6 сентября
1825 года родился Джованни ФАТТОРИ (в Ливорно), один из крупнейших представителей итальянской живописи XIX века. Изначально стал знаменит как художник-баталист, затем под влиянием Барбизонской школы стал работать в пейзажном жанре.
* * * * *
Выходец из небогатой семьи, он как первоначально предполагалось, получит образование в торговле, но так как юноша проявил талант в живописи, то в 1845 году Джованни поступил в ученики к художнику Джузеппе Бальдини. Через год Фаттори переехал во Флоренцию, где брал частные уроки у Джузеппе Беццуоли, затем записался в Академию художеств. Под влиянием Беццуоли он писал портреты и исторические картины — в основном из истории Средних Веков и Возрождения.
С 1861 года художник жил в Ливорно, писал преимущественно сельские пейзажи, сцены из сельской жизни и портреты. В конце 1866 года переехал в новое ателье во Флоренции.
В 1875 году Фаттори впервые посетил Париж, где одна из его работ, «Отдых», была выставлена в Салоне. Ему удалось познакомиться с некоторыми французскими художниками, в том числе с Камилем Писсарро, однако он воспринял импрессионизм без особенного энтузиазма, явно отдавая предпочтение барбизонской школе и выражая своё восхищение такими мастерами, как Камиль Коро и Эдуар Мане.
В конце 1860-х годов Фаттори начал давать частные уроки. Кроме того, преподавал во флорентийской Академии художеств, где одним из его студентов позже был Амедео Модильяни. Его батальные полотна покупали всё хуже, и Фаттори начал испытывать финансовые трудности. Он не смог платить налоги, и его недвижимость во Флоренции была конфискована за долги.
После 1875 года художник много работал в графике. Его офорты купила Национальная галерея современного искусства в Риме. Отмечалось, что офорты Фаттори выделяются инновационной техникой и композицией.
В 1888 году он стал профессором рисования в Академии художеств, участвовал в ряде международных выставок, получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Под конец жизни художник разочаровался в политическом развитии Италии, он до конца своих дней преподавал в Академии, но не воспринял новых художественных течений, в частности, выступил с резкой критикой пуантилизма.
Скончался Джованни ФАТТОРИ 30 августа 1908 года во Флоренции.
Работы художника выставлены в наиболее престижных музеях современного искусства в Италии, таких как Национальная галерея современного искусства в Риме, Пинакотека Брера в Милане и Палаццо Питти во Флоренции.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_сентября #Ф__
6 сентября
1928 года родился Пьерджорджо БРАНЦИ (в Сигна), итальянский фотохудожник и журналист, творчество которого ознаменовало собой новое явление в итальянской фотографии, получившее название «формалистический реализм».
Он сыграл важную роль в изменении характера журналистики и газетного дела в послевоенные годы.
* * * * *
Пьерджорджо получил классическое образование и учился на факультете права, но позже решил посвятить себя фотографии и журналистике. Он впервые взял в руки камеру в начале 1950-х годов, после того, как побывал на выставке Анри Картье-Брессона. К нему быстро пришел успех, как в Италии, так и за рубежом.
В период 1950-х годов Бранци стал работать журналистом, сотрудничал с первыми еженедельниками, жил несколько лет в Москве в качестве телерепортёра, а затем и в Париже.
Пьерджорджо Бранци всегда выступал как наиболее «европейский» мастер в ряду послевоенных молодых итальянских фотографов. Работа и богатый опыт помогли ему остаться независимым от зарождающихся в ту эпоху художественных течений и решать самые актуальные и изощренные задачи, стоящие перед мировой фотографией. Его снимки — у стойки ли бара, на улице, в витрине или над окном — становились скорее универсальными символами, а не отображениями конкретных событий повседневной жизни.
Работы фотографа отражают процесс зарождения массовой культуры, выработки нравов и стиля укрепляющегося среднего класса и постепенно нарастающее единообразие итальянского общества, которое сопровождается распространением идеологии потребления.
6 сентября
В 1795 году родился Михаил Иванович ТЕРЕБЕНЕВ (в Санкт-Петербурге), портретист и исторический живописец, академик.
Сын скульптора Михаил Теребенев стал учеником Академии в восьмилетнем возрасте. Первый успех пришел к подростку в 1810 году, когда он получил свою первую малую серебряную медаль. В 1815 году М.Теребенев получает большую золотую медаль и звание классного художника за дипломную программу «Русская крестьянская свадьба». Тогда же он уезжает в качестве пенсионера Академии художеств в Европу, пребывание в которой обогатило представления молодого художника о мировом изобразительном искусстве.
По возвращении на родину М.Теребенев становится известен как автор писанных маслом или акварелью, искренних портретов и сцен народной жизни. Работает он и в трудном жанре миниатюры. Художник неуклонно повышает свое мастерство, рост которого находит подтверждение в решениях Академии художеств. В 1824 году ему присуждают звание «назначенного» в академики, в 1830 году Теребенев становится академиком.
В течение 10 лет Михаил Теребенев прослужил учителем рисования в Артиллерийском инженерном училище.
Скончался Михаил Иванович Теребенев 25 декабря 1864 года в Санкт-Петербурге.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_сентября #Т__
6 сентября
В 1788 году родился Фридрих Вильгельм фон ШАДОВ (в Берлине), немецкий художник. Вместе с представителем назарейцев Петером фон Корнелиусом основал Дюссельдорфскую художественную школу.
* * * * *
Будучи сыном скульптора Иоганна Готфрида Шадова, он свои первые уроки в искусстве получил от отца. В 1808 году, после двухлетней солдатской службы, Вильгельм стал студентом Берлинской Академии художеств. Через два года, получив прусскую государственную стипендию для завершения образования, он отправился в Рим.
Среди множества кружков, землячеств, мастерских молодому художнику нелегко было сделать выбор. Вильгельм Шадов сделал его не сразу, он присоединился к группе немецких и австрийских художников, которых прозвали «назарейцами».
Во время своего пребывания в Риме Шадов писал преимущественно монументальные полотна на религиозную тематику; вместе с Корнелиусом, Овербеком и Фейтом Шадов принимал участие в оформлении виллы Бартольди. Летом 1819 года по просьбе Карла Фридриха Шинкеля Шадов вернулся в Берлин, где получил звание доцента в Берлинской академии художеств.
В 1822-25 годах Шадов руководил в Берлине большой мастерской, где благодаря покровительству короля обучалось много учеников. В конце 1825 года Шадов был назначен директором Дюссельдорфской академии художеств, став преемником Петера фон Корнелиуса. Спустя несколько лет в Дюссельдорф прибыли самые талантливые его ученики, среди которых были Эдуард Бендеман, Теодор Гильдебрандт, Юлиус Гюбнер, Франц Иттенбах, Карл Фридрих Лессинг и Карл Фердинанд Зон, что способствовало становлению Дюссельдорфской художественной школы.
В 1857 году Шадова разбил удар, от которого он уже не сумел оправиться. Спустя два года художник сложил все свои полномочия и удалился из общественной жизни.
Скончался Фридрих Вильгельм фон ШАДОВ 19 марта 1862 года в Дюссельдорфе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_сентября #Ш__
6 сентября
В 1855 году родился Юлиус Леблан СТЮАРТ (в Филадельфии, штат Пенсильвания), американский художник, бо́льшую часть жизни проживший во Франции. В творческой среде того времени получил прозвище «Парижанин из Филадельфии».
В конце XIX – начале XX веков, Юлиус Стюарт и Джон Сарджент были самыми известными американскими художниками-экспатриантами во Франции.
* * * * *
Выходец из семьи американского миллионера, увлечённого коллекционера живописи и мецената, патронировавшего школу художников в Барбизоне, Юлиус Стюарт с детства проявлял наклонности к изобразительному искусству. Отец вторую половину жизни провёл в Париже, куда привёз 10-летнего сына и дал ему европейское художественное образование.
Стюарт обучался в школе изящных искусств в мастерской французского живописца Ж.-Л. Жерома, затем его образованием занимались испанские мастера Эдуардо Замакоис и Раймундо де Мадрасо.
Благодаря своему богатому происхождению художник оказался вхож в лучшие дома парижских аристократов и буржуа. Он стал достаточно широко популярен после выставки своих работ на Парижском салоне в 1878 году. Первую известность ему принесли жанровые рисунки представителей своего сословия.
В период творческого становления художника его работы представляли собой: портреты и групповые портреты в быту, на природе, сцены отдыха, путешествий и т.п.
Благосостояние семьи Стюартов позволяло Юлиусу жить на широкую ногу. Он вращался в сфере парижской элиты, героями его новых картин становились друзья, знакомые, в т.ч. популярные артисты и артистки, различные селебрити того времени, богачи, аристократы. Зачастую Юлиус изображал и себя в группе людей на заднем плане.
В 1892 году художник создал картину «Крещение», на которой предположительно было изображено это таинство в семействе Вандербильтов. Картина демонстрировалась на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго. Получила она и благоприятные отзывы на Берлинской международной выставке.
Юлиус Стюарт участвовал в выставках Парижского салона вплоть до начала XX века. Более того, он активно содействовал созданию секции американских художников на выставке 1894 года.
Помимо картин посвящённых бытописанию «богатых и знаменитых» или просто состоятельных европейцев, им было создано немало чувственных полотен в стиле «Ню», а также рисунков собак, т.к. Юлиус всю жизнь был страстным «собачником».
В 1905 году художник пережил духовно-религиозный кризис и заметно переключил своё внимание в творчестве на изображение пейзажей Венеции и создание картин на религиозную тематику.
С началом I-й мировой войны Юлиус Стюарт добровольно вступил в санотряд общества Красного Креста, но ужасы войны вызвали у художника нервный срыв, отразившийся на его здоровье.
Скончался Юлиус Леблан Стюарт в 5 января 1919 года в Париже. Перед смертью намеревался навсегда вернуться в Америку.
—---------------------------------------------
Смотри видео работ Юлиуса Стюарта по ссылкам:
http://www.youtube.com/watch?v=5y3wgDXIzwQ
http://www.youtube.com/watch?v=REWvBlaXaqM
—---------------------------------------------
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_сентября #С__
6 сентября
В 1928 году родился Евгений Федорович СВЕТЛАНОВ (в Москве), советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР.
Он стал первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитом театре «Ла Скала».
Принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства.
* * * * *
Выходец из семьи солистов оперы Большого театра, он все детство провел за его кулисами. На одной из репетиций увлеченный музыкой 6-летний мальчик вскочил на стул и стал в такт размахивать руками. Видя это, Николай Голованов, пророчески заметил: «Наверняка, будет дирижер».
Евгений обучался по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище, затем в Институте им. Гнесиных у М.А. Гурвич. Позже занимался композицией у М.Ф. Гнесина. По окончании института по специальности «фортепиано» в 1951 году Светланов поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования профессора А.В. Гаука и композиции – Ю.А. Шапорина.
В 1954 году, будучи студентом 4-го курса, он стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.
Евгений Светланов был главным дирижером Большого театра (1963-1965), где поставил, в числе прочих, спектакли «Царская невеста», «Чародейка», «Отелло» и «Золотой петушок». Он руководил Государственным академическим симфоническим оркестром СССР, возглавлял музыкальные коллективы Швеции и других стран.
Маэстро оставил богатое творческое наследие и как композитор. Он – автор множества сочинений: поэмы «Калина красная», романтической баллады, камерно-инструментальных произведений для фортепиано, скрипки и виолончели и др.
За 35 лет работы с коллективом Светланов преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, за которым закрепился статус одного из лучших оркестров мира. Репертуар оркестра за это время расширился до невиданных ранее границ: он включал практически всю русскую симфоническую музыку, а также огромное количество сочинений западных композиторов и современных авторов.
В 1960-е годы записью всех симфоний П.И. Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфонической музыки», продолжавшийся 30 лет. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, и ее результатом стал выпуск на фирме «Мелодия» более 200 дисков, включающих всю русскую музыку для симфонического оркестра от Глинки до Рахманинова.
Наиболее масштабным проектом, представляющим западноевропейскую музыку всех эпох и стилей, стали программы Госоркестра и Евгения Светланова «Сокровища западноевропейской музыки».
Последними гастролями Евгения Федоровича с Госоркестром стали концерты в Китае на рубеже 1999-2000 годов. Апофеозом этих гастролей явилось совместное выступление российского и китайского оркестров перед многотысячной аудиторией с исполнением произведений композиторов двух стран.
Скончался Евгений Федорович Светланов 3 мая 2002 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_сентября #С__
6 сентября
В 1836 году родился Джон Эткинсон ГРИМШОУ (в Лидсе), живописец Викторианской эпохи, наиболее известный своими городскими пейзажами, передающими туман и сумерки.
Его творчество было забыто, и интерес к нему появился лишь во второй половине XX века, когда прошли несколько его крупных выставок. Крупнейшее собрание работ Гримшоу находится в городской галерее Лидса.
* * * * *
Вопреки желанию родителей, он в 1861 году бросил работу клерка в железнодорожной компании и занялся живописью.
С 1862 года Гримшоу начал выставляться под эгидой Философского и Литературного общества Лидса, изображая в основном птиц, а также натюрморты с цветами и фруктами. В 1870-е годы он стал известным художником и смог арендовать дом в Скарборо, графство Северный Йоркшир.
На его творчество главным образом оказали влияние прерафаэлиты. Гримшоу начал писать пейзажи, проработанные до малейших деталей, с тщательным выбором освещения и цвета. Очень характерны для него виды улиц и предместий, а также лунные пейзажи доков в Лондоне, Лидсе, Ливерпуле и Глазго.
Ему удавалось удачно передавать эффекты освещения, и часто тем самым картины передавали настроение. Исследователи отмечали, что изображения освещённых газом улиц и туманных набережных несут в себе как теплоту, так и отчуждение городского пейзажа.
В более поздних работах он изображал воображаемые древнегреческие и древнеримские сцены, а также персонажей произведений Лонгфелло и Теннисона. Альфред Теннисон оказал на него столь сильное влияние, что Гримшоу дал всем своим детям имена персонажей стихотворений Теннисона.
В 1880-е годы художник работал в своей лондонской студии в Челси, недалеко от студии Уистлера. Последний, ознакомившись с творчеством Гримшоу, написал, что он изобрёл ноктюрн в живописи раньше самого Уистлера.
Скончался Джон Эткинсон Гримшоу 13 октября 1893 года в Лидсе.
Он не оставил после себя никакого письменного наследия: ни писем, ни статей, ни книг.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_сентября #Г__
6 сентября
В 1766 году родился Джон ДАЛЬТОН (в деревушке Иглсфилд), английский провинциальный учитель-самоучка, химик и физик, метеоролог, естествоиспытатель и квакер. Один из самых знаменитых и уважаемых учёных своего времени, ставший широко известным благодаря своим новаторским работам в разных областях знания.
Он впервые (1794) провёл исследования и описал дефект зрения, которым страдал сам, – цветовая слепота, позже названный в его честь дальтонизмом.
В 1801 году открыл закон парциальных давлений (закон Дальтона); закон равномерного расширения газов при нагревании (1802), закон растворимости газов в жидкостях (закон Генри-Дальтона).
Установил закон кратных отношений (1803), обнаружил явление полимеризации (на примере этилена и бутилена), ввёл понятие «атомный вес», первым рассчитал атомные веса (массы) ряда элементов и составил первую таблицу их относительных атомных весов, заложив тем самым основу атомной теории строения вещества.
* * * * *
Упорство и трудолюбие позволили Дальтону получить образование, и осенью 1781 года он становится учителем математики. В новой комнате, которую отвели ему при школе, полки ломились от книг и он читал, читал, читал. А также постоянно наблюдал за погодой. Он зарегистрировал более двухсот тысяч наблюдений. Последнюю запись он сделал за несколько часов до смерти.
Научные исследования Джон Дальтон начал в 1787 года с наблюдений и экспериментального изучения воздуха.
В 1793 году он переезжает Манчестер и преподает в Новом колледже. Он привез с собой рукопись «Метеорологических наблюдений и этюдов», приведшую в восторг издателя Пенсвиля. Ее тут же напечатали, и монография была встречена с большим интересом. Джон Дальтон стал членом Литературного и философского общества. В 1800 году его избрали секретарем, в мае 1808 года – вице-президентом, а с 1817 года и до конца жизни был президентом.
Продолжая исследования газов, Джон Дальтон сделал еще несколько фундаментальных открытий – закон равномерного расширения газов при нагревании (1802), закон кратных отношений (1803), явление полимерии (на примере этилена и бутилена).
Но ученому не давали покоя атомы. Увлеченный новой идеей, Джон Дальтон занялся упорными исследованиями. 6 сентября 1803 года в своем лабораторном журнале он записал первую таблицу атомных весов.
С декабря 1803 по май 1804 года Джон Дальтон прочитал курс лекций об относительных атомных весах в Королевском институте в Лондоне. В конце 1809 года он поехал в Лондон, где встретился и беседовал с крупнейшими учеными Англии, побывал в лабораториях, познакомился с их работой.
О нем говорили уже за пределами Англии. Атомная теория Дальтона заинтересовала ученых Европы. В 1816 году Дальтона избрали членом-корреспондентом Парижской академии наук. В следующем году – президентом Общества в Манчестере, а в 1818 году английское правительство назначило его научным экспертом в экспедиции сэра Джона Росса, который лично вручил назначение ученому. Но Дальтон остался в Англии, он предпочитал спокойную работу в кабинете, не желая разбрасываться и терять драгоценное время.
Большой научный труд Дальтона получил всеобщее признание. В 1826 году английское правительство наградило ученого золотым орденом за открытия в области химии и физики, и главным образом за создание атомной теории. В следующие годы Дальтон был избран почетным членом Академии наук в Берлине, научного общества в Москве, Академии в Мюнхене.
В 1832 году Дальтон был удостоен самого высокого отличия Оксфордского университета. Ему присудили степень доктора юридических наук. Из естествоиспытателей того времени такой чести был удостоен только Майкл Фарадей.
Несмотря на свой преклонный возраст, он продолжал усиленно работать и выступать с докладами. Однако с приходом старости, это все труднее становилось делать.
Скончался Джон Дальтон 27 июля 1844 года в Манчестере.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_сентября #Д__
6 сентября
1475 года родился Себастьяно СЕРЛИО (в Болонье), итальянский архитектор-маньерист позднего Ренессанса из Школы Фонтенбло, художник-декоратор, гравер. Один из ведущих теоретиков архитектуры эпохи Возрождения.
Автор «Трактате об архитектуре», публиковавшегося в 1537-1575 годах отдельными книгами.
Им описан опыт проектирования и строительства закрытого театрального здания итальянского типа.
* * * * *
Первые навыки художественного ремесла он приобрел во время работы в мастерской отца. Затем в 1514 году переехал в Рим, где учился и работал в мастерской Бальдассаре Перуцци, много путешествовал.
В 1527 году после очередного завоевания Рима большинство строительных работ было приостановлено, и Себастьяно Серлио переехал в Венецию. Он не оставил значительного отпечатка на облике города, однако долгое время работал над задуманной серией из семи книг по архитектуре.
Серлио не успел завершить свою работу над серией, только часть из книг были закончены и изданы. Первой увидела свет четвертая книга серии, озаглавленная «Общие правила архитектуры». Эта публикация принесла ему известность, и архитектор был приглашен во Францию, в частности для работы над Дворцом Фонтенбло.
Переехав в 1541 году, Серлио вместе с Пьером Леско участвовал в строительстве Лувра. В дальнейшем Франциск I назначил его архитектором Дворца Фонтенбло. В своих архитектурных работах Серлио часто использовал рустованные колонны и чередование гладкого и необработанного камня.
Наибольшую известность архитектору принесли три разработанных им типа театральных декораций, описанные в его знаменитом «Трактате об архитектуре».
Согласно трактату, сцена для комедии должна представлять собой «чрезвычайно узкую и глубокую перспективу улицы с многочисленными лавками и домами, что дает возможность легко увеличивать число картин в пьесе». Сцена для трагедии – «городская площадь с общественными зданиями в строгом стиле», а для «сатирических идиллий и фарсов» можно использовать декорации в духе пасторали.
В 1619 году в Венеции было издано обширное собрание гравюр Серлио под названием «Все произведения архитектуры и перспективы».
Скончался Себастьяно СЕРЛИО в 1554 году в Лионе.
6 сентября
В 1911 году родился Сергей Григорьевич ОСТРОВОЙ (в Новониколаевске, ныне Новосибирск), русский советский поэт, мастер жанра песенной поэзии.
«В жизни можно по-разному жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так –
На рассвете встать
И помышляя о чуде
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям».
(Сергей Островой)
* * * * *
Еще учась в школе, он печатал заметки в городской газете. После окончания девятилетки в 1929 году переехал в Томск, где работал репортером в газете «Красное знамя», а через 2 года – в Москву.
Будучи разъездным корреспондентом газеты «Гудок», Сергей объездил полстраны. Его стихи «Наливались тополи» получили две премии на конкурсе военно-комсомольской песни. Сразу два композитора – Н. Мясковский и В. Фэре – написали песни на этот текст. После этого Островой занялся только творчеством.
Регулярно публиковать стихи начал в 1934 году (в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Красная звезда»). В 1935 году вышел сборник стихов-песен Острового, а через 2 года – сборник «Стихи».
Во время Великой Отечественной войны служил фронтовым корреспондентом. Писал стихи и газетные статьи, участвовал в боях, был ранен. В 1944 году вышла его книга военных стихов.
Наибольшую славу Сергей Островой приобрёл как поэт-песенник. На его стихи написаны такие песни, как «В путь-дорожку дальнюю», «Есть на Волге город», «Жди солдата», «У деревни Крюково», «Потолок ледяной, дверь скрипучая…», «Как провожают пароходы», «Пора в путь-дорогу…», «Дрозды», «Песня остаётся с человеком» и многие др.
У песен Острового самый широкий жанровый диапазон – это и шутливые, и лирические (о любви, о русской природе) и много песен, посвященных солдату, защите Отечества. Сам поэт признавался: «...ни с чем несравнимое счастье, когда стихи начинают звучать песней». Он работал и дружил с такими композиторами, как Дунаевский, Хачатурян, Мурадели, Соловьёв-Седой, Мокроусов, Блантер…
Творчество поэта было отмечено многими правительственными наградами, среди которых боевые медали, ордена Отечественной войны I и II степени, Дружбы народов, «Знак Почёта». Лауреат Государственной премии РСФСР им. А.М. Горького, многократный лауреат песенных конкурсов и фестивалей.
За свою творческую жизнь Островой выпустил с полсотни книжек – это стихи, поэмы, проза, и даже сказки. Вплоть до последних лет публиковал новые стихи в различных изданиях, является автором более 25 поэтических сборников.
Он занимался спортом, в 1970-е годы был президентом теннисной федерации России.
Скончался Сергей Григорьевич Островой 22 декабря 2005 года в Москве, похоронен в колумбарии Донского кладбища.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_сентября #О__
6 сентября
В этот день 1936 года учреждено звание «Народный артист СССР» для лиц, «особо отличившихся в деле развития советского театра, музыки и кино».
Это было первое высшее почетное звание в стране. Позже появились народные учителя, народные художники и народные архитекторы.
* * * * *
В 1919 году Советским правительством было учреждено почётное звание «Народный артист Республики», которое до 1936 года являлось высшим почётным званием в СССР, присваивавшимся выдающимся деятелям искусства. В числе первых народных артистов были композитор А.К. Глазунов, певцы Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов.
Почётное звание «Народный артист СССР» утверждено Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР № 47 от 6 сентября 1936 года. Оно присваивавшееся выдающимся деятелям искусства народов СССР, получившим общее признание в развитии советского театра, музыки и кино.
В отличие от «заслуженного артиста», звание «народный артист» являлось более высокой степенью отличия в области музыки и иных сценических видов искусства.
Нагрудный знак «Народный артист СССР» изготовлялся из томпака с золочением и имеет четырехугольную форму. В центральной части – надпись «Народный артист СССР», под ней – рельефное изображение серпа и молота.
Первыми народными артистами СССР стали основатели и ведущие актеры МХАТ Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, Иван Москвин, Василий Качалов, а также певица Большого театра Антонина Нежданова.
С 1936 года в СССР стали также присуждать Сталинскую премию за «особо ценные художественные произведения» в области искусства и литературы, которую в 1957 году переименовали в Ленинскую (после ХХ съезда КПСС).
Если Ленинская премия давалась за «особо ценные произведения», то установленная в 1941 году Государственная премия СССР присуждалась за «значительные достижения в области искусства и литературы».
В 1991 году эти звания и премии превратились в историю. Последними кавалерами почетного звания «Народный артист СССР» стали 21 декабря 1991 года – артист московского театра «Ленком» Олег Иванович Янковский за большие заслуги в развитии советского театрального и кинематографического искусства и артистка Московского Художественного академического театра СССР им. Чехова Софья Станиславовна Пилявская за большие заслуги в развитии советского театрального искусства. Этим же указом звания «Народный артист СССР» удостоилась Алла Борисовна Пугачева.
Всего звания «Народный артист СССР» были удостоены более тысячи человек.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_6_сентября