31 января
В 1952 году родилась Надежда (Надя) Николаевна РУШЕВА /имя при рождении – Найдан/ (в Улан-Баторе, Монгольская Народная Республика), юная советская художница-график.
Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя.
Многие считают её самой талантливой художницей советского периода нашей истории. За свою короткую жизнь ( всего 17 лет!) она оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок.
* * * * *
Их семья (отец – советский театральный художник, мать – первая тувинская балерина) летом 1952 года переехала в Москву.
Рисовать Надя начала с пяти лет, причём никто её этому не обучал, также до школы её не учили читать и писать. В 7-летнем возрасте, будучи первоклассницей, она стала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же Надя за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.
В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После выставки в том же году в этом журнале появились первые публикации рисунков Рушевой, тогда ей было всего 12 лет. За следующие 5 лет её жизни состоялось 15 персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
В 1965 году в журнале «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению – к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко». В последующем были иллюстрации к мифам Древней Эллады, к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году она была в Артеке, где познакомилась Олегом Сафаралиевым, будущим кинорежиссёром и продюсером. Всего же Надей были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.
Среди её зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы, и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.
Один из самых известных рисунков Нади Рушевой – «Кентаврёнок». Он стал логотипом Автономной некоммерческой организации «Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения „Кентавр“», занимающегося подготовкой и проведением кинофестиваля «Послание к Человеку». На основе рисунка выполнены ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр».
В 1969 году на Ленфильме был снят фильм «Тебя, как первую любовь...», посвящённый Наде Рушевой. Фильм не окончен.
Скончалась Надежда Николаевна РУШЕВА 6 марта 1969 года в больнице в Москве из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
Похоронена на Покровском кладбище в Москве. На могиле Нади установлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».
В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино открыт памятник Кентаврёнку.
* * * * *
«...Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег – как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.
Вальсирует свободно по паркету
Листа рука.
Душе дар богом дан
Провидеть.
Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.
И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...
...Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера».
(Эдэль)
----------------------------------------—
Смотри подробнее «Надя Рушева. Нить Ариадны с кончика пера...» по ссылке:
https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post203775744?aid_refresh=yes
----------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января #Р__
31 января
В 1928 году родился Душан ДЖАМОНЯ (в Струмице, Королевство Югославия; теперь территория Республики Македонии), современный хорватский скульптор македонского происхождения; автор проектных архитектурных решений музеев и галерей, памятников, небоскребов и мечетей.
Его работы – нефигуративны и символичны, что делает их узнаваемыми, несмотря на то, что обычно Джамоня не давал названия своим произведениям. Стиль скульптора отличают технические и формальные эксперименты не только с формой, но и со смещением художественного акцента, который переходит на динамику скульптуры, на ее внутреннее напряжение.
* * * * *
Обучался в Академии изящных искусств в Загребе под наставничеством профессоров Вани Радауша, Франо Кршинича и Антуна Августинчича, которые были очень известными художниками.
Открыл собственные мастерские в Загребе (1953), Врсаре в Истрии (с 1970 года) и в Брюсселе в Бельгии (с 1987 года).
Работы Душана Джамони, вне зависимости от тематики, демонстрируют склонность их автора к техническим и формативным экспериментам, смещению художественных акцентов с формы на динамику и напряженные очертания, которые получают символическое значение. Эти поиски и исследования новых форм привели художника к использованию в скульптуре новых материалов, особенно стали и стекла.
Душан Джамоня был удостоен многочисленных наград. С 2004 года – академик Хорватской академии наук и искусств. Художник проживал попеременно в своих мастерских в Загребе, Врсаре и Брюсселе.
В Врсаре действует парк скульптур Джамони – одна из самых известных культурных достопримечательностей Врсара и западного побережья полуострова Истрия в целом. На холмах, с которых открывается вид на море, раскинулось 10 га полей, составляющих территорию парка. В парке подобрана коллекция из работ скульптора в разные периоды – как из 1980-х, так и из 1990-х годов.
Скончался Душан ДЖАМОНЯ 14 января 2009 года в Загребе (Хорватия).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января #Д__
31 января
В 1893 году родился Аркадий Александрович ПЛАСТОВ (в селе Прислониха, ныне Ульяновская обл.), советский живописец, великий художник крестьянской России.
Он был внуком местного иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через 5 лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.
Весной 1908 года Пластов близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь.
«Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».
Сначала он обучается в мастерской И.И. Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.
Революционные события 1917 года внесли свои коррективы в дальнейшую судьбу художника. Он уезжает в родную Прислониху и здесь, будучи одним из немногих образованных людей, активно занимается общественной деятельностью – в сельском Совете, в комитете бедноты.
С 1925 года Пластов вновь в Москве, работает над созданием плакатов на сельскохозяйственные темы, а летом уезжает в Прислониху писать этюды. Большой пожар в селе летом 1931 года уничтожил все, что было создано художником за 15 лет – рисунки, живописные этюды. С этого момента Пластов перестал крестьянствовать и с новым жаром принялся за живопись, наверстывая потерянное.
Художник много и плодотворно работает в 1930-е годы, но первые его шедевры – «Фашист пролетел» (1942), «Жатва» (1945), «Сенокос» (1945) – рождаются в военные годы.
В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен – «Первый снег». Затем художник пишет прекрасные картины – «Юность» и «Весна». Восхищенные посетители Третьяковской галереи назвали ее «Северной Венерой».
Пластов выполнял иллюстрации к произведениям художественной литературы, рассказам Л.Н. Толстого «Холстомер» и «Три смерти».
Художник продолжал работать до самых последних дней.
Скончался Аркадий Александрович Пластов 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января #П__
31 января
В 1865 году родилась Елизавета Сергеевна КРУГЛИКОВА (в Санкт-Петербурге), русская советская художница, график, мастер эстампа и силуэта.
В 1895 уехала в Париж, надолго обосновавшись там и периодически посещая Россию, где публиковала в русской печати отчеты о французской жизни. Парижская мастерская художницы сделалась своеобразным русским культурным центром. С 1909 по 1914 Е. С. Кругликова преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Среди ее учеников был М. Волошин. Начало Первой мировой войны, заставшее Кругликову в Петербурге, навсегда оторвало ее от Парижа. Последней данью любимому городу стала ее книга «Париж накануне войны...», украшенная многочисленными монотипиями самой художницы.
Творчество Кругликовой было довольно специфическим. В молодости она увлеклась разнообразными печатными графическими техниками и со временем в совершенстве овладела ими.
Наибольшей известностью пользуется ее огромная серия (более 1000 работ) портретных работ современников, в основном, деятелей культуры, создаваемая художницей в 20-30 годы. Среди них силуэты Анны Ахматовой, В. Маяковского, А. Блока, М. Волошина, М. Цветаевой и др.
В 1919 году стала одним из инициаторов создания Государственного театра марионеток. По ее эскизам были оформлены спектакли «По щучьему велению» и «Вий» по повести Н. Гоголя.
В 1922-1929 была профессором полиграфического факультета Вхутеина в Ленинграде, где преподавала технику офорта.
Скончалась Елизавета Сергеевна Кругликова в 1941 году в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января #К__
31 января
В 1873 году родилась Мелитта БЕНЦ /имя при рождении – Амалия Огюст Мелитта Либшер/ (в Дрездене), немецкая домохозяйка и предпринимательница, изобретатель бумажного фильтра для кофе, основательница компании «M. Bentz» (ныне – «Melitta»).
* * * * *
Росла в семье издателя, о ней говорили, как о «прекрасно-приятной девушке», доброй души, полной энергии, и не боящейся трудностей.
Будучи большой любительницей кофе Мелитта не могла смириться с тем, что последний глоток из чашки содержал всегда больше кофейной гущи, чем кофе. И тогда к ней пришла идея – как отделить кофейную гущу, остающуюся на дне, при помощи бумажного фильтра.
Она продырявила дно в латунной кастрюльке и положила туда промокательную бумагу из школьной тетради сына; фильтр для кофе был изобретён. 20 июня 1908 года Мелитта Бенц получила патент на своё изобретение.
Вскоре после официального оформления изобретение дало начало компании «M. Bentz», открытой ею совместно с супругом. Начальный капитал фирмы составил всего 72 пфенинга (меньше одной немецкой марки)! Компания была зарегистрирована 15 декабря 1908 года в реестре торговых фирм Дрездена.
Первыми сотрудниками компании были родные – муж и сыновья. Производство было организовано на восьми квадратных метрах небольшой комнаты в ее квартире. Сыновья возили бумагу, супруг демонстрировал фильтровальный способ в окне их квартиры. Мелитта была администратором всего процесса производства.
На Лейпцигской ярмарке 1909 года Бенцы продали уже 1200 фильтров нового образца.
В 1910 году их компания выиграла золотую медаль на Международной выставке здравоохранения. Был представлен фильтровальный аппарат собственного изобретения, вызвавший большой интерес. На Бенцев посыпались заказы со всей Германии, производство быстро пошло в гору. В 1928 году их фирма переехала в Минден, где и находится в настоящее время.
С 1932 года фирма стала называться именем своей основательницы – «Melitta» и начала производить не только фильтры для кофе, но и аксессуары для дома, кофеварки и самые современные кофемашины.
Скончалась Мелитта Бенц 29 июня 1950 года в в Хольцхаузене, город Порта-Вестфалика.
* * * * *
В 1989 году компания «Melitta» учредила премию Мелитты Бенц, известную под двумя названиями: «Премия Мелитты Бенц за женские достижения» и «Премия Мелитты Бенц женщинам, трудящимся в области инноваций и изобретательства», которая призвана признать и поощрить женское лидерство, амбиции и смелость.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января #Б__ #М__
31 января
В 1850 году родился Юлий Юльевич КЛЕВЕР (в Дерпте), российский художник. Академик Императорской Академии Художеств (1878).
Получил признание как пейзажист салонно-академического толка.
* * * * *
Происходил из немецкого балтийского рода фон Клевер, его отец был магистром химии и преподавал в Ветеринарном институте.
После обучения в гимназии и сдачи всех экзаменов Юлий поехал в Петербург. Там, по настоянию родителей, поступил в архитектурные классы Академии художеств. Через год мучений обратился в совет Академии художеств с просьбой о переводе его в пейзажный класс. С 1870 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи С.М. Воробьева, а затем М.К. Клодта.
Ни первый педагог, ни второй не захотели оценить смелые замыслы молодого художника. Тогда-то и пришло глубокое разочарование Юлия в академических занятиях: они стали ему скучны, а теоретические курсы показались ненужными. И хотя он получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, снова принял решение, которое повергло родных в уныние. «Я выхожу из числа учеников академии, – писал Юлий в Дерпт. – Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры».
Молодой человек стал искать пути в мир живописи в одиночку. Он поставил себе совершенно иную цель: не окончить Академию художеств, а достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художеств. Юлий знал: художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и становились знаменитыми.
В 1871 году его картину «Заброшенное кладбище зимой» одобрили знатоки, и граф П.С. Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств, пожелал ее приобрести.
Через год Клевер выставил несколько картин, среди них «Перед грозою», «Закат», «Зимний вид в окрестностях Царского Села». И снова успех! Картину «Закат» приобрела великая княгиня Мария Николаевна, президент Академии художеств.
В 24 года он удивил художественный Петербург совершенно неожиданным образом: организовал персональную выставку. Она прошла на стендах Общества поощрения художеств. Не только в 1874 году, но и позднее это было необычным делом, на которое решались лишь немногие живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин.
На второй своей персональной выставке в 1876 году Клевер представил 10 картин и 30 этюдов. Картину «Березовый лес» приобрел Александр III. Это было очередной ступенью вверх для художника – покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ему, не окончившему академического курса, присвоили звание классного художника I-й степени.
В 1878 году Юлию Юльевичу было присвоено звание академика за картину «Старый парк». Позже картину отправили на Международную выставку в Париж. Художник буквально купался в лучах славы, а академия художеств за картину «Лесная глушь» присвоила Клеверу звание профессора.
В последние годы он жил в Петрограде, преподавал в Академии Художеств и в Центральном училище технического рисования, где заведовал кафедрой монументальной живописи. Продолжал писать до конца жизни. После революции 1917 года его, как и других, поддерживало Общество художников имени А.И. Куинджи.
Скончался Юлий Юльевич Клевер 4 декабря 1924 года в Ленинграде.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января #К__
31 января
В 1769 году родился Андре-Жак ГАРНЕРЕН (в Париже), известный французский воздухоплаватель и первый в мире парашютист.
Муж Жанны-Женевьевы Лябросс (1775-1847), французской воздухоплавательницы и первой в мире парашютистки.
* * * * *
Во время первого этапа наполеоновских войн 1792-97 годов он попал в плен к австрийцам и провёл в заключении в венгерской Буде три года, мечтая сбежать оттуда по воздуху.
22 октября 1797 года Андре-Жак Гарнерен совершил первый в истории человечества прыжок с парашютом с воздушного шара, спрыгнув с высоты около 1 км над парижским парком Монсо.
Став техническим инспектором французской армии, он в 1793 году начал активно заниматься возможностями технической реализации использования воздушных шаров в военных целях.
Продолжая свои демонстрационные полеты по городам Европы, в 1802 году в Англии Андре-Жак Гарнерен совершил рекордный прыжок с высоты 2440 м.
В 1803 году он побывал в России, где 30 июля 1803 года по повелению императора Александра I Гарнерен вместе с генералом С.Л. Львовым совершил полёт на воздушном шаре над Петербургом.
Спустя несколько месяцев на шаре его конструкции совершили полёт первые русские женщины-воздухоплавательницы. 8 мая 1804 года княгиня Прасковья Юрьевна Гагарина поднялись в воздух на воздушном шаре, и приземлилась в имении Вяземских Остафьеве.
В этот же день, несмотря на грозу и дождь, Гарнерен, потратившей на все приготовления 4000 рублей, пустил шар со своей женой и Александрой Турчаниновой вдоль Калужского шоссе. После получасового полета воздушный шар приземлился в Царицыно.
Скончался Андре-Жак Гарнерен 18 августа 1823 года в Париже.
* * * * *
ПРИМЕЧАНИЕ:
Ученица и впоследствии жена изобретателя парашюта Жака Гарнерена – Жанна-Женевьева Лябросс – осуществила первый в истории женский прыжок с парашютом. 12 октября 1799 года она прыгнула с высоты 900 м.
10 ноября 1798 года она впервые самостоятельно управляла воздушным шаром. Вторым пилотом была мисс Хенри из Англии, так что этот полет на шаре может считаться также первым полетом только женской группы.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января #Г__
31 января
В 1797 году родился Франц Петер ШУБЕРТ (в Лихтентале, близ Вены), великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и др.), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
Интерес к музыке Шуберта при жизни его был умеренным, но значительно вырос посмертно. Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и являются одними из самых известных образцов классической музыки.
* * * * *
Учителя отдавали должное поразительной легкости, с которой он, будучи мальчиком, овладевал музыкальными знаниями. Благодаря успехам в обучении и хорошему владению голосом Шуберт в 1808 году был принят в Императорскую капеллу и в Конвикт – лучшую в Вене школу с пансионом.
В течение 1810-13 годов он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни. Юным музыкантом заинтересовался А. Сальери, который занимался с ним композицией.
В 1813 году Шуберт поступил в учительскую семинарию и через год начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте «Гретхен» («Gretchen am Spinnrade») – это был первый шедевр.
Наиболее продуктивными для музыканта стали 1815-16 годы: им написаны 4 оперетты, 2 мессы, 2 симфонии, около 150 песен и несколько струнных квартетов. В 1816 году Шуберт закончил две симфонии – «Трагическая» и часть Пятой симфонии, более 100 песен, в т.ч. «Бродяга» и знаменитый «Лесной царь», которые получили признание среди любителей музыки в Вене.
Он неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно, зарабатывал слишком мало и имел деньги лишь с уроков музыки.
Поклонники творчества Шуберта оказывали ему посильную материальную помощь (поэт И. Майрхофер, художник М. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, композитор А. Хюттенбреннер и др.).
В кругу друзей исполнялись его сочинения; такие вечера назывались «шубертиадами». С помощью своих друзей в 1818 году Шуберт устроился на работу в качестве учителя музыки к одной из дочерей Иоганна Эстерхази. Композитор живет в его летней резиденции в Венгрии. Вернувшись в Вену, Шуберт получил контракт на оперу «Братья-близнецы», которая была завершена им в 1819 году. В июне 1820 года он провел летние каникулы в Верхней Австрии и написал там знаменитый квинтет для фортепиано «Форел».
Последующие годы оказались трудными для композитора. Он не смог получить покровительство влиятельных венских музыкантов. В феврале 1822 года Шуберт закончил оперу «Альфосо и Эстрелла», а в октябре – «Неоконченную симфонию» (си минор).
В 1828 году появились тревожные признаки надвигающейся болезни. Но шедевр следовал за шедевром, а издатели по-прежнему отказывались брать крупные сочинения Шуберта или платили ничтожно мало.
26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
Подкосившееся здоровье помешало ему поехать по приглашению с концертом в Пешт.
Скончался Франц Петер Шуберт 19 ноября 1828 года в Вене в возрасте 31 года. По его просьбе он был похоронен рядом с Бетховеном, которого не стало годом ранее.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января #Ш__
31 января
В 1921 году родился Владислав Игнатьевич СТРЖЕЛЬЧИК (в Петрограде), советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1974). Герой Социалистического Труда (1988).
Он еще в школе мечтал о театре. Окончив театральную студию, в 1938 году стал актером Ленинградского Большого Драматического театра им. М. Горького (ныне – БДТ им. Г. Товстоногова). Но Великая Отечественная война прервала его деятельность – он прошел всю войну, сначала служил в действующей армии, затем во фронтовом ансамбле.
После войны продолжил работу и учебу в студии БДТ, где его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин (знаменитый исполнитель роли Василия Чапаева).
Владислав Стржельчик играл на сцене БДТ до конца своей жизни. Именно здесь он исполнил свои лучшие театральные роли, продемонстрировав высочайшее мастерство актерского перевоплощения, с успехом создавая как трагедийные, так и комедийные образы. Среди них – Цыганов в «Варварах» М. Горького, Кулыгин в «Трёх сёстрах» А.П. Чехова, Грегори Соломон в «Цене» Артура Миллера, Адриан Фомич в спектакле «Три мешка сорной пшеницы» по повести В. Тендрякова, комическая роль князя Вано Пантиашвили в «Хануме» А. Цагарели, Барни Кэшмен в спектакле «Последний пылкий влюблённый» по пьесе Н. Саймона.
Всего в его активе множество замечательных ролей, но театралам особо запомнился блистательный актерский дуэт Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика в специально поставленном для них спектакле «Этот пылкий влюбленный».
Колоритные и многогранные характеры воплощены им в кинофильмах, ставшие заметным явлением и классикой советского киноискусства: Наполеон («Война и мир»), генерал Ковалевский («Адъютант его превосходительства»), аферист Нарышкин («Корона Российской империи, или Снова неуловимые»), Туполев («Поэма о крыльях»), отец невесты («Соломенная шляпка»), Яичница («Женитьба»), Лесток («Гардемарины, вперед!»), Оргон («Тартюф»).
Многие годы Владислав Игнатьевич преподавал в творческих вузах Ленинграда. Он был умным и добрым человеком, умел по-настоящему помогать людям.
Скончался Владислав Игнатьевич Стржельчик 11 сентября 1995 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января #С__
31 января
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЮВЕЛИРА
Профессия ювелира одна из самых древних – люди всегда любили украшать себя. Это могли быть бусы из ракушек, ожерелья из клыков, камушки с дыркой на кожаной полоске.
Родиной ювелирного искусства считается Древняя Греция. Здесь впервые была произведена резьба по камню, появились украшения из драгоценных металлов и камней, жемчуга, янтаря, самоцветов.
В России история ювелирного дела начинается с зарождения Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества. Широко использовались золотые и серебряные оправы для камней, а сами драгоценные камни на Руси считались символом верховной власти – ими инкрустировались корона, скипетр, царский жезл и держава.
В середине XVII века началась добыча русских самоцветов. На Урале были открыты месторождения малахита, а в Сибири велась добыча агатов, сердоликов и яшмы.
Блестящий век Екатерины II стал одной из вершин русского ювелирного искусства. Продукция ювелирных заводов тех времен характеризуется оригинальным сочетанием новых форм и одновременно традиционным русским эстетизмом.
В середине XIX века в России начали добываться драгоценные камни – алмазы, изумруды, топазы, рубины. Искусство обработки камня в это время достигло высокого уровня.
Во второй половине XIX века был основан ювелирный дом Карла Фаберже, который быстро завоевал известность и стал выполнять заказы царской семьи. В ювелирных изделиях Фаберже применялись горный хрусталь, яшма, нефрит, лазурит и различные виды кварцев.
Ювелирный дом Фаберже поставлял свои изделия почти всем императорским и королевским домам Европы, Азии и Африки.
Изделия Фаберже очень высоко ценятся коллекционерами и истинными любителями ювелирных шедевров.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января
31 января
В этот день 1714 года царь Пётр I учредил в Санкт-Петербурге «Государев Кабинет» – Кунсткамеру.
Так родился первый музей России, полное название которого сегодня – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН.
При посещении Англии и Голландии еще в конце XVII века царь заинтересовался новшествами в виде кабинета «кунштов» («куншт» – редкость, чудо). Петр I решил организовать подобный кабинет в России и стал привозить из заграничных поездок модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, чучела животных и птиц.
Даже перенос столицы в Петербург не помешал планам великого деятеля: «Кабинет редкостей» переехал вместе с его создателем. Он распорядился поместить Кунсткамеру в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке.
В соответствии с изданными в эти годы указами царя со всех концов России и из-за границы поступали разнообразные диковинки. У голландского ученого Фредерика Рюйша была приобретена уникальная коллекция анатомических препаратов. Вскоре прежнее здание стало мало, и экспонаты были переведены в двухэтажное каменное здание у Смольного, известное под названием Кикиных палат.
В 1719 году Кунсткамера открылась для публики, но частенько посетители побаивались экспонатов. Чтобы увеличить посещаемость музея, Петр I отверг предложение о входной плате. Наоборот, каждому при посещении выдавалось угощение – чашка кофе или рюмка водки, на что ежегодно ассигновалось по 400 рублей.
Для разрастающегося музея в 1718 году архитектор Маттарнови начал разработку проекта нового здания. В возведении Петровской Кунсткамеры участвовали и другие архитекторы – Гербель, Земцов и Киавери. Строительство длилось долго, император не дожил до его окончания.
В 1727 году на стрелке Васильевского острова было построено новое трехэтажное здание Кунсткамеры, в которое перевезли все коллекции и библиотеку. Результат превзошел все ожидания: ничего красивее в Европе не было.
Здание состояло из двух корпусов в стиле барокко с замысловатым завершением купола. В восточной части разместились коллекции музея. Анатомический театр занял среднюю часть. Академия наук обосновалась в западном крыле, а обсерватория – в башне.
Большой урон музею был нанесен пожаром 1747 года, когда фактически были потеряны все этнографические коллекции. Для восстановления коллекций и ремонта здания потребовались годы, и Кунсткамера была вновь открыта лишь в 1766 году.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_31_января
31 января
В 1921 году родился Владислав Игнатьевич Стржельчик (в Петрограде), советский и российский актёр, Народный артист РСФСР (1965), Народный артист СССР (1974).
Он еще в школе мечтал о театре. Окончив театральную студию, в 1938 году стал актером Ленинградского Большого Драматического театра им. М. Горького (ныне – БДТ им. Г.Товстоногова). Но Великая Отечественная война прервала учебу. Он прошел всю войну, сначала служил в действующей армии, затем во фронтовом ансамбле.
После войны продолжил работу и учебу в студии БДТ, его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин (знаменитый исполнитель роли Василия Чапаева).
Стржельчик играл на сцене БДТ до конца своей жизни. Именно здесь он сыграл свои лучшие театральные роли, продемонстрировав высочайшее мастерство актерского перевоплощения, с успехом создавая как трагедийные, так и комедийные образы.
В его активе множество замечательных ролей, но особенно театралам запомнился блистательный актерский дуэт Алисы Фрейндлих и Владислава Стржельчика в специально поставленном для них спектакле «Этот пылкий влюбленный».
Колоритные и многогранные характеры воплощены им в фильмах, ставшие заметным явлением и классикой советского киноискусства: Наполеон (к/ф «Война и мир»), генерал Ковалевский («Адъютант его превосходительства»), аферист Нарышкин («Корона Российской империи, или Снова неуловимые»), Туполев («Поэма о крыльях»), отец невесты («Соломенная шляпка»), Яичница («Женитьба»), Лесток («Гардемарины, вперед!»), Оргон («Тартюф»).
Многие годы Владислав Игнатьевич преподавал в творческих вузах Ленинграда. Стржельчик был умным и добрым человеком, умел по-настоящему помогать людям.
[club48234198|Все события]
31 января
Международный день ювелира
Профессия ювелира одна из самых древних – люди всегда любили украшать себя. Это могли быть бусы из ракушек, ожерелья из клыков, камушки с дыркой на кожаной полоске.
Родиной ювелирного искусства считается Древняя Греция. Здесь впервые была произведена резьба по камню, появились украшения из драгоценных металлов и камней, жемчуга, янтаря, самоцветов.
В России история ювелирного дела начинается с зарождения Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества. Широко использовались золотые и серебряные оправы для камней, а сами драгоценные камни на Руси считались символом верховной власти – ими инкрустировались корона, скипетр, царский жезл и держава.
В середине XVII века началась добыча русских самоцветов. На Урале были открыты месторождения малахита, а в Сибири велась добыча агатов, сердоликов и яшмы.
Блестящий век Екатерины II стал одной из вершин русского ювелирного искусства. Продукция ювелирных заводов тех времен характеризуется оригинальным сочетанием новых форм и одновременно традиционным русским эстетизмом.
В середине XIX века в России начали добываться драгоценные камни – алмазы, изумруды, топазы, рубины. Искусство обработки камня в это время достигло высокого уровня.
Во второй половине XIX века был основан ювелирный дом Карла Фаберже, который быстро завоевал известность и стал выполнять заказы царской семьи. В ювелирных изделиях Фаберже применялись горный хрусталь, яшма, нефрит, лазурит и различные виды кварцев.
Ювелирный дом Фаберже поставлял свои изделия почти всем императорским и королевским домам Европы, Азии и Африки.
Изделия Фаберже очень высоко ценятся коллекционерами и истинными любителями ювелирных шедевров.
[club48234198|Все события]