9 апреля
1862 года родился Генри ТОНКС (в Бирмингеме), английский художник и врач. Один из первых импрессионистов в Великобритании.
* * * * *
Происходил из состоятельной семьи, образование получил в колледже Клифтон в Бристоле, затем изучал медицину в Брайтонском университете и в Лондонском Королевском госпитале. После защиты докторской работы практиковал в Королевском Свободном госпитале Лондона.
Живописи Генри Тонкс начал учиться в лондонском Техническом институте, под руководством художника Фредерика Брауна, который настоятельно советовал ему сменить профессию на художника. С 1892 года Тонкс продолжил занятия живописью в Школе изящных искусств Слейд. В этот период он знакомится и становится дружен с такими мастерами, как Джеймс Уистлер, Уолтер Сикерт и Джон Сингер Сарджент.
В годы Первой мировой войны Генри Тонкс служил во Франции, состоял в Королевском медицинском корпусе. Особенно успешен был его вклад — и как врача, и как художника — в пластическую хирургию. Как и Сардженту, Тонксу было присвоено звание «военного художника», что позволило ему создать серию полотен о фронтовых буднях.
После войны и возвращения на родину Генри Тонкс вступает в Новый английский художественный клуб. Позднее избирается президентом Школы изящных искусств Слейд и занимает этот пост вплоть до ухода на пенсию в 1930 году.
По имени художника в графике названа «техника Тонкинг», заключающаяся в как можно более контрастном ведении рисунка углём или карандашом, позволяющая затем стереть себя или размазать с помощью платка. При этом уменьшается плотность изображения и появляется возможность с помощью уголька более подробно разработать детали рисунка.
Скончался Генри ТОНКС 8 января 1937 года в Лондоне.
9 апреля
1859 года родилась Мария Алексеевна ФЁДОРОВА /в девичестве – Ионова/ (в Санкт-Петербурге), русская художница-пейзажистка, в последние годы жизни также занималась иконописью.
* * * * *
Из семьи бухгалтера, она с 1878 года обучалась в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. C 1881 года посещала Академию художеств как вольнослушательница, но курс академии не окончила (ученица Ивана Ивановича Шишкина). В 1892 году Мария Фёдорова получила свидетельство преподавателя рисования в женских гимназиях.
Она много путешествовала по России, бывала на Волге. Принимала участие в выставках Санкт-Петербургского общества художников, Московского общества любителей художеств и Академии художеств. В 1898 году И.К. Айвазовский направил в Совет Академии художеств ходатайство о присвоении ей почётного звания за успехи в живописи.
В начале 1920-х годов Фёдорова эмигрировала в Финляндию.
В 1923 году она провела совместные выставки с Григором Ауэром в Выборге и в салоне Стриндберга в Хельсинки. Художница входила в Общество русских художников в Финляндии; экспонировала свои пейзажи на 1-й выставке Общества (1933).
Самая известная работа – «К ненастью», написана Марией Алексеевной в 1891 году и в том же году приобретённая у неё Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи. Картины художницы находятся также в музеях Таганрога и Рязани, в частных коллекциях России и Финляндии.
Ею написаны иконы Спасителя и Божьей Матери для Никольской православной общины в Хельсинки (совместно с дочерью – Л.В. Платан), иконы «Голгофа» и «Плащаница» для Выборгской православной общины.
Скончалась Мария Алексеевна ФЁДОРОВА в 1934 году в Хельсинки (Финляндия).
9 апреля
В 1656 году родился Франческо ТРЕВИЗАНИ (в Каподистрии), итальянский художник эпохи позднего барокко (раннее рококо).
* * * * *
Сын архитектора Антонио Тревизани, учиться живописи он начал под руководством отца. Позднее занимался в мастерской Антонио Дзанки в Венеции. В 1678 году Франческо Тревизани приезжает в Рим, где пользовался покровительством кардиналов Пьетро Оттобони и Киги; последний рекомендовал художника папе Клименту XI.
В 1713 году Тревизани, имевший собственную художественную школу, становится ведущим мастером этого направления в Риме. На развитие его творчества повлияли такие живописцы, как Гвидо Рени, Паоло Веронезе и Пьетро да Кортона.
Художник был также талантливым копиистом, в совершенстве изучившим работы Г. Рени и П. да Кортона.
К основным работам Франческо Тревизани относятся его фрески в римской церкви Сан-Сильвестро. По заказу папы Климента XI он пишет одного из пророков (Варфоломея) в Латеранском соборе и работает над фресками для купола кафедрального собора в Урбино. Работал также для королевских и герцогских дворов Брауншвейга, Мадрида, Вены, Мюнхена и Стокгольма.
Среди известных работ Тревизани следует назвать: «Смерть св. Иосифа», написанную для собора Сан-Игнасио в Риме; главный алтарь дворца Мафра в Португалии; сцены из жизни св. Лусии для церкви города Нарни. Писал художник также и картины на исторические и мифологические темы. В 1712 году он становится членом Академии де Аркадия.
Его брат, Анжело Тревизани, был известным венецианским художником, в связи с этим Франческо часто называли «римским Тревизани».
Скончался Франческо ТРЕВИЗАНИ 30 июля 1746 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_апреля #Т__
9 апреля
В 1913 году родился Роман Владимирович ДАВЫДОВ (в Москве), советский режиссёр и художник-постановщик мультипликационного кино, был одним из самых крупных мастеров «Союзмультфильма». Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Главным фильмом в его творчестве стал пятисерийный цикл «Маугли», над которым он работал около 6 лет, вошедший в «Золотой фонд» советской мультипликации и ставший «культовым».
В истории мультипликации Давыдов останется блистательным мультипликатором-анималистом, непревзойденным знатоком анатомии и биомеханики лошадей, ярким экспериментатором в области монтажно-пластических решений рисованного и кукольного фильма.
* * * * *
Получил техническое образование – окончил Московский индустриальный техникум, но очень скоро у него обнаружились незаурядные способности художника. В 1932 году он выиграл конкурс художников-карикатуристов; в дальнейшем занимался на курсах карикатуристов у А.А. Радакова при журнале «Крокодил».
В 1937 году Роман Давыдов поступает на курсы художников-мультипликаторов при студии «Союзмультфильм» и долгие годы работает художником мультипликатором с ведущими режиссёрами В.И. Полковниковым, Д.Н. Бабиченко, В.Г. Сутеевым, И.П. Ивановым-Вано, М.С. Пащенко и др.
В 1956 году он дебютировал как режиссер сначала кукольных фильмов («Колобок», «Три медведя»), затем рисованных фильмов. В кукольной мультипликации применял объемные фазованные детали кукол.
В 1966 году начал работу фильмом по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга. В период 1967-71 годов вышел сериал из пяти частей «Маугли», ставший этапной работой для всей студии «Союзмультфильм» и заслуживший высокую оценку коллег и любовь зрителей.
Большую известность также получили работы Романа Давыдова в жанре исторических и сказочных мультфильмов: «Детство Ратибора», «Лебеди Непрядвы», «Сказ о Евпатии Коловрате».
Он работал с художниками А.В. Винокуровым, П.П. Репкиным, В.А. Никитиным, А.Е. Трусовым, В.И. Морозовым, Г.М. Козловым и др. Неоднократно преподавал на курсах обучения и повышения квалификации художников-мультипликаторов. Член АСИФА.
Является постановщиком мультфильмов: «Козленок» (1961), «Живые цифры» (1962), «На краю тайны» (1964), «Главный звездный» (1966), «Фока – на все руки дока» (1972), «Василиса Микулишна» (1975), «Храбрец-удалец» (1976), «Мальчик-с-пальчик» (1977), «Сын камня» (1982), и др.
Отец режиссёра-мультипликатора Александра Давыдова.
Скончался Роман Владимирович ДАВЫДОВ 17 сентября 1988 года в Москве.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_апреля #Д__
9 апреля
1830 года родился Эдвард МЕЙБРИДЖ (в Кингстоне-на-Темзе), английский и американский фотограф. Один из создателей хронофотографии, который впервые в истории начал применять несколько фотоаппаратов одновременно. Изобретатель зоопраксископа — устройства для проецирования фильмов, которое существовало до появления целлулоидной плёнки.
* * * * *
Эдвард Мейбридж занимался изучением движения в общем и движения животных в частности, вопросами его фиксации и отображения. В своих исследованиях он пришел к экспериментам с пофазовым фотографированием бега коней, которые проводились в 1872-1878 годах.
Мейбридж известен благодаря использованию сразу нескольких фотокамер одновременно, на чём был основан ряд его экспериментов.
Оригинальная идея Эдварда Мэйбриджа нашла своё применение в спорте: с помощью фотофиниша и сейчас определяют победителя скачек.
В 1887 году вышло 11 томов работы Эдварда Мейбриджа «Движение животных: Электрофотографические исследования последовательных фаз движения животных», опубликованных под эгидой Пенсильванского университета, которые содержали все фотографические эксперименты Мейбриджа, осуществленные в период 1872-1885 годов (свыше 100 тысяч фотографий).
В 1901 году Мейбридж выпустил книгу «Фигура человека в движении», которая уже содержала зафиксированные фото движений мужчин и женщин.
Деятельность фотографа, его массовое фотографирование и технические изобретения стали большим вкладом в изобретение кинематографа.
Скончался Эдвард МЕЙБРИДЖ 8 мая 1904 году в Кингстоне-на-Темзе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_апреля #М__
9 апреля
В 1656 году родился Франческо ТРЕВИЗАНИ (в Каподистрии), итальянский художник эпохи позднего барокко (раннее рококо).
Сын архитектора Антонио Тревизани, под руководством которого начал учиться живописи.
* * * * *
Позднее Франческо занимался в мастерской Антонио Дзанки в Венеции. В 1678 году он приезжает в Рим. Пользовался покровительством кардиналов Пьетро Оттобони и Киги; последний рекомендовал художника папе Клименту XI.
На классический стиль произведений Тревизани сильно повлиял своей живописью Карло Маратта. В 1713 году Тревизани, имевший собственную художественную школу, становится ведущим мастером этого направления в Риме.
К основным работам следует отнести его фрески в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите, работал также по заказам мирских властителей, а также для королевских и герцогских дворов Брауншвейга, Мадрида, Вены, Мюнхена и Стокгольма.
Художник писал картины на исторические и мифологические темы. В 1712 году он становится членом Академии де Аркадия. В 1719 году пишет для церкви Сантиссиме Стиммате ди Сан-Франциско полотно «Мученичество св. Франциска».
Скончался Франческо Тревизани 30 июля 1746 года в Риме.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_апреля #Т__
9 апреля
1806 года родился Изамбард Кингдом БРЮНЕЛЬ (в Портсмуте, Англия), величайший, но малоизвестный британский инженер, конструктор, кораблестроитель, изобретатель, одна из фигур в истории Промышленной революции.
Он оставил о себе славу одного из первых инженеров XIX века.
За свою жизнь Брюнель построил 25 железных дорог в Англии, Ирландии, Италии, Индии. Проектировал и руководил постройкой – 8 пирсов и сухих доков, 5 висячих мостов, 125 железнодорожных моста, в том числе Клифтонский мост у города Бристоль, Великобритания, 3 крупных парохода.
В 1855 году опубликовал проект строительства Панамского канала. Добивался перевода железных дорог на «широкую» колею (безрезультатно).
* * * * *
Получил образование в Коллегии Генриха IV в Канне, а практическую деятельность как инженер начал под руководством отца, которому помогал при постройке туннеля под Темзой.
Потом самостоятельно возводил мосты, прокладывал железные дороги и создавал самые крупные в мире корабли, пересекавшие Атлантику.
Став главным инженером «Большой западной железной дороги» занимался постройкой туннелей, мостов и других больших сооружений для нее, в т.ч. построил мост через Темзу у Мэйденхеда и через Уай у Чипстоу. Он же выстроил Хангерфордский висячий мост в Лондоне и участвовал в постройке мостов Conway и «Британия»; он же построил доки в Кардиффе и в Сандерленде, корабли: «Great Western» (1835), «Great Britain» (1842) и «Great Eastern».
Узнав об экспериментах с первым винтовым пароходом «Архимед», установил винт на «Грейт Бритн», что послужило популяризации винта.
Последним, самым знаменитым его делом была постройка колоссального полностью металлического парохода «Левиафана», переименованного после в «Грейт Истерн», проект которого он составил в 1852 года и окончил после многолетней работы, преодолев денежные затруднения и всякого рода материальные и физические препятствия. Сильное напряжение и возбуждение сил во время исполнения его любимого проекта содействовало преждевременной его смерти; он уже давно болел и все свои важные работы исполнял будучи уже больным. Во время приготовлений к пробному плаванию «Great Eastern» он был поражен апоплексическим ударом (по другой версии, инфарктом).
Скончался Изамбард Кингдом БРЮНЕЛЬ 15 сентября 1859 года в Вестминстере.
Когда телеканал Би-Би-Си провел опрос с целью выявить самых великих подданных британской короны, Брюнель уступил лишь премьер-министру времен II-й мировой войны Уинстону Черчиллю.
9 апреля
В 1933 году родился Жан-Поль БЕЛЬМОНДО (в Нёйи-сюр-Сен, департамент Верховья Сены), известный французский актер.
В первых фильмах создал образ юного бунтаря с неотразимой улыбкой (сродни голливудскому Джеймсу Дину) и стал предметом культового поклонения европейской молодёжи.
В более зрелом возрасте переключился на острохарактерные роли в комедиях и боевиках.
* * * * *
Сын парижского скульптора он в детстве был очень хорошеньким, и отец использовал его в качестве модели для пухлых купидончиков, которые и по сей день можно увидеть на фонтанах в Париже.
В школе Жан-Поль был шумным, постоянно шалил. Из-за своих проделок его даже однажды исключили из Эльзасской школы. Чтобы найти применение неуёмной энергии, он занимался спортом – боксом и футболом. А когда встал выбор жизненного пути – спорт или актерская деятельность, Бельмондо выбрал последнее.
В возрасте 20 лет он поступил в Высшую национальную консерваторию драматического искусства в Париже. После завершения обучения начал профессиональную карьеру на сцене и провёл значительную часть 1950-х годов, работая в театре.
В кино Жан-Поль Бельмондо дебютировал в 1957 году в фильме «Пешком, верхом и на машине», но роль прошла незамеченной, поскольку эпизоды с его участием были вырезаны перед самым выходом картины. Затем было еще несколько небольших ролей, но всемирную известность и славу актёру в 1959 году принесла роль беспечного и обаятельного преступника Мишеля Пуакара в фильме Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», ставшем впоследствии одной из ключевых лент мирового кинематографа.
В 1960-80-е годы Бельмондо много снимался (1-2 фильма в год): «Две женщины», «Женщина есть женщина», «Вор», «Сирена с „Миссисипи“», «Доктор Пополь», «Наследник», «Стависки», «Труп моего врага», «Профессионал», «Авантюристы», «Одиночка» и др.
Он был одним из самых коммерчески успешных и востребованных актёров Франции. Бельмондо снимался у таких известных режиссеров, как Жан-Люк Годар, Луи Маль, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Ален Рене… Его партнершами были Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Клаудия Кардинале...
Хотя амплуа Бельмондо – это неисправимые авантюристы и циники в комедийных лентах и боевиках, но актер создал на экране и ряд весьма серьёзных характерных ролей.
Сам актер к многочисленным ролям в незамысловатых боевиках и в авантюрных фильмах относится не без юмора – он блистательно сыграл главную роль в остроумной пародии Филиппа де Брока «Великолепный».
В 1987 году Бельмондо вернулся в театр и с этого момента совмещал работу со съемками в кино. По примеру Алена Делона он основал компанию «Cerito» (это девичья фамилия его бабушки) для создания собственных фильмов. Лестные отзывы критиков в 1995 году получила его игра в картине режиссера Клода Лелюша «Отверженные» по одноименному роману. Но после инсульта в 2001 году Бельмондо вынужден был уйти с работы.
Однако в 2008 году 74-летний актёр смог вновь вернуться на съёмочную площадку, – он снялся в фильме «Человек и его собака». После этого Бельмондо сказал: «Хотя я снялся в 95 фильмах и сыграл 40 театральных ролей, на этих съемках я был счастлив как никогда. Этот фильм не похож на то, что я делал раньше, эта работа – совсем в ином ключе».
Последним фильмом с его участием стала картина «Женщина и мужчины» (2010).
Жан-Поль Бельмондо – Командор ордена Почетного легиона и ордена искусств и литературы, удостоен премии «Сезар» (1989) и Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля (2011), дважды номинировался на премию BAFTA как лучший иностранный актер.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_апреля #Б__
9 апреля
1902 года родилась Ольга Васильевна ПЕРОВСКАЯ (в селе Васильевка, Мелитопольский уезд, Таврическая губерния), русская советская детская писательница.
Ее книги носят познавательный характер, отличаются занимательностью сюжета и тонким пониманием психологии животных, показанной через детское восприятие.
* * * * *
С пяти лет и до совершеннолетия Ольга жила в Семиречье в самых чудесных уголках Казахстана и Киргизии, где ее отец, окончивший Петербургский лесной институт, служил лесничим. Многие детские впечатления от жизни в этих замечательных краях она вспоминала впоследствии с большой теплотой, и они нашли отражение в её творчестве.
В 1923-1926 годах Перовская училась на биологическом факультете МГУ.
В это время вышла её первая и наиболее известная книга рассказов «Ребята и зверята», сразу завоевавшая симпатии маленьких читателей. Это цикл рассказов о насыщенной событиями жизни детворы – четырёх сестёр, дочерей лесничего, служащего в Семиречье. Книгу можно назвать автобиографичной, так как в чертах её главных героев легко угадываются сама Ольга и её сестры.
Перовская является автором серии рассказов и повестей о животных: «Необыкновенные рассказы про обыкновенных животных», «Мармотка», «Про поросят», повестей «Остров в степи», «Золотое руно», «Джан – глаза героя».
В 1940-х – начале 1950-х годов Ольга Перовская была репрессирована и приговорена к 10 годам лагерей, потом приговор смягчился ссылкой, которая закончилась в 1955 году. В конце 1950-х годов реабилитирована.
В течение 15 лет (1940-1955) её книги не печатались, не показывали диафильм «Франтик» из серии «Ребята и зверята», уничтожили целый тираж повести «Остров в степи». Писательница, которую с большим удовольствием печатали в течение 15 лет и с восторгом читали дети, в этот период просто исчезла из жизни советской детской литературы.
Годы ссылки наложили отпечаток на жизнь писательницы, но она постаралась не переносить свое горе и обиду на творчество для детей и продолжала писать добрые, светлые, тёплые и счастливые книги. После ссылки Ольга Васильевна была прикована к постели тяжелой болезнью.
Скончалась Ольга Васильевна ПЕРОВСКАЯ 18 сентября 1961 года в Москве, похоронена в Подмосковном посёлке Переделкино.
9 апреля
1821 года родился Шарль Пьер БОДЛЕР (в Париже), поэт и критик, классик французской и мировой литературы.
В настоящее время его стихи популярны и часто переиздаются.
На стихи Бодлера писали музыку К. Дебюсси, Э. Шабрие, Г. Форе, Венсан д’Энди, Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Анри Дюпарк, Альфредо Казелла, Фрейташ Бранку, А. фон Цемлинский, А. Берг, К. Штокхаузен, Н. Рорем, В. Плохарский (альбом «Cyfry»), А. Соге, Арне Меллнесс, Кайхосров Сорабджи, Оливье Грейф, Серж Генсбур, С. Танеев, А. Гречанинов, А. Крупнов, Юрий Алексеев, Д. Тухманов, Диаманда Галас, Лоран Бутонна, Милен Фармер, Константин Кинчев, Судный день и др.
* * * * *
Обучался в коллеже Людовика Святого, но за год до окончания был оттуда исключён. В мае 1841 года родители в качестве наказания отправили его путешествовать в Индию, дабы он «избавился от дурного влияния» круга богемы Латинского квартала. Путешествие продлилось всего 2 месяца; до Индии он не доплыл.
Поврежденный штормом корабль добрался до острова Маврикий, и там Бодлер убедил капитана отправить его назад во Францию. Плавание это оказало несомненное влияние на будущего поэта: тропические пейзажи, звуки и запахи послужили основой для красочных экзотических картин в некоторых из величайших его творений.
Судьба Бодлера в эти годы была типична для многих людей тогдашних образованных кругов общества. Он участвовал в баррикадных боях февраля, сотрудничал в республиканской прессе, сражался вместе с парижскими рабочими на баррикадах в июне 1848 года.
Свою литературную деятельность Бодлер начал с критических статей о живописи Давида и Делакруа. Первым его опубликованным сочинением была статья «Салон 1845 года». Большое значение имело для него знакомство с творчеством Эдгара По: страстный интерес к этому писателю он сохранил на всю жизнь – в 1852-1865 годах переводил его сочинения и писал о нем критические статьи.
В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла» («Fleurs du mal»), шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника 6 наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания.
Он познал все круги искусственного рая. Ему принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли.
В 1866 году поэт тяжело заболевает.
Скончался Шарль Пьер БОДЛЕР 31 августа 1867 года в Париже.
9 апреля
1906 года родился Виктор ВАЗАРЕЛИ /наст. фамилия – Вашархей/ (в местечке Печ, Венгрия), французский художник, график и скульптор венгерского происхождения, ведущий представитель направления «оп-арт».
* * * * *
С 1925 года он обучался медицине в Будапеште.
Решив стать художником, Виктор Вазарели в 1927-1929 годах занимался в местных частных академиях, попутно работая в сфере коммерческого дизайна. В 1930 году он уехал в Париж, где открыл бюро рекламной графики. С той поры стал использовать романизированный вариант своей фамилии в качестве псевдонима.
После десяти лет экспериментов с графическим стилем в конце 1940-х годов Вазарели отходит от символизма и переходит к конструктивизму и абстрактному геометрическому искусству, уделяя особое внимание перспективе.
В 1969 году ему было присуждено звание профессора в Высшей школе прикладного искусства в Будапеште.
Работы Виктора Вазарели участвовали в многочисленных выставках по всему миру. Он читал лекции в Нью-Йорке и был удостоен звания Почетного Гражданина этого города, а в Венгрии и Франции были открыты музеи Вазарели.
Его оптические изображения стали частью поп-культуры, оказав сильное влияние на архитектуру, компьютерную графику и моду ХХ века.
Скончался Виктор ВАЗАРЕЛИ 15 марта 1997 года в Париже.
9 апреля
В этот день 1997 года американец Дуглас Энджелбарт получил премию Лемельсона-MIT – приз Массачусетского технологического института в размере 500 тыс. долларов – за изобретение им в 1968 году компьютерной мыши.
* * * * *
Большинству обладателей персонального компьютера вряд ли известно имя Дугласа Карла Энджелбарта. Однако это упущение не мешает практически 1 млрд. человек ежедневно пользоваться его творениями, самое популярное из которых – компьютерная мышь.
В 1963 году Энджелбарт основал исследовательскую лабораторию, в которой стартовало сразу несколько компьютерных проектов. Самыми заметными из них стали «NLS» («oNLine System») – гипертекстовая электронная база данных и специально разработанное под нее устройство «мышь», – которые вплоть до середины 1980-х годов не предназначались для общего пользования.
Со временем «NLS» обрастала новыми возможностями: в ней появился первый в истории компьютеров графический интерфейс, основанный на всплывающих окнах (автором идеи стал Дуглас), е-мейлер, разные опции для печати текста. В программе были даже встроенные возможности проведения телеконференций, что казалось в 1960-х годах чем-то фантастическим.
Когда же Дуглас Энджелбарт 9 декабря 1968 года презентовал конечную версию своего «NLS» на компьютерной конференции в Сан-Франциско, это было как гром среди ясного неба. С тех пор эта дата считается днем рождения компьютерной мыши.
Сама «мышь», она же «индикатор позиций икс и игрек», она же манипулятор, «увидела свет» в 1964 году. Первая мышь выглядела как деревянная коробочка, которая перемещалась по столу на колёсиках, отсчитывая их обороты и развороты. Затем эта информация вводилась в компьютер и управляла перемещением курсора на экране.
Над созданием манипулятора Энджелбарт работал не один: он является автором идеи и разработчиком концепции, само же устройство сконструировал аспирант Билл Инглиш, а присоединившийся позднее Джеф Рулифсон существенно улучшил конструкцию мыши и разработал для неё программное обеспечение. В архивах Стэнфордского университета хранится учебный фильм 1968 года, в котором демонстрируется первая компьютерная мышь и её потрясающие для того времени возможности.
Некоторые считают, что сейчас Дуглас Энджелбарт мог бы быть богаче и известней Билла Гейтса, но патент на мышь, срок действия которого уже исчерпан, в свое время оказался крайне неудачно составлен. Он распространялся не на идею манипулятора, а всего лишь на механизм считывания координат с помощью двух ортогонально расположенных колес.
Современные мыши имеют иные механизмы считывания – на смену шарикам и роликам пришла высокотехнологичная оптика, а потому компании, их производящие, свободны от каких-либо обязательств перед изобретателем. Кстати первая в мире оптическая мышь появилась в 1982 году.
Будь Энджелбарт расторопнее, сегодня он был бы миллиардером, а тогда, в 1968 году, «отец компьютерной мыши» получил от работодателей за своё изобретение чек всего лишь на 10 тыс. долларов. Весь этот гонорар он внёс в качестве первого взноса за скромный загородный домик.
И вот в 1997 году работу Дугласа Энджелбарта оценили выше: его наградили премией Лемельсона-MIT (500 тыс. долларов) за выдающийся вклад в развитие компьютерных технологий, а чуть позже – престижной наградой Тюринга.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_апреля