6 октября
1818 года родился Сергей Константинович ЗАРЯНКО (в деревне Ляды, Могилёвская губерния, Российская империя), известный русский и белорусский живописец-портретист, вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников.
Вышедшие из-под его кисти портреты замечательны по необычайно сильной лепке, превосходной передаче освещения, тщательной разработке подробностей даже в аксессуарах и по точному воспроизведению лиц, впрочем, больше внешнего их вида, чем в отношении внутреннего содержания. Всего написано им до сотни портретов.
* * * * *
Выходец из семьи крепостного в имении князя Любомирского, Сережа вместе с родителями, после того как его отец получил вольную, переехал в Санкт-Петербург и стал учиться в 3-й гимназии. С детства он проявлял художественные способности, и первые художественные навыки получил у живописца В.М. Аврорина.
Талант юного художника заметил знаменитый русский живописец А.Г. Венецианов, который способствовал определению Зарянко в вольноприходящие ученики Императорской Академии художеств, где сам и занялся его обучением живописи. Сергей стал специализироваться на живописи перспективы. Во время академического курса юноша был награжден малой и большой серебряными медалями. В 1838 году Сергей Зарянко получил звание свободного художника, но продолжил обучение.
В 1843 году за картину «Внутренность Морского Никольского собора» он получает звание академика. В течение последующих трех лет художник живет в Москве, где служит учителем рисования и занимается там исполнением образов для разных церквей, после чего его снова переводят в Петербург. Здесь он преподает рисование в военном учебном заведении (с 1851 года – Константиновский кадетский корпус) и впервые серьёзно принимается за портретную живопись.
В Петербурге Сергей Константинович прожил 10 лет и написал свои лучшие портреты. Наиболее известные работы этого периода – портреты певца О.А. Петрова (1849), вице-президента Академии художеств Ф.П. Толстого (1850) – вызвали хвалебные отзывы критики, отметившей «безукоризненную верность» натуре и передачу автором состояние «души оригинала». За портреты Толстого и ротмистра Хвостова живописец был удостоен звания профессора, но так и не смог добиться права преподавать в Академии художеств.
В 1856 году художник начал работать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) инспектором и старшим профессором живописи. Эти должности Зарянко занимал до конца своей жизни.
Как наставник в МУЖВЗ, он много способствовал развитию молодых художников, из которых некоторые достигли потом почётной известности, например: В.Г. Перов, И.М. Прянишников, В.В. Пукирев, В.И. Шервуд и Л.Ф. Жодейко.
Скончался Сергей Константинович ЗАРЯНКО 1 января 1871 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_октября #З__
6 октября
В 1944 году родился Борис Петрович МИХАЙЛОВ (в Москве), советский хоккеист, крайний нападающий, советский и российский тренер. Заслуженный мастер спорта СССР (1969), Заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер России. Двукратный олимпийский чемпион (1972, 1976), 8-кратный чемпион мира, 7-кратный чемпион Европы, 11-кратный чемпион СССР.
В течение долгого времени был капитаном сборной СССР по хоккею.
«Если Борис держит шайбу – у него почти невозможно ее отнять. Если он потерял ее – сейчас же бросается за "обидчиком" и нередко заставляет соперника отдать ее обратно. Своеобразная манера обводки (с нарастающим ускорением), идеальная выверенность паса, неудержимая стремительность и решимость в атаке, презрение к любой опасности на льду – вот качества, которые стремительно выводят его в число форвардов экстра-класса. И эта неудержимость передается его тройке, становится ее девизом и ее знаменем», – сказал о нем Великий Бобров.
Михайлов имел прозвища – «Виртуоз», «Пыря».
* * * * *
Выходец из семьи слесаря, Борис начал играть в 1956 году на стадионе «Трудовые резервы», а уже в 18 лет уехал в саратовский «Авангард», где играл 3 года. Команда была слабой, на фоне партнеров он выделялся, но не настолько, чтобы быть замеченным тренерами ЦСКА или московского «Динамо». Москвич, игравший в Саратове, приглянулся А. Кострюкову, возглавлявшему столичный «Локомотив», где Михайлов провел 2 года.
Затем его призвали в армию, и он стал выступать за ЦСКА. Ему тогда исполнилось 23 года. Казалось, что Михайлов поздно попал в знаменитую команду, в которой многие играли «с пеленок»: пришли в хоккейную школу армейского клуба раньше, чем поступили в школу.
Но оказалось, что он – непревзойденный мастер игры на пятачке, его просто невозможно сдвинуть с этого места. А вскоре и весь хоккейный мир убедился, что в мужестве, в умении вести силовую борьбу Борис Михайлов не уступает самым знаменитым канадцам (он участник легендарной Суперсерии-72, обладатель Кубка вызова 1979 года).
Ему повезло с партнерами – каждый был звездой мировой величины – и Валерий Харламов, и Владимир Петров. «Эта тройка прекрасна сама по себе. Она оказалась прекрасна своей небывалой даже в нашем хоккее скоростью, величайшей любовью к игре и умением отдаться ей сполна».
Борис Михайлов был на редкость мужественным хоккеистом, умевшим не замечать на площадке боль, терпеть ее после грубых приемов соперников. В чемпионатах страны он забросил 428 шайб (в 572 матчах) – больше, чем кто-либо в советском хоккее, а на чемпионатах мира и зимних Олимпийских играх сыграл 120 матчей, забив 109 голов.
После окончания игровой карьеры стал тренером, причем очень квалифицированным. Сначала помогал в ЦСКА Виктору Тихонову, затем возглавил питерский СКА. Два сезона Борис Петрович провел на тренерском мостике ЦСКА. На протяжении несколько лет Борис Михайлов руководил сборной командой России. Под его руководством она в 1993 году впервые в своей истории выиграла золотые медали чемпионата мира.
В 2000 году хоккеист введен в Зал славы Международной федерации хоккея с шайбой (ИИХФ) в Торонто, Канада. В одном из хоккейных справочников о нем сказано: «На поле всегда боец, несгибаемый, стойкий, не боящийся никого и ничего».
Борис Петрович МИХАЙЛОВ, подполковник запаса, в настоящее время живет и работает в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_октября #М__
6 октября
1857 года родился Сергей Иванович СВЕТОСЛАВСКИЙ /Свитославский/ (в Киеве, Российская империя), русско-украинский художник, график и карикатурист, по происхождению – дворянин.
В русской пейзажной живописи конца XIX века его имя являлось одним из наиболее значительных. За два десятилетия творческой деятельности он прочно утвердил за собой место выдающегося мастера большого реалистического пейзажа-картины.
* * * * *
Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1875-1883), где учился у Алексея Саврасова, Василия Перова, Евграфа Сорокина, Иллариона Прянишникова, Василия Поленова. Своей первой самостоятельной работой «Из окна Московского училища живописи» порадовал не только своих учителей, но и великого ценителя и собирателя русской живописи П.М. Третьякова, который приобрел картину для своей коллекции.
Светославский совершал длительные путешествия по Украине, Кавказу, бывал в Средней Азии, создавая по результатам поездок картины, несущие своеобразие окраин тогда еще Российской империи. В 1891-1900 годах был членом Товарищества передвижников.
В период 1905-1907 годов организовал художественную студию, где своё образование продолжили бывшие студенты Киевского художественного училища, исключённые за участие в студенческих волнениях.
В 1900 году за картину «Дворик» был награждён бронзовой медалью Всемирной выставки в Париже. Работал и в области сатирической графики.
В связи с обострением заболевания глаз начиная с 1920-х годов и до конца жизни почти не работал как живописец.
Вся жизнь художника была наполнена творческими исканиями. Он вписал интересную, яркую страницу в историю развития русской пейзажной живописи, связанную с формированием новых принципов реализма и расцветом лирического пейзажа. Его работы хранятся в крупных музейных собраниях – ГТГ, ГРМ и в Киевском музее украинского искусства.
Скончался Сергей Иванович СВЕТОСЛАВСКИЙ 19 сентября 1931 года в Киеве, похоронен на Лукьяновском кладбище.
6 октября
1887 года родился Ле КОРБЮЗЬЕ /настоящее имя – Шарль Эдуар Жаннере-Гри/ (в городе Ла-Шо-де-Фон, Швейцария), французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма, представитель архитектуры интернационального стиля, художник и дизайнер.
Один из наиболее заметных зодчих XX века, пионеров современной архитектуры, создатель новаторских сооружений в духе модернизма. Одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку этажей.
Взгляды Ле Корбюзье, изложенные им в многочисленных книгах, а также его постройки оказали исключительное влияние на всю практику архитектуры нового времени.
«Быть современным – говорил он, – это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним – его долг, а не выбор...»
* * * * *
Ле Корбюзье учился на дизайнера-гравера в Школе искусств в родной Швейцарии. Находясь в подмастерье у опытного архитектора, он в неполные 18 лет, работал над постройкой дома для члена совета Художественной школы.
Заработанные деньги позволили ему отправиться в путешествие по Европе (1907-1912) для получения архитектурного образования и опыта. Он прошел стажировку у Йозефа Гофмана – лидера венского сецессиона, у архитекторов Огюста и Густава Перре и у Петера Беренса. В дальнейшем Ле Корбюзье посетил Грецию, Балканы и Малую Азию, где изучал древние памятники и приёмы традиционного народного строительства. Эти путешествия стали для него университетами и во многом сформировали его взгляды на искусство и архитектуру.
По возвращении домой преподавал в родной Школе искусств, параллельно открыв архитектурную мастерскую, спроектировал несколько зданий и запатентовал новаторский проект Дом-Ино (1914). Проект разрабатывался совместно с инженером М. Дюбуа, и отличался тем, что делал возможным строительство домов из крупноразмерных сборных элементов.
В конце 1916 года Ле Корбюзье переехал в Париж и устроился штатным архитектором. Он познакомился с художником Амеде Озанфаном, который открыл ему мир современной живописи и познакомил с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем и Фернаном Леже. Живопись захватила Ле Корбюзье настолько, что он принял участие в совместной с Озанфаном выставке.
В 1919 году Ле Корбюзье и Озанфан, создали философско-художественный журнал-обозрение «Эспри Нуво», в котором Ле Корбюзье вел архитектурный раздел.
Опубликованная им в 1926 году в этом журнале статья «Пять отправных точек новой архитектуры», заложила основы модернизма в архитектуре.
В последующие несколько лет Ле Корбюзье строит в предместьях Парижа несколько модернистских вилл, таких как Вилла Штейн в Гарше (1927) и Вилла Савой в Пуасси (1931). В этих проектах он воплотил в жизнь «Пять отправных точек новой архитектуры».
Ле Корбюзье считал, что обстановка дома, его внутреннее оборудование, должны соответствовать внешнему виду здания. В 1927 году началось его сотрудничество с молодой и талантливой француженкой, дизайнером мебели Шарлоттой Перриан. Вместе они создали линию мебели из гнутых стальных трубок и кожи.
К началу 1930-х годов, студия Ле Корбюзье становится широко известной и начинает получать крупные заказы. В 1928 году она выигрывает конкурс на проектирование здания Наркомлегпрома (Дома Центросоюза) в Москве, которое строится с 1928 по 1933 год. Проект стал в Европе примером нового решения для современного делового здания.
К 1960-м годам авторитет Ле Корбюзье и мировое признание, позволяют ему реализовывать оригинальные и новаторские для своего времени проекты, такие как капелла Роншан, Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт, здание Музея искусств в Токио и культурный центр Гарвардского университета в США.
Скончался Ле КОРБЮЗЬЕ 27 августа 1965 года, утонув, предположительно из-за сердечного приступа, во время заплыва у мыса Рокебрюн, на Средиземном море, где он жил в своём летнем домике Le Cabanon. Это крошечная резиденция служила ему долгое время местом отдыха и работы.
Выдающийся архитектор был похоронен рядом с женой на кладбище между городами Рокебрюн – Кап-Мартен и Ментон (Франция).
* * * * *
Ле Корбюзье сделал настолько много, что теперь уже не важно, кем он был – гением своего времени, заглянувшим в будущее, талантливым компилятором или тем, кто украл незамеченные идеи и сделал их своими открытиями.
Помимо архитектурного наследия, Ле Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна – картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье, который находится в построенной им же вилле Ла Роша/Жаннере, в Париже. А также в павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (Центр Ле Корбюзье), выставочном здании в стиле хай-тек, возведенном по его проекту.
6 октября
В 1459 году родился Мартин БЕХАЙМ (в Нюрнберге), немецкий учёный, негоциант (т.е. «торговец») и мореплаватель, долгое время находившийся на португальской службе.
Создатель старейшего из сохранившихся до наших дней глобуса.
* * * * *
О годах его молодости известно немного. Очевидно, он получил неплохое образование.
В 1484 году Бехайм впервые появился в Лиссабоне, с торговыми целями; через год был посвящен в рыцари королём Жуаном II. После женитьбы в 1488 году поселился на Азорах, брак позволил ему приблизиться ко двору.
Бехайм был принят в высшее мореходное ведомство – «совет математиков» – общество придворных учёных, занимавшихся, прежде всего вопросами физики, астрономии и навигации. Принимал участие в плавании Диогу Кана к берегам Африки (1484). Экспедиция продлилась 19 месяцев; за это время португальцы открыли неизвестные ранее области Гамбии и Гвинеи, установили контакты с народом волоф, дошли до устья реки Конго и вернулись с грузом пряностей (перца и корицы).
В 1490 году Бехайм вернулся в родной город по торговым делам, а также за получением оставленного матерью наследства. Георг Хольцшуэр, член городского совета, путешествовавший в Египет и Святую землю и интересовавшийся географическими открытиями, убедил его остаться в городе и создать глобус, на котором были бы отражены последние открытия португальцев.
Глобус был готов к 1492 году; на нём были отражены географические познания европейцев накануне открытия Америки. Величина глобуса, прозванного «Земным яблоком», – 507 мм в диаметре; на нём нет указаний широты и долготы по современному методу, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака. На глобусе встречаются те же географические ошибки, что и в картах. Также представлены краткие описания различных стран и изображения их жителей.
Глобус Бехайма долгое время оставался не только самым почтенным в мире, но также и самым содержательным. Однако же, современной критики он не выдерживает.
Оригиналом Мартину Бехайму служила устаревшая карта мира, основанная, в значительной мере, на данных античного ученого Птолемея. Об открытиях Колумба, который отправился искать Индию в том же 1492 году, Бехайм еще не знал.
Создав в родном городе свой, прославленный в веках глобус, Бехайм опять отправился в Португалию, где продолжал служить в «совете математиков» и ведать подготовкой карт для будущих экспедиций.
Известно, что он занимался торговлей на острове Файал до 1506 года, а затем переехал в Лиссабон.
Скончался Мартин Бехайм 29 июля 1507 года в большой бедности, причины которой неизвестны.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_октября #Б__
6 октября
В 1908 году родился Сергей Львович СОБОЛЕВ (в Петербурге), русский советский математик, внесший основополагающий вклад в современную науку, один из крупнейших математиков XX века.
В своих фундаментальных исследованиях он положил начало ряду новых научных направлений в современной математике.
* * * * *
Сергей рано лишился отца, и мать приложила огромное старание, чтобы развить незаурядные способности сына, проявившиеся еще в раннем возрасте.
В школе, где он учился, преподавали лучшие учителя Петербурга. Сергею в ней было все интересно: математика, физика, медицина, литература. Увлекался стихами и музыкой, но учительница математики увидела в Сергее будущего талантливого математика. Она настойчиво рекомендовала ему поступить на математический факультет университета.
В университете профессора Н.М. Гюнтер и В.И. Смирнов, заметив любознательность и старание молодого студента, привлекли его к научной работе. Соболев с головой уходит в изучение теории дифференциальных уравнений.
Его учителями были известные математики В.И. Смирнов, Г.М. Фихтенгольц, Б.Н. Делоне. Университетская программа уже не удовлетворяет Сергея, он изучает специальную литературу. Одну из статей Соболева напечатали в сборнике «Доклады Академии наук».
Как математик он начал свою деятельность с приложений – и в университете и после окончания его в 1929 году. Студенческую практику Соболев проходил на заводе «Электросила», в расчетном бюро. Первой задачей, решенной им, было объяснение появлений новой частоты собственных колебаний у валов с недостаточной симметрией поперечного сечения.
После окончания физико-математического факультета Ленинградского университета Соболев начал заниматься геофизикой в Сейсмическом институте. Вместе с академиком В.И. Смирновым он открыл новую область в математической физике – функционально инвариантные решения, позволяющие решить ряд сложнейших задач, связанных с волновыми процессами в сейсмологии. В дальнейшем метод Смирнова-Соболева нашёл широкое применение в геофизике и математической физике.
В 1933 году в 24 года Соболев был избран членом-корреспондентом, а 29 января 1939 года (в возрасте 30 лет) – действительным членом АН СССР по Отделению математических и естественных наук (математика).
С 1934 года он заведовал отделом дифференциальных уравнений с частными производными в Математическом институте им. В.А. Стеклова АН СССР. В 1940-х годах развивал направление функционального анализа и вычислительной математики для решения задач математической физики. Им была написана монография «Уравнения математической физики».
Несколько лет Сергей Львович работал в Институте атомной энергии у академика Курчатова, занимаясь проблемами атомной энергетики, теоретическими вопросами и расчетами, связанными с созданием атомной бомбы. Затем вернулся в математику. К этому времени Соболев уже был знаменит, благодаря своим результатам в функциональном анализе.
Он отличался не только широкой эрудицией учёного, блестящим талантом математика, но и активной жизненной позицией. В 1950-х годах, когда кибернетика и генетика считались в СССР «лженаукой», Соболев активно встал на их защиту.
Известен он и как основатель Института математики Сибирского отделения Академии наук СССР, в котором четверть века работал на должности директора. Ныне это заведение носит его имя.
Скончался Сергей Львович Соболев 3 января 1989 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_октября #С__
6 октября
В 1745 году родился Франциск СМУГЛЕВИЧ (в Варшаве), польский художник, основоположник литовской национальной школы живописи.
Его первыми учителями были отец – художник Лукаш Смуглевич (помимо Франциска, ещё 4 его сына связаны с изобразительным искусством), и родственник Шимон Чехович. Затем обучался в Риме у Антонио Марона, а с 1765 года как стипендиат короля Станислава Августа – в римской Академии святого Луки.
Вернулся в Варшаву в 1784 году, где впоследствии основал частную школу живописи.
С 1797 года жил в Вильне, заведовал созданной им кафедрой живописи и рисунка в Главной Виленской школе, преобразованной в 1803 году в Императорский Виленский университет; стал профессором. В 1800-01 годах работал в Санкт-Петербурге, в частности оформлял интерьеры Михайловского замка.
Франциск Смуглевич писал картины для костёлов Варшавы и других городов Польши. В вильнюсском костёле Святых Петра и Павла находится одно из полотен Смуглевича на религиозную тему – «Прощание св. Петра и Павла».
Автор цикла акварелей с видами архитектурных памятников Вильны (Художественный музей Литвы), имеющих значение источника ценной иконографической информации об исчезнувших или необратимо изменившихся сооружениях. Благодаря многочисленным репродукциям широко известны акварели Смуглевича, зафиксировавшие Троицкие ворота виленской городской стены и развалины королевского замка в Вильне.
В 1802 году вместе с братом Антонием Смуглевичем декорировал зал заседаний в Главной Виленской школе, ныне Зал Смуглявичюса Вильнюсского университета (читальный зал редкой книги библиотеки Вильнюсского университета).
Его творчество оказало большое влияние на развитие литовского изобразительного искусства.
Скончался Франциск Смуглевич 18 сентября 1807 года в Вильне, похоронен на кладбище Росса (Расу).
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_октября #С__
6 октября
В 1949 году родился Роберто Альфонсо /«БОББИ»/ ФАРРЕЛЛ (в Синт-Николасе, остров Аруба), диджей, танцор, бэк-вокалист, более известный как участник группы «Boney M».
Бобби покинул Арубу (субъект федерации в составе Королевства Нидерландов) в 15 лет, чтобы стать моряком. После трёх лет морской службы он некоторое время жил в Норвегии, затем в Нидерландах, где и начал свою музыкальную карьеру в качестве диджея. Широкую известность Бобби получил после переезда в Германию.
Слухи о талантливом карибском музыканте, разогревавшим аудиторию своим экзотическим стилем танца, распространились достаточно быстро. Его необыкновенная харизматичность, пластика и способность заставить людей вокруг танцевать привлекли внимание кастинг-агента, подбиравшего новый состав для диско-группы «Boney M».
Бобби оказался единственным мужчиной в коллективе, и на первых порах выступал только в качестве танцора – он неоднократно признавался, что, несмотря на огромную любовь к музыке и чувство ритма, он совершенно не умеет петь. Продюсеру группы Фрэнку Фариану приходилось самому записывать мужские партии в песнях. Однако на live-концертах Бобби пел вживую.
В 1981 году он на время покинул коллектив, занявшись сольной карьерой. Однако публика уже не представляла его вне состава прославленной группы. В начале 1985 года Фариан вернул его в «Boney M», попутно выпустив новый сольный сингл «King of Dancin».
Начиная с 1990 года, Бобби гастролировал со своим персональным шоу «Boney M» и продолжал периодически выпускать собственные версии хитов «Boney M», а также новые сольные записи. Последним прижизненным синглом исполнителя стал «Bamboo Song» (2010), который пользовался успехом в Японии. В начале 2011 года планировался выход его нового сольного альбома, записанного совместно с молодым шведским продюсером Андерсом Вретовом.
Бобби выступил в качестве танцора в видеоклипе Роджера Санчеса «Turn on the music».
В последние годы артист жил в Амстердаме.
Скончался Бобби Фаррелл от сердечного приступа в ночь с 29 на 30 декабря 2010 года в отеле «Ambassador» в Санкт-Петербурге во время концертного тура.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_октября #Ф__ #Б__
6 октября
В 1943 году родился Александр Максович ШИЛОВ (в Москве), советский и российский художник-живописец и график, автор портретов. Народный художник СССР. Действительный член Российской Академии художеств.
Учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы, в дальнейшем получал образование в художественном институте им. В.И. Сурикова. Здесь познакомился с художником А. Лактионовым, который на его творчество оказал большое влияние. Александр поначалу даже подражал его манере живописи. Потом работал под влиянием великого художника Карла Брюллова.
Шилов много трудился, вырабатывая свой стиль и свой почерк в написании картин. Его направление в живописи – это реализм. Художник считал, что ничего лучшего в искусстве нет, кроме правдивого отображения реальной жизни народа, настоящей природы, действительных событий, реальных людей данной эпохи. Александр Максович еще в молодые годы (1976) был избран членом Союза художников СССР.
Часто участвовал в различных выставках. Его картины выставлялись не только в Советском Союзе, но и за его пределами. Труд Шилова не оставался незамеченным – его высоко ценили в стране. В 1979 году он стал Лауреатом премии Ленинского комсомола. Это была его первая награда, за ней последовали и другие: присвоение звания Народного художника СССР, многочисленные ордена и награды.
В 1996 году он передал России 355 картин и графических произведений. И тогда правительством было принято решение открыть персональный Музей Шилова. Он и сейчас пополняется систематически картинами художника.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_октября #Ш__
6 октября
В 1914 году родился Тур ХЕЙЕРДАЛ (в Ларвике), норвежский путешественник, учёный-антрополог, этнограф, археолог и писатель. Автор многих книг.
Всю свою жизнь он будоражил ученый мир, а рядовые наблюдатели, затаив дыхание, следили за его очередным путешествием на какой-нибудь ненадежной тростниковой лодке.
Тур Хейердал... для многих это имя стало синонимом морского ветра и безграничной жажды открытий, человек-легенда, проживший удивительную, полную опасностей и приключений жизнь.
* * * * *
Образование получил на естественно-географическом факультете Университета в Осло.
Мир узнал Тура Хейердала в 1947 году, когда он с экипажем в 5 человек пересек восточную часть Тихого океана – от Перу до островов Полинезии – на плоту, преодолев около 6000 км.
Ему хотелось доказать свою теорию о том, что остров Пасхи мог быть заселен не азиатами, как считало большинство ученых, а выходцами из Южной Америки. И доказал, что действительно это могло быть так. Документальный фильм о путешествии на «Кон-Тики» получил «Оскара», а книга о самом плавании стала бестселлером, проданном миллионными тиражами.
Позже Хейердал предпринял еще ряд столь же масштабных проектов. В ходе экспедиции на Галапагосские острова в 1953 году ему удалось открыть следы поселений доинкского периода. В результате археологических изысканий на Маркизских островах, островах Пасхи и Рапа-Ити Хейердал смог определить, что их заселение относится к IV веку.
Много времени посвятил этнограф изучению камышового судостроения у народов Южной Америки, Азии и Африки. В 1970 году на папирусной лодке «Ра-2» он пересёк Атлантику от Марокко до Вест-Индии, проплыв свыше 6000 км (экспедиция на лодке «Ра» в 1969 году не удалось из-за дефектов в конструкции судна).
В 1977 году Хейердал пустился в новое плавание – на тростниковой лодке «Тигрис» от побережья Ирака через Персидский залив к устью реки Инд, а оттуда – к африканскому берегу (Джибути).
На этот раз ему пришлось преодолеть свыше 5000 км. В 1982-84 годах учёный вёл археологические раскопки на Мальдивских островах и в итоге сумел доказать, что их заселение произошло около 500 года (отодвинув общепринятую дату по меньшей мере на 5 веков). В дальнейшем, в ходе раскопок близ Азовского моря, Хейердалу удалось обнаружить следы пребывания там викингов.
Путешественник рассказал о своих экспедициях в книгах «Путешествие на «Кон-Тики» (1949), «Ра» (1970), «Мальдивская загадка» (1986) и др. В Осло работает музей «Кон-Тики», где экспонируются суда Хейердала.
Тур Хейердал был яростным защитником мира. В его интернациональных экипажах всегда присутствовало много представителей разных стран, в т.ч. и известный российский путешественник, исследователь и телеведущий Юрий Сенкевич.
За свои научные достижения Хейердал был избран почетным членом Географического общества Норвегии, норвежский король пожаловал ему орден святого Улафа, а правительство Перу – орден Офицера особых заслуг.
В 2001 году великий путешественник руководил археологической экспедицией в российском Азове, стараясь найти истоки викингов. Ученый выражал большое удовлетворение результатами экспедиции и планировал ее продолжить. Но болезнь не позволила.
Скончался Тур Хейердал 18 апреля 2002 года в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_октября #Х__