных разногласий, т.к. группа была ориентирована на хард-рок, а Рот имел дух экспериментатора в духе Джими Хендрикса.
После кастинга, не имевшего успеха, Рудольф встретил Маттиаса Ябса, и предложил сыграть с ними несколько песен. Через некоторое время, Шенкер позвонил Ябсу и сообщил, что он – новый лид-гитарист группы.
1980-е годы стали золотым временем для «Scorpions», наконец нашедших свой стиль. Рудольф продолжал писать музыку, а Клаус Майне и барабанщик Герман Раребелл – тексты.
С середины 1990-х годов Шенкер и Майне решили поэкспериментировать со стилями. Во время подготовки альбома «Pure Instinct» Герман Раребелл покинул группу, т.к. отказался «играть это дерьмо».
В 2000-х годах группа вернулась к старому стилю игры, о чём символизирует альбом «Sting in the Tail». После ухода группы со сцены Рудольф ШЕНКЕР планирует заняться проектами вместе со своим братом, планируется создание ими «группы братьев Шенкер».
31 августа
В 1949 году родился Ричард Тиффани ГИР (в Филадельфии, штат Пенсильвания), популярный американский актер англо-ирландского происхождения, писатель и общественный деятель.
Окончив школу в 1967 году, он отправился в Массачусетский университет изучать философию и режиссуру. После двух лет обучения бросил университет и всерьёз решил стать профессиональным трубачом. Ричард Гир обосновался в коммуне рок-музыкантов штата Вермонт, но как только понял, что музыканты ещё более капризны, чем актёры, покинул их.
В середине 1970-х годов на актера обратили внимание в Голливуде. Дебютировал он в 1980 году на Бродвее.
Мировую известность Ричарду Гиру принесли фильмы «Американский жиголо» (1980) и «Офицер и джентльмен» (1982), ставшие кассовыми хитами. Во второй половине 1980-х годов кинокарьера актера пошла на спад. Поправить дела удалось благодаря суперхиту «Красотка», вышедшему на экраны в 1990 году.
Новый карьерный подъем произошел в 2002 году, когда Гир снялся в триллере «Человек-мотылек», мелодраме «Неверная» и мюзикле «Чикаго», получившем «Оскар» как лучший фильм года. Через 2 года семейная мелодрама «Давайте потанцуем» с его участием собрала 170 млн. долларов.
Актер исповедует буддизм. В 2004 году в рамках фестиваля «Тибет: Традиции. Искусство. Философия» в Москве галерея Врублевской представила персональную выставку фоторабот Ричарда Гира под названием «Паломник», которую он открыл лично.
Был женат на супермодели Синди Кроуфорд, а с 2002 года официально женат (после 7 лет сожительства) на актрисе и бывшей модели Кэри Лоуэлл.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_августа #Г__
31 августа
В 1855 году родился Всеволод Фёдорович РУДНЕВ (в Динамюнде, Рижская губерния), герой русско-японской войны, контр-адмирал Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо.
В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца – в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получившим этот орден.
Подвигу моряков «Варяга» посвящены известные песни «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» и «Плещут холодные волны».
* * * * *
С сентября 1872 года Всеволод Руднев был принят в Морское училище в Петербурге (бывший Морской кадетский корпус), а 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище, поступил на действительную службу. В 1873-75 годы был в учебных плаваниях по Балтийскому морю и 16 октября 1875 года получил звание старшего унтер-офицера.
Весной 1876 года на отлично сдал выпускные экзамены, за что был награжден Нахимовской премией, а также получил воинское звание «гардемарин».
Руднев был назначен на учебный фрегат «Петропавловск» матросом, на котором по 25 августа 1877 года находился в заграничном учебном плавании. Это был его первый дальний поход. Кроме обязанностей матроса, он нёс офицерскую вахту, на практике обучаясь ремеслу моряка.
Получив чин мичмана, Руднев год находился на курсах во флотской стрелковой роте (туда направляли наиболее перспективных молодых офицеров).
Пройдя службу на 17 кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна, Всеволод Фёдорович Руднев в декабре 1902 года был назначен командиром крейсера «Варяг».
Обстановка на Дальнем Востоке ухудшалась, Япония форсировала подготовку к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи.
Накануне войны «Варяг» был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон) с задачей охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.
Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил от японцев ультиматум, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Они требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.
Руднев принял решение прорываться из залива. Офицерам и матросам он сказал следующее:
«Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть – мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать».
Японская эскадра преградила путь в открытое море. Русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнём противника. Машины вышли из строя, порядка 40% орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Раненный в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.
Позднее моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами. Капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев – орденом св. Георгия, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).
В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.
В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Всеволод Фёдорович, хотя и принял орден, никогда его не надевал.
Последние годы он жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район).
Скончался Всеволод Фёдорович Руднев 20 июля 1913 года. Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_августа #Р__
31 августа
1872 года родилась Матильда Феликсовна КШЕСИНСКАЯ /полное имя – Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска/ (в Лигово под Петербургом), известная русская балерина и педагог, известная также своими интимными отношениями с августейшими особами Российской империи.
Из аристократической семьи, она вела свою родословную от польских графов Красинских, лишившихся своих титулов, богатств и фамилии из-за династических интриг.
* * * * *
Маля, как называли ее родные, была младшенькой – 13-м ребенком в семье. Отец и мать были артистами балета Мариинского театра.
В 8 лет она поступила в Императорское театральное училище и сразу обратила на себя внимание педагогов: Льва Иванова, Екатерины Вазем и Христиана Йогансона. Матильда была приходящей ученицей: любимица семьи не могла жить вне дома. Она росла кокеткой, легко флиртовала, но на первом месте был балет. Сцены она никогда не боялась, уже на первых выступлениях в училище двигалась легко и грациозно.
Инстинктивно Кшесинская определила для себя, что танец должен быть наполнен огнем и радостью, печалью и болью. Она поняла, что не только великолепная техника может покорить публику, важно вдохновение и выразительность каждого движения.
Еще до окончания училища Кшесинская прочно обосновалась на сцене и на выпускном балете «Тщетная предосторожность» показала изумительный по выразительности и полный утонченного кокетства танец. На спектакле присутствовала императорская семья Александра III. Царь сразу выделил Кшесинскую: «Мадмуазель, вы будете красой и гордостью нашего балета». Матильда была ошеломлена, но не настолько, чтобы сидеть потупившись рядом с наследником престола. Полная грации прелестная балерина с радостной детской улыбкой глубоко запала в сердце Николая.
Молоденькая дебютантка, окончившая училище с отличием, влюбилась и в лице наследника нашла себе могущественного покровителя. Его семья не была против связи с балериной, считая, что юноша «должен перебеситься», пока дело дойдет до династического брака.
Матильда понимала, что мечта ее быть всегда рядом с Ники несбыточна, и не превратилась в обычную «балетную содержанку». Она упорно осваивала итальянскую школу балета, разучивала второстепенные партии и танцевала номера в 22 балетных и 21 оперной постановках. И вскоре в ее репертуаре были партии в одноактных балетах «Сильфида», «Проказы Амура», «Ацис и Галатея», «Привал кавалерии», а также в «Спящей красавице». А в театральном сезоне 1892-1893 годов она уже исполнила главную роль в «Калкабрино», фею в «Щелкунчике», Аврору в «Спящей красавице» и Пахиту в одноименном балете. Сочетая балетную технику с легкостью, лиризмом и выразительностью, Матильда доказала, что русские балерины ни в чем не уступают прославленным итальянкам и даже превосходят их.
Она первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины на зарубежных гастролях в Монте-Карло и Варшаве, как в классическом балете, так и в исполнении характерных танцев. Особый восторг снискала мазурка в исполнении Матильды и ее отца.
Своим искусством Кшесинская уверенно вытесняла с русской сцены итальянских знаменитостей. Дирекция Императорских театров шла на любые уступки могущественной своими связями балерине. Все сольные партии, в которых она хотела блистать, доставались ей («Пахита», «Млада», «Тщетная предосторожность», «Дочь микадо», «Дочь фараона», «Фьяметта»). Но теперь танцевать партию Эсмеральды Матильда имела полное право (1899). Кшесинская-танцовщица стала равна Кшесинской-актрисе, наполняя танец потрясающим драматизмом или освещая его улыбкой радости.
Переняв от итальянской школы виртуозность, а от французской – грацию, мадемуазель Кшесинская преломила их через призму чисто славянской утонченности и добавила к ним великолепную мимику. В результате ей удалось довести до совершенства свое мастерство.
Последнее выступление Кшесинской состоялось на благотворительном концерте в пользу Дома труда инвалидов войны в феврале 1917 года. Февральская и Октябрьская революции лишили балерину практически всего состояния и родины.
В 1920 году Кшесинская покинула Россию и обосновалась во Франции. Желание выступать на сцене «полностью пропало». 30 января 1921 года Матильда обвенчалась с великим князем Андреем. Вначале ей был дарован титул предков – княгиня Красинская, а с 1935 года к нему присоединили фамилию князей Романовых.
В 1929 году Кшесинская открыла балетную студию в Париже. «Королева русского балета» оказалась прекрасным педагогом и вырастила плеяду талантливых балерин.
В 1950 году в Лондоне была основана Федерация русского классического балета. Ее создали 15 балетных школ с целью сохранения канонов русского классического танца. Кшесинская по просьбе организаторов шефствовала над этой Федерацией. Она так и осталась гордой примой-балериной. Несмотря на очень скромный достаток, она помогала нуждающимся и до конца своих дней поражала энергией и жизнелюбием.
Скончалась Матильда Феликсовна КШЕСИНСКАЯ 6 декабря 1971 года в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.