9 августа
1606 года родился Теодор ван ТЮЛЬДЕН (в городе Хертогенбос, Нидерланды), фламандский живописец и гравёр, ученик Блейенберга и Рубенса.
Очень искусно сочинял и исполнял декоративные картины аллегорического и исторического содержания; также писал сцены обыденной жизни (деревенские праздники, свадьбы) и портреты.
Он был одним из самых модных художников эпохи Людовика XV, иметь в коллекции его полотна было престижно.
* * * * *
Работал в своём родном городе, а также в Антверпене, Париже (1631-1633 гг.) и Гааге. В 1626 году он стал мастером в гильдии Святого Луки; с 1634 года снова работал в Антверпене, часто с Рубенсом, помогая ему в некоторых из его работ. В 1640 году ван Тюльден вернулся в Северный Брабант, где выиграл конкурс на право создавать живописные политические аллегории по заданию городского совета.
Главные произведения художника – алтарный образ св. Матурина и Варвары в парижской церкви первого из этих святых; стенная картина «Кузница Вулкана» в павильоне парка в Гааге; декорации триумфальных ворот, воздвигнутых по проектам Рубенса в Антверпене ко въезду в этот город кардинала-инфанта Альбрехта; картины: «Саломея с головой св. Иоанна Предтечи», «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», «Мучение св. Адриана», «Время, спасающее Истину» (находится в Эрмитаже).
Он умел передавать очарование молодых женщин и, насколько это позволял заказ, все достоинства моделей. Одна из его многочисленных аллегорических композиций была приобретена для коллекции императрицы Елизаветы Петровны: «Аллегория, представляющая Невежество, обладающее Богатством и отгоняющее от себя Искусство и Торговлю». В XVIII веке в описях ее еще называли «Добродетель и порок».
Как гравёр ван Тюльден известен в особенности своим сборником эстампов, воспроизводящих рубенсовские композиции для уличных декораций, устроенных в Антверпене по случаю въезда туда кардинала-инфанта, а также 58 гравюрами «Похождений Улисса» с картин Николо дель-Абате в Фонтенбло и «Битвой амазонок» с Рубенса.
Скончался Теодор ван ТЮЛЬДЕН 12 июля 1669 года в Хертогенбосе.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_августа #Т__
9 августа
В 1602 году родился Жиль Персонн РОБЕРВАЛЬ /наст. имя – Жиль Персонье или Персонн/ (в Робервале, близ города Бове), выдающийся французский математик, механик, астроном и физик, член Парижской АН (1666). Его псевдоним происходит от названия деревни, где он родился.
Роберваль известен благодаря многочисленным открытиям и исследованиям в различных областях науки, а также как изобретатель «весов Роберваля», двухчашечных весов для взвешиваний, которые не требовали большой точности.
* * * * *
Познания в математике он приобрёл путём самообразования. В 1631 году Роберваль был назначен на кафедру философии в коллеже Жерве в Париже. Через 3 года перешёл на кафедру математики в Коллеж-Руайяль (ныне Коллеж де Франс) – открытом высшем учебном заведении Парижа, где преподавал механику. К лицам, занимающим эту должность, предъявлялось требование: ставить математические проблемы и решать их; в случае, если кто-либо решит поставленную проблему лучше занимающего эту должность, должность переходит к «победителю». В соответствии с этим условием, Роберваль оставался на своей должности до конца жизни.
Жиль Персонн Роберваль занимался разработкой метода неделимых; с его помощью впервые вычислил площадь циклоиды и определил объёмы производимых ею тел вращения. В конце 1630-х годов он вычертил и опубликовал график синусоиды – первый график тригонометрической функции, появившийся в печати.
Занимался также проблемами бесконечно малых, пределами, проблемой квадратуры круга и вычислением объёмов различных тел. Но Роберваль потерял приоритет во многих своих методах, т.к. держал их для собственного использования.
Считается, что Роберваль первым рассмотрел такую кривую, как строфоида (которую он называл птероидой – от греч. πτερον «крыло»).
Широкую известность получил открытый Робервалем кинематический метод проведения касательной к кривой в произвольно заданной точке; в 1640 году он опубликовал систематическое изложение данного метода и главнейших его применений. Метод содержал в себе элементы будущего дифференциального исчисления, но исходил из индивидуальных особенностей кривых и потому был недостаточно алгоритмичен.
Робервалем был написан «Трактат по механике», в котором осуществил систематизацию и завершение геометрической статики Стевина, причём в основу своего изложения статики положил два фундаментальных закона. Это «закон равенства моментов сил» и «закон параллелограмма сил» (у Роберваля последний закон получил намного более чёткую формулировку, чем у Стевина, и впервые рассматривался в качестве всеобщего закона статики).
Он изобрёл ряд астрономических инструментов и так называемые весы Роберваля, в основе конструкции которых лежит шарнирный параллелограмм из четырёх жёстких стержней. Данная механическая система обладает (кажущимся парадоксальным) свойством: если веса грузов одинаковы, то они уравновешиваются при любом расположении точек подвеса. При этом доказательство этого утверждения Роберваль оставил читателю. Для его современников решение поставленной им задачи оказалось не по силам; первое правильное решение «парадокса Роберваля» методами геометрической статики дал лишь Л. Пуансо в своих «Началах статики» в 1804 году.
Роберваль и Декарт скептически относились друг к другу. Декарт критиковал методы, которые применяли Роберваль и Пьер Ферма. Роберваль отвечал на это критикой методов, которые вводил в геометрию Декарт.
Роберваль выступал в поддержку гелиоцентрической модели устройства солнечной системы Коперника и теории взаимного тяготения между материальными телами.
Скончался Жиль Персонн РОБЕРВАЛЬ 27 октября 1675 года в Париже.
* * * * *
Примерно в 1850 году французский изобретатель и владелец собственной весовой фабрики Жозеф Беранже предложил дополнить конструкцию Роберваля небольшими дополнительными рычагами на месте стоек под основным двойным коромыслом. Благодаря этому удалось сократить действие внешних сил и силы трения и, следовательно, повысить чувствительность устройства.
Инновационная конструкция весов с чашами над системой коромысел была запущена в массовое производство лишь в XX веке. Именно эти весы долгое время можно было наблюдать на прилавках советских магазинах.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_августа #Р__
9 августа
(по некоторым данным 10 августа)
В 1894 году родился Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО (в Санкт-Петербурге), выдающийся русский писатель советского периода, драматург, сценарист и переводчик. Признанный классик русской литературы.
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни» и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества.
* * * * *
Выходец из семьи художника (отец – из полтавских дворян, мать – русская дворянка, до замужества была актрисой), Миша вырос на Петроградской стороне. После окончания гимназии один год учился на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (был отчислен за неуплату).
В сентябре 1914 года Михаил Зощенко был зачислен в Павловское военное училище, а в феврале 1915 года окончил ускоренные 4-месячные курсы военного времени и произведён в прапорщики с зачислением по армейской пехоте. В июле 1916 года в результате газовой атаки, проведённой немцами, он был отравлен газами и отправлен в госпиталь. Хотя Зощенко был признан больным 1-й категории, но отказался от службы в запасном полку и вернулся на фронт.
В феврале 1917 года у него обостряется болезнь (порок сердца – результат отравления газами), и после госпиталя он отчисляется в резерв. Летом Зощенко отказался от предложения эмигрировать во Францию.
В начале 1919 года, несмотря на то, что был освобождён от военной службы по состоянию здоровья, добровольно поступил в действующую часть Красной армии. Но после сердечного приступа и лечения в госпитале был признан негодным к военной службе и демобилизован.
В период 1920-22 годов Зощенко сменил множество профессий; в это же время он посещал литературную студию при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский.
В печати Михаил Михайлович дебютировал в 1922 году. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья» (Л. Лунц, Вс. Иванов, В. Каверин, К. Федин, М. Слонимский, Е. Полонская, Н. Тихонов, Н. Никитин, В. Познер), члены которой чуждались демагогии и тщеславной декларативности, говорили о необходимости независимости искусства от политики, в изображении реальности старались идти от фактов жизни, а не от лозунгов.
В произведениях 1920-х годов (преимущественно в форме рассказа) Михаил Зощенко создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. Писатель работает с языком, широко использует формы сказа, выстраивает характерный образ рассказчика. В 1930-е годы он больше работал в крупной форме: «Возвращённая молодость», «Голубая книга» и др.
Его книги издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен.
С началом Великой Отечественной войны писателя эвакуируют, в Алма-Ате он работает в сценарном отделе «Мосфильма». К этому времени пишет серию военных рассказов, несколько антифашистских фельетонов, а также сценарии к фильмам «Солдатское счастье» и «Опавшие листья».
В 1944-46 годах много работал для театров, две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре.
Длительное время Зощенко работал над повестью «Перед восходом солнца», основную мысль повести можно выразить так: «Сила разума способна победить страх, отчаяние и уныние». Писатель признавал, что именно к ней он шёл на протяжении всей своей творческой жизни.
«Перед восходом солнца» – автобиографическая и научная повесть, исповедальный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни. Он считал этот страх своей душевной болезнью, а вовсе не особенностью таланта, и пытался побороть себя, внушить себе детски-жизнерадостное мировосприятие.
Начиная с августа 1943 года журнал «Октябрь» успел опубликовать первые главы повести. Продолжение публикации журналу было строго запрещено, над Зощенко «сгустились тучи». Журнальная публикация вызвала огромный скандал, на автора был обрушен шквал критической брани, печатание повести было прервано. Удар последовал через три года, начались гонения писателя.
Впервые же повесть «Перед восходом солнца» полностью была опубликована только в 1968 году в США, а на родине автора – в 1987 году.
Зощенко был исключён из Союза писателей, лишён средств к существованию. Писателя не только перестали печатать – он был полностью вычеркнут: его имя не упоминалось в прессе, даже издатели переведённых им произведений не указывали имя переводчика. Почти все из знакомых литераторов прекратили с ним отношения.
Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Восстановление его в Союзе писателей после смерти Сталина (1953) и издание первой после долгого перерыва книги (1956) принесли лишь временное облегчение его состояния.
Силы писателя были исчерпаны, всё чаще и продолжительнее становятся депрессии, у Зощенко не стало более желания работать.
Последние годы жизни он провёл на даче в Сестрорецке (под Ленинградом).
Скончался Михаил Михайлович ЗОЩЕНКО 22 июля 1958 года, похоронен на городском кладбище Сестрорецка.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_августа #Г__
9 августа
В 1914 году родилась Туве ЯНССОН (в Гельсинфорсе, Великое княжество Финляндское), известная финская писательница, художница, иллюстратор. Обрела всемирную известность благодаря своим книгам о муми-троллях.
Писательницу традиционно почитают как автора сказок и, в особенности, как создателя своеобразного мира муми-троллей. Муми-тролль со своей семьей и друзьями разошлись по всем уголкам мира в виде рассказов в картинках и в телевизионных мультсериалах.
Туве Янссон является самой переводимой финской писательницей: книги про муми-троллей читают более чем на 30 языках мира, и они завоевали себе место в мировой сказочной литературе наряду с «Маленьким принцем», «Винни Пухом» и произведениями Астрид Линдгрен.
* * * * *
В возрасте 15 лет Туве Янссон уехала учиться в Швецию. Получив диплом факультета изящных искусств Колледжа искусств, проходила стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. К этому времени у себя на родине она уже добилась определённого признания, поскольку с 10 лет выполняла иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была хорошая знакомая родителей.
Завершив учёбу за границей, Туве возвратилась домой и начала иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу разных изданий.
Всемирная известность к ней пришла благодаря книжному сериалу о муми-троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми-долине. Эти книги, иллюстрации к которым Туве Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру.
Муми-тролли принесли писательнице множество литературных наград. Она была удостоена премии муниципалитета Стокгольма, медалей Сельмы Лагерлеф и Ганса Христиана Андерсена, а также польского ордена Улыбки. Книги о муми-троллях переведены на 30 языков, популярны в странах северной и центральной Европы.
Россия не стала исключением, на русском языке сказки про муми-троллей издавались многократно, тиражами до 100 тыс. экземпляров. Муми-бум в России пришелся на начало 1990-х годов.
Скончалась Туве Янссон 27 июня 2001 года в Хельсинки, в день её похорон в Финляндии был объявлен национальный траур.
* * * * *
Существует несколько легенд о том, как возник образ муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930 году.
Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале «Garm» в 1940 году.
Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 году («Маленькие тролли и большое наводнение», написана и проиллюстрирована в 1938 году), однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй.
Следующая книга – «Шляпа волшебника» (1949) – дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.
Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэрролла.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_августа #Я__
9 августа
В 1963 году родилась Уитни Элизабет ХЬЮСТОН (в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси), талантливая американская поп, соул и ритм-н-блюзовая певица, актриса, продюсер, бывшая фотомодель.
Одна из самых коммерчески успешных поп-исполнительниц, известна своими музыкальными достижениями, вокальными способностями и скандальной личной жизнью.
Согласно Книге рекордов Гиннесса, она – артистка с самым большим количеством профессиональных наград и премий музыкальной индустрии: за свою блестящую карьеру она завоевала более 400 трофеев. Среди них – 2 американские телепремии «Эмми», 6 «золотых граммофончиков» «Грэмми».
* * * * *
Её мать была в свое время известной исполнительницей госпелов (евангельские песнопения), двоюродная сестра – профессиональная певица. Такое окружение не могло не сказаться на выборе жизненного пути и карьеры Хьюстон.
В 11 лет она начинает солировать в младшем госпел-хоре баптистской «Церкви новой надежды».
В юности Хьюстон знакомится с артистической атмосферой. Она много разъезжает со своей матерью, делает первые попытки выступления в качестве певицы, выступает как бэк-вокалистка на подпевках у различных артистов. Снималась в рекламе для подростков, работала актрисой в телешоу, была довольно успешной фотомоделью.
Одновременно Хьюстон изучала танцы и актерское мастерство. Очень сильный и красивый голос помог ей быстро приобрести популярность в музыкальной среде.
В 18 лет Хьюстон подписала контракт с известным менеджером Д. Харви, под руководством которого она продолжила карьеру модели и усилила работу над голосом. Спустя пару лет, которые были посвящены становлению ее вокального мастерства и налаживанию контактов в музыкальном мире, Хьюстон приступила к большой работе.
В 1985 году она подписала контракт со звукозаписывающей компанией «Ариста Рекордз». Дебютный альбом Хьюстон дал сразу 3 топ-сингла и разошелся тиражом в 13 млн. копий только в США, что стало рекордом по количеству продаж дебютного альбома для сольной исполнительницы. Сам альбом собрал положительные отзывы критиков и похвалы для певицы.
Позже в том же году Уитни Хьюстон дебютирует в популярном тогда телевизионном «Шоу Мерфа Гриффина» с песней «Home». Далее она начинает выступать во многих популярных вечерних шоу, прежде обычно закрытых для черных исполнителей.
Окончательное признание молодой певицы приходит после серии престижных наград, включая «Grammy». В последующие годы Уитни было выпущено еще несколько альбомов, которые также имели большой успех. Уроки танцев и актерского мастерства тоже принесли свои плоды, дав ей возможность создавать динамичные клипы на MTV.
Но всемирная слава пришла к Уитни в 1992 году после выхода на мировые экраны фильма «Телохранитель», в котором она сыграла одну из главных ролей и исполнила основные музыкальные партии. Фильм собрал свыше 400 млн. долларов, а первая песня этого альбома – «I Will Always Love You» («Я всегда буду любить тебя») – стала мировым хитом и признанным гимном любви.
«Телохранитель» был дебютом Хьюстон в кино и принес ей оглушительный успех, ее заметили в качестве актрисы. Последовали съемки еще в двух картинах – «В ожидании выдоха» и «Жена священника».
В 1992 году Уитни Хьюстон вышла замуж за певца группы «New Edition» Бобби Брауна, в 1993 году родила дочь, которую назвали Бобби Кристина. «Желтая пресса» долгое время смаковала истории о пристрастии певицы к наркотикам, а также сплетни о ее непростой семейной жизни, побоях, достававшихся на ее долю от мужа, а затем о мучительном разводе в 2007 году.
Одно время она практически исчезла из поля зрения публики, но вернулась на сцену.
Помимо работы в кино и на эстраде, выпуска дисков, а также воспитания дочери, Уитни активно занималась благотворительностью, участвуя в мероприятиях различных фондов и организаций. Она основала свой Детский фонд Уитни Хьюстон, чья деятельность заключается в помощи бездомным детям и детям, больным раком или СПИДом.
До последних дней Уитни Хьюстон продолжала оставаться популярной певицей, поп-дивой, продавшей более 140 млн. своих пластинок. Но она была известна не только своими музыкальными достижениями и вокальными способностями, а также и скандальной личной жизнью.
Скончалась Уитни Элизабет Хьюстон 11 февраля 2012 года в Лос-Анджелесе. Она была найдена без сознания в номере гостиницы «Беверли Хилтон», приехавшая «Скорая помощь» помочь уже не смогла. Ей было всего 48 лет.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_августа #Х__
9 августа
В 1861 году родился Джон Уильям ГОДВАРД в (Уимблдоне), последний крупный представитель английского неоклассицизма. Иногда его причисляют к поздним прерафаэлитам.
Семья Джона Уильяма была весьма состоятельной. Отец работал банковским служащим, он полагал, что пять его сыновей смогут приобрести стабильную профессию, к которым он относил страховое и банковское дело.
Но Джон начал посещать вечерние занятия местной художественной школы, класс художника, архитектора и дизайнера Уильяма Хоффа Вонтнера. Он занимался с Вонтнером по вечерам в течение 1879—1881 годов. Мастерством рисования перспективы и архитектурных элементов он овладел именно в этот период.
Годвард продолжил обучение в Клэпхэмской школе искусств. Во время выставки Королевской академии художеств, проходившей в 1887 году, художник выставил свою работу «Желтый тюрбан». Картина привлекла внимание общественности, критики благосклонно отозвались о молодом даровании. Начиная с 1888 года, его работы продавались в галереях. Выставки королевской академии регулярно демонстрировали его полотна вплоть до 1905 года.
Нежелание близких принять увлечение сына живописью, привело к разрыву его отношений с семьёй: в 1889 году он переехал в Челси, где арендовал одноэтажный дом.
В 1894 году Годвард приобрёл собственную просторную студию. Он использовал свой дом в качестве интерьера для своих картин, украшал его внутри, как древнеримское здание, с беседками и фонтанами в саду.
В 1912 году Годвард покинул Англию и переехал жить в Рим. Бытует мнение, что он покинул Лондон, устремившись за одной из своих моделей-итальянок, чего ему так и не простила мать. Предположительно, Годвард работал в той же мастерской, которую незадолго до этого покинул И.Е. Репин.
В 1913 году на Международной выставке в Риме его картина «Бельведер» была награждена золотой медалью, в то же время одна из любимейших работ самого Годварда – «Золотые часы», выставленная на той же выставке в том же году, осталась незамеченной.
Возвращение в Англию в 1919 году было омрачено травлей, которую развязала против него английская критика.
Скончался Джон Уильям Годвард 13 декабря 1922 года.
Годвард не получил признания своего творчества и не вписывался в художественную среду Англии, хотя в период 1887—1905 годов выставлялся в Королевской Академии художеств.
Иинтерес к нему возник лишь в 70 годы ХХ века. Сейчас Годвард не уступает в популярности среди коллекционеров и издателей таким художникам, как Лоуренс Альма-Тадема, Адольф Вильям Бугро, Лейтон или Джон Уильям Уотерхаус.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_августа #Г__
9 августа
В 1895 году родился Леонид Фёдорович Мясин (в Москве), танцовщик и хореограф.
Окончив в 1912 году Московское театральное училище, был зачислен в кордебалет Большого театра. Параллельно с большим успехом выступал в Малом театре. На него обратил внимание Сергей Дягилев, собиравший для своих «Русских сезонов» в Париже лучших артистов.
В январе 1914 года Мясин по приглашению Дягилева переехал в Париж, где вскоре занял положение первого танцовщика его труппы. В дягилевской антрепризе пришелец оказался единственным москвичом, его исполнительский стиль отличался праздничной театральностью и безудержным темпераментом. Он великолепно исполнил партию Иосифа в балете «Легенда об Иосифе» Михаила Фокина и покорил парижскую публику. Удалась ему и партия Петрушки в фокинском «Петрушке».
Дягилев рано распознал и хореографический талант своего подопечного, сделав молодого Мясина, едва перешагнувшего порог 20-летия, главным хореографом «Русских сезонов». Мясин дебютировал как балетмейстер в 1915 году балетом «Полночное солнце» на музыку Римского-Корсакова.
В 1917 году в Риме состоялась премьера балета Мясина «Женщина в хорошем настроении» на музыку Д. Скарлатти в декорациях Л. Бакста. Главные партии исполнили Э. Чекетти с супругой и сам Мясин.
В том же году Мясин поставил балет «Парад» на музыку экстравагантного французского композитора Э. Сати. Авторы отказались от традиционных балетных образов и сюжетов, зато использовали все самое передовое и неожиданное: в музыке это был рев самолета и треск пишущей машинки, в декорациях и костюмах – эксперименты Пикассо в стиле кубизма (для него это был дебют в балетном театре). «Парад» своей эпатажностью вызвал скандал.
Уже в Лондоне Мясин поставил балет «Треуголка» на музыку испанца Мануэля де Фалья. Оформление опять доверили Пикассо. На главную партию Дягилев пригласил испанского танцовщика Ф. Фернандеса. Для работы над балетом Мясин, де Фалья и Фернандес на 3 месяца уехали в Испанию. Но случалась беда – танцовщик сошел с ума. На премьере главную партию исполнил сам хореограф, его партнершей была Тамара Карсавина.
Кроме того, Мясин поставил балет «Волшебная лавка» на музыку неизданных пьес Россини. Благодаря роли пылкого мельника в «Треуголке» и роли канканиста в «Волшебной лавке» (прообразом этого персонажа стал известный танцор из «Мулен Руж» Валантен, прозванный за гибкость «Бескостным»), Мясин приобрел европейскую известность как выдающийся танцор.
В 1920 году Мясин поставил «Пульчинеллу» на музыку Дж. Перголези (в обработке И. Стравинского) и свою версию «Весны священной». А еще – женился на балерине Вере Савиной, что привело к разрыву с Дягилевым.
Оставшись без дягилевской поддержки, Мясин создал свою школу в Англии. В 1924 году он поставил балеты «Меркурий», «Салат», «Прекрасный Дунай», «Школа танца». А в 1925 году сотрудничество с Дягилевым возобновилось. Ненадолго – на 3 года, за которые были поставлены 3 балета, в т.ч. «Стальной скок» на музыку Прокофьева. Какое-то время Мясин работал с труппой Иды Рубинштейн, где поставил балеты «Давид» и «Амфион». В 1932 году поставил для Дягилева «Детские игры» на музыку Бизе.
После смерти Дягилева, в 1933 году Мясин возглавил труппу «Русский балет Монте-Карло», где собрались бывшие дягилевцы и молодежь. С ней он создал несколько балетов-симфоний – «Предзнаменования», «Хореартиум», «Фантастическая симфония» на музыку Чайковского, Брамса и Берлиоза. Он считал «балет-симфонию» своим собственным жанром, тяготеющим к обобщенным образам и отсутствию литературного сюжета. Огромное значение Мясин придавал костюмам. Развивая свои идеи, в 1938 году он поставил «Седьмую симфонию» на музыку Бетховена.
Он услышал в музыке движение почвенных пластов и водных масс, создание рек и долин, библейские мотивы – появление Адама, Евы, Змея-искусителя, Каина и Авеля, образы олимпийских богов, гибель мира в огне. Год спустя он попытался в балете «Красное и Черное» на музыку Первой симфонии Шостаковича передать идею через цвет: белый (солисты), черный (смерть), красный (материализм), желтый (злоба), синий (природа).
В 1939 году начался американский период в творчестве Леонида Мясина. Он сотрудничал с труппой Роберта Джоффри, работал над симфоническими балетами, привлекал к постановкам Сальвадора Дали, воспринимая сюрреализм как подсознательный источник искусства. Работы того времени – «Вакханалия» на музыку Вагнера, «Нью-йоркер» на музыку Гершвина, «Саратога» на музыку Вейнбергера и «Лабиринт» на музыку Седьмой симфонии Шуберта.
Американцы сравнивали его с Джорджем Баланчиным. Но симфонические балеты Мясина отличались от бессюжетных постановок Баланчина иллюстративностью. Один передавал дух музыки, другой расшифровывал ее образы. Ставя балет, Мясин ориентировался на эмоции, живописные картины и персонажей, которые рождала в его сознании музыка.
С 1947 года Мясин работал главным образом в Европе, его приглашали самые известные театры. В «Сэдлерс-Уэллс балле» он поставил «Симфонию «Часы» на музыку Гайдна, в «Балете Елисейских Полей» – «Художник и его модель» на музыку Орика. В Бостоне – премьера балета «Гарольд в Италии» на музыку Берлиоза, в Милане – балетов «Марио и волшебник» и «Дон Жуан»…
Мясину принадлежала хореография фильмов-балетов «Красные башмачки», «Сказки Гофмана», «Неаполитанская карусель». Он успел поработать балетмейстером в труппах «Опера комик» (Франция), «Балле тиэтр» (США), «Ла Скала» (Италия). В 1960 году он поставил балет «Человеческая комедия» по «Декамерону» Боккаччо на фестивале Нерви в Италии.
Отдыхая летом 1917 года недалеко от Неаполя, Мясин увидел необитаемый скалистый остров в нескольких милях от побережья. Мясин за бесценок приобрел целый архипелаг. Острова Ле Галли на полвека стали домом, убежищем для Мясина и его семьи, его творческой лабораторией, его кабинетом. Здесь он написал свои воспоминания «Моя жизнь в балете», здесь продумывал свои искрометные постановки.
В последние годы жизни Мясин создал балеты на религиозные темы. Проведя детство в монастырском городке Верхнем Посаде, в молодости увлекшись религиозной живописью итальянского Возрождения, он довольно рано обратился к этой теме. Замысел балета «Литургия», к сожалению, неосуществленного, относится к 1914 году. В тридцатых годах Мясин обратился к созданию балета о жизни святого Франциска Ассизского – «Достославное видение», а в 1952 году поставил балет «Laudes Evangelii», который имел грандиозный успех и исполнялся в течение 10 лет. Затем появился балет «Воскресение и жизнь» на аранжировку музыки Монтеверди и Габриели: в нём, хотя сюжет по-прежнему основывался на евангельских событиях, были отобраны другие, нежели в «Laudes Evangelii», эпизоды. В 1957 году был поставлен балет «Евангелисты» на старинную музыку.
Скончался Леонид Фёдорович Мясин 15 марта 1979 года в немецком городе Боркен.
[club48234198|Все события] или #Ваш_День_Рождения_9_августа #М__