6 апреля
В 1826 году родился Гюстав МОРО (в Париже), французский художник, представитель символизма.
Его полотна, акварели и рисунки были посвящены в основном библейским, мистическим и фантастическим темам. Живопись художника оказала огромное влияние на фовизм и сюрреализм.
Многие критики того времени, видели главную заслугу Моро в том, что он сумел придать новое направление традиционной живописи, перебросить мост между прошлым и будущим. Писатель-символист Гюисманс, автор культового декадентского романа «Наоборот» (1884), считал Моро «уникальным художником», не имеющим «ни реальных предшественников, ни возможных последователей».
* * * * *
Выходец из семьи архитектора, он был учеником Теодора Шассерио в Школе изящных искусств в Париже. Родители с раннего детства поощряли интерес сына к рисованию и приобщали его к классическому искусству. Гюстав много читал, любил рассматривать альбомы с репродукциями шедевров из коллекции Лувра.
Обучение в Школе было крайне консервативным и в основном сводилось к копированию гипсовых слепков с античных статуй, рисованию мужской обнаженной натуры, изучению анатомии, перспективы и истории живописи. Между тем Моро все больше увлекался красочной живописью Делакруа и особенно его последователя Т. Шассерио. Не сумев выиграть престижный Римский приз (победителей этого конкурса Школа за свой счет отправляла на учебу в Рим), он в 1849 году покинул школьные стены.
Молодой художник обратил свое внимание к Салону – ежегодной официальной выставке, на которую стремился попасть каждый начинающий, в надежде быть замеченным критикой. В 1850-е годы Моро выставляет свои работы в Салоне. Картины, представленные им, например, «Песнь Песней», обнаруживали сильное влияние Шассерио (Моро никогда не отрицал, что многим в творчестве обязан своему другу, рано ушедшему из жизни – в 37 лет).
В 1857 году, стремясь восполнить пробел в образовании, художник отправился в поездку по Италии. Моро был очарован этой страной и сделал сотни копий и набросков с шедевров мастеров эпохи Возрождения. Он влюбился в работы Микеланджело, во фрески Андреа дель Сарто и Фра Анджелико, неистово копировал Карпаччо, изучал знаменитые фрески из Помпеи и Геркуланума. В Риме молодой человек познакомился с Эдгаром Дега, вместе они не раз выходили на зарисовки.
Посещая Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, он изучал искусство Ренессанса – шедевры Андреа Мантенья, Кривелли, Боттичелли и Леонардо да Винчи. Вернувшись в 1859 году домой, Гюстав Моро с рвением принялся писать свои картины.
В 1862 году умирает отец художника, так и не узнавший, какой успех ожидает его сына. В своем горе Моро решил отдаться искусству и образованию. Его творения пользуются спросом, и он становится популярным как в Париже, так и далеко за его пределами.
На протяжении 1860-х годов Моро написал серию картин, которые были очень хорошо встречены в Салоне. Больше всего лавров досталось полотну «Эдип и Сфинкс» (картина в 1864 году была за 8000 франков приобретена принцем Наполеоном). То было время триумфа реалистической школы, которую возглавлял Курбе, и критики объявили Моро одним из спасителей жанра исторической живописи. В 1868 году художника назначают председателем жюри конкурса Гран-при де Роме, того самого в котором он дважды потерпел поражение в юности.
Франко-прусская война, вспыхнувшая в 1870 году, и последующие события, связанные с Парижской Коммуной, оказали глубокое воздействие на Моро. На протяжении нескольких лет он не выставлялся в Салоне и даже отказался участвовать в украшении Пантеона.
В 1875 году Гюстав Моро получил высшую награду Французской республики – Орден Почетного Легиона; в 1888 году его избрали членом Академии изящных искусств.
В 1891 году он стал профессором в Школе изящных искусств в Париже, сменив на этом месте Делоне, а через год 66-летний Моро стал в ней руководителем одной из трех мастерских. Его учениками были молодые художники, прославившиеся уже в XX веке, – Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Марке, Одилон Редон, Гюстав Пьер.
В 1890-х годах здоровье Моро сильно ухудшилось, он задумался о завершении своей карьеры. Ограничив круг общения с членами семьи и близкими друзьями, художник целиком посвятил себя живописи. Гюстав Моро решил вернуться к незаконченным работам и пригласил в помощники некоторых своих учеников, включая любимца Руо. В то же время он приступил к его последнему шедевру «Юпитер и Семела».
Имея хороший заработок от своих полотен, Моро не интересовался изменениями моды на художественном рынке. Знаменитый французский писатель-символист Гюисманс очень точно назвал художника «отшельником, поселившимся в самом сердце Парижа».
Скончался Гюстав МОРО 18 апреля 1898 года, похоронен на парижском кладбище Монмартр.
Художник был прекрасным знатоком старого искусства, почитателем древнегреческого искусства и любителем ориентальных предметов роскоши, шёлка, оружия, фарфора и ковров. Он завещал государству свой особняк вместе с мастерской, где хранилось около 1200 картин и акварелей, а также более 10000 рисунков.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_апреля #М__
6 апреля
В 1917 году родилась Леонора КАРРИНГТОН (в Чорли, графство Ланкашир), английская художница, скульптор, писательница, автор книг на английском, французском и испанском языках. Она считается одним из основателей сюрреалистической художественной школы – наряду с Андре Бретоном, Сальвадором Дали, Марселем Дюшаном и Жоаном Миро.
Живопись, проза и драматургия Леоноры Каррингтон полны мотивами кельтской и центрально-американской мифологии, сновидческой фантастикой и гротескным юмором, интересом к «чудесному в обыденном», программным для сюрреализма.
* * * * *
Из богатой аристократической семьи, она живописи училась во Флоренции, занималась в художественной школе в Челси. В 1936 году Леонора поступила в Лондонскую Академию живописи. Там познакомилась с Максом Эрнстом, который был на 26 лет старше её; бросив всё, переехала с ним в Париж, где вошла в круг сюрреалистов, участвовала в групповых выставках в Париже и Амстердаме.
После оккупации Франции нацистскими войсками Макс Эрнст в 1939 году был арестован французскими властями как подданный страны-противника. Леонора Каррингтон пережила нервный срыв и уехала в Мадрид (Испания), где подверглась лечению от депрессии – по настоянию отца была помещена в психиатрическую клинику города Сантандер (позднее описала её в повестях «Там, внизу» и «Каменная дверь»). В 1941 году она бежала из клиники и оказалась в Лиссабоне (Португалия) и там вышла замуж за мексиканского поэта и журналиста Ренато Ледука.
В 1942 году пара переехала в Мексику, которая стала для Леоноры домом. Здесь она прожила больше 70 лет и состоялась как художник. Её сразу покорил горячий мир ацтеков и майя. Работала над фреской «Магический мир майя» для Национального музея антропологии.
Дружила с художницами Ремедиос Варо и Фридой Кало, писателями Октавио Пасом, Карлосом Фуэнтесом, Алехандро Ходоровским (он поставил в театре пьесу Леоноры Каррингтон «Пенелопа»). В 1960-х годах она несколько раз снялась в кино, выступала художником по костюмам в фильме мексиканского кинорежиссёра Х.Л. Моктесумы «Дом сумасшедших» (1973).
В работах художницы преобладали мифологические мотивы, они отличались мистицизмом и фантастическими образами, свойственными сновидениям.
Помимо картин и скульптур, Леонора Каррингтон создавала литературные произведения – рассказы, романы, эссе и стихи, – которые были популярны во всем мире, но практически не переводились на русский язык.
В 2006 году искусствоведы, работая над биографией Каррингтон, отыскали её семью в Англии. Родственники страшно удивились. Оказывается, отошедшая в туманную область семейных преданий и легенд бабушка, сбежавшая с нищим художником, и известная художница-сюрреалист с мировым именем – одно и то же лицо!
Скончалась Леонора КАРРИНГТОН 25 мая 2011 года в Мехико (Мексика).
--------------------------------------—
Смотри подробнее «Художник Leonora Carrington» по ссылке:
http://www.liveinternet.ru/users/aleksyri/post368976317
--------------------------------------—
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_апреля #К__
6 апреля
1898 года родилась Жанна ЭБЮТЕРН (в Париже), французская художница, знаменитая модель и неофициальная жена художника Амедео Модильяни.
* * * * *
Она была введена в круг художников Монпарнаса братом Андре, который хотел стать художником. Жанна работала моделью у Цугухару Фудзиту. Однако желая сделать карьеру в области искусства и обладая незаурядным талантом, она поступила на учёбу в академию Коларосси.
Весной 1917 года Жанна Эбютерн была представлена Амедео Модильяни скульптором Ханной Орлофф, которая часто, как и многие другие представители искусства, использовала учеников Академии в качестве моделей. У Жанны вскоре начался роман с харизматическим художником, вылившийся в страстную любовную связь. Вскоре она переехала к нему, несмотря на решительное противодействие со стороны её глубоко католических родителей.
Описываемая швейцарским писателем Шарлем-Альбером Сингриа как нежная, застенчивая, спокойная и деликатная, Жанна Эбютерн стала главной темой в живописи Модильяни.
Осенью 1918 года пара сменила Париж на тёплый климат Ниццы, расположенной во французской Ривьере, где агент Модильяни надеялся продать его произведения богатым знатокам искусства, проводившим там зиму. Весной следующего года они вернулись в Париж, к этому времени Модильяни страдал от тяжелой болезни и его состояние быстро ухудшалось.
Обезумевшая от горя женщина 25 января 1920 года, на следующий день после смерти Модильяни, выбросилась из окна пятого этажа.
Работы Жанны ЭБЮТЕРН были впервые представлены в музее Монпарнас, затем на выставках в городах Анкона, Казерта, Бари, а также на посвящённой творчеству Модильяни выставке в Венеции в октябре 2000 года.
------------------------------------------
Смотри дополнительно "Женщины Модильяни. Жанна Эбютерн" по ссылке: http://modernartconsulting.ru/2013/03/jeanne-hebuterne/
6 апреля
В этот день 1896 года в Афинах открылись первые после античных времён Олимпийские игры.
Инициатором игр был француз барон Пьер де Кубертен, выступавший за возрождение древнегреческого религиозного праздника – Олимпийских игр. Он выдвинул теорию, что главной причиной поражения французов в франко-прусской войне стало слабое физическое состояние французских солдат. «Молодежь мира должна мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битв», – говорил барон де Кубертен.
Международный атлетический конгресс 23 июня 1894 года одобрил предложение Пьера де Кубертена возродить традицию древнегреческих олимпиад.
Новость о возрождении Олимпийских игр взбудоражила мировую общественность. В Греции с особым воодушевлением ожидали начала соревнований. Однако, проведение соревнований столь высокого уровня требовало солидных финансовых затрат, в стране же бушевал экономический и политический кризис.
Организационный комитет объявил о том, что затраты на Олимпиаду в 3 раза превышают расчётную сумму, названную перед началом возведения спортивных сооружений. Было высказано мнение, что Олимпийским играм не суждено состояться.
Тогда принц Константин лично встал у руля организационного комитета, что само по себе уже вызвало приток инвестиций. Он реорганизовал комитет, удалив из него всю оппозицию, провёл ряд мер по привлечению частного капитала и тем самым спас ситуацию. Примечательно, что, несмотря на острую нехватку средств, комитет принимал пожертвования только от граждан Греции, тем самым поддерживая статус Олимпийских игр как национальной идеи. Через некоторое время в фонде проведения Игр было уже 332 756 драхм, однако этого было недостаточно.
Для увеличения средств, была выпущена серия марок с олимпийской тематикой. Она дала бюджету комиссии 400 тыс. драхм.
Церемония открытия началась с пушечного выстрела и исполнения олимпийского гимна, сопровождаемого пением женского хора. На Мраморном стадионе в Афинах в присутствии 80 тыс. зрителей король Греции Георг I объявил об открытии Игр I Олимпиады нового времени. Это событие фактически формально отменило указ императора Феодосия от 394 года о запрете Олимпийских игр как пережитка язычества.
Первым олимпийским чемпионом в этот день стал американец Джеймс Конноли в тройном прыжке с результатом 13,71 м.
Всего в Играх приняли участие 311 спортсменов-мужчин из 14 стран: Австралии, Австро-Венгрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Италии, США, Франции, Чили, Швейцарии и Швеции.
«Россия собиралась прислать своих спортсменов на Игры, в Международном олимпийском комитете (МОК) Россию представлял генерал А.Д. Бутовский. Подготовка к Играм шла во многих крупных городах: Одессе, Киеве, Санкт-Петербурге... Участию в Играх помешало отсутствие средств…» Правда, один представитель России все-таки прибыл в Афины. Это был киевлянин Николай Риттер. Он подал заявку на участие в соревнованиях по борьбе и стрелковому спорту, но потом забрал ее обратно. Впоследствии Риттер стал одним из самых активных популяризаторов Олимпийских игр в России.
Первые Игры современности прошли с большим успехом и стали крупнейшим спортивным событием, прошедшим когда-либо со времён Древней Греции.
Греческие официальные лица были так довольны, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады на их родине, в Греции. Но МОК ввёл ротацию между разными государствами, чтобы каждые 4 года Игры меняли место проведения.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_апреля
6 апреля
В 1849 году родился Джон Уильям УОТЕРХАУС (в Риме), английский художник, один из самых ярких представителей прерафаэлитов. Известен своими женскими образами, которые заимствовал из мифологии и литературы.
Его творчество относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма.
В настоящее время считается одним из самых дорогих художников Великобритании и мира.
* * * * *
Выходец из семьи художников, он с самого детства жил среди картин, красок, полотен, мольбертов и т.д. Живописи его начал обучать отец, а после переезда семьи в Англию, продолжил своё обучение в Королевской Академии художеств.
Живописи и скульптуре учился под руководством художника Пикерсгила. Ранние работы Уотерхауса на классические темы в духе сэра Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона демонстрировались в Королевской Академии, но были отвергнуты. На некоторое время он обратился к скульптуре, но вскоре вновь вернулся к живописи.
В 1874 году художник представил на выставке картину «Сон и его сводный брат Смерть», которая была хорошо встречена критикой и впоследствии выставлялась практически каждый год.
Джон Уильям Уотерхаус в 1885 году избран в Королевскую Академию; академиком стал в 1895 году.
За свою жизнь он написал более 200 полотен на мифологические, исторические и литературные сюжеты. Уотерхаус разделял интерес прерафаэлитов к сюжетам, заимствованным из поэзии и мифологии. Он безошибочно передавал драматизм момента, демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой.
Однако своей непреходящей популярностью художник обязан более всего очарованию его задумчивых моделей (считается, что при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была его жена).
Скончался Джон Уильям Уотерхаус 10 февраля 1917 года в Лондоне, похоронен на кладбище Кенсал Грин.
* * * * *
P.S.: Одной из самых известных картин Уотерхауса считается «Леди из Шалот», посвященная Элейне из Астолата (она же Лилейная дева) – девушке, умершей от неразделённой любви к рыцарю Ланселоту, персонажу из легенд о короле Артуре и героине поэмы Теннисона «Волшебница Шалот». Уотерхаус создал три варианта картины: в 1888, 1896 и 1916 годах.
Другая героиня художника – Офелия. На первой картине (1889) художник показывает её лежащей на лугу, затем, на картине 1894 года – перед смертью, сидящей у берега озера. На полотне 1910 года Офелия стоит на берегу ручья, придерживаясь за дерево, в готовности сделать последний шаг в воду.
В июне 2006 года картина «Святая Цецилия» была продана на аукционе «Кристис» фонду Ллойда Веббера за 6,6 млн. фунтов стерлингов.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_апреля #У__
6 апреля
В 1836 году родился Николай Васильевич СКЛИФОСОВСКИЙ (на хуторе близ города Дубоссары, Херсонская губерния; ныне Приднестровье Республика Молдова), выдающийся русский врач, хирург, профессор и учёный, директор Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны в Санкт-Петербурге, автор трудов по военно-полевой хирургии брюшной полости.
* * * * *
После окончания Одесской гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1859 году стал заведующим хирургическим отделением одесской городской больницы. Последовали годы тяжелого врачебного труда и постоянных научных изысканий. В 1863 году, всего лишь в 27 лет, Склифосовский стал доктором медицины за диссертацию «О кровяной околоматочной опухоли».
После ряда блестящих научных работ, опубликованных в ведущих журналах, имя Склифосовского становилось все более известным в научном мире.
В 1866 году молодой доктор отправился за границу в 2-летнее путешествие-командировку. Он учился и работал в Германии, Франции, Англии, Шотландии, посещал лекции самых знаменитых иностранных врачей и работал с ними рука об руку, перенимая бесценный опыт.
Николай Васильевич участвовал в австро-прусской войне в качестве военного хирурга, за что был награжден железным крестом. Это был не единственный военный опыт Склифосовского – в будущем он был действующим хирургом почти во всех европейских войнах XIX столетия.
Работая в военных клиниках Черногории вместе с полевым хирургом Николаем Пироговым и развивая его взгляды, Склифосовский оказался практически родоначальником современной военно-полевой хирургии. До него не было принято повсеместно дезинфицировать инструменты, и лишь благодаря его усилиям и авторитету в России прижилась антисептика, что спасло миллионы больных от заражения крови и других послеоперационных осложнений.
По возвращении в Россию Склифосовский стал профессором Московского университета и заведующим хирургической клиникой, которая находилась в запущенном состоянии. Но Николай Васильевич энергично взялся за дело, и вскоре клиника стала одним из лучших лечебных учреждений в Европе. В 1893-1900 годах возглавлял институт усовершенствования врачей в Петербурге.
Он одним из первых не только в России, но и в Европе ввёл горячую обработку инструментов и медицинского белья и добился практически полного отсутствия послеоперационных осложнений и заражений. Многие тяжелые болезни, которые большинство врачей считало неизлечимыми, были побеждены только благодаря его усилиям.
Занимался Склифосовский и просветительской деятельностью – он был соредактором журнала «Летопись хирургического общества» в Москве, инициатором Пироговских съездов врачей, президентом XII-го Международного конгресса врачей в Москве (1897), учредителем и председателем 1-го съезда российских хирургов (1900).
Склифосовский пользовался большим авторитетом у коллег и пациентов. Когда отмечалось 25-летие его профессиональной деятельности, он получил более 400 телеграмм и большое число писем из многих стран мира.
Последние годы жизни ученого были омрачены инсультом. Он покинул Петербург и поселился в своей усадьбе Яковцы неподалеку от Полтавы. Немного оправившись от болезни, ученый занялся садоводством, но улучшение было недолгим...
Скончался Николай Васильевич Склифосовский 13 декабря 1904 года в Яковцах. Похоронили выдающегося учёного неподалёку от места знаменитой Полтавской битвы.
Имя великого хирурга в 1923 году было присвоено Московскому научно-исследовательскому институту скорой помощи.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_апреля #C__
6 апреля
В 1860 году родился Рене ЛАЛИК (в городке Ай, департамент Марна), французский ювелир, имя которого известно не только во Франции, но и далеко за её пределами.
Его яркие с причудливыми формами оригинальные ювелирные изделия вызывали невиданную популярность, особенно в артистических кругах Парижа.
В 1876 поступил в ученики к золотых дел мастеру, продолжил образование в Школе декоративных искусств в Париже и мастерских Лондона.
Родственники не верили в его талант. Рене упорно рисовал, предлагая свои акварельки ювелирам, в журналы, на конкурсы и выставки... Лишь к двадцати пяти годам обзавелся собственной ювелирной мастерской.
Отодвинув в сторону золото и бриллианты, он экспериментировал с янтарем, эмалью, сплавами металлов, любимыми полудрагоценными камнями, рогом и черепашьим панцирем.
Эффектные, динамичные, смелые, порой экстравагантные ювелирные украшения Рене Лалика поначалу шокировали степенную публику, однако вскоре были оценены по достоинству и приобрели чрезвычайную популярность. Среди клиенток Лалика были такие известные личности, как великая актриса Сара Бернар, русская императрица Александра Федоровна, маркиза Арконати Висконти, жена премьера Вальден-Руссо и др.
Лалик изобрел для ювелирного искусства и новаторские методы. Он впервые придумал использовать для производства украшений маленький пантограф - прибор для копирования планов и чертежей, который до того времени применяли скульпторы и медальеры.
Для эмали Лалик тоже придумал свою фирменную хитрость: ювелир добавлял в нее крошечные золотые хлопья, которые придавали эмали волшебное сияние.
Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры, вазы, посуда, флаконы для духов, лампы и даже мебель.
Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт его знаменитого опалесцентного стекла до сих пор является «секретом фирмы».
Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Coty и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique).
В последние годы жизни Рене много занимался оформлением гостиниц, церквей, ресторанов. Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930-40 годы.
Скончался Рене Лалик 5 мая 1945 года в Париже.
Фирму возглавил сын — Марк Лалик, а затем внучка, Мари-Клод.
В 2010 году крупная выставка произведений Лалика прошла в Московском Кремле.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_апреля #Л__
6 апреля
В 1841 году родился Иван Захарович СУРИКОВ (в деревне Новосёлово, Ярославская губерния), русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе.
Автор хрестоматийного стихотворения «Вот моя деревня».
Другое его стихотворение, «В степи», в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом». Еще многие стихи поэта стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «Сиротой я росла...» и др.
На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, А. Даргомыжский, П. Чайковский.
* * * * *
Детство Ивана прошло в деревне, о чем он сохранил самые светлые воспоминания. В 1849 году вместе с матерью переехал в Москву к отцу, где для обучения грамоте был отдан к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела мальчика в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников – И. Дмитриева, Н. Цыганова, А. Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.
Увлечение сына вызвало неудовольствие у отца, и как только он подрос, отец поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Иван продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи.
В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации и в других изданиях.
Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству.
В 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. В 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».
Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора. Основные темы его поэзии – жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы.
Им написаны ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и др.).
После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек – литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).
Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы сильно подорвали здоровье поэта.
Скончался Иван Захарович Суриков от туберкулеза 6 мая 1880 года в Москве, в бедности; похоронен на Пятницком кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_апреля #С__
6 апреля
1327 года в церкви Святой Клары в Авиньоне итальянский поэт Франческо Петрарка впервые встретил Лауру, которую полюбил с первого взгляда. Молодому ученому и поэту было 20 лет, ей – 23. Она уже была замужем. Они никогда не были вместе, но свою любовь к Лауре Петрарка пронес через всю жизнь. Остались его сонеты – вершина лирики Петрарки и всей итальянской поэзии.
Главная информация о Лауре извлекается из его собственноручной пометки на миланском экземпляре рукописи Вергилия.
«Лаура, известная своими добродетелями и долго прославляемая моими песнями, впервые предстала моим глазам на заре моей юности, в лето Господне 1327, утром 6 апреля, в соборе святой Клары, в Авиньоне. И в том же городе, также в апреле и также шестого дня того же месяца, в те же утренние часы в году 1348 покинул мир этот луч света, когда я случайно был в Вероне, увы! о судьбе своей не ведая. Горестная весть через письмо моего Людовико настигла меня в Парме того же года утром 19 мая. Это непорочное и прекрасное тело было погребено в монастыре францисканцев в тот же день вечером. Душа её, как о Сципионе Африканском говорит Сенека, возвратилась, в чем я уверен, на небо, откуда она и пришла. В память о скорбном событии, с каким-то горьким предчувствием, что не должно быть уже ничего, радующего меня в этой жизни, и что, после того как порваны эти крепчайшие сети, пора бежать из Вавилона, пишу об этом именно в том месте, которое часто стоит у меня перед глазами. И когда я взгляну на эти слова и вспомню быстро мчащиеся годы, мне будет легче, с божьей помощью, смелой и мужественной думою, покончить с тщетными заботами минувшего, с призрачными надеждами и с их неожиданным исходом».
Вплоть до 1356 года Петрарка ежегодно будет отмечать годовщину знакомства написанием сонета. После смерти Лауры он воспевал её ещё 10 лет. Сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый «Canzoniere», Песни) разбит издателями на 2 части:
– «На жизнь мадонны Лауры» , 263 сонета;
– «На смерть мадонны Лауры, 103 сонета.
* * * * *
— Сонет LXI —
Благословляю день, минуту, доли
Минуты, время года, месяц, год,
И место, и придел чудесный тот,
Где светлый взгляд обрек меня неволе.
Благословляю сладость первой боли,
И стрел целенаправленный полет,
И лук, что эти стрелы в сердце шлет,
Искусного стрелка послушен воле.
Благословляю имя из имен
И голос мой, дрожавший от волненья,
Когда к любимой обращался он.
Благословляю все мои творенья
Во славу ей, и каждый вздох, и стон,
И помыслы мои – её владенья.
(Перевод Е.М. Солоновича)